Экономическая культура студентов в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА»

Научная статья на тему 'Экономическая культура студентов в условиях рыночной экономики' по специальности 'НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА' Читать статью 14
Quote цитировать Review рецензии ВАК
0 20
Авторы
Журнал
Выпуск
Коды
  • ГРНТИ: 14 — НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37

Научная статья по специальности "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА" из научного журнала "Знание. Понимание. Умение", КАВКАЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, МЕДЯНЦЕВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА

Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Экономическая культура студентов в условиях рыночной экономики". Научная статья по специальности "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА"

/Современное общест-
'■уво требует высокого уровня организации экономической жизни и адекватного ей уровня профессионализма всех участников социально-экономического процесса. Высокие требования предъявляются не только к профессиональной подготовке специалиста любого профиля, но и к его духовно-нравственному облику, отношению к коллегам, обществу и окружающей среде. Поэтому важным компонентом профессионального образования становится личная культура выпускника, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры. А в условиях переходной экономики России особо актуальной стала проблема формирования адекватной экономической культуры.
Практически все исследователи признают, что экономическая культура — это часть более широкой системы — общей культуры общества. «Культура — это множество
культур, совокупность культур, наконец, система культур»1.
Экономическая культура присуща каждому из элементов экономической системы, всем видам, способам и формам экономической деятельности общества, коллектива, отдельного работника. Она во многом формирует образ жизни современного общества.
На сегодняшний день существует множество определений экономической культуры в различных отраслях знаний. В современном экономическом словаре экономическая культура — это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды для предпринимательства. Я. Кузьминов определяет экономическую культуру как совокупность институционализированных способов деятельности, которыми конкретные общества, группы и индивиды адаптируются к экономическим условиям своего существования. Она состоит из поведенческих стереотипов
С. Г. МЕДЯНЦЕВА,
Н. В. Кавкаева
Экономическая культура студентов в условиях рыночной экономики
1 Осипов Ю. М. Опыт философии хозяйства. М., 1990. С. 74.
и экономических знаний в их ценностном и инструментальном аспектах1.
Для понимания культуры, как феномена человеческой жизни можно выделить три существенных обстоятельства2. Во-первых, в культуре спрессован опыт множества формировавших ее поколений по осознанию себя и мира, приспособлению к окружающей среде и устроительству внутренней жизни, разрешению конфликтов и стремлению к идеалам. Во-вторых, культура проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, которая воплощает те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные образцы культуры. В этом смысле человеческую деятельность правомерно рассматривать как функцию той или иной комбинации культурных традиций. Причем формы и ценности экономической культуры формируются как непосредственно в самом хозяйстве, так и вне его. В-третьих, развитие культуры, смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных «кодексов поведения» происходит по принципу естественного отбора. Выживают те культурные традиции, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности, а не прошедшие эволюционный фильтр отсеиваются.
Экономическая культура характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включает в себя как материальный продукт, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей.
Противоречивое экономическое мышление эмоционального плана не способствует формированию активного поведения. При этом экономическая неграмотность порождает конфликты, отрицательно сказывается на хозяйственных результатах. Знания же,
получаемые в процессе обучения и способности рационального мышления, должны давать человеку возможность быстро адаптироваться к требованиям, диктуемым экономическими и социальными преобразованиями в обществе, грамотно осуществлять свой экономический выбор в различных жизненных и производственных ситуациях.
Экономическое мышление формируется не только на занятиях по экономике, но и на основе знаний по истории, географии, праву, информатике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам. Образовательная область экономики должна опираться на интеграцию экономических знаний в общем комплексе изучаемых предметов.
Современная экономическая культура — результат длительного, противоречивого и не всегда восходящего развития. Существует общая тенденция повышения уровня экономической культуры. Экономическая культура проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, воплощающей те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные и заново выработанные образцы культуры. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности работников. В экономической культуре кристаллизуются наиболее успешные и, поддерживаемые естественным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мысли, действий, взаимоотношений. В них сжатая энергия прошлого опыта, фактически ценнейший и незаменяемый ничем моральный и мотивационный ресурс экономического роста, который не формируется автоматически и каждое новое поколение проходит путь становления экономической культуры, самостоятельно.
1 См. об этом: Кузьминов Я. Советская экономическая культура: Наследие и пути модернизации // Вопросы экономики. 1992. №3.
2 См. об этом: Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.
Состояние экономики отражает тот уровень культуры, носителями которого являются отдельные индивиды и общество в целом. Экономическое развитие зависит от общей культуры населения — его грамотности, начитанности, информированности о том, что происходит в стране и в мире. От культуры зависит способность населения участвовать в развитии экономики. Функцией культуры являются такие немаловажные для экономики социальные качества людей компетентность, образованность, рациональность, ответственность, надежность, честность, смелость, дисциплинированность. За всеми этими качествами людей стоят определенные ценности, нормы поведения, традиции, интересы. Реальная экономика также оказывает серьезное воздействие на уровень экономической культуры всех членов общества. И все же без изменений в культуре людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экономике. Следовательно, формирование экономической культуры как процесс требует планирования, организации и контроля.
Экономическая культура формируется как стихийно, так и в процессе экономического образования. Поэтому система образования, являясь важнейшим социокультурным регулятором развития общества, должна помочь осознать социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их общественную и личную значимость. Существующую проблему формирования экономической культуры молодежи в новых социально-экономических условиях призвано решать педагогическое сообщество. Сегодня российское общество сталкивается с проблемами изменения экономической культуры и как следствия с необходимостью изменения подходов к экономическому образованию и воспитанию. Новое содержание экономических дисциплин формирует новую экономическую культуру, поэтому важно исследовать процесс формирования экономической культуры в современных условиях как педагогическое явление.
В последние годы возрос интерес к данной проблеме, проведены интересные диссертационные исследования по формированию экономической культуры школьников и студентов. Исследования экономической культуры в педагогической науке относят к проблемам экономического обучения и воспитания личности. В 60-80 годы XX века исследованию экономической культуры уделялось большое внимание. Сущность, актуальность, пути экономического воспитания в школе рассматривали И. А. Сасова, А. Ф. Аменд, Л. Н. Пономарев, В. Д. Попов, И. В. Иткин, В. И. Максакова и др.
Экономическое образование и воспитание предполагает усвоение учащимися основных положений экономической науки, дает им представления о хозяйственной деятельности, экосистемах, роли экономики в жизни людей. Экономические знания способствуют осмыслению роли человека в обществе, развитию нравственности у учащихся, позволяют научить рациональному поведению. Экономическое воспитание предполагает формирование отношения молодежи к экономическим знаниям, умениям, труду, к природной среде и выявление этого отношения к экономической деятельности. Экономическое воспитание неразрывно связано с формированием экономически значимых личностных качеств студента: трудолюбия, ответственности, бережливости, деловитости, самостоятельности.
Необходимым условием успешного воспитания является экономическое образование. Большинство педагогов-исследователей считает, что экономическая культура, как и культура вообще — это, прежде всего, образование, т.е. накопленные знания, преставления, сведения. Экономическое образование — процесс и результат усвоения учащимися систематизированных экономических знаний, умений и навыков, формирование принципов и их практическое применение, способствующее развитию экономического мышления, сознания, как условия эффективной экономической деятельности. Экономическое образование является осно-
вой экономического воспитания личности и основой формирования экономической культуры. Экономическая культура — структурное качество личности, развивающееся в процессе обучения и воспитания, синтезирующее в себе глубокие и прочные знания основ функционирования экономики и умение индивида использовать эти знания в процессе жизнедеятельности.
Все это определяет основные принципы, на которых должна строится система экономического образования молодежи: личностно-ориентированный подход к преподаванию экономических дисциплин; ориентация их на общечеловеческие ценности в экономике; рассмотрение современного хозяйства как сложной экологической системы; системность в предметном обучении, взаимодействие различных видов дидактических связей, между учебными темами, курсами, предметами, циклами.
Министерством образования разработаны стандарты предмета «Экономика», но, к сожалению, они не могут содержать ответа на вопрос: какие личностные качества формируются у наших студентов под влиянием экономической действительности и какое влияние оказывает на них преподавание экономических дисциплин, и в целом система высшего образования?
Поэтому чтобы определить задачи формирования экономической культуры студентов необходимо выявить уровень экономической культуры студентов на начальном этапе изучения ими экономической теории. Это позволит выделить основные направления исследования, а также четко определить учебные и воспитательные задачи в процессе преподавания экономических дисциплин. Для определения уровня сформированности экономической культуры используются статистические методы обработки данных социологических и психолого-педагогических исследований, возможно так же использование математических методов.
Принято выделять компоненты экономической культуры: экономическая грамотность, экономическое мышление, система
представлений о закономерностях и механизмах функционирования рыночной экономики, умение анализировать экономическую информацию, черты характера, обеспечивающие грамотные «экономические поступки».
Важным моментом является выделение критериев и показателей, позволяющих получать объективную информацию о результатах учебно-воспитательной работы по формированию экономической культуры студентов в процессе преподавания экономических дисциплин. Критериями в нашем исследовании выступают ведущие элементы в структуре экономической культуры, изменение которых может служить показателями развития экономической культуры.
Диагностика уровня экономической культуры осуществляется по выделенным критериям: интеллектуально-познавательному, ценностно-мотивационному, деятельностно-креативному. На основе критериев, показателей и степени их выраженности можно выделить три уровня сформирован-ности экономической культуры: высокий, средний, низкий.
Интеллектуально-познавательный критерий. Высокий уровень экономической культуры предполагает, что студент владеет прочными системными знаниями и применяет их на практике для характеристики экономических явлений и процессов с полным пониманием закономерностей экономического развития. Если студент самостоятельно воспроизводит экономические знания на уровне понимания, строит графики, схемы и на их основе может проследить взаимосвязи экономических явлений, решает стереотипные задачи, то речь можно вести о среднем уровне экономической культуры. При низком уровне владение студентом теоретическими знаниями ограничено: при определении экономических явлений преобладает узнавание лишь по внешним признакам, механическое воспроизводство экономических знаний на уровне отдельных фактов, вне взаимосвязи их друг с другом. Студент умеет читать графики, схемы, таблицы.
Ценностно-мотивационный критерий. Высокий уровень экономической культуры предполагает понимание необходимости ответственного подхода к любым видам экономической деятельности. Имеет место устойчивая положительная мотивация на совершенствование экономических знаний. Студент серьезно ориентирован на саморазвитие, что отражается в его ответах на вопросы анкет, он активен на занятиях. При среднем уровне экономической культуры понимание необходимости ответственного подхода к любым видам экономической деятельности у студента сочетается с ожиданием решения этих проблем более сильным субъектом. Характерна неустойчивая ситуативная мотивация на совершенствование экономических знаний. Неярко выражена ориентация на саморазвитие, поведение ситуативное. Низкий уровень характеризуется преобладанием ожидания принятия решения по экономическим проблемам более сильным экономическим субъектом. Такой студент проявляет слабый познавательный интерес. Он не ориентируется на саморазвитие, что ярко выражается в пассивном поведении и просматривается в ответах на вопросы анкет.
Деятельностно-креативный критерий. Студент, обладающий высоким уровнем экономической культуры, проявляет инициативу и самостоятельность в постановке целей и задач в экономической деятельности. У него преобладает инициативность в деятельности, творческий подход к выбору путей достижения цели. Студент склонен к проведению самоконтроля и адекватной самооценки. Средний уровень включает в себя понимание значимости поиска оптимального пути решения вопросов, но при определении целей и задач экономической деятельности преобладает подражание. Он не всегда осуществляет поиск наиболее оптимального пути решения проблемы, а его решения стандартны. Для него велика значимость внешнего руководства в деятельности. При низком уровне экономической культуры студент не может самостоятельно определять цели
и задачи экономической деятельности. Он не понимает значимости поиска оптимальных путей решения экономических проблем. Такому студенту необходим внешний контроль его деятельности со стороны более сильного субъекта, он боится новых творческих решений, а принятие решений основано преимущественно на эмпирическом опыте.
Особенность экономической культуры заключается в том, что невозможно четко разделить пути формирования ее по отдельным критериям, по принципу: интеллектуально-познавательный критерий отражается в проявленных студентом экономических знаниях, ценностно-мотивационный — в результате экономического воспитания, а деятельностно-креативный компонент — в результате экономической деятельности. Это касается даже экономической культуры студентов экономических специальностей, где есть возможность практического применения экономических знаний в процессе обучения (экономические расчеты на семинарских занятиях, анализ произведенных экономических расчетов, производственная практика, как непосредственное участие в экономической деятельности).
Тем более, такое разграничение невозможно, когда речь идет о формировании экономической культуры студентов-неэко-номистов, когда количество учебных часов сильно ограничено и нет возможности, полученные экономические знания, применять на практике. Поэтому можно получить более высокие результаты в процессе преподавания, если проигрывать, имитировать разные виды экономической деятельности и анализировать их вместе со студентами. В таком случае обычно используют различные тренинги: деловые игры, диспуты, дискуссии, презентации, кейсы, работу в малых группах и т. п. Очень важно дополнять основной курс экономической теории спецкурсами, приближенными к специальности студентов («Введение в бизнес», «Концепция устойчивого развития», РИ и т. д.).
В начале формирующего эксперимента проверяются, прежде всего, базовые эконо-
мические знания. Студентам предлагается
ответить без предварительной подготовки на вопросы теста, который содержит по три варианта ответа. При составлении теста можно ориентироваться на школьную программу учебных курсов гуманитарного цикла. Для получения более полного представления об уровне экономической культуры студентов недостаточно провести тест на знание основных экономических понятий и категорий в начале и в конце эксперимента. Использование социально-экономического и психолого-педагогического анкетирования студентов поможет получить дополнительные сведения об уровне экономической культуры студентов.
Формирование экономической культуры студентов неэкономических факультетов имеет свои особенности, связанные с тем, что экономика не является сферой их профессиональных интересов. Но в то же время высокий уровень экономической культуры поможет студентам, будущим специалистам, понять место и роль их будущей профессио-
нальной деятельности в системе функционирования экономики; научит ориентироваться в кризисных, проблемных ситуациях; сориентирует их на те условия, которые возникнут в социально-экономической сфере через несколько лет.
Высокий уровень образования молодежи может послужить предпосылкой для массированного распространения необходимой правовой и экономической информации. В этом случае, даже столкнувшись с негативными явлениями в экономической сфере, молодежь будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения. Необходимо формировать у студентов, будущих граждан страны, понимание того, что развитие экономики — это суммарный результат действий миллионов людей, регулируемых как внешними институциональными условиями их деятельности, так и чертами экономической культуры самих людей: их традициями, ценностями, ориентациями, интересами.

в избранное
цитировать
читать
наверх