Научная статья на тему 'Экономическая культура современной Украины: резерв развития или фактор торможения?'

Экономическая культура современной Украины: резерв развития или фактор торможения? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАНОЕ ЗНАНИЕ / ECONOMIC CULTURE / NATIONAL ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ECONOMIC BEHAVIOR / WORK ETHIC / PROFESSIONAL AND SPECIALIZED KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Онищенко Ирина Григорьевна

В статье проанализированы сущность и содержание экономической культуры в контексте влияния на развитие украинского общества. Расскрывается феномен, структура и функции современной экономической культуры, как экономической категории, взаимосвязь экономики и культуры. Обосновывается необходимость её изучения и формирования в новых социально-экономических и политических реалиях Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic culture of modern Ukraine: reserve development or inhibition factor?

The article analyzes the nature and content of economic culture in the context of the impact on the development of Ukrainian society. Opens up phenomenon, the structure and function of modern economic culture as an economic category, the relationship of the economy and culture. The necessity of its study and the formation of a new socio-economic and political realities of Ukraine. This article analyzes the definition of the concept of economic culture followed by an attempt to determine its impact on the country's economy in terms of financial, economic and political crisis, as the crisis conditions themselves can be a stimulus for the development of economic culture as such. Economic culture one of the most important categories, which can be used to describe the social mechanism of economic development. It can be defined as a system of values and motives of economic activity, respect for any form of ownership and commercial success as much to the social achievements aversion sentiment, egalitarianism, the creation and development of social media for business. Economic culture a special sphere of culture associated with the reproduction of the relations developing between people in the process and about their business. This kind of projection of the sphere of the economy on the world of culture, on the one hand, and on the other the culture, in turn, is projected on the economy. These two parallel processes have on each other mutual influence. Investigation of the state of economic culture of modern society can serve as a re-evaluation of national development priorities and strategy of socio-economic reforms aimed at improving the motivational attitude to work, monetary wealth, hoarding of various socio-cultural groups. Thus, the economic culture of modern Ukraine in the conditions of political and economic crisis can serve as a source of economic growth, and its brake.

Текст научной работы на тему «Экономическая культура современной Украины: резерв развития или фактор торможения?»

researchers in these events in the history of Ukraine, which actually caused the National liberation war of the Ukrainian people 1648-1658 years, information analysis of articles in the «Kiev Antiquity», «Ukrainian historical journal and Scientific Bulletin «Gileya» gives us the opportunity to trace the frequency of publications of certain issues on their pages for the period from 2008 to 2013.

The monitoring conducted by the authors allowed to outline the scientific interests of domestic researchers in the following areas:

- Political, social and economic systems in the Ukrainian lands in the Grand Duchy of Lithuania;

- Socio-economic development of Ukrainian lands in the second half of XVI and first half ofXVII centuries;

- Genesis of the Ukrainian Cossacks and the formation of their estates characteristics;

- Zaporozhye Sech as a center of consolidation of the Ukrainian Cossacks;

- Cossack uprisings at the end of XVI and in the 20-30s of XVII centuries;

- Cultural, educational and religious life in Ukraine;

- Analysis of documents on the history of the Lithuanian-Polish period in Ukraine in the second half ofXVI and first half ofXVII centuries.

As a result of the conducted monitoring we got an objective picture of the distribution of research priorities on the history of Ukraine in the second half of the XV and the first half of XVII centuries in professional publications «Kiev Antiquity», «Ukrainian Historical Journal» and Scientific Bulletin «Gileya» for the period of2008-2013 and the considerable increase in the number of publications in 2011, 2012 and 2013 was registered.

The authors assessed the topic distribution of scientific papers, and the structuring of the information flow on the subject of study revealed the major scientific interests of modern domestic researchers of the history of Polish-Lithuanian period in Ukraine in the second half of XV- the first half of XVII centuries. Considering the base index of integration of scientific professional periodicals in scientific communication «Ukrainian Historical Journal» takes the first place, Scientific Bulletin «Gileya» - the second, «Kiev Antiquity» - the third.

Key words: history of Ukraine, the Lithuanian-Polish period, professional publications, «Kiev Antiquity», «Ukrainian Historical Journal» Scientific Bulletin «Gileya», information flow, monitoring.

УДК 330.16; 316.72 И. Г. Онищенко

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ: РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ИЛИ ФАКТОР ТОРМОЖЕНИЯ?

В статье проанализированы сущность и содержание экономической культуры в контексте влияния на развитие украинского общества. Расскрывается феномен, структура и функции современной экономической культуры, как экономической категории, взаимосвязь экономики и культуры. Обосновывается необходимость её изучения и формирования в новых социально-экономических и политических реалиях Украины.

Ключевые слова: экономическая культура, национальное экономическое сознание, экономическое поведение, трудовая этика, профессионально-специализированое знание.

Мы живем в уникальный период, когда весь мир обретает новые смыслы и новые формы развития. Ученые говорят о системном кризисе - денег и ресурсов, идей и идеологий, морали и культуры, как глобальном вызове человечеству. Новая эпоха требует новых правил. Украина, как сверхновая страна, находясь на «цивилизованном разломе» между западным - европейским, восточным - российским и южным -мусульманским мирами с их разными экономическими укладами и моделями государственности, может и должна обрести синтезированное качество современной удобной страны, страны мира и социальной гармонии, заняв достойное место в новом мировом устройстве. Изучение экономической культуры, как неотъемлемой части социокультурного пространства, актуализируется потребностью всестороннего анализа новой культурной парадигмы.

В предлагаемой статье анализируется определение самого понятия «экономическая культура» с последующей попыткой определения её влияния на развитие экономики страны в условиях финансового, экономического и политического кризиса, поскольку сами кризисные условия могут быть стимулом для развития экономической культуры как таковой.

Политические, экономические, социальные и культурные преобразования последних десятилетий вызвали серьезную трансформацию экономической культуры в стране. Можно говорить о достаточно выраженных тенденциях индивидуализации ценностей, ослаблении патернационализма, рационализации поведения и увеличении значимости индивидуальной ответственности за себя, свою семью, свою малую Родину, свою страну. Вместе с тем, недостаточная результативность и снижение темпов экономических реформ, что приводит к обнищанию населения, значительному социальному расслоению, безработице, ослаблению социальной защищённости, возвращают массовое экономическое сознание назад - к обществу советского периода, когда всё решало государство. Именно поэтому изучение влияния экономической культуры на состояние экономики является актуальным, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Экономическая культура - базисная категория, отражающая не только качество социальных отношений, в которые люди вступают в процессе производства, распределения и потребления материальных благ, но и качественная характеристика и мера развития социальности. Как важный фактор экономического развития, экономическая культура требует к себе особого внимания со стороны экономистов, политологов, социологов и культурологов. В философских, социологических и экономических исследованиях формируются целые направления, которые особое внимание акцентируют на различных аспектах изучаемого явления. Так, в западной экономической социологии можно выделить работы В. Зелизера, Н. Бигарда, П. Димаджио [7]. На постсоветском пространстве разработкой проблематики экономической культуры занимаются А. Ахиезер, Т. Заславская, И. Войтов, Я. Кузьминов, Р. Рывкина, О. Янбулатова. Среди исследователей Украины можно отметить В. Врублевского, Е. Головаху, З. Галушка, Т. Ефременко, В. Пилипенко, М. Симикину и др. В работах этих ученых рассматривается феномен экономической культуры как важнейшей экономической категории, анализируется взаимосвязь экономики и культуры в их современных проявлениях.

В науке до сих пор отсутствует единая, общепризнанная концепция сути, структуры и показателей экономической культуры. В зарубежных и украинских изысканиях существующие определения понятия «экономическая культура» исходят из разных методологических оснований и представляют различные стороны исследуемого

феномена, что свидетельствует о её сложности и многогранности. Доминирует, так называемый, традиционный подход, который сводит экономическую культуру к экономическому сознанию в его устойчивых формах и стереотипах [1, с. 55]. Определяющими элементами при этом подходе выступают следующие элементы экономического сознания - экономические ценности, нормы, ориентации, традиции. Отсюда трактовка экономической культуры как ценностно-нормативной системы, ценности которой разделяются большинством членов общества. Вместе с тем, необходимо отметить, что такой подход не позволяет системно отразить сущность экономической культуры, в частности, её влияние на стабильное развитие экономики, культуры, да и государства в целом.

Экономический подход строится на анализе экономических отношений и материальных ресурсов, рассматривая экономическую культуру только как фактор ускорения или замедления социально-экономического развития. Философский подход, являясь методологическим основанием, сосредоточен на поиске наиболее общих законов развития природы, общества и мышления и даёт фундаментальное абстрактное понимание этого явления, что во многом помогает изучить разные грани феномена экономической культуры.

Анализ экономической культуры во взаимосвязи с экономическим поведением индивидов и экономическими институтами общества помогает представить целостную картину социального механизма развития хозяйственной жизни. Социологический подход представляет собой конструктивный синтез рациональных моментов всех названых подходов. Он помогает оценить качественные и колличественные характреристики экономической культуры.

Можно согласиться с подходом тех исследователей (Я. Кузьминов, Т. Ефременко), которые предлагают понимать экономическую культуру как «совокупность институционализированных способов деятельности», обеспечивающих адаптацию конкретных обществ, групп к экономическим условиям своего существования. Экономическая культура в такой интерпретации состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний в ценностном и инструментальном аспектах [4, с. 134].

Рассмотрим суть экономической культуры, её структуру и функции в обществе. Экономическая культура - одна из важнейших категорий для описания социального механизма развития экономики. Её можно определить как некую систему ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства [5, с. 406]. Таким образом, экономическая культура - особая сфера культуры, связанная с воспроизводством отношений, складывающихся между людьми в процессе и по поводу их хозяйственной деятельности. Это своеобразная проекция сферы экономики на сферу культуры. При этом и сама культура, в свою очередь, проецируется на экономику. Эти два параллельные процессы оказывают друг на друга взаимное влияние. Так, как объективные условия бытия в течение длительного периода времени постепенно, но целенаправленно формируют определённые ментальные особенности народа, существующий уровень развития экономики задаёт объективные параметры формирования культуры как всего общества, так и его отдельных социальных групп и индивидов [4, с. 126].

Вместе с тем, экономическая культура имеет свой сложный социогенез, который зависит от целого ряда факторов - начиная с исключительно географических, до -ментальных. Воплощая в себе нравственные, религиозные и эстетические ценности,

экономическая культура формирует собственное ядро - национальное экономическое сознание, которое может быть как конструктивным, так и разрушительным.

Конечно, носителем культуры всегда является человек. Вместе с тем, экономическая культура находит своё выражение в институциональных структурах, технологиях и продуктах. Она всегда выступает качественной характеристикой экономической деятельности.

Экономическая культура включает в себя ряд основных компонентов -экономические знания, экономическое мышление, экономическую направленность. Иначе говоря, экономическая культура - это совокупность социальных норм и ценностей, выступающих в качестве регулятора экономического поведения и выполняющих функцию некой социальной памяти экономического развития. Вместе с тем, экономическая культура - это ценносный набор ориентиров экономического поведения.

Нет необходимости напоминать, что конкретные исторические условия влияют на экономическое поведение людей, одновременно изменяя те ценности, которые его формируют. Учёные выделяют по крайней мере три таких составляющих - трудовую этику, научное и профессионально-специализированное знание, а также нормы и нормативную регуляцию поведения людей. Трудовая этика представляет собой отражение отношения людей к труду, содержащиеся в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности [6, с. 184]. Хотя с позиции экономической эффективности рыночная экономика является самой эффективной, социологические исследования показывают, что в современном украинском обществе не все принимают её нормы и ценности (только 30-35% жителей Украины являются поклонниками общества свободного предпринимательства). Связано это, прежде всего, с отсутствием массовой базы рыночной идеологии, которая, как правило, объединяет общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности.

Можно утверждать, что в условиях современной Украины трудовая этика имеет консервативный характер. Массовое экономическое сознание транзитного украинского общества, с одной стороны, отражает процессы деинституционализации в стране, а с другой - усиливает противоречия, «разорванность» социально-економической практики, поскольку в Украине действуют одновременно и старые и новые социально-экономические институты, которые детерминируют двойные экономические нормы. Двойственность институциональных правил (старые советские ценности якобы отвергнуты, а новые - демократические, рыночные все ещё не усвоены большигством населения) проявляется в амбивалентном отношении людей к институциональным основам экономической жизни.

Двойственность и противоречивость социальной позиции находят своё выражение в нескольких аспектах. Во-первых, в массовом и индивидуальном сознании взаимоисключающие ценностно-нормативные подсистемы сосуществуют не как антагонисты, а как согласованные элементы единого типа сознания и эмоционального отношения к социально-экономической действительности.

Во-вторых, противоречивые системы ценностей характерны не для разных социальных групп, конкуренция между которыми могла бы в конце концов привести к установлению иерархической системы, а фактически для каждой большой социальной группы. И в-третьих, амбивалентность проявляется в противоречивом объединении демократических целей социальных преобразований и тоталитарных способов реализации этих демократических целей [2, с. 68]

В целом феномен амбивалентности массового экономического сознания это продукт современных политических, экономических и культурных преобразований, которые привели украинское общество к социально-экономической нестабильности. В условиях деинституционализации амбивалентное сознание является нормой, соответствуя двойному и противоречивому институциональному регулированию социально-экономических отношений и поведения. Культура, кроме всего прочего, характеризует качество и уровень социальности, ибо по своей сути и превращает человека в существо социальное.

Профессионально-специализированное знание в период социокультурной трансформации становится ещё более актуальным элементом экономической культуры общества. Исследователи связывают это, прежде всего с тем, что детерминация социокультурной трансформации лежит в плоскости экономических причин, а, значит, сопровождается активным процессом материально-технического перевооружения, что, в свою очередь, требует системной профессиональной переподготовки.

Таким образом, идея непрерывного образования преобретает актуальное значение именно в период социокультурной трансформации, когда новая техника требует постоянного совершенствования знаний, умений и навыков работника. Экономические реформы предполагают, что человек приобретает инновационные экономические знания. А качественно новые знания, в свою очередь, неизбежно влекут изменение всей экономической культуры.

И, наконец, третья составляющая экономической культуры - нормы и нормативная регуляция поведения человека, также подвергается значительным изменениям в периоды социокультурных трансформаций, ибо сами нормы изменяются и влекут за собой изменения традиционных представлений о поведении человека в обществе.

Таким образом, экономическая культура общества, представляя собой совокупность определенных ценностей, регулирующих и направляющих поведение человека в периоды социокультурной трансформации, качественно меняется, адаптируясь к новым историческим реалиям.

Если культура подразумевает сохранение предшествующего опыта, то социальная память связана с историей, поэтому насильственное разрушение традиций «как фундаментального элемента механизма преемственности и целостности культурного пространства» пораждают культурный вакуум [4, с. 130]. Именно поэтому во время осуществления фундаментальных социальных, экономических и политических реформ необходимо очень осторожно обходиться с культурной составляющей этих преобразований. Создание новой, соответствующей новым реалиям экономической культуры - процесс весьма тонкий и неспешный, требующий строгого различия между сутью и следствием.

Исследователи феномена экономической культуры предлагают рассматривать это сложное социальное явление в трёх аспектах: теоретическом, практическом и этическом. Теоретический аспект предполагает изучение через основание экономической теории и соответствующих ей научных понятий. Привитие определённых навыков экономического поведения - это практический аспект. А процесс овладения новой системой ценностей, адекватной определённой экономической системе, - этический вопрос [1, с. 57].

Массовая экономическая культура, являясь важным фактором обновления экономики и развития трансформационных процессов, нуждается в определённой коррекции. Мы уже отмечали, что в современном украинском обществе наблюдается дефицит рыночной культуры. Это проявляется в отсутствии понимания структуры и

механизмов функционирования раночной экономики, опыта участия в работе рыночных структур, умения выполнять определённые экономические роли в условиях современного рынка. Значительная часть населения до сих пор пребывает в плену стереотипов, в частности, в сознании доминирует уравнительный идеал потребления материальных благ, представление о незаконности и аморальности больших доходов, об исключительно криминальном происхождении предпринимательской деятельности и эксплуататорской сущности самих предпринимателей. Большая часть населения возлагает ответственность за своё материальное состояние на государство, и прежде всего, на официальную систему социальной защиты населения [3, с.25]

Не меньшую опасность представляет понимание экономических реформ в категориях административного регулирования экономики (например, повышение трудовой дисциплины, централизованное снижение цен, администрирование курсов валют, борьба с теневой экономикой, спекуляцией и коррупцией). Все эти стереотипы тормозят процесс модернизации экономической системы и общества в целом. Культура - феномен чрезвычайно устойчивый. Советская система управления существовала не только институционально, но и ментально. Даже критически относясь к прошлой экономической культуре, люди не могут быстро перестроиться на новый лад, ибо ценности и социальные поведенческие нормы глубоко укоренились в сознании. Абсолютно справедливо утверждение Т. Ефременко, что утрата десятилетиями формировавшихся и передаваемых от поколения к поколению традиций, ценностей, норм поведения, не «амортизированная» усвоением новых норм и ценностей, порождает «культурный вакуум» и приводит к ситуации, когда экономическая культура общества превращается из движущей силы развития в фактор торможения социально-экономического прогресса [4, с. 138].

Современная экономическая культура украинского общества страдает неопределённостью и противоречивостью, что обусловлено многочисленными изменениями экономического курса украинского государства, социальной нестабильностью, экономическими и финансовыми кризисами. Экономические реформы связаны с возникновением и развитием новых экономических ценностей и норм, что приводит к саморегуляции и обновлению экономической культуры. Происходит адаптация к изменяющейся экономической среде. Культура обладает относительной независимостью, а следовательно, развиваясь, создаёт почву для изменений в экономике.

Рассматривая возможности экономической культуры украинского общества, исследователи выделяют несколько направлений её формирования - в обществе в целом, на уровне государства и на уровне личности. Что касается первого аспекта, то в общественном сознании важно формировать толерантную экономическую идеологию. Экономическая культура на государственном уровне - это сфера ответственности системы образования. Экономическая культура личности находит своё отражение в экономической компетентности, экономической активности, наконец, в применении экономических знаний в повседневной практике.

При анализе экономической культуры современного общества необходимо учитывать также целый комплекс её составляющих: культуру организации и управления, культуру производства, культуру рыночных отношений, культуру потребления, финансовую культуру. Показателями проявления экономической культуры, как правило, являются высокий уровень деловой и профессиональной компетентности специалистов и состояние правовых и этических норм экономической деятельности.

Исследование состояния экономической культуры современного украинского

общества может послужить переоценке приоритетов национального развития и разработке стратегии общественно-экономических преобразований, направленых на совершенствование мотивационного отношения к труду, богатству, накопительству различных социокультурных групп. Современная экономическая культура Украины в условиях политического и экономического кризиса может одновременно служить как источником роста экономики, так и её тормозом.

Список использованной литературы

1. Войтов И. В. Экономическая культура и пути её формирования в России / И. В. Войтов // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. - 2009. - №2. - С. 53-58.

2. Головаха Е. Социальное безумие. История, теория, современная практика / Е. Головаха, Н. Панина. - К.: Абрис, 1994. - 168с.

3. Галушка З. I. Фактори формування економiчноi культури украшського суспшьства/ З. I. Галушка // Економiчна теорiя. - 2008. - № 1. - С. 22-29.

4. Ефременко Т. Экономическая культура как социологическое понятие / Т. Ефременко // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - № 3. - С. 123-141.

5. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.Б . Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 497 с.

6. Тарасов А. Н. Экономическая культура общества в условиях современной социокультурной трансформации евроатлантической цивилизации: философский аспект/ А. Н. Тарасов // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9. - С. 182-185.

7. Dimaggio P. Culture and Economy / P. Dimaggio // The Handbook of Economic Sociology / ed. by N. J. Smelser. - Princeton, 1994. - P. 27-57

I. G.Onishchenko

ECONOMIC CULTURE OF MODERN UKRAINE: RESERVE DEVELOPMEN

T OR INHIBITION FACTOR?

The article analyzes the nature and content of economic culture in the context of the impact on the development of Ukrainian society. Opens up phenomenon, the structure and function of modern economic culture as an economic category, the relationship of the economy and culture. The necessity of its study and the formation of a new socio-economic and political realities of Ukraine. This article analyzes the definition of the concept of economic culture followed by an attempt to determine its impact on the country's economy in terms of financial, economic and political crisis, as the crisis conditions themselves can be a stimulus for the development of economic culture as such.

Economic culture one of the most important categories, which can be used to describe the social mechanism of economic development. It can be defined as a system of values and motives of economic activity, respect for any form of ownership and commercial success as much to the social achievements aversion sentiment, egalitarianism, the creation and development of social media for business. Economic culture - a special sphere of culture associated with the reproduction of the relations developing between people in the process and about their business. This kind of projection of the sphere of the economy on the world of culture, on the one hand, and on the other - the culture, in turn, is projected on the economy. These two parallel processes have on each other mutual influence. Investigation of the state of economic culture of modern society can serve as a re-evaluation of national development priorities and strategy of socio-economic reforms aimed at improving the motivational attitude to work, monetary wealth, hoarding of various socio-cultural groups.

Thus, the economic culture of modern Ukraine in the conditions of political and economic crisis can serve as a source of economic growth, and its brake.

Keywords: economic culture, national economic consciousness, economic behavior, work ethic, professional and Specialized knowledge.

УДК 656.835.91(470) «1941 / 1991» С. Е. Орехова

ЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ СССР

В статье представлена классификация почтовых выпусков СССР, введенных в почтовое обращение в течение 1941 - 1991 гг., посвященных теме Великой Отечественной войны, что дает возможность изучить летопись событий 1941 -1945 гг. Сделан вывод о том, что почтовые марки являются документальным источником данного и последующих исследований.

Ключевые слова: почтовая марка, филателия, почтовая эмиссия, Великая Отечественная война

Великая Отечественная война навсегда вошла в историю как событие огромного всемирного значения. О Великой Отечественной войне написано множество книг, исследованы и разработаны многие темы, однако актуальность этой темы не иссекаема. Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны, нашел широкое отражение в почтовых эмиссиях.

Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал определенным кодом и смыслом жизни для каждого человека. На защиту Родины были мобилизованы все ресурсы и средства, в том числе и средства политической пропаганды и агитации, среди которых особая значимость возлагалась на почтовые выпуски.

Вводимые в обращение почтовые марки, конверты, открытки и карточки, выполняли коммуникативную и пропагандистскую функции. Они были важным информационным источником для каждого, а также острыми политическими плакатами, зовущих в бой, вселяющими уверенность в победе над врагом. Каждый вид почтового материала, выпуска времен войны, повествовал о героизме народа на фронте и в тылу, воспроизводил портреты Героев Советского Союза, воссоздавал сцены битв и сражений, многие другие фронтовые события, а также рабочие будни тыла. Большую роль играли и послевоенные выпуски, а также выпуски в мирные годы, вплоть до последних месяцев существования СССР. Из года в год ширилось движение под лозунгом «Никто не забыт и ничто не забыто».

Увлечение филателией, а именно коллекционирование и исследование почтовых материалов позволяло изучать историю Великой Отечественной войны, укреплять преемственность славных традиций советского народа и Вооруженных сил, а также способствовали патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Наряду с произведениями литературы, изобразительного искусства, кинематографии, почтовые материалы стали летописью Великой Отечественной войны. Почтовые миниатюры обозначены высокими познавательными и художественно-эстетическими достоинствами, выполнены на высоком полиграфическом уровне.

Возможность раскрыть события Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. посредством - знаков почтовой оплаты - марок, которые являются миниатюрными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.