Научная статья на тему 'Экономическая культура как регулятор экономического поведения'

Экономическая культура как регулятор экономического поведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3068
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕГУЛЯТОРЫ ЭКОНОМИКИ / МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ / ЦЕННОСТИ И НОРМЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / ECONOMIC BEHAVIOR / ECONOMIC CULTURE / REGULATORS OF ECONOMY / MECHANISM OF MOTIVATION / VALUES AND NORMS IN THE FIELD OF ECONOMICS / ECONOMIC THINKING / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / MENTALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авакян Анна Абрамовна

Экономическая культура рассматривается как регулятор экономического поведения людей. Обоснована связь экономического поведения россиян с особенностями социально-культурного развития России, исторически сложившейся российской хозяйственной ментальностью, условиями формирования экономической культуры и необходимостью их учета при определении политики экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CULTURE AS A REGULATOR OF ECONOMIC BEHAVIOR

The article discusses economic culture as a regulator of public economic behavior. The author substantiates correlation between the economic behaviour of Russians and special features of social and cultural development of Russia, historically shaped economic mentality, circumstances of the economic culture development. All these factors should be considered when forming the policy of Russia’ economic development.

Текст научной работы на тему «Экономическая культура как регулятор экономического поведения»

УДК 316.62 : 330.16

Авакян Анна Абрамовна Avakyan Anna Abramovna

аспирант кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета dom-hors@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕГУЛЯТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

PhD student of the Social Science Department, St. Petersburg State University of Engineering and Economics dom-hors@mail.ru

ECONOMIC CULTURE AS A REGULATOR OF ECONOMIC BEHAVIOR

Аннотация:

Экономическая культура рассматривается как регулятор экономического поведения людей. Обоснована связь экономического поведения россиян с особенностями социально-культурного развития России, исторически сложившейся российской хозяйственной ментальностью, условиями формирования экономической культуры и необходимостью их учета при определении политики экономического развития страны.

Ключевые слова:

экономическое поведение, экономическая культура, регуляторы экономики, механизм мотивации, ценности и нормы в сфере экономики, экономическое мышление, экономическое сознание, менталитет.

Summary:

The article discusses economic culture as a regulator of public economic behavior. The author substantiates correlation between the economic behaviour of Russians and special features of social and cultural development of Russia, historically shaped economic mentality, circumstances of the economic culture development. All these factors should be considered when forming the policy of Russia’ economic development.

Keywords:

economic behavior, economic culture, regulators of economy, mechanism of motivation, values and norms in the field of economics, economic thinking, economic consciousness, mentality.

Процессы социальной трансформации в российском обществе и связанное с ними кризисное состояние сегодняшней российской экономики вызывают острую необходимость регулирования этой сферы общественной жизни, так как это напрямую связано с процессом формирования у населения соответствующих поведенческих ориентаций. В связи с этим актуализируется проблема происходящих изменений в экономическом поведении жителей современной России, способами управления ими и необходимостью исследования экономической культуры как регулятора экономического поведения людей и важного фактора развития экономики.

Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели, как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие, как экономическая культура. Экономическая культура определяет не только образ экономического поведения людей, но и задает направление экономического развития территории, на которой эти люди проживают.

В рамках социологического изучения экономической жизни современного общества, экономического поведения выделяют два основных подхода [1, с. 18]. Первый (поведенческий) акцентирует внимание на фундаментальных элементах структуры экономических действий, их функциональном своеобразии, иерархическом строении и месте по отношению друг к другу. Второй подход (институциональный) - на системе детерминирующих эти действия (и их элементы) факторов (нормативных, традиционных и аксиологических), которые обусловливают степень их рациональности, их границы, порядок, значимость, избирательность, социальную целесообразность и эффективность. В первом случае речь идет об изучении рациональной природы экономических действий отдельных людей, их организаций, популяций, ассоциаций и т.п. Во втором - о том институциональном, аксиологическом и социальном контексте, в пределах которого это становится возможным при одновременном достижении относительного консенсуса их интересов. В рамках институционального подхода представляется важным рассмотреть влияние экономической культуры на экономическое поведение и ее роль в регуляции экономического поведения.

Выделение экономической культуры в общей ее структуре в рамках социологического подхода -явление достаточно позднее, однако можно отметить устойчивый интерес к этой проблеме в отечественных исследованиях последних лет. Это объясняется тем, что экономическая культура выступает важным фактором социально-экономического прогресса, ибо ее непосредственная функция - повышение экономической и социальной эффективности общественного производства.

Представители всех экономических и социологических школ и направлений признают большое значение культуры для экономической деятельности. Именно культура и институциональная система в значительной мере влияют на формирование целей и стратегий акторов. «Институциональный каркас экономического поведения имеет определенное социокультурное содержание, которое формирует наиболее вероятные модели социальных действий, ориентированные на конкретные ценности и предпочтения» [2, с. 189]. Методологической основой социологического анализа экономического поведения являются труды крупнейших социологов классической и современной эпох: например, М. Вебера и В. Зомбарта, обосно-

вавших влияние социокультурных, религиозных факторов на формирование специфики экономического поведения; Г. Зиммеля, развившего теорию архетипических форм социальной жизни, накладывающих свой отпечаток на человеческое, в том числе и хозяйственное, поведение. М. Вебер первым указал на большое значение продуктивных ценностей протестантской субкультуры в успехах экономического развития стран Запада [3].

Экономическая культура является долговременной, исторически сложившейся, передаваемой из поколения в поколение устойчивой системой социокультурных ценностей, представлений, установок, стандартов и образцов, неписаных законов поведения индивидов и групп в общественной и личной, бытовой практике, связанной с реализацией потребности получения средств к существованию [4, с. 20].

Экономическая культура как одна из важнейших предпосылок экономического поведения, по мнению ведущих социологов Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной представляет собой совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те, или иные формы экономической активности [5, с. 111-112].

Почему экономическая культура регулирует экономическое поведение людей? Ответ на этот вопрос связан с пониманием механизма мотивации. Любое поведение, любой поступок всегда имеют определенные причины, совокупность которых и составляет мотивацию нашего поведения. Знания, а также духовные и социальные ценности, являющиеся элементами культуры, также включаются в механизм мотивации экономического поведения, влияют на выбор способов экономического поведения. Механизм мотивации представляет в некотором роде «ранжирование» ценностей, усвоенных индивидом в процессе социализации из культуры.

Ценности, связанные с экономикой - это принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны. И самое главное, они включаются в мотивацию человеческого поведения, определяют все его поступки, в том числе характеризующие экономическое поведение.

Ценности, составляющие фундамент культуры, служат основанием для формирования социальных норм. Нормы в сфере экономики - это представления людей, а также их действия в сфере экономики, которые признаются полезными, правильными, нужными в тех или иных связанных с экономикой ситуациях [6, с. 30]. В свою очередь, на основе принятых в обществе ценностей и норм складываются иерархии приоритетов и престижей, пронизывающих как социально-экономическую, так и духовную сферу. Системы приоритетов, имея социокультурную основу, коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются медленно.

Выдающийся классик социологии Т. Парсонс при анализе экономического поведения акцентировал важную роль социальных норм: «люди не просто реагируют на стимулы, но в определенном смысле стремятся согласовать свои действия со стандартами, которые считаются желательными для самого автора, так и для других членов коллектива» [7, с. 74].

Усвоив ценности и нормы, люди выбирают те из них, которые в наибольшей степени позволяют им «вписаться» в систему социально-экономических отношений, сохранить стабильность, добиться своих целей, реализовать свои намерения и планы, при этом, не вступая в конфронтацию с теми, от кого зависит их благополучие.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Исходя из классического понимания культуры как двуединого процесса сохранения и воспроизводства культурных ценностей и используя методологические разработки Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной, Г.Н. Соколова определяет экономическую культуру «как способ (структуру социальных механизмов) взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания функционирования и развития экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения. Это означает формирование прошлым экономическим опытом определенного состояния экономического сознания (и экономического мышления как формы его проявления) общества, социального слоя, социальной группы, воплощающих это состояние в определенной экономической деятельности (экономическом поведении)» [8, с. 94]. Чем совершеннее способ этого взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность; чем рациональнее экономическое поведение, тем выше уровень экономической культуры.

Проявления экономической культуры, с одной стороны, являются отражением социальноэкономических условий, с другой - продуктом сознания и поведения, преломленного через интересы и потребности людей.

Экономическая культура при взаимодействии с менталитетом нации формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие. Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления, производства и мотивации.

На основе особенностей российского менталитета складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью [9, с. 123].

Сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции [10, с. 96].

В связи с этим, при моделировании экономического поведения человека в России необходимо учитывать, в несколько большей степени субъективную рациональность, поскольку в основе экономического поведения лежат особенности российского менталитета и российского экономического мышления. Охарактеризуем основные особенности экономической культуры как механизма, регулирующего в конечном итоге экономическое поведение. Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. В-третьих, особенность экономической культуры видится в том, что в качестве регулятора связи экономического сознания и экономического мышления она в значительно большей степени, чем любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что: 1) экономическое поведение не является самостоятельным фактором развития экономикой жизни, то есть превышает рамки экономического дискурса и зависит от ряда более глубоких факторов: условий формирования экономической культуры и экономического мышления, особенностей сложившихся систем экономических и социальных отношений; 2) экономическая культура выступает регулятором экономики; 3) посредством механизма мотивации, духовные ценности и нормы культуры действительно регулируют экономическое поведение людей и являются конкретным ориентиром экономического выбора и тех рациональных процедур, которые используются в плане достижения конкретных экономических целей; 4) определяя политику экономического развития нашей страны, конкретные шаги экономических реформ, мы должны также учитывать социокультурные и ценностные особенности исторически сложившейся российской хозяйственной ментальности, экономической культуры как той почвы, на которой должен укорениться рыночный механизм.

Ссылки:

1. Экономическая социология: учебное пособие для вузов / под ред. В.И. Верховина. М., 2006.

2. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: монография. М., 2002.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001.

5. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории / отв. ред. А.Г. Аганбегян. Новосибирск, 1991.

6. Парсонс Т. Структура социального действия / Т. Парсонс О структуре социального действия. М., 2000.

7. Там же.

8. Соколова Г.Н. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. Мн., 1998.

9. Елкина О.С. Сущность и особенности формирования экономического поведения // Вестник Омского государственного университета. 1999. Вып. 3.

10. Архипов А. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории, образования и воспитания // Российский экономический журнал. 1997. № 8. С. 75-79.

References (transliterated):

1. Ekonomicheskaya sotsiologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov / ed. by V.I. Verkhovin. M., 2006.

2. Verkhovin V.I., Zubkov V.I. Ekonomicheskaya sotsiologiya: monografiya. M., 2002.

3. Veber M. Izbrannie proizvedeniya. M., 1990.

4. Borisova L.G., Solodova G.S., Fadeeva O.P., Kharchenko I.I. Neformal'niy sektor: ekonomicheskoe povedenie detey i vzroslykh / Novosib. gos. un-t. Novosibirsk, 2001.

5. Zaslavskaya T.I., Ryvkina R.V. Sotsiologiya ekonomicheskoy zhizni: ocherki teorii / ex. ed. A.G. Aganbegyan. Novosibirsk, 1991.

6. Parsons T. Struktura sotsial'nogo deystviya / T. Parsons O strukture sotsial'nogo deystviya. M., 2000.

7. Ibid.

8. Sokolova G.N. Ekonomicheskaya sotsiologiya: ucheb. posobie dlya vuzov. Mn., 1998.

9. Elkina O.S. Sushchnost' i osobennosti formirovaniya ekonomicheskogo povedeniya // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. 1999. Issue 3.

10. Arkhipov A. Utverzhdenie novogo ekonomicheskogo myshleniya i zadachi teorii, obrazovaniya i vospitaniya // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 1997. № 8. P. 75-79.

- б1 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.