Научная статья на тему 'Экономическая история - наука и у чебная дисциплина'

Экономическая история - наука и у чебная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
900
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФИНАНСОВО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО / ТОРГОВЛЯ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / FINANCIAL UNIVERSITY / FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION / HISTORICAL AND ECONOMIC SCIENCE / ECONOMIC THOUGHT / MONETARY REFORM / INSTITUTIONAL APPROACH / FINANCIAL AND BANKING SYSTEM AND STATE INSTITUTIONS / TRADE / MILITARY ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапкин Игорь Николаевич, Воскресенская Нина Олеговна

Экономическая история как наука выполняет целый ряд важнейших задач. Она занимается систематизацией и анализом фактологического историко-экономического материала для обоснования экономической теории, выполняет прогностическую функцию, исследует закономерности хозяйственного развитии общества, опыт экономических реформ и осуществление экономической политики стран в определенные исторические эпохи. Экономическая история дает возможность увидеть долгосрочные тенденции хозяйственного развития. Как учебная дисциплина она является одним из базовых курсов современного экономического и управленческого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC HISTORY - SCIENCE AND ACADEMIC DISCIPLINE

Economic history as a science performs a number of important tasks.It is engaged in the systematization and analysis of factual historical-economic material to justify economic theory, performs a predictive function, which explores the regularities of economic development of society, the experience of economic reforms and implementation of economic policy of countries in specific historical periods. Economic history gives the opportunity to see long-term trends of economic development. As an academic discipline it is one of the basic courses of modern economic and managerial education.

Текст научной работы на тему «Экономическая история - наука и у чебная дисциплина»

УДК 330.8

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА К 5-летнему юбилею создания кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве РФ

ШАПКИН ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

«Экономическая история и история экономических учений», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: history.uf@yandex.ru ВОСКРЕСЕНСКАЯ НИНА ОЛЕГОВНА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: ninaolvoskr@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Экономическая история как наука выполняет целый ряд важнейших задач. Она занимается систематизацией и анализом фактологического историко-экономического материала для обоснования экономической теории, выполняет прогностическую функцию, исследует закономерности хозяйственного развитии общества, опыт экономических реформ и осуществление экономической политики стран в определенные исторические эпохи. Экономическая история дает возможность увидеть долгосрочные тенденции хозяйственного развития. Как учебная дисциплина она является одним из базовых курсов современного экономического и управленческого образования.

Ключевые слова: Финансовый университет; финансово-экономическое образование; историко-экономиче-ская наука; экономическая мысль; финансовая политика; денежные реформы; институциональный подход; финансово-банковская система и государство; торговля; военная экономика.

ECONOMIC HISTORY - SCIENCE AND ACADEMIC DISCIPLINE

On the 5-th anniversary of foundation of the Department „Economic History and History of Economic Thought" Financial University under the Government of the Russian Federation

IGOR N. SHAPKIN,

ScD (Economics), Professor of the Department „Economic History and History of Economic Thought" Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: history. uf@yandex.ru NINA O. VOSKRESENSKAYA,

PhD (History), Associate Professor of the Department „Economic History and History of Economic Thought" Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: ninaolvoskr@gmail.com

ABSTRACT

Economic history as a science performs a number of important tasks. It is engaged in the systematization and analysis of factual historical-economic material to justify economic theory, performs a predictive function, which explores the regularities of economic development of society, the experience of economic reforms and implementation of economic policy of countries in specific historical periods. Economic history gives the opportunity to see long-term trends of economic development. As an academic discipline it is one of the basic courses of modern economic and managerial education.

Keywords: Financial University; financial and economic education; historical and economic science; economic thought; monetary reform; institutional approach; financial and banking system and state institutions; trade; military economy.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая история представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, которая изучает хозяйственную жизнь индивидов во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели, механизмы их функционирования, взаимодействия и взаимовлияния. Экономическая история, занимая междисциплинарное положение, находясь на пересечении «социальной» истории, экономической теории, истории экономической мысли и конкретных экономических дисциплин, использует методы и приемы этих наук для получения новых знаний. Экономическая история развивается в тесной связи с экономической теорией и отраслевыми экономическими науками. Историко-экономический материал либо подтверждает верность теории, либо является основанием для критики ее ошибочных построений. Систематизированный и проанализированный фактологический материал может стать базой для формирования новой экономической теории или новых концептуальных построений.

Важнейшей задачей экономической истории является умение проследить и объяснить эволюцию «человека хозяйствующего» — homo economicus, установить причины, особенности протекания и последствия разнохарактерных процессов и явлений хозяйственной жизни в прошлом и настоящем. Аккумулируя хозяйственный опыт, она выполняет функцию социальной коллективной памяти.

Экономическая история — это история эволюции, изменчивости и сдвигов в хозяйстве. Проведенные историко-экономические

исследования используются для понимания не только прошлого, но и текущей экономической деятельности. Давая оценку целям, средствам и результатам экономического развития, она содействует формированию экономического мышления, что делает возможным выполнение важнейшей ее практической функции — выработку предложений по разработке экономической политики.

Для того чтобы эта ключевая задача решалась на должном уровне, историко-экономи-ческая наука должна обладать эффективными методами научного анализа. Другим условием успеха является наличие научных школ, обеспечивающих научные изыскания. В настоящее время в нашей стране основная часть историко-экономических научных школ складывается на базе профильных кафедр классических университетов.

К числу таких кафедр относится и кафедра «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве РФ, отмечающая в 2015 г. 5-летие со дня своего основания. О том, что ею сделано в области науки, каковы основные направления проводимых исследований и о

планах на будущее мы сейчас и поговорим.

* * *

Одно из важнейших направлений научной работы кафедры связано с теоретическими изысканиями в области самой экономической истории. Без знания того, в каком направлении движется мировая и отечественная историко-экономическая наука, эффективная научная и учебно-методическая работа кафедры затруднительна. Исследования, посвященные

экономической истории как науке [1] и ее взаимоотношениям с другими научными дисциплинами, составляют заметную группу научных работ, выполненных преподавателями кафедры. Исследовательский успех напрямую зависит от эффективности использованных методов. Обсуждение параметров и возможностей традиционных методов, таких как исто-рико-сравнительный, историко-генетический, историко-типологический, структурно-функциональный, а также новейших, в числе ко -торых методы исторического моделирования и математической статистики, способно повысить результативность исследований. В своих исследованиях преподаватели кафедры активно обращаются к новейшим методам исторического анализа [2]. Историко-экономические работы невозможны без анализа источников. Методы источниковедческого анализа оттачиваются, в частности, в сфере нумизматики [3], пристальное внимание к которой со стороны ученых, работающих в стенах Финансового университета, вполне закономерно.

Нумизматика, как и другие вспомогательные исторические дисциплины, призвана обеспечить выполнение историко-экономи-ческой наукой ее основных задач, среди ко -торых — анализ «экономического движения» общества, его закономерностей, особенностей и взаимосвязей с другими явлениями общественной жизни. Коллектив кафедры исследует разные аспекты народнохозяйственной жизни. Основное внимание обоснованно уделяется проблемам общеэкономического и финансового развития России. С особой тщательностью изучается динамика ключевых отраслей национальной экономики в критические, переломные периоды отечественной истории.

Кафедра приступила к рассмотрению институциональных аспектов модернизации финансовой системы России и национальных особенностей осуществления денежных реформ. Анализ российской финансово-экономической действительности дополнен исследованиями по материалам других стран, результатом которых стала панорамная картина, раскрывающая этапы становления и особенности функционирования финансового строя различных государств мира — от зарождения

первых банков в Древней Месопотамии до современной банковской системы США.

Одна из главных задач экономической истории как науки — исследование разнообразных институтов, влияющих на эволюцию и функционирование хозяйства. Деньги — ключевой элемент хозяйственной жизни на протяжении всей истории человечества — неизбежно составляют предмет самого пристального анализа со стороны исследователей. Каждая новая экономическая школа, предлагающая свой взгляд на происхождение и функционирование денег, вносит определенный вклад в изучение этого экономического института, даже если ее теоретические положения оспариваются и критикуются представителями других научных направлений. Результатом профессионального внимания преподавателей кафедры к институту денег [4] стали работы по монетной чеканке и денежному обращению в Нижнем Поволжье в эпоху Золотой Орды, позволившие проследить этапы в развитии ряда национальных монетных систем и определить их роль в хозяйственной жизни средневекового общества. Не была обойдена вниманием и вечно актуальная тема фальшивых денег в истории человечества. Анализ сущностных характеристик денежных подделок и масштабов этого явления дал возможность оценить воздействие, которое оказывал институт фальшивых денег на хозяйственное развитие общества; рассмотрение же основных причин фальшивомонетничества приближает нас к пониманию того, почему изготовление фальшивых денег было столь популярно у разных народов и в разные исторические периоды.

Очевидно, что получение полной и точной картины экономического развития любой страны невозможно без понимания процессов, происходящих на внутреннем рынке; необходимым элементом такого анализа является исследование торговых связей между отдельными городами. Признавая важность городов как центров хозяйственной и культурной жизни, ставя задачу выявить особенности складывания единого экономического пространства России, преподаватели кафедры пытаются проникнуть в особенности процесса

возникновения и динамики торговых связей, исследуют этно-конфессиональный состав городского населения, особенности религиозной и культурной ситуации, специфику городской жизни в свете гендерной политики.

Если города могут быть определены как опорные пункты для развития торговли, то сама торговля выступает как важнейшая сфера предпринимательской деятельности. Именно предприниматели — инициативные и энергичные, уверенные в своих силах, с развитым чутьем и интуицией, не боящиеся трудностей и склонные к активной инновационной деятельности, способны продвигать вперед хозяйственную жизнь общества. Многоаспектный анализ предпринимательства как экономического института, выполненный преподавателями кафедры, позволил выявить ряд его важных характеристик, необходимых для понимания того, как устроено и куда движется современное предпринимательство и каковы главные условия повышения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур.

Исследование российского предпринимательства дополнено сравнительным анализом аналогичных структур на материале других стран, что позволило определить как общие базовые черты предпринимательства, так и специфические особенности отечественного бизнеса. Отметим, что сложившаяся непростая ситуация в национальной экономике делает такой анализ особенно актуальным: он способен стать надежной основой для выработки конкретных научно обоснованных рекомендаций по оптимальной организации российского предпринимательства с учетом исторического опыта. Очевидно, что для его успешного развития важным фактором является создание благоприятного «предпринимательского» климата в стране, признание, что его создание есть прямая обязанность государства. Кафедра изучает разноплановые вопросы организации и влияния управленческих структур на развитие отечественного предпринимательства.

Необходимая глубина понимания того, как эволюционирует предпринимательство, функционируют финансовая и другие сферы

экономики, какие факторы стимулируют или тормозят их развитие, каковы оптимальные принципы и методы управления народным хозяйством, может быть достигнута только при условии изучения этих вопросов в приложении к экономической политике государства. Исследования в области государственной хозяйственной стратегии и тактики, устройства и жизнедеятельности различных экономических, в том числе финансовых, учреждений и ведомств, изучение их роли в народнохозяйственной жизни были и остаются одними из приоритетных задач историко-экономической науки. Ученые кафедры исследуют государство как важнейший политико-экономический институт, эволюцию его функций, факторы, в том числе идеологические, воздействующие на эффективность управления; анализируются и закономерности в развитии национальных систем государственного управления.

Можно ли утверждать, что в современном мире государство является той ведущей силой, которая способна инициировать и сколь угодно долго поддерживать экономический рост, что без сильного и заинтересованного в инновационном развитии государства интенсивный научно-технический прогресс в принципе невозможен? Проведенные исследования показывают, что вопросы модернизации экономики, создания национальной инновационной системы, безусловно, должны входить в перечень приоритетных задач государственной политики. Инновационное развитие страны не может быть обеспечено без правильной организации научной информации, включающей ее сбор, обработку, использование. Форсайт как новейшая научная технология информационного общества является предметом кафедрального исследования. Отметим, что ученые кафедры ставят своей задачей изучение модернизационных процессов в России в сравнении с аналогичными процессами в других странах мира. Историко-сравнительный подход дает объемное видение проблемы, раздвигает рамки историко-эконо-мических исследований и способен исправлять ложные стереотипы восприятия, нередко присущие историческим и экономическим работам узкой направленности. Позволяя

выделять общие и особенные черты в развитии различных стран, такой подход в полной мере соответствует основному тренду в развитии глобальной экономической истории [5].

Степень успешности любого государства в значительной степени определяется тем, насколько качественно выстроенным является управленческий аппарат и в какой мере уровень профессиональной подготовки занятых в нем чиновников соответствует поставленным задачам, вызовам и требованиям времени. Профессиональная элита, стоящая у руля государственного управления, не может не привлекать внимания ученых кафедры. Герои работ, посвященных роли личности в экономике, — высшие чиновники финансовых и экономических ведомств, министры финансов и государственные казначеи [6]. Их роль в становлении новой экономики часто действительно огромна: отсутствие жесткой предопределенности в процессах общественно-экономической жизни связано прежде всего с тем, что индивид, обладающий свободной волей и способностью принимать решения, может менять ход истории.

Признание значимости роли личности в истории не умаляет роли народных масс. Кафедральные исследования позволяют создать объемную картину процессов, формирующих социальную ткань российского общества.

На жизнь, положение и мотивацию индивидов влияют и внеэкономические факторы, в том числе их моральные ценности и установки, взгляды на мир, психология, на которые, в свою очередь, влияют многочисленные и разнообразные факторы, такие как система образования, СМИ, господствующая религия, устоявшиеся традиции и обычаи. Работы, выполненные на кафедре по данной тематике, подтверждают, что поведение человека, в том числе экономическое, во многом определяется психологией, истоки которой — естественные инстинкты, заложенные и предопределенные природой. Эффективное развитие человеческого общества невозможно без института морали: общие моральные нормы определяют нормы морали профессиональной и, таким образом, воздействуют на хозяйственную жизнь людей. Моральные нормы, влияющие

на хозяйственное развитие, прививаются в семье; институт брака, формирующий семью, — объект анализа со стороны исследователей кафедры. Анализ основных этапов эволюции института брака в его взаимосвязи с экономической жизнью свидетельствует о том, что тип семьи, который существовал в конкретном обществе, был оптимален для него с точки зрения задач и условий хозяйственного развития. Проведенные исследования показывают, какой именно тип семьи более всего соответствует требованиям современной экономики и в каком направлении будет развиваться институт семьи в будущем.

В сложных нестандартных ситуациях, переживаемых как семьей, так и обществом в целом, ценность историко-экономической науки, дающей возможность видеть глубинные причины нерешенных проблем и вырабатывать оптимальные пути их решения, многократно возрастает. Отсюда понятен интерес к выяснению причин экономических кризисов и способов выхода из них.

Наиболее серьезные кризисы и чрезвычайные ситуации в истории человечества связаны, безусловно, с военным временем. На кафедре активно разрабатывается военно-экономическая тематика. Внимание уделено проблемам мировых войн, в частности Первой мировой войне. Кафедрой в 2014 г. была проведена межвузовская научная конференция, посвященная 100-летию начала войны. В выступлениях преподавателями кафедры были проанализированы такие ее аспекты, как государственное регулирование экономики в военные годы, продовольственная политика, экономические аспекты российской военной рекламы, особенности функционирования германского капитала на территории России в годы войны. Новым направлением в исто-рико-экономической проблематике являлся анализ института роскоши и его влияния на эволюцию российского общества в условиях военного времени. Не оставлена без должного внимания история Великой Отечественной войны. Были опубликованы научные работы, материалами для изучения которых стали не только официальные источники и

статистические данные, но и уникальные документы личных фондов.

Задачи историко-экономической науки не ограничиваются исследованием конкретных процессов и событий хозяйственной жизни. Важнейшим направлением научной работы кафедры является изучение мировой и отечественной экономической мысли [7]. Наибольший интерес вызывают реформаторские программы и экономические воззрения выдающихся мыслителей и государственных деятелей, управленческие концепции в трактовке ведущих школ политической экономии, важнейшие теоретико-методологические вопросы истории экономической науки. Подобный анализ необходим для обоснованного выделения этапов в экономическом развитии общества и соответствующих им хозяйственных моделей.

Важнейшая цель всех школ экономической мысли — поиск определяющих факторов хозяйственного развития. Эта проблема, имеющая большой научный и прикладной интерес, является темой научных разработок преподавателей кафедры. Идея, их объединяющая, состоит в том, что научные поиски не должны быть ограничены анализом исключительно экономических факторов. Признав сложность, противоречивость и взаимозависимость всех элементов человеческого существования, мы должны признать и обязательность учета в историко-экономическом анализе социальных, политических, психологических факторов. Такие установки в полной мере соответствуют институционализму — одному из магистральных направлений в современной историко-экономической науке. Именно институциональный подход дает возможность проводить анализ историко-экономической реальности во всем его многообразии [8].

Говоря о научной работе кафедры, нельзя обойти стороной и научную работу студентов. Практический успех экономической истории как науки во многом зависит от качества ее преподавания в высшей школе. Сегодня информационные возможности Интернета безграничны. Они позволяют быстро находить информацию по любой историко-экономи-ческой проблеме, поэтому важно не столько давать студентам фактический материал,

сколько воспитывать у них историко-эконо-мическое мышление, которое предполагает логичное, с точки зрения современной исто-рико-экономической науки, выстраивание учебного курса, обоснованную и выверенную трактовку событий, четкие акценты на казуальных (причинно-следственных) связях между явлениями и процессами. Важно заинтересовать и вовлечь студентов в научную работу, привить им вкус и навыки этой работы. Научная работа студентов, таким образом, рассматривается как одно из приоритетных направлений научной работы кафедры.

* * *

Итак, многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Кафедра в полной мере осознает важность и сложность стоящих перед ней задач.

Предметом дискуссии остаются важнейшие с точки зрения корректности и эффективности историко-экономического анализа проблемы периодизации и факторов экономического развития, в том числе неэкономического характера. Весной 2016 г. кафедрой запланировано проведение научной конференции, посвященной проблемам формирования человеческого капитала. До сих пор не систематизированы основные причины, определяющие темпы и характер экономического развития. Мало работ по так называемым «параметрам порядка» в различных хозяйственных системах, проблемам необратимости истори-ко-экономических процессов, типам упорядоченности в хозяйственной сфере. Почти не реализована важнейшая, а для историко-эко-номической науки в полной мере инновационная, функция прогнозирования, реализация которой способна дать ясное видение будущих перспектив социально-экономического развития национальной экономики и сыграть незаменимую роль в преодолении кризисных ситуаций в обществе.

Для решения стоящих перед кафедрой задач требуется объединить усилия преподавателей кафедры с учеными страны и других структурных подразделений Финансового университета, наладить междисциплинарные подходы и связи с учеными смежных направлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапкин И. Н. История и методические основы экономической истории как науки // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 1 (5).

2. Володин А. Ю. Цифровая дипломатика: ресурсы, подходы, тенденции / Проблемы историографии, источниковедения и методов исторического исследования. М.: Изд-во Московского ун-та, 2014.

3. Пачкалов А. В. Нумизматика: история науки, современное состояние и перспективы развития // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. № 4.

4. Монеты и банкноты от античности до наших дней: происхождение и эволюция / науч. ред. И.Н. Шапкин, Н. А. Разманова. М.: ИНФРА-М, 2014.

5. Лаптева Е. В. Модернизационная модель, Восток и Россия: исторический выбор пути // European Social Science Journal. 2014. № 5. Т. 2.

6. Разманова Н. А. Казначеи России и становление государственной казначейской службы. 17801880-е годы. М., 2012.

7. Остроумов В. В., Шапкин И. Н., Ядгаров Я. С. Теоретико-методологические и компетентност-ные основания учебной дисциплины «История экономических учений» // Вестник Финансового университета. 2013. № 4 (76).

8. Экономическая история. Взгляд из XXI века. Институциональные аспекты теории и практики хозяйственной жизни: монография / под ред. И. Н. Шапкина, Н. О. Воскресенской. М: ИНФРА-М, 2015.

REFERENCES

1. Shapkin I.N. History and methodical bases of economic history as a science. Humanitarian sciences [Istorija i metodicheskie osnovy jekonomicheskoj istorii kak nauki]. Journal of Finance University. Gumanitarnye nauki — VestnikFinansovogo universiteta. 2012. No 1 (5). М., 2012 (in Russ.).

2. Volodin A. V. Digital Diplomatics: Resources, Approaches and Trends / Problems of Historiography, Source Studies and Methods of Historical Research [Cifrovaja diplomatika: resursy, podhody, tendencii // Problemy istoriografii, istochnikovedenija i metodov istoricheskogo issledovanija]. Moscow: Moscow State University, 2014 (in Russ.).

3. Pachkalov A. V. Numismatics: History of Science, Modern Status and Prospects of Development [Numizmatika: istorija nauki, sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija]. Humanitarian sciences. Journal of Finance University — Gumanitarnye nauki — Vestnik Finansovogo universiteta. 2011. No 4 (in Russ.).

4. Coins and Banknotes from Ancient Times to Present Days: Origin and Evolution [Monety i banknoty ot antichnosti do nashih dnej: proishozhdenie i jevoljucija] / Edited by: I.N. Shapkin, N. A. Razmanova Moscow: INFRA-M, 2014 (in Russ.).

5. Lapteva E. V. Modernization Model, East and Russia: Historical Choice of a Path [Modernizacionnaja model', Vostok i Rossija: istoricheskij vybor puti]. European Social Science Journal. 2014. No 5. T. 2.

6. Razmanova N. A. Treasurers of Russia and the Emergence of the State Treasury Service. 17801880 [Kaznachei Rossii i stanovlenie gosudarstvennoj kaznachejskoj sluzhby. 1780-1880-e gody]. Moscow, 2012 (in Russ.).

7. Ostroumov V. V., Shapkin I. N., Yadgarov Y.S. Theoretical and Methodological Base and Competency of the Discipline «History of Economic Thought» [Teoretiko-metodologicheskie i kompetentnostnye osnovanija uchebnoj discipliny «Istorija jekonomicheskih uchenij»]. Vestnik Finansovogo universiteta — Bulletin of the Financial university. 2013. No 4 (76) (in Russ.).

8. Economic History: A View from the XXI Oentury. Institutional Aspects of Economic Life: Practice and Theory. Monograph [Jekonomicheskaja istorija. Vzgljad iz XXI veka. Institucional'nye aspekty teorii i praktiki hozjajstvennoj zhizni: monografija]. Edited by: I.N. Shapkin, N. O. Voskresenskaya. Moscow: INFRA-M, 2015 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.