Научная статья на тему 'Экономическая эффективность производства консервированных молочных продуктов с сахаром, солодом и солодовым экстрактом'

Экономическая эффективность производства консервированных молочных продуктов с сахаром, солодом и солодовым экстрактом Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
200
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВИРОВАННЫЙ МОЛОЧНЫЙ ПРОДУКТ / СОЛОД / СОЛОДОВЫЙ ЭКСТРАКТ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CANNED DAIRY PRODUCT / MALT / MALT EXTRACT / MARKETING RESEARCH / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Бурмагина Татьяна Юрьевна, Фатеева Наталия Владимировна, Гнездилова Анна Ивановна

В работе были проведены маркетинговые исследования рынка консервированных молочных продуктов Вологодской области и расчет экономической эффективности производства разработанных продуктов на основе солода и солодового экстракта. Результаты расчета показали, что стоимость новых продуктов не превышает желаемой потенциальными потребителями цены, установленной в ходе маркетингового исследования. Также преимуществом разработанных консервированных молочных продуктов с сахаром является повышенная пищевая и биологическая ценность в отличие от традиционных молочных консервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Бурмагина Татьяна Юрьевна, Фатеева Наталия Владимировна, Гнездилова Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic efficiency of canned milk product with sugar, malt and malt extract production

The work was carried out on marketing researches of the canned dairy products market of the Vologda region and the calculation of economic efficiency of the products developed on the basis of malt and malt extract production. The results of the calculation showed that the cost of new products does not exceed the desired potential customers the price established in the course of marketing research. Also, the advantage of the developed canned milk products with sugar is the increased nutritive and biological value in contrast the traditional canned milk.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность производства консервированных молочных продуктов с сахаром, солодом и солодовым экстрактом»

экономические науки

УДК 637.345

Бурмагина Т. Ю., Фатеева н. В., Гнездило-

ва А. и. Экономическая эффективность произ-

^Экконномичес коая ыэ ффективность

с сахаром, солодом и солодовым экстрактом

виъроизводетва .коФ+сФрвиршванных

nomic efficiency of canned milk product with sugar, malt

молочн ыхспродуктов с сахаром, солодом и солодовым экстрактом

Бурмагина Татьяна Юрьевна, зав. лабораторией производства и исследования молочных продуктов

e-mail: tatyana_sharova1990@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Фатеева Наталия Владимировна, ст. преп. кафедры экономики и менеджмента

e-mail: nataliafateeva@rambler.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Гнездилова Анна Ивановна, д.т.н., проф. кафедры технологического оборудования

e-mail: gnezdilova.anna@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина»

Аннотация. В работе были проведены маркетинговые исследования рынка консервированных молочных продуктов Вологодской области и расчет экономической эффективности производства разработанных продуктов на основе солода и солодового экстракта. Результаты расчета показали, что стоимость новых продуктов не превышает желаемой потенциальными потребителями цены, установленной в ходе маркетингового исследования. Также преимуществом разработанных консервированных молочных продуктов с сахаром является повышенная пищевая и биологическая ценность в отличие от традиционных молочных консервов.

Ключевые слова: консервированный молочный продукт, солод, солодовый экстракт, маркетинговые исследования, экономическая эффективность.

Производство молочных консервов решает первоочередную задачу по обеспечению молочными продуктами населения северных регионов Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что у жителей этих регионов довольно часто наблюдаются признаки гипо- и авитаминозов, а также недостатка различных минеральных веществ, что ведет к появлению и развитию различных заболеваний. Многочисленные исследования сотрудников Института питания РАМН показывают выраженный дефицит витаминов и минеральных веществ у большинства категорий россиян. Например, у 70-90 % населения наблюдается дефицит витамина С, у 5055 % - витаминов А, Е и р-каротина, у трети населения - витаминов группы В [1].

Наиболее распространенным из молочных консервов в нашей стране является сгущенное молоко с сахаром, которое является продуктом государственного резерва. Наряду с высокой энергетической ценностью этот продукт обладает повышенным содержанием сахарозы, которая провоцирует такие заболевания как сахарный диабет, приводит к появлению избыточного веса и ожирению. Множество научных исследований доказывает целесообразность ее замены сахарозаменителями.

В настоящее время исследование, разработка и увеличение разнообразия консервированных молочных продуктов связано с развитием политики государства, направленной на создание функциональных продуктов питания [2]. Многообразие решений по приданию молочным консервам направленных свойств обосновано постоянным ростом ассортимента новых функциональных ингредиентов. Одним из распространенных способов корректировки состава молочных продуктов стало комбинирование молочного сырья с компонентами растительного происхождения, например зерновых культур и продуктов их переработки.

В последние годы ассортимент традиционных молочных консервов пополнился новыми видами продуктов (молокосодержащими, восстановленными, рекомби-нированными), которые набирают все большую популярность среди потребителей. Особенно широкое распространение получили технологии «рекомбинированных» продуктов, которые позволяют вырабатывать концентрированные молочные продукты, исключая процесс сгущения. При использовании сырья высокого качества и соблюдении технологического процесса вырабатываемые продукты по органолеп-тическим и структурно-механическим свойствам соответствуют уровню классического ассортимента при одновременном упрощении схемы производства, снижении энергозатрат и сокращении затрат на выпуск в целом [3-6]. Кроме того, производство консервированных молочных продуктов (КМП) путем смешения сухих компонентов позволяет комбинировать молочное и растительное сырье и получать продукты с заданными свойствами [4].

В этой связи разработка продукта, обладающего функциональными качествами и пользующегося спросом у потребителей, является актуальной. Поэтому на первоначальном этапе его разработки был проведен анализ потребительского спроса с целью выявления предпочтений потребителей в отношении проектируемого продукта.

Для исследования спроса была разработана анкета, в которой были выделены следующие основные критерии: возрастная группа, органолептические предпочтения, частота употребления, состав и качество, цена продукта.

В ходе анкетирования были опрошены 200 человек разных возрастных групп, диаграмма распределения возраста которых представлена на рисунке 1. Основная часть респондентов находится в возрасте от 26 до 45 лет.

Рисунок 1. Диаграмма распределения возраста респондентов

Частота потребления продуктов из группы сгущенных молочных консервов с сахаром распределилась следующим образом: 26 % опрошенных употребляют данные продукты один раз в месяц и даже чаще, 37 % - один раз в 2-3 месяца. Группа людей, покупающих сгущенные молочные консервы с сахаром один раз в полгода и реже (37 %), чаще всего использует их для приготовления кондитерских изделий (рис. 2)_

Один раз в месяц Один раз в 2-3 Один раз в полгода Реже

месяца

Рисунок 2. Частота потребления сгущенных молочных продуктов с сахаром

Предпочтения респондентов относительно сенсорной характеристики продуктов разделились почти в равной степени: 52% предпочитают молочный вкус, цвет и аромат, а 48 % - вкус, цвет и аромат вносимого наполнителя.

График распределения предпочтений относительно наполнителей сгущенных молочных продуктов с сахаром представлен на рисунке 3.

12 3 4

Рисунок 3. Распределение предпочтений относительно наполнителей в сгущенных молочных продуктах с сахаром: 1 - кофе; 2 - какао;3 - фруктово-ягодный наполнитель; 4 - цикорий.

Наибольшей популярностью у потребителей пользуются кофе (43 %) и какао (32 %). Фруктово-ягодные наполнители и цикорий предпочитают 25 % респондентов. Причем, следует отметить, что продукты с фруктово-ягодными наполнителями покупают для детей, а продукты с цикорием чаще всего употребляют люди старше 40 лет.

Помимо вкуса, цвета и запаха важным показателем является консистенция продукта. Большая часть потребителей (84 %) предпочитает продукт с однородной консистенцией и умеренной вязкостью.

Было установлено, что для всех респондентов приоритетом является качество продукта. Большинство опрошенных положительно относятся к употреблению продуктов, обогащенных минеральными веществами и витаминами (68 %), в основном это женщины и девушки. По поводу источников минеральных веществ и витаминов 75 % респондентов считает, что вносимые компоненты должны быть натуральными, 19 % - доверяют витаминно-минеральным премиксам, оставшиеся 6 % - не придают значения натуральности источника.

Важным показателем для производителя является конкурентоспособность предлагаемого товара. В условиях рыночной экономики кроме показателей качества и состава продукта важная роль отводится цене. Стоимостная характеристика является главной для 79 % респондентов.

В результате исследования спроса было установлено, что стоимость консервированного молочного продукта с сахаром, обогащенного витаминами и минеральными веществами натурального происхождения, должна быть на уровне 65-70 рублей - это мнение 40 % потенциальных покупателей. Из опрошенных 35 % смогли бы приобрести продукт по стоимости свыше 70 рублей, а вот оставшиеся 25 % считают, что пределом является стоимость до 65 рублей за упаковку массой 380 г.

Таким образом, в результате проведенного анкетирования было установлено, что спросом стал бы пользоваться консервированный молочный продукт с сахаром, в составе которого присутствуют минеральные вещества и витамины преимущественно из натуральных источников. Причем продукт должен быть с характерными молочными органолептическими показателями, а также вкусом, цветом и запахом вносимой добавки.

экономические науки

С учетом вышеизложенного был разработан консервированный молочный продукт (КМП) на основе солода и солодового экстракта. На разработанный продукт получен патент на изобретение, что подтверждает научную новизну предлагаемого технического решения [7-9].

Чтобы разрабатываемый продукт был доступен всем слоям населения, его стоимость должна удовлетворять пожеланию большинства опрошенных респондентов и, как сказано выше, не превышать 65 рублей за упаковку массой 380 г. В связи с этим нами был проведен расчет экономической эффективности производства данного продукта.

Повышение экономической эффективности производства - это путь к успешной деятельности любого предприятия. Экономическая эффективность является относительной величиной, характеризующей степень результативности производства в целом. Оценивают ее по соотношению полученного эффекта и затрат на этот эффект [10].

Экономическая эффективность включает в себя несколько показателей: рентабельность, прибыль и другие. Однако следует отметить, что эти показатели зависят от себестоимости выпускаемых продуктов. Ее вычисление на единицу или весь объем продукции сводится к расчетам нескольких статей расходов, часть которых относят к переменным затратам. При расчете экономической эффективности производства КМП с сахаром и солодовым экстрактом/солодом были использованы четыре статьи переменных затрат: сырье и основные материалы, транспортно-за-готовительные расходы, вспомогательные материалы, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата с отчислениями [10, 11]. В исследовании контрольным образцом явился аналог сгущенного молока с сахаром, выработанный путем смешения и восстановления сухих компонентов (метод рекомбинирования); рабочие образцы вырабатывались с частичной заменой сахара и/или сухого обезжиренного молока (СОМ) солодом или солодовым экстрактом (метод тот же).

В статью «Сырье и основные материалы» входят затраты на сырье и основные материалы, которые являются основой или составными компонентами для производства КМП с сахаром. Расчет по статье 1 представлен в таблице 1.

Таблица 1. Стоимость сырья и основных материалов [10]

Виды продукции сырье и основные материалы итого по

наименование Потребность на выпуск 1 т продукта, т стоимость 1 т, тыс. руб. стоимость на выпуск 1 т продукта, тыс. руб. статье 1 на 1 т продукта, тыс. руб.

КМП с сахаром (контроль) СОМ 0,224 190 42,56 105,33

масло сливочное 0,117 350 40,95

сахар-песок 0,435 50 21,75

вода питьевая 0,224 0,1 0,02

молочный сахар 0,0002 235 0,05

Виды продукции Сырье и основные материалы Итого по

Наименование Потребность на выпуск 1 т продукта, т Стоимость 1 т, тыс. руб. Стоимость на выпуск 1 т продукта, тыс. руб. статье 1 на 1 т продукта, тыс. руб.

КМП с заменой 10 % СОМ солодовым экстрактом (продукт 1) СОМ 0,202 190 38,38 104,77

масло сливочное 0,117 350 40,95

сахар-песок 0,435 50 21,75

вода питьевая 0,217 0,1 0,02

молочный сахар 0,0002 235 0,05

солодовый экстракт 0,029 125 3,63

КМП с заменой 10 % сахара солодовым экстрактом (продукт 2) СОМ 0,224 190 42,56 110,30

масло сливочное 0,117 350 40,95

сахар-песок 0,392 50 19,60

вода питьевая 0,21 0,1 0,02

молочный сахар 0,0002 235 0,05

солодовый экстракт 0,057 125 7,13

КМП с заменой 10 % СОМ и 10 % сахара солодовым экстрактом (продукт 3) СОМ 0,202 190 38,38 109,87

масло сливочное 0,117 350 40,95

сахар-песок 0,392 50 19,60

вода питьевая 0,203 0,1 0,02

молочный сахар 0,0002 235 0,05

солодовый экстракт 0,087 125 10,88

КМП с заменой 10 % СОМ солодом (продукт 4) СОМ 0,207 190 39,33 103,25

масло сливочное 0,117 350 40,95

сахар-песок 0,435 50 21,75

вода питьевая 0,218 0,1 0,02

молочный сахар 0,0002 235 0,05

солод 0,023 50 1,15

Статья 2 «Транспортно-заготовительные расходы» (ТЗР) характеризует затраты предприятия на доставку сырья и его потери, содержание отделений приемки и т.д. В данном случае ТЗР не учитываются, поскольку показатели этой статьи включены в стоимость сырья и основных материалов, указанных в статье 1.

Расходы по статьям с 3 по 7 одинаковы для контрольного и рабочих образцов.

По статье 3 «Вспомогательные материалы» отражают стоимость материалов, используемых для технологических целей (этикетки, упаковочные материалы, моющие и дезинфицирующие средства и другое). Стоимость вспомогательных материалов составила 8,5 тыс. руб./ т.

В статью 4 «Топливо и энергия на технологические цели» включают стоимость приобретаемого топлива и расходуемые на производство виды энергии. Расчет по статье 4 представлен в таблице 2.

Таблица 2. Топливо и энергия на технологические цели

Виды энергии КМП с сахаром и солодом/солодовым экстрактом

Холод норма расхода, Гкал 0,13

стоимость 1 Гкал, тыс. руб. 1,15

стоимость на 1 т продукции, тыс. руб. 0,15

Вода норма расхода, м3 4,1

стоимость 1 мз, тыс. руб. 0,09

стоимость на 1 т продукции, тыс. руб. 0,37

Пар норма расхода, Гкал 1,6

стоимость 1 Гкал, тыс. руб. 0,9

стоимость на 1 т поодукиии. тыс. оуб. 1,44

I Итого по статье 4, тыс. руб. 1,96

Расходы на заработную плату складываются из основной и дополнительной заработной платы, премии и доплат, отчислений во внебюджетные фонды (статьи 5-7). На 1 т КМП приходится 1,06 тыс. руб. этих затрат.

Полная себестоимость (табл. 3) складывается из суммы постоянных и переменных затрат. При этом постоянные затраты составляют 19 % от переменных затрат [11].

Таблица 3. Расчет полной себестоимости 1 т продукции, тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статьи расходов Постоянные затраты Полная себестоимость на выпуск 1 т продукции, тыс. руб.

Виды продукции Переменные затраты

1 3 4

Контроль 105,33 8,5 1,96 116,85 22,2 139,05

Продукт 1 104,77 8,5 1,96 1,06 116,29 22,1 138,39

Продукт 2 110,30 8,5 1,96 1,06 121,82 23,15 144,97

Продукт 3 109,87 8,5 1,96 1,06 121,39 23,06 144,45

Продукт 4 103,25 8,5 1,96 1,06 114,77 21,81 136,58

Для расчета прибыли необходимо знать значения полной себестоимости и приемлемую для производителя рентабельность. Далее следует установить цену, по которой предприятие планирует реализовать произведенную продукцию крупными партиями другим предприятиям и сбытовым организациям (оптовая цена). Различают несколько видов оптовых цен. В данной работе было использовано понятие базовой оптовой цены, которую находят по формуле (1) [12, 13]:

ОЦпр = ПС + П, (1)

где ОЦпр - оптовая цена предприятия за 1 т продукции, руб.; ПС - полная себестоимость 1 т продукции, руб.;

П - прибыль, полученная предприятием за реализацию 1 т продукции, руб. Расчет отпускной оптовой цены за 1 т КМП с сахаром проводили по формуле (2) [12, 13]:

°Цотп = °Цпр + НДС (2)

где ОЦ - отпускная оптовая цена предприятия за 1 т продукции, руб.;

НДС - сумма налога на добавленную стоимость, руб.

Определены показатели рентабельности продукции трех различных видов: рентабельность изделия, рентабельность производства, рентабельность реализованной продукции.

Под рентабельностью реализованной продукции понимается соотношение прибыли, полученной от ее реализации, к полной ее себестоимости. Показатель рентабельности производства характеризуют затраты на производство и реализацию единицы товарной продукции и его обратной величиной. Под рентабельностью изделия понимается соотношение между прибылью, получаемой от реализации одной единицы изделия и его себестоимости, а прибыль по изделию будет составлять разницу между оптовой ценой этого изделия и его себестоимостью [14].

Полученные результаты расчета прибыли, оптовых и отпускных цен на продукцию, рентабельности представлены в таблице 4.

Таблица 4. Расчет прибыли, оптовых и отпускных цен, тыс. руб.

Виды Отпускная цена 1т Отпускная цена на 1 упаковку (380 г), руб. -н а в о з и л а е * *

продук- л н Оптовая цена Рентабельное™ производства, % Н 5 с

ции и о и о н и V б V и о X л л V б а н X V (1 изделия, % Прибыль НДС (10 %) 5 * нк ьу лд ео бр та пр X >5 ео Рн

Контроль 139,05 9,73 148,78 14,88 163,7 62,19

Продукт 1 138,39 9,69 148,08 14,81 162,89 61,9 15,04 17,7

Продукт 2 144,97 7 10,15 155,12 15,51 170,63 64,8

Продукт 3 144,45 10,11 154,56 15,46 170,02 64,61

Продукт 4 136,58 9,56 146,14 14,61 160,75 61,09

Анализ проведенных расчетов показал, что разработанные КМП с сахаром и солодом/солодовым экстрактом по себестоимости, оптовым и отпускным ценам находятся на уровне контрольного образца. Кроме того, стоимость новых продуктов не превышает желаемой потенциальными потребителями цены, установленной по результатам маркетингового исследования (65 рублей). Преимуществом разработанных КМП с сахаром является повышенная пищевая и биологическая ценность в отличие от традиционных молочных консервов [15].

Список литературы:

1. Спиричев, В. Б. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минераль-

ными веществами. Наука и технология [Текст] / В. Б. Спиричев, Л. Н. Шатнюк, В. М. Позняковский; под общ. ред. В. Б. Спиричева. - 2-е изд., стер. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2005. - 548 с.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года от 25 октября 2010 года № 1873-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gnicpm.ru/ ^е^^/ osnovi_ zdor_pitania_do_2020.pdf

3. Пат. 2449545 Российская Федерация, МПК А 23 С 9/18. Способ производства молокосодержащего консервированного продукта с сахаром, обогащенного витаминам [Текст] / Гнездилова А.И., Колесова Л.А., Музыкантова А.В.; заявитель и патентообладатель ФГОУ ВПО ВГМХА имени Н.В. Верещагина (Яи). - №2010152139/10; заявл. 20.12.2010; опубл. 10.05.2012, Б.И. № 13. - 5 с.

4. Галстян, А. Г. Тенденции в производстве рекомбинированных молочных консервов [Текст] / А. Г. Галстян, В. В. Павлова // Известия вузов. Пищевая технология, 2002. - № 2-3. - С. 32-33.

5. Рыбалова, Т. И. Главный итог 2015 года - кризисное сокращение потребления [Текст] / Т. И. Рыбалова // Молочная промышленность, 2016. - № 3. - С. 4-8.

6 Гнездилова, А.И. Тенденции в производстве сгущенных молокосодержащих консервов [Текст] / А.И. Гнездилова // Переработка молока. - 2013. - №7. - С. 36 - 37.

7. Пат. 2525666 Российская Федерация, МПК А23С9/18. Способ производства молокосодержащего концентрированного продукта с сахаром [Текст] / Гнездилова А.И., Шарова Т.Ю., Куленко В.Г.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВПО ВГМХА имени Н.В. Верещагина. - № 2012143272/10; заявл. 09.10.2012; опубл. 20.08.2014, Бюл. № 23. - 7 с.

8. Гнездилова, А. И. Концентрированный молочный продукт с сахаром и солодовым экстрактом [Текст] / А. И. Гнездилова, Т. Ю. Бурмагина // Молочная промышленность. - № 2. - 2016. - С. 55-56.

9. Гнездилова, А. И. Консервированный молочный продукт с сахаром и солодом [Текст] / А. И. Гнездилова, Т. Ю. Шарова // Молочная промышленность. -2014. - № 6. - С. 54-55.

10. Стерлигов, Б. И. Экономика мясной и молочной промышленности [Текст] / Б. И. Стерлигов, А. В. Заздравных. - М. : КолосС, 2009. - 335 с.

11. Габриелян, Д. С. Экономическая эффективность производства напитков с использованием молочной сыворотки / Д. С. Габриелян, Н. В. Фатеева, В. А. Грун-ская // Молочнохозяйственный вестник [Электронный ресурс]: электронный период. теорет. и науч.-практ. журнал / ред. А. Л. Бирюков; ФГбОу ВПО ВГМХА имени Н.В. Верещагина. - Вологда-Молочное. - 2013. - №2 (10). - С. 25-29. - Режим доступа : http://molochnoe.ru/journal.

12. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия) [Текст] / Н. А. Сафронов. - М. : Экономистъ, 2004. - 251 с.

13. Арбенина, Т. И. Экономика и управление предприятием [Текст] / Т. И. Арбенина, Г. П. Бутко, В. Ж. Дубровский и др.; под ред. В.Ж. Дубровского, Б.И. Чайкина; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. - 3-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. - 426 с.

14. Русский стартап. Как определить рентабельность производства. - Режим доступа: http://www.russtartup.ru/kak-sozdat-svoj-biznes/buhgalteriya-2/formula-rentabelnosti-proizvodstva-kak-opredeMt.html#ixzz4RzTi47mf

15. Гнездилова, А. И. Консервированный молочный продукт с сахаром повышенной пищевой и биологической ценности [Текст] / А. И. Гнездилова, Т. Ю. Бурма-гина, М. Л. Егоров // Современные достижения биотехнологии. Новации пищевой и перерабатывающей промышленности: материалы VI Международной научно-практической конференции (23-25 июня 2016 г.). - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - С.136-138.

References:

1. Spirichev V.B., Shatnjuk L.N., Poznjakovskij V.M. Obogashhenie pishhevyh produktov vitaminami i mineral'nymi veshhestvami. Nauka i tehnologija [Food fortification with vitamins and minerals. Science and technology]. Novosibirsk, Sib. univ. Publ., 2005. 548 p.

2. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti zdorovogo pitanija naselenija na period do 2020 goda ot 25 oktjabrja 2010 goda № 1873-r Available at : http://www.gnicpm.ru/ UserFiles/ osnovi_zdor_pitania_do_2020.pdf

3. Gnezdilova A. I., Kolesova L. A., Musykantova A. V. Sposob proizvodstva molokosoderzhashhego konservirovannogo produkta s saharom, obogashhennogo vitaminam [Method of production of canned milk product with sugar, enriched with vitamins]. Patent RF no. 2010152139/10, 2012.

4. Galstyan A. G., Pavlov V. V. Trends in the production of recombined milk products. Izvestija vuzov. Pishhevaja tehnologija [Izvestiya vuzov. Food technology], 2002, no. 2 - 3, pp. 32 - 33. (in Russian)

5. Rybalova T. I. the Main result 2015 - crisis consumption reduction. Molochnaja promyshlennost' [Dairy industry], 2016, no. 3, pp. 4 - 8. (in Russian)

6. Gnezdilova A. I. Trends in the production of canned condensed milk. Pererabotka moloka [Processing of milk], 2013, no. 7, pp. 36 - 37. (in Russian)

7. Gnezdilova A. I., Sharova, T. Y., Kolenko V. G. Sposob proizvodstva molokosoderzhashhego koncentrirovannogo produkta s saharom. [Method of production of milk-containing concentrated product with sugar]. Patent RF, no 2012143272/10, 2014

8. Gnezdilova A. I., Burmagina T. Y. Concentrated milk product with sugar and malt extract. Molochnaja promyshlennost' [Dairy industry], 2016, no. 2, pp. 55 - 56. (in Russian)

9. Gnezdilova A. I., Sharova, T. Y. Canned milk product with sugar and malt. Molochnaja promyshlennost' [Dairy industry], 2014, no. 6, pp. 54 - 55.

10. Sterligov B. I., Zazdravnykh V. A. Jekonomika mjasnoj i molochnoj promyshlennosti [Economics of meat and dairy industry]. Moscow, Koloss Publ., 2009. 335 p.

11. Gabrielyan D. S., Fateeva N.In., Grunskaya V. A. The Economic efficiency of the production of beverages using whey. Molochnohozjajstvennyj vestnik [Dairy Bulletin], 2013, no. 2 (10), pp. 25-29. (in Russian)

12. Safronov, N. Jekonomika organizacii (predprijatija) [Economics of organization (enterprise)]. Moscow, Economist Publ., 2004. 251 p.

13. Diana T. I., Butko G. P., Dubrovsky V. J. Jekonomika i upravlenie predprijatiem [Economics and enterprise management]. Ekaterinburg, Publishing house Ural. state economic. University press, 2011. 426 p.

14. Russkij startap. Kak opredelit' rentabel'nost' proizvodstva- Rezhim dostupa [Russian startup. How to determine the profitability of production] Available at: http:// www.russtartup.ru/kak-sozdat-svoj-biznes/buhgalteriya-2/formula-rentabelnosti-proizvodstva-kak-opredelit.html#ixzz4RzTi47mf

15. Gnezdilova A. I., Burmagina T. Y., Egorov M. L. Canned milk product with sugar, high nutritional and biological values. Trudy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sovremennye dostizhenija biotehnologii. Novacii pishhevoj i pererabatyvajushhej promyshlennosti "[Proc. of the VI International scientific-practical conference "the Modern achievements of biotechnology. Innovations food processing industry"]. Stavropol, publishing house of NCFU, 2016, pp. 136 - 138. (in Russian)

Economic efficiency of canned milk product with sugar, malt and malt extract production

Burmagina Tatyana Yur'evna, laboratory manager of the Production and Research Dairy Products

e-mail: tatyana_sharova1990@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Fateeva Natalia Vladimirovna, senior lecturer of the Economics and Management Chair

e-mail: nataliafateeva@rambler.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Gnezdilova Anna Ivanovna, Doctor of Science (Engineering), professor of the Processing Equipment Chair

e-mail: gnezdilova.anna@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education the Vereshchagin State Dairy Farming Academy of Vologda

Abstract. The work was carried out on marketing researches of the canned dairy products market of the Vologda region and the calculation of economic efficiency of the products developed on the basis of malt and malt extract production. The results of the calculation showed that the cost of new products does not exceed the desired potential customers the price established in the course of marketing research. Also, the advantage of the developed canned milk products with sugar is the increased nutritive and biological value in contrast the traditional canned milk.

Keywords: canned dairy product, malt, malt extract, marketing research, economic efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.