Научная статья на тему 'Экономическая эффективность использования технологии дистанционного мониторинга в сельскохозяйственной организации'

Экономическая эффективность использования технологии дистанционного мониторинга в сельскохозяйственной организации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
703
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Закшевский В. Г., Пивоваров П. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность использования технологии дистанционного мониторинга в сельскохозяйственной организации»



«ни

■■и

Шт

чш

\ * >Л1 КГг I

\ V' УГ У

3

50-100 0-50

4

Рисунок 3 - Карты поля по: 1 - сопротивление плуга, кН; 2 - расход ГМС при пахоте, л/10км;

3 - уклон поля, град.; 4 - всхожесть семян, %.

При внедрении ГЛОНАСС будут проводиться очень точные хронометражные наблюдения за техникой по многим показателям, что облегчит проведение детального анализа загруженности техники.

В зависимости от комплектации стоимость внедрения технологии будет составлять от 8 до 30 тыс. руб., что вполне приемлемо при стоимости комбайна более 3 млн руб.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что внедрение данной технологии позволит вести детальный анализ влияния многих факторов на общий экономический эффект, создание карт изменения показателей по полям сделает анализ более наглядным, что откроет возможность для составления значительно более точного плана производства, чем на данный момент.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В.Г. Закшевский, д.э.н., проф., чл.-корр. РАСХН, зам. дир., П.Е. Пивоваров, асп. Научно-исследовательского института экономики и организации АПК ЦЧР РФ

Эффективное использование машинно-тракторного парка и энергосилового оборудования является одним из важнейших резервов улучшения экономики сельскохозяйственной организации. Как правило, от 30 до 60% прямых затрат - это затраты, связанные с использованием транспортного парка предприятия (затраты на ГСМ, зарплату водителей и обслуживающего персонала, расходные материалы, амортизация). Одним из направлений повышения экономической эффективности явля-

ется внедрение технологии дистанционного мониторинга автотранспорта и сельскохозяйственной техники на основе спутниковой навигации.

Экономический эффект от внедрения системы дистанционного мониторинга автотранспорта и сельхозтехники на основе спутниковой навигации для сельскохозяйственных предприятий различных типов будет отличаться. Пример алгоритма экономических расчетов обоснования эффективности и целесообразно-

1

2

сти внедрения коммуникационных технологий приведем на примере ТНВ «Машков и компания Красинское» Новоусманского района Воронежской области.

Для ТНВ «Машков и компания Красинское» целесообразно использование технологии дистанционного мониторинга (параллельного вождения) LeicamojoMINI GPS. Внедрение данной технологии, осуществляющей мониторинг и навигацию сельскохозяйственной техники и позволяющей выполнить высокоточный обмер полей, провести корректный учет площадей полей хозяйства, исходя из которых определяется объем работ и затрат, будет способствовать оптимизации проведения агротехнических работ, исключению нецелевого использования техники, что позволит повысить качество планирования производственных процессов и технологических операций. Кроме того, регулярный мониторинг рас-

Установка программного оборудования ЬешаУ^иа^гепсЬ позволит в виртуальном режиме наблюдать за работой операторов и контролировать его действия. Данный сервис позволяет привлечь к работе за кратчайшее время любого механизатора, т.к. не требуется знание навигационного оборудования. Соединение происходит через удаленный сервис без абонентской платы.

В целом на приобретение данной системы необходимо 550,6 тыс. руб. Внедрение данной системы в результате точного выполнения всех агротехнологических операций позволит сократить расходы на ГСМ в размере 10-15%, повысить урожайность культур на 1520%, снизить потери продукции при уборке примерно на 5% и позволит повысить рентабельность производства до 123,5%.

хода топлива, соблюдения скоростного режима при выполнении сельскохозяйственных работ и маршрута, контроль времени начала и окончания выполнения сельскохозяйственных работ и возможность последующего экспорта данных в «1С: Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» позволит изменить традиционный способ планирования производственных процессов и технологических операций и повысить его качество за счет получения достоверной и своевременной информации специалистами и руководителями сельскохозяйственных организаций.

В хозяйстве имеется 37 тракторов, 9 комбайнов, в том числе 6 зерноуборочных, 1 кукурузоуборочный, 21 автомобиль.

Для внедрения данной системы необходимо приобрести следующие навигационные приборы, позволяющие осуществлять контроль над технологическими операциями (табл. 1).

С целью повышения эффективности использования техники, оптимизации и проведения полевых работ, исключения нецелевого использования техники, хищения топлива и продукции в ТНВ «Машков и компания Красинское» целесообразно внедрение системы дистанционного мониторинга подвижных объектов СКАУТ ОР8/а8М/ГЛОНАСС МТ-600 на основе спутниковой навигации, в следующем составе: 3 бортовых комплекта оборудования на зерноуборочных комбайнах (Лексион-480); 7 бортовых комплектов оборудования на грузовых автомобилях «КамАЗ 5320»; 2 бортовых комплектов на легковых автомобилях; клиентское программное обеспечение (1 комплект).

Для данного предприятия наилучшим образом подходит вариант с установкой бортового навигационного оборудования (до 18

Таблица 1 - Затраты на приобретение системы параллельного в ТНВ «Машков и

компания Красинская»

Наименов ание оборудования Область применения Выполняемые операции Стоимость, тыс. руб.

Автопилот Leica mojo 3D Внесение удобрений, опрыскивание, культивация, дискование, посев непропашных культур - запись обработанного поля; - запись пройденного маршрута: - электрическая система вождения. 128,2

Бортовой компьютер для опрыскивателя Leica AS 7500 Опрыскивание - отслеживание и контроль за включением и выключением секций опрыскивателя. 85,5

Автопилот Leica mojo Guide Внесение удобрений, опрыскивание, культивация, дискование, посев непропашных культур; посев пропашных культур с широким междурядьем - отслеживание маршрута; - система электрического вождения; - наличие гидрокомпаса и акселерометра. 336,9

Программное оборудование Lei-caVirtualWrench - виртуальное отслеживание любой операции. 20,0

тыс. руб. за единицу) с подключением его к различным аналоговым и цифровым датчикам, что позволит контролировать состояние навесных агрегатов, состояние дверей, подъем/опускание кузова и так далее.

Для целей жесткого контроля над расходом топлива целесообразно установить в бензобак транспортного средства дополнительные датчики уровня топлива. В настоящее время на рынке существует широкий выбор таких датчиков в ценовом диапазоне от 6500 до 15000 руб. (цена установки - от 4500 до 6000 руб.).

Экономически целесообразно возложить ответственность по установке и обслуживанию

оборудования на специально обученного человека (стоимость обучения от 10 тыс. руб.). Это позволит автономно обеспечивать работоспособность системы в тех случаях, когда не встает вопрос о гарантийном случае и отключать систему в период нефункционирования техники.

Необходимо выделить персональный компьютер для того, чтобы установить программное обеспечение автоматизированного рабочего места диспетчера (от 27 до 60 тыс. руб. за одно диспетчерское место), подключенный к сети Internet. Возможности программного обеспечения представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Результаты внедрения программного обеспечения автоматизированного рабочего __места диспетчера_

Виды операций Возможности применения

Графическое отображение на экране пользовательской ЭВМ параметров движения Отображаются местонахождение объекта, скорость и направление движения, места и продолжительность стоянок). Данная информация может быть выведена на экран за любой выбранный промежуток времени

Графические отчеты по обработкам полей. - отображаются результаты обработки полей в виде обработанной и необработанной территории поля, что позволяет контролировать прогресс и качество обработки полей; - формирование текстового документа, предоставляющего информацию об обработанной части поля в гектарах, необработанной части поля и общей площади поля

Текстовые отчеты по параллельной обработке полей - предоставляется информация о результатах одновременной обработки полей несколькими контролируемыми объектами аналогично с текстовыми отчетами по обработке полей, а также таблица перекрытий

Отчеты по пробегу транспорта - предоставление информации о пробеге контролируемых объектов; о нарушениях скоростного режима - общий пробег контролируемых объектах на заранее отмеченных участках карт

Отчеты по стоянкам объектов - информация о том, где, в какой момент времени и с какой продолжительностью были совершенны стоянки у контролируемых объектов

Отчеты о входе и выходе относительно заранее отмеченных участков карты - информация о времени входа и выхода на намеченном участке кары

Обязательства по контролю над работой сервера, его безопасностью, хранением и обработкой информации также целесообразно предоставить компании-поставщику услуг мониторинга. Для целей экономии GPRS трафик сотовых операторов необходимо взять под собственный контроль, возложив ответственность на определенного человека. Это позволит экономить на GPRS трафике, отключая оборудование в период простоя техники.

Произведем экономические расчеты эффективности внедрения системы дистанционного спутникового мониторинга и контроля над автотранспортом. Затраты на приобретение, монтаж и обслуживание системы дистанционного мониторинга в ТНВ «Машков и компания Красинская» составляют 548,6 тыс. руб.

Экономический эффект достигается за счет следующих оптимизационных процессов:

1. Снижение пробега автотранспорта. Достигается, во-первых, за счет более эффективного оперативного управления перевозками, транспортной логистики. Диспетчер, имеющий перед глазами полную картину, где находятся автомобили, в каком состоянии исполнение выданных водителю заказов, имеет возможность отправить на задание более близкий автомобиль. Вторая причина, по которой уменьшается средний пробег автотранспорта -исключение нелегальных рейсов и необоснованных простоев. Как показывает практика, при внедрении системы мониторинга снижение пробегов составляет в среднем 15%, или 675 км в месяц на 1 автомобиль. Соответственно, экономия топлива составит 283,5 тыс. руб. с учетом дотаций. При аналогичном расчете снижения пробега автопарка легковых автомобилей экономия составит 170,1 тыс. руб.

2. Снижение расхода ГСМ (топлива) при дополнительном подключении датчика уровня топлива в системе отражается вся информация о том, какое количество топлива было заправлено (или слито), с указанием места и времени заправки (или слива). Эта информация практически исключает возможность незамеченных сливов топлива (и последующих накруток спидометра) - на сельскохозяйственных предприятиях именно этот фактор приносит наиболее ощутимый экономический эффект.

3. Повышение урожайности за счет более строгого контроля качества полевых работ. Благодаря тому, что руководитель, агроном и другие специалисты могут контролировать работу дистанционно в режиме реального времени, они могут отслеживать, насколько качественно происходит выполнение технологических операций. Результаты полевых работ отслеживаются сразу, что позволяет принимать оперативные управленческие решения.

4. Исключение рисков хищения сельхозпродукции за счет строгого контроля ее перевозки. Кроме того, значительно снижаются

потери во время перевозки сельскохозяйственной продукции, так как можно контролировать скорость и параметры движения автомобиля. Во время транспортировки потери составляют до 5% перевозимой сельскохозяйственной продукции, что является существенным резервом снижения ее себестоимости.

5. На основании данных, накапливающихся в системе, имеется возможность более эффективно влиять на работу персонала. В некоторых случаях внедрение системы позволяет сократить штат обслуживающего персонала (диспетчера, учетчики и др.), в данном случае экономия за год подсчитывается как сумма заработной платы штатной единицы.

В результате произведенных расчетов технология дистанционного мониторинга автотранспорта и сельскохозяйственной техники на основе спутниковой навигации только за счет предотвращения хищения топлива и сокращения пробега парка транспортных средств система полностью себя окупает за 16 месяцев.

АЛГОРИТМ НЕЧЁТКОГО ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

М.Г. Тиндова, к.э.н., доц., В.В. Носов, д.э.н., проф. Саратовского государственного

социально-экономического университета

Определение кадастровой стоимости земли относится к методам массовой оценки и базируется на совмещении результатов анализа рыночной информации о сделках с земельными участками и другими объектами недвижимости с определенными в границах оцениваемой территории параметрами ценообра-зующих факторов.

Методические рекомендации, разработанные Правительством РФ, для определения кадастровой стоимости земли не учитывают один из основных принципов проведения экономической оценки, а именно, принцип наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка. Поскольку земля является истощаемым, ограниченным природным ресурсом, то задача эффективного её использования является одной из главных управленческих задач.

Для решения поставленной задачи нами была построена модель оценки земельных участков на основе нечёткого логического вывода, которая, базируясь на общепринятой методике оценивания, позволяет не только определять стоимость земли в зависимости от категории, но и учитывать в полученной стоимости ана-

лиз наиболее эффективного использования земельных участков.

Алгоритм определения стоимости земельных участков на основе нечёткого логического вывода, используемый в нашей модели, представлен на рис. 1.

Все факторы, влияющие на стоимость земли, различаются в зависимости от категории, к которой принадлежит земельный участок. Вследствие этого, для построения модели нечёткого логического вывода были введены следующие лингвистические переменные: Ь1 -цена за 1 га; Ь2 - категория земель; Ь3 - местоположение (природно-климатические зоны); Ь4 - размер; Ь5 - экология; Ь6 - рельеф; Ь7 - геология; Ь8 - плодородие (бонитет); Ь9 -инфраструктура и коммуникации.

Для определения каждой лингвистической переменной необходимо задать [1, 2]: множество значений Т (терм-множество); универсальное множество и (область определения лингвистической переменной); синтаксическую процедуру О, позволяющую оперировать элементами терм-множества Т, в частности, генерировать новые термы (значения); семантическую процедуру М, позволяющую превра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.