моиомическйя везопйсиость госудйрствй: политические ориеитиры, зйкоиодйтельиые приоритеты, прйктикй обеспечеиия
УДК 34
Спицын Станислав Федорович Spitsyn Stanislav Fedorovich
кандидат экономических наук, доцент
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23)
candidate of science (economics) associate professor
Lobachevski Nizhny Novgorod state university (23 Gagarin av., Nizhny Novgorod, 603950) E-mail: [email protected]
Экономическая часть новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации: механизм исполнения
Economic part of new strategy of state safety of Russian Federation:
mechanism of implementation
Рассматриваются основные составляющие механизма реализации стратегии на федеральном и региональном уровнях.
Ключевые слова: механизм реализации стратегии, органы управления, методы работы, требования к руководящим кадрам, контроль исполнения.
The article describes basic parts of organizational of fulfillment strategy at federal and regionals levels.
Keywords: mechanism fulfillment of strategy, organization of management, special methods, new high job specification for top managements, control of fulfillment.
С 2016 года страна руководствуется новой Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 31 декабря 2015 года № 683 [1]. Документ уточняет отдельные положения Конституции России и вызывает удовлетворение экономистов введением в стратегию детального экономического блока как составной программы мер безопасности государства, провозглашением в числе национальных интересов и приоритетов экономического роста, повышения качества жизни российских граждан. Указ предписывает правительству страны разработать соответствующие программы, обеспечить координацию федеральных органов и субъектов Федерации. Правительству в первую очередь предстоит сформировать организационный механизм исполнения стратегии, и ученые могли бы оказать существенные влияние и помощь в его формировании. Наука и практика [2] утверждают, что в любом деле должна быть четкая организация, включая семь составляющих: цели и показатели их исполнения, форма организации для достижения целей, методы работы, достаточные средства, адекватный кадровый состав, сроки исполнения, формы контроля.
Рассмотрим вариант такого механизма для решения вопросов экономического роста и развития страны, движение которых вперед в последние годы приостановилось.
I. Конкретизируем экономические цели стратегии, которые должны быть понятными для всех слоев населения, содержать новое звучание и стать мобилизующим и мотивирующим факторами коренного перелома экономической ситуации.
1. Народ должен знать, что его ждет впереди, и быть уверенным в своей полной и постоянной занятости, в надежной оплате труда и возможностях реализовать свои доходы для улучшения качества жизни своей семье. Президент и правительство призваны пообещать народу, что уже в первый период реализации стратегии (то есть, через шесть лет) вместе с руководителями предприятий добьются создания такой организации трудовой деятельности, чтобы оплата труда работающих составляла не менее 400 рублей в час, или в месяц (175 часов) — 65 тыс. рублей, при этом и курс рубля к мировым валютам сделают более справедливым, чем в 2016 году: доллар — 45 рублей, евро — 50 рублей. Напомним, что в период 2014—2015 годов, когда
доллар стоил 50 рублей, руководители Банка России заявляли, что курс валют переоценен на 6 рублей, то есть справедливая цена доллара — 44 рубля, соответственно, евро — 50 рублей.
Подобные правительственные обещания своим народам в мире не новы. Например, госпожа А. Меркель, вступая на пост канцлера, заявила, что ее правительство будет стремиться создать возможности минимальной оплаты труда работающих в 8,5 евро за 1 час [3]. Аналогично отреагировал и Президент Обама и другие руководители стран. В I квартале 2016 года, по данным работников, в Чехии средняя зарплата в месяц составляла 600 евро. Неужели наш народ не способен добиваться аналогичной производительности труда, как работники в маленькой Чехии? Наш народ сможет все, и президенту страны следует побороться за реализацию этой цели, чтобы с чувством исполненного долга отметить свое правление. На мой взгляд, это должно быть главной задачей стратегии.
2. Вторая задача — остановить рост инфляции, без этого не будет движения вперед. Чем выше инфляция, чем чаще правительство поднимает тарифы, индексирует народу различные выплаты, тем больше надо собирать налогов, поднимать цены, ставки, стоимость кредитов и другие показатели обесценения национальной валюты. Рано или поздно президент страны будет вынужден остановить эту гонку, лучше это сделать сейчас, когда есть еще время президенту удивить народ смелостью решения.
Управлении инфляцией надо учиться в Евросоюзе [4], где уже много лет законодательные нормы устанавливают предельные уровни темпов роста инфляции в 1,5%, банковских ставок по долгосрочным кредитам не выше 2% в год, введены строжайшие ответственность и наказание за нарушение этих норм. Предлагается и нашему Президенту принять еще одно смелое решение и внести в Государственную Думу закон, ограничивающий рост цен в период 2017— 2025 годов 3% в год, а позднее — 2%.
3. Внести в «Основные направления денежно-кредитной политики правительства и Банка России» (документ принимается ежегодно Государственной Думой) обязательство, что вместе с руководителями субъектов Федерации, предприятий и ведомств берут на себя обеспечение полной занятости населения, стабильности цен и реального профицита бюджета. Банк России уже объявил, что к 2017 году своими инструментами намерен довести инфляцию до 4%, а вместе с мерами правительства результаты могут
быть еще лучше. Это третья масштабная задача стратегии.
4. Четвертая задача. Лидеры партий страны часто критикуют друг друга за то, что страна «сидит на нефтяной игле», но от этого дело не движется; необходимо конкретизировать решение задач, установить государственные требования: страна должна обеспечить достойную жизнь народу без учета средств от экспорта углеводородов. В мире десятки стран, не имея своих масштабных природных богатств, сумели обеспечить благополучие граждан, в том числе невеликие державы — Чехия, Словакия, Дания, Сингапур и другие, что подчеркивает реальность такой задачи. Нашим политическим лидерам нужна более решительная смелость, которая, как у нас говорят, «города берет», и политическая воля. Доля экспортируемых углеводородов в ВВП страны, по данным директора Института энергетики и финансов В. Фейгина, составляет 30—40%, и если решать выдвинутую задачу за 12 лет, необходимо обеспечивать рост производства в 2,5—3,5% в год, плюс 3% роста на компенсацию инфляции и 1% для помощи странам и зарубежным друзьям. Итого 7—8% роста ВВП в год. Правительственные руководители — Б. Титов, А. Клепач и другие считают, что страна способна давать 7—10% роста ВВП.
5. Пятая задача. Она созвучна с решением предыдущей и адресована руководителям регионов: каждый субъект Федерации призван обеспечить достойную жизнь своих жителей самостоятельно, без дотаций государства, то есть создавать рабочие места и производства, позволяющие собирать налогов больше, чем сумма всех бюджетных расходов региона. Такая постановка задачи готовила бы наши регионы к жизни в период, когда добывание углеводородов будет исчерпано, а эта ситуация в стране не за горами. Руководителям дотационных субъектов Федерации необходимо установить конкретное государственное задание и призвать к более энергичной деятельности в поиске путей решения таких стратегических задач. При временных затруднениях в развитии регионов и сохранении бюджетной дотации правительству страны необходимо оценить целесообразность сохранения статуса субъекта и регионального управляющего аппарата, изыскать возможность передачи управления такой территорией субъекту-донору.
Более жесткие нормы следует установить регионам в вопросах коммерческих заимствований. По данным Счетной палаты [5], на 1 января 2016 года 76 субъектов Федерации имели ком-
экоиомическяя беэопясиость госудярствя:
политические ориеитиры, зякоиодятельиые приоритеты, пряктикя обеспечеиия
мерческий долг в сумме 2,3 трлн рублей, более 100% годовых расходов. Положение нестандартное, и необходимо найти выход, а впредь разрешать коммерческие заимствования регионам в пределах сумм квартальных доходов бюджета, как это делается во многих странах Европы.
Итак, предлагается семь актуальных, конкретных масштабных задач:
— оплата труда 400 рублей в час;
— инфляция 3% в год;
— справедливый курс рубля;
— полная занятость населения и стабильность цен;
— рост ВВП — 7% в год;
— каждый регион без дотаций государства;
— нормальные условия жизни страны без учета экспорта углеводородов.
Эти задачи смелые, трудные, но желанные и звучат по-новому, они достойны сильных руководителей. Только такие целевые установки способны поднимать народ на подвиги, вскрывать и мобилизовывать все возможности, добиваться реальных побед.
II. Для реализации выработанных целей экономической части стратегии необходимо решить, кто и как, в какие сроки будут исполнять выдвинутые задачи и какая для этого нужна организация, безусловно способная, как говорят ученые, «удесятерять силы». К сожалению, в стране потеряна практика успешной реализации стратегических программ и готовой федеральной структуры для этого не сохранилось, управляющий механизм предстоит создавать заново. Можно предложить президенту страны 2 варианта его формирования:
а) провести реорганизацию структуры, полномочий и ответственности Минэкономразвития, разделив его на 2 части: одна — для текущей деятельности, а полномочия другой сконцентрировать на организации стратегических вопросов, создав дополнительные подразделения по формированию программных этапов реализации стратегии по каждому федеральному ведомству и субъекту федерации;
б) другой вариант — создать национальную администрацию по исполнению экономической части стратегии в виде автономного межминистерского комитета, укомплектованного талантливыми специалистами действующих ведомств, придать ему научно-исследовательский институт, органы стратегического планирования, материально-технического снабжения, финансирования. Принципиально важно установить должностное лицо, персонально отвеча-
ющее за выполнение задач стратегии и строго наказуемое, если планы не будут выполнены, как это очень правильно объявил В.В. Путин при изучении хода строительства Крымского моста в марте 2016 года. Задача такого органа не только спланировать и увязать действия ведомств между собой, правительствами краев и областей, но и заставить всех работать на стратегию, добиваться ежегодно позитивных результатов, укреплять веру народа в правильность выбранного курса и возможности государственного управления. Сформированные целевые программы необходимо закрепить указами Президента по опыту майских указов 2012 года.
В региональных правительствах под цели стратегии целесообразно пересмотреть структуру управления, создать органы по мобилизации предприятий и населения на выполнение новых задач, как это в сложное время делает нижегородский губернатор В.П. Шанцев, рассматривая программу действий каждого предприятия и держа под личным контролем ход выполнения его установок. В многолетней практике такой формы работы не было фактов отказа руководителей предприятий от реализации совместно с губернатором действий. Существенно могут продвинуть вперед и прямые договоры президента страны, правительства, губернаторов с руководителями предприятий по достижению целей стратегии, формированию взаимных обязательств и мер помощи. Потребуются и новые федеральные законодательные акты, направленные на создание условий для выполнения стратегии, разработку системы идеологического воздействия, призывы населения работать более напряженно и жить по-новому, энергично использовать новые технологии, научные изобретения, настойчиво добиваться личных побед, смелее отказываться от всего устаревшего, в том числе в содержании жилых помещений, использовании мебели, одежды, домашних инструментов и бытовых приборов, что может существенно увеличить спрос на современные товары и стимулировать расширение производства. Каждый житель страны должен пересмотреть свои личные позиции, не соглашаться с элементами бедности, искать и находить дополнительные источники дохода.
III. Не менее важно выбрать наиболее эффективные методы работы. У ряда руководителей страны все еще живет мнение о чрезмерной силе рыночных отношений, о том, что страна не может развивать свою экономику нерыночными моделями. Однако многие руководители стран с развитой экономикой уже изложили свои не-
позитивные оценки методов рынка. Весьма уникально высказался по этому вопросу руководитель КНР: «Мы знаем, что экономикой управляет невидимая рука рынка, но нужен баланс между невидимой рукой рынка и видимой рукой госуправления» [6].
Еще далее пошли правоведы Европы при создании проекта конституции Евросоюза [7], в частности, в разделе «Экономические основы права конкуренции» они сформулировали такие положения:
— «в рамках конкурентного рынка точный баланс спроса и предложения недостижим, рынок всегда работает не оптимально, более того, он неустойчив»;
— «сам по себе рынок не может справиться с такой ситуацией, поэтому для поддержания на рынке конкурентной среды необходимо вмешательство государства»;
— «государственно-правовое и наднациональное регулирование рыночной экономики состоит в создании наиболее благоприятных условий для высвобождения рыночных сил и их использования в интересах удовлетворения потребностей общества, повышения эффективности экономики и благосостояния населения».
В документе введены понятия и правила оказания государственной помощи предприятиям, методы контроля. России целесообразно прислушаться к этим выводам и предложениям, научиться регулировать рынок, использовать государственно-частные методы экономического управления.
В экономической практике нашей страны имеется немало апробированных и эффективных методов работы органов управления. Например, в первые годы советского государства для ускоренного развития слабых национальных республик был создан Нижегородский (Горьковский) край, что позволило быстро создать новые заводы, кооперацию производства среди предприятий края, которая сохраняется и в настоящее время. В ряде городов Нижегородской области и сегодня сложилась позитивная практика размещения заказов крупных предприятий малому и среднему бизнесу.
Законодательное собрание Нижегородской области приняло закон, разрешающий губернатору создавать фонд кредитных гарантий, позволяющий коммерческим банкам снижать стоимость кредитов для предприятий и малого бизнеса. И таких эффективных методов работы немало в Татарстане, Башкирии, Калуге и других субъектах Федерации, которые целесообразно более активно использовать.
IV. Цели стратегии, сложившаяся в экономике обстановка требуют обновления кадрового потенциала, прилива «свежих» организаторов производства в органы власти, коренного пересмотра стиля управления всеми экономическими объектами, более высокой требовательности к руководящему аппарату институтов власти, хозяйственным органам. Все проблемы в стране — убыточность предприятий, хищение, разбазаривание бюджетных средств, антигосударственные действия на торгах и биржах делают известные руководители, оставаясь безнаказанными с согласия органов федерального управления и региональной власти. Необходимо все изменить. В какой бы отрасли или сфере не работал руководитель, он обязан выпускать лучшую, чем зарубежные аналоги, продукцию, производить ее более дешевой, иметь перспективные модели выпускаемых изделий, способные удивлять мир. Государственным и общественным делом должна стать борьба с убыточностью, воровством, изношенностью оборудования, разрушающейся недвижимостью, фактами беспечности и унижения страны. Народу надо откровенно говорить правду о состоянии дел, а руководящему составу в своих докладах и выступлениях исключить туманные оценки результатов работы, сомнительные положительные фразы, например: «уже нащупали дно», «не допустили худшего», «экономика падает, но меньшими темпами, чем год назад», «правительство не допустило грубых ошибок», хотя цены ежегодно растут, рубль обесценивается, инфляция процветает. И еще одно принципиальное требование к каждому руководителю — быть впереди. Тех, кто не в состоянии выполнить эти требования, необходимо заменить, как это безжалостно сделали в Южной Корее после кризиса в 2008—2010 годах. Пример начала такой кадровой перестройки призван показать президент страны.
VI. Сложная проблема — поиск ресурсов для реализации стратегии, но остроту ее преувеличивают. Беда — в отсутствии спроса на деньги и кредиты, так как некуда их вкладывать по такой высокой цене. Когда начнется масштабная реализация стратегии, деньги найдутся. Существенная величина средств потребуется на первом этапе, а позднее — уже синергия организации стратегии сама обеспечит средствами новые созидательные цели. Академик А. Аганбегян называет семь весьма оригинальных источников капитала, инвестиционный резерв которых может составить 16— 17 трлн рублей [8].
ЭКОНОМИЧЕСКЙЯ беэопйсность госудйрствй: политические ориентиры, зйконодйтельные приоритеты, прйктикй обеспечения
Основными источниками ресурсов в стране могут стать:
а) резкое сокращение и полное устранение неэффективности проводимой приватизации, хищений бюджетных средств, ликвидация убыточности производств и ошибок госорганов, легализация и регистрация теневой экономики;
б) постепенное увеличение средств от экспорта углеводородов на цели стратегии национальной безопасности;
в) целевые государственные займы за счет внутренних ресурсов населения страны;
г) возвращение в Россию «сбежавших» триллионов;
д) повышение эффективности банковских учреждений;
е) изучение и освоение практики модернизации производительных сил в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур, использование личного опыта великих стратегов мира — Ф. Рузвельта в США, Л. Эрхарда в Германии, авторов экономического чуда своих стран. По мнению автора, перечисленные источники могут составить 45—50 трлн рублей.
Реализовать стратегию без мощной банковской системы, главного аккумулятора и генератора денежных ресурсов, невозможно. Органы власти призваны более энергично ее формировать, при этом не все задачи возлагать на Банк России, который не создает саму систему коммерческих банков, он лишь выдает лицензии будущему банку или ее отбирает, издает правила и нормы работы, то есть решает организационные задачи, и надо помнить, что он еще переживает свою молодость, проходит курс профессионального роста и опыта, который не бывает без ошибок и промахов. Движение нашей банковской системы вперед — весьма заметное, признаваемое как в мире, так и в стране, но мощность наших банков все еще недостаточная, равна лишь одному крупному американскому банку, такому как Bank of New-York. Анализ и расчеты автора показывают, что кредитоспособность российской банковской системы необходимо увеличить в 3-5 раз для обеспечения текущей экономики, а для решения целей стратегии — еще в 2-3 раза. Нужна стратегическая программа развития банковской системы России. К сожалению, за 25 лет новой России никто не сказал, какая нам нужна банковская система, каков ее идеал, к которому надо стремиться. По мнению автора, функции заказчика банковской системы должно взять на себя правительство страны с участием губернаторов регионов, определив необходимое
количество банков, их мощность, масштабы кредитования, размещение банков по территории России, а также виды банковских услуг, допустимые пределы зарубежных займов. В мире есть хороший опыт создания банковских систем, например Китая, и часть этого опыта можно использовать в России. Многое в создании территориальных банковских кластеров могут сделать губернаторы. Например, нижегородский губернатор В.П. Шанцев несколько лет назад для координации действий банков в области создал под своим кураторством банковский совет, что существенно способствовало росту кредитного портфеля. Однако в стране есть ошибочные действия ряда губернаторов, согласившихся с полной ликвидацией в регионе самостоятельных банков, заменой их филиалами и офисами иногородних банков, что привело к тому, что банковские ресурсы из регионов выкачиваются в центр, а кредитные способности несамостоятельных банковских учреждений полностью зависят от головного банка и всегда резко сокращаются в кризисные времена. Таких субъектов Федерации, к сожалению, в 2016 году было уже 10 [9]. И еще один резерв: все, что создано в банковской системе, надо бережно сохранять, на период реализации целей стратегии приостановить отзыв лицензий у банков, поскольку каждый такой факт несет невосполнимые и крупные потери государства, населения, клиентов. «Заболевших» руководителей банков и «заразивших» свой аппарат следует «лечить» на ранней стадии выявления нарушений, предъявив жесткие требования восстановления ликвидности банка или покинуть руководящий пост. Об издержках массовой ликвидации банков последних лет с болью говорил М. Сухов в своем выступлении в Швейцарии в марте 2016 года [10], приведя такие цифры: в 2015 году государство выделило на капитализацию банковской системы 800 млрд рублей и передало их 25 банкам, а отозванные 223 банковские лицензии уменьшили банковский капитал на 1,2 трлн рублей, то есть эффект капитализации не достигнут. Кроме этого, государство теряет на крупных суммах, направляемых Агентству по страхованию вкладов (АСВ), если имеется недостаток у него средств для возврата депозитов населению; бесследно исчезают крупные взносы в АСВ действующих банков; лишь 25-30% средств при банкротстве банка возвращается крупным вкладчикам и клиентам. Такие потери необходимо исключить.
Под задачи стратегии целесообразно внести ряд изменений в такой важный документ, как
ЭКОНОМИЧЕСКЙЯ беэопйсность госудйрствй: политические ориентиры, зйконодйтельные приоритеты, прйктикй обеспечения
«Основные направления денежно-кредитной политики Правительства и Банка России», ежегодно утверждаемый Государственной Думой. В частности, необходимо уточнить и конкретизировать функции правительства и ряд инструментов Банка России по управлению валютным курсом. Изучая документ, приходишь к выводу, что основные его задачи возложены лишь на Банк России, а обязательствам правительства в документе не нашлось места. По данным ЦБ РФ, в 2015 году коммерческие банки в своих кассах хранили более 150 млрд долларов, купленных на бирже по дорогой цене, планируя заработать на предполагаемом росте валютного курса, что не подтвердилось жизнью, и теперь эта масса валюты не позволяет ЦБ вывести валютный курс рубля на справедливый рубеж. Ситуация затянулась, и рационального выхода еще не находится. Очевидно, нужно политическое решение по нормализации проблемы — предлагается купить эту валюту Банку России за его ресурсы, возможно, с определенным ущербом для Государственного банка. В дальнейшем временно, до нормализации валютных проблем, ввести механизм сочетания твердого валютного курса со свободным, плавающим (биржевым). Например, в первые три дня каждого месяца ЦБ РФ устанавливает твердый курс основных валют, а в остальные дни — плавающий, что позволит решать экспортно-импортные операции в безущербном режиме для обеих сторон (экспорт — импорт) и постепенно сформировать справедливость валютно-рубле-вых соотношений.
Главная задача Банка России — создать спрос на кредитные ресурсы, дефицит рублевой ликвидности вместо ликвидности в иностранной валюте. Для этого в ЦБ РФ есть реальные полномочия и инструменты.
VII. Касаясь методов контроля за реализацией стратегических установок, можно лишь подчеркнуть, что контролеров и ревизоров в стране достаточно, но не хватает их эффективной работы по раннему выявлению недостатков и
действий государственных органов по пресечению причин появления таких недостатков. Лучший способ работать эффективно — это собственный контроль и чувство личной ответственности.
Примечания
1. URL: www.garant.ru/hotlaw/federal688504
2. Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.
3. Установление МРОТ в Германии — политическое решение. URL: www.kommersant.ru/doc.2505031
4. Европейский Союз, ЕС. Files.shool-collection. edu.ru/99306468-0024-dd56-eceb
5. Ведомости. 2016. 5 февраля.
6. Webcache.gooleuser-content/search?q=cache: CBZghcv79
7. Резепова Е.В. Шпаргалка по праву Евросоюза. М., 2008. URL: www.e-reading.club/bookreader/ php88509/
8. Аргументы и факты. 2016. № 15. URL: www.aif.ru
9. Статистика Банка России. URL: www.cbr.ru
10. URL: http://www.ru/novosti/aktsii/iz-roaaiyskoy-bankovskoy-sistemy-/ichezli-vse-vy...
Notes
1. URL: www.garant.ru/hotlaw/federal688504
2. Kerzhentsev P.M. Principles of organization. Moscow, 1968.
3. Establishment of minimal wage in Germany is a political decision. URL: www.kommersant.ru/doc.2505031
4. European Union, EU. Files.school-collection.edu. ru/99306468-0024-dd56-eceb
5. Vedomosty. 2016. February 5.
6. Webcache.gooleuser-content/search?q=cache: CBZghcv79
7. Rezepova V.E. Crib on EU law. Мoscow, 2008. URL: www.e-reading.club/bookreader/php88509/
8. Arguments and facts. 2016. № 15. URL: www.aif.ru
9. Statistics of Bank of Russia. URL: www.cbr.ru
10. URL: http://www.ru/novosti/aktsii/iz-roaaiyskoy-bankovskoy-sistemy-/ichezli-vse-vy.