Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России в системе макроэкономических приоритетов страны'

Экономическая безопасность России в системе макроэкономических приоритетов страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1143
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SAFETY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / MACROECONOMIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов В.Н., Горбачева А.А.

В статье обоснована актуальность изучения вопросов экономической безопасности в числе важнейших приоритетов макроэкономической политики государства, показаны теоретико-методологические основы современных сущностных характеристик экономической безопасности и освещены первостепенные проблемы, стоящие перед страной в области ее обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic safety of Russia in the system of macroeconomic priorities of the country

In article the urgency of studying of questions of economic safety among the major priorities of a macroeconomic policy of the state is proved, teoretiko-methodological bases of modern intrinsic characteristics of economic safety are shown and the priority problems facing to the country in the field of its maintenance are shined.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России в системе макроэкономических приоритетов страны»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 330:338.2

Некрасов В.Н.

Профессор Северо-Кавказской академии государственной службы, д. э. н, Горбачева А.А.

Аспирант Северо-Кавказской академии государственной службы, ст. преподаватель

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СТРАНЫ

В статье обоснована актуальность изучения вопросов экономической безопасности в числе важнейших приоритетов макроэкономической политики государства, показаны теоретико-методологические основы современных сущностных характеристик экономической безопасности и освещены первостепенные проблемы, стоящие перед страной в области ее обеспечения.

In article the urgency of studying of questions of economic safety among the major priorities of a macroeconomic policy of the state is proved, teoretiko-methodological bases of modern intrinsic characteristics of economic safety are shown and the priority problems facing to the country in the field of its maintenance are shined.

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, макроэкономические показатели.

Key words: safety, economic safety, national safety,

Безопасность России в экономической сфере приобрела особую актуальность в последние десятилетия в связи с ускоренными процессами глобализации мировых экономических отношений и интеграции государств.

Как и каждое государство, Россия, несмотря на происходящие в современном мире интеграционные процессы, преследует свои национальные интересы, которые предполагают проведение государством независимого политического и экономического курса. К числу важнейших национальных приоритетов России относится обеспечение безопасности во всех ее аспектах.

Безопасность любого исследуемого объекта означает, что он в состоянии решить стоящие перед ним задачи и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, опасностей или угроз в состоянии от них защититься. В законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года говорится, что «безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» [1]. Данный закон определяет основные объекты безопасности, к которым относятся личность и её права и свободы, общество и его материальные и духовные ценности, государство со своим конституционным строем, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, ис-

national interests, macroeconomic indicators.

полнительной и судебной ветвей власти. По своему содержанию понятие «безопасность», описанное в Законе, более соответствует принятому в мировой практике термину «национальная безопасность».

Термин «национальная безопасность» определяет состояние, при котором надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, духовные, военные и другие интересы нации, минимально действие реальных и потенциальных внутренних и внешних вредных воздействий, кризисных ситуаций и обеспечиваются благоприятные возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства. Впервые этот термин использовал в начале XX столетия Т. Рузвельт [2, с. 31]. В современной научной литературе национальная безопасность представлена как «система сохранения Россией территориальной целостности, цивилизованной и национально-государственной самоидентичности, обеспечение восходящего воспроизводства условий жизни населения, качество его жизни, культуры, науки, общественного интеллекта, экономики, жизненных сил и репродуктивного потенциала населения государства России по отношению к внешним угрозам и угрозам изнутри во время кризисов». Основным элементом данной системы является экономическая безопасность [3, с. 20]. Поэтому одной из главных задач в области обеспечения национальной безопасности является подъем экономики страны, проведение независимого

и социально ориентированного экономического курса.

При определении макроэкономических приоритетов национального развития России необходимо учитывать масштаб и динамику экономики, эффективность использования ее потенциала, степень развития рыночной инфраструктуры и финансовой системы, открытость экономики, состояние интеллектуального потенциала, уровень инновационности, социально-политическую стабильность и степень государственного воздействия на социально-экономические процессы.

Обеспечение национальной безопасности предполагает реализацию соответствующими органами государственного управления системы методов деятельности, которая позволяет защищать национальные интересы от внешних и внутренних угроз и поддерживать необходимый и достаточный уровень прогрессивного развития человека, общества и государства.

Национальные интересы для любой страны — объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание определяет сущность политики государства с целью обеспечения защиты его целостности и благополучия. В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года [4] ключевыми направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, соотнесенные с приоритетами устойчивого социально-экономического развития РФ [5]. Российская Федерация укрепляет национальную безопасность через обеспечение национальной обороны, государственной и общественной безопасности, становление государственности, обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных и демографических проблем путем социально-политических, институциональных и социально-экономических преобразований, развитие институтов гражданского общества и поддержку национальных неправительственных организаций [4].

Национальные приоритеты — это первоочередные интересы национальной безопасности на определенный период времени. Среди них можно выделить [6, с. 40-41]:

— формирование у нации системы подлинных духовных и культурных ценностей, основанных на истории, традиции и православии;

— сохранение независимости, суверенитета

и территориальной целостности страны, ее духовного и культурного наследия;

— защита свободы и прав граждан, их безопасности и обеспечение высокого жизненного уровня не как абстрактных либеральных ценностей, а как обязанности государства перед нацией;

— возрождение самостийного политического развития государства, основанного на национальной идее, идущего в ногу с передовыми тенденциями в развитии человеческой цивилизации и подлинными общечеловеческими ценностями;

— возрождение и развитие национальной экономики, укрепление социальной стабильности в стране на базе новейших достижений науки и техники, поддержка отечественного производителя;

— восстановление внешнеэкономических связей и сотрудничества в соответствии с уровнем и стандартами, существующими между высокоразвитыми государствами;

— обеспечение доступа государства к внешним источникам ресурсов, рынкам, свободы торговли, мореплавания и воздушных сообщений на равных с другими государствами мира условиях;

— ликвидация преступности и правонарушений как угроз национальной безопасности;

— развитие образования, науки и культуры как основы будущего процветания России;

— экономическая безопасность, которая может быть только преимущественно национальной, осуществляющей посредничество между иностранным капиталом и рынком экономики отсталой страны, ориентированной на развитие наукоемких производств и отечественных технологий;

— создание подлинной системы национальной безопасности, обеспечивающей защиту интересов России в мире.

Приоритетными национальными интересами России в области экономики являются способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства с учетом внешнеэкономического сотрудничества, уровень и качество жизни населения, защита интересов отечественных производителей, усиление инновационной и инвестиционной активности, жесткий контроль над стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России. Обеспечение национальных интересов России в сфере экономики требует создания единой системы экономической безопасности страны.

Современный мировой экономический кризис, начавшийся как финансовый, привел к существенному сокращению производства, расстройству

платежно-денежной системы, снижению инвестиционной и инновационной активности, росту безработицы, снижению доходов населения. Кризисное состояние экономики — основная причина возникновения угрозы экономической и в целом национальной безопасности РФ. Следовательно, одним из важнейших приоритетов макроэкономической политики государства является обеспечение экономической безопасности. Необходимость позиционирования данной проблемы в качестве приоритетной вызвана также тем, что экономическая безопасность в настоящее время рассматривается не только как важнейшая характеристика экономики, а зачастую в качестве аналога самой экономики [7, с. 14].

Исследование проблем экономической безопасности остается одним из жизненно важных как в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства, так и в работе российских научно-исследовательских и аналитических центров. В настоящее время российские экономисты при проведении исследований в той или иной сфере не могут не затрагивать проблем экономической безопасности страны, ввиду того, что в их основе лежат объективные процессы и явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, в глобальной экономике и международных экономических отношениях.

Безопасность как категория экономическая или экономическая безопасность предполагает обеспечение экономического развития России с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Российской Федерации при рациональном использовании национальных ресурсов.

Важнейшим фактором, в значительной степени определяющим социально-экономическую ситуацию в стране, является уровень экономического развития, определяемый, как правило, величиной производимого ВВП на душу населения. Именно от величины данного показателя зависят уровень, качество и продолжительность жизни,

состояние здоровья населения, качество питания, уровень образования, финансовые возможности государства и общества по определению социальной защиты нетрудоспособных, усилению обороноспособности страны, развитию науки, искусства, культуры. Поэтому уровень экономического развития выступает одним из важнейших показателей состояния экономической безопасности государства.

Анализ основных социально-экономических показателей развития России за последний период показал, что состояние экономики России в 2008 году еще не в полной мере обеспечивало ее экономическую безопасность, хотя на протяжении последних лет наблюдаются весьма существенные положительные тенденции (табл. 1).

В результате финансового кризиса в 2008 году поступательное и ускоряющееся социально-экономическое развитие прервано: темпы роста ключевых макроэкономических индикаторов резко снизились. При прогнозном значении темпа роста ВВП 7,8 % за 2008 г. фактический прирост составил 5,6 %. Причиной снижения производства, в первую очередь, стало торможение производственных инвестиций: в 2008 году они росли в 2,3 раза медленнее, чем в предыдущем. Снижение инвестиций, в свою очередь, обусловлено кризисом финансирования реального сектора, сделавшим недоступными банковские кредиты.

Немаловажным фактором снижения выпуска явилось начавшееся сокращение реальных доходов населения, хотя в целом их рост в 2008 г. составил 2,9 %. По оценке Министерства экономического развития РФ, до половины потерь в темпах роста объясняется снижением экспортных цен, а оставшиеся обусловлены резким ухудшением условий кредитования и кризисом доверия как в банковском, так и в корпоративном секторах. Фундаментальной основой негативных трендов в реальном секторе явился, бесспорно, финансовый кризис, ограничивающий совокупный спрос, уровень потребления и инвестиций [8].

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей России (в % к предыдущему году) [9]

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

ВВП 107,3 107,2 106,4 107,7 108,1 105,6

Промышленное производство 108,9 108,0 105,1 106,3 106,3 102,1

Продукция сельского хозяйства 101,3 103,0 102,3 103,6 103,4 110,8

Реальные денежные доходы населения 115,0 110,4 112,4 113,5 112,1 102,9

Инвестиции в основной капитал 112,5 113,7 110,9 116,7 122,7 109,8

Потребительские цены 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3

Социально-политическое и экономическое положение России в настоящее время делает крайне актуальной целенаправленную деятельность государства, всех уровней исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов по обеспечению экономической безопасности страны и её граждан.

Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год предполагает следующие приоритеты макроэкономической политики [10]:

— Проведение ответственной бюджетной политики. Принятые правительством решения по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему, в связи с чем увеличатся остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции.

— Один из приоритетов макроэкономической политики состоит в постепенном сокращении инфляции. Повышение курса иностранной валюты, ставшее следствием финансового кризиса, привело к росту цен, прежде всего за счет быстрого удорожания импортных и части отечественных товаров, производимых с использованием импортного сырья.

— До окончания кризиса правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции.

— Важную роль в противодействии росту цен будет играть борьба с долларизацией экономики — повышение доверия к рублю как средству сбережения. Этому будет способствовать установление Банком России пределов роста стоимости бива-лютной корзины, подорвавшей привлекательность конвертации рублевых средств в иностранную валюту. Параллельно Федеральная антимонопольная служба активизирует борьбу с необоснованным повышением цен за счет сговора поставщиков и других незаконных действий.

— Следующая задача состоит в расширении банковского кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан.

— Важнейшей задачей остается поддержание достаточного уровня макроэкономической устойчивости российской экономики. Это требует сохранения определенного минимального уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного со-

кращения бюджетного дефицита. Такая политика обеспечит доверие российских и иностранных инвесторов, что позволит возобновить приток капитала и восстановить рост экономики.

В структуре национальной безопасности важнейшая роль отводится экономике, потому что ни один вид безопасности не может быть в достаточной степени реализован без экономического обеспечения. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года также подчеркивается, что экономическая безопасность является ее неотъемлемой составной частью [5].

К настоящему времени в официальных документах и научной зарубежной и отечественной литературе достаточно обстоятельно изучен понятийный аппарат в области экономической безопасности, но так и не выработано единого определения ввиду его емкости (системности), сложности, мно-гокомпонентности и взаимосвязи с другими областями знаний и практики.

Анализ определений экономической безопасности, существующих в зарубежной экономической литературе, представлен во многих работах [11]. Западные исследователи рассматривают экономическую безопасность как реализацию стабилизационной экономической политики. По их мнению, это особенно важно в условиях глобализации, защиты национальных интересов, достижения продовольственной и энергетической независимости.

Среди российских исследователей при определении понятия «экономическая безопасность» преобладало мнение, что его содержание отражает такое состояние хозяйства страны, которое обеспечивает способность противостоять неблагоприятным внешнеэкономическим воздействиям. В 80-х — начале 90-х годов XX века объем публикаций относительно сущности экономической безопасности значительно возрос. Наиболее популярными из них стали работы В. Сенчагова [12, с. 97—106], [13, с. 50—54], С. Глазьева [14, с. 3—20], В. Загашвили [15, с. 46-65]; А. Илларионова [16, с. 35-58], Л. Абалкина [17, с. 5-13]. На основе концептуальных разработок Л. Абалкина, Е. Бухвальда, С. Глазьева, Д. Львова, А. Илларионова, В. Сенчагова, В. Там-бовцева и др. были разработаны «Государственная стратегия экономической безопасности РФ» (1996 г.) и «Концепция экономической безопасности» (2000 г.).

Обзор научной литературы показывает, что экономическую безопасность можно рассматривать с разных позиций: через «экономические интересы», через «устойчивость», через «экономическую независимость».

Определения экономической безопасности через интересы или как условие устойчивости экономического развития являются наиболее популярными. Через устойчивое развитие страны безопасность определяется и в Стратегии национальной безопасности до 2020 года. При рассмотрении данной проблемы на макроэкономическом уровне опираются на определение экономической безопасности через стабильность. Определение экономической безопасности через «независимость» практически никогда не фигурирует в чистом виде, а входит составной частью в определения через «интересы» или «устойчивость». Но чаще всего в научной литературе встречаются определения, опирающиеся на определенную комбинацию данных подходов.

В современных условиях в силу различных причин возникают разнообразные угрозы экономической безопасности. Они определяются как процессы и явления экономического, социального и правового характера, действие которых приводит к нарушению стабильности развития национального хозяйства и его устоявшейся структуры, снижению уровня жизни населения.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации говорится, что «...угрозами национальной безопасности в экономической сфере. являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудоне-достаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции» [4].

В общем виде угрозы могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвращать реальные внешние и внутренние опасности и угрозы, их необходимо четко выявить. Это важно для определения приоритетов экономической безопасности, выявления глубины и значения реальных проблем для выживания страны.

К наиболее опасным внешним угрозам можно отнести: высокую зависимость России от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляю-

щих интересы РФ в области экономики; высокий уровень внешнего долга; преобладание сырьевой направленности экспорта; необустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль; усиливающееся завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России; продовольственную зависимость, проявляющуюся в импорте продовольствия.

Внешние угрозы в силу системности всей совокупности угроз в значительной мере возникают в результате негативных внутренних воздействий (внутренних угроз), которые в настоящее время являются наиболее опасными.

Основными внутренними опасностями, угрожающими экономической безопасности, являются: потеря способности к расширенному воспроизводству численности населения, усиление имущественного расслоения населения, деградация его культурного и образовательного уровней, низкий уровень инвестиционной и инновационной активности, кризис денежной и финансово-кредитной системы; сохранение инфляционных процессов, низкий уровень конкурентоспособности выпускаемой в стране продукции, сохранение как приоритетной топливно-сырьевой направленности, увеличение рисков возникновения катастроф техногенного характера с негативными экологическими последствиями, криминализация экономики, рост коррупции и т. д.

Угрозы экономической безопасности можно структурировать в зависимости от сферы возникновения (социальная, политическая, экологическая и т. д.), по вероятности реализации (реальные, потенциальные), по характеру возникновения (стихийно возникшие, целенаправленно созданные), по направлению воздействия на экономику (внутренние и внешние). Экономическая оценка последствий этих угроз позволяет выработать системный подход к их предупреждению и устранению и с помощью количественной оценки ущербов от их воздействия определить систему приоритетов.

На конкретном этапе экономического развития могут выделяться определенные приоритеты безопасности, которые не являются постоянными и могут претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время, в условиях кризиса, главная угроза экономической безопасности Российской Федерации таится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, демографического, экологического и иного характера. Можно выделить шесть наиболее серьезных

современных угроз: спад производства и потеря рынков, «утечка мозгов» и технологическая безопасность, рост государственного долга, угрозы в социальной сфере (безработица, диспропорция в доходах и т. д.), угроза утраты продовольственной независимости страны, криминализация экономики.

Для отражения угроз экономической безопасности существует ряд приоритетных мер: консолидация общества на базе повышения уровня жизни всего населения, активизация инвестиционного процесса, стимулирование частных инвестиций в наиболее эффективные экономические проекты, проведение жесткой налоговой политики, укрепление национальной валюты, государственное регулирование внешнеэкономических отношений и эффективный таможенный контроль, поддержка и развитие интеллектуального потенциала и отечественной науки, укрепление внутриэкономическо-го пространства с формированием эффективных экономических подсистем в регионах, обеспечение экономической самостоятельности при вхождении в мировой рынок и др.

Оценка экономической безопасности и степень ее достижения основывается на объективной системе экономических показателей или индикаторов. В научной экономической литературе приводится большое количество макроэкономических показателей (индикаторов) состояния экономической безопасности государства [14], [16, с. 35-58]. К основным из них следует отнести темпы роста ВВП, темпы роста производства продукции основных отраслей или сфер экономики, а также важнейших стратегических видов продукции, индекс потребительских цен, уровень и качество жизни, имущественное расслоение населения, норма безработицы, структура экономики, импортная зависимость, открытость экономики, величина внешнего и внутреннего долга, расходы на НИОКР.

По абсолютным показателям валового продукта Россия в настоящее время приблизилась к объёмам рубежа 80-90-х гг. прошлого века, что позволило ей войти в десятку крупнейших экономик мира. По показателям же относительной величины валового продукта в расчёте на душу населения Россия находится в середине второго десятка, а по интегральным показателям индекса развития человеческого капитала сместилась в седьмой десяток стран мира [18].

Соотношение фактических и пороговых значений показателей и индикаторов дает представление о степени экономической безопасности страны. Анализ состояния основных макроэконо-

мических показателей свидетельствует, что большинство из них имеют значения, которые не могут обеспечить устойчивость экономики к внутренним и внешним угрозам, а значит, и экономическую безопасность страны. Следовательно, обеспечение экономической безопасности остается в числе приоритетных направлений политики государства в современной России.

Литература

1. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности»//Российская газета. 1992, 6 мая.

2. Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность//Полис: Политические исследования. 2002. № 4.

3. Орехов В.И., Балдин, Гапоненко Н.П. Антикризисное управление. М., 2006.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537//http://www. scrf.gov.ru/documents/99.html

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р//http://www.smolin.ru

6. Экономическая и национальная безопасность: Учебник/Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004.

7. Экономическая безопасность и внешнеэкономические связи России: монография/Под общ. ред. Е.Б. Завьяловой. М., 2006.

8. http://www.economy.gov.ru

9. http://www.gks.ru.

10. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год//http://www. premier. gov.ru/anticrisis

11. Cable V. Whait Is International Economic is Security?/V Cable//International Affairs. April 1995. V 71. № 3. Pp. 305—324, Economic Strategy and National Security Ed DeSouza PJ Bouder 2000, Economics and National Security A. History of Their Interaction Ed Goodwin C.D. Dumham, 1991, National Economic Security: In Search of an Operational Concept. Ed.Altins von Geusau F. А.М. Tilburg, 1980.

12. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России//Вопросы экономики. 1995. № 1.

13. Сенчагов В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской си-стемы//Вопросы экономики. 1996. № 6.

14. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны//Российский экономический журнал. 1997. № 1.

15. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М., 1997.

16. Илларионов А. Критерии экономической безо-пасности//Вопросы экономики. 1998. № 10.

17. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение//Вопросы экономики. 1994. № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. http://www.glazev.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.