Экономическая безопасность России
Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., в определённых аспектах продолжающийся и в настоящее время, оказал существенное негативное воздействие на социально-экономическое положение практически всех стран-субъектов мирохозяйственных связей.
Российская экономика также оказалась втянутой в водоворот мировой рецессии, причем последствия этого для нашей страны оказались даже более разрушительными, чем для инициатора текущего кризиса - США. Так, в 2009 г. ВВП США снизился на 2,6% против предыдущего года, а российский ВВП - на 7,8%. Рецессия продолжается, и перспективы восстановления безопасных темпов роста национального дохода России выглядят не очень оптимистично. По оценке Минэкономразвития РФ, в 2012 г. рост ВВП составил всего 3,4%, а прогноз на 2013 г. - менее 3%, в то время как минимальный темп роста, при котором можно лишь поддержать стабильность экономической ситуации в стране и не более того, составляет около 5%.
В условиях системного кризиса национальной экономики проблема экономической безопасности страны обретает особую значимость и остроту. Вряд ли следует напоминать о том, что экономическая безопасность является фундаментом, во многом определяющим как саму сущность государства как субъекта мирохозяйственных взаимоотношений, способного обеспечить жизнедеятельность собственного населения, как и перспективы его существования в будущем. А такие важнейшие направления деятельности государства как укрепление оборонного потенциала, энергетической и продовольственной безопасности и др., представляют собой важные, но все-таки производные составляющие общей политики обеспечения его экономической безопасности.
Под экономической безопасностью государства следует понимать положение устойчивого динамического равновесия национальной экономики, располагающей механизмами, гарантирующими восстановление и удержание в заданных пределах ключевые параметры функционирования экономики в услови-
В.Н. Бурмистров
УДК 351.862.6 (470) ББК 66.2 (Рос) Б-915
ях любых предсказуемых или случайных дестабилизирующих импульсов и рисков как внутреннего характера, так и внешних.
Используя терминологию теоретической механики можно добавить, что под устойчивостью любой динамической системы понимается её способность восстанавливать и поддерживать в заданных пределах ключевые параметры функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложное социально-политическое и экономическое явление, включающее в себя и опирающееся на целую систему важных взаимодополняющих и взаимозависимых факторов. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН определены около 150 показателей национальной экономики и социально-политической сферы, которые в той или иной форме и пропорциях определяют состояние и эволюцию экономической безопасности государства.1 Объём статьи даёт возможность анализа лишь самых основных факторов из упомянутого количества показателей и именно тех факторов, которые прямо или косвенно увязаны с особенностями внешнеэкономической деятельности страны, но, главное, уже находящиеся в состоянии, прямо угрожающем экономической безопасности государства. Среди них:
♦ масштабы, отраслевая структура и технологический уровень национального промышленного производства;
♦ наличие природных ресурсов, их количественные и структурные параметры, а также формы собственности и распоряжения ими;
♦ природно-климатические условия и другие особенности аграрного производства;
♦ трудовые ресурсы как составляющая экономической безопасности государства;
♦ интеллектуальный потенциал страны;
♦ валютные ресурсы, источники и особенности использования;
♦ внутренний рынок;
♦ профессионализм и эффективность государственных институтов.
Конечно же, в приведенном списке представлены только постоянно действующие факторы, прямым образом формирующие экономику страны и определяющие её безопасность. Есть и некоторые другие импульсы, имеющие чаще всего временный характер, но также могущие пусть косвенно, но деформировать внутренние экономические процессы. Это и военно-политические события как общемировые, так и регионального уровня, внутренняя социально-политическая ситуация и др.
Рассмотрим более подробно основные постоянно действующие факторы, определяющие экономическую безопасность России.
1 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. //Вопросы экономики. 2001.№8, с.74.
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Наличие богатейших природных ресурсов во все периоды российской истории служило важным, а в ряде случаев и решающим фактором обеспечения государственной безопасности. Страна располагает широкой гаммой энергоносителей: нефть, газ, уголь и др., а также значительными, а в ряде случаев и комплексными, т.е. обеспечивающими работу целых отраслей производства, запасами стратегического промышленного сырья.
На территории страны размещены самые крупные в мире разведанные и подтвержденные запасы таких полезных ископаемых, как: железная руда -32%, природный газ - 35,4%, никеля - 31%, алмазы - 26%, апатиты - 64,5%, уран - 14, цинк - 16%, нефть - 13%, олово - 27%, кобальт - 21%, свинец - 12%, медь - 11% и т.д.2 Россия объективно принадлежит к малочисленной группе “самодостаточных” в экономических аспектах государств, куда также входят США, Китай, Индия и Бразилия.
Такой потенциал первого сектора производства явился мощной предпосылкой и основой для решения проблем индустриализации страны как в годы первых пятилеток, в военные годы и послевоенного восстановления национальной экономики. Однако роль природных ресурсов изначально не ограничивалась только сырьевой функцией. Не менее важное предназначение природных ресурсов заключалось в формировании валютных поступлений от их вывоза на мировой рынок. В связи с резким сокращением обрабатывающих отраслей в национальном производстве в последние годы эта функция и роль сырьевых ресурсов в формировании отраслевой структуры ВВП стала преобладающей. Это отчетливо отражено в последовательном росте экспортных квот основных товарных позиции национального экспорта. Так, по данным Таможенной статистики РФ, в 2011 г., например, доля экспорта нефти сырой составила почти 47% объёма производства, а по нефтепродуктам - еще значительнее - почти 51% . Если же определить общую экспортную квоту нефти сырой, т.е. включая то количество нефти, которое вывезено в виде нефтепродуктов, то суммарная экспортная квота нефти сырой будет близка к 80%. Примерно такая же квота по таким позициям, как целлюлоза бумажная и минеральные удобрения.
По другим товарным позициям экспортные квоты не столь драматичны, но тоже существенны: уголь каменный - 43, газ природный - более 27, фанера клееная - почти 52, прокат черных металлов - более 27 процентов и т.д. Значительные квоты по большинству из перечисленных товаров обусловлены в большой степени экономическими мотивами, т.е. более высокой коммерческой эффективностью реализации продукта на внешнем рынке, и не могут серьёзно повлиять на экономическую безопасность страны в целом, хотя по отдельным позициям (прокат
2 Национальный доклад “Стратегические ресурсы России.” М., 1996.С.35
черных металлов, уголь каменный и газ природный) с учетом их стратегической значимости такие опасения вполне оправданы.
Совсем иная ситуация с нефтью. Особенности этой товарной позиции заключаются в том, что, во-первых, это ресурс не возобновляемый, во-вторых, это одна из ведущих товарных позиций, определяющих сальдо счета текущих операций платежного баланса страны, а также, в-третьих, - это остродефицитный ресурс. По данным западных экспертов, при современных объёмах добычи нефти (более 500 млн т в год) разведанных запасов России хватит на 15-20 лет, после чего страна может перейти в статус нетто импортера нефти и нефтепродуктов. Возможности Арктического шельфа помогут лишь отсрочить это событие, но не исключить, учитывая, что стоимость геологоразведки, обустройства месторождений, а также добычи и транспортировки нефти в арктических условиях имеет совсем другой порядок, да и практическая реализация этой идеи сталкивается с пока неразрешаемыми техническими задачами.
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Продовольственная безопасность является одной из ключевых составляющих общей экономической безопасности любого государства, а в последние годы эта проблема приобретает уже и глобальный характер. Последовательный рост численности населения, активные процессы мировой урбанизации, сопровождающийся неизбежным сокращением посевных площадей и другие негативные факторы, еще более усложняют задачи обеспечения продовольствием. По официальным данным ООН, в настоящее время при численности населения мира в 7 млрд чел. около 1 млрд чел., т.е. почти 15% - голодают.
В России вопросы обеспеченности продовольствием и, в более широком аспекте, продовольственной безопасности, также достаточно актуальны. Нынешние диспропорции внутреннего рынка продовольствия являются прямым результатом реформ агропромышленного комплекса. Сформировавшийся громадный дефицит продовольствия на внутреннем рынке был восполнен проверенным многочисленной группой стран третьего мира способом - на пути расширения импорта. Так, по данным Таможенной статистики, только в 2011 г. Россия ввезла продовольствия и сельхозсырья на сумму почти 45 млрд долл. (14,2% общей стоимости российского импорта). А если учесть т.н. “серый” импорт, который по оценке Института мировой экономики и международных отношений РАН по товарной группе “Продовольствие и сырье для его производства” составляет около 40%, то фактические валютные затраты на импорт этой группы товаров составляют 60-70 млрд долл. ежегодно. Это привело к тому, что в настоящее время в общем объёме потребляемого продовольствия в России импортная продукция занимает около 40%, а в Москве и Санкт-Петербурге - более 70%.
Очевидно, что страна нуждается в чрезвычайной политике, целью которой должен быть выход на уровень самообеспеченности продовольствием по крайней мере по таким основным позициям, как мясо, молоко и молокопродукты, овощи, фрукты и др. В связи с этим не лишним будет напомнить, что известный китайский лидер Дэн Сяопин в Стратегии восстановления китайской экономики первым по значимости приоритетом обозначил именно достижение самообеспеченности продовольствием.
Для достижения этой цели Россия имеет весьма весомые предпосылки. Прежде всего, огромная и разнообразная по климатическим условиям территория. Показатель территории, приходящейся на душу населения, составляет в России около 11,5 га, в то время как в США - 3,35, в Китае - 0,76, а в Японии - всего 0,29 га. Протяженность страны как по меридианам, так и по параллелям столь значительна, почвы столь разнообразны, что при любых природных катаклизмах при профессионально грамотном ведении хозяйства можно иметь оптимальные и гарантированные урожаи.
Вместе с тем, эти предпосылки могут быть реализованы и стать основой возрождения аграрного сектора лишь при формировании и реализации совершенно новой аграрной стратегии, учитывающий уже почти двадцатипятилетний негативный опыт реформирования сельскохозяйственного сектора в нашей стране.
Основной вывод, который вытекает из этого опыта состоит в том, что решающим сектором агропроизводства фермерские хозяйства так и не стали. Несмотря на крупномасштабную передачу в частную собственность земли (около150 млн га или почти 65% всех сельхозугодий) фермерские хозяйства дают всего 3-5% товарной продукции. При этом основными участниками агропроизводства выступают комерциализировавшиеся приусадебные индивидуальные хозяйства (более 57%) и реформированные колхозы и совхозы (более 40%).3
Если говорить о структурно-социальных аспектах проблемы, то достижение уровня самообеспеченности видится в создании в каждой подотрасли сельскохозяйственного производства системы крупных вертикально интегрированных специализированных комплексов различных форм собственности (государственной, государственно-частной, частной и пр.), обеспечивающих весь производственный цикл от обработки почвы и до переработки выращенного сырья до стадии готовой продукции. Очевидно, что в этом процессе предусматривается участие также фермерских и приусадебных производств на полностью паритетных началах, причем и эти два сегмента агропроизводства должны быть обеспечены, по крайней мере в начальной стадии работы, эффективной государственной поддержкой.
В современных социально-экономических условиях реализация этой стратегии, как, впрочем, и любой другой, предусматривающей восстановление российского
3 Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность. - М.: Экономика, 2002. С.109
АПК, невозможна без активного участия государства во всех основных аспектах этого процесса: создание и постоянное совершенствование инфраструктуры в сельских регионах, прямое финансирование проектов, предоставление тарифных льгот, решение социальных проблем села, оптимизация импорта сельхозпродукции и многое другое. Существующая отстраненность государства от системного решения проблемы возрождения АПК не может считаться разумной и чревата потерей государственного суверенитета страны.
Те меры, которые предпринимаются для поддержки сельскохозяйстенного производства в настоящее время: льготные тарифы на энергоносители весной, финансовые вливания фермерам и пр., не могут считаться достаточными для решения всех масштабных и весьма срочных задач выхода страны на уровень самообеспеченности продовольствием и, следовательно, укрепления продовольственной безопасности как важной составной общей экономической безопасности.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Трудовые ресурсы - один из основных факторов производства, в связи с чем существующее положение и эволюция их количественных и структурных параметров играют важную роль в формировании и укреплении экономической безопасности страны. При общей численности населения России на начало 2013 г. в немногим более 142 млн человек численность экономически активного населения составляет ок.76 млн чел., или почти 44%. В целом можно оценить приведенные параметры как вполне благоприятные предпосылки для работы по возрождению национального производственного и научного потенциала по крайней мере в количественных аспектах.
Что же касается качественных и структурных показателей, то в течение последних 20-ти и даже более лет просматривается явная негативная тенденция последовательного снижения профессионального уровня трудовых ресурсов. Этому содействовал массовый исход инженерно-технических и научных кадров из разрушаемых научно-исследовательских, конструкторских и производственных предприятий госсектора в 90-х годах, а также масштабная иммиграция неклвалифици-рованной рабочей силы.
Есть ошибки в существующей системе подготовки специалистов и в структуре специальностей. Отмечается явное перепроизводство экономисты, юристы, менеджеры общего плана и т.д. С другой стороны, машиностроение (несмотря на усохшие масштабы) ощущает острый дефицит инженерно-технических кадров и рабочих кадров. Эти и многие другие диспропорции обусловлены бессистемной, стихийной практикой подготовки специалистов в секторе частных учебных заведений в количестве около 460. Однако есть в этом вина и государственных ВУЗ ’ов.
Существенную брешь в кадровом обеспечении российской науки и производства привносит и эмиграция, получившая утвердившее название «утечка мозгов». По достаточно условным оценкам экспертов за рубежом в настоящее время трудятся около 1,2 млн российских специалистов, как надо понимать - не самых бездарных. В мировой практике существуют оценки стоимости подготовки специалиста до уровня пригодности для работы в современном западном предприятии. Она колеблется от 300 до 800 и более тыс. долл. С учетом известных недоработок в общеобразовательной системе и в подготовке научных кадров в России, выберем среднее и остановимся на уровне 500 тыс. долл. Таким образом, общую сумму нашей безвозмездной помощи страдающей от кризиса западной экономике можно оценить примерно в 600 млрд долл.
В целом, оценка наличествующих трудовых ресурсов страны далеко не однозначна. При достаточно позитивных количественных показателях имеющихся трудовых ресурсов очевидна тенденция последовательного снижения квалификационных показателей в связи с деградацией и даже исчезновением ряда отраслей машиностроения. Очевидно, что воссоздание и техническое перевооружение станкостроения, энергомашиностроения, авиастроения и др. отраслей потребует и заблаговременной подготовки адекватного уровня конструкторских, инженернотехнических и рабочих кадров.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ
Классическая политэкономия, определяя конкурентоспособность государства, важное значение придавала наличию абсолютных преимуществ в таких факторах производства, как наличие природных ресурсов (их количественные и структурные характеристики), недорогие и доступные капиталы, а также трудовые ресурсы с оптимальными количественными и квалификационными параметрами. Но эти факторы определяли конкурентные преимущества государства лишь на самых ранних стадиях эволюции производительных сил и обусловливали естественное и, в большой степени, стихийное формирование международного разделения труда.
Активный научно-технический прогресс и общецивилизационные процессы в мире обусловили существенную качественную деформацию в структуре и значимости тех или иных факторов в современной эволюции как в обеспечении жизнеспособности отдельно взятого государства, так и в эффективности международного разделения труда в целом. Хотя и в настоящее время наличие природных, климатических и других естественных ресурсов играет существенную роль в жизнедеятельности отдельных государств и регионов, и в значительной степени обусловливает их положение в общей системе мирохозяйственных связей. (Россия, Норвегия, страны-члены ОПЕК и др.).
Вместе с тем, по мере углубления НТП и перехода во второй половине прошедшего столетия ряда промышленных стран в стадию постиндустриального развития появляется все больше оснований говорить о новом - четвертом факторе
производства, который можно определить как интеллектуальный потенциал общества.
Это понятие достаточно сложное по структуре и разноплановое по содержанию составляющих его компонентов. Прежде всего - это группа факторов, которые можно охарактеризовать как комплекс накопленных обществом знаний, материализованных в используемых научно-производственных процессах и технологиях (как собственных, так и привлеченных), а также знаний, зафиксированных в официальных патентах, лицензиях, ноу-хау и др. формах регистрации научных результатов как национального, так и международного уровней. Понятие интеллектуального потенциала общества включает в себя также и такие факторы, как масштабы, отраслевая структура и технологический уровень всей научно-технической базы страны, интенсивность инновационных процессов в научной сфере в целом и по отраслям. А также эффективность и оперативность использования научных результатов, производительность научного труда на отраслевых уровнях и по научной отрасли в целом, эффективность общей системы образования страны и подготовки научных кадров, в частности, и многое другое.
Важность этого понятия как составной части экономической безопасности государства заключается в том, что эффективная наука и система образования - две сферы деятельности, определяющие и пролагающие дорогу общества в будущее и пренебрежение этими отраслями неминуемо приведет страну к деградации и даже потере суверенитета.
На развитие НИОКР выделяется менее 2% ВВП, в то время как в США - почти 3%, а в Китае и того более. В абсолютных показателях эта разница выглядит еще более угрожающе: в 2009 г., например, в России на душу населения было выделено на НИОКР около 150 долл., а в США - почти 1300 долл.4 Хроническое недофинансирование науки обусловливает последовательное отставание научно-технической и производственной базы страны от современных мировых стандартов и невозможность технического перевооружения практически ни одной отрасли производства собственными силами без активного привлечения зарубежных технологий и опыта. А отсутствие современной научно-технической и производственной базы, наряду с неадекватным материальным обеспечением научных кадров, являются одними из основных причин как исхода кадров за границу, так и низких объёмов ПИИ в нашу экономику.
ВАЛЮТНЫЕ РЕСУРСЫ, ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Стабильный положительный торговый баланс страны, составивший в 2012 г. почти 194 млрд долл. (экспорт по методологии платежного баланса - 529,3 и импорт 335,4 млрд долл.) обусловливает регулярное пополнение валютных резервов страны и поддержание их на достаточно безопасном уровне - почти 530 млрд
4 R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast., p.5
долл., т.е. более чем полуторократное обеспечение стоимости годового импорта (при норме - 3-хмесячной стоимости импорта). С формальной позиции приведенные показатели обозначают высокий уровень обеспеченности валютными средствами национальных потребностей в импортных поставках. Однако, при объективной оценке государственных валютных ресурсов и источников их пополнения положение оказывается не столь безоблачной.
Во-первых, значимость этого фактора существенно снижается из-за безальтер-нативности основного источника валютных поступлений, а именно поступления от экспорта энергоносителей и других видов промышленного сырья. Ненадежность этого источника обусловлена нашей жесткой зависимость от внешних факторов, находящихся вне нашего влияния, т.е. от уровня мировых цен на указанные товары. Последствия этой зависимости наша экономика полностью испытала на себе в кризисный 1998-й год, когда США обрушили мировую цену на нефть до менее 10 долл. за баррель, ввергнув, тем самым, российскую экономику в жесточайший кризис. Российская экономика лишена возможности компенсировать потери валютных поступлений, обусловленных конъюнктурой внешних рынков, через увеличение поставок других товаров с высокой добавленной стоимостью (наукоемкая продукция, например), поскольку российская промышленность в состоянии с помощью этой товарной позиции сформировать лишь около 2,0-2,5% стоимости национального промышленного экспорта. (Для США этот показатель - почти 30%, в Китае - почти 33%).
Во-вторых, кажущаяся безопасность, обозначенная в валютных резервах, практически полностью обесценивается текущим внешним государственным долгом, который в последние годы оценивается в почти 500 млрд долл.
И, наконец, в-третьих. Немаловажны и способы использования рассматриваемых валютных ресурсов, поскольку именно они определяют как их доходность, так и эффективность при оперативном решении тех или иных проблем социальноэкономического развития страны.
ВНУТРЕННИЙ РЫНОК РОССИИ
Как известно, среди основных рекомендаций Всемирного экономического форума, фиксируемых в регулярных исследованиях конкурентоспособности государств-субъектов международных экономических связей, присутствует и пожелание о разработке и реализации агрессивной экспортной политики в целях завоевания своей ниши на мировых рынках. Эта рекомендация, понятно, обращена в первую очередь к странам группы “догоняющего развития”, крайне заинтересованных в оптимальном использовании основных функций внешнего рынка, а именно: быть дополнительной (внутреннему рынку) сферой сбыта и источником сверхприбыли за счет разницы между экспортной ценой (интернациональной стоимостью) и внутренней ценой (национальной стоимостью).
Россия как страна с переходной экономикой также весьма заинтересована в использовании преимуществ международного разделения труда и в экономии общественно необходимых затрат. Ранее уже отмечалась безальтернативность имеющихся у России источников валютных поступлений (экспорт сырья), в связи с чем любая, самая агрессивная экспортная стратегия, не подкрепленная наличием ресурсов конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией, не даст ничего. Капитал должен быть вложен в инновации немедленно и работать на повышение производственного потенциала, а не ожидать возможных потрясений. Планировать грядущий кризис - такая же ошибка, как и планировать заранее брак в производстве.
Достаточно либеральное таможенное регулирование (Федеральный закон “О Таможенном тарифе” и Таможенный кодекс были приняты только в мае 1993 г.) привели к широкой экспансии иностранных поставщиков на российский рынок продовольствия, ТНП, медикаментов и многих других товарных групп. Присоединение России к ВТО завершило процесс либерализации внешнеэкономической сферы страны с существенным ослаблением защиты внутреннего производства и сокращением фискальных поступлений. Так, средневзвешенный уровень таможенного обложения снизился с 14 до 9,8%, что уже в 2013 г. даст сокращение объёма валютных поступлений от таможенного обложения импорта на сумму не менее 15 млрд долл. Другим негативным последствием либерализации внешнеторгового режима (наряду со значительным сокращением отечественного производства) стала потеря национальными товаропроизводителями значительных секторов российского внутреннего рынка. Так, в последние годы импортными поставками удовлетворялось почти половина внутренних потребностей в продовольствии, до 80% в медикаментах, почти % - в легковых автомобилях. Что же касается легкой промышленности, то доля её продукции на российском рынке (включая обувь и одежду) составляет 10-15%, остальное - импорт. Есть и более опасные факты, а именно: более 95% внутренних потребностей (в том числе - ВПК) в элементной базе электроники также приобретаются за рубежом.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Очевидно, что нормальная жизнедеятельность государства возможна лишь при эффективной работе законодательной, исполнительной и других ветвей власти. Одной из значимых функций и обязанностей властных структур является создание и оперативное совершенствование необходимой и достаточной правовой базы управления, регулирования и контроля исполнения всего комплекса социальноэкономических задач развития государства. Другой, не менее важной функцией государственных институтов является разработка и реализация реальных концеп-