Научная статья на тему 'Экономическая безопасность регионального малого предпринимательства (на примере Московской области)'

Экономическая безопасность регионального малого предпринимательства (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неволина О.В.

В статье рассмотрены основные аспекты экономической безопасности регионального малого предпринимательства, выделены основные показатели экономической безопасности малого бизнеса в Московской области, обозначены основные угрозы и приоритетные направления повышения экономической безопасности данного сектора региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность регионального малого предпринимательства (на примере Московской области)»

УДК 338.24

экономическая безопасность

РЕГИОНАЛЬНОГО МАЛОГО

предпринимательства

(НА ПРИМЕРЕ московской ОБЛАсТИ)

О. В. НЕВОЛИНА,

аспирант кафедры экономики и маркетинга E-mail: nevoolga@mail.ru Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

В статье рассмотрены основные аспекты экономической безопасности регионального малого предпринимательства, выделены основные показатели экономической безопасности малого бизнеса в Московской области, обозначены основные угрозы и приоритетные направления повышения экономической безопасности данного сектора региональной экономики.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическая безопасность, показатели экономической безопасности, угрозы, приоритетные направления.

Деятельность регионального малого бизнеса невозможна без защищенности от внутренних и внешних угроз. В этой связи важное значение имеет экономическая безопасность малого предпринимательства, которая представляет систему условий, благоприятствующих эффективному росту данной сферы региональной экономики.

Под экономической безопасностью регионального малого бизнеса в данном случае можно понимать состояние защищенности данного сектора экономики от негативных влияний внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается его устойчивое развитие. Это сбалансированное состояние данного сектора, при котором имеются возможности реализации интересов его текущего и будущего развития.

Экономическая безопасность малого предпринимательства как состояние — это наличие таких экономических, производственных и технологических условий, которые позволяют ему успешно осуществлять устойчивое функционирование в секторе

экономики, реализуя в конечном итоге основные принципы предпринимательской деятельности.

Данное понятие представляет собой сложную структуру, включающую: конкурентоспособность регионального малого бизнеса, способность регионального предпринимательства самостоятельно адаптироваться к новым условиям развития, сохранять соответствующие темпы роста, повышения эффективности и стабильности.

В настоящее время экономическая система безопасности малого предпринимательства складывается из нескольких видов безопасности: финансовой, производственной, социальной, правовой безопасности и др.

Финансовая безопасность — это такое состояние финансово-банковской системы, при котором обеспечивается благоприятные условия развития кредитно-денежных потоков и системы финансового взаимодействия регионального малого предпринимательства.

Под производственной безопасностью понимается обеспечение деятельности регионального малого предпринимательства производственными факторами и степень эффективности их использования.

Социальная безопасность предполагает состояние социально-экономических аспектов функционирования сектора: состояние рынка труда, уровень профессиональной подготовки кадров и пр.

Правовая безопасность малого предпринимательства — состояние правовой системы, обеспечивающее правовую защищенность и стабильность данного сектора экономики [1].

В настоящее время особое внимание уделяется изучению экономической безопасности регионов и страны в целом, однако недостаточно хорошо исследована экономическая безопасность сектора регионального малого предпринимательства: нет четкого понятия и определения данного понятия, структуры и определяющих факторов, не сформирована система оценки состояния экономической безопасности конкретной сферы экономики.

Основные показатели экономической безопасности

Оценку показателей экономической безопасности малого предпринимательства Московской области целесообразно проводить в сопоставлении со среднероссийскими показателями и показателями по Центральному федеральному округу (ЦФО). В этой связи целесообразно выделить следующие основные показатели (табл. 1, 2, 3): уровень безработицы (УБ), уровень экономической активности населения (УЭА), социальная эффективность мало-

Таблица 1

малого предпринимательства Московской области

Год УБ, % УЭА, % Социальная эффективность МП, чел. /ед. Экономическая эффективность МП, тыс. руб. /ед. Эффективность труда Эффективность ОК Фондоотдача, руб. /руб. Степень износа ОФ, %

ПТ, тыс. руб. /чел. ПТ МП, тыс. руб. /чел. Капитало-отдача МО, руб. /руб. Капитало-отдача МП, руб. /руб.

2000 7,90 69,5 5 1 111,42 72,28 203,61 348,31 20 702,77 0,26 35,50

2001 5,60 67,3 5 1 109,63 95,31 220,20 446,21 18 431,03 0,29 37,00

2002 4,40 67,2 6 1 678,15 125,46 294,56 435,94 68 117,26 0,31 38,50

2003 4,40 69,0 9 3 502,53 159,55 400,84 391,81 51 006,39 0,32 42,00

2004 3,70 70,1 9 4 461,87 199,00 514,48 345,36 26 054,44 0,37 36,50

2005 3,30 67,9 10 14 864,37 258,40 1 515,58 390,63 90 844,13 0,40 36,30

2006 3,00 68,2 11 15 769,29 338,59 1 492,29 396,08 67 192,61 0,44 39,60

2007 2,00 71,1 12 25 179,65 456,65 2 052,04 325,59 103 484,47 0,45 40,10

2008 2,80 70,7 9 22 950,00 443,20 2 437,65 293,50 127 257,79 0,38 40,40

Средние показатели 4,12 69,0 8,41 10 069,66 238,72 1 014,58 374,83 63 676,77 0,36 38,43

Примечание: в таблице приняты сокращения: УБ — уровень безработицы; УЭА — уровень экономической активности населения; МП — малые предприятия; ПТ — производительность труда; ОК — основной капитал; ОФ — основные фонды. Источник: по данным Росстата и расчеты автора [3, 4, 5, 6, 7].

Таблица 2

Основные показатели экономической безопасности малого предпринимательства Российской Федерации

Год УБ, % УЭА, % Социальная эффективность МП, чел. /ед. Экономическая эффективность МП, тыс. руб. /ед. Эффективность труда Эффективность ОК Фондоотдача, руб. /руб. Степень износа ОФ, %

ПТ, тыс. руб. /чел. ПТ МП, тыс. руб. /чел. Капитало-отдача РФ, руб. /руб. Капитало-отдача МП, руб. /руб.

2000 10,60 65,50 7,50 697,89 89,18 93,02 493,78 20 610,10 0,33 42,4

2001 9,00 64,20 7,69 1 011,51 110,36 131,52 476,57 19 618,38 0,33 45,8

2002 7,90 64,90 8,18 1 315,69 133,30 160,77 495,98 22 760,49 0,33 47,9

2003 8,20 64,80 8,35 1 887,97 162,82 226,03 491,34 25 050,78 0,33 49,5

2004 7,80 65,30 8,20 2 339,30 210,28 285,29 487,41 22 468,55 0,40 43,7

2005 7,20 65,80 8,22 9 815,79 270,01 1 194,82 499,41 79 793,08 0,43 45,1

2006 7,20 66,10 8,31 11 714,95 331,86 1 409,70 471,30 70 622,69 0,47 44,1

2007 6,10 67,10 8,12 13 600,23 415,39 1 674,27 420,69 59 708,31 0,47 45,9

2008 6,30 67,70 7,74 13 895,97 412,64 1 794,36 322,36 59 005,59 0,38 46,3

Средние показатели 7,81 65,71 8,04 6 253,26 237,32 774,42 462,09 42 182,00 0,39 45,63

Примечание: в таблице приняты сокращения: УБ — уровень безработицы; УЭА — уровень экономической активности населения; МП — малые предприятия; ПТ — производительность труда; ОК — основной капитал; ОФ — основные фонды.

Источник: по данным Росстата и расчеты автора [3, 4, 5, 6, 7].

_ ко

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность ""

Таблица 3

Основные показатели экономической безопасности малого предпринимательства Центрального федерального округа

Год УБ, % УЭА, % Социальная эффективность МП, чел. /ед. Экономическая эффективность МП, тыс. руб. /ед. Эффективность труда Эффективность ОК Фондоотдача, руб. /руб. Степень износа ОФ, %

ПТ, тыс. руб. /чел. ПТ МП, тыс. руб. /чел. Капитало-отдача ЦФО, руб. /руб. Капитало-отдача МП, руб. /руб.

2000 7,80 65,90 7,77 609,76 103,91 78,48 605,92 14 592,44 0,42 41,1

2001 5,10 65,10 7,66 994,53 126,42 129,89 642,27 18 525,13 0,43 47,6

2002 5,10 65,70 8,46 1 173,52 160,57 138,72 660,53 25 473,93 0,46 49,4

2003 5,10 65,70 8,69 1 741,17 198,11 200,39 635,25 31 924,00 0,43 44,9

2004 4,60 66,40 8,55 2 515,98 253,40 294,36 599,30 36 473,02 0,50 38,8

2005 4,30 66,60 8,72 13 679,61 342,01 1 567,87 651,18 155 581,10 0,55 38,8

2006 4,10 67,00 8,76 15 492,78 431,37 1 767,99 649,90 121 886,30 0,60 35,8

2007 3,10 68,20 8,92 18 214,53 550,13 2 041,78 579,07 131 165,52 0,56 41,4

2008 3,60 68,40 8,70 17 719,51 541,89 2 037,31 478,79 134 707,19 0,41 41,7

Средние показатели 4,76 66,56 8,47 8 015,71 300,87 917,42 611,36 74 480,96 0,48 42,17

Примечание: в таблице приняты сокращения: УБ — уровень безработицы; УЭА — уровень экономической активности населения; МП — малые предприятия; ПТ — производительность труда; ОК — основной капитал; ОФ — основные фонды.

Источник: по данным Росстата и расчеты автора [3, 4, 5, 6, 7].

го предпринимательства, экономическая эффективность малого предпринимательства, эффективность труда в целом по региону и на малых предприятиях, эффективность основного капитала (ОК) в целом по региону и на малых предприятиях, фондоотдача и степень износа основных фондов (ОФ) [8, 9].

Уровень безработицы по Московской области за анализируемый период времени в среднем составляет 4,12 %, что в 1,9 раза меньше, чем в среднем по РФ и в 1,15 раза меньше, чем в среднем по ЦФО. За период 2000—2008 гг. данный показатель уменьшился почти в 2,82 раза (с 7,9 до 2,8 %), в то время как в целом по РФ данное уменьшение произошло лишь в 1,68 раза (с 10,6 до 6,3 %), а по ЦФО - в 2,16 раза (с 7,8 до 3,6 %).

Уровень экономической активности населения в Московской области за анализируемый период времени в среднем составил 69 %, по РФ — 65,71 %, а по ЦФО — 66,56 %. За период 2000—2008 гг. данный показатель по Московской области увеличился на 1,2 процентных пункта, по ЦФО — на 2,5 процентных пункта и по РФ — на 2,2 процентных пункта.

Более низкий, уменьшающийся во времени уровень безработицы и более высокий уровень экономической активности населения свидетельствуют о меньшей социальной напряженности и о большей социальной стабильности в Московской области по сравнению со среднероссийской и ЦФО.

За анализируемый период времени социальная эффективность малого предпринимательства

70 -

увеличилась более чем в 2 раза (с 5 до 12) и в среднем составила 8 человек на одно предприятие, что соответствует среднероссийскому. Однако за период 2000—2008 гг. данный показатель в среднем по стране практически не изменялся. Динамика показателя социальной эффективности малого предпринимательства в Московской области свидетельствует о постоянно возрастающей социальной роли малого предпринимательства в области и о достаточно высоком социальном потенциале данной сферы в регионе.

За анализируемый период времени экономическая эффективность малого предпринимательства в Московской области увеличилась более чем в 20 раз (с 1 111,42 до 22 950 тыс. руб. на одно предприятие) и в среднем составила 10 069,66 тыс. руб. на одно предприятие, в то время как в среднем по стране данный показатель составил 6 253,26 тыс. руб. на одно предприятие. Таким образом, экономическая эффективность МП в Московской области постоянно возрастает и имеет достаточно высокий уровень по сравнению со среднероссийским и ЦФО.

За период 2000—2008 гг. эффективность труда по Московской области увеличилась практически в 6 раз и в среднем составила 238,72тыс. руб./чел., а в целом по стране данный показатель составил 237,32 тыс. руб./чел., по ЦФО — 300,87 тыс. руб./чел. Аналогичная ситуация по показателю эффективности труда на малых предприятиях. В среднем за анализируемый период в Московской области данный по-

казатель составил 1 014,58 тыс. руб./чел., по ЦФО — 917,42 тыс. руб./чел., а по стране — 774,42 тыс. руб./ чел., что подтверждает достаточно высокий уровень эффективности труда в области. Следует отметить, что эффективность труда на малых предприятиях в несколько раз выше, чем в целом по всем организациям региона и страны в целом.

Эффективность основного капитала в Московской области за анализируемый период практически не изменилась и в среднем составила 374,83; т. е. в среднем по области 1 руб. вложений в основной капитал приносит 374,83 руб. произведенной продукции и услуг. В среднем по стране данный показатель за период 2000—2008 гг. уменьшился и в среднем составил 462,09 руб., что выше, чем по Московской области. Однако средняя эффективность основного капитала в Московской области за анализируемый период выше, чем в среднем по стране. Следует отметить, что эффективность основного капитала малых предприятий существенно выше данного показателя организаций в целом как на уровне региона, так и на уровне страны.

За период 2000—2008 гг. фондоотдача по Московской области увеличилась на 46,15 % и в среднем составила 0,36, т. е. на 1 руб. стоимости основных фондов приходится 0,36 руб. произведенной продукции и услуг. В среднем по стране за анализируемый период фондоотдача увеличилась на 42 % и в среднем составила 0,39. В среднем по ЦФО за анализируемый период фондоотдача практически не изменилась и в среднем составила 0,48. Таким образом, фондоотдача по области ниже, чем по стране и ЦФО, однако увеличивается большими темпами. Кроме того, степень износа основных фондов в Московской области ниже (38,43 %), чем в среднем по стране (45,63 %) и ЦФО (42,17 %).

Таким образом, если в качестве пороговых значений данных показателей экономической безопасности регионального малого предпринимательства

взять средние значения ЦФО и России (табл. 4), то картина обозначенных показателей экономической безопасности малого предпринимательства Московской области выглядит достаточно позитивно (рис. 1). Уровень безработицы в Московской области существенно ниже порогового значения, уровень экономической активности превышает пороговое значение, социальная эффективность малого предпринимательства, экономическая эффективность малого предпринимательства, эффективность труда малого предпринимательства и эффективность основного капитала в области также превышают пороговые значения. Московская область уступает пороговым значениям по показателю фондоотдачи, однако, степень износа основных фондов в области ниже.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что Московская область имеет соответствующие факторы и условия для создания устойчивого развития регионального малого предпринимательства, однако, учитывая текущие темпы и проблемы развития данного сектора региональной экономики, можно говорить о недостаточно эффективном использовании имеющегося потенциала и политики экономической безопасности данного сектора экономики.

Структурный аспект проблемы предполагает выделение основных факторов, влияющих на экономическую безопасность предпринимательства. К таким факторам относятся: материальное обеспечение производства; состояние рабочей силы (трудовых ресурсов); размеры и прогрессивность основного производственного капитала; состояние сферы исследований, разработок и технологических нововведений; наличие развитой инфраструктуры поддержки малого бизнеса; законодательная база; эффективность хозяйственных и финансовых операций; степень зависимости от внешних креди -торов и инвесторов и др.

Таблица 4

Сопоставление показателей экономической безопасности малого предпринимательства Московской области, РФ и ЦФО

УБ, % УЭА, % Социальная эффективность МП, чел. /ед. Экономическая эффективность МП, тыс. руб. /ед. Эффективность труда Эффективность ОК Фондоотдача, руб./ руб. Степень

Субъект ПТ, тыс. руб. /чел. ПТ Капита- Капитало- износа

МП, тыс. руб. /чел. лоотдача, руб. /руб. отдача МП, руб. /руб. ОФ, %

РФ 7,81 65,71 8,04 6 253,26 237,32 774,42 462,09 42 182,00 0,39 45,63

ЦФО 4,76 66,56 8,47 8 015,71 300,87 917,42 611,36 74 480,96 0,48 42,17

Среднее по 6,29 66,14 8,26 7 134,49 269,10 845,92 536,73 58 331,48 0,44 43,90

РФ и ЦФО

МО 4,12 69,00 8,41 10 069,66 238,72 1 014,58 374,83 63 676,77 0,36 38,43

Примечание: в таблице приняты сокращения: УБ — уровень безработицы; УЭА — уровень экономической активности населения; МП — малые предприятия; ПТ — производительность труда; ОК — основной капитал; ОФ — основные фонды.

Источник: по данным Росстата и расчеты автора [3, 4, 5, 6, 7].

- 71

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УБ

Степень износа ОФ

Фондоотдача

Эффективность ОК Капиталоотдача МП

Эффективность ОК Капиталоотдача

Социальная эффективность МП

Экономическая эффективность МП

Эффективность труда ПТ МП

Эффективность труда ПТ

Рис. 1. Показатели экономической безопасности малого предпринимательства Московской области, Центрального федерального округа и Российской Федерации

Экономическая безопасность малого предпринимательства с внутренним иммунитетом и внешней защищенностью зависит от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий. Основными угрозами экономической безопасности малого предпринимательства являются:

• нестабильная кредитно-финансовая региональная система;

• неблагоприятный налоговый климат;

• административные барьеры в осуществлении деятельности;

• криминализация региональной экономики и падение темпов экономического развития;

• несовершенство законодательной базы и государственной экономической политики;

• неразвитость рыночной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на уровне регионов и страны в целом;

• деформированность региональной экономики, ее монополизация и низкая конкурентоспособность;

• некоторые особенности национального экономического менталитета. Все перечисленное можно отнести к внешним

угрозам. Существуют и такие угрозы, которые классифицируются предпринимателем как угрозы его бизнесу, но они задаются самим бизнесом и являются нормальными спутниками предпринимательства (например, различные виды риска).

Экономическая безопасность системы тем выше, чем меньше она зависит от внешних факторов. Устранение внешних угроз предпринимательской деятельности возможно с изменением экономических условий в регионах, активизацией внутрифирменной

72 -

системы безопасности, а устранить внутренние угрозы (предпринимательские риски) невозможно, но выбрав наиболее адекватную модель поддержки данного сектора, можно уменьшить эти риски. РФ Внутренние угрозы — это не-

ЦФО способность к самосохранению МО и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики предприятия, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития предпринимательства. Наибольшую опасность для малого предпринимательства представляют ее внутренние угрозы. Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу предпринимательства, мешают нормальному финансово-экономическому функционированию. Во-вторых, экономическая слабость предпринимательства превращает его в заложника финансовых организаций, партнеров и конкурентов, поскольку имеющиеся ресурсы не позволяют малому бизнесу эффективно функционировать. В-третьих, неспособность малых предприятий полноценно осуществлять свою деятельность ведет к существенному падению конкурентоспособности, а следовательно, к снижению сегмента рынка.

Если внешние факторы определяют необходимые условия для осуществления развития малого бизнеса в регионе, то внутренние — эффективность деятельности по созданию и сохранению благоприятных условий для малого предпринимательства. Если регулирование внешних «движущих сил» регионального развития малого предпринимательства относится в большей степени к компетенции надрегиональных и региональных органов власти, то наиболее эффективное управление внутренними факторами осуществляется на региональном уровне и на уровне данного сектора в частности.

Экономическая безопасность предпринимательства включает в себя комплекс собственно экономических, политических, правовых, геополитических условий, обеспечивающих защиту их жизненно важных интересов, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития. Понятие экономической безо-

пасности предпринимательства связывает единой цепочкой инфраструктуру поддержки малого бизнеса, независимо от форм собственности, государство и социально-экономические интересы населения [2].

Таким образом, экономическая безопасность малого бизнеса должна обеспечиваться прежде всего самим предпринимательством, т. е. наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, оно должно защищать само себя на основе организации и производства, высокой производительности труда, качества продукции, конкурентоспособности и т. д. Обеспечение экономической безопасности не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы и т. д. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами региональной экономики.

Эффективная политики экономической безопасности регионального малого предпринимательства должна быть направлена прежде всего на минимизацию степени влияния внешних угроз данного сектора экономики, решение имеющихся проблем развития и эффективную поддержку стабильного развития малого бизнеса в конкретном регионе.

Представляется целесообразным выделить следующие основные направления мер по обеспечению безопасности предпринимательства, созданию условий его стабильного и устойчивого развития:

• совершенствование государственного правового регулирования предпринимательской деятельности;

• государственная поддержка предпринимательской деятельности по приоритетным научно-техническим проблемам;

• содействие реструктуризации предпринимательских структур;

• проведение активной антимонопольной политики;

• обеспечение защиты прав потребителей;

• проведение активной внешнеэкономической политики в интересах защиты отечественных товаропроизводителей;

• совершенствование трудовых отношений в коллективах предприятий на основе социального партнерства.

В этой связи можно определить наиболее приоритетные направления в рамках структуры экономической безопасности регионального малого предпринимательства на примере Московской области (рис. 2).

1. Развитие доступа МП к финансовым ресурсам

посредством:

• развития прямого финансирования наиболее эффективных и приоритетных по видам деятельности предпринимательских проектов (субсидии, дотации, гранты);

• участия в реализации федерального плана мероприятий по поддержке МП — субсидирование части затрат микрофинансовых организаций (кредитных потребительских кооперативов и др.) на оплату процентов по кредитам, привлекаемым в коммерческих банках в целях последующей выдачи микрозаймов МП;

• развития и совершенствования специализированной организации по предоставлению гарантии и/или залогового обеспечения субъектов МП, осуществляющих свою деятельность в приоритетных отраслях экономики;

• предоставления инвестиционного налогового кредита субъектам МП;

• кредитной поддержки, посредничества в привлечении банков, инвестиционных фондов, частных инвесторов для финансирования МП;

• распространения информации о деятельности Московского областного гарантийного фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства;

• обеспечения размещения среди субъектов МП заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и региональных нужд;

• проведения для субъектов МП семинаров и «круглых столов» по вопросам микрокредитования и самофинансирования, тренингов по основам бизнес-планирования и работе с заемными средствами, формирования и размещения в Интернете банка данных об инвестиционных программах и кредитных организациях в регионе, России и за рубежом, оказывающих финансовую поддержку субъектам МП.

2. Совершенствование нормативно-правовой

среды развития МП:

• разработка законодательной базы для налоговых каникул и льгот субъектам МП;

• совершенствование нормативно-правовой базы МП на региональном уровне в области налогообложения и отчетности;

• разработка упрощенного регистрационного механизма для субъектов МП и упрощенного процесса прекращения их деятельности;

• разработка нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую, имущественную и иные виды поддержки МП;

- 73

я >

а я о я

я

г

м

к я

1-3

м пэ и о

Б

1=1 "В

о в X

-з ш -з Е

ст\ ев ы о а

8 х о

Финансово-кредитная поддержка МП в МО

Прямое финансирование наиболее эффективных бизнес-проектов (субсидии, дотации, гранты)

Прямая финансовая поддержка бизнес-проектов по приоритетным видам деятельности

Прямая финансовая поддержка субъектов инфраструктуры МП

Обеспечение полной или частичной компенсации кредитно-финансовым организациям недополученной прибыли при кредитовании субъектов МП по пониженной процентной ставке

Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам МП перед кредитно-финансовыми организациями

Предоставление инвестиционного налогового кредита субъектам МП

Участие в финансировании МП на основе лизинга

Информационная поддержка МП в МО

3

Подготовка каталогов (о производстве; о продукции; о заказах и предложениях, совместном производстве, продукции, комплектующих, свободном оборудовании и площадях и т.д.)

Организация и финансирование семинаров, выставок, ярмарок для МП

Оказание консультационных услуг (по оценке общей экономической ситуации и рыночной конъюнктуры, маркетинговым исследованиям рынков; по разработке бизнес-планов и инвестиционных расчетов; по поиску источников финансирования; по регистрации, законодательству, налогообложению, финансам; созданию совместных предприятий и т.д.)

Создание обществ взаимного кредитования СМП

Организационная, финансовая, юридическая, имущественная и т.д. поддержка проектов сотрудничества МП в сферах производства, товарообмена, торговли, финансовых отношений

Кредитная поддержка, посредничество в привлечении банков, инвестиционных фондов, частных инвесторов для финансирования МП

Создание банков информации по направлениям (о состоянии бизнес-среды; о правовых нормах деятельности, требованиях и стандартах; о производителях и поставщиках продукции и услуг; о свободных площадях; о технологиях; о состоянии рынка и т.д.)

Норматив но-правовая поддержка МП в МО

Разработка законодательной базы для налоговых каникул и льгот субъектов МП

Совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства на региональном уровне в области налогообложения и отчетности

Разработка упрощенного регистрационного механизма для субъектов МП и упрощенного процесса прекращения их деятельности

Разработка и совершенствование региональной нормативно-правовой базы лицензирования деятельности МП и сертификации производимой ими продукции

Разработка нормативно-право вой базы, регулирующей финансовую, имущественную и иные виды поддержки МП

Разработка нормативно-право вой базы, регулирующей деятельность инфраструктуры поддержки

Меры по повышению конкурентоспособности МП в МО

Усиление рыночных позиций МП посредством внедрения для субъектов МП информационных и коммуникационных технологий, совершенствование системы госзаказа в целях облегчения условий участия в их реализации, организации и проведение конкурсов в области качества продукции

Поддержка создания и развития кадрового потенциала МП

Организация и финансирование семинаров, выставок, ярмарок для МП

Поддержка создания и развития материально-технической базы МП (предоставление на льготных условиях субъектам МП государственных или региональных материально-технических ресурсов; предоставление помещений и земельных участков, находящихся в госсобственности, на условиях долгосрочной аренды; организация проведения специализированных конкурсов на аренду и приобретение объектов недвижимости, земельных участков, незавершенных строительных объектов; содействие в создании складской, транспортной, снабженческо-сбытовой инфраструктуры, а также инфраструктуры мелкооптовых баз; создание специализированного фонда нежилых помещений для субъектов МП

Содействие обеспечению доступа МП к современным технологиям и «ноу-хау» (содействие в использовании МП банка новейших технологий; содействие в доступе к новым технологиям за счет поддержки и финансирования (франчайзинга; лицензионных соглашений; проектного финансирования; трансферта технологий); создание и развитие фонда венчурного капитала, поддержка венчурных фирм

Содействие в защите интересов МП, безопасности и в социальной защите предпринимателей; содействие формированию благоприятной социально-психологической среды МП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Наиболее приоритетные направления повышения экономической безопасности малого предпринимательства в Московской области: 1 — финансово-кредитная поддержка МП в МО; 2 — нормативно-правовая поддержка МП в МО; 3 — информационная поддержка МП в МО;

4 — меры по повышению конкурентоспособности МП в МО

"та ХЗ О и Е

о\

а>

м

о

а

69 О Я о о

ВТ"

о со

• разработка нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность инфраструктуры поддержки МП на региональном уровне.

3. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения СМП:

• создание банков информации по направлениям (о субъектах предпринимательской деятельности; о состоянии предпринимательской среды; о правовых нормах деятельности МП, законодательных нормах, требованиях и стандартах; о производителях и поставщиках продукции и услуг; о свободных производственных площадях; о технологиях с коротким циклом производства и оборудовании, предназначенном для МП; о состоянии рынка краткосрочных и долгосрочных кредитов предпринимателям и т. д.);

• обеспечение доступности информации;

• подготовка каталогов (о производстве МП товаров народного потребления в регионе; о продукции, выпускаемой МП; о заказах и предложениях промышленных предприятий МБ, совместном производстве, продукции, комплектующих, свободном оборудовании и производственных площадях и т. д.), совершенствование методического обеспечения информационной базы малого бизнеса, распространение информации об основах предпринимательства в различных СМИ;

• организация и финансирование семинаров по различным аспектам предпринимательской деятельности, выставок, ярмарок для МП;

• содействие в подборе деловых партнеров и содействие прямым контактам;

• оказание консультационных услуг (по оценке общей экономической ситуации и рыночной конъюнктуры, маркетинговым исследованиям отдельных рынков; по разработке бизнес-планов и инвестиционных расчетов; по поиску источников финансирования; по регистрации, законодательству, налогообложению, финансам; созданию совместных предприятий и т. д.);

• создание обществ взаимного кредитования субъектов МП;

• организационная, финансовая, юридическая, имущественная и т. д. поддержка проектов сотрудничества МП в сферах производства, товарообмена, торговли, финансовых отношений;

• разработка специализированных методик анализа и прогноза развития субъектов МП Московской области;

• постоянная актуализация интернет-портала развития МП региона, где должна быть пра-

вовая, экономическая, маркетинговая и иная деловая информация для субъектов МП;

• разработка и внедрение стандартов деловой этики;

• создание и ведение на регулярной основе базы данных о МП области, включая формирование реестров малых предприятий и индивидуальных предпринимателей; мониторинг и анализ информации, отражающей роль субъектов МП в формировании экономического и налогового потенциала региона.

4. Повышение конкурентоспособности субъектов

МП:

а) усиление рыночных позиций МБ посредством:

• внедрения для субъектов МП информационных и коммуникационных технологий, в том числе продвижение продукции малых предприятий посредством электронной коммерции, поддержки выставочно-ярма-рочной деятельности субъектов МП;

• совершенствования системы государственного заказа Московской области в целях облегчения условий участия в их реализации, в том числе обеспечения заказами малый бизнес через систему субконтрактинга;

• организации и проведения конкурсов в области качества продукции;

б) развитие человеческого ресурса и кадрового потенциала субъектов МП:

• повышение квалификации и профессиональной переподготовки в сфере малого предпринимательства;

• обеспечение доступности программ обучения предпринимательству, расширение спектра учебных программ, привлечение населения города для работы в малом предпринимательстве, распространение знаний по основам ведения предпринимательской деятельности;

• создание условий для реализации бизнес-проектов, разработанных студентами.

Мероприятиями по достижению поставленных

целей могут стать:

• организация и проведение семинаров на тему: «Как начать свое дело» для начинающих предпринимателей;

• разработка и размещение в Интернете и СМИ для начинающих предпринимателей бизнес-планов стандартных бизнесов с учетом территориальных и социально-экономических особенностей города;

• организация помощи в подготовке инвестиционных проектов начинающим предпринимателям;

- 75

• проведение конкурсов бизнес-идей в приоритетных сферах.

Предлагаемые мероприятия должны создать канал непрерывного обучения, позволяющий предпринимателям с разным уровнем начальной подготовки получить предпринимательское образование, доступное в территориальном разрезе и ценовом диапазоне;

в) поддержка создания и развития материально-технической базы МП:

• предоставление на льготных условиях субъектам МП государственных или региональных материально-технических ресурсов;

• предоставление помещений и земельных участков, находящихся в государственной собственности, на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа;

• обустройство земельных участков для коммерческого использования;

• организация проведения специализированных конкурсов на аренду и приобретение объектов недвижимости, земельных участков, незавершенных строительных объектов;

• создание специализированного фонда нежилых помещений для субъектов МП и инфраструктуры поддержки;

• содействие в создании складской, транспортной, снабженческо-сбытовой инфраструктуры, а также инфраструктуры мелкооптовых баз;

г) обеспечение доступа МП к современным техно -логиям и «ноу-хау»:

• создание и развитие фонда венчурного капитала, поддержка венчурных фирм;

• содействие в использовании малым предпринимательством банка новейших технологий;

• содействие в доступе к новым технологиям за счет поддержки и финансирования (франчайзинг, лицензионные соглашения, проектное финансирование, трансферт технологий);

д) формирование благоприятной социально-психологической среды МП, развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений субъектов МП и органов власти региона:

• проведение публичных мероприятий с участием исполнительных органов власти и субъектов МП;

• обеспечение создания и ведения реестра субъектов МП, организаций инфраструктуры поддержки МП региона;

• создание и обеспечение работы колл-центра и работы горячей телефонной линии по проблемам МП региона;

76 -

• организация изучения и мониторинга социально-экономических процессов и социально-психологического климата в МП;

• поддержка средств массовой информации, специализирующихся на проблемах МП;

• пропаганда идей предпринимательства и общественных объединений МП.

5. Развитие и повышение эффективности инфраструктуры поддержки МП:

• разработка стандартов деятельности территориальной инфраструктуры поддержки МП;

• проведение добровольной аттестации территориальной инфраструктуры поддержки МП;

• создание дополнительных объектов инфраструктуры поддержки МП.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости разработки более детального подхода в области повышения экономической безопасности регионального малого бизнеса. Реализация наиболее приоритетных направлений поддержки регионального малого предпринимательства позволит минимизировать влияние как внутренних, так и внешних угроз для субъектов бизнеса, содействовать увеличению потенциала регионального малого бизнеса, создать наиболее благоприятные условия для его устойчивого развития и повысить эффективность политики экономической безопасности данного сектора экономики.

Список литературы

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России: В 2 ч. / под науч. рук. акад. РАН К. В. Фролова. М.: Знание, 2003.

2. Грунин О. А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. СПб: Питер, 2002.

3. Малое предпринимательство в России. 2008. Стат. сб. М.: Росстат, 2008. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_47/.

4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008. Стат. сб. М.: Росстат, 2008. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_14s/Main. htm.

5. Смирнов Н. В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале XXI века. М., 2007.

6. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2008. Стат. сб. М.: Росстат, 2008. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b08_20/.

7. Социально-экономическое положение федеральных округов. 2009. Периодическое издание. М.: Росстат, 2009. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_20/Main. htm.

8. Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / под ред. В. К. Сенчагова. М.: ИЭ РАН, 2000.

9. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / под ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.