Научная статья на тему 'Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения'

Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48091
9358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, УГРОЗЫ И МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Н.М. КАЛИНИНА

Экономическая безопасность России складывается из экономической безопасности ее регионов. Сегодня в экономической литературе достаточно широко представлены концептуальные аспекты экономической безопасности России. Вместе с тем проблема обеспечения экономической безопасности регионов исследована недостаточно. Такая ситуация сложилась в силу ряда причин. Во-первых, экономическое развитие регионов России имеет свою собственную специфику, которая проецируется на решение задач обеспечения региональной экономической безопасности и требует определенной модификации используемых показателей, характеризующих экономическую безопасность конкретных регионов в современных условиях. Во-вторых, проблемы обеспечения экономической безопасности регионов РФ рассматриваются с разных методологических позиций, которые зачастую противоречат друг другу. В-третьих, недостаточно проработана проблема унификации региональных статистических данных, которые используются для оценки уровня региональной экономической безопасности.

Указанные обстоятельства затрудняют выработку общих принципов оценки уровня региональной экономической безопасности, а также выработку конкретных мер обеспечения такой безопасности с учетом специфики экономического развития региона, обуславливающей необходимость модификации целей, мер и конкретных действий органов государственной власти и местного самоуправления. Сказанное свидетельствует об актуальности исследования региональных аспектов обеспечения экономической безопасности и насущной потребности формирования специфических механизмов управления решением задач обеспечения экономической безопасности регионов.

Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу одних из важнейших национальных приоритетов [1, с. 12]. Понятие «экономическая безопасность» стало востребованным в России с момента проведения активных реформ в экономике. Анализ мирового опыта показывает, что понятие экономической безопасности хорошо известно в практике деятельности управленческих структур, причем экономическая безопасность рассматривается, как правило, в качестве составной части национальной безопасности.

Сложность, комплексность самого явления экономической безопасности позволяет в понятийном плане определять его через системный метод, в обобщенном виде с возможным выделением важнейших элементов этой системы в конкретном выражении. В связи с тем, что понятие экономической безопасности сравнительно недавно стало объектом научных разработок, в отечественной литературе спектр различных подходов к трактовке данного термина оказался весьма обширным:

- качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить, либо развить в прогрессирующих масштабах [7, с. 28];

- возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз [15, с. 31];

- важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России [1, с. 18];

- уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социальнополитическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов [9, с. 35];

- совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [12, с. 39];

- характеристика национального хозяйственного комплекса и его составных частей с точки зрения его способности к прогрессирующему развитию по пути устойчивого роста благосостояния всех слоев населения, в условиях социальной и экономической стабильности и эффективного международного сотрудничества, направленного на позитивное решение внутренних и внешних проблем, создающих угрозы жизненным интересам общества [13, с. 54-55].

Обобщая представленные в современной экономической литературе определения понятия «экономическая безопасность» в рамках данного исследования автор под экономической

безопасностью понимает способность, возможность и готовность экономики (экономической системы) на основе эффективного управления обеспечить стабильность и устойчивый экономический рост, удовлетворение потребностей общества и защиту национальных интересов в различных сферах от внутренних и внешних угроз. В этой связи следует подчеркнуть связь экономической безопасности с понятиями устойчивости (стабильности) и развития (экономического роста). Если нет стабильного развития экономики, то неизбежно резкое сокращение возможностей ее выживания, сопротивляемости к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость является важнейшей характеристикой экономики как единой системы, она характеризует прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки», т.е. противостоять внутренним и внешним угрозам.

Основные меры обеспечения экономической безопасности приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Меры обеспечения экономической безопасности

Основные меры Уровень управления

Общефедеральный Региональный

Информационно-аналитические меры

1. Мониторинг уязвимости экономических интересов Мониторинг угроз экономическим интересам Российской Федерации Мониторинг уровней социальноэкономического развития регионов (субъектов РФ)

2. Текущая и прогностическая оценки экономического развития Система показателей оценки экономического развития Российской Федерации Система показателей оценки экономического развития региона (субъекта РФ)

Меры регулятивного воздействия

1. Совершенствование нормативной правовой базы и проведение институциональных преобразований Принятие федеральных законов, кодексов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и др. Принятие законов, постановлений законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в пределах компетенции

2. Устранение кризисных тенденций В стране в целом, в отдельных отраслях, регионах В регионе, городах, на предприятиях в пределах компетенции

Меры прямого действия

1. Программы выхода из кризиса Российской Федерации Региона (субъекта РФ)

2. Государственное регулирование регионального развития Разработка и реализация целевых программ социальноэкономического развития регионов Участие в реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и привлечении внебюджетных средств

3. Противодействие носителям угроз интересам страны Совершенствование финансовой системы, лоббирование интересов отечественного производителя на международном рынке, выравнивание на уровне максимума степени регионального экономического развития Повышение экономической, социальной и бюджетной эффективности управления регионом (Субъектом РФ)

На современном этапе развития РФ ключевое значение приобретают вопросы

региональной безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства, развития и совершенствования федеральных отношений. Анализ социально-экономической ситуации показывает, что причины многих угроз экономической безопасности заложены на региональном уровне.

Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощительном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [5, с. 16].

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся [10, с. 31-32; 15, с. 136]:

- расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона;

- границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;

- обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Систему угроз экономической безопасности регионов можно представить в следующем виде (табл. 2, 3).

Таблица 2 - Внутренние угрозы экономической безопасности регионов

Угроза Проявление действия угрозы

1. Высокая изношенность основных производственных фондов предприятий региона 1. Низкая конкурентоспособность на региональном и федеральном уровнях. 2. Невозможность эффективной конъюнктурной диверсификации производства оборудования 3. Высокая стоимость произведенной продукции, которая обусловлена большими затратами на амортизацию оборудования

2. Низкая рентабельность региональных промышленных предприятий (за исключением монопольных гигантов, специализирующихся на добыче и переработке нефти и газа, на производстве продукции черной и цветной металлургии и т.д.) 1. Вынужденное сокращение производства, вплоть до закрытия предприятий. 2. Рост безработицы и социальной напряженности в регионах. 3. Разрушение элементной базы общей системы экономики России

3. Низкая степень бюджетной поддержки экономического развития регионов (как из федерального бюджета, так и из средств региональных бюджетов) 1. Невозможность реализации бюджетных проектов развития производства и региональной инфраструктуры. 2. Высокая степень разворовываемости бюджетных средств на различных уровнях административного управления

Повышение экономической безопасности территорий требует от федеральных органов осуществления государственной поддержки регионального развития через реализацию комплекса федеральных программ, размещения федеральных заказов на поставку продукции предприятиями региона для общегосударственных нужд, паритетного участия в крупных региональных инвестиционных проектах. Кроме того необходимо осуществление равноправного взаимодействия федеральной и региональной бюджетных систем, основанных на разграничении налоговых и иных функций; создание благоприятного общефедерального климата для развития

экономики территории; выбор обоснованной экономической стратегии в отношениях с территориями.

Региональный уровень решения проблем предполагает выработку определенной региональной политики экономической безопасности, как части общей экономической политики. По своему существу региональная политика экономической безопасности является концентрированным выражением социально-экономических интересов региона. Таблица 3 - Внешние угрозы региональной экономической безопасности

Угроза Проявление действия угрозы

1. Растущая степень зависимости региональных экономических систем от иностранного капитала, от импорта продуктов питания и оборудования. 1. Сокращение регионального производства. 2. Гипертрофированный и неадекватный доходам населения рост сферы услуг, особенно предприятий индустрии развлечений, вокруг которых концентрируется криминальный актив. 3. Вред здоровью населения, употребляющего низкокачественные и генетически модифицированные продукты питания.

2. Сокращение регионального производства, вследствие нерентабельности и неспособности конкурировать на рынке товаров. 1. Рост безработицы, обнищание и асоциализация населения. 2. Деструктуризация экономической системы РФ.

3. Развитие тенденции регионального экономического и социально-политического сепаратизма. 1. Возможный, в пределах ближайших 20-30 лет, распад Российской Федерации. 2. Рост межнациональной, межконфессиональной и межэтнической напряженности, способной приводить к крупным конфликтам. 3. Потеря россиянами России как государства.

Стратегия экономической безопасности Омской области заключается в определении характера внешних и внутренних угроз ее экономическому благополучию, в формировании банка данных об условиях и факторах, представляющих опасность для жизненно важных экономических интересов населения региона, субъектов рынка и создании действенного механизма реагирования органов власти на выявление угрозы экономической безопасности. В настоящее время в области разрабатывается концепция социально-экономического развития на среднесуточную перспективу. На основании выполненного анализа индикаторов экономической безопасности региона можно сделать определенные выводы, которые могут быть учтены при проведении модернизации экономики области:

1. В области за последние годы происходит улучшение факторов социальноэкономического развития. Однако, с точки зрения экономической безопасности, существует большое количество экономических угроз, динамика многих показателей неустойчива, большинство кризисных параметров не преодолено.

2. Существующая структура промышленного производства не обеспечит высоких темпов развития экономики. Необходимо ускоренное развитие обрабатывающих отраслей при сохранении достигнутых темпов в сырьевых отраслях. Важно обеспечить оптимальное соотношение производства потребительских товаров и оплаты труда - один рубль к одному рублю.

3. В модернизации экономики инновационное инвестирование считать приоритетным направлением. Создать правовые и экономические условия интеграции финансового и промышленного капитала и на этой основе обеспечить кредитование реального сектора экономики.

4. Увеличить ассигнование науки, культуры, здравоохранения из консолидированного бюджета области и на этой основе повышать качество жизни населения.

5. Законодательным путем повышать заработную плату наемным работникам, стимулировать потребительский спрос, особенно на жилье. Активизировать жилищное

строительство, создавать необходимый уровень жизни населения области.

6. Продолжить мониторинг факторов экономической безопасности социальноэкономического развития Омской области, изучение угроз безопасности региона и на этой основе осуществлять разработку мер для поддержания и усиления экономической безопасности, предупреждения возникающих угроз.

Социально-экономическим интересам и возможностям экономики области соответствует сценарий развития, в процессе реализации которого достигается общее повышение конкурентоспособности экономики области. Алгоритм этого варианта сценария предусматривает последовательное решение следующих этапных задач:

• перераспределение объемов и каналов финансирования между кризисными и эффективными отраслями (депрессивными и развивающимися территориями) области в пользу последних;

• концентрация инвестиций в отраслях (и районах) повышенной конкурентоспособности для эскалации их рыночной активности с целью притока финансовых ресурсов для подъема кризисных отраслей и территорий;

• выведение кризисных отраслей и территорий из состояния стагнации;

• вовлечение кризисных отраслей и депрессивных территорий в сферу экономической активности отраслей и районов, обладающих высоким потенциалом развития.

При этом следует иметь в виду, что реализация данного варианта не решает всех проблем обеспечения экономической безопасности области, поскольку соответственно логике и последовательности решения этапных задач сохраняются следующие угрозы [14]:

• на первом этапе - снижение доли машиностроения, деиндустриализация этих и других депрессивных отраслей производства;

• на втором - уменьшение удельного веса финишных (замыкающих цикл) производств общероссийской специализации;

• на третьем - инерциональный характер процесса преодоления элементов стагнации отраслей и территорий;

• на четвертом - значительное отвлечение финансовых и материальных ресурсов на обеспечение внутренней энергии структурных сдвигов в производственнотерриториальном комплексе области.

Система предлагаемых антикризисных мер, будучи адресной для административных, финансовых органов и службы социальной защиты и поддержки населения, также дифференцирована по четырем этапам их последовательного осуществления. Для принятия решений административных органов области предполагаются следующие поэтапные меры [14]:

• инициирование создания корпоративных структур в отраслях, обладающих конкурентными преимуществами на внутреннем рынке региона и на межрегиональных и внешних рынках;

• содействие расширению межрегионального обмена и внешнеэкономической деятельности, стимулирование экспортных поставок продукции авиастроения;

• формирование и реализация региональных целевых отраслевых антикризисных программ и проектов территориального развития при поддержке федерального центра;

• содействие реструктуризации товарных рынков на основе соглашений при поддержке процесса обновления технического строя производства и его технологических укладов и осуществления ресурсного и технологического трансферта.

В финансово-бюджетной сфере целесообразно поэтапное осуществление следующей системы мер:

• минимизация объемов инвестирования кризисных отраслей при обеспечении социально-гарантированного уровня финансирования непроизводственной сферы депрессивных территорий;

• создание благоприятного инвестиционного климата;

• активное стимулирование привлечения денежных ресурсов мелких инвесторов и социальных фондов (страховых, пенсионных);

• развитие системы государственных и муниципальных займов.

Особое значение для системы антикризисных мер должны иметь жесткие программные меры по усилению борьбы с коррупцией, «теневой» экономикой, должностными, налоговыми и экономическими преступлениями, консолидация для этих целей всех правоохранительных, контрольно-надзорных и фискальных органов. В сфере повышения действенности механизмов социальной защиты работающих и поддержки всего населения области рекомендовано осуществление следующих мер:

• организация профессиональной переподготовки и содействие повышению квалификации, освоению смежных специальностей с целью повышения социального ресурса профессиональной мобильности, при смене места работы, вторичной занятости и др.;

• осуществление комплекса мер, способствующих повышению межотраслевой и территориальной мобильности работников.

Обобщая результаты исследования, можно говорить о том, что, несмотря на наличие внешних и внутренних угроз экономической

безопасности нашего региона (рост внешнего долга; недостаток валютных средств; нерациональное использование валютных ресурсов для импорта; негативные явления и тенденции в процессе пополнения государственного бюджета; отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; деградация природной среды в национальногосударственном масштабе; криминализация экономики; снижение уровня жизни населения), происходит улучшение индикаторов социально-экономического развития Омской области.

Вместе с тем ведется работа по созданию концепции экономической безопасности региона на среднесрочную перспективу. В связи с этим стабильность и устойчивый рост экономики Омской области напрямую зависит от улучшения качества жизни населения, увеличения ассигнований науки, культуры, здравоохранения, создания оптимальной инфраструктуры промышленного потенциала, повышения социальной защищенности отдельных категорий граждан, что в конечном итоге будет способствовать росту конкурентоспособности экономики региона.

Литература:

1. Анищенко А.А. Экономическая безопасность регионов России / А.А. Анищенко, И.В. Долматов. - М.: Маркетинг, 2006. - 72с.

2. Белик И. С., Никулина Н. Л. Методические подходы к оценке экологической безопасности региона // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». -2006. - № 1 (72). - С. 100-106.

3. Бельских М.В. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности России // Аспирант и соискатель. - 2006. - N3. - С. 21-25.

4. Вечканов Г.В. Экономическая безопасность: Учебник. - СПб: Питер, 2007. - 384 с.

5. Еделев А.Л. Стратегическая стабильность и экономическая безопасность

субъектов Российской Федерации: монография. - М.: Акад. экономической безопасности МВД России, 2007. - 116 с.

6. Кремлев Н.Д., Федоров В.Г., Сергеев М.Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. - 2007. - № 2. - С. 42 - 48.

7. Любовный В. Состояние и проблемы российских городов в контексте понятия экономической безопасности // РЭЖ. - 2006. - N 11. - С. 25-40.

8. Сафонов О.А. Понятие и состав финансово-правовых средств обеспечения

экономической безопасности // Финансовое право. - 2007. - N 6. -

С. 2-6.

9. Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. - 2007. - N 6. - С.36-37.

10. Социально-экономические угрозы безопасности региона / Под ред. Л. А. Исаевой. - Владивосток: Морской гос. ун-т, 2007. - 144 с.

11. Филеткин О.С. Разработки системы мониторинга экономической безопасности региона // ttp://www.rusnauka.com /ONG/Economics/ 13_Т1!е1к1п% 20о.э.. doc.htm

12. Цуканов В.Х. Экономическая безопасность: сущность, факторы влияния и методы обеспечения. - Челябинск: Челябинский Дом печати, 2007. - 443с.

13. Чимитова А.Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона / А.Б. Чимитова, Е.А. Микульчинова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 215 с.

14. Экономика Омской области: состояние и перспективы развития // http://librarv. omsu.rU/FT/VESTN.EC0/2008/1/005-010.htm

15. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Л.П. Гончаренко. - М.: Экономика, 2008. - 542 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.