Научная статья на тему 'Экономическая безопасность логистических систем электронной коммерции'

Экономическая безопасность логистических систем электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1203
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронков Андрей Николаевич

В статье рассмотрены новые аспекты экономической безопасности, связанные с развитием логистики электронной коммерции в России. Определены внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в сфере информатизации логистических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economical safety of e-business logistics systems

The article examines new aspects of economical safety, connected with development of e-business logistics in Russia. Domestic and foreign threats of economical safety in sphere of informatization of logistical processes are determine.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность логистических систем электронной коммерции»

А.Н. Воронков

Воронков Андрей Николаевич — профессор кафедры менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, профессор

E-mail: mm_nngasu@mail.ru

Экономическая безопасность логистических систем электронной коммерции

В статье рассмотрены новые аспекты экономической безопасности, связанные с развитием логистики электронной коммерции в России. Определены внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в сфере информатизации логистических процессов.

The article examines new aspects of economical safety, connected with development of e-business logistics in Russia. Domestic and foreign threats of economical safety in sphere of informatization of logistical processes are determine.

С середины XX века в экономике развитых стран стали происходить структурные изменения, связанные со стремительной информатизацией всех сторон хозяйственной, в том числе логистической, деятельности. К концу XX века тенденция информатизации захватила и экономику России, что существенно изменило среду функционирования логистических систем и породило новые вызовы экономической безопасности.

К числу технологий, связанных с информатизацией логистических операций, относятся стандарты «электронного обмена данными» — система EDI (Electronic Data Interchange) и «электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте» — система EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport). Обе эти системы утверждены Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и рекомендованы для глобального применения в управлении, торговле, логистике.

Современная модификация этой системы — система Internet EDI. С ее помощью можно обеспечить взаимодействие участников цепи на основе «виртуальной части сети». В данном случае не нужно инвестировать значительные средства в установление системы, достаточно компьютера, модема, программного обеспечения и подсоединения к системе Интернет через провайдера.

Дальнейшее развитие электронных средств коммуникаций привело к появлению электронного бизнеса, электронной коммерции — е-коммер-ции (Electronic Commerce — e-Commerce). Такая форма торговли имеет и другое название — Интернет-коммерция (Internet Commerce — i-Commerce). Е-коммерция также ассоциируется с такими решениями и инструментами, как порталы, электронные торговые площадки, е-рынки, е-аукционы и виртуальные цепи поставок.

Термины «е-коммерция» и «е-бизнес» часто выступаюткак синонимы, однако большинство специалистов считает, что е-коммерция — это только одна из составляющих е-бизнеса. Понятие «е-коммерция» относится в основном к трансакциям (покупки и продажи товаров и услуг) через Интернет. Е-бизнес включает широкий диапазон бизнес-процессов, которые косвенно связаны с коммерческими трансакциями. Вместо двусторонних взаимоотношений между поставщиком и клиентом е-бизнес все больше будет осуществляться на основе сетевых структур цепей поставок, составленных из групп поставщиков и групп клиентов.

Е-коммерция не только позволяет добиваться интеграции компаний в цепях поставок, но и обеспечивает необходимую гибкость, благодаря которой компании могут быстро подсоединяться к сетевым структурам электронного (на базе Интернета) бизнеса и столь же быстро выходить из нее, а также оперативно создавать новые товары и услуги или изменять прежние. Эта новая форма е-ком-мерции получила название динамичных сделок (dynamic trading).

Важнейшей частью е-коммерции и е-бизнеса является электронное снабжение (е-снабжение).

Е-снабжение — это совместное использование информационных и коммуникационных технологий в виде электронных средств для улучшения процессов управления внешней и внутренней закупочной деятельностью и поставщиками. Эти инструменты и решения позволяют получить ряд вариантов, способствующих более качественному управлению закупками и поставками. Или более короткое определение. Е-снабжение — это закупки и поставки товаров и услугкатегории «Бизнес—Бизнес» через Интернет.

Е-снабжение стало возможным после появления открытого стандарта XML (extensible Markup

и

и

з-

р

е

ко

й

о

I

£

о

тро

к

е

§

с

и

с

І

с

е

с

и

о

с;

с

о

I

с

а

с

о

со

е

Ю

К

а

с

е

о

і

8

о

в

ков

I

о

оро

В

и

и

а-

р

е

й

о

і

і

о

тро

к

е

§

с

и

с

І

с

е

с

гис

о

ть

с

о

і

с

а

с

о

со

е

Ю

я

кая

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

о

I

8

0

ї

<

в

ков

1

о

оро

В

Language) — структурированного языка, позволяющего легче идентифицировать типы данных в самых различных форматах, приемлемого для всех стандартных Интернет-технологий. Причем информация мгновенно передается с компьютера пользователя непосредственно в бэк-офис поставщика. Однако уже делается попытка объединить все управляющие подсистемы в единую систему, связанную интегрированными информационными технологиями (IT). Речь идет о бэк- и фронт-офисе логистики. Бэк-офис — это IT-системы, согласующие внутренние нужды логистической системы, а фронт-офис — IT-системы, согласующие ее внешние взаимодействия.

Важную роль в е-снабжении играют е-торго-вые площадки.

Е-торговая площадка — это веб-сайт, позволяющий покупателям выбирать нужного себе поставщика из множества имеющихся. В этом случае ситуацию контролирует покупатель, так как открытая торговая площадка помогает ему оценить всех потенциальных поставщиков конкретного товара или услуги и принимать обоснованные решения в отношении того, что и где ему лучше купить.

Одним из инструментов современного е-снаб-жения являются е-тендеры, а к инструментам е-тендеров относятся е-аукционы.

Е-аукционы определяются как электронный рынок, который может существовать в контекстах закупок сырья и электронных закупок готовой продукции, так называемых систем В2В (Business-to-Business — Бизнес—Бизнес), когда осуществляются закупки сырья и полуфабрикатов при продаже готовой продукции потребителям В2С (Business-to-Consumer — Бизнес—Потребитель или Business-to-Customer — Бизнес— Конечный потребитель), а также В2в (Busines-to-Government — Бизнес—Правительство) при взаимоотношениях коммерческих и бюджетных (государственных) организаций. В 2002 году 83% всехзакупок сырья в Великобритании осуществлено по системе В2В, а во всем мире уровень закупок по этой системе превысил 2 трлн долларов 1. Главная тенденция — в В2С уже укореняются известные торговые бренды, раскручивающие спрос в этом сегменте методами рефлексивного управления. Сегодня очевидно, что традиционные компании в сфере В2С уже перехватили инициативу у компаний Новой экономики. По мере конвергенции Старой и Новой экономик фактически разобщенные сегодня схемы В2В и В2С будут объединяться в единый, наиболее выигрышный с точки зрения издержек формат В2В2С.

В конце 90-х годов XX века в рамках EDI разработаны две системы: система кодирования товаров (Item Coding — IC) и система перевода денег (Е^^гопю fund transfer — EFT). В первом случае каждая упаковка товара снабжается электронной этикеткой, которая позволяет логистическим служ-

бам отслеживать весь путь данной единицы товара. Во втором случае, если выполнено условие поставки, расчетчерез задействованные банки (со стороны поставщика и со стороны потребителя) осуществляется автоматически. Коммуникационные инновации в области логистики позволяют теперь на электронном уровне полностью отслеживать всю логистическую систему от момента получения заказа до стадии финальных расчетов, то есть весь процесс товародвижения по системе В2В-IC-В2С-EFT.

Важнейшей частью е-коммерции является е-сорсинг, позволяющий быстро отыскивать нужные рынки, цены и поставщиков, существенно улучшая принимаемые решения по закупкам.

Е-сорсинг предоставляет пользователю инструменты, позволяющие выявлять потенциальных поставщиков и в ходе переговоров обговаривать с ними условия, ведущие к самым низким затратам сторон. Кэлементам е-сорсинга относяте-аук-ционы, е-каталоги, автоматизацию ведения контрактов с поставщиками, электронный анализ рынка продукции и поставщиков и ряд других информационных инструментов.

Е-каталоги — это веб-страницы, где содержится информация о товарах и услугах, предлагаемых и продаваемых поставщиком (продавцом), обеспечивающие поддержку размещения онлайновых заказов и осуществления платежей.

Е-биржа — это веб-сайт категории В2В, на котором покупатели и поставщики встречаются для осуществления сделок.

Основные инновации в области информационных технологий, используемые в международной логистике: коммуникационные информационные системы, компьютеризация, роботизация, штрих-кодирование, электронная коммерция (В2В, В2С), система ЭДИ (В2В-Ю-В2С^Т).

Наряду с традиционными видами электронной коммерции В2В, В2С, развиваются новые ее виды: G2В (Government-to-Business — Правительство— Бизнес), G2С (Government-to-Citizen — Правительство—Гражданин), G2G (Government-to-Govern-ment — Правительство—Правительство), А2С (Administration-to-Consumer — Администрация— Потребитель).

Первая в мире система А2С (Administration-to-Consumer) была реализована в 2005 году правительством Франции, по которой все административные услуги гражданам стали предоставляться через Интернет. Аналогичную систему планируется создать и в России.

Новые перспективы для розничной электронной коммерции открывает практика Р2Р (Peer-to-Peer — Равный—Равный). Она заменяетсуществу-ющие сегодня в сети Интернет клиент-серверные взаимодействия (World Wide Web — WWW) на прямые межкомпьютерные взаимодействия в любых конфигурациях — вся мировая сеть может работать на один ПК. Практика Р2Р либерализует сеть, повышает надежность сохранения данных и ме-

няет характер обмена данными и приложениями. Сервер как некий «хозяин» становится ненужным — его место занимает сетевой коммутатор.

Появляется независимый е-рынок. Это связь в варианте М2М (Мапу^о-Мапу — Многие—Многие) среди потребителей и поставщиков через независимого посредника. У независимых е-рын-ков самый широкий круг участников, что максимально расширяет доступ, однако затрудняет достижение глубокого уровня сотрудничества.

Сетевая электронная коммерция ликвидирует пространство. Заказчик не желает знать, где находится продавец, а продавцу безразлично, откуда поступают заказы на его товар. В е-коммерции происходит временное и пространственное разделение актов продажи и покупки. Продажа завершается после оформления и оплаты заказа, покупка завершается после доставки заказа удовлетворенному потребителю, то есть возникает противоречие — продажа требует централизации, а поставка должна быть максимально децентрализована. Е-коммерция также разделяет производство и продажу. Роль производства в этой коммерции замещает снабжение. Пример наиболее успешных фирм показывает, что сила электронной торговли состоит в предложении товаров самых разнообразных марок, то есть лозунг«Продаем то, что производим» заменяется на «Продаем то, что можем поставить».

Электронная торговля по сравнению с традиционным применением компьютеров меняет форму и содержание функций информационных систем дистрибуции.

Электронная торговля не заменяет физическую доставку товаров и услуг клиенту-получателю. На фоне развития электронных информационных потоков все большее значение приобретает бесперебойность процессов реального продвижения продуктов, то есть транспортировки, манипулирования, хранения, комплектации ассортимента и т. п. Сфера реальных логистических процессов будет определять диапазон и темпы развития новых форм коммуникации между участниками электронного рынка.

В условиях масштабного развертывания процессов глобализации и информатизации происходит трансформация национальных логистических систем и, соответственно, изменяется среда их функционирования. Она характеризуется следующими чертами:

1) глобализация системы мирохозяйственных связей, мировых сырьевых, товарных, финансово-валютных рынков и других, с одной стороны, приводит к расширению возможностей для развития бизнеса, а с другой — интернационализирует риски и угрозы экономической безопасности национальных логистических систем, делает их более уязвимыми от глобальных и международных экономических процессов и явлений;

2) информационно-коммуникационная глобализация, осуществляемая на базе передовых

информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ к мировым информационным, научным и другим ресурсам, а с другой — мультиплицирует угрозы экономической безопасности логистических систем;

3) виртуализация обмена информацией и деятельности отдельных граждан,компаний,правительственных органов несет существенное снижение издержек, но одновременно приводит к росту числа ошибок и сбоев в нормальном течении логистических процессов,персонализировать ответственность за которые не представляется возможным;

4) стираются внешние территориальные границы отдельных государств и регионов, которые становятся виртуально проницаемы (становятся проницаемы национальные финансовые и налоговые системы), а также повышается уязвимость информационного поля логистических систем;

5) формируются различные виртуально-сетевые правительственные и неправительственные институты и организации, самоорганизующиеся гражданские и бизнес-сообщества, что усложняет внешнюю среду логистических систем;

6) возрастает роль информации как главного фактора производства и роль интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентных преимуществ логистических систем на внутреннем и мировых рынках и по этой же причине возникает новая группа угроз, связанных с необходимостью эффективной правовой защиты интеллектуального капитала;

7) расширяются возможности получения доходов, связанных с инновационным предпринимательством, электронной деятельностью и бизнесом в сети «Интернет», при этом виртуальный электронный бизнес остается крайне слабо защищенным как в техническом, так и в правовом отношении, высоки риски как его ведения, так и взаимодействия с подобными структурами, так как в ряде случаев они оказываются мошенническими;

8) развиваются электронные, дистанционные формы занятости (электронное рабочее место, электронный офис, электронное предприятие, офшорное программирование и пр.). С одной стороны, это снижение издержек, а с другой — ослабление возможностей контроля над деятельностью персонала, снижение управляемости внут-риорганизационных процессов и, как следствие, падение уровня экономической безопасности;

9) возникают электронные формы регулирования экономической и общественной деятельности, а также электронные формы управления и взаимодействия государства с населением и бизнесом, что усложняет решение задач экономической безопасности;

10) усиливается международная конкуренция между отдельными странами и межгосударственными экономическими центрами, и победа в ост-

8

8

а-

о.

8

>5

0

1 I О & §

о

0

1

о

О

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

к

а

о

0

1

8

о

со

8

I

О

&

со

£

О.

0

1 I

о

&

5

О

0

1

о

о

£

О

£

о

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

<3

с

о

со

ф

ю

к

8

о

ф

0

1

0 ї <

ш

52

1 о & щ

рой конкурентной борьбе требует постоянных инноваций с целью поддержки постоянного технологического лидерства на глобальных рынках, в этой связи даже временное снижение эффективности логистической системы недопустимо, то есть сила угроз экономической безопасности возрастает2.

Указанные факторы (дестабилизирующие в своем большинстве) являются новыми угрозами экономической безопасности, порожденными информатизацией логистических процессов. Эти угрозы разделяют на внешние и внутренние.

Внешние угрозы могут проявляться в следующих формах:

— сбор конфиденциальной информации в различных системах связи, в том числе путем несанкционированного доступа в компьютерные сети;

— использование, в основном, импортных аппаратных и программно-аппаратных комплексов при создании отечественных информационных телекоммуникационных систем, что существенно увеличивает возможности иностранных спецслужб получать важную конфиденциальную информацию из наших телекоммуникационных систем (ФАПСИ располагает сведениями о так называемых скрытых функциональных возможностях программного обеспечения и других средствах и методах перехвата информации, которые могут быть заложены в телекоммуникационные системы. Актуальной проблемой в данной области является выявление в программном продукте иностранного производства скрытых функциональных возможностей, в том числе средств конспиративного (негласного) съема информации, реализующих деструктивные функции в системе)3;

— попытки продвижения на российский рынок зарубежныхсредств защиты информации, разработанных, в большинстве своем, с учетом интересов спецслужб. (В связи с этим принципиально недопустимо использование для закрытия государственно значимой информации импортных средств шифрования. Именно такая норма содержится в законодательстве США, где запрещено использовать технические и программные средства зарубежного производства в интересах обеспечения национальной безопасности);

— использование информационного оружия против информационных систем;

— подключение к открытым информационным системам, в том числе Интернету, наряду с прогрессом в продвижении к единому информационному пространству таит в себе и специфические опасности для национальных информацион-ныхсистем.

Внутренние угрозы проявляются в таких формах, как:

— попытки проникновения «хакеров» в компьютерные сети органов государственной власти, банков, предприятий и т. п.;

— утрата конфиденциальных сообщений, пе-редаваемыхсредствами документальной электросвязи, кражи и уничтожение банковской информации и программного обеспечения систем электронных платежей, отправка фальшивых авизо с использованием кодов подтверждения достоверности межбанковских операций и возможностей локальных сетей коммерческих банков. По данным специалистов США, снятие элементов защиты информации с компьютерных систем приведет к разорению 20% средних компаний в течение нескольких часов, 48% потерпят крах через несколько дней,33% банков «лопнет» через несколько часов, 50% — через несколько дней. Суммарный ежегодный ущерб от компьютерных преступлений только в странах Западной Европы составляет порядка 30 млрд долларов4. В России ущерб от компьютерных преступлений до сих пор интегрально не подсчитывался, но с учетом их возможных масштабов сумма ущерба представляется весьма значительной. В связи с этим компьютерная преступность становится важнейшей проблемой как для России, так и для всего мирового сообщества;

— непредумышленные дефекты самих информационных систем и действия операторов, которые могут привести к возникновению нештатных ситуаций в информационных системах.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы экономической безопасности логистичес-кихсистем электронной коммерции обостряются, приобретают новое качество, для их разрешения необходимы согласованные усилия государства, общества и бизнеса.

Примечания

1. См.: Дыбская В.В. Логистика: Учебник / В.В.Дыбская, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. — М., 2009. — С. 287.

2. См.: Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: В 2 т. / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. — СПб., 2007. — Т. 1. — С. 113—114.

3. См.: ЛопатинВ.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. — СПб., 2000. — С. 286.

4. См. там же. — С. 287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.