Научная статья на тему 'Экономическая безопасность как родовой объект преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности'

Экономическая безопасность как родовой объект преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3072
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / OBJECT OF A CRIME / NATIONAL SAFETY / ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корепанова-камская Дарья Сергеевна, Зварыгин Валерий Евгеньевич

Рассматриваются имеющиеся доктринальные определения родового объекта преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность нормами гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как известно, объект преступного посягательства существенно влияет на характеристику других элементов состава преступления в сфере экономической деятельности. Он позволяет на основе своего содержания устанавливать юридические признаки субъекта преступления, объективной и субъективной сторон преступления. Вместе с тем имеющееся многообразие определений затрудняет исследование специальных проблем преступлений в сфере экономической деятельности. Кроме этого, предпринята попытка выявить общие признаки, позволившие объединить в одной главе Уголовного кодекса Российской Федерации различные составы преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корепанова-камская Дарья Сергеевна, Зварыгин Валерий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic safety as a generic object of the crimes commited in the sphere of economy

criminal liability provided by the norms of chapter 22 of the RF Criminal code. As it is know that the object of a criminal encroachment essentially influences the characteristic of other components of crime in the sphere of economy. He allows to establish legal signs of the criminal, and objective and subjective elements of crime on the basis of the maintenance. At the same time, the available variety of definitions complicates the research of special problems of crimes in sphere of economy. In addition, the attempt to reveal the general signs allowing to unite in one chapter of the RF Criminal code various components of crime is undertaken.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность как родовой объект преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности»

УДК 343.37 (076.58)

Д.С. Корепанова-Камская, В.Е. Зварыгин

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК РОДОВОЙ ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются имеющиеся доктринальные определения родового объекта преступлений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность нормами гл. 22 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как известно, объект преступного посягательства существенно влияет на характеристику других элементов состава преступления в сфере экономической деятельности. Он позволяет на основе своего содержания устанавливать юридические признаки субъекта преступления, объективной и субъективной сторон преступления. Вместе с тем имеющееся многообразие определений затрудняет исследование специальных проблем преступлений в сфере экономической деятельности.

Кроме этого, предпринята попытка выявить общие признаки, позволившие объединить в одной главе Уголовного кодекса Российской Федерации различные составы преступлений.

Ключевые слова: объект преступления, национальная безопасность, экономическая безопасность.

Объект состава преступления традиционно признается тем его элементом, который отражает социально-юридическую сущность конкретного преступления, позволяет правильно квалифицировать общественно опасное деяние, отграничить его от смежных составов преступлений. Особую значимость правильного определения объекта преступления отмечал Б.С. Никифоров, признавая, что «неправильная квалификация совершенного в ряде случаев преступного деяния имеет своим источником неправильное решение вопроса об объекте преступления» [1].

В русском языке термин «объект» употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, объектом считается то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, то есть явления внешнего мира, окружающей действительности; во-вторых, это явление, на которое направлена какая-либо деятельность; и, в-третьих, объект - это место какой-либо деятельности [2]. Как видно, данное понятие довольно многозначно. Стоит отметить, что и в уголовно-правовой доктрине отсутствует единство взглядов на объект преступления.

Таким образом, ситуация, сложившаяся в уголовно-правовой доктрине несколько затрудняет исследование имеющихся проблемных аспектов, носящих теоретическую и практическую значимость. В связи с вышесказанным установление общетеоретических и правовых основ понятия объекта преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, более чем целесообразно.

Понятие объекта преступления, совершаемого в сфере экономической деятельности, по своему содержанию является производным от общего понятия объекта преступного посягательства, поскольку определение объекта преступления в сфере экономической деятельности должно включать в себя кроме специфических признаков, отражающих сущность и принципы экономической деятельности, признаки, характерные для всех объектов уголовно-правовой охраны. В связи с этим проанализируем сформировавшиеся научные представления об объекте преступления.

С точки зрения философии объект представляет собой часть объективной реальности, которая вступает во взаимодействие с субъектом, испытывая на себе его влияние и воздействие. Иными словами, преступление как акт человеческого поведения всегда воздействует на окружающую действительность (внешнюю реальность).

С позиции аксиологии охраняемые уголовным законом объекты представляют собой в самом общем виде ценности (блага). При этом уголовное право охраняет только фундаментальные социальные ценности, которые значимы для всего общества. Кроме подобной точки зрения на объект преступления на сегодняшний день в уголовно-правовой доктрине преобладающим является представление объекта как общественного отношения, которому в результате совершения противоправного общественно опасного посягательства причиняется вред. Стоит отметить, что данный подход разделялся почти всеми юристами советского периода развития уголовного права [3; 4; 1].

Теория объекта преступления как общественных отношений и сегодня имеет подавляющее большинство сторонников.

Вместе с тем в последнее время все чаще делаются предложения об отказе от концепции объекта преступления как общественных отношений. Так, например, Н.И. Загородников считает, что «традиционное понимание объекта как общественных отношений основано на абстрактных, умозрительных, идеологических постулатах, искусственно внедренных в нашу действительность» [5].

Подход, рассматривающий объект преступления как общественное отношение, нуждается в переосмыслении. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сама категория «общественные отношения» является довольно абстрактной, более того, сами авторы расходятся в понимании сути общественных отношений и их структуры.

Кроме этого, на сегодняшний день в литературе встречаются и иные определения объекта преступления. Так, например, в качестве объекта преступления одни ученые рассматривают субъективные права (А.Н. Красиков) [6], другие - правоохраняемые интересы (например, А.В. Наумов) [7], третьи - человека [8].

Аналогичная неопределенность, к сожалению, имеет место быть и при определении объекта преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Так, можно сформулировать следующие доктринальные подходы.

В первом из них объектом признаются «принципы осуществления экономической деятельности» [9]. В целом такой подход представляется интересным, однако сами принципы экономической деятельности, выделяемые автором, носят достаточно дискуссионный характер: например, запрет заведомо криминальных форм поведения или добропорядочность субъектов экономической деятельности. В то же время Н.А. Лопашенко не указывает такой принцип, как государственное регулирование экономической деятельности.

Во втором определении в качестве объекта преступлений в сфере экономической деятельности рассматривается экономическая безопасность (иногда финансовая безопасность как элемент безопасности экономической) государства [10]. Однако авторы, придерживающиеся второго подхода, не раскрывают правовые и общетеоретические основания.

Другие авторы под объектом преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, понимают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распоряжению, обмену и потреблению материальных благ и услуг [11]; группу однородных взаимосвязанных общественных отношений, которые складываются в сфере экономической деятельности, фактически не раскрывая сущность этих отношений [12]. Кроме вышеобозначенных подходов, в качестве объекта преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, понимаются интересы государства и отдельных субъектов в сфере экономической деятельности [13].

Правовой основой понятия объекта преступления в сфере экономической деятельности является соответствие норм уголовного законодательства. В ч.1 ст.2 УК РФ, где перечисляются охраняемые уголовным законом ценности, упоминаются лишь общественный порядок и общественная безопасность, вероятно заменяющие собой понятие общего правопорядка. В то же время в указанной статье УК РФ отсутствуют какие-либо понятия, отражающие признаки общего объекта преступлений.

В связи с чем складывается ситуация, по которой принципы осуществления экономической деятельности (как установленный порядок ее осуществления) не входят в систему социальных ценностей, охраняемых уголовным законом. Однако подобный подход представляется не совсем верным.

Таким образом, отсутствие единого представления об объекте преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, в науке уголовного права имеет объективное объяснение.

Это связано с тем, что уголовное законодательство в этой области всегда подвергалось большим изменениям, чем любые другие его нормы. Многочисленные изменения были обусловлены быстрым реагированием уголовного закона на изменения экономической политики государства, которая на протяжении многих лет отличалась нестабильностью. Кроме этого, причина недостаточности теоретической разработки объекта и системы данных преступлений обусловлена тем, что дореволюционное законодательство, а вместе с ним и наука о хозяйственных преступлениях, также были несовершенны и не могли выступать в качестве основы для дальнейших научных разработок. Дореволюционное законодательство об ответственности за хозяйственные преступления не могло использоваться в дальнейшем нормотворчестве, в отличие, например, от норм, предусматривающих ответственность за посягательства на личность, поскольку было ориентировано на общество со свободными

рыночными отношениями, а не на плановую административно-командную экономику. Возврат к этому опыту произошел только в УК РФ 1996 г.

По нашему мнению, рассматривая существующие концепции объекта преступления, не следует упускать из вида материальный признак преступления - общественную опасность такого деяния (ст. 14 УК РФ).

Так, общественную опасность можно рассматривать как совокупность факторов, оказывающих разрушительное воздействие по отношению к той или иной системе.

Противоположным состоянию опасности является состояние безопасности.

Под безопасностью ранее в ст. 1 закона РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. №2446-1 понималось состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Близкое по смыслу определение безопасности содержится и в Толковом словаре С.И. Ожегова, в котором говорится, что под безопасностью следует понимать положение, при котором не угрожает опасность кому или чему-нибудь [2. С.40]. Вместе с тем действующий на сегодняшний день Федеральный закон от 28.12.2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» понятие безопасности не раскрывает, что представляется не совсем верным.

Рассматривая категорию «безопасность» с точки зрения проблемы общественной опасности преступления, можно прийти к выводу, что последняя заключается прежде всего в том, что преступлениями в той или иной форме причиняется существенный вред безопасности личности, общества и государства.

Такой вывод частично подтверждается и ст. 7 УК РФ, в которой провозглашается один из важнейших принципов уголовного права - принцип гуманизма. В ч. 1 этой статьи указывается, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Это, по сути, означает, что законодатель приоритетной задачей считает охрану безопасности человека от преступлений. В УК РФ, к сожалению, непосредственно не говорится, что уголовный закон обеспечивает также безопасность общества и государства. Вместе с тем такой вывод вытекает из ч. 2 ст. 2 УК РФ, в которой отмечается, что уголовное законодательство определяет, какие «опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями» [14].

Таким образом, безопасность личности, общества и государства является именно той ценностью, ради охраны которой и существует уголовное право, представляющее собой реакцию общества и государства на преступления как наиболее опасные посягательства на безопасность указанных субъектов.

Иными словами, противоправные деяния (действие или бездействие) причиняют вред безопасности личности, общества, государства (национальной безопасности). В свою очередь каждый из элементов национальной безопасности может быть рассмотрен как система, в которой также выделяются элементы и отношения между ними. Элементами в данных системах (а точнее - подсистемах) будут являться, с одной стороны, личность, общество и государство, так называемые субъекты благ (интересов) [15]. А с другой - принадлежащие этим субъектам весьма различные по своей вещной природе материальные носители этих ценностей. Во-первых, это различные неорганические (неживые) объекты, например атмосфера, недра и т.д. Во-вторых, это органические (живые) объекты -жизнь и здоровье человека, животный мир и т.д. В-третьих, это социальные объекты, в частности, половая свобода и неприкосновенность, собственность, боевая готовность военной организации государства и другие. Классификация этих материальных носителей может быть осуществлена и по другим основаниям [14].

Указанные элементы находятся между собой в определенных целесообразных связях, имеющих в целом ценностный характер. Это означает, что материальные носители (или субстраты) жизненно значимы для своих субъектов, в связи с чем последние заинтересованы в их безопасности.

Рассматривая национальную безопасность (безопасность личности, общества и государства) как систему, необходимо иметь в виду, что в любой системе образующие ее части тесным образом взаимосвязаны, причем связь эта настолько органична, что изменение одной из них с необходимостью вызывает то или иное изменение других, а также системы в целом. В связи с этим следует остановиться на механизме причинения вреда объекту преступления.

В оконченных преступлениях преступник непосредственно причиняет вред различным материальным носителям благ (интересов) личности, общества или государства, например свободе договора. Последние в данный момент утрачивают свое прежнее состояние защищенности. Кроме этого,

преступление одновременно нарушает и блага (интересы), поскольку их состояние уголовноправовой защищенности сменяется на свой антипод - уголовно-правовой незащищенности. Таким образом, преступник, непосредственно воздействуя на отдельные элементы - материальные носители благ (интересов), разрушает (изменяет) в целом и безопасность личности, общества или государства как определенную целостность (систему).

Будучи «включенной» в сферу уголовного права, национальная безопасность приобретает уголовно-правовую защищенность.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». В концепции национальной безопасности России ее национальная безопасность понимается как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.). Как и в США, ключевая роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике [16].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации главными угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу названы сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против собственности, наличие условий для усиления криминализации хозяйственно-финансовых отношений [17]. Становление и развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые для интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

На законодательном уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. К сожалению, действующий Федеральный закон от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» также не раскрывает понятия «экономическая безопасность». В связи с чем можно говорить исключительно о доктринальной расшифровке данного определения.

В связи с переходом на новую модель государственного устройства с середины 1994 г. под эгидой Совета безопасности велась разработка Концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Подобные процессы обусловлены необходимостью установления и раскрытия проблемных моментов, определения реальных угроз с целью дальнейшего совершенствования правового регулирования. Иными словами, экономическая безопасность занимает определяющее место в общей системе национальной безопасности.

Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: «Это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз» [18]. Но наиболее полное, на наш взгляд, доктринальное определение экономической безопасности дано В.К. Сенчаговым. Так, он отмечает, что «сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [16].

В структуре экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость (иными словами, обеспеченность финансово-экономическими ресурсами, гарантирующими необходимый уровень национальной безопасности государства), стабильность и устойчивость национальной экономики (то есть защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз), способность к саморазвитию и прогрессу (создание системы благоприятных условий для инвестиционной

привлекательности и стабильного развития). Так, внутренними угрозами экономической безопасности государства выступают неэффективность системы государственного регулирования экономики, неспособность к самосохранению и саморазвитию. Внешние угрозы, как правило, отражают текущее состояние мировой экономики и предметом нашего анализа не являются.

Говоря о внутренних угрозах экономической безопасности государства, необходимо отметить, что одной из причин, влекущей неэффективность системы регулирования, являются недостатки в правовом регулировании процессов управления, использования финансовых и других материальных ресурсов, отсутствие действенного государственного контроля над экономической деятельностью.

При этом нельзя не учитывать взаимосвязь элементов триады «личность - общество - государство», которые одновременно выступают и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения. В связи с этим экономическая безопасность государства складывается из экономической безопасности общества, в том числе и из экономической безопасности предприятий, и экономической безопасности личности.

Как и экономическая безопасность государства, экономическая безопасность личности и общества представляют собой результат комплекса составляющих, ориентированных на преодоление финансово-экономических угроз. Причем тенденцией последнего времени стало увеличение количества преступлений, связанных с противоправным принуждением лица (включая его организм и сознание), к тем или иным действиям.

Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической сфере продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом налоговой и экономической преступности, ее массовостью и высокой степенью латентности, постоянным усложнением применяемых схем и способов совершения преступлений.

Подводя итог вышесказанному, необходимо констатировать, что экономическую безопасность стоит рассматривать как родовой объект преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Она представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

В свою очередь, экономическая безопасность подразделяется в зависимости от составляющих ее элементов (о них сказано выше) на определенные виды. Каждый такой вид экономической безопасности можно считать групповым объектом уголовно-правовой охраны. Он, как правило, одинаковый для нескольких однородных преступлений. В основу выделения групповых объектов, а затем деления их на видовые, на наш взгляд, наиболее удобно использовать так называемый деятельностный критерий, то есть вид экономической деятельности, который обеспечивает ту или иную сторону экономической безопасности.

С учетом данного признака систему объектов охраны в гл. 22 УК РФ можно представить следующим образом: 1) безопасность деятельности должностных лиц органов государственной власти, исполняющих функциональные обязанности в отношении участников предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 169,170); 2) безопасность осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 171-172,179); 3) безопасность оборота денежных средств и имущества (ст. 174, 175); 4) безопасность интересов кредиторов (ст. 176-177,195-197); 5) безопасность конкурентной экономической деятельности (ст. 178, 180-184); 6) безопасность функционирования финансовой системы (ст. 170.1, 185-187); 7) безопасность осуществления внешнеторговой деятельности (ст.188-190); 8) безопасность оборота валютных и иных ценностей (ст.191-193); 9) безопасность функционирования налоговой системы (ст. 194,198-199.2).

Указанные групповые объекты преступлений в сфере экономической деятельности, как правило, подразделяются на видовые. Например, безопасность функционирования финансовой системы включает в себя безопасность эмиссии ценных бумаг (ст. 185-185.5 УК РФ), безопасность оборота денег и ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), безопасность оборота кредитных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).

Объектом преступлений в сфере экономической деятельности является охраняемая уголовным законом от преступных посягательств экономическая безопасность, представляющая собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию, в том числе при наличии внешних и внутренних угроз. Данное определение нуждается в некотором разъяснении.

Во-первых, преступные посягательства на экономическую безопасность осуществляются самими субъектами этой безопасности, которые нарушают ее «изнутри». Главным фактором (условием) экономической безопасности государства, как отмечалось, является защищенность экономики государства в целом, так и отдельных субъектов (физических и юридических лиц). Причинение вреда экономической безопасности при совершении преступлений происходит путем причинения вреда состоянию защищенности экономики государства, в результате чего в одних случаях снижается уровень защищенности жизненно важных интересов государства (объектов экономической безопасности), в других - им (объектам) может быть причинен реальный вред.

Во-вторых, экономическая безопасность государства, являясь составной частью национальной безопасности, представляет собой родовой объект уголовно-правовой охраны, о защите которого специально говорится в гл. 22 УК РФ.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что экономическая безопасность государства охраняется не только нормами гл. 22 УК РФ, но и иными статьями Особенной части УК РФ.

Подводя итог вышесказанному и исходя из определения родового объекта уголовно-правовой охраны в гл. 22 УК РФ как экономической безопасности государства, в действующем уголовном законодательстве верно определен перечень видов экономической безопасности, подлежащих защите. Однако система преступлений как по групповым объектам уголовно-правовой охраны, так и по видовым, не может считаться совершенной, поскольку она во многих случаях не в полной мере отражает возложенные на государство социально-экономические задачи.

Определив с разных сторон содержание категории «экономическая безопасность государства», объект преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, следует толковать с учетом рассмотренных выше аспектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никифоров Б.С. Объект преступления: монография. Гос. юр. издат, 1960. С. 5, 6.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 387.

3. Глистин В.К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений (объект и квалификация преступлений). Л., 1979. С. 19-58.

4. Коржанский Н.И. Объект посягательства и квалификация преступлений: учеб. пособие. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1976. С. 2-20.

5. Загородников Н.И. Объект преступления: от идеологизации содержания к естественному понятию // Проблемы уголовной политики и уголовного права: межвузовский сб. науч. тр. М., 1994. С. 22.

6. Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996. С. 6-7.

7. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. М. БЕК, 1996. С. 146-151.

8. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. 1997. С. 125-135.

9. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Комментарий к главе 22 УК РФ. Ростов н/Д, 1999. С. 41.

10. Трунцевский Ю.В., Петросян О.Ш. Экономические и финансовые преступления. М., 2009. С .3-11.

11. Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. А.И. Рарога. М.: Триада, 1996. С. 145, 146.

12. Мельникова В.Е. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. М., 1996. С. 180.

13. Леонтьев Б.М. Ответственность за хозяйственные преступления. М., 1963. С. 7.

14. Зателепин О.К. Объект преступления против военной службы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 20 с.

15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., изм. и доп. М.: Изд. группа ИНФРА М - НОРМА, 1997.

16. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 61-63.

17. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. №20. Ст. 2444.

18. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева; РАГС. М., 2002. С. 39.

Поступила в редакцию 26.10.11

D.S. Korepanova-Kamskaya, V.E. Zvarygin

Economic safety as a generic object of the crimes commited in the sphere of economy

The article considers the available definitions of a generic object of crimes, the commitment of which leads to the criminal liability provided by the norms of chapter 22 of the RF Criminal code.

As it is know that the object of a criminal encroachment essentially influences the characteristic of other components of crime in the sphere of economy. He allows to establish legal signs of the criminal, and objective and subjective elements of crime on the basis of the maintenance.

At the same time, the available variety of definitions complicates the research of special problems of crimes in sphere of economy.

In addition, the attempt to reveal the general signs allowing to unite in one chapter of the RF Criminal code various components of crime is undertaken.

Keywords: object of a crime, national safety, economic safety.

Корепанова-Камская Дарья Сергеевна, аспирант ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

Зварыгин Валерий Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Korepanova-Kamskaya D.S., postgraduate student Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

Zvarygin V.E., candidate of law, senior lecturer Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.