Научная статья на тему 'Экономическая безопасность федерального округа'

Экономическая безопасность федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
759
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шерстюк С.Р.

В статье рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности федерального округа, как одной из важнейших задач администрации округа, в выполнении которой проявляется способность контролировать возможное возникновение внешних и внутренних угроз и вырабатывать рекомендации субъектам РФ по их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность федерального округа»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

С.Р. ШЕРСТЮК,

Главный федеральный инспектор по Приморскому краю

Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации

в Дальневосточном федеральном округе

Реальная соподчиненность региональных социально-экономических систем (включая федеральные округа Российской Федерации) по отношению к экономике страны определяет необходимость решения теоретических и практических проблем обеспечения национальных интересов на уровне округов, субъектов РФ, муниципальных образований, что связано с сохраняющимся влиянием (в процессе реформирования) негативных и деструктивных процессов на единое экономическое пространство и общий рынок РФ.

Внутренняя целостность государственно-территориальных образований предопределяет необходимость анализа и выявления кризисных ситуаций и угроз национальным интересам в их экономике, а также определения реальных механизмов их нейтрализации в условиях деятельности конкретных региональных систем. При этом выбор и обоснование конкретных направлений нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций и угроз следует осуществлять в зависимости от характера данных кризисных ситуаций, степени угрозы экономической безопасности, территориальных и социально-экономических особенностей округов и субъектов РФ.

Категория «экономическая безопасность» отличается значительной сложностью и многоас-пектностью, сущность ее предопределяется действием как объективных и субъективных факторов, так и условиями, сферами проявления негативных тенденций в развитии общества и экономики страны. Учитывая это, сущность экономической безопасности определяется не только состоянием экономики, но и эффективностью институтов власти, ориентированных на обеспечение государственной защиты национальных экономических интересов.

Категория «безопасность» является общесоциальной, охватывающей всю динамику развития общества и экономики, имеющей определяющее значение для существования как отдельной лич-

ности, так и социально-экономических субъектов любого уровня. С этим выводом согласны многие авторы экономических исследований, в частности, «установлено, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов деятельности людей и сообществ».1 В соответствии с концепцией иерархии потребностей безопасность является первичной потребностью человека, требующей первостепенного удовлетворения.2

Вместе с тем, безопасность общества и экономики является конкретно-исторической категорией и в разных социально-экономических условиях достигается различными путями, в зависимости от ориентации на конкретные цели.

Во всем цивилизованном мире в системе социально-экономических интересов приоритет отдается национальному интересу, в соответствии с этим ключевым аспектом безопасности страны является национальная безопасность, которая во многом определяет и процесс управления обеспечением безопасности на уровне как крупных региональных образований (в частности, федеральных округов, регионов), так и отдельных экономических субъектов.

В России идет активный процесс становления современных государственных институтов власти, корректировка системы центров принятия решения как в функционально-структурном разрезе, так и в пространственно-региональном (особенно важно, учитывая федеративный характер нашего государства.) Наиболее сложно решаются проблемы формирования цивилизованной «вертикали власти», где в последнее время активно определяются такие направления, как усиление роли федеральных округов, повышение значения муниципального уровня власти, поиск оптимального баланса в схеме «центр - субъекты РФ» и др.

1 ВВ. Серебряков. Социальная безопасность России: концептуальный подход. М., 1995.

2 О С. Виханский, А.И. Наумов. М.: Менеджмент, 1994.

В рамках этого процесса немаловажное значение имеет и стратегия формирования эффективной системы обеспечения национальных интересов страны в области безопасности экономического развития .

При многоаспектности категории «Экономическая безопасность» втеоретико-прикладном плане, она может анализироваться и реализовываться в двух основных разрезах:

1) структурно-функциональном (энергетическая безопасность, продовольственная, технологическая, финансовая и др.);

2) территориально-пространственном (безопасность экономики страны, экономическая безопасность федеральных округов, субъектов РФ, городов и других муниципальных образований).

Кризисные процессы характеризуются определенными негативными тенденциями (пороговыми значениями), превышение которых влечет за собой необратимые изменения в социально-экономической сфере. Последствия таких деформаций — критические: развал реального сектора, кризис финансовой сферы, обнищание населения, социальные конфликты и др. Актуальность данной проблемы обострилась на первых стадиях реформа-ционного процесса, в результате чего стала активно разрабатываться проблема «экономической безопасности», получившая значительное освещение в экономической литературе. И это было логично, учитывая, что Закон РФ «О безопасности» трактует это понятие как «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Практически идентификация этой категории, учитывая ее сложность, осуществляется в уровневом разрезе (рис. 1), при этом параметризация этой категории на отдельных уровнях имеет свои особенности3.

В различных трактовках сущности безопасности присутствуют такие характеристики, как «обеспечение национальных интересов», «предотвращение

Безопасность страны

Безопасность федерального округа Безопасность субъекта РФ Безопасность субъекта экономической деятельности

Рис. 1.

угроз и кризисных ситуаций», «экономическая и политическая стабильность», «обеспечение динамического равновесия», «способность к выживанию» и др. Представляется, что применительно к различным структурным образованиям (государство, регион, субъект РФ) отдельные акценты ключевых оценок безопасности могут смещаться, усиливаться или становиться второстепенными. Это и обусловливает необходимость выделения ключевого параметра (в ряду других) обеспечения экономической безопасности применительно к определяемому объекту.

Учитывая особенности нашего объекта, федерального округа, представляется, что такой ключевой характеристикой безопасности должна являться категория «жизнеобеспеченности». Обращение к этому понятию связано, например, со спецификой регионов Сибири и Дальнего Востока, для которых, особенно северных, проблема «жизнеобеспечения» является жизненно важной. Это не просто противостояние угрозам и кризисным ситуациям, а условие выживания: речь идет уже не о жизненном уровне или спаде производства, а о жизни и смерти народов и отдельных территориальных образований.

В специальной литературе, посвященной проблемам экономической безопасности, формируются различные трактовки этого понятия. Причем, как правило все они являются модификацией ключевого определения4, данного в «Основных положениях государственной стратегии экономической безопасности» (утверждены указом Президента РФ в 1996 г.), в котором акцент сделан на «возможности и готовности экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз».

В используемых трактовках понятия «экономическая безопасность» акцент делается на различных аспектах ее обеспечения, в частности, на внешнеэкономических аспектах: «состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне определять пути и формы своего экономического развития» или на оценке состояния экономики, уровне ее развития5 и др.

Представляется, что в большей степени отвечает существу проблемы и практике трактовка, дан-

3 В данной статье акцент делается на втором уровне - «безопасность федерального округа».

6 -

4 Гончарен ко Л. Л. Экономическая безопасность предпринимательства. Иваново, 1999; Научно-технологическая безопасность регионов России. Екатеринбург, Уральский университет, 2000;

Илларионов А. Критерии экономической безопасности. - «Вопросы экономики», № 10, 1998;

Богданов И.Я. и др. Экономическая безопасность России. М.: 1999 и др.

5 Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие). Под ред. Олейникова Е.А. М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1997.

ная в работах Института экономики РАН, связанная с акцентом на способности власти обеспечить национальные интересы страны: «Экономическая безопасность - это не только защищенность национальных институтов власти, но и их способность создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-экономической стабильности общества».6

Трактовка понятия «экономическая безопасность федерального округа», являясь частным случаем в общей трактовке категории «экономическая безопасность», в наибольшей степени связана с оценкой способности государственных властных механизмов противостоять угрозам национальным интересам на региональном уровне. И именно для решения данного класса задач и были созданы федеральные округа — новая структура в системе государственно-территориального устройства, одной из важнейших функций которой является обеспечение национальных интересов, экономической безопасности группы субъектов РФ, входящих в данный округ.

Это позволяет сделать вывод о том, что ключевыми в трактовке понятия «экономическая безопасность федерального округа», связанного с одной из важнейших задач администрации округа, является ее способность обеспечить контроль за возможным возникновением внешних и внутренних угроз и выработка рекомендаций субъектам РФ по их нейтрализации.

Экономическая безопасность федерального округа связана, прежде всего, с защитой национальных интересов государства на территории округа, а также с обеспечением экономических интересов субъектов РФ, входящих в его состав, при достижении общественного согласия в отношении национальных и региональных целей развития экономики.

Необходимо учитывать, что, как правило, субъекты РФ, решая задачи обеспечения своей экономической безопасности, опираются на достижения собственных экономических интересов, которые зачастую не адекватны общефедеральным интересам страны и экономики, могут нести негативный заряд нестабильности, возникновения кризисных ситуаций, которые имеют не только локальный характер. В данных условиях существенно возрастает роль федеральных округов, ориентированных на своевременное отслеживание потенциальных

Экономическая безопасность: производство - финансы, банки / Под ред. Сенчагова В.К. М.: Финстатинформ, 1998.

угроз развитию экономики и выработку мер по их оперативной нейтрализации.

Общеизвестна неустойчивость институциональных эмпирических моделей, связанная с тем, что социально-экономические институты подвержены эволюции, при этом определенная субъективность этих моделей вытекает из нормативности социально-властных институтов. Отсюда научная объективность эмпирических моделей, в частности, формируемая модель обеспечения национальных интересов в рамках федерального округа полностью обусловлена структурой, социально-административными функциями и направленностью деятельности такого института, как федеральный округ.

Безопасность «территории». Обеспечение безопасности общества и государства в целом не может происходить без налаживания рациональных связей и отношений между людьми и природой, а также без учета природных и других внешних воздействий на людей, проживающих на определенной территории.

В каждый конкретный исторический период характер и способы связей людей отличаются и зависят от степени развития производительных сил, которые используются в рамках тех или иных территорий. Применительно к конкретной ситуации, возможно ставить вопрос о существовании различных типов «территориальной безопасности». Ясно, что, например, Россия сейчас должна иметь форму безопасности и механизм ее обеспечения совершенно иные, чем это было 10 лет назад. Так же большие отличия в содержании понятия «безопасность», методах ее осуществления могут проявляться в зависимости от степени и формы государственной организации страны, ее природных особенностей, исторической, этнографической, геополитической ситуации.

Вышеизложенное позволяет дать ряд определений, раскрывающих содержание термина «территориальная безопасность общества» на разных уровнях:

1. Территориальная безопасность предполагает стабильность и сбалансированность территориальной системы общественно-экономических отношений, обеспечивающих единство и взаимообусловленность системы интересов в рамках определенной территории.

2. Территориальная безопасность определяется устойчивостью воспроизводства позитивного и продуктивного взаимодействия различных социальных общностей в определенной территориальной системе.

- 7

Активизация внимания к проблемам национальной безопасности обусловила и исследование проблем безопасности территорий7, недооцениваемых ранее. Безопасность территории является условием существования и развития государства, так как стремление человеческого общества к безопасности и привело некогда к появлению государства, назначением которого выступает безопасность определенного национального сообщества. «Безопасность есть высшее социальное понятие гражданского сообщества», - отмечал К. Маркс.8

Безопасность территории — сложное, многогранное понятие (близкое к трактовке термина «национальной безопасности», который активно используется в современной практике), включающее с некоторыми допущениями такие параметры, как территориальная целостность, пол итико- правовая безопасность, экономическая и экологическая безопасность.

Безопасность территории как особое понятие целесообразно использовать при анализе уровня стабильности общества, связанной с установлением отдельных режимов территории государства, корректировке территориального устройства государства.

Безопасность территории достаточно сложное понятие, требующее определенной декомпозиции с целью выхода на более конкретные решения. В этом плане категория «безопасностьтерритории» в процессе декомпозиции может быть проведена по двум направлениям: административно-территориальному и функциональному (см. схему 1).

Схема 1

Безопасность территории

Административно-государственный аспект безопасности Функциональный аспект безопасности

Безопасность государства Безопасность федеральных округов Безопасность субъектов РФ Безопасность муниципальных образований Безопасность хозяйственных субъектов Экономическая безопасность Энергетическая безопасность Продовольственная безопасность Инвестиционно- инновационная безопасность Транспортная безопасность Экологическая безопасность Культурно-этническая безопасность

7 С.Н. Бабурин. Территория государства. М.: Изд. МГУ, 1997.

8 К. Маркс. К еврейскому вопросу. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. т. 1.

Учитывая сложность и взаимосвязи отдельных видов функциональных направлений обеспечения безопасности, они могут уточняться (группироваться). Реальная реализация категории «безопасность территории» и соответствующих ей механизмов и инструментов нейтрализации угроз наиболее четко в правовом и организационном плане может быть проведена в рамках федеральных округов.

Безопасность территории как принцип регио-нсиизации. К важнейшим параметрам территории государства следует отнести наличие или отсутствие угрожающей ей опасности (безопасность). Этот показатель настолько существенен, что может быть отнесен к принципам современной регионализации. Безопасность территории является условием существования и развития государства, ибо невозможно ни то, ни другое при отсутствии как неприкосновенности границ государства, так и саморегулирования государством правового режима территории.

Безопасность территории - понятие многогранное, подразумевающее определенную систему пара-метров-элементов, в том числе пространственную безопасность (территориальную целостность), политико-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную безопасность территорий.

Политико-правовая безопасность территории. Стабильность общества предполагает, что режим территории государства определяется только актами органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с их компетенцией и в порядке, предусмотренном правом. Лишь развитие политической и правовой систем государства может прямо затрагивать правовой режим территории, менять территориальное устройство государства, приводить к установлению на отдельных частях государственной территории особого режима.

В связи с необходимостью саморегулирования государством этих вопросов надлежит говорить о важности политико-правовой безопасности территории государства, которая является свободным осуществлением государством своей юрисдикции на всей его территории, нейтрализацией любых угроз суверенитету государства.

Отсюда вытекает необходимость региональной безопасности, которая опирается на строгое разграничение функций и собственности между федеральными и региональными властями, ответственность регионов за реализацию переданных им из федерального центра функций и использование средств.

Пространственная безопасность территории. Внесение в 1997 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ проекта закона «Об обеспечении терри-

ториальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации» преследовало цель законодательно обеспечить пространственную безопасность территории государства. Пространственная безопасность предполагает регламентацию передачи (обмена) части территории от одного субъекта РФ к другому, принятия части территории иностранного государства в состав России, механизм демаркации и делимитации границ государства.

В настоящих условиях в РФ появилась необходимость территориальной корректировки динамики отдельных субъектов РФ, что обусловливается требованиями формирования рыночных условий на пространстве регионов России.

Социально-экономическая безопасность территории. Социально-экономическая безопасность территории современного государства предполагает сохранение на этой территории гражданского общества и экономическое развитие территории при сохранении или укреплении социального благополучия. Различные результаты социально-экономического развития той или иной части государственной территории делают необходимым выделение специальных депрессивных территории, которые характеризуются не просто отставанием от остальных частей государственной территории в социально-экономическом развитии, но формированием на них ситуации, несущей в себе опасность для социальных отношений и экономической системы государства. Иными словами, депрессивные территории — это территории, утратившие внутреннюю социально-экономическую безопасность.

В настоящее время проблема обеспечения экономической безопасности федеральных округов находится на этапе определения стратегии, механизмов, инструментов и институционального обеспечения достижения национальных интересов в экономике округа и нейтрализации возможных угроз ее экономической безопасности.

Сущность обеспечения экономической безопасности федерального округа в значительной степени вытекает из стратегических задач федерального округа как важнейшего сегмента государственно-территориального устройства России. При этом содержательная трактовка данной сложной категории «экономическая безопасность федерального округа» основывается на концептуальных положениях обеспечения национальных интересов страны в экономике данного государственно-территориального образования. Это обусловливает ее трактовку как важнейшей части национальной безопасности, ее стратегии и тактики, учитывая, что федеральные округа России,

охватывая значительные части территории страны, существенно отличаются друг от друга по структуре и направленности возможных внешних и внутренних угроз экономике и обществу и соответственно направленностью национальных интересов.

Учитывая, что федеральные округа являются своеобразными образованиями единого федерального устройства страны, звеньями в вертикали государственной власти, их функции и задачи, а отсюда механизмы и инструменты обеспечения экономической безопасности имеют отличительные особенности в системе «региональной экономической безопасности», в частности, в сравнении с субъектами РФ и другими региональными образованиями. В частности, основные механизмы и инструменты обеспечения экономической безопасности федерального округа ориентированы на надзорно-кон-трольные, аналитические и диагностические меры, с выработкой практических рекомендаций Центру и субъектам РФ в случае выявления будущих угроз и нейтрализации уже проявившихся.

Основные задачи администрации округов

- обеспечить безопасность на политико-экономическом пространстве округа, своевременно реагировать на асинхронные тенденции и диспропорции в развитии с сопредельными территориями, особенно по периметру границ с иностранными государствами. Основное внимание в этой проблеме следует уделять властно-государственным аспектам развития экономики округов, определению сущности и задач, стоящих перед округами, руководители администрации которых являются полпредами Президента РФ в округах.

Основная сфера деятельности администрации округов - властно-административная (контрольза нормативно-правовым обеспечением деятельности субъектов РФ, анализ стратегических аспектов развития округов, мониторинг социально-экономической ситуации в схеме «Центр-субъекты РФ» и др.). Это обусловливает и специфику деятельности округов в сфере обеспечения экономической безопасности, которая схематически может выглядеть следующим образом: мониторинг социально-экономического развития округов — выявление и анализ кризисных ситуаций - выработка стратегических направлений нейтрализации угроз безопасности — подготовка соответствующих рекомендаций

- контроль за реализацией принятых мер.

Практически данная сфера экономической безопасности является частью достаточно активно разрабатываемой проблемы — обеспечения региональной экономической безопасности. По этой проблеме имеется ряд публикаций и разработок,

- 9

которые активно ведутся как в центральных научных учреждениях, так и в регионах.''

Экономическая безопасность округа - это элемент системы экономической безопасности государства, который обеспечивает региональную социально-политическую и экономическую стабильность, а также .устойчивую способность региона к саморазвитию и защищенность его интересов от внутреннего и внешнего воздействия. Объект экономической безопасности (в данном случае -округ) очерчен собственно экономической сферой, а также зонами пересечения экономической сферы округа со смежными сферами жизнедеятельности: политической, социальной, военной, экологической, информационной, криминогенной и др.

Обеспечение экономической безопасности крупных субъектов экономики и общества, каковыми являются федеральные округа, связано с еще одной сферой развития экономики — процессом реформирования региональной экономики (к сожалению, в российской практике наблюдается практически игнорирование оценок эффективности многих реформационных мер с позиций обеспечения экономической безопасности).

В настоящих условиях эта проблема приобретает все большую актуальность, учитывая попытки перехода от «разгульной» либерализации экономических процессов к целенаправленной и социально ориентированной реформационной политике. На региональном уровне контроль за этим процессом должен активно осуществляться администрацией федеральных округов (учитывая их близость к реформационным процессам, что позволяет давать их реал ьную оценку). Очевидно, что нет необходимости в доказательствах не только низкой результативности многих реформационных мер, но и зачастую негативного их воздействия, на уровне возникновения кризисных тенденций, в частности, это касается приватизационного процесса, социального развития, усиление региональной дифференциации основных индикаторов экономической безопасности региона, бегства капитала, чрезмерного экспорта природных ресурсов и т.д.

9 Проблемам «региональной безопасности» посвящены следующие публикации: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Котилко В.В. Региональная экономическая политика. М.: Изд. РДЛ, 2001; Кистанов В В. Федеральные округа России: важнейший шаг в укреплении государства. М.: Экономика, 2000; Котилко В В. Экономическая безопасность регионов России. М.: Классик-плюс, 1999; Куклин A.A., Яковлев В И. Определение порогов индикаторов экономической безопасности в рамках модели устойчивого развития. Екатеринбург ИЭУрО РАН, 1997; Оценка угроз экономической безопасности Урала (под ред. Татаркина Р.). Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1995; Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация самосохранения и развитие. М.: Финстатинформ, 2002; Экономическая безопасность. Финансы. Банки (под ред. Сенчагова В.К.). М.: ИЭ РАН, 1996.

Представляется, что при оценке отдельных реформационных мер с позиций обеспечения национальных интересов администрация округов должна опираться на ряд принципиальных положений, в частности:

а) реформы не должны противоречить цивилизованным базовым принципам развития экономики и общества, не снижать уровень безопасности личности, общества и государства;

б) необходимо тщательное исследование конкретных социально-экономических условий и причин предшествующих любой практически реализуемой реформационной меры;

в) экспериментирование (если это возможно) определенной меры на территории малого масштаба, до ее распространения;

г) проведение реформ в жизнь должно осуществляться правовыми и конституционными средствами, а не узкорегиональными - решениями, несущими заряд сепаратизма;

д) прогнозная оценка результатов практических мер реформирования на динамику социально-экономических процессов в регионе.

Планируемые изменения (с учетом обеспечения экономической безопасности) должны быть сориентированы на обеспечение позитивных последствий реализации конкретных проектов, связанных с процессом интегрированного развития субъектов РФ в рамках федерального округа.

Реформационные тенденции в России и ее регионах продолжают оказывать доминирующее влияние на стратегию развития экономики и общества. И это обусловливает необходимость жесткого отслеживания процессов, связанных с реализацией национальных интересов в плане обеспечения экономической безопасности. Это, в частности, касается и федеральных округов страны (см. таблицу).

Несмотря на существенные различия в природ-но-ресурсных возможностях округов, национально-этнического состава, геополитического положения и уровня социально-экономического развития их, можно выделить ключевые меры по обеспечению национальных интересов в экономике округов, актуальные для всех округов, которые имеют определенную специфику в зависимости от сегмента (сферы экономики — реальный сектор, финансо-во-банковский, социальный и др.). В частности, в реальном секторе можно выделить следующие наиболее общие для округов меры по нейтрализации кризисных ситуаций (потенциальных угроз):

1) создание условий для активного экономического подъема производства;

Таблица

Национальные интересы в плане обеспечения экономической безопасности федеральных округов страны

Национально-региональные интересы Особенности негативных тенденций и угроз Формы и механизмы обеспечения и защиты

1.Обеспечение единства экономического пространства на территории округа > Разрывы хозяйственных связей между субъектами РФ, входящими в округ. Локализация отдельных звеньев техногенных процессов. Раскол рынка на отдельные сегменты, монополизм, резкая ценовая дифференциация в рамках округа Активная диагностика рыночного пространства округа. Создание условий для нейтрализации законодательных актов субъектов РФ, направленных на сегментацию рыночного пространства округа

2. Поддержка реализации крупных регионально ориентированных проектов, направленных на обеспечение режима расширенного воспроизводства в экономике округа Коррупционные тенденции при подготовке и реализации проектов, местнические тенденции, теневой увод средств, чрезмерное влияние иностранных конкурентов Контроль за реализацией проектов, привлечение внимания руководителей субъектов РФ к негативным тенденциям (наносящим ущерб национальным интересам) при их реализации

3. Содействие свободному доступу отечественных товаров на внешний рынок и поддержка разумных и эффективных мер протекционистской политики в округе Недобросовестная конкуренция, коррупционное лоббирование поступления импортных товаров, слабость таможенных служб, отсутствие обоснованного нормативно-правового обеспечения протекционистской политики в субъектах РФ Поддержка инициатив субъектов РФ округа в данной сфере в федеральном центре, подготовка необходимых нормативных предложений. Создание условий для приграничной торговли. Жесткий контроль за нарушением внешнеэкономического законодательства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Обеспечение эффективной властной вертикали в регионах, отвечающей национальным интересам страны Отклонения от единства федерального законодательства. Политический сепаратизм Активизация контрольных функций администрации округа. Постоянный мониторинг, ориентированный на выявление угроз экономической безопасности округа

2) расширение региональных товарных и фондовых рынков и их поэтапная интеграция в общероссийский рынок товаров и услуг;

3) сохранение контроля над стратегическими ресурсами, определение размеров их вывоза (пределы экспорта нефти, газа, леса, рыбных богатств и т.д.) в размерах, отвечающих требованиям национальных интересов (жизнеобеспечение общества);

4) достижение экономической устойчивости регионов округа в условиях активного влияния международной конкуренции и рисков на внутренние рынки;

5) целенаправленное сокращение диспропорции и асимметрии в развитии с сопредельными округами. Для решения этой задачи должен использоваться методический инструментарий индикативного анализа и прогнозирования экономической безопасности, разработанный в Центре финансово-банковских исследований Института экономики РАН;

6) экономика не должна подходить к границе критической зависимости от импорта жизнеобеспечивающих видов продукции (которые могут производиться в стране);

7) ликвидация отставания в обеспечении разведанными запасами полезных ископаемых от их добычи;

8) формирование на новой основе технологических единых производств, ориентированных на снижение трансакционных издержек;

9) активное участие в формировании рынка высоких технологий;

10) обеспечение взаимосвязи в управлении экономическими рисками (особенно денежно-валютными) с задачами государственного регулирования рынка в целях защиты национальных интересов;

11) обеспечение трансформационных процессов структурного развития реального сектора с учетом обеспечения экономической безопасности.

Практика показывает, что многие процессы реформирования в России происходили стихийно, создавая на практике взаимоотношения и институты, не адекватные декларируемым целям. В результате в отношениях федерального и регионального уровней сложился ряд негативно-кризисных противоречий, важнейшим из которых, в частности, является увеличение разрыва между возрастающими функциями региональных органов в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации, от которого в значительной мере зависит целостность социально-политического пространства страны. И в нейтрализации этого противоречия важная роль принадлежит федеральным округам страны.

И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.