Научная статья на тему 'Эколого-орнитологическая обстановка аэродрома Хабаровск и прилегающей территории в 2009 г'

Эколого-орнитологическая обстановка аэродрома Хабаровск и прилегающей территории в 2009 г Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
541
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / ПОТОК ПТИЦ / НАСЕЛЕНИЕ ПТИЦ / СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА / АКТИВНОСТЬ ПТИЦ / AIRPORT / BIRD FLOW / BIRD POPULATION / SEASONAL DYNAMICS / BIRD ACTIVITY

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Пронкевич В. В., Маннанов И. А.

Представлены результаты обследования аэродромной и приаэродромной территорий аэропорта Хабаровск. Выявлена сезонная динамика интенсивности и структуры потока птиц, перемещающихся через взлетно-посадочную полосу аэропорта в течение весенне-осеннего периода, динамика перемещений птиц в течение светлого времени суток. За весь период проведения работ зафиксировано десять случаев столкновений птиц с самолетами или реактивной струей от них. Предложены рекомендации по оптимизации ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological and ornithological situation of the Khabarovsk aerodrome and the adjacent area in 200912

The results of the observations of the Khabarovsk airport aerodrome and adjacent territories are presented. Seasonal dynamics of intensity and structure of the bird fl ow, crossing the landing ground, as well as the dynamics of bird moves during the solar time in a spring-autumn period are described. Ten cases of birds collisions with aircrafts or their jet streams were registered. Few reasons to optimize the ornithological situation are recommended.

Текст научной работы на тему «Эколого-орнитологическая обстановка аэродрома Хабаровск и прилегающей территории в 2009 г»

Вестник ДВО PAH. 2010. № 6

УДК [502:598.2:629.73](571.62)

В.В.ПРОНКЕВИЧ, И.А.МАННАНОВ

Эколого-орнитологическая обстановка аэродрома «Хабаровск» и прилегающей территории в 2009 г.

Представлены результаты обследования аэродромной и приаэродромной территорий аэропорта «Хабаровск». Выявлена сезонная динамика интенсивности и структуры потока птиц, перемещающихся через взлетно-посадочную полосу аэропорта в течение весенне-осеннего периода, динамика перемещений птиц в течение светлого времени суток. За весь период проведения работ зафиксировано десять случаев столкновений птиц с самолетами или реактивной струей от них. Предложены рекомендации по оптимизации ситуации.

Ключевые слова: аэропорт, поток птиц, население птиц, сезонная динамика, активность птиц.

Ecological and ornithological situation of the Khabarovsk aerodrome and the adjacent area in 2009.

V.V.PRONKEVICH (Institute of Water and Ecological Problems FEB RAS, Khabarovsk), I.A.MANNANOV (Far Eastern State Humanitarian University, Khabarovsk).

The results of the observations of the Khabarovsk airport aerodrome and adjacent territories are presented. Seasonal dynamics of intensity and structure of the bird flow, crossing the landing ground, as well as the dynamics of bird moves during the solar time in a spring-autumn period are described. Ten cases of birds ’ collisions with aircrafts or their jet streams were registered. Few reasons to optimize the ornithological situation are recommended.

Key words: airport, bird flow, bird population, seasonal dynamics, bird activity.

Введение

В литературе накоплен обширный материал по статистике столкновений воздушных судов (ВС) с птицами. Подавляющая часть их происходит на сравнительно небольших высотах: до 20 м регистрируется 44% столкновений, от 20 до 100 м - 18%, от 100 до 300 м - 13%, от 300 до 600 м - 12%; выше их количество незначительно [11, 12]. Поэтому первостепенное значение имеет обследование территорий, где полеты осуществляются на малых высотах. В хабаровском аэропорту подобные работы уже проводились (Росляков Г.Е. Орнитологическая обстановка в районе аэропорта «Хабаровск» и на прилегающей к нему территории в летне-осенний период 1989 года: отчет. Хабаровск: ХНИИЭМ, 1989. 16 с.). Материалы по населению птиц аэродромной территории содержат главным образом качественную его характеристику. В весенне-осенний период 2009 г. нами предпринята попытка дать качественную и количественную оценку населения птиц и потока пернатых, перемещающихся через аэродром.

Материал и методика

Погодные условия 2009 г. несколько отличались от среднестатистических. В третьей декаде марта в южных районах края сохранялась зимняя обстановка: на аэродромной территории высота снежного покрова составляла 50 см, значительные проталины и лужи отсутствовали даже на дорогах. Утренние температуры воздуха снижались до -15°С.

ПPOHKEВИЧ Владимир Валентинович - кандидат биологических наук, научный сотрудник (Институт водных и экологических проблем ДВО PAH, Хабаровск), MAHHAHOb Игорь Aхатович - старший преподаватель (Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск). E-mail: vp_tringa@mail.ru

В связи с этим произошла задержка сроков первого весеннего появления перелетных птиц. Позднее синоптическая ситуация вошла в норму, и такие природные явления, как ледоход на р. Амур (23 апреля), распускание абрикоса (в пригороде Хабаровска отмечено 2 мая), черемухи (9 мая), происходили в обычное время. Лето 2009 г. было очень влажное (дожди начались в первой декаде июня) и относительно прохладное. Только в первой декаде августа дневные температуры достигали 30°С. Погодные условия осенью были обычными: первые заморозки в пригородах Хабаровска зафиксированы в третьей декаде сентября. На р. Амур с третьей декады июня по сентябрь наблюдался паводок, в июле и августе вода выходила на пойму. Последнее подобное наводнение было отмечено в 1991 г. По-видимому, вследствие холодного и влажного лета численность насекомых из отрядов жесткокрылых и чешуекрылых оказалась значительно ниже, чем в обычные годы. Напротив, у представителей двукрылых насекомых, жизненный цикл которых связан с водой -комаров, слепней и др., наблюдался резкий рост численности.

Хабаровский аэропорт находится на территории Среднеамурской низменности. Сопредельные с объектом ландшафты за последние 100 лет под влиянием хозяйственной деятельности человека полностью изменены. Ранее здесь были распространены кедровошироколиственные леса, в настоящее время располагаются сельскохозяйственные поля, луга, фрагменты вторичных лиственных лесов, зарастающие вырубки, дороги, город Хабаровск и населенные пункты сельского типа. Известно, что большинство птиц в период сезонных миграций летит широким фронтом, и лишь для водных и околоводных птиц (сравнительно условно) можно выделить экологические коридоры. Кроме того, доказано, что значительная часть птиц мигрирует в темное время суток [3]. Наши результаты базируются на материалах, полученных в светлое время суток с постоянных наблюдательных пунктов (ПНП), которые находятся вблизи северного и южного торцов взлетно-посадочной полосы (ВПП) хабаровского аэропорта на расстоянии 4 км друг от друга. Кроме того, привлечены материалы, собранные в 2005 г. при наблюдениях за весенним пролетом птиц в нижнем течении р. Уссури, на постоянных учетных маршрутах в нижнем течении р. Тунгуска [6]. Сбор материала о перемещениях птиц на территории аэропорта проводился по методике, разработанной для Среднеазиатско-Западносибирского региона [2, 13]. Принцип данной методики сводится к тому, что учитываются все перемещающиеся мимо ПНП птицы вне зависимости от направления их полета. Вследствие разной заметности птиц их подсчет ведется в фиксированных для каждого вида учетных полосах. Нами в соответствии с рекомендациями вышеупомянутой методики и опытом, полученным при исследованиях миграций околоводных птиц в 1986 и 1988 гг. [5], выбраны трансекты, ширина которых отражена в табл. 1.

Данные о численности при помощи переводного коэффициента пересчитывались на формализованную учетную полосу шириной 500 м. Это позволило проанализировать совокупность птиц в потоке всех перемещающихся через ВПП, состоящую из видов разных размеров, голосовой активности и заметности.

Таблица 1

Ширина учетной полосы для различных групп птиц и коэффициенты перевода показателей учета на формализованную учетную полосу шириной 500 м

Группа птиц Ширина полосы, м | Коэффициент

Серая цапля, большой баклан, гуси, орлан-белохвост, черный коршун, обыкновенный канюк, зимняк Сапсан, обыкновенная пустельга, луни, тетеревятник, утки, чайки, вра-новые, голуби, чибис, кроншнепы Перепелятник, бекасы, прочие кулики, удод, полевой жаворонок, ласточки, личинкоед, серый скворец, дрозды Науманна и бурый, вьюрок, китайская зеленушка, чиж, чечетки, подорожник Дятлы, трясогузки, коньки, синицы, длиннохвостая чечевица, дубоносы, овсянки 2000 0,25 1000 0,5 500 1,0 200 2,5

Маршрутные учеты птиц проводили по методике Ю.С.Равкина; современные русские названия птиц приведены согласно сводке Л.С.Степаняна с некоторыми изменениями, внесенными Е.А.Кобликом с соавторами [4, 7, 9].

Особенности орнитофауны района исследований

Видовой состав авифауны южной части Хабаровского края исключительно разнообразен, здесь фиксируется около 40% всех видов птиц России и 84% от всех видов птиц Нижнего Приамурья [1], всего 303 вида, представляющих 18 отрядов и 54 семейства. Среди них в качестве гнездящихся (или гнездование которых предполагается) известно 205 видов (67%), только в период сезонных миграций или кочевок отмечено 80 видов, залетными являются 16 видов. Наиболее крупная группа - отряд воробьинообразных: 127 видов (42% от всего видового списка). Также крупными отрядами в местной авифауне являются ржанкообразные (48 видов, или 16%) и гусеобразные (32 вида, или 11%). Большинство представителей орнитофауны в условиях южной части края являются перелетными. Только 64 вида (21%) можно встретить здесь в зимний период, но и среди зимующих видов большая часть популяционных группировок откочевывает в более южные широты. В выборе местообитаний 131 вид (43%) тесно связан с водными и переувлажненными местообитаниями. Пребывание значительного числа видов водных и околоводных птиц обусловлено характером исследованной территории, изобилующей водотоками и озерами. Кроме того, территория Хабаровского края находится на окраине материка, и значительное влияние на формирование орнитофауны оказывают прилегающие морские акватории. Через данную территорию проходит один из мощнейших миграционных потоков водных и околоводных птиц - австралоазиатский [8, 10, 14].

На территории хабаровского аэропорта гнездится 24 вида птиц -12% от всех гнездящихся птиц южной части края (табл. 2). Относительно бедный видовой состав размножающихся птиц, с одной стороны, обусловлен сравнительно небольшой территорией порта, с другой - узким набором пригодных для размножения местообитаний. Очевидно, что мелиоративные работы, связанные со сведением древесной растительности, засыпанием водоемов на аэродроме, способствуют сужению спектра гнездящихся птиц. Общий список авифауны аэропорта, включая пролетные и залетные элементы, значительно шире -230 видов.

Сезонная динамика структуры и интенсивности потока птиц, перемещающихся через взлетно-посадочную полосу

Видовая структура потока перемещающихся через летное поле аэропорта птиц весьма динамична в течение весенне-осеннего сезона (рис. 1). В ранневесенний период преобладали местные врановые (сорока, восточная черная и большеклювая вороны), на разных этапах весеннего пролета - обыкновенная чечетка, полевой жаворонок, лапландский подорожник, вьюрок, бурый дрозд, большая горлица, пятнистый конек, обыкновенный бекас, белолобый гусь и гуменник. В первой половине лета доминирующими видами в потоке перемещающихся птиц становятся большая горлица, а в южной части порта - еще и деревенская ласточка. Во второй половине лета по численности преобладали большая горлица, полевой жаворонок, китайская зеленушка, а на южном торце ВПП также деревенская ласточка. Осенью чаще других птиц через летное поле перемещались седоголовая овсянка, пятнистый конек, полевой жаворонок, в южной части аэродрома - еще и грач.

График сезонной динамики числа перемещений птиц в светлое время суток имеет ^образный вид, что вызвано сезонными миграциями (рис. 2). Весной интенсивность перемещений птиц в 2-2,5 раза меньше, чем осенью, что, вероятно, обусловлено различиями в характере транзитных миграций и формированием предотлетных скоплений грачей

Характер пребывания и численность птиц (особей/км2) на территории аэропорта «Хабаровск»

в первой декаде июня 2009 г.

Вид Статус Ивово-осиновые разреженные заросли Луга

Серая цапля Ardea cinerea L. Зал - 1

Кряква Anas platyrhyncha L. Гн - -

Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus L. Зал - 1

Японский перепел Coturnix japonica Temm. et Schl. Гн - з

Фазан Phasianus colchicus L. Гн 17 з

Малый зуек Charadrius dubius Scop. Гн - 1

Сизый голубь Columba livia Gm. Зал - 1

Большая горлица Streptopelia orientalis (L.) Гн 10 4

Индийская кукушка Cuculus micropterus Gould. Зал 5 -

Обыкновенная кукушка Cuculus canorus L. Гн з2 з

Иглохвостый стриж Hirundapus caudacutus (Lath.) Зал 0,7 -

Вертишейка Jynx torquilla L. Зал 1 з

Седой дятел Picus canus Gm. Зал 9 -

Деревенская ласточка Hirundo rustica L. Гн - 5

Полевой жаворонок Alauda arvensis L. Гн 5з б9

Степной конек Anthus richardi Vieill. Гн 2 -

Горная трясогузка Motacilla cinerea Tunst. Зал 0,7 -

Сибирский жулан Lanius cristatus L. Гн б -

Китайская иволга Oriolus chinensis L. Зал 4 -

Сорока Pica pica (L.) Зал 10 15

Грач Corvus frugilegus L. Зал 1 -

Восточная черная ворона Corvus orientalis Зал з -

Личинкоед Pericrocotus divaricatus (Raff.) Зал 0,4 -

Певчий сверчок Locustella certhiola (Pall.) Гн 18 -

Пятнистый сверчок Locustella lanceolata (Temm.) Гн 4 -

Пестроголовая камышевка Acrocephalus bistrigiceps Swinh. Гн 109 9б

Восточная дроздовидная камышевка Acrocephalus orientalis (Temm. et Schl.) Гн 1з 1з

Толстоклювая камышевка Phragmaticola aedon (Pall.) Гн зз -

Пеночка-таловка Phylloscopus borealis (Blas.) Пр 8 -

Бурая пеночка Phylloscopus fuscatus (Blyth.) Гн 89 21

Желтоспинная мухоловка Ficedula zanthopygia (Hay.) Гн 4 9

Черноголовый чекан Saxicola torquata (L.) Гн 22 49

Соловей-красношейка Luscinia calliope (Pall.) Гн 44 з4

Буробокая белоглазка Zosterops erythropleurus Swinh. Зал - 4

Полевой воробей Passer montanus (L.) Гн - б

Урагус Uragus sibiricus (Pall.) Гн 27 19

Ошейниковая овсянка Emberiza fucata Pall. Гн - з9

Седоголовая овсянка Ocyris spodocephalus Pall. Гн 1зб 70

Дубровник Ocyris aureolus Pall. Гн 9 15

Всего б70,8 484,0

Примечание. Гн - гнездящийся вид (или гнездование предполагается); Пр - вид встречается в период сезонных миграций или кочевок; Зал - для вида известны залеты на исследуемую территорию. Прочерк - встречи не отмечены.

в осеннее время на ВПП. Динамика интенсивности перемещений птиц на обоих торцах ВПП во многом схожа. Летом (в основном за счет кормовых полетов деревенской ласточки) перемещений птиц было в 2-6 раз больше в южной части летного поля, а осенью (за счет транзитных мелких воробьиных птиц) в 1,5 раза - в северной.

зз

Рис. 1. Соотношение числа перемещений птиц различных систематических групп через взлетно-посадочную полосу аэропорта «Хабаровск» в течение весенне-осеннего сезона 2009 г., %.

Условные обозначения: а-з - месяцы с марта по октябрь, соответственно; 1 - гусеобразные; 2 - ржанкообразные; 3 - голубеобразные; 4 - врановые; 5 - прочие воробьинообразные; 6 - прочие виды.

Рис. 2. Сезонная динамика интенсивности перемещений птиц через летное поле аэропорта «Хабаровск» в 2009 г. Сплошная линия - северный торец, пунктир - южный торец ВПП

Динамика интенсивности перемещений птиц в течение светлого времени суток

Этот показатель во многом определяют физиологические процессы, которыми в классическом варианте обусловливаются два периода активности - утренний и вечерний. Кроме того, для птиц, совершающих значительные по протяженности сезонные миграции, характерен ночной период полетной активности [3]. У журавлей, аистов, крупных хищных птиц, использующих для полета восходящие потоки воздуха, основная часть перемещений происходит в послеобеденное время - после прогрева земной поверхности. У ласточек и стрижей период максимальной полетной активности наступает в предполуденные часы в

связи с массовым появлением летающих насекомых. Кроме того, на активность птиц влияют погодные условия: в пасмурные дни утренний и вечерний ее пики выражены слабее, а в промежутке между ними наблюдается более высокий, чем в ясную погоду, уровень интенсивности перемещений.

Динамика числа перемещений птиц в светлое время суток имеет существенные сезонные различия. В зимний период утренний и вечерний пики сглажены и сливаются в один более или менее непрерывный процесс в связи с необходимостью постоянного поиска корма. У врановых птиц, обитающих в этот период в городской черте, ярко выражены трофические перемещения с мест ночевок (участки высокоствольного древостоя) на кормовые территории — свалки, сельскохозяйственные предприятия, поля и т.д. Ранневесеннему периоду также присущ сглаженный характер динамики (рис. 3). В периоды выраженных сезонных миграций (апрель, май, сентябрь, октябрь) полетная активность птиц имеет преимущественно один (утренний) пик. В летний сезон выражены два - утренний и вечерний — периода повышенной численности пернатых.

Население птиц аэродромной и приаэродромной территорий.

Столкновения птиц с воздушными судами

С конца марта по начало сентября на ВПП, имеющей протяженность 4 км, и ее кромке отмечали в среднем по 1-2 особи птиц на 500 м полотна, максимальное количество составляло 18 особей. В этот период птицы чаще наблюдались на зеленых участках низкорослого луга у южного торца ВПП; они подлетали с юго-восточной и восточной сторон приаэродромной территории от мест ночевок и расположения гнезд.

Среди птиц, отмеченных на ВПП, доминировала сорока (более 90% встреч), единично были встречены кряква, чеглок, обыкновенная пустельга, азиатская бурокрылая ржанка, малый зуек, перевозчик, восточная черная ворона, белая трясогузка и полевой жаворонок.

С середины сентября интенсивность посещения ВПП птицами резко возросла. В отдельные дни врановые образовывали на ВПП скопления до 300 особей. Регулярное образование скоплений птиц на ВПП зафиксировано во второй половине сентября, октябре и только в южной ее части.

Осенью, в отличие от весны, среди перемещающихся на ВПП врановых птиц преобладали грач и восточная черная ворона; прочие виды (сорока и даурская галка) встречались значительно реже.

Врановые птицы посещали ВПП с целью сбора кормовых объектов: амфибий, мышевидных грызунов, дождевых червей. Иногда добыча корма шла на низкотравных лугах, а ВПП использовалась как место трапезы. Южная часть полосы оказалась значительно привлекательней для остановок врановых птиц, чем северная, так как этот участок более низкий в геоморфологическом плане и более увлажненный. В период избыточной обводненности (обильные атмосферные осадки) это провоцировало выход на полосу дождевых червей. В этой же части летного поля более, чем в северной, распространены низкорослые,

Доля от всех птиц за день, %

Рис. 3. Динамика числа перемещений птиц в течение светлого времени суток через ВПП аэропорта «Хабаровск» в различные сезоны 2009 г. Условные обозначения: 1 - ранневесенний период (март), 2 - весна, 3 - лето, 4 - осень

выкашиваемые луговые участки. Высокотравье северной части порта мало приемлемо для остановок большинства птиц, поскольку обзор и доступность кормов здесь существенно ниже, чем на южном, низкотравном, участке.

В период наблюдений аэродромная служба успешно отпугивала врановых с ВПП при помощи автомобиля. Однако нельзя исключить того, что по мере «закрепления» колоний грачей на сравнительно недавно «оккупированной» ими части юга Хабаровского края поведение птиц изменится. Тогда, вероятно, может возникнуть необходимость использования специальных средств отпугивания. Примечательно, что в предыдущем отчете по обследованию аэропорта (1989 г.) грач не был внесен в список видов, обитающих на данной территории, что свидетельствует о росте численности вида в южных районах Хабаровского края.

В период работ обследовано население птиц трех участков аэродромной территории: перронного, лугового и участка с кустарниково-древесными насаждениями. Для последнего плотности птиц оказались в 1,5 раза выше, чем для открытых (травяных) сообществ (табл. 2).

На приаэродромной территории обследован ряд объектов, где возможны образования скоплений птиц; среди них наибольшее влияние на формирование орнитологической обстановки имеет озеро-пруд близ с. Тополево, находящийся в непосредственной близости к глиссаде воздушного судна (ВС). На озере в период миграций образуются скопления чайковых птиц до нескольких сотен особей. Отмечено, что положительное влияние на ор-нитообстановку оказывает использование сельскохозяйственных полей вокруг аэропорта для выращивания сои, уборка урожая которой производится в позднеосенние сроки и не ведет к образованию скоплений большой горлицы и грача, как это имеет место при возделывании зерновых.

За весь период проведения работ было зафиксировано 10 случаев столкновений птиц с самолетами или реактивной струей от них. Очевидно, что истинное число столкновений значительно больше, так как площадь ВПП составляет лишь небольшую часть зоны, на которую попадают сбитые объекты. Вероятно, столкновения происходят на разных этапах приземления и взлета самолета. Чаще инциденты происходили с птицами, имеющими высокую интенсивность перемещений или длительное время находящимися у ВПП (обыкновенная пустельга, большая горлица, полевой жаворонок).

Выводы

Для улучшения орнитологической ситуации в аэропорту «Хабаровск» считаем целесообразным следующее.

1. Сезонное поддержание высокого травостоя в весенний, осенний периоды и низкого в летнее время.

Известна зависимость количества останавливающихся на лугах мигрантов от высоты травостоя: чем ниже травостой, тем больше птиц [6]. В период пролета многие массовые виды (большая горлица, гольцовый, краснозобый и пятнистый коньки, полевой жаворонок, бурый дрозд, лапландский подорожник и др.) останавливаются на лугах, либо лишенных травостоя (например, в результате пожаров), либо с низким травостоем (после косьбы). Для птиц открытых пространств необходим хороший обзор во время остановок; кроме того, высокотравье снижает доступность кормов. Поддержание оптимальной высоты травостоя возможно, если скашивание травянистой растительности проводить, например, с середины мая после окончания пролета массовых птиц-мигрантов. Одновременно с созданием неблагоприятных для птиц условий (в виде высокотравья) в весенний период ранняя косьба лишит гнездопригодных местообитаний массовые гнездящиеся виды (полевой жаворонок, пестроголовая камышевка, дубровник). К периоду летне-осеннего пролета травостой наберет силу, а к сентябрю (периоду массового пролета птиц открытых пространств и кочевок врановых) сделает земную поверхность малопривлекательной для остановок птиц.

2. Сведение древесно-кустарниковой растительности. Как отмечено выше, в гнездовой период плотность птиц в ивово-осиновых зарослях в 1,5 раза выше, чем на лугах. Кроме того, даже отдельно стоящие кусты ив являются дополнительным фактором, побуждающим пернатых сделать остановку (птицы устраивают на них присады). Немаловажно и то, что древесная растительность привлекает для остановок птиц крупных и средних размеров. В настоящий момент эта работа уже проводится силами аэродромной службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Устранение временных водоемов. Указанные водоемы небольших размеров расположены вдоль юго-восточной границы порта. Они являются дополнительным фактором, привлекающим птиц для остановок. Так, в период летне-осеннего пролета на 4-километровом маршруте отмечалось до 20 особей куликов разных видов, здесь же регулярно останавливались кряквы, трясогузки.

4. Мониторинг численности чайковых птиц на озере вблизи с. Тополево. Весной на этом водоеме отмечены значительные по численности скопления чаек. Здесь же проходит глиссада ВС. Особенностью поведения чаек являются полеты над водоемами бесформенными скоплениями, что в подобных случаях крайне нежелательно. В настоящее время на озере идет реконструкция шлюзового устройства, при помощи которого в случае неблагоприятной орнитологической обстановки, вероятно, можно будет влиять на уровень воды в водоеме, а соответственно, и на численность останавливающихся птиц.

5. Отпугивание врановых птиц с ВПП в осенний период. В 2009 г. грачи осенью образовывали на ВПП скопления до 300 особей. К настоящему времени с отпугиванием птиц аэродромная служба справляется при помощи автомобиля, но не исключено, что в связи с «экспансией» вида и привыканием птиц к технике в будущем придется применять для этого специальные средства. Особое внимание скоплениям грачей на ВПП необходимо уделять в конце лета и осенью, когда птицы собираются в большие стаи и совершают непредсказуемые кочевки.

6. Упорядочение сбора сведений о всех случаях столкновений и регистрации погибших птиц в результате воздействий воздушных судов с обязательной идентификацией объектов и анализом случаев столкновений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко В.Г. Становление и динамика авифауны на зоогеографических рубежах (на примере Нижнего Приамурья): автореф. дис. ... д-ра биол. наук. М.: МПГУ, 2003. 49 с.

2. Гаврилов Э.И. Методика сбора и обработки материалов по количественной характеристике видимых миграций птиц // Методы изучения миграций птиц. М.: Наука, 1977. С. 77-96.

3. Дольник В.Р. Миграционное состояние птиц. М.: Наука, 1975. 398 с.

4. Коблик Е.А., Редькин Я.А., Архипов В.Ю. Список птиц Российской Федерации. М.: Т-во науч. изданий КМК, 2006. 281 с.

5. Пронкевич В.В., Воронов Б.А. Весенний пролет птиц на озере Эворон // Птицы пресных вод и морских побережий юга Дальнего Востока России и их охрана. Владивосток: Дальнаука, 1996. С. 120-130.

6. Пронкевич В.В., Воронов Б.А. Особенности внутрисезонной динамики населения птиц Амуро-Тунгусской поймы // Научные исследования природных комплексов Среднеамурской низменности: сб. статей / отв. ред. Б.А.Воронов. Хабаровск: ИВЭП ДВО РАН, 2006. С. 122-132.

7. Равкин Ю.С. К методике учета птиц лесных ландшафтов // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск: Наука, 1967. С. 66-75.

8. Росляков Г.Е. Состояние численности пластинчатоклювых птиц в Нижнем Приамурье // Ресурсы водоплавающих птиц СССР, их воспроизводство и использование. М.: Наука, 1977. С. 104-106.

9. Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: Академкнига, 2003. 808 с.

10. Шергалин Е.С. Применение авиации в изучении высотных миграций птиц // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование Ч. 2. Тез. докл. I Съезда Всесоюз. орнитол. о-ва и IX Всесоюз. орнитол. конф. 16-20 декабря 1986 г. Ленинград, 1986. С. 332-333.

11. Шибаев Ю.В. Миграции пластинчатоклювых на материковой части юга Дальнего Востока: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1975. 23 с.

12. Якоби В.Э. Биологические основы предотвращения столкновений самолетов с птицами. М.: Наука, 1974. 166 с.

13. Янушевич А.И. Предисловие // Миграции птиц в Азии. Вып. 1. Фрунзе: Илим, 1974. С. 3-5.

14. Pronkevich V.V. Migration of waders in the Khabarovsk region of the Far East // Migration and international conservation of Waders. Woodbridge, Suffolk (UK); Cape Town (South Africa): International Wader Study Group, 1998. P. 425-430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.