Научная статья на тему 'Эколого-экономическое и правовое обоснование картографического обеспечения размещения нефтепромысловых объектов на заболоченных территориях Ханты-Мансийского автономного округа'

Эколого-экономическое и правовое обоснование картографического обеспечения размещения нефтепромысловых объектов на заболоченных территориях Ханты-Мансийского автономного округа Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
139
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лопатин К. И.

Лопатин К.И.. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЗАБОЛОЧЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА. Рассмотрены вопросы оптимизации размещения объектов нефтегазодобычи в условиях Ханты-Мансийского автономного округа Югра. Экспериментально доказано, что проектирование нефтепромысловых объектов с учетом рационального природопользования сокращает стоимость их строительства и повышает надежность при будущей эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Лопатин К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическое и правовое обоснование картографического обеспечения размещения нефтепромысловых объектов на заболоченных территориях Ханты-Мансийского автономного округа»

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

витие туризма в ООПТ - это не только социальная необходимость, но и достаточно значимый аспект экономического благополучия. Если природные заповедники должны быть, безусловно, освобождены от экономических функций и находиться на бюджетном финансировании (их экономическая эффективность определяется только по косвенным показателям), то уже, начиная с национальных парков, приходится заботиться о тех или иных не разрушительных для природной среды формах эксплуатации природных, социальных, историко-культурных ресурсов. Без этого, как свидетельствует мировой опыт, невозможно развивать систему ООПТ в силу нехватки государственного финансирования.

Библиографический список

1. Борисов, В.А. Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резервато-ры / В.А. Борисов, Л.С. Белоусова, А.А. Винокуров: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1985. - 310 с.

2. Дежкин, В.В. Категории и задачи охраняемых природных территорий России (к обновленной концепции заповедного дела) / В.В. Дежкин // Сб. научных трудов МНЭПУ Вып. 1. - М.: Изд. МНЭ-ПУ, 1999. - С. 103-127.

3. Степаницкий, В.Б. Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях России: проблемы и перспективы. Доклад на Международной конференции «Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма». 25-27.11.2005 / В.Б. Степаницкий // Эл. журнал BIODAT, 2005 // http://www.biodat.ru/.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЭМЕЩЕНИЯ НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЭАБОЛОЧЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

К.И. ЛОПАТИН, ген. директор СибНИПИРП, канд. с.-х. наук

На территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) высокая аварийность объектов нефтегазового комплекса связана, вероятно, с ошибками при принятии проектных решений, несовершенством нормативных документов, регулирующих строительство на болотах, либо несоблюдение самих строительных правил и норм. Вместе с тем, «плавающие» трубопроводы, неустойчивые и размываемые основания площадных сооружений являются объектами с весьма высоким риском аварийности [2, 8].

Анализ и оценка особенностей инженерно-геологических условий строительства на болотах ХМАО позволят принимать оптимальные решения по размещению объектов обустройства в различных ландшафтных условиях, что будет способствовать снижению их аварийности и, в конечном счете, снижению значительных финансовых затрат по поддержанию их в рабочем и экологически безопасном состоянии [8].

Помимо экологической обоснованности технических решений, при проектировании объектов нефтегазового комплекса,

размещаемых на территории ХМАО, должны учитываться динамика природных процессов и потенциальные возможности самовосстановления природных экосистем [1, 6].

Основным господствующим компонентом ландшафтов территории Ханты-Мансийского автономного округа являются болотные системы, во многом определяющие все гидрологические и физико-географические процессы. В этой связи очень важно иметь возможность расчета предельных состояний этих систем и оценки допустимых масштабов воздействия, за пределами которых могут возникать уже необратимые процессы распада систем и изменение территории.

При освоении нефтегазовых месторождений ХМАО сравниваются относительные экологические риски воздействия на лесные и болотные системы [2]. В сырьевом аспекте болота можно считать более «дешевой» экосистемой. Вместе с тем анализ суммы последствий воздействий, их продолжительности и глубины показывает, что болота в целом более «ранимы», чем лесные экосистемы с экологической, а часто и с экономи-

28

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ческой точек зрения, если считать затраты на рекультивацию болот, их водорегулирующие, рекреационные, газодепонирующие и другие естественные функции [4].

Обоснованием картографического обеспечения размещения нефтепромысловых объектов на заболоченных территориях ХМАО прежде всего являются ресурсосберегающие и экологические требования к размещению объектов, проблемы выделения водоохранных зон болот и создание системы торфяных целевых фондов, включая сохраняемый фонд. Анализ этих вопросов позволит установить основные принципы размещения и картографического проектирования техногенной среды.

Ресурсосберегающие и экологические требования к размещению объектов

В результате застройки и песчаной засыпки торфяных болот линейными и площадными производственными и вспомогательными сооружениям и др. объектами прекращается доступ к торфяным отложениям как полезному ископаемому, нарушаются естественные функции болотных экосистем и природных ландшафтов [1].

Существенным фактором при проектировании обустройства нефтяных месторождений на заболоченных территориях является недооценка реальной экономической и экологической ценности этих территорий. Это объясняется сложностью стоимостной оценки природной экосистемы - торфяное болото. Мнимое отсутствие цены у многих компонентов болот приводит при хозяйственной деятельности к их деградации. Как результат - торфяные болота с находящимися в них природными ресурсами оказались неконкурентоспособными по сравнению с лесными ресурсами и нефтедобывающей промышленностью. Торфяные залежи являются недрами, и их утрата или нарушение ведет к социально-экономическим рискам, отражающим ухудшение окружающей среды.

Очевидно, что при отсутствии или занижении экономической оценки болот в различных вариантах размещения нефтепромысловых объектов, при разработке разделов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), вариант размещения на торфяных болотах нерационален вследствие:

- занижения стоимости упущенной выгоды от использования ресурсов торфяных болот;

- недооценки экологических рисков при различных вариантах размещения объектов обустройства нефтяных месторождений на торфяных болотах;

- занижения экологического ущерба при нарушении естественных функций болот.

При расчете эколого-экономической оценки ресурсного потенциала заболоченных территорий целесообразно использовать их следующие компоненты и функции:

- торф как полезное ископаемое;

- газорегулирующая функция болот по депонированию углекислого газа и регенерации кислорода болотной растительностью в процессе фотосинтеза, выраженная через содержание углерода в органической массе торфа;

- водорегулирующая роль торфяных болот за счет аккумулирующих свойств торфа, позволяющих ему накапливать, а затем постепенно отдавать объемы воды;

- водоочистительная функция торфяного болота как биогеохимического барьера.

Оценка торфяных ресурсов включает стоимость извлекаемых запасов торфа как товарного сырья независимо от срока эксплуатации и за вычетом затрат (производственных, обязательных выплат в бюджеты различных уровней и др.) на его добычу, транспортировку и реализацию. Оценка ресурсов торфяных месторождений либо их участков производится из расчета стоимости 1 га территории, содержащей балансовые запасы торфа. Например, по данным, полученным А.Л. Ямпольским, стоимость безвозвратно потерянных торфяных ресурсов в пересчете на 1 га застроенной поверхности торфяной залежи в пределах 50-300 тыс. руб., в зависимости от качественных характеристик торфяного сырья и их величины. Стоимость ущерба на 1 га заболоченной территории (без торфа, мелкозалежные окраины торфяных месторождений) будет меньше на эту величину.

В основу предлагаемых природоохранных требований по размещению и эксплуатации нефтепромысловых объектов на нелесных

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

29

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

землях лесного фонда (болотах) ХМАО положены следующие требования нормативно-правовых актов Российской Федерации:

- предварительная геолого-экономическая оценка ресурсов торфа до освоения (Закон РФ «О недрах» от 03.03.1995 г. с изменениями от 10.02.1999 г., 02.01.2000 г., 14.05.2001 г., 08.08.2001 г., 29.05.2002 г.);

- альтернативный выбор варианта размещения инженерного объекта и оценка предполагаемого экологического ущерба для болотных экосистем.

Разработка проектов ОВОС обустройства нефтяных месторождений должна повлиять на принятие решений по размещению нефтепромысловых объектов на заболоченных территориях. Анализ территорий лицензионных участков, выделенных для добычи нефти, показывает, что нефтепромысловые объекты расположены на землях:

- лесных - 5 710 332 га (41,7 %);

- заболоченных - 6 527 273 га (47,7 %);

- пойменных - 1 122 273 га (8,2 %).

- открытых водных объектов (реки, озера) - 320 396 га (2,4 %).

Заболоченные территории лицензионных участков подразделяются на:

- торфяные залежи в промышленных границах, имеющие утвержденные запасы или ресурсы торфа - 3 419 780 га (52 %);

- внутриболотные суходолы, покрытые лесами - 530 521 га (8,4 %);

- внутриболотные озера - 969 914 га (15,3 %);

- мелкозалежные окрайки торфяных месторождений (глубиной до 1 м), малоконтурные и мелкозалежные болота -1 607 358 га (24,6 %). Эта категория земель является оптимальной территорией для размещения объектов нефтедобычи с точки зрения строительства и рационального природопользования. Несущая способность их легко просчитывается, а основания инженерных сооружений на них более устойчивы в сравнении с мощными торфяными отложениями.

При этом существует линейная зависимость между площадью лицензионного участка и степенью его заболоченности, составляющей от 0 до 90 % (рисунок). В среднем доля затор-фованной территории составляет около 40 %.

При проектировании обустройств нефтяных месторождений на заболоченных территориях ХМАО необходимо предусматривать опережающее проведение специальных геологоразведочных работ на торф с целью определения нулевых и промышленных границ торфяных залежей, гидрогеологических условий их развития и уточнения качественных характеристик торфа, что позволит проектным организациям принимать более рациональные ресурсосберегающие решения по размещению нефтепромысловых объектов.

Согласно ст. 25 Закона РФ «О Недрах» и соответствующего ей положения «О порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых» позволяют производить застройку площадей залегания месторождений полезных ископаемых (МПИ), включая прогнозно-оцененные, только при условии возможности их извлечения или доказанности экономической целесообразности их застройки. При этом необходимо компенсировать ущерб от безвозвратной потери ресурсов согласно ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ.

Большинство техногенных факторов нефтегазового комплекса воздействует достаточно быстро, и все биогеоценозы становятся в разной мере нарушенными, требующими длительного восстановления. Опасность любого техногенного воздействия заключается в том, что его отрицательные последствия могут выйти за пределы нарушенного природного объекта и нанести ущерб другим экосистемам, находящимся в единой функциональной цепи. Мероприятия, направленные на недопущение распространения воздействия за пределы источника негативного влияния, не всегда учитываются при существующих методах размещения и функционирования техногенных объектов.

Водоохранные зоны заболоченной территории ХМАО

Существующая методика выделения водоохранных зон, как показывает опыт освоения заболоченной территории Западной Сибири, имеет существенные недостатки, на что регулярно указывают специалисты, изучающие торфяные болота [1].

30

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Рисунок. Связь между площадями лицензионных участков (горизонтальная ось) и их заторфо-ванность (вертикальная ось), в га

Главная проблема определения водоохранных зон состоит в высокой степени заболоченности территории. Непрерывный контур, проведенный по нулевой границе торфяной залежи болот, охватывает практически все болота ХМАО, занимающие сотни кв. км, в пределах которых ограничивается или запрещается хозяйственная деятельность. В результате при построении карт размещения техногенной среды в этих условиях возникает необходимость более точного понимания сущности понятия болота и его границ, а также принципов их выделения в условиях ХМАО.

В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ болота являются водными объектами и требуют организации водоохранных зон. Следовательно, на 100 % площади болот (а соответственно и площади всех торфяных месторождений) должны вводиться соответствующие их водоохранному статусу ограничения хозяйственной деятельности, что делает абсурдным саму идею водоохранных зон в этих условиях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О водоохранных зонах

водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 26 ноября 1996 г. № 1404 выделение водоохранных зон вокруг болота выполняется в соответствии с принципами выделения таких зон вокруг озер. Но вызывает сомнение повсеместное «уравнивание» при выделении охранных зон вокруг внутриболотных озер независимо от их гидрологического режима и проточности. Если вопрос выделения водоохранных зон вокруг сточных и проточных озер любого размера решается однозначно, то по отношению к замкнутым водоемам критерии ширины водоохранной зоны могут быть иными или отсутствовать. Поэтому и для конкретного болота выделение водоохранных зон должно базироваться только на учете присущих данному ландшафту особенностей функционирования и его пространственных связях с другими природными системами. Прежде всего, здесь следует согласиться с В.Н. Седых [9], что болота являются своеобразными природными образованиями, а структура болотных массивов состоит из множества разнообразных болотных элементов, различающихся происхождением, строением и функционированием.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

31

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Каждое из болот участвует в формировании стока в водосборном бассейне, но доля участия различна. В частности, верховые болота в условиях сосново-кустар-ничково-сфагновых и кустарничково-сфаг-новых микроландшафтов обеспечивают минимальный вклад в обеспечение стока, связывая значительную долю атмосферных осадков. В свою очередь, низинные евтроф-ные и мезотрофные болота, расположенные в поймах рек на надпойменных террасах, и верховые болота с грядово-мочажинно-озерковыми комплексами (транзитные топи) способствуют стоку болотных вод в речную сеть. В третьих - при установлении ширины водоохранных зон не учтены огромные сорбционные и водовмещающие свойства торфов. В четвертых - на территории ХМАО открытые болота и заболоченные леса занимают около 40 % всей площади и, следовательно, на всей этой территории необходимо ввести ограниченный режим хозяйственной деятельности.

Предлагается сформировать целевые по использованию торфяные фонды, включая фонд охраняемых болот. В результате предлагается выделять водоохранные зоны болот, которые входят в этот фонд.

Субъекты недропользования, планирующие застройку торфяных болот, не входящих в сохраняемый торфяной фонд, обязаны пройти экологическую экспертизу с согласованием в территориальном органе управления фондом недр, с выявлением негативных последствий хозяйственной деятельности конкретного объекта и определением условий водопользования на заболоченных территориях в соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды ».

Сохраняемый фонд торфяных болот

Составление справочника торфяного фонда обеспечивается картами целевого использования торфяных болот [4]. Эта карта или группа карт в составе ГИС позволит значительно упростить реализацию проектов обустройства нефтепромыслов и проектирование новых, что совместимо с концепцией дистанционного мониторинга [5, 11]. При

этом фонд сохраняемых торфяных болот является основой экологического «каркаса» данной территории. Это карта является геоэкологической или эколого-ресурсной [7].

К сохраняемому фонду планируется отнести торфяные болота, расположенные на территориях, имеющих определенные ограничения или запрет хозяйственной деятельности в соответствии со статусом этих территорий постановлениями органов государственной власти РФ или субъекта Федерации, если иное не будет определено законом.

При решении вопроса об установлении охранного режима для каждого конкретного торфяного болота необходимо учитывать степень заторфованности территории в целом, количественное соотношение и общую площадь торфяных месторождений, геоморфологические условия, направленность болотообразовательных процессов.

Очевидно, что экономические интересы страны и региона заставляют органы государственной власти принимать в виде исключений непопулярные решения по разрешению нефтедобычи на территориях экологически ценных ландшафтов. Но в этом случае, при проектировании объектов обустройства нефтепромыслов на территориях, имеющих статус сохраняемых, необходимы особые защитные мероприятия и проектные решения по максимальному сохранению их биогеосферных функций (например, строительство на платформах и эстакадах, безамбарная технология бурения и т.д.).

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.) выделяется несколько категорий таких территорий. Из них в Ханты-Мансийском округе в настоящее время представлены заповедники, заказники, природные парки и памятники природы. К особо охраняемым территориям относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное иное ценное значение и которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти.

32

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Учитывая статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и существующие ограничения по хозяйственной деятельности на них, рекомендуется месторождения торфа либо их участки, территориально совмещенные с ООПТ, отнести к неразрабатываемому (сохраняемому) фонду.

В соответствии со ст. 86 Земельного кодекса РФ о пригородных зонах от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г.) и ст. ст. 44, 52, 61 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» об установлении защитных и охранных полос за пределами черты городских поселений и охране зеленого фонда поселений могут выделяться земли, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Болотные массивы, действуя как биогеофильтры для загрязняющих веществ (сорбция пыли, сажи, радиоактивных веществ, тяжелых металлов, патогенной микрофлоры), имеют огромное экологическое значение для городов и их «зеленых» зон. В границах «зеленых» зон запрещается хозяйственная и иная деятельность (в том числе добыча торфа и других полезных ископаемых на болотах), оказывающая негативное (вредное) влияние на окружающую среду. К зонам отчуждения, имеющим рекреационное и санитарно-гигиеническое значение, согласно существующим рекомендациям [12] относятся торфяные болота, примыкающие к населенным пунктам с численностью населения до 20 тыс. чел. в радиусе 5 км, до 100 тыс. чел. - 10 км и более 100 тыс. чел. - 25 км. При наличии в городе предприятий химической промышленности защитная зона увеличивается на 25 %. Вблизи сельских населенных пунктов, детских лагерей отдыха, курортов и других оздоровительных объектов сохраняются болотные массивы в радиусе 1 км. Такие болотные массивы также подлежат отнесению их к сохраняемому фонду.

Торфяные болота, осуществляющие водорегулирующая роль на водоразделах и в поймах рек, имеют лентовидную форму, нередко разветвленную; длина их до нескольких километров, ширина от десятков до сотен метров. Для них характерны глубокие торфя-

ные низинные и переходные залежи, средние мощности которых превышают два-три метра. Зачастую из месторождения вытекают ручьи и малые реки. В данном случае месторождения нейтрализуют действия водной эрозии, обеспечивают устойчивость водораздельносклоновых участков. Таким образом, учитывая требования ст. 13 Земельного кодекса РФ о защите земель от водной эрозии и иных негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель, а также ст. 65 Водного кодекса РФ и Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос предлагается выделить в сохраняемый фонд торфяные месторождения с неустойчивыми и легко разрушаемыми формами рельефа.

Такие месторождения выделяются на территории Салымо-Юганского района торфонакопления (административные районы Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский).

Малоконтурные и мелкозалежные торфяные месторождения, расположенные в пределах лесных массивов, являются местными аккумуляторами влаги. При этом разработка месторождения торфа с незначительной глубиной или площадью распространения торфяной залежи, не представляя особого экономического интереса с точки зрения собственно торфодобычи, в то же время приводит к существенному нарушению водного баланса территории в процессе технологического осушения таких месторождений. Это позволяет также отнести эти болота к сохраняемому фонду.

Участки, оптимальные для расположения объектов нефтедобычи

Малоконтурные и мелкозалежные торфяные месторождения вне лесных массивов вместе с окраинами болот являются оптимальными участками территории широкого освоения и заболоченности. Они достаточно легко определяются по картам и дистанционным данным. В качестве примера можно привести фрагмент территории одного из лицензионных участков добычи нефти, на котором планируется строительство соответствующей инфраструктуры, с проектом альтернативного варианта застройки территории. Альтерна-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

33

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

тивный вариант, кроме вышеперечисленных условий застройки, включает результаты следующего анализа.

Одной из главных причин высокой аварийности на продуктопроводах является недооценка инженерно-геологических факторов при строительстве и ее последствия. При необходимости размещения инженерных объектов в пределах торфяных залежей следует учитывать, что физико-механические свойства торфяных грунтов (оснований сооружений) зависят от степени разложения, зольности, влажности, видового (ботанического) состава торфа, температурного режима и др. показателей, т.е. в конечном счете от типа микроландшафтов и видов торфяной залежи.

Высокая пористость различных видов торфа определяет их большую сжимаемость. Высокая сжимаемость - отличительная особенность торфа. Она в десятки и сотни раз превышает сжимаемость минеральных грунтов.

А.И. Сергеев [10] по величине сжимаемости (коэффициенту уплотнения) для Среднего Приобья выделяет три категории видов торфа: сильно сжимаемые (а = 0,1ч1,0 см /кг), очень сильно сжимаемые (а = 1,0ч10 см2/кг) и чрезвычайно сильно сжимаемые (а > 10 см2/кг).

Обращает внимание факт, что предлагаемые различные типизации торфяных оснований не учитывают таких специфичных микроландшафтов торфяных болот, как внутриболотные суходолы, внутриболотные водоемы и участки торфяных болот (торфяных месторождений) между нулевыми и промышленными границами залежи - от 0 до 0,9 м. Суходолы входят в состав болот и сложены минеральными грунтами, отличными по несущим свойствам от торфяных оснований. Размещение различных инженерных объектов в границах внутриболотных водоемов требует принятия специфичных проектных решений. Выделение же участков торфяных болот с нулевой границей глубины залежи обусловлено тем, что при прокладке магистральных трубопроводов и насыпных дорог последние могут укладываться в траншеи на минеральное дно, которое имеет достаточно статичное основание. Подобный принцип рекомендуется строительными нормативными документами (ВСН 004-88 п. 4.41).

С учетом вышеизложенного необходимо, помимо ранее выделенных трех типов оснований, выделить еще три типа: внутриболотные суходолы, внутриболотные водоемы и торфяные месторождения с нулевой границей глубины залежи.

Таким образом, предлагаемый принцип типизации поверхности болотных ландшафтов будет отражать как несущие свойства оснований, так и гидрологический режим, а также условия строительства для различных объектов.

Такой принцип ранжирования заболоченных территорий позволит более корректно (с большей степенью достоверности) производить типизацию площадей по условиям их застройки.

В результате приоритетность заболоченных территорий с точки зрения размещения различных объектов обустройства по инженерно-геологическим признакам распределилась следующим образом:

- весьма неблагоприятные - микроландшафты I типа с несущей способностью торфяных массивов < 0,1 кг/см2 и внутриболотные водоемы. Необходимо осушение торфяного массива. Строительство без осушения производится на сваях, эстакадах, платформах, опирающихся на минеральное дно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неблагоприятные - микроландшафты II типа с несущей способностью торфяных массивов 0,1—2,5 кг/см2 Необходимо осушение торфяного массива на отдельных участках, имеющих свойства микроландшафтов I типа (мочажины, топи). Размещение инженерных объектов на таких участках без осушения залежи производится на условиях микроландшафтов I типа. На остальной территории данного класса строительство производится с укреплением оснований — насыпка песчаных насыпей, устройство лежневых платформ и др. Рекомендуется размещение магистралей в теле общей насыпи;

— условно благоприятные — микроландшафты III типа с несущей способностью торфяных массивов > 2,5 кг/см2. Строительство производится с укреплением оснований на условиях микроландшафта II типа, осушения не предусматривается;

— благоприятные — микроландшафты с глубиной торфяной залежи 0,0—0,9 м и

34

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.