Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
КОРОГОД В.А.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВКИ и благоустройства городских территорий
В последнее время во всем мире и в России в силу ряда естественных и экономических причин, происходит урбанизация и интенсивное развитие городов. Это способствует возникновению негативных экономических, экологических и социальных последствий для людей, часть из которых возможно снизить путем благоустройства существующих территорий и освоением новых земель. Анализ этих проблем и способов их решения является весьма актуальным.
Город - крупный населённый пункт, с очень сложным комплексом антропогенных структур и территорий различного назначения по характеру эксплуатации, жители которого заняты в промышленности и торговле, сфере обслуживания, управления, науки, культуры и других сферах, требующих концентрации людей и ресурсов [4]. Основными критериями отнесения населенного пункта к категории города служат численность его населения и функции, которые оно выполняет.
Инфраструктура крупных городов и состояние использования городского пространства вне рынка и в ситуации тотального преобладания государственных интересов привели к диспропорциям использования городских территорий. Внутренняя структура городов определялась не градостроительной ценностью земли или экономикой, а планом, поступающим из центра. В целом при формировании городской инфраструктуры не уделялось достаточного внимания проблемам охраны окружающей среды. Экологический подход, учет и развитие которого более всего требовались в условиях гигантских темпов развития промышленности, практически отсутствовали в городском строительстве.
Процесс приватизации земельных участков в городах не предусматривал перспективного развития города и его экологической инфраструктуры. Развитие города происходило хаотическим способом, без учета территориальной системы планировки. Прежде находящиеся на балансе градообразующего предприятия природоохранные объекты оказались ненужными для новых владельцев. Они не поддерживались в должном состоянии и не модернизировались.
Исследование вопросов, связанных с совершенствованием регулирования природопользования в условиях развития административно - территориального управления и развивающейся экономике, необходимо увязывать с созданием экологического стандарта города, который характеризуется природопользованием в городе с учётом сопредельных территорий и зон воздействия, влияния города на всю экосистему.
Создание работоспособной системы экологического обустройства различных по типам и расположению городских территорий, определение ответственности в разрезе этих территорий, их «разгрузка» от перенаселения за счёт благоустроенных пригородных зон, населенных пунктов с одновременным развитием транспортных сетей.
Мировой опыт городского природопользования показывает концепцию устойчивого развития, где все чаще используется подход ландшафтного планирования развития территории, в этой связи, актуальным является исследование механизма выбора варианта хозяйственного использования территории, путем эколого-экономической оценки альтернативных проектов [1].
Ландшафтное планирование развития территории рассматривает экологическую составляющую не как ограничение хозяйственной деятельности, а как равноценный критерий рассматриваемой альтернативы наряду с социальными и экономическими факторами. Комплексное развитие территории определяется по совокупности социальных, экономических и экологических критериев. Причем природные ресурсы рассматриваются не просто как источник сырья по совокупности прямых стоимостей отдельных видов ресурсов, а с учетом всего комплекса элементов, составляющих полную структуру стоимости, что является актуальным с точки зрения стратегии устойчивого развития, сохранения природных богатств и недр для будущих поколений. В условиях ограниченности возможностей природной среды, при возрастающих потребностях в природных ресурсах, остро встает вопрос избирательного
подхода к использованию имеющихся запасов с целью, с одной стороны, оптимального их использования при максимально возможной извлекаемой выгоде, а с другой стороны - сохранения для будущих поколений.
Экономический аспект урбанизации заключается: в концентрации производства, применении высоких технологий, максимальной рентабельности и доходе от использования городских территорий и недвижимости, минимальном ущербе от экологических потерь при минимальных затратах на окружающую среду [4]. Стоимость земли и её ценность, увеличение степени разделения труда, изменении структуры хозяйства - это также экономические составляющие (увеличивается доля обслуживающих отраслей, производства товаров повседневного спроса населения, снижается доля коммунального хозяйства, ресурсоемких отраслей и др.). Экологический аспект урбанизации это: увеличение количества и интенсивности использования территорий, повышение нагрузки на все элементы биосферы, преобразование экосистем в урбосистемы, экологическая автономность поселения, установление санитарнозащитных и водо-охранных зон, уменьшение общего количества вредных веществ и отходов, образующихся в процессе народнохозяйственной деятельности города. Социальный аспект урбанизации включает: изменение у людей образа жизни, системы ценностей, культуры и интеллекта, образования, рост потребностей (по количеству и разнообразию) и удорожание жизни, увеличение темпов жизни и изменения её условий, расслоение и криминализация населения. Информационный аспект урбанизации - увеличение информационных потоков, наличие доступной связи. Технический аспект - концентрация техники и технологий. Культурный аспект - концентрация и смешение культурных ценностей.
Высокая плотность населения и антропогенных факторов в городах вызывает значительное увеличение стоимости ресурсов, нагрузки на окружающую среду, удорожание жизни, повышение заболеваемости населения, а также множество других неблагоприятных последствий. Основная причина проявления перечисленных негативных явлений в городах - нехватка жизненного пространства. Одним из путей решения данной проблемы является освоение новых территорий за счет соседствующих административно-территориальных единиц и благоустройства уже существующих земель в гражданских и промышленных целях, позволяющее переместить часть жизненно необходимых населению объектов, разгрузить город и сделать его более комфортным для людей. Основным полезным свойством новых территорий, как природного ресурса, является возможность размещения в нем необходимых людям объектов или процессов [3].
Однако освоение внешнего пространства сопряжено с высоким экологическим риском, вызванным влиянием случайных природных и антропогенных факторов. Нерациональное использование данного ресурса приводит к безвозвратным потерям участков недр, обрушению земной поверхности и находящихся на ней объектов, загрязнению подземных водных горизонтов и многим другим экологическим последствиям, которые в городских условиях нередко носят катастрофический характер.
Тем не менее, регулирование рационального использования новых территорий и благоустройство уже существующих в крупных российских городах осуществляется недостаточно эффективно [4].
Проведенные до настоящего момента исследования в сфере оценки природных ресурсов, хозяйственной деятельности и ее экологических последствий в недостаточной мере учитывают особенности процессов благоустройства городской территории для размещения гражданских объектов. В связи с этим актуальной научной проблемой, имеющей важное народнохозяйственное значение, является формирование подходов и методов регулирования рационального использования городского агломерата для размещения гражданских объектов, позволяющих обеспечить экономическую, экологическую и социальную эффективность и устойчивость процессов освоения городских земель.
Городские территории необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов [2]. При этом следует учитывать формирование единых систем социальной, производственной, инженерно-транспортной и
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения.
Рациональное использование городских территорий в гражданских и промышленных целях следует осуществлять путем регулирования принимаемых решений на основе оценки процессов использования ресурса, учитывающей особенности осваиваемых земель, городской среды, гражданских объектов, благоприятных условий их эксплуатации населением, а также интересы участвующих субъектов, проявляющиеся в составляющих экономического, экологического, социального и градостроительного факторов.
Общественную полезность при благоустройстве и планировке новых территорий городов целесообразно определять в зависимости от показателей ценности объектов и их характеристик к существующему уровню рыночных цен на объекты недвижимости гражданского назначения, но также следует учитывать приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий [4]. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
Предварительный отбор вариантов использования городского пространства следует осуществлять с применением предложенного процедурного подхода, включающего формирование перечня вариантов посредством морфологического анализа, выбор стратегии развития городского строительства, оценку сочетаний характеристик объекта с характеристиками исходных условий и обобщение результатов оценки с учетом значимостей факторов и интересов сторон. Оценку и выбор проектных решений использования городских территорий для гражданских объектов целесообразно производить с применением предложенных экономико-математических моделей, критерии и ограничения в которых выбираются исходя из тактических подходов города, направленных на развитие городской инфраструктуры, экономию городских затрат или сохранение природных ресурсов.
Регулирование рационального использования городского пространства в гражданских целях следует осуществлять на основе разработанного экономического механизма, включающего перечень форм воздействия на принимаемые в данной сфере решения. Для различных этапов освоения ресурса, основывающихся на разработанных методических подходах, определяются полезности объектов. Затем формируются концептуальные основы оценки использования новых территорий в гражданских целях, отличающиеся совокупным учетом особенностей земель городской среды, гражданских объектов и благоприятных условий для их эксплуатации населением.
Разрабатываются подходы определения общественной полезности объектов, отличающийся учетом влияния на ценность объекта исходных факторов, его индивидуальных свойств и существующего уровня рыночных цен на объекты недвижимости. Новые функциональные специализации городов ведут к их быстрому перспективному развитию, что обуславливает введение системы градостроительного регулирования застройки осваиваемых земель и переустройство уже сложившейся инфраструктуры.
Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004г. вводится понятие территориальных зон - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Регламентом в пределах границ соответствующей территориальной зоны устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земли [2].
Также регламентом определяется основное направление социально-экономического и градостроительного развития города, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Территориальные зоны используются в процессе застройки земель и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяют предельные (минимальные и
(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства [2]. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.
Селитебная территория включает жилищный фонд города, общественные здания и сооружения, в том числе научно-исследовательских институты и их комплексы, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон. Проектные решения по функциональному зонированию жилой застройки должны гармонизировать частные и общественные интересы в процессе благоустройства. Должен быть осуществлен комплексный анализ потребности в разных типах жилой застройки, найдены резервы и определены новые участки под строительство. Участки нового строительства зонированы по этажности и качеству застройки (высоко-этажная, усадебная, элитная и т.д.). При таком комплексном подходе строительства минимизируются затраты по обеспеченности территории инженерными коммуникациями, производятся единые мероприятия по благоустройству прилегающих территорий, единая защита территории от подтопления и затопления и т.д. Это формирует базовые условия для создания новых районов качественной городской среды и согласует интересы частных застройщиков и общественные цели градостроительного развития [3]. Развитие системы общественных территорий, центров и объектов социальной инфраструктуры предусматривает функциональное наполнение каркаса города, формирование на его основе пространственно разветвленной системы многопрофильных и специализированных общественных центров и зон городского значения, а следовательно растут поступления в бюджет.
Производственные территории организовывают промышленные предприятий и связанные с ними объекты инфраструктуры, комплексы научных учреждений с их опытными производствами. Промышленные территории с однотипными производственными процессами рекомендуется объединять в промышленные районы, что позволяет экономично использовать инженерные коммуникации, транспорт и сопутствующие сооружения [3]. Производственные предприятия следует выводить на окраины поселений, что неизбежно приводит к улучшению экологической составляющей окружающей среды центра города, но также следует учитывать затраты времени на трудовые передвижения.
Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Браун Л.Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету. М.: Весь Мир, 2003.
2. Градостроительный кодекс РФ.
3. СимионовЮ.Ф., Кантер М.М., ТитомировН.Н. и др. Экономика градостроительства. Ростов н/Д., 2003.
4. Трунов И.Т.Основы формирования и планировки городских структур. Ростов н/Д., 2003.
ЛЫСОЧЕНКО А.А.
ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ И РЕгИОНЕ
Комплексная оценка современного состояния продовольственной безопасности включает три блока: первый блок - анализ количественного аспекта продовольственной безопасности [степень самообеспечения страны продовольствием и независимость продовольственного снабжения от импортных поставок; удельные на душу населения показатели производства
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3