Научная статья на тему 'Экология души: культура, нравственность, духовность'

Экология души: культура, нравственность, духовность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6348
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агаджанян Николай Александрович

Размышления о духовном возрождении общечеловеческих интересов и ценностей, нравственном очищении, гармонизации отношений человека и общества с биосферой, моральнонравственном воспитании и роли интеллигенции в этих процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экология души: культура, нравственность, духовность»

УДК 572.026

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ: КУЛЬТУРА, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ

© 2011 г. Н. А. Агаджанян

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Крупные неудачи нашей власти — результат ослабления ее культурности...

В. И. Вернадский

Современный мир находится под мощным антропогенным стрессом. Причем стресс испытывает не только человек, но и окружающая среда. От экологического стресса содрогается вся планета, и это проявляется в деградации почв и лесов, загрязнении атмосферы и нарушении водных режимов. Мы очень много говорим об экологическом кризисе, о деградации природы, но если внимательно присмотреться, глубоко вдуматься, то изначально деградирует не природа, не биосфера, а духовная ценность — человек, который стоит на вершине пирамиды.

Экология человека — это прежде всего оздоровление духовно заболевшего человека и общества высокой культурой и нравственностью. Только духовное возрождение общечеловеческих интересов и ценностей, а также нравственное очищение могут привести к гармонизации человека с окружающей природой.

В конечном итоге получается так, что разрушается не природа вообще, в результате упадка морали наносится наибольший вред самому человека. Нравственно-эстетическое сознание должно опираться на объективные реальные ценности. К таким ценностям принадлежит прежде всего наша культура. Именно поэтому вопросы экологической культуры и экологического воспитания становятся сегодня одними из самых насущных.

При анализе глобальных экологических проблем должна быть разработана комплексная многомерная система оценок, но приоритет во всех случаях нужно дать человеку. Мера всему — человек.

Среди множества наук наука о человеке занимает особое место. Это наука не столько прошлого и настоящего, сколько будущего. Это наука о самом человеке, его облике, его физических, психических, социальных и нравственных возможностях и многообразии человеческих индивидуальностей.

Стремление человека узнать и понять себя и свой мир старо, как само человечество. Познать самого себя. С этого начинается человек. Становится он полноценной человеческой личностью не сразу.

Существование организма без внешней среды, поддерживающей его, невозможно. Окружающую нас среду обитания надо рассматривать, как продолжение нашего собственного тела. Установлено, что различные виды существуют, пока давление среды на организм не превышает его приспособительных возможностей. Чтобы жить в гармонии с окружающей естественной средой, человеку надо переориентировать исторически сложившийся общечеловеческий эгоизм по отношению к

Размышления о духовном возрождении общечеловеческих интересов и ценностей, нравственном очищении, гармонизации отношений человека и общества с биосферой, морально-нравственном воспитании и роли интеллигенции в этих процессах.

природе на альтруизм. Природа задала нам три программы: «для себя», «для рода», «для вида», т. е. себе, семье, всем людям. Эгоизм нам тренировать не нужно, его оказалось сверхдостаточно. Сколько же отдавать людям? Вот здесь родословная альтруизма и нравственность оказались весьма хрупкими и не поддающимися тренировке, несмотря на призывы: «Отдайте без меры, Вам воздастся». Если учесть, что человек часть природы, а природа всегда рождает законы более справедливые и достоверные, чем те, которые создает человек, то надо осознать, что над природой можно властвовать, только повинуясь ей.

Главный приоритет в глобальном природопользовании состоит в гармонизации, или, как писал В. И. Вернадский, «образумлении» отношений человека и общества с биосферой. Мера всему — человек и его здоровье, которое зависит от здоровья среды обитания. Для сохранения и поддержания здоровья человека необходимо не только здоровьесбережение и средоулучшающие технологии, но и средосбереже-ние. Бороться с природой бессмысленно, надо жить в гармонии с ней.

Многие мыслители в современном мире ищут причины кризиса, заката философии, падения морали, нравственности и пути к спасению. Еще Кант говорил, что действительность не может погибнуть естественно, поскольку законы природы более надежны; в естественных законах жизни все взаимосвязано, гармонично и устойчиво и нет основания для ее возможной гибели. Она может погибнуть противоестественно, а именно в том случае, если сами люди поставят и начнут осуществлять бездумные и разрушительные цели, которые в конце концов могут уничтожить биосферу Земли и превратить нашу планету в хаотическую безжизненную туманность.

Снова и снова мы ставим вечный вопрос: что же делать? Куда деваться от всех этих небывалых открытий и изобретений, от этого абсолютизирования научно-технического прогресса? Надо не единоборствовать с прогрессом цивилизации, не притормаживать развитие науки и техники, а бороться с безумием и приостановить его, сказать нет безумным крайностям цивилизации, ведущим мир к экологической катастрофе и гибели. Человечество должно выработать новое мышление, научиться мыслить и воспитывать в людях любовь к глубине и красоте самой мысли. Творческое мышление делает человека духовно и физически здоровым, стимулирует его к активной полезной деятельности и помогает ставить и осуществлять человечески достижимые, благородные цели. Кто хорошо и высоконравственно мыслит, тот и живет, и действует хорошо и высоконравственно в нашем мире. А мир есть вся действительность в целом, в ее прошедшем, настоящем и будущем. Частей мира бесконечное множество, но мир у всех у нас один. Мы в этом мире, что кругом. Живем, творим один в другом.

Жизненная потребность, гражданский долг, жизненное кредо каждой личности нашего общего дома — планеты Земля — способствовать всеобщему и свободному человеческому благоденствию, нравственному совершенствованию человека и общества. И здесь особая роль отводится интеллигенции.

Спор об интеллигенции стар, как мир. Обновление и раскрытие гуманистической сути демократического общества немыслимы без активизации духовного потенциала общества, заключенного в науке, образовании, литературе, искусстве.

Замечательный русский писатель Б. Васильев справедливо отмечает: «Нам надо ясно осознать, каким золотым запасом нравственности мы обладали, я просто напомню читателю, что честь и благородство не являлись прерогативой дворянства, а были достоянием всенародной нравственности...».

Что же случилось с нами — одной из самых духовно богатых стран? Вот что пишет по этому поводу известный французский писатель и публицист Жан д'Ормессон: «Все мы знаем, какую роль сыграла Россия в развитии европейской цивилизации. По-моему, нельзя понять итальянское искусство, не увидев, что собой представлял синтез псковской и итальянской школы в архитектуре Кремля. Европейская культура немыслима без Толстого, Достоевского, Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Горького, Булгакова, Пастернака.». Неслучайно многие сейчас говорят, что будущее Российской литературы — ее прошлое.

Свобода, демократия — это постоянная ответственность, ее надо тщательно охранять. И здесь большие надежды возлагаются на интеллигенцию. Интеллигент раньше всех видит все несовершенства жизни и не может оставаться к ним равнодушным. Это естественное чувство инстинктивного к ним отвращения и осуждения. Отсюда надо рассматривать культурную значимость интеллигентности как постоянное и неуклонное стремление не хладнокровно созерцать общественно-личные и природные несовершенства, а горячо противодействовать несовершенству и переделывать, оздоровлять, одухотворять, облагораживать, гуманизировать деятельность.

В духе лучших традиций прогрессивной мысли России было стремление помочь обществу, классу осознать свое предназначение в мире. Еще в 1851 году Герцен писал, что интеллигенция страны — это те органы народа, посредством которых он стремится понять свое собственное положение. Именно интеллигенция, концентрируя всю духовную энергию народа, является носителем, хранителем и распространителем общечеловеческих ценностей.

Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных народностей, а также сфер духовной жизни людей. Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом культуры. При переходе от одной формации к другой, как правило, наследуется все ценное в культуре прошлого. Наше

общество крайне нуждается в системе нравственного и культурного воспитания. Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание. Только дух человека — его совесть, культура и нравственность имеют приоритет над всем остальным. С воспитанием человека у нас дела обстоят неважно, хуже, чем с образованием. Современная молодежь ориентирована сегодня главным образом на материальные ценности, тогда как известно, что нищете материальной можно помочь, нищете души — невозможно. Наша первостепенная задача — впитывание в процессе воспитания основополагающих культурных и нравственных ценностей.

Морально-нравственное воспитание, как процесс, исцеляющий наши недуги, вмещает в себя все и защищает и от самих себя, и от негативных окружающих сил. Как подчеркивает Б. Васильев, нравственность существует по закону иных тел. Она может быть здоровой или больной, высокой или низкой, но ее не может не быть, как не может не быть сердца в живом организме.

Кстати о сердце. В быту мы чаще говорим о сердце, когда у человека появляются перебои сердечного ритма или загрудинные боли, то есть размышляем так, как и при болезнях других органов — желудка, печени, почек... К такому органу, как сердце, это весьма неточный, поверхностный подход. Сердце не просто орган, неустанно выполняющий жизненно важную функцию, но и своеобразный весьма чувствительный духовно-мотивационный центр, реагирующий практически на все экзогенные и эндогенные факторы среды, включая социальные.

Сердце как бы двуедино символизирует и дух, и тело. В нем — сосредоточие чувств и болевая точка плоти. Не зря говорят, что трещины мира проходят через сердца людей. Чтобы тело и душа были молоды, а окружающим людям было с вами комфортно и уютно, необходимо иметь не только здоровое тело, но и здоровый дух, прежде всего доброе, чистое, горячее и трепетное сердце.

Через призму собственного сердца люди по-разному воспринимают жизненные коллизии: удачи, благополучие, радость, любовь, горе и печали. А сколько крылатых выражений, связанных с сердцем, бытуют в нашей речи! Вспомним хотя бы строки из песни «Сердце, тебе не хочется покоя...» или поэтические строки Некрасова: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть».

Человек в Библии назван венцом творения. Сердцем же, по Священному Писанию, осуществляются высшие функции духа человеческого — вера в Бога и любовь к нему; оно является сгустком всех человеческих чувств. Сердце человека можно назвать высшим творением божественных и природных сил. Профессор Войно-Ясенецкий (Святой Лука) писал: «Сердце есть хранилище добра и зла. В сердце — седалище совести нашей, этого ангела хранителя. Сердце предназначено не только для чувствования

и для общения с Богом. оно есть орган желания, источник воли, добрых и злых намерений. Сердце — горнило чувств и воли».

От глаз к сердцу положена дорога, которая не проходит через интеллект. Однако работа ума является лучшим средством для работы сердца. «Перед великим умом, — писал Гете, — я склоняю голову, перед великим сердцем преклоняю колени». Да прав А. Блок: «Что сердце? Свиток чудотворный, где страсть и горе сочтены!» Может быть, именно поэтому добрые, высоконравственные люди чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. И не зря говорят, что в принципе человек может перенести всякую рану, только не рану сердечную.

«Главное в человеке, — писал Достоевский, — это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи». Созвучную мысль выразил Марк Твен: «Мы узнаем людей по сердцу, а не по глазам или интеллекту», а также Вяземский: «Успехов просит ум, а сердце счастья просит. Задачи бытия восторженно решают горячие сердца и смелые умы». И наконец, крик души Сергея Есенина:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

И Некрасов:

Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное — русский народ.

Научный потенциал дореволюционной России по качественным показателям не уступал потенциалу передовых стран Запада. Да и в советские годы наблюдался подъем науки, особенно в области физики, авиации, космонавтики, других фундаментальных наук. Мы многое утеряли, так и не научились беречь и приумножать наши лучшие традиции. Многое из того, во что верили, к чему стремились, разрушено. Даже в Храм науки, образования проникает коррупция, коммерция, невежество, бездуховность. Как выйти из этого духовного кризиса? Истинная сущность проблемы состоит в необходимости превратить гуманизм в важнейший критерий прогресса общества. Свобода, демократия, права человека — превыше всего, они выше политических режимов. Сегодня наше общество крайне нуждается в системе нравственного воспитания своих граждан, в обращении их к общечеловеческим, мировым ценностям. Особенно пугает проблема бездуховности подрастающего поколения. Если мы не можем построить будущее для нашей молодежи, то мы должны хотя бы подготовить ее к будущему и изыскать основополагающие нравственные основы для наших действий. Судьба страны во многом зависит не только от интеллектуального, нравственного уровня народа, но и от совести, чести, добропорядочности каждого, особенно духовности и профессиональной компетентности идеологов и лидеров страны.

Прошлое, пережитое нами, должно, наконец, стать надежным уроком на будущее. Через внимание

к глобальным потребностям и понимание единства человека и окружающей среды, человека и природы мы должны прийти к признанию глобального братства. Другого не дано в этом хрупком мире, в котором мы живем.

Нужно избавить общественное сознание ото лжи, в которой погрязла современная жизнь в силу казенного воспитания, корыстных традиций, привычной и ленивой гордыни, косности, трудности. Перед нами задача: очистить дом, пустить туда чистый воздух, свет, дыхание будущего. Тогда первыми всегда будут те народы, которые опередят другие в области культуры нравственности, патриотизма, а наука и духовность станут самым возвышенным воплощением отечества. Фундаментальная наука не несет сиюминутных выгод, она требует большого напряжения и великой страсти. Идет поиск научной истины. Как писал Макс Планк, «новая научная истина берет верх не путем убеждения противников, а потому, что со временем ее противники отмирают, новое же поколение вырастает хорошо знакомым с истиной».

Как гражданин и патриот, любящий свое отечество, Цицерон, обращаясь к своему народу, наставлял: «Вообще говоря, тем, кто будет стоять во главе государства, надо руководствоваться двумя наставлениями Платона: одно требует, чтобы они, оберегая интересы граждан, сообразовывали все свои действия именно с ними, забыв о собственной выгоде; другое — чтобы

они заботились о государстве в целом и при этом, оберегая какую-нибудь одну часть его интересов, не оставляли без внимания остальных... И те, кто об одних гражданах заботится, а других оставляет без внимания, вносят в гражданскую общину весьма пагубное начало — мятежи и раздоры; ввиду этого одни оказываются сторонниками народа, другие — сторонниками всех честнейших людей, немногие — сторонниками всех». Цицерон именует захват единоличной власти, т. е. тиранию, государственной изменой, «убийством отечества».

SOUL ECOLOGY: CULTURE, MORALS, SPIRITUALITY N. А. Agadzhanyan

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Reflections about regeneration of panhuman interests and values, moral cleanup, harmonization of interrelations of the man and the society with the biosphere, moral upbringing and role of intellectuals in these processes.

Контактная информация:

Агаджанян Николай Александрович — академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Российского университета дружбы народов

Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 8

Тел. (8495) 433-10-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.