Научная статья на тему 'Экология человека: мы и современная цивилизация'

Экология человека: мы и современная цивилизация Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЛАТВИЯ / РОССИЯ / ГЛОБАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / CIVILISATION / MORALS / TECHNOLOGICAL PROGRESS / LATVIA / RUSSIA / GLOBALISM / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сальников Владислав Михайлович

Представлены философские и социологические размышления автора о состоянии современного общества, его проблемах и истоках. Проводится мысль о «тупиковости» направления развития современной европейской цивилизации, для которой человек является объектом манипулирования. Субъектом такого манипулирования выступает бюрократическая система, интересы которой лежат в ее собственном благополучии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human ecology: The modern civilisation and us

This article presents the author’s philosophical and sociological ideas about the condition of modern society, its problems, and origins. The author stresses that the modern European civilisation is coming to a “dead end” and considers a human being as an object of manipulation. The subject of these manipulations is the bureaucratic system, whose interests lie in its own well-being.

Текст научной работы на тему «Экология человека: мы и современная цивилизация»

УДК 316.6

Владислав Салъников

(Рига, Латвия)

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: МЫ И СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Представлены философские и социологические размышления автора о состоянии современного общества, его проблемах и истоках. Проводится мысль о «тупиковости» направления развития современной европейской цивилизации, для которой человек является объектом манипулирования. Субъектом такого манипулирования выступает бюрократическая система, интересы которой лежат в ее собственном благополучии.

Ключевые слова: цивилизация, нравственность, технологический прогресс, Латвия, Россия, глобализм, идеология.

/*// ачало XXI века в мировой истории удивительным образом напоминает строки из гениальной комедии русского поэта 4— Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», напи-

санной почти двести лет назад, в 1825 году, но, как увидим ниже, не потерявшей своей актуальности и в наши дни:

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете, вздохнувши,

Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший.

Модель нынешней европейской цивилизации навязана теми, кто управляет современным обществом, страшно боится потерять власть и контроль над умами людей.

© Сальников В., 2014

В. Сальников --------------------------------------------л&Г

Русский писатель Анатолий Гладилин, которому в этом году исполняется 80 лет, много лет живущий в Париже и немало повидавший на своем веку, в статье «Где у политиков ум?», опубликованной в российском еженедельнике «Аргументы и факты», откровенно замечает: «У меня такое ощущение, что Европа сходит с ума. Но сходят с ума не простые европейцы, а политические деятели, которые руководят Евросоюзом. У них в разгаре экономический кризис, я уже не говорю о крахе европейской цивилизации. У современных европейских политиков нет логики, а ума тем более» [2].

Мы видим, что сегодня происходит: так называемое общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Дескать, делайте, что хотите! Более того, во многих европейских государствах пороки легализуются, даже законодательно оправдываются. Зададимся теперь вопросом: кто же помогает тем, кто повсеместно на протяжении последних лет насаждает в умах жителей Европы потребительскую идеологию? А помогают им в этом профессиональные психологи, маркетологи, пиарщики, создатели самых «продвинутых» интернет-ресурсов, продюссеры ряда популярных телепередач. И одно дело, когда в том же Интернете тебе предлагают, скажем, покупку пылесоса со скидкой, и совсем другое — если навязчиво рекламируют модель поведения, в рамках которой человек должен демонстрировать себя как «самого-самого продвинутого». И при этом ему не оставляют права выбора.

Спрашивается, почему? Потому, что сегодня в мире ведется война за человеческие сознания, и оружие в этой войне — информация. Играя смыслами и оценками, средства массовой информации внушают человеку разрушительную мысль: отказываясь от общепринятых культурных моделей, человек становится нецивилизованным, несовременным, никому не нужным.

Посмотрим как бы со стороны и на себя, и на то, что основные каналы показывают по телевидению. Часто идеалом в этих условиях выступает человек, у которого демонтированы нравственные запреты. Как справедливо отметил в минувшем году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «все вышеуказанное в конце концов приводит к разрушению человеческой личности, к невероятному кризису, который попеременно вспыхивает в области финансов, экономики, экологии, политики. Мир находится в смятении, а источником этого смятения являются не те или иные события, о которых мы каждый день узнаем из новостных программ телевидения, а сам человек» [7].

Бессмысленно ожидать, что общество будет меняться в целом, если мы сами не желаем меняться. История убедительно свидетельствует,

ь----------------------- Экология человека: мы и современная цивилизация

что любые перемены к лучшему начинаются только с самого человека. А что мы порой наблюдаем в нашей действительности? Люди загоняют себя в ловушку: каждый яростно требует от соседа — даже от начальника! — быть справедливым, но при этом далеко не каждый хочет становиться справедливым сам.

Современная цивилизация резко отличается от предыдущих тем, что в ней (не как во все другие исторические времена) битва ведется за одно — человеческие души. Как тонко подметил в свое время гениальный русский классик Фёдор Михайлович Достоевский: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Известная мудрость гласит: «Чистая душа не будет жить в грязном теле» (подразумеваются «грязные» помыслы в голове и слова на устах). Современный европейский человек живет не просто в потоке лишних, совершенно ненужных ему сведений: он утопает в информации извращенной, ложной, а что еще хуже — имеющей подобие истинности. В итоге у него искажаются жизненные ценности, он теряет надежные нравственные опоры своего бытия. Человек теряет себя, свою душу.

Одна из таких ложных ценностей — комфорт. А между тем еще известный русский писатель А. Ф. Писемский в недооцененном критиками романе «Тысяча душ», написанном еще в середине XIX века (1853 — 1858), отмечал:

Для нас... слава, любовь, мировые идеи — ничто перед комфортом. К нему мы направляем все наши усилия. Он один наш идол, и в жертву ему приносится все дорогое. Для комфорта кидают семейство, Родину, едут кругом света; для комфорта берут взятки и совершают, наконец, преступления!

Спрашивается, многое ли изменилось в отношении человека к комфорту за сто пятьдесят лет? Стал ли человек ценить незыблемые ценности бытия выше телесных удобств? И если стремление к удовольствиям все-таки возобладало, то это личный выбор самого человека или результат его идеологической обработки?

Время ускорило свой ход. Буквально в несколько последних десятилетий незаметно для нас самих в мире произошла новая технологическая, техническая и интеллектуальная революция. У современного общества изменились задачи. В очередной раз ряд функций люди передали машинам. Но стал ли человек от этого лучше и нравственно чище?

Если одно время технический прогресс служил благу людей, то теперь он губит в человеке человека. А если, к примеру, передовой менеджер не поменяет вовремя свой пусть и хорошо работающий мо-

В. Сальников --------------------------------------------л&Г

бильный телефон на самый современный или не пересядет в новую машину, то выпадет из «круга себе подобных».

Еще четверть века назад, чтобы добыть информацию, надо было выйти из своего дома, добраться до библиотеки, заказать нужную книгу или журнал и найти искомое. Иными словами, чтобы получить новые знания, мы совершали усилия.

В наши дни для того чтобы добыть информацию, достаточно нажать пару клавиш, задать вопрос «поисковику» — и тут же на экране компьютера появляется нужный ответ. Возникает ложное впечатление, что теперь нам открылись все знания человечества, что мы знаем о мире всё, что любой из нас в абсолютной мере владеет информационным пространством. Но так ли это на самом деле? Берем ли мы в расчет то обстоятельство, что полученные знания могут оказаться ошибочными, ведь в Сети масса людей представляет свои личные интерпретации событий и фактов?

Еще во времена хрущевской Оттепели, автор этих строк зачитывался публикуемыми в популярном тогда журнале «Юность» повестями А. Гладилина. А в конце 2013 года этот писатель заметил, что «в те годы в стране царил культ книги. В метро или в электричке все читали книги или газеты, а сейчас — только эсмэски на мобильниках» [2].

Что же касается современной России, то она все еще остается страной мечтателей. Сейчас часто говорят, что она представляет собой особую цивилизацию. Соглашаясь с этим, можно было бы сказать, что это «цивилизация ожидания». В России немало политиков, рассказывающих с высоких трибун о ее «недалеком» светлом будущем, о «новой индустриализации». Но сбудутся ли эти ожидания? Какого будущего ждет для себя Россия? Ответов на эти и аналогичные вопросы по-настоящему никто не знает. Тем не менее все в России устремлены в будущее. И мечтают. И ждут...

Простым жителям России хочется, чтобы их страна была удобна для проживания. Пока же такие мечты во многом сбываются лишь у высших чиновников, отражающих интересы людей бизнеса, а те, в свою очередь, — интересы чиновников. Вот откуда проистекает бесконтрольность последних: на их зарплаты находятся миллионы рублей за счет экономии на зарплатах и социальных программах для простых россиян.

Современные политики говорят о том, что идеологии в России нет, но, по мнению известного режиссера и актера Николая Губенко, «это не так, она есть. Это — идеология наживы и стяжательства! За последние 25 лет россияне стали злее, конфликтнее, наглее. А в основе подобного зла и агрессии общества лежат обида и чувство несправедли-

ь---------------------- Экология человека: мы и современная цивилизация

вости. Нужно добиться, чтобы люди на высоких постах осознали причины морально-нравственного падения общества. В центре внимания современного государства должен быть прежде всего человек, социальная забота о нем» [3].

Ему вторит и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вот мы все время льем крокодиловы слезы по поводу коррупции, по поводу криминала. Так ведь не с этого же начинать надо! Никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека... Духовная жизнь — это основание, на котором мы строим все остальное» [7].

А пока что, по мнению Вячеслава Бобкова, генерального директора Всероссийского центра уровня жизни, «Россия входит в число лидеров по внутреннему экономическому и социальному неравенству... Фактически мы все самовыживаем» [1]. Не случайно поэтому, что по числу заявлений, поданных в Европейский суд по правам человека, Россия является мировым лидером. Во многом схожая ситуация и в Латвийской Республике.

Жители Латвии сегодня тратят на питание 28 % семейного бюджета (это 28-е место в Европе по данному показателю). У россиян дело обстоит еще хуже — они тратят на питание 30 % семейного бюджета. «Дело в том, — считает глава Латвийского центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе, — что уровень наших доходов невелик (в 2013 году среднемесячная зарплата составляла 714 евро), поэтому люди вынуждены львиную долю денег отдавать на самое необходимое — продукты и коммунальные услуги» [4].

Нелицеприятную оценку социально-экономическому развитию Латвии за последнюю почти четверть века дал в декабре минувшего года президент Латвийской академии наук, доктор искусств Оярс Спаритис в интервью еженедельнику «Семь суперсекретов», озаглавленном «Интеллектуально состоятельная нищета». Он, в частности, заявил следующее: «У нас в Латвии прижился чудесный термин "политическая ответственность", суть которого — никакой ответственности за материальные потери, вызванные блоком политиков и администраторов» [8]. Сам собой напрашивается вопрос: а многим ли отличаются действия политиков и чиновников в соседней России?

Далее О. Спаритис обратил внимание на тот факт, что «сегодня в бюрократическом аппарате Латвии занято вдвое больше людей, чем в среднем по ЕС. Если доля науки ЛР ниже 0,6 % ВВП, то доля администрации Латвии в 10 раз больше — 6,8 % от ВВП. Я не знаю, может ли кто назвать панацею от этой ситуации. Возможно, следует распустить бюрократов и дать им билет в один конец. Пусть едут в Ирландию собирать чеснок» [8].

В. Сальников --------------------------------------------л&Г

Причины социально-экономических бед Латвии О. Спаритис видит в засилье бюрократии, предательская безответственность которой все дальше ведет к национальной трагедии. «Но если 23 года независимости Латвии, — подвел он итог, — породили более 300 тысяч эмигрантов, то политическая элита Латвии на этом фоне ведет себя даже более трагично. Более непонятно и неоправданно» [8].

Считается, что первым для российской социальной действительности и по времени и по социальной значимости является извечный русский вопрос «Кто виноват?» Его ввел в оборот известный русский писатель А. И. Герцен в 1846 году (публикация романа с этим названием). Все помнят, что в финале этого произведения любовный треугольник, включающий мужа, жену и «друга семьи», распадается следующим образом: соблазнитель бежит за границу, жена тоскует и потихоньку увядает, муж спивается. Современное положение дел в России, по мнению ряда аналитиков, напоминает финал романа. Ответ на вопрос из его заглавия подразумевается примерно такой: виноваты не они сами, а общество, строй и среда.

Возможность «спихнуть» вину на других — это ли не выход? Известный общественный деятель Андрей Кураев в статье «Россия в поисках справедливости», вышедшей на страницах еженедельника «Аргументы и факты», говоря о современной цивилизации, приходит к следующему выводу:

У людей крепнет ощущение, более того, они убеждены, что ими манипулируют. Вот и хочется нормальному человеку выяснить: идет ли в мире лишь конфликт бизнес-интересов или существует конфликт между теневым мировым правительством и нами, обычными людьми?

Но тут его поиск останавливает информационный шум. И крупицы реальной информации уже трудно отобрать, а еще труднее отнестись к ним серьезно [6].

Вот через этот «информационный шум», через препятствия, воздвигаемые бюрократическим монстром, через эфемерность сетевого знания, наконец, через технологии манипулирования современному человеку предстоит пробиться, чтобы остаться самим собой и победить в современной информационной войне нового формата.

Список литературы

1. Бобков В. Мнение эксперта // Аргументы и факты. 2014. №2.

2. Гладилин А. Где у политиков ум? // Там же. 2013. №51.

3. Губенко Н. Взгляд // Там же.

4. Гулбе Ингуна. Взгляд на проблему. // Вести сегодня. 2014. 6 янв.

5. Долгополов С. Мнение депутата Сейма Латвии // Суббота. 2014. №2.

6. Кураев А. Россия в поисках справедливости // Аргументы и факты. 2014. №1.

7. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово к верующим // Суббота. 2014. № 1.

8. Спаритис Оярс. Интеллектуально состоятельная нищета // Семь суперсекретов. 2014. №1.

Vladislav Salnikov

HUMAN ECOLOGY: THE MODERN CIVILISATION AND US

This article presents the author's philosophical and sociological ideas about the condition of modern society, its problems, and origins. The author stresses that the modern European civilisation is coming to a “dead end" and considers a human being as an object of manipulation. The subject of these manipulations is the bureaucratic system, whose interests lie in its own well-being.

Key words: civilisation, morals, technological progress, Latvia, Russia, globalism, ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.