Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в условиях профильной смены'

Экологическое воспитание в условиях профильной смены Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / PROFILE SESSION / ECOLOGICAL UP-BRINGING PROCESS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Емельянова Елена Константиновна, Чжао Анна Шичжоуновна

В статье приведены направления деятельности, основные этапы в организации и проведении профильной смены, раскрыты их ключевые особенности и предназначение. Рассматриваются возможности экологического воспитания в условиях профильной смены. В качестве примера приведена разработанная программа летней профильной экологической смены «Зеленый свет». Установлены основные ожидаемые результаты и оценены перспективы работы экологической профильной смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Емельянова Елена Константиновна, Чжао Анна Шичжоуновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Up-Bringing under the Conditions of Summer Profile Session

The article presents some directions of activity, main stages in organization, key features and purposes of an ecological up-bringing process during the summer profile session. Authors discuss the possibilities of ecological up-bringing process, based on a program of specialized summer environmental camp "Green Light". The main expected results and prospects had been detailed in this article.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в условиях профильной смены»

Горошко Н.В., Емельянова Е.К., Чжао А.Ш. Экологическое воспитание в условиях профильной смены // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4(7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/459-00204. - ISSN 2413-4066

УДК 374+37.0+502

Горошко Надежда Владимировна

Кандидат географических наук, доцент ФГБОУВО НГПУ, г. Новосибирск goroshko 1@mail.ru

Емельянова Елена Константиновна

Кандидат биологических наук, доцент

ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, г. Новосибирск

emelen1@yandex.ru

Чжао Анна Шичжоуновна

Магистрант

ФГБОУ ВО НГПУ, г. Новосибирск chzhao. anna@yandex.ru

Экологическое воспитание в условиях профильной смены

Аннотация. В статье приведены направления деятельности, основные этапы в организации и проведении профильной смены, раскрыты их ключевые особенности и предназначение. Рассматриваются возможности экологического воспитания в условиях профильной смены. В качестве примера приведена разработанная программа летней профильной экологической смены «Зеленый свет». Установлены основные ожидаемые результаты и оценены перспективы работы экологической профильной смены.

Ключевые слова: профильная смена, экологическое воспитание, краеведение.

Одной из важных задач современного образования является его непрерывность, которая может найти отражение в грамотно выстроенной работе в системе урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования детей, а также организованной работе с учениками в каникулярное время. Во время каникул возможна реализация комфортной социально-образовательной среды для взаимодействия и творчества детей, в результате которой они не только отдыхают, получая новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, но и развивают свои способности, учатся понимать себя и других. Профильные лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря труда и отдыха, площадки временного пребывания детей могут вполне успешно решать задачи по организации работы с учениками во время каникул. Подобные структуры, исходя из направленности, проводятся на базах общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, иных образовательных учреждений, пансионатов, санаториев-профилакториев, загородных учреждений отдыха и оздоровления детей, домов отдыха, туристских, досуговых учреждений, учреждений культуры и спорта, других организаций [1].

Под профильной сменой понимается "форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов - краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников" [1]. Таким образом деятельность профильной сменой подчинена профильным приоритетам, т.е. определённому направлению, специфике. Продолжительность подобных смен зачастую небольшая - 5-10 дней.

Интеграция знаний о природе и общественной значимости территорий, на которых происходят занятия профильных экологических смен, безусловно, повышает уровень экологической культуры учащихся. Профильные экологические смены, проводимые у детей 715 лет, являются эколого-ориентированными ценными фрагментами, дополняющими школьное образование, погружающими в суть экологических проблем на практике. Привлечение в состав участников профильных смен студентов позволяет осуществлять непрерывное экологическое образование. Во время работы смены происходит накопление учениками природоохранных навыков и умений, при нахождении в природной среде формируется особое экологическое поведение, что обеспечивает в дальнейшем осознанное бережное отношение как к естественным, так и к культурным ландшафтам. Часто впоследствии у учеников наблюдается повышенный интерес к функционированию изученных экосистем, формируется «эко-увлеченность», стремление к «эко-пропаганде», происходит перенос экологических идей за границы работы профильной экологической смены.

Основные направления деятельности профильных смен представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные направления деятельности профильных смен,

составлен по [2]

Независимо от направления деятельности можно выделить ряд общих особенностей профильных смен (рис. 2).

Рисунок 2 - Особенности профильных смен

Предназначение профильных смен также различно (рис. 3) и имеет цель не только обучение детей и развитие их познавательных способностей, но и одновременное формирование культуры, профилактику социальных девиаций. Таким образом во время проведения профильной смены ярко проявляется объединение профильного приоритета, т.е. определенного направления, специфики и социальной сферы. Если речь идет о экологической смене, то ребята не только изучают экологические особенности территорий или конкретных экосистем, но и выявляют их роль как объектов культурного, археологического, природного наследия, возможное локальное и региональное значение, способы сохранения и восстановления.

В сущность профильной смены заложена реализация определенного профильного приоритета, и они могут быть весьма различны. Одним из важнейших приоритетов настоящего времени является формирование экологической культуры и экологическое воспитание школьников.

Рисунок 3 - Предназначение экологической профильной смены, составлено по [3]

Профильная смена является одним из эффективных инструментов подобной работы. Профильные экологические смены способствует погружению детей в природоохранную деятельность и, как следствие, происходит расширение их экологического кругозора, формирование экологических знаний, развитие умений и навыков, которые в будущем могут пригодиться в профессиональной деятельности учащихся.

Цель организации экологической профильной смены - это поддержка учителем инициативы обучающихся в освоении навыков исследовательской, природоохранной, краеведческой деятельности, направленной на развитие интереса к природе родного края (географии, биологии и экологии). При этом осуществляется практическое участие детей в

деле сохранения природных экосистем. Важно продемонстрировать обучающимся не только современный вид экосистемы, но и указать на сукцессии, «былые» эко- и антропоэкосистемы в этом месте, предоставить доказательства или попросить самим обнаружить их. Так, например, на территории Новосибирской области имеются археологические памятники (городища, грунтовые курганы), подлежащие охране, искусственные гидротехнические сооружения, изменившие облик экосистем.

Профильные смены можно рассматривать как поиск способа решения экологических проблем локальной местности, при этом дополнительно происходит еще и нравственное воспитание детей, формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Воспитательный процесс смены включает в себя различные виды деятельности (рис. 4).

В организации и проведении экологической профильной смены можно выделить основные этапы (рис. 5).

Рисунок 4 - Основные виды деятельности воспитательного процесса смены

Рисунок 5 - Основные этапы в организации и проведении экологической профильной

смены

Особой проработки от учителя требует проведение практических работ на местности. Именно этот этап является наиболее важным для проведения профильной смены, поскольку знание конкретных особенностей экосистем, ключевых точек обзора и взятия проб будет обеспечивать качество занятий на природе. Кроме того, из года в год ключевые точки на местности могут изменяться, что требует дополнительного их просмотра перед началом смены и корректировки проведения занятий.

К проведению профильной смены, кроме учителей школ, возможно привлечение специалистов из разных областей: сотрудников краеведческих и художественных музеев, научно-исследовательских институтов, функционирующих в области биологии, зоологии, экологии, географии, департаментов охраны окружающей среды и других организаций. Важную роль имеет привлечение историков и краеведов, которые могут провести экскурс в историческое прошлое какой-либо территории и обозначить ее историческую ценность или общественную значимость. В крупных населенных пунктах обычно развито направление природоохранной деятельности с привлечением волонтеров. Руководители таких независимых природоохранных организаций или инициативных общественных групп тесно сотрудничают с учителями школ, и часть ребят, посещающих профильные экологические смены или участвующих в краеведческой работе в школе, обычно с удовольствуем вступает в будущем в ряды волонтеров для проведения субботников, очистки замусоренных территорий.

Бесспорно, совместная работы ВУЗа и учреждений, на базе которых организуются профильные экологические смены, поможет вывести их организацию и проведение на новый уровень. И здесь среди ВУЗов, пожалуй, в Новосибирской области в авангарде будут ФГБОУ ВО "НГПУ" и ФГБОУ ВО "НГМУ".

Новосибирский государственный педагогический университет осуществляет подготовку специалистов широкого спектра направлений, которые могут быть привлечены в работу профильных экологических смен: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: Безопасность жизнедеятельности и География; География и Иностранный (английский) язык), 44.03.01 Педагогическое образование (География), 43.03.02 Туризм (Технология и организация экскурсионных услуг), 05.03.06 Экология и природопользование (Экологическая экспертиза), 05.03.06 Экология и природопользование (Экология), 44.03.01 Педагогическое образование (Биология), 06.03.01 Биология (Общая биология).

Преподавателями кафедр географии, регионоведения и туризма; ботаники и экологии; зоологии и методики обучения биологии накоплен огромный опыт организации и проведения практических работ на местности в формате учебных практик: на географическом направлении - по геологии, метеорологии, топографии, гидрологии, геоморфологии и географии почв, ландшафтной комплексной практики: на туристском - по экскурсоведению; на биологическом - по зоологии, ботанике, физиологии растений; на экологическом - по биологии, общей экологии, экологии растений. Материалы методического, научно-исследовательского содержания представлены в многочисленных публикациях в форме статей и учебных, учебно-методических изданий. Отдельного внимания заслуживают ставшие популярными маршрутные квесты по изучению природы родного края. Проведение образовательных экскурсий во время практик с использованием интерактивных методов способствует оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение, представляющее специальную форму организации познавательной деятельности учащихся, участники которого находятся в режиме непрерывного диалога, беседы (как студента с преподавателем, так и друг с другом). Учитывая, что в интерактивных формах обучения доминирующую позицию в межличностном общении как правило, отводят именно учащимся, а деятельность преподавателя сводится к направлению их работы на достижение основных целей данного занятия, в образовательных экскурсиях этот метод может быть реализован через «квесты» [4]. Технологию образовательного квеста характеризует

направленность на решение конкретных образовательных задач, постановка поисково-исследовательских нестандартных заданий и использование разнообразных ресурсов, инструментов для их выполнения [5].

Кроме того, ежегодно проводятся многочисленные экологические и геоэкологические акции, развито волонтерское движение.

В Новосибирском государственном медицинском университете ведется обучение по направлению подготовки (специальности) 060105.65 "Медико-профилактическое дело", имеется профильная кафедра гигиены и экологии, сотрудники которой совместно со студентами старших курсов, принимают участие в проведении тематических занятий для детей из детских домов, посвященных здоровому образу жизни, роли гигиены для обеспечения здоровья населения. Привлечение сотрудников кафедры гигиены и экологии или студентов специальности «медико-профилактическое дело» для проведения профильных смен, безусловно, окажется полезным для формирования санитарно-гигиенической и экологической культуры у детей. Кроме того, часть природных объектов (например, малые реки в пределах населенных пунктов) страдает от несанкционированных свалок и сброса неочищенных сточных вод, и разъяснительные беседы о необходимости защиты и очистки часто дают положительный результат: очистив территорию своими руками и высадив саженцы декоративных кустарников или хвойных деревьев, люди начинают облагораживать и прилегающие территории, заботиться о них.

В качестве примера профильной экологической смены, успешно реализуемой на протяжении последних пяти лет, можно привести проводимый инициативной группой «Сибэкоцентр» ежегодный экологический волонтерский лагерь «Живая Издревая» с целью очистки берегов реки Издревой и ее притоков в Новосибирском сельском районе. В работе лагеря участвуют школьники старших классов, студенты, жители окрестных населенных пунктов, владельцы дач, расположенных вблизи памятника природы регионального значения «Долина реки Издревой» [6]. Во время проведения экологического лагеря происходит уборка мусора непосредственно из русла реки, с прилегающей территории, а также проводится природовосстановительная работа: высадка саженцев растений на месте свалок, самостоятельное изготовление и установка на деревья гнездовий для длиннохвостых неясытей (совятников) и других птиц, изготовление кормушек для создания экотроп. Еще одно важное направление работы - это проведение экологических праздников для жителей населенных пунктов и дач, находящихся в бассейне водосбора реки Издревой, во время реализации которых предлагается решить экологические задания, связанные с природой реки, а также разъяснительная работа о необходимости раздельного сбора мусора и утилизации. Важно отметить, что вечером после уборки и работы с населением ребята не предоставлены сами себе, для них приглашаются специалисты (биологи, историки, краеведы, социологи и др.) и проводятся лекции, тренинги, мастер-классы, показы фильмов и другие мероприятия.

Для воспитания у детей бережного отношения к природе важны, во-первых, экологические знания (служат основным элементом формирующегося экологического сознания), во-вторых, положительный опыт общения детей с природой.

Разработка задач для профильной смены включает в себя ряд положений (рис. 6).

Рисунок 6 - Основные положения при разработке задач для профильной смены, [2] На подготовительном этапе не менее важным вопросом, кроме подбора кадров, является планирование экологической профильной смены, ее содержательное наполнение. Здесь необходимо решить, какой она ожидается - с основным акцентом на экологическое воспитание или дополнена оздоровительной составляющей. Во втором случае в воспитательно-оздоровительный процесс стоит включить два блока: экологический и оздоровительный (рис. 7).

Если в планах будет предусмотрена исключительно экологическая составляющая, то определяющим останется экологический блок.

Программу профильной смены можно выстроить, к примеру, в двух направлениях. Первое направление может быть основано на дифференциации основных дней смены на три части:

-первая часть - утренняя, от подъема до обеда, посвящена практическим работам на местности (полевые исследования);

-вторая часть - от обеда до ужина, посвящена оздоровительным занятиям по выбору (спортивно-оздоровительным мероприятиям);

-третья часть - от ужина до отбоя, посвящена реализации культурной тематической программы.

Рисунок 7 - Основные структурные блоки и используемые методики, технологии, виды деятельности в воспитательно-оздоровительном процессе оздоровительной экологической

профильной смены, составлено по [7]

Второй подход в составлении программы может базироваться на нескольких тематических днях. Пример подобной программы приведен в таблице 1.

Таблица 1

_Программа летней профильной экологической смены «Зеленый свет»_

Дни Название мероприятия Форма проведения

1 Вводный день: «Зеленый десант» Торжественное открытие смены. Знакомство детей друг с другом и с педагогами. Адаптация. Оглашение общих норм и требований, принятие их.

2 "Экологический интерактив" Игровые программы «Экологический калейдоскоп», «Экологический светофор» и т.д., тренинги, викторины «Знатоки родной природы», «Экологическая карусель» и т.п.; экоэстафета; квесты: «В мире диких животных», «В мире растений», и др.

3 "Путешествия в мир природы" или «День природы родного края» Эко-путешествия: поход, экскурсии по экотропе, экскурсия в музей природы, тематические лаборатории (лесная аптека, ботаническая, зоологическая, гидрологическая, климатическая и др.), маршрутные квесты, работа зеленого и голубого патруля с целью описания географических, биолого-экологических особенностей природных систем; выявление антропогенного воздействия на природные системы, прогнозирование дальнейшего развития природных систем, определение локальных экологических проблем, нахождение способов их решения и т.д.

5 "Твори добро" Мастер-классы, занятия в творческой мастерской, конкурс поделок из природного материала, акция добрых дел "Чистые улицы"; уборка территории школьного двора (пришкольного участка), посадка деревьев и кустарников, посев семян цветов (микрорайон), благоустройство территории парка (сквера) и т.п.

4 "Под экологическим Семинары, круглые столы «Мир вокруг нас»; выставка плакатов «Природа - SOS», «Мусору нет» и т.п.; проведение малых

прицелом" экологических акций «Чистый двор, улица, посёлок» и т.п.; пресс-конференция «Лицом к природе»; час информации: «Заповедники нашего края», «Вода - это жизнь», «Растения леса», «Угроза -лесной пожар», «Экологический бумеранг», «Землянам - чистую планету», «Они просят защиты»; просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике; презентация работ студии «экологической» фотографии и т.д.

6 Заключительный день "Экологический стиль жизни" Подведение общих итогов реализации программы смены. Выявление результатов индивидуальных достижений. Награждение победителей во всех соревнованиях профильной смены (фото отчет, торжественная линейка, костер и т.д.).

[8, 9, 10]

В работе экологической профильной смены среди основных ожидаемых результатов можно выделить:

1. Возможность развить у учащихся интерес к творческой, коллективной деятельности.

2. Уметь вести поиск, обрабатывать и анализировать информацию.

3. Получить опыт практического участия в природоохранных делах, коллективного решения вопросов сохранения природных систем.

4. Освоить навыки исследовательской, природоохранной и туристской деятельности в природных условиях.

5. Выработать и совершенствовать коммуникативные навыки и умение работать в команде.

6. Способствовать формированию лидерских качеств.

7. Утвердить в сознании учащихся значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.

8. Повысить уровень экологической культуры (грамотного и сознательно-ответственного поведения в общении с природой).

9. Способствовать практическому участию учащихся в решении экологических проблем своей территории.

10. Содействовать физическому и психоэмоциональному здоровью и развитию физического потенциала [11].

Таким образом, проведение профильных смен является хорошим способом создания и реализации особой экологической пространственной среды, в которую за короткий период можно погрузить обучающихся и сформировать у них основы экологического мышления, трепетное отношение к природе в целом и, в частности, к изучаемым экосистемам. Такой подход через раскрытие творческих, организаторских, интеллектуальных способностей учеников позволяет закрепить их знания школьной программы и развить экологическое мышление.

Ссылки на источники:

1. Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 № 2688 (ред. от 28.06.2002) "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха". Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - URL: http://docs.cntd.ru/document/901798472

2. Сборник методических материалов по вопросам организации профильных лагерей / Составители: Железная Т.С., Халикова Л.Р. - УФА - 2013. - 92 с. URL: http://mmpsrb.ru/assets/files/leto_rek.pdf

3. Центр дополнительного образования детей - URL: http://neobionika.ru/profil.html

4. Горошко Н. В. «Квест» как интерактивный прием образовательных экскурсий в процессе учебных практик бакалавров педагогического образования географического профиля // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и

перспективы развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Новосибирск, 2015. - С.168-172

5. Горошко Н. В., Пацала С. В., Шарапова К. В. Применение квест-технологии в образовательных экскурсиях // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирское региональное отделение всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»; Институт почвоведения и агрохимии Сибирского отделения Российской академии наук. - Издательство: Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, 2016. - С. 187-191.

6. Емельянова Е. К., Колеватова Ю. Ю., Дубынина Е. С., Никифорова Н. Г. Исследование состояния малых рек с привлечением студентов и школьников новосибирска // Материалы VII Международной Интернет-конференции «Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждениях». - С. 77-80.

7. Социальная сеть работников образования. Программа экологической профильной смены «Остров сокровищ» - авт. составитель Пелипенко И. В. - URL: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/12/18/programma-ekologiche skoy-profilnoy- smeny-ostrov

8. Открытый урок 1 сентября - URL: http://festival.1september.ru/articles/619481/

9. Персональный сайт. - URL: http://s-e-ekizian.narod.ru/index/0-8

10. Центр экологической информации и культуры - URL: http://www.herzenlib.ru/ecology/region_center/detail.php?C0DE=2012_eqo_prosveshchme ropriiatiia_dlia_detei

11. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества - URL: http://www.openclass.ru/node/358583

Nadezhda Goroshko

Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk,

Elena Emelyanova

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk

Anna Zhao

Master's Degree Student

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Ecological Up-Bringing under the Conditions of Summer Profile Session

Abstract. The article presents some directions of activity, main stages in organization, key features and purposes of an ecological up-bringing process during the summer profile session. Authors discuss the possibilities of ecological up-bringing process, based on a program of specialized summer environmental camp "Green Light". The main expected results and prospects had been detailed in this article.

Keywords: profile session, ecological up-bringing process, environmental education, local history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.