Научная статья на тему 'Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ'

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1465
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанкадиева У. Ш.

Как правильно отмечает И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

© Гасанкадиева У.Ш.*

Детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, г. Лянтор

Как правильно отмечает И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования».

Указанный автор предлагает рассмотреть экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ори-ентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, установки на активную деятельность по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологическую ситуацию)

В качестве цели экологического образования указываются также «формирование ответственного отношения к природе» (Н.Ф. Мамедов, И.Т. Су-равегина), «направленность на личность и создание условий для её развития, гармонизации» (В.М. Назаренко)

Обобщая различные определения, под экологическим образованием дошкольников, мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоциональном положительном отношении к природе, окружающему миру.

Комплекс задач в области обучения, воспитания и развитии ребенка включает:

- Формирование системы экологических знаний;

- Развитие познавательного интереса к миру природы;

- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

* Воспитатель.

- Формирование умений и желаний сохранить природу и по необходимости оказывать ей помощь.

Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ре-бенка-это период бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенства физических и психологических возможностей начала становления личностей.

Достижением первых семи лет является становлением самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира. Начинает понимать сове место в кругу близких и знакомых людей, осознано ориентироваться в окружающем предметно-природном мире.

В этот период закладывается основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее, как общую ценность для людей.

Все выдающие мыслители и педагоги предавали большое значение природе, как среде воспитания.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развития в теории и практике дошкольного воспитания, методических работах О. Иогансон, А.А. Быстрова, Е.И. Волкова и других.

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, С.А. Ве-ретенниковой.

В дошкольной педагогике, в 70-ые годы, началось исследование по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы.

В результате, в качестве ведущей, была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды.

Работы И.А. Хайудуровой, С.Н. Николаевой, И.С. Фрейдкина положили начало экологического подхода детей в ознакомлении с природой.

Последние десять лет можно назвать временем развития двух значимых. С точки зрения экологии, процессов: углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

В стране формировалось общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой являлась сфера дошкольного воспитания.

В 90-ые годы в России было создано большое количество программ направленных на экологическое воспитание дошкольников.

Программ А. Вересова «Мы земляне» имеет совей целью развития в детском саду экологического сознания и демонстрирует всеобщую связь природы и человека и его деятельность.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции предполагающей индивидуализм личностного развития ребенка. Предусматривает развитие у детей экологической культуры.

170

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе, как к жителю Земли.

Существует так же много и других программ.

В последнее время интенсивный творческий процесс в регионах России.

Педагоги разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.

Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание экологических проблем планеты. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование

Специалисты выделяют в развитие человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно новый этап психического развития и ха-растеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром.

В содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существует значительные различия, обусловленные их психофизиологическими возможностями.

До трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственно восприятием. Ребенок познает мир и важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы (комнатные растения, природный материал, животные), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.

В среднем дошкольном возрасте, на конкретных примерах, необходимо знакомить детей с элементарными взаимосвязями, например, растения и животные нуждаются в пище, воде и свете.

К пяти годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношений к ней, что может служить основой для экологического образования в старшем возрасте.

Именно по отношению к 5-7 летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. Запорожец А.В. отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений.

Еще одним важным с точки зрения экологического образования качеством ребенка является анимизм. Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природы «на равных». Они считают, что природные объекты могут «думать», «говорить», «чувствовать». Впервые существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже.

Дети считают, что все объекты природы, все явления существуют для человека, создают нам счастливую и удобную жизнь. Ягодин Г. А. отмечает, что «многие нормы поведения закладываются в человеке в самом раннем детстве. В таком возрасте формируется основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, закладываются понятия «можно» и «нельзя». Такая позиция благоприятна для понимания необходимости охраны природы. Большое значение имеет формирование у детей способности подчиняться определенным правилам.

Исходя из личного опыта работы с детьми младшего и среднего возрастов я пришла к выводу: при ознакомлении дошкольников с основами экологического воспитания необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей, из возрастные особенности.

В младшей группе малыши должны видеть яркие краски окружающего мира.

Наблюдать за ярко выраженными явлениями природы и изменениями в ней.

В устаревший список необходимых программных комнатных растений нужно добавить новые, которые сейчас можно приобрести в огромном ассортименте.

В работе помогут и самодельные приборы для игр с водой и песком, и изготовленные своими руками пособия, демонстрационный материал, которые привлекут детей младшего возраста к знакомству с окружающим миром.

Дошкольникам старшего возраста необходимо создать центры для

Познавательной, опытнической и исследовательской деятельности.

Наряду с научностями в них должны прослеживаться результаты самостоятельной и совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Список литературы:

1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - 2005.

2. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. - 2009.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

© Джафарова Ф.Х.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 546, г. Екатеринбург

В статье представлены авторские выдержки разработанного занятия по развитию навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

* Воспитатель 1 категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.