Научная статья на тему 'Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста'

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3356
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керимова Аида Вагабовна

В статье исследуется проблема экологического воспитания детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Изучено состояние проблемы в ДОУ г. Махачкалы, на основе полученных экспериментальных данных проведена работа по апробации методов экологического воспитания детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2012 Керимова А. В.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье исследуется проблема экологического воспитания детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Изучено состояние проблемы в ДОУ г. Махачкалы, на основе полученных экспериментальных данных проведена работа по апробации методов экологического воспитания детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

The author of the article researches the problem of children’s ecological education in the preschool educational institutions (PEI). She studied the state of the problem in the kindergartens of Makhachkala. On the basis of the obtained experimental data she carried out the work on approbating the methods of children’s ecological education in the senior group of the preschool educational institution.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, дошкольное образовательное учреждение.

Keywords: ecological education, ecological culture, preschool educational institutions.

Эффективное решение задач

формирования экологической культуры

населения возможно только при осуществлении непрерывного

экологического воспитания, первым

этапом чего является дошкольное

воспитание (в условиях семьи,

дошкольных образовательных

учреждений). Этот этап следует считать самым важным, так как именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные нравственные принципы отношения к природе.

Экологическое воспитание в дошкольных образовательных

учреждениях России предполагает формирование у детей осознанного

отношения к природе, выработку простейших практических навыков взаимодействия с ней; развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, занятых

воспитанием детей дошкольного возраста [4].

Исходя из того, что экологическое воспитание на дошкольном этапе играет важную роль в формировании личности, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент отношений с природой, начинает просыпаться интерес к живому, к своему организму в том числе, был проведен анализ опыта работы дошкольных образовательных

учреждений г. Махачкалы в исследуемом проблемном поле. Целью такого анализа стал поиск наиболее эффективных методов формирования ценностного отношения дошкольников к окружающей среде, результаты которого изложены в настоящей статье.

Положительным фоном для экологического обучения и воспитания детей служат их любознательность, познавательный интерес к окружающей действительности, двигательная

активность, стремление к общению с природой, повышенная эмоциональность [1-5].

Анализ опыта работы педагогов дошкольных образовательных

учреждений № 38, 43, 44, 54, 56, 59 г. Махачкалы позволил заключить, что поиск оптимальных путей

экологического образования ведется воспитателями постоянно. При этом используются разнообразные методы и приемы, сочетание форм воспитательной работы с привлечением различных средств наглядности, в том числе объектов природы своего региона. Однако результаты анкетирования, охватившего 86 воспитателей дошкольных образовательных

учреждений, свидетельствуют о слабой методической подготовленности

педагогов к эффективной реализации задач экологического образования детей.

Почти все воспитатели (90,7%) ответили, что они знакомят детей с

экологическими фактами и примерами, почерпнутыми ими в основном из детской литературы (97,4%), реже - из специальной биологической или

экологической литературы (47,8%). Многие (69,9%) подчеркнули, что при этом испытывают трудности в переработке текстов и адаптации экологического материала в

соответствии с возрастными

особенностями детей, а также осознают недостаточность своих знаний по экологии.

При этом экологическое воспитание большинством воспитателей

осуществляется во время прогулок на участке детского сада (87,2%) и за его пределами (46,7%), в уголке живой природы (83,7%), на занятиях (41,8%), во время игр (42,7%). То есть задачи экологического воспитания в практике детского сада часто решаются на занятиях, приближенных по форме к школьному уроку, без

непосредственного знакомства с природными экологическими

явлениями, что нельзя признать

положительным по причине

психологических особенностей детей дошкольного возраста. О

положительном отношении

воспитанников к природе педагоги чаще

всего судят по детским высказываниям и суждениям (88,3%), реже - по поступкам и практическим действиям (31,4%).

На вопрос анкеты «С какими основными экологическими понятиями, предусмотренными программой

дошкольных образовательных

учреждений, Вы знакомите детей старших групп на занятиях?» 80,2% опрошенных не смогли дать ответ, 23,2% написали, что включают некоторые сведения о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, 34,4% говорят о значении животных и растений в жизни человека, 22,4% - об охране природы.

Редко встречались ответы, иллюстрирующие роль человека в природе (18,6%), влияние окружающей среды на здоровье людей (25,0%), красоту и эстетическую ценность живой и неживой природы (13,9%). Последнее свидетельствует, что педагоги не

уделяют специального внимания эстетическому аспекту в развитии экологических знаний, хотя в целях нравственного (не экологического) воспитания ребенка они широко

пользуются средствами природного окружения.

Таким образом, в практике

дошкольных учреждений решаются задачи экологического воспитания, но при этом существует ряд недостатков: четко не определено содержание экологического образования, не реализуется полностью комплекс форм и методов обучения и воспитания, что свидетельствует о недостаточной подготовке педагогов в вузах и колледжах к осуществлению

экологического обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

После анализа авторских программ по экологическому воспитанию,

разработанных в ДОУ № 38, 43, 44, 54, 56, 59 г. Махачкалы, совместно с

работниками дошкольных

образовательных учреждений нами были доработаны задачи, тематика и содержание занятий, что включило: формулирование задач экологического образования дошкольников, темы и

задачи конкретного занятия

экологического содержания;

определение ведущих и соподчиненных экологических понятий каждого занятия, подбор фактического материала для их раскрытия; определение методов и приемов, соответствующих содержанию занятия; средств обучения, необходимых для формирования правильных

представлений. К методам и приемам были отнесены: организация

наблюдения за живыми объектами экологической тропинки; создание проблемных ситуаций с привлечением экологического материала; выбор экскурсионного объекта, определение темы и маршрута экскурсий с экологическим содержанием;

проведение игр экологического содержания и др.

В ходе формирующего

педагогического эксперимента

воспитателями проводились занятия с целью формирования у детей целостного образного и эмоционально окрашенного представления об окружающем мире, прекрасном и интересном, частью которого является человек. На занятиях широко использовались произведения М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, С. Сладкова и других писателей. Дети разучивали стихотворения, слушали музыкальные произведения о природе, рисовали природные объекты, пейзажи. Примером такого рода групповых занятий были занятия на тему «Мы - жители Земли» в подготовительной группе детского сада № 43 и «Я и моя планета» в старшей группе детского сада № 56.

Многие занятия были посвящены ознакомлению детей с живыми обитателями земли, так как ребенку особенно близок мир растений и животных, например, занятие на тему «Цветы вокруг нас» в подготовительной группе. При подготовке к нему был оформлен стенд с иллюстрациями растений, о которых шла речь на занятии, подобраны музыкальное сопровождение и слайды с

изображением растений разных сроков цветения. Занятие началось с

эмоционального вступительного слова «Удивителен мир цветов» (цветы украшают Землю, окружают нас повсюду, дарят нам радость; трудно представить, как обеднел бы мир, если бы из него исчезли бы цветы, как потускнело бы разнообразие красок, ароматов, сколько очарования потеряла бы природа; многие цветы пришли к нам из разных стран, они стали частью нашей жизни, украшением нашей земли).

Затем воспитатель рассказала о разных цветах (тюльпане, фиалке, розе, гвоздике), сроках их цветения в естественных условиях и оранжереях, демонстрируя иллюстрации и слайды, при этом широко использовались загадки о растениях («Был одет ребенок в двадцать пеленок. Пеленки раздвинулись, края их раскинулись, а пеленки атласные, розово-красные

(роза)» и др.). Содержание занятия включило вопросы экологического

характера о связи растений со средой обитания (когда в природе цветут

тюльпаны и розы? почему кустарник дикой розы называют шиповником? какое значение имеют шипы в жизни этого растения? какое значение для тюльпана имеет луковица? и др.). Некоторые занятия проводились в

уголке живой природы. Так, в ДОУ № 44 детей знакомили с растениями, пришедшими из дальних стран -монстерой, традесканцией, алоэ и комнатным виноградом. Например, о монстере было рассказано, в каких лесах она растет, почему называется «плаксой» и как связана ее способность избавляться от лишней воды с условиями ее обитания. Об алоэ, хорошо знакомом детям, педагог рассказала как о растении пустынь, приспособившемся к сохранению влаги в листьях, и продемонстрировала их сочную мякоть. Циссус (комнатный виноград) послужил примером лианы влажного густого тропического леса, которая поднимается к свету, цепляясь за стволы и ветви деревьев с помощью усиков (в уголке такой опорой для стеблей циссуса были деревянные планки, установленные в

горшке с растением). На примере опыта с традесканцией, выращенной в сухой и очень сырой почве, воспитатель поясняла детям, что немногие растения способны жить в таких разных условиях. В конце занятия дети совместно с педагогом пришли к выводу, что каждое растение имеет особенности,

помогающие ему существовать в тех или иных условиях.

На занятии в МДОУ № 43 в качестве объектов для демонстрации взаимосвязи между живым организмом и средой его обитания выступили аквариумные рыбы, пресноводная каспийская черепаха и сухопутная среднеазиатская черепаха. Помимо рассказа о жизни данных животных в естественных природных условиях педагог включила в содержание занятия простейшие наблюдения за передвижением животных, их питанием, реакцией на звук, свет и пищу.

Многие приспособления к среде обитания дети называли самостоятельно: обтекаемую форму тела и наличие плавников у рыб, перепонки между пальцами на лапах у водной черепахи, «копательные» конечности сухопутной черепахи, с помощью которых она роет норы. Наблюдения над животными позволили также сделать вывод о том, что живые организмы способны воспринимать различные сигналы из внешней среды и реагировать на них.

На занятиях в ходе обучающего эксперимента воспитатели

демонстрировали простейшие опыты, например, по выявлению движения растения к свету, для чего использовались комнатные растения, выставленные на подоконнике. Дети наблюдали за тем, как листья данных растений постепенно поворачиваются к свету, и делали заключение о том, что свет необходим растениям. Другой пример - опыт «В каком направлении растет корешок?» Для его закладки применялись проросшие семена гороха, которые размещались между стенками стакана и цилиндром из фильтровальной бумаги, вложенным внутрь таким образом, чтобы корешки были направлены в разные стороны. Через

некоторое время дети видели, что корни всех проростков начинают расти вниз. Перед детьми ставился вопрос: какое значение имеет такая особенность роста корней в жизни растений? Комнатное влаголюбивое растение бальзамин использовалось для демонстрации значения воды в жизни растения. Дошкольникам показывали бальзамин, выдержанный без полива в течение трех дней, и просили описать, как выглядят листья этого растения, затем бальзамин обильно поливали и давали задание пронаблюдать появляющиеся изменения.

Демонстрировались и другие опыты, с помощью которых решалась задача формирования у дошкольников знаний о влиянии на живые организмы факторов неживой природы.

Содержание некоторых групповых занятий полностью составлял экологический материал. Таким было занятие в подготовительной группе ДОУ №56 на тему «Что такое экология?» На первом занятии дошкольников знакомили в доступной форме с предметом исследования науки экологии, с методами работы эколога, разъясняли значение данной науки для правильного ведения хозяйства и организации природоохранной

деятельности, для жизни человечества. По ходу занятия вводились понятия «среда обитания» и «факторы среды». Несмотря на сложность, материал оказался интересным для 6-летних детей.

Как выяснилось, большинство детей неоднократно слышали слово

«экология», но понимали его неверно, отождествляя с понятием «среда обитания». Формированию

элементарной экологической

грамотности было посвящено групповое занятие «Экологическая азбука» в старшей группе ДОУ № 59, на котором дети знакомились с основными правилами поведения в природе. В ходе беседы разбирались следующие вопросы: Почему нельзя ломать ветви деревьев? Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении? Почему не следует

громко разговаривать и кричать в лесу? Где можно разводить костер? Как поступать с мусором, оставшимся после завтрака на природе? Почему не стоит рвать букеты из полевых цветов?

В детском саду № 38 воспитатель, проводя занятие на тему «Что должен знать и уметь каждый человек» в подготовительной группе, активно привлекала местный материал. Занятие было организовано в форме викторины. Дети отвечали на вопросы: Знаешь ли ты названия деревьев и кустарников, используемых для озеленения нашего города? Что такое «Красная книга»? Знаешь ли ты, какие редкие животные обитают в нашем крае? Какая рыба водится в Каспийском море? в наших реках? Какими орудиями лова можно пользоваться рыболовам-любителям, а какими нельзя? Что может сделать каждый человек для охраны птиц? Какие дикорастущие растения нашего края можно употреблять в пищу? Какие из этих растений являются

лекарственными? и др.

Вопросам загрязнения окружающей среды и охраны природы было посвящено занятие «Планета заболела» в ДОУ № 44, включавшем в своем

содержании вопросы об источниках загрязнения воды, воздуха и почвы, о влиянии загрязняющих веществ на здоровье человека, на жизнь растений и животных, о мерах по охране

окружающей среды, о посильном участии каждого человека в природоохранной деятельности.

Следует отметить, что разнообразие тематики групповых занятий вызвано отличием планов учебно-воспитательной работы в различных дошкольных учреждениях и возможностью / невозможностью внесения в них изменений. При всем разнообразии

проведенных занятий общими чертами явились: экологическая направленность учебного материала; стремление

педагогов привлечь своих

воспитанников к активной деятельности во время подготовки и проведения занятий, что достигалось следующими путями:

- тема занятия сообщалась детям за 1 -2 дня с тем, чтобы они смогли обсудить ее с родителями, со своими товарищами и определить круг своих знаний по данной теме;

- для занятий отбирался

занимательный, эмоционально

окрашенный материал;

- воспитанников детских садов привлекали к закладке и демонстрации простейших опытов, к показу приемов правильного ухода за животными и растениями уголка живой природы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на занятиях имела место частая смена приемов (рассказ, беседа, демонстрация);

- в ходе занятий часто использовались живые растения и животные, что возбуждало интерес детей;

- на эмоциональное состояние детей

благотворно влияло оформление

помещений, в которых проводились занятия, музыкальное сопровождение.

Особый интерес, объясняемый

возрастными особенностями детей,

вызывало совместное придумывание «экологических» сказок, их

театрализованное представление, при этом дети участвовали в подготовке костюмов и декораций, заучивали роли, а также проявляли активность родители.

Помимо групповых занятий,

воспитатели проводили и экскурсии, при подготовке к которым особое внимание уделялось выбору экскурсионных

объектов, разработке заданий,

соответствующих возрасту. При проведении экскурсии важной и

сложной являлась работа над

восприятием детей, так как только на

основе активизации органов чувств и осуществления самостоятельных

наблюдений и исследований в природе у детей возникают правильные

представления об объектах и формируются прочные осмысленные

знания.

Так, например, в ходе экскурсий, посвященных зимним явлениям в

природе, обсуждались следующие вопросы: Когда наступает зима в нашем краю? По каким признакам судим о

наступлении зимы? Как растения и животные приспосабливаются к зиме? Что такое листопадные и вечнозеленые растения? Материал экскурсий в дальнейшем использовался на групповых занятиях. Проводилась работа по организации экологической тропки, способствующая знакомству дошкольников с окружающим их миром, с памятниками природы родного края, с правилами поведения в природе. Во время экскурсий решались задачи развития познавательного интереса детей, формирования у них начальных туристических навыков, оздоровления и закаливания детей и др.

Анализ материалов проведенных нами исследований [4] свидетельствует о том, что воспитанники

экспериментальных групп дошкольных образовательных учреждений, где проводилась систематическая работа по

предложенной нами методике, как правило, проявляли интерес к вопросам экологии и охраны природы, знали элементарные правила поведения в природе и выполняли их в ходе учебных экскурсий и поездок с родителями в пригородную зону.

Результаты проведенного

педагогического эксперимента,

отразившиеся и в положительных отзывах родителей, воспитателей и администрации дошкольных

учреждений, в количественном и качественном возрастании

экологических знаний у дошкольников, послужили наглядным примером того, как можно на современном уровне проводить работу по экологическому просвещению дошкольников,

используя занятия разнообразной тематики.

Примечания

1. Виноградова Н. М. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 1982. 198 с. 2. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004. 154 с. 3. Касаткина Е. И. Педагогические условия актуализации содержания познавательной сферы дошкольников в игре: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2002. 24 с. 4. Керимова А. В. Экологическое образование детей дошкольного возраста. СПб. : Энергомашиностроение, 2007. 128 с. 5. Омарова П. О. Экологическое воспитание как фактор социализации детей с задержкой психического развития // Юг России: экология, развитие. 2007. № 4. С. 125-130.

Статья поступила в редакцию 25.08.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.