Научная статья на тему 'Экологическое предпринимательство в общей структуре предпринимательской деятельности'

Экологическое предпринимательство в общей структуре предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1216
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ / РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ / ECOLOGICAL BUSINESS / THE ECOLOGICAL GOODS AND SERVICES / A RECREATION AND TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Николай Петрович

В статье приводится анализ формирования экологического предпринимательства в России, определяется роль этого предпринимательства в корпоративной стратегии фирмы в контексте конкурентных преимуществ. Дается характеристика международного и отечественного рынка экологических товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological business in the general structure of enterprise activity

The analysis of formation of ecological business in Russia is resulted, the role of this business in corporate strategy of firm in a context of competitive advantages is defined. The characteristic of the international and domestic market of the ecological goods and services is given.

Текст научной работы на тему «Экологическое предпринимательство в общей структуре предпринимательской деятельности»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

УДК 338.22:502

Н. П. Казаков

Экологическое предпринимательство в общей структуре предпринимательской деятельности

В статье приводится анализ формирования экологического предпринимательства в России, определяется роль этого предпринимательства в корпоративной стратегии фирмы в контексте конкурентных преимуществ. Дается характеристика международного и отечественного рынка экологических товаров и услуг.

The analysis of formation of ecological business in Russia is resulted, the role of this business in corporate strategy of firm in a context of competitive advantages is defined. The characteristic of the international and domestic market of the ecological goods and services is given.

Ключевые слова: экологическое предпринимательство, экологические товары и услуги, рекреация и туризм.

Key words: ecological business, the ecological goods and services, a recreation and tourism.

Рассматривая предпринимательство в целом, мы приходим к мысли о том, что каждый субъект, выполняя свои уставные обязанности в области промышленной, сельскохозяйственной и другой деятельности, будет вынужден в силу действующих рамок природоохранного законодательства быть экологически ориентированным. Уже сейчас в условиях развития рыночных отношений образовался новый массив предпринимателей, для которых их уставная производственная деятельность, независимо от формы собственности, направлена на охрану природы.

Для нашей страны это сравнительно новый вид предпринимательства, который затрагивает многие сферы деятельности, в том числе и в рекреации.

Обострение экологических проблем создает новые рынки продукции. Все более дифференцированный подход, который возникает у многих людей по отношению к экологическим последствиям

© Казаков Н. П., 2012

хозяйственной деятельности, пробуждает потребности в новых продуктах: природосберегающих технологиях, экопродуктах.

Новая роль фирмы в этих обстоятельствах была подчеркнута в Тутцингском заявлении ведущих представителей немецкой экономики еще в 1989 г.: «Экологически ориентированная политика предприятия является вкладом в обеспечение будущего и окружающей среды и предприятия, она должна касаться всех сфер предприятия, иметь целью сохранять нагрузку на окружающую среду на возможно более низком уровне и являться частью собственной предпринимательской ответственности в социальном рыночном хозяйстве...» (Majer К, 1995).

Экологические стрессы современности все чаще становятся результатом экономической деятельности в целом, а в экономике развитого мира они все более определяются сферой услуг. Существует стойкое представление, что смещение основы экономики потребления с продажи производственных продуктов к предложению услуг всегда экологически более предпочтительно и представляет собой простой способ движения к более устойчивой экономике. В большинстве развитых стран сектор услуг охватывает от 65 до 85 % экономической деятельности. На примере США это продемонстрировано на графике (рис. 1) [2].

Если в производственной сфере занятость остается примерно на одном уровне, то уменьшение занятости в сельском хозяйстве за счет механизации обусловливает переход рабочей силы в сферу услуг. Похожие графики характеризуют и другие развитые страны.

Рис. 1. Динамика занятости рабочей силы в США

Что касается экологического бизнеса, то здесь темпы прироста мирового рынка экологических товаров и услуг составляют около 5 % (табл. 1).

Таблица 1

Структура и динамика мирового рынка экологических товаров и услуг

Наименование 1990 г., млрд долл. 2000 г., млрд долл. 2010 г., млрд долл.* Годовые темпы прироста, %

Оборудование - всего 152 220 244 5,0

В том числе:

для очистки воды и

стоков; 60 83 94 4,0

для обработки отхо-

дов; 40 63 75 6,4

для контроля качест-

ва 30 42 49 4,4

воздуха;

другое (рекультива- 22 32 39 5,1

ция

земель, шум и др.)

Услуги, в том числе 48 80 95 7,4

рекреационные

Всего 200 300 352 5,5

Примером успешного действия на рынке услуг может служить компания «ЭКОТЕК», предоставляющая целый набор консультативных услуг в области экологии, включая базу данных POLMARK, содержащую информацию об экологических технологиях 6,5 тыс. европейских фирм. По оценкам агентства «Миллер Мур», в первой половине XXI в. до 40 % мирового производства будет приходиться

V V п

на технологии, связанные с экологией и энергетикой. В итоге те компании, которые раньше других осознали и учли в своей корпоративной стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат неоспоримые конкурентные преимущества.

Формирование экологического предпринимательства в России началось с конца 1980-х гг. В основном это были кооперативы и малые предприятия, которых в 1990 г. в СССР насчитывалось более 3000. Они стали выпускать контрольно-измерительные приборы, реагенты для очистки вод, заниматься переработкой отходов и т. д. Напротив, для крупных предприятий, действовавших в традициях централизованной, плановой экономики, было невыгодно производ-

* Данные получены автором методом экстраполяции

ство и внедрение очистного оборудования или мелкооптовых партий экологической техники.

Оценивание техногенных воздействий на окружающую среду сектора услуг - задача сложная из-за большого разнообразия видов экономической деятельности, которые подпадают под категорию услуг. Для сферы рекреации и туризма это в полной мере характеризует табл. 2 [1].

Таблица 2

Коды стандартной промышленной классификации, относящиеся к сфере рекреационных и туристских услуг (Standard Industrial Classification Codes, коды SlC)

Раздел Отрасль

I Услуги

70 Основная группа Услуги размещения (отели, кемпинги и др)

72 Персональные услуги

73 Бизнес-услуги

75 Ремонт, обслуживание и парковка автомобиля

76 Различные услуги по ремонту

78 Кино

79 Индустрия развлечений и отдыха

80 Медицинские услуги

81 Юридические услуги

82 Образовательные услуги

83 Социальные услуги

84 Музеи, галереи искусств, ботанические сады и зоологические парки

87 Инженерные, бухгалтерские, управленческие и связанные с ними услуги

88 Частные домовладения

89 Разные услуги

Деление раздела I охватывает ряд туристских услуг, но все же он не является исчерпывающим. Ряд этих услуг (инжиниринг, логистика и др.) подпадают под сделки «бизнес - бизнес», а не «бизнес - потребитель».

Рекреационный (туристский) продукт, который разработан для среды услуг, обычно будет отличаться от продукта, разработанного для производства и продажи. Центр внимания покупателя смещается с атрибута продукта на атрибут услуги, которая в свою очередь на стадии разработки может обеспечить разработчика продукта большим числом степеней свободы и отчасти привести к экологически более эффективным продуктам.

Говоря о формировании рынка экологических товаров и услуг необходимо иметь в виду, что классификации компонентов товаров экологического рынка пока не отрегулированы. Если прибегнуть к общепринятой схеме деления рынка в целом на сегменты товаров, производств, услуг, труда и капитала, то на экологическом рынке можно выделить следующие направления:

• экологические товары. Сюда можно отнести служащие экологическим целям приборы контроля, аппараты, потребительские товары широкого профиля (экологически чистые строительные материалы, продукты).

• экологизированное производство. Создание и предложение на рынок экологически безопасных технологий, оборотных систем, очистка выбросов и стоков, переработка отходов, ликвидация последствий аварий, санация территорий, производство оборудования для экологического мониторинга.

• экологические услуги непроизводственной сферы. Здесь речь должна идти об исследовательских, инженерных, консультативных, юридических, аудиторских услугах. Сюда же следует отнести блок услуг, связанных с экологической сертификацией, паспортизацией, лицензированием, нормированием, экспертизой и аттестацией.

• финансово-экономические виды деятельности в области экономики природопользования (взимание экологических платежей, экологическое страхование, формирование экологических фондов и др.).

К указанным видам рынка можно в принципе добавить «рынок трудовых ресурсов», т. е. учет и создание рабочих мест в этой сфере деятельности.

В соответствии с приведенной классификацией предприятия и организации, входящие в сферу экологического предпринимательства, можно подразделить на следующие виды:

1) выполняющие работы по изучению состояния окружающей среды и природных ресурсов (экологический мониторинг, разработка нормативов нагрузок и регламентаций по природопользованию, экономическое оценивание прямой и косвенной стоимости природных ресурсов и др.);

2) оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности нематериального характера (экологическая экспертиза проектов, подготовка разрешительной документации, экологический аудит и инвентаризация и др.);

3) осуществляющие экологизацию хозяйственной деятельности объектов промышленности и сельского хозяйства (минимизация ущерба окружающей среде за счет разработки экозащитных технологий и образцов техники; установка и наладка очистных сооружений и устройств по переработке отходов).

4) ликвидирующие последствия экологических аварий и катастроф (разливы нефти, нейтрализация аварийных химически опасных веществ и др.) и осуществляющие восстановительные операции (лесовосстановление, рекультивация земель, снижение уровня эф-трофикации водоемов и др.);

5) оказывающие экологические услуги в природопользовании (и в частности, рекреационном) - организация экологических туров, создание экологических деревень, увеличение рекреационных емкостей ООПТ и рекреационных зон и др.

В принципе можно говорить о появлении на рынке экологических услуг предложений по формированию благоприятной среды обитания человека - реприродизация городской среды, решение проблем видиоэкологии и др.

Любые рыночные товары могут быть количественно измерены и иметь соответствующую цену. Но в экологическом предпринимательстве достаточно трудно определить, до какой степени и когда рыночный товар может считаться приемлемым рыночным экологическим заменителем.

Это не имеет отношения к некоторой части экологических благ. В качестве примера можно взять использование воды в промышленных целях. В данном случае не имеет значения, будет ли эта вода получена из чистой реки или после очистки через станцию аэрации. Однако для других экологических благ и услуг рыночный заменитель составит только часть от общей ценности, которую первоначально имел экологический ресурс. Это в значительной степени относится к рекреационным и ландшафтным ресурсам, когда все возможности необходимо принимать в расчет для оценки ценностей. Такой аттрактивный объект, как сафари не заменит ни одно посещение зоопарка, где можно увидеть тех же самых животных.

Данный подход наиболее применим, когда речь идет об экологическом услуге, которая является вложением в некоторую производственную систему. Приведенный выше пример с водой является тому иллюстрацией.

Если какой-то рекреационный район (чаще в аридной зоне) обслуживается при помощи редких колодцев или небольших систем, работающих от немногочисленных природных водных источников, то рынок экологических услуг (обеспечение питьевой водой) формируется на основе изучения возможности замены имеющихся источников водоснабжения более дешевыми альтернативами и расчета соответствующих затрат. Это могут быть бутилированная вода, системы очистки воды с помощью фильтров или коллекторы, располагающиеся на крышах домов.

Если данный экологический товар представляет собой рекреационный ресурс, то этот подход также дает возможность получить

полезный, но все же неполный адекватный заменитель. Так, бассейны не являются абсолютными заменителями морского пляжа, даже если на них имитируются волны. Катание на лыжах в закрытых помещениях не заменит удовольствия от прогулки по лесной лыжне.

Уже говорилось о том, что нет общепринятой международной классификации экологического рынка. В разных странах в это понятие входит различная продукция. К примеру, в странах ЕС, экологические отрасли - это производство товаров и услуг по предотвращению, измерению, регламентированию или компенсации экологического ущерба, ликвидации отходов и их утилизации, снижению уровней шума и излучений, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды.

В других странах к рынку товаров, работ и услуг экологического предназначения относят также потребительские товары (не содержащие химических добавок продукты питания, холодильники и аэрозоли с пониженным содержанием хлорфторуглеродов, стиральные средства с отсутствием поверхностно-активных веществ и др.). Сюда же относят биотехнологии и нетрадиционные источники энергии (солнечная, ветровая, приливная и др. энергия).

При разработке международной (да и национальной) классификации рынка товаров, работ и услуг экологического предназначения не избежать серьезных методологических проблем. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции товаров потребления (тех же продуктов питания) Самая формулировка «Экологически чистая продукция» некорректна из-за отсутствия названных критериев. Новая продукция, технологии и даже промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии.

Можно назвать также другие особенности рынка данного направления:

• улучшение существующей продукции путем ее адаптации к современным экологическим требованиям. Применительно к продуктам питания выигрыш налицо. Статистические исследования показывают, что 89 % опрошенных готовы покупать маркированную экознаками продукцию дороже на 1 % по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией, 38 % согласны с 20-процентным повышением цены маркированной продукции. 73 % опрошенных основным мотивом потребления экопродуктов называют заботу о своем здоровье. Для 39 % опрошенных важна забота не только о своем здоровье, но и об окружающей среде и ее рекреационных возможностях;

• необходимость решения экологических проблем и жесткая конкуренция на рынке открывают новые возможности по разработке и сбыту совершенно новой продукции вместо экологически опасной. При этом наибольшие перспективы фирмам дает опережающая экологическая стратегия;

• для снижения степени риска компании стараются привлечь зарубежных инвесторов, особенно из стран, где уже существует развитый рынок экологических товаров и услуг. Помимо распределения рисков, прямые иностранные инвестиции открывают возможности получения новых технологий и расширение рынка сбыта;

• международная конкуретоспособность страны во многом определяется наличием в структуре ее экспорта передовых экологических разработок. В данном контексте полезно обратится к опыту Германии. На эту страну приходится 43 % экологических патентов на товары, получившие международное признание [3]. Безусловно, это способствует повышению международной конкуретоспособности страны.

Список литературы

1. Гридэл Т.Е., Алленби Б.Р. Промышленная экология. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 515 с.

2. Казаков Н.П., Ли И.В., Попков В.П. Экологическое предпринимательство в рекреационной сфере. - СПб.: СПГИЭУ, 2009.

3. Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг. - СПб.: СПГИЭУ, 2008. - 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.