Научная статья на тему 'Экологическое предпринимательство как направление развития современного бизнеса'

Экологическое предпринимательство как направление развития современного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое предпринимательство как направление развития современного бизнеса»

УДК 338.22 ББК 20.1

Северин-Мрачковская Л.В.,

к.филос.н., доцент Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

Одним из приоритетных направлений деятельности современного бизнеса является участие в решении проблемы сохранения природной среды. «Вторая половина ХХ века ознаменовалась для стран Запада миром и процветанием, и не принесла блага населению других регионов планеты, оказалась периодом, в течение которого впервые в истории экологические проблемы стали не менее {актуальными} [важными] и угрожающими, чем политические и экономические», - отмечает Иноземцев В.Л. [1, с. 477]. Ряд природоохранных проблем, если их не решить, создаст существенную угрозу процессу устойчивого развития не только отдельно взятых стран, но мира в целом. Поэтому дело чести, общественный и государственный долг предпринимательства принять непосредственное участие в их решении. Именно такое мнение является ведущим в докладе о мировом развитии за 1999/2000 год: «...изменения, которые сейчас уже происходят в мире, во многом усилят значение глобальных и местных институтов» [2, с. 26-27], к которым относится, в частности, и предпринимательство.

Реализация природоохранной политики привела к развитию в странах Западной Европы новой отрасли производства - экоиндустрии, которая «...предусматривает разработку и маркетинг оборудования для контроля и предупреждения загрязнения, а также экологические исследования, эко-

мониторинг и услуги по природоохранному консалтингу» [3 , с. 242].

Темпы роста экологического бизнеса значительные. Так, украинский ученый Крутякова В.И. отмечает: «По некоторым данным, валовый дополнительный продукт, произведенный в экоиндустрии стран ЕС в 1994 году, составил 41,7 млрд. дол. США, что составляет 0,5 % ВВП этих стран. Ожидается, что реальный рост экологического сектора в следующие 5-10 лет превысит аналогичный показатель по экономике в целом. Это произойдет благодаря вступлению в ЕС новых членов. Как следствие, в этих странах существенно возрастет роль и значение экологического бизнеса» [3 , с. 242].

Поскольку сейчас государство владеет весьма ограниченными ресурсами по решению экологических проблем, инициатива должна исходить от частного сектора, предпринимательства.

Стратегически важными направлениями деятельности бизнеса в природоохранной сфере (экобизнеса), по нашему мнению, являются: во-первых, производство экологически безопасных средств альтернативной энергетики (солнечных батарей, ветряных мельниц и др.); во-вторых, применение экологически безопасных методов производства, реализация мер по преодолению загрязнения окружающей природной среды в результате производства; в-третьих, реализация практики ресурсосбережения; в-четвертых, активизация взаимодействия с разработчиками инновационной научнотехнической продукции, которая позволит на практике применить ресурсосберегающие технологии, экологические виды сырья, материалов и топлива, оборудование природоохранного назначения; в-пятых, инициирование и проведение природоохранных мероприятий, например, осуществление мониторинга уровня загрязнения окружающей среды; в-шестых, организация сотрудничества с общественностью, предусматривающего, в частности, патронирование частными компаниями городского водоснабжения, систем отоп-

ления, сбора и утилизации отходов, зеленых насаждений; в-седьмых, организация благотворительной деятельности с целью преодоления назревших проблем в сфере экологии; в-восьмых, экологизация отношений предприятия с потребителями продукции, предполагающая, с одной стороны, стимулирование предложения на экологические товары и услуги, с другой, формирование у потребителей, так сказать, хорошего «вкуса» - экономических потребностей и интересов, ориентированных на высокие экостандарты; в-девятых, участие в формировании в органах государственной власти активно действующего экологического «лобби»;

Успешное развитие экобизнеса возможно, прежде всего, за счет реформы тарифов и формирования благоприятного законодательного поля. «...нужно создать финансовую основу, которая могла бы обеспечить средне- и долгосрочное финансирование проектов развития инфраструктуры и модернизации промышленности. ... после осуществления этих реформ коммерческие банки смогут расширить свои возможности по кредитованию экологических программ и учету потребностей экологии в своей основной деятельности. Этим усилиям может способствовать иностранная помощь в виде технической помощи, предоставление кредитных линий для долгосрочных кредитов и развития конкретных объектов» [3, с. 245].

Итак, с целью успешного развития экологического предпринимательства необходимо «разумно сочетать экономические инструменты (финансовый рынок, кредитование и т.д.), добровольную деятельность деловых людей и командные, контролирующие функции законодательства» [3, с. 245]. Кроме того, констатация единства развития экономики и экологии [3, с. 242; 4, с. 383; 5, с. 497], осознание необходимости немедленного решения вопроса сохранения природной среды, который приобретает с развитием современной цивилизации общепланетарный масштаб, развитие экологического сознания на уровне индивида и общества, расширение частного сектора в экономике и делегирование

ему правительствами четких прав и полномочий в сфере природоохранной политики - это те важные факторы, которые создают дополнительную благоприятную почву для формирования и развития экологического бизнеса.

Экопредпринимательство выступает формой социально ориентированного бизнеса, поскольку: во-первых, благоприятствует решению проблем природной среды; во-вторых, революционизирует традиционные формы развития бизнеса, соответствуя новейшему экологическому мышлению; в-третьих, создает новые рабочие места; в-четвертых, выполняет функцию налогоплательщика; в-пятых, выступает фактором-гарантом устойчивого развития как отдельных регионов, так и мира в целом.

Библиографический указатель:

1. Иноземцев В. Л. Экологические проблемы и экономическая целесообразность. Кризис киотских соглашений и проблема глобального потепления климата // На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В. Л. Иноземцев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 476-497.

2. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. М.: Издательство «Весь мир», Всемирный банк, 2000. 288с.

3. Крутякова В. И. Рыночные механизмы развития экологического предпринимательства в Украине // Экологические инновации, 2001. Вып.12. С. 240-245.

4. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. 495 с.

5. Иноземцев В. Л. Экологические проблемы и экономическая целесообразность. Кризис киотских соглашений и проблема глобального потепления климата // На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия / В. Л. Иноземцев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 476-497.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.