Научная статья на тему 'Экологическое образование в сотрудничестве с музеями и заповедниками'

Экологическое образование в сотрудничестве с музеями и заповедниками Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОТРУДНИЧЕСТВО С МУЗЕЯМИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Емельянова Э.Л.

Экологическое воспитание во многих дошкольных образовательных учреждениях стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Воспитатели, понимая, насколько важным является это направление, стремятся создать наиболее эффективную систему экологического образования, разрабатывают новые методики и технологии, внедряют их на практике. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников демонстрирует творческий подход специалистов к решению проблем экологического воспитания. Для того чтобы дошкольники могли получать не только теоретические знания, но и на практике соприкасаться с природой, переживать яркие эмоциональные моменты, связанные с окружающим миром, нужно использовать разные виды деятельности. Широкие возможности предоставляет сотрудничество с музеями, зоопарками, заповедниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование в сотрудничестве с музеями и заповедниками»

Э. Л. Емельянова

Экологическое образование в сотрудничестве с музеями и заповедниками

Экологическое воспитание во многих дошкольных образовательных учреждениях стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Воспитатели, понимая, насколько важным является это направление, стремятся создать наиболее эффективную систему экологического образования, разрабатывают новые методики и технологии, внедряют их на практике. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников демонстрирует творческий подход специалистов к решению проблем экологического воспитания. Для того чтобы дошкольники могли получать не только теоретические знания, но и на практике соприкасаться с природой, переживать яркие эмоциональные моменты, связанные с окружающим миром, нужно использовать разные виды деятельности. Широкие возможности предоставляет сотрудничество с музеями, зоопарками, заповедниками.

В царстве зверей

У москвичей Зоологический сад стал пользоваться популярностью с 60-х годов XIX века. С течением времени его площадь увеличивалась, сейчас она достигает 21,5 га. И называют его сегодня уже не Зоологический сад, а Московский зоопарк. Количество обитателей тоже растет с каждым годом, в настоящее время их уже более 6000.

Еще при создании зоопарка планировалось, что одной из важнейших его задач будет организация образовательной и просветительской работы среди посетителей. Сейчас одним из направлений деятельности является экологическое воспитание детей. При зоопарке есть детский театр «Тик-Так», в репертуаре которого оригинальные спектакли по сказкам, легендам и мифам о животных и взаимоотношениях человека и природы. В летнее время многие

спектакли проходят на улице, их участниками нередко становятся дети.

В зоопарке дети могут увидеть редких животных, которых осталось очень мало на планете. Сотрудники заботятся об их разведении в неволе, стараясь сохранить эти виды животных для будущих поколений. Среди них: лошадь Пржевальского, белый или аравийский орикс, зубр, олень Давида, гавайская казарка, лайсанский чирок.

На сайте зоопарка есть удивительная коллекция звуков, которые издают животные. Конечно, это не человеческая речь, но слушая эти звуки, можно определить, какое животное их «произносит»: самец, самка или детеныш, попытаться понять эмоции, передаваемые животными. Дети в восторге от возможности послушать, например, угрожающие вздохи и рычание барса. И страшно немного, и интересно. Вернувшись домой, малыши еще долго пробуют воспроизвести подобные звуки.

Ведущий методист научно-просветительского отдела Наталья Романовна Рубинштейн подчеркивает, что проводятся даже выездные занятия с дошкольниками, т. е. детский сад может пригласить к себе в гости зоопарк. Рассчитывать, что среди гостей будут слон или крокодил, не приходится, а вот еж, черепаха, морская свинка, заяц, крыса, попугай, улитки, тропические тараканы вполне могут приехать. В любом случае на детей производит большое впечатление общение с животными, им дают потрогать и погладить миролюбивых,

я

терпеливых зверушек. Дети могут нарисовать их с натуры. Наиболее рьяным любителям животных - детям, которые хотят держать живность у себя дома, ведущий объяснит, каких животных можно содержать дома, как за ними ухаживать. Выездные занятия бывают разовыми, также существует новая форма работы - абонемент (цикл занятий), тематика которых составляется по индивидуальной заявке детского сада.

В храме леса

«В настоящее время стало ясно, что для предотвращения экологической катастрофы недостаточно одних только законодательных мер, а требуется осмысление роли леса всеми живущими на планете людьми», - говорится на сайте Российского музея леса.

Осмыслить роль леса на детском уровне помогут различные мероприятия, проводимые Российским музеем леса для дошкольников. Экскурсионная программа адаптирована для маленьких посетителей. Елена Валентиновна Татаринова, заведующая научно-просветительским отделом, рассказывает:

- В нашем музее много экспонатов деревянного зодчества. Маленький деревянный срубчик преподносим «как избушку на курьих ножках», привнося в экскурсию игровой и даже сказочный элемент. В «Храме леса» (это большой зал, рассказывающий о лесе), оформленном средствами станковой живописи1, мы предлагаем детям определить, где какое

1 Станковая живопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи издавна является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки

время года. Не просто показать, что здесь зима, а здесь лето, но и привести доказательства. Очень активно дети отгадывают загадки. Порой приходят очень смышленые дошколята, которые сами могут что-то рассказать о лесе. Сразу чувствуется работа воспитателей -с детьми занимались, они готовы посетить музей и получить от этого пользу. В зоне отдыха дошкольники могут посмотреть маленькие трехминутные фильмы о лесе, питомниках, плантациях новогодних елок. Есть и фильмы, которые доносят до детей, что у леса могут быть и беды: лесные пожары, большое количество мусора.

Дошкольникам важно не только посмотреть, послушать, но и пощупать. В зале «Русь деревянная» дети могут потрогать экспонаты, примерить к себе коромысла, разузнать, что такое ломовая дуга и другие деревянные предметы. В уголке «Дары леса» малыши знакомятся с богатствами наших дубрав, которые они, может быть, уже и видели, но не всегда воспринимали как ценность. Это и рябина, и березовые почки, и другие дары. Побывав в музее леса, дети начинают более бережно к нему относиться, а для маленького человечка это уже большой шаг во взрослую жизнь.

Чтобы помочь природе, а также дать возможность проявить инициативу всем цивилизованным людям, Биологический музей им. К. А. Тимирязева и Департамент природопользования Москвы объявили акцию по сбору использованных батареек «Лучший защитник планеты». Вы просто приносите собранные батарейки в музей, заполняете анкету и получаете приз, который полагается даже за одну-единственную батарейку! С момента начала акции усилиями участников было собрано более 28 000 батареек. Такая акция - это отличная возможность для детей не только теоретически, но и практически проявить свою экологическую сознательность. Самостоятельно дети еще, конечно, не будут собирать батарейки, но общее дело вместе с родителями на благо нашей планеты - один из лучших способов привить любовь к природе.

В Биологическом музее проходят экологические праздники, среди которых Всемирный день воды, Международный день птиц, Всемирный день водно-болотных угодий, Всемирный день охраны окружающей среды. На праздниках проводятся увлекательные конкурсы и викторины, посвященные теме праздника, экологические игры.

Путешествие в прошлое

Много интересного и забавного ждет дошкольников в Дарвиновском музее. Например, движущиеся модели динозавров. Дети узнают, как возник мир живых существ и почему он такой разнообразный.

Экскурсия, где в роли гида выступает Колобок, познакомит детей с животными -героями русских народных сказок.

Особый интерес у детей вызывают птицы, в музее дети могут отправиться в интерактивное путешествие «Чудо в перьях», во время которого «превратиться» в птиц и понять, зачем пернатым клюв и крылья.

В музее ежегодно проходит более 50 выставок. Выставки в Дарвиновском музее всегда динамичные и увлекательные. Порой участниками выставок становятся сами дети.

- У нас есть экологический центр «Эко-Москва». Здесь можно научиться определять птиц по голосам. Даже если дети еще не умеют читать, им во всем помогут разобраться. Есть возможность поиграть в биологические

игры на компьютерах, - рассказывает Ольга Алексеевна Гвоздева, заведующая отделом экологии музея. - Дети могут отправиться в виртуальную реальность - просмотреть фильм в формате 3D. Так как фильм длится недолго, всего 5-6 минут, малыши не устают и получают удовольствие. По сюжету фильма участники экскурсии отправляются в эпоху каменноугольного периода на сверхсовременном корабле «Транс-Форс» в сопровождении виртуального гида - робота Форсика. Путешествие в прошлое неожиданно превращается в настоящее приключение, полное опасностей и непредсказуемых поворотов сюжета.

Россия заповедная

Выставочный проект «Россия заповедная: особо охраняемые природные территории» пользуется интересом посетителей. А самые любознательные ребята могут познакомиться с заповедниками не только в музее, но и отправиться на экскурсию в Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник. Это удивительное место - жемчужина Подмосковья. Его площадь составляет 4,9 тыс. га, более 90 % которой покрыто лесами. С 1979 года заповедник находится под охраной ЮНЕСКО и имеет статус биосферного резервата. На его территории растет около 1000 видов растений, в том числе и редких, занесенных в Красную книгу России (венерин башмачок, ятрышник шлемовидный из семейства орхидных и другие). Но ядром заповедника, ради которого он был и создан, являются участки степной растительности в окружении сосновых боров, расположенных на самом юге заповедника.

я

В заповеднике обитает 54 вида млекопитающих, среди них лось, кабан, куница, ласка, барсук, заяц. Изредка заходит волк. В последние годы постоянно встречается рысь и выдра. В заповеднике насчитывается 137 видов птиц. Среди насекомых немало редких видов: бабочки Мнемозина, махаон, аполлон и др. В 1948 году в заповеднике был организован Центральный зубровый питомник, ставший Центром восстановления и разведения зубра в России.

Специалист Ольга Владимировна Калинина объясняет:

- На экскурсии в питомнике мы знакомим детей с очень редкими животными - зубрами и американскими степными бизонами. А вот в музее природы рассказываем детям о животных, которые обитают в заповеднике. Музей детям очень нравится. Здесь все близко, все можно рассмотреть. В летний период работает небольшая экспозиция «Домик Лешего». Лесовика нам с детками не удается увидеть, потому как днем он все время в работе, ведь он защитник и хранитель леса, а по ночам экскурсии не проводятся, а вот разузнать, как он живет, можно.

Застать зубров легче в зимний период. Зимой они рядышком и далеко не уходят. Летом надо приезжать пораньше, когда они только позавтракали и отдыхают. Тогда их еще можно увидеть и рассмотреть вблизи. Впечатление зубры на детей производят особенное. Они же очень большие! И когда дети узнают, что вот этому великану всего лишь год, а им уже по 4-7 лет... Все очень восхищаются и удивляются.

Заповедник также занимается эколого-просветительской деятельностью. На сайте заповедника есть очень интересные экологические игры, направленные на «развитие сопереживания по отношению к природным существам».

Руководитель отдела экологического просвещения Татьяна Андреевна Демина рассказала более подробно о деятельности своего отдела и заповедника: «Раньше мы работали с дошкольными учреждениями от случая к случаю. Задача нашего отдела привлечь внимание всего населения, которое окружает заповедник. И мы решили, что нужно работать не только с учебными заведениями, но и с дошкольными. Воспитатели с удовольствием приводят детей к нам на экологические занятия. Не так давно перед детским садом Серпуховского района районным управлением образования была поставлена задача разработать программу по экологическому воспитанию. Работники детского сада обратились к нам за помощью. Опираясь на опыт коллег из других заповедников, но учитывая местные особенности, мы разработали свою программу.

Вообще, дошкольники нас любят. Мы ведем статистический учет: только из Москвы каждый год заповедник посещает более 2000 дошкольников. В ближайшее время, ориентировочно в мае, на территории усадьбы должен открыться экологический городок для детей.

Мы очень рады, что нам удается донести до дошколят информацию об охране окружающей среды. Дети очень восприимчивы, они готовы буквально впитывать в себя информацию. Не раз была свидетельницей, как дети, которые не умеют читать, просят родителей рассказать, что написано на информационных стендах, установленных в заповеднике.

Мы рассказали только о нескольких наиболее крупных музеях и заповедниках. У нас в стране их намного больше. Для дошкольных учреждений очень важно наладить сотрудничество с теми, что расположены рядом, предоставляя дошкольникам возможность на практике соприкасаться с природой. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.