Научная статья на тему 'Экологическое образование: мировой, общероссийский и региональный опыт'

Экологическое образование: мировой, общероссийский и региональный опыт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / PUBLIC MOVEMENT / ECO-POLITOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савчук Наталья Васильевна

Представлен опыт формирования системы экологического образования на мировом, общероссийском и региональном уровнях. Выделены этапы и особенности экологического воспитания. Показана актуальность эколого-политологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Education: World, All-Russian and Regional Experience

The article represents the experience of system generating of ecological education on world, All-Russian and region levels. Stages and peculiarities of ecological education are highlighted. Urgency of ecological-politology education is shown.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование: мировой, общероссийский и региональный опыт»

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 84-90 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 330.15(571.5)

Экологическое образование: мировой, общероссийский и региональный опыт

Н. В. Савчук

Ангарская государственная техническая академия, г. Ангарск e-mail: nvs2003@mail.ru

Представлен опыт формирования системы экологического образования на мировом, общероссийском и региональном уровнях. Выделены этапы и особенности экологического воспитания. Показана актуальность эколого-политологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, общественное движение, экологополитологическое образование.

Среди множества важных направлений в образовательной политике особо следует выделить экологическое образование, потребность в котором обусловлена необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизнедеятельности человека. В современных условиях под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого человека.

Мировой опыт формирования системы экологического образования появился во второй половине ХХ в., когда стало понятно, что для предотвращения необратимых изменений в природной среде необходимы усилия не только со стороны правительств, но и воспитание адекватного отношения к возникающим проблемам со стороны населения. Создание Международного союза охраны природы и природных ресурсов стало началом организации экологического образования и просвещения. С 1950 г. в рамках Союза действовала постоянная комиссия по просвещению, задачей которой являлось распространение знаний о природе, ее сохранении и восстановлении. Деятельность комиссии осуществлялась в промышленно развитых странах, так как в этот период считалось, что экологические проблемы - это следствие индустриального развития. В середине 1970-х гг., когда Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учредила международную программу по образованию в области окружающей среды (ЮНЕП), эта деятельность начала охватывать и развивающиеся страны. В 1977 г. на первой Всемирной межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды, состоявшейся в Тбилиси, были сформулированы цели и методы экологического образования.

Мировая стратегия образования в области окружающей среды содержала ряд важных положений. Прежде всего - непрерывность получения экологических знаний (т. е. оно должно быть частью процесса общего образования); сосредоточение на решении практических проблем; междисциплинарный характер получения информации, приобретение навыков в решении конкретных экологических вопросов и др. Для достижения поставленных целей в рамках государственной политики было рекомендовано включить в учебные программы разделы по охране окружающей среды и экологической безопасности, осуществлять подготовку кадров, обмен опытом, издавать литературу и др.

Принятые меры в 1980-1990-е гг. дали импульс для развития не только формального (в рамках учебных заведений), но и неформального (в рамках всего общества в целом) экологического воспитания. Именно на эти десятилетия в зарубежных странах приходится появление массового экологического движения и рост экологического сознания. Социологический опрос на тему о приоритетности охраны окружающей среды или экономического роста, проведенный в 22 европейских странах в 1992 г., показал, что главным направлением в развитии были выбраны вопросы экологии.

В 2005 г. в Вильнюсе была принята «Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития». Главная идея состоит в переходе от простой передачи знаний к готовности жить и действовать в быстро меняющемся мире, учиться предвидеть последствия принимаемых решений и тем самым предотвращать ухудшение экологической обстановки.

Если говорить о российском опыте организации экологического просвещения населения, то первые шаги были сделаны еще в середине 1920-х гг. Так, среди функций первого государственного природоохранного органа -Госкомитета по охране памятников природы, а также Комитета по заповедникам выделялось такое направление, как пропаганда научных знаний. Но систематическая работа в этом направлении началась только во второй половине ХХ в.

Более чем полувековой опыт истории формирования системы экологического воспитания в России позволяет выделить этапы, с присущими им чертами и особенностями. По нашему мнению, I этап охватывает период: 1950-е -середина 1980-х гг., когда основная задача заключалась в распространении знаний о природе и в показе преобразовательной деятельности человека. Пропаганда идей охраны природы осуществлялась народными университетами, организацией лекториев, выставок, в печати. В учебные программы общеобразовательных школ, техникумов и вузов вопросы экологии стали вноситься на рубеже 1970-1980-х гг. Фактически система неформального экологического воспитания, направленного на распространение экологических знаний вне учебных заведений, начала формироваться раньше, чем была организована систематическая работа в процессе получения общего образования.

Привлечение населения к решению природоохранных проблем в основном осуществлялось через участие во Всесоюзном обществе охраны природы (ВООП). В 1954 г. был организован Иркутский областной совет ВООП. Про-

цесс создания городских советов (ГС) общества растянулся на более длительный срок. Так, Ангарский ГС появился в 1959 г., Усольский ГС - в 1972 г. Пропагандистская работа подкреплялась непосредственным участием населения в природоохранных акциях.

В частности, отрядами «Голубой патруль» были организованы акции «Малым рекам - полноводность и чистоту». Месячники по озеленению городов проводились отрядами «Зеленого патруля». По инициативе коллектива строителей Западного участка БАМа осуществлялась работа по охране лесов в зоне строительства магистрали, в рамках которой состоялась конференция «Охрана и рациональное использование лесных богатств». Природоохранная общественность участвовала в международных акциях (1990 г.) «День земли», «Деревья для жизни». Секцией охраны природных территорий проводились экспедиции по подготовке научных обоснований создания заказников. Такая работа в Казачинско-Ленском районе способствовала организации комплексного заказника «Туколань». Благодаря общественности были подготовлены материалы для создания комплексного заказника «Ольхон-ский» (1977 г.). Членами общества проводились экспедиции по выявлению и учету памятников природы. В частности, в 1981 г. по результатам Байкальской экспедиции 28 уникальным объектам области был присвоен статус государственных памятников природы.

Региональные отделения ВООП осуществляли деятельность в рамках секций, в том числе охраны недр, природных территорий, атмосферного воздуха, водных, лесных, почвенных ресурсов, что соответствовало актуальности природоохранных проблем региона. На предприятиях действовали общественные технические комитеты и контрольные посты, что свидетельствовало о стремлении решать природоохранные проблемы на основе контроля за соблюдением норм выбросов и усовершенствованием технологических процессов. Но силами общественности невозможно было изменить устаревшие технологии, поэтому цель деятельности ВООП состояла в организации контроля за соблюдением принятых правительственных и региональных постановлений. Такая деятельность давала определенные результаты, но добиться кардинальных изменений в решении вопросов охраны природы не удавалось.

Эффективность экологического воспитания снижалась из-за формализма и идеологических ограничений. Это мешало целостному восприятию экопроблем. Пропаганда была нацелена на показ достижений и формирование представлений о разрешимости экопроблем в условиях социализма. Закрытость информации о реальной социально-экологической ситуации формировала в массовом сознании упрощенное представление о вариантах решения природоохранных проблем. Творчество и инициатива стимулировались в определенных пределах, что не позволяло использовать в полной мере интеллектуальные возможности его участников. Активность вне рамок официальных объединений подавлялась. Преобладал антропоцентристский тип экологического сознания - природа воспринималась как объект одностороннего воздействия человека.

На данном этапе наиболее ярким примером проявления экологического самосознания являлась позиция сибиряков по вопросу строительства Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Протест выражался в коллективных обращениях в прессу, резолюциях собраний и конференций. Широкая дискуссия способствовала формированию экологического мышления. В 1960-1970-е гг. массовых митингов и движений не было. Но давление общественности было сильным, длительным, что привело к принятию четырех постановлений, касающихся охраны природных богатств оз. Байкал, созданию заповедных зон, установлению общественного контроля за работой очистных сооружений комбината и др.

Второй этап охватывает короткий промежуток времени: вторая половина 1980-х - конец 1990-х гг., но именно в эти годы произошли заметные изменения в мировоззрении населения. Экологическое сознание характеризовалось остротой восприятия проблем. Использование средств массовой информации способствовало быстрому информированию населения. Это стало побудительным мотивом для массового создания неформальных экодвижений. Оформились такие организации, как Байкальский экопарламент, клуб гражданских инициатив, Байкальская экологическая волна, Комитет спасения Ангары и др. Общественные организации инициировали процесс принятия экологически важных решений, предотвратили практическую реализацию ряда опасных проектов. Природоохранная деятельность являлась формой противостояния административно-командной системе, показала уровень и возможности общественного экологического движения.

За короткий промежуток времени удалось внести в общественное сознание некоторые качественные изменения, повысить понимание значимости экологической составляющей в жизнедеятельности человека. Экоцентриче-ский подход к проблемам взаимодействия человека, общества и природы, готовность быть активными участниками экологического движения, хотя и нашел отражение в жизнедеятельности сибиряков, но имел неустойчивую тенденцию к развитию. Становилось очевидным, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологических знаний и повышении уровня экологической культуры всего общества.

По нашему мнению, с началом нового тысячелетия начинается III этап в формировании системы экологического образования. Не умаляя значимости общественного экологического движения в современных условиях, особое значение отдаем распространению научных экологических знаний. С учетом сложившихся уровней в системе формального экологического образования (дошкольное; школьное; в высших и средних специальных учебных заведениях; просвещение всех специалистов) особая роль принадлежит третьему уровню. В высших и средних специальных заведениях создаются специальные факультеты, читаются расширенные курсы, в традиционных курсах усиливается экологическая направленность, проводится специализация в области изучения различных аспектов проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания (научно-технического, социально-экономического, политического и других аспектов).

В Иркутской области такая система подготовки кадров ведется во многих учебных заведениях. В частности, в Ангарском НИИ медицины труда и экологии человека с 1996 г. действует центр экологического образования. Победители олимпиады, учащиеся 11-го класса, получают право льготного поступления на факультет «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» Ангарской государственной технологической академии. В Братске центр эколого-биологического творчества стал координатором по экологическому воспитанию и образованию жителей города. В Иркутском государственном университете с 1998 г. были введены специальности «Экология», «Математическое моделирование экосистем», «Управление природопользованием» и др. Возможностью для выбора будущей профессии в учебных заведениях стали специализации: микроэкология, позволяющая подготовить специалистов в области биотехнологий; экологическая экспертиза, рассматривающая весь комплекс вопросов, связанных с биоразнообразием, оценкой влияния деятельности человека на различные сообщества; менеджмент и маркетинг в экологии. В Восточно-Сибирском институте МВД РФ осуществляется деятельность по изучению и решению проблем экологической безопасности. Курсантам института преподаются учебные дисциплины: «Основы экологии» - на факультете пожарной безопасности, «Основы экологического права» - на юридическом факультете.

В ИрГТУ работает Байкальский институт экологии и природопользования, а курс «Экология» является обязательным для всех инженерных, экономических и др. специальностей. На кафедре «Обогащение полезных ископаемых и инженерной экологии имени профессора С. Б. Леонова» были созданы Учебно-научный центр по проблемам природопользования Байкальского региона и Межведомственный региональный учебно-научный и аналитический центр по проблемам изучения и рационального использования гидроминеральных ресурсов Восточной Сибири. Начиная с третьего курса, студенты-экологи имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой, в том числе участвовать в работе общественного института «Тахо-Байкал» и организуемых в рамках его деятельности российско-американских экспедициях на озеро Тахо (Калифорния, США) и озеро Байкал, осуществлять научное сотрудничество и обучение аспирантов кафедры с Кингстонским университетом (Великобритания), университетом г. Оснабрюк (Германия).

Подобная работа осуществляется в средних специальных учебных заведениях. Так, Иркутский гидрометеорологический техникум уже 30 лет готовит специалистов по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В геологоразведочном техникуме существует специализация «Геологическое исследование городских агломераций и промышленных комплексов». Изучение экологических дисциплин включено в учебные программы подготовки специалистов по всем направлениям.

Накопленный опыт работы по непрерывному экологическому воспитанию и образованию был учтен при разработке и принятии в 2003 г. закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области», целью которого являлось формирова-

ние нравственного отношения человека к окружающей среде. Пропаганда экологических знаний стала частью общей системы обучения.

В общем виде экологическое образование включает изучение возможных неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности для человека и природы, обучение населения способам уменьшения негативных последствий антропогенного влияния, а также изучение самой экологии как одной из фундаментальных основ рационального природопользования. Междисциплинарность экологического знания дает возможность широко подходить к анализу процессов, происходящих в окружающей природной среде. И если первоначально считалось главным дать комплекс знаний в области биологических, химических и др. естественных наук, то в современных условиях остро осознается потребность включения в образовательный процесс разнообразных аспектов социально-гуманитарного знания. Оно может включать анализ развития научной мысли по вопросу взаимодействия человека, общества и природы; эволюцию основных этапов хозяйственной деятельности человечества; законодательные, экономические и организационные методы предотвращения экологического кризиса и обеспечения экологической безопасности; вопросы международного сотрудничества, участие общественности в решении экологических проблем; права человека, ответственность перед будущими поколениями, выбор приоритетов в сфере социально-экономического развития; знакомство с основными научными прогнозами дальнейшего развития общества в связи со снижением устойчивости биосферы; характеристику концепции устойчивого развития человечества и др. Именно инженеры в своей дальнейшей профессиональной деятельности должны не только понимать возможные последствия разрушения целостности природных систем и загрязнения окружающей среды, но и быть интеграторами, содействующими оптимальному и комплексному решению проблем устойчивого развития. Поэтому повышение общего уровня экологической культуры и социальной ответственности будущих специалистов-инженеров в решении экологических проблем является крайне актуальной задачей.

По нашему мнению, особую роль следует отвести эколого-политологи-ческим знаниям, которые призваны показать взаимосвязь и взаимозависимость политических, социальных и природных процессов, как в региональном, так и в глобальном масштабе. Данное направление в образовательном процессе представлено крайне слабо. Экополитология - это комплексное направление политической науки, исследующее сложный структурный характер экологической политики, тесно связанной со многими элементами политического процесса и различными сферами общественной жизни. Именно от адекватной реакции политической сферы во многом зависит осмысление нарастающих глобальных экологических противоречий и их проявлений на региональном уровне. Центральным вопросом, лежащим в основе экологополитологического анализа, является вопрос об эффективности принятия решений в сфере охраны окружающей среды, эффективности государственной экологической политики. А это требует рассмотрения таких аспектов, как средства, ценности и цели экополитики; теории принятия политических ре-

шений; влияние политических факторов на решение глобальных экологических проблем; изменение экологической ситуации в регионах под воздействием политических факторов; предоставление населению достоверной информации о социально-экологической обстановке; анализ деятельности «зеленых» партий и движений; готовность властных структур к сотрудничеству с общественными организациями; корректировка приоритетов в экономической политике в пользу социально-экологических и др. Формулирование идей эколого-политологического образования расширяет возможности просвещения, создает условия для перехода от экологического знания к экологическому сознанию, которое мотивирует и определяет деятельность человека.

В целом экологическое образование ориентирует на то, что, принимая любое решение в области окружающей среды, нужно стремиться к равновесию между необходимостью удовлетворить потребности сегодняшнего дня и возможными последствиями этого решения в будущем. Оно призвано способствовать осознанию экологических ценностей; позволяет понять, что мир, в котором живет человек, значительно сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения не совсем безусловны. Кроме того, экологические знания позволяют сделать намного безопаснее жизнь не только собственную, но и своих близких. Экологическое образование дает возможность объяснить населению их права и возможности, научить правильно действовать для защиты долгосрочных интересов жизни общества и стабильности природы, выступать законным оппонентом тех сил, для которых экологическая безопасность по экономическим причинам не является приоритетной целью.

Ecological Education: World, All-Russian and Regional Experience

N. V. Savchuk

The article represents the experience of system generating of ecological education on world, All-Russian and region levels. Stages and peculiarities of ecological education are highlighted. Urgency of ecological-politology education is shown.

Key words: ecological education, public movement, eco-politological education.

Савчук Наталья Васильевна - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой общественных наук Ангарской государственной технической академии, e-mail: nvs2003@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.