Научная статья на тему 'Экологическое образование и воспитание студентов средних специальных учебных заведений в процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования»'

Экологическое образование и воспитание студентов средних специальных учебных заведений в процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2739
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / PROFESSIONAL ACTIVITIES / GREENING EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозеров Евгений Александрович, Куприн Александр Витальевич

Цель исследовательской работы состоит в разработке новых учебно-методических комплексов, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части формирования общекультурных компетенций. В статье дается характеристика особенностям организации общепрофессиональной дисциплины «Экологические основы природопользования» для студентов средних специальных учебных заведений. Рассматриваются основные требования, затрагивающие методические, структурные, содержательные и результативные компоненты курса. Описаны условия реализации экологизации обучения на уровне среднего профессионального образования в процессе изучения студентами данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белозеров Евгений Александрович, Куприн Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING OF STUDENTS IN COLLEGES ON THE COURSE OF «ECOLOGICAL BASES OF NATURE MANAGEMENT»

The purpose of research work fund of new teaching methods and programs to requirements of federal state educational standards of colleges education about formation of general cultural competences. In the article the features of the organization of general professional course «Ecological bases of nature management» for students in colleges are given. The main requirements of methodical, structured, meaningful and effective components of the course are considered. The conditions for the implementation of the greening education on colleges in the process of studying of this course are described.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и воспитание студентов средних специальных учебных заведений в процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования»»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-34 УДК 378: 316 (076)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Белозеров Е.А., Куприн А.В.

Цель исследовательской работы состоит в разработке новых учебно-методических комплексов, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части формирования общекультурных компетенций. В статье дается характеристика особенностям организации общепрофессиональной дисциплины «Экологические основы природопользования» для студентов средних специальных учебных заведений. Рассматриваются основные требования, затрагивающие методические, структурные, содержательные и результативные компоненты курса. Описаны условия реализации экологизации обучения на уровне среднего профессионального образования в процессе изучения студентами данной дисциплины.

Ключевые слова: экологическое просвещение; экологическая культура; профессиональная деятельность; экологизация образования.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING OF STUDENTS IN COLLEGES

ON THE COURSE OF «ECOLOGICAL BASES OF NATURE MANAGEMENT»

Belozerov E.A., Kuprin A.V.

The purpose of research work - fund of new teaching methods and programs to requirements offederal state educational standards of colleges education about formation of general cultural competences.

In the article the features of the organization of general professional course «Ecological bases of nature management» for students in colleges are given. The main requirements of

methodical, structured, meaningful and effective components of the course are considered. The conditions for the implementation of the greening education on colleges in the process of studying of this course are described.

Keywords: environmental education; ecological culture; professional activities; greening education.

До недавнего времени главной проблемой выживания человечества была проблема войны и мира, а в наши дни большинство специалистов сходятся на том, что таковой стала глобальная экологическая проблема, связанная с деградацией окружающей среды. Стало ясным, что быстрая антропогенная трансформация естественных экосистем, дальнейшее загрязнение окружающей среды приводят к катастрофическим последствиям вплоть до гибели человеческой цивилизации. Понимание общих причин деградации биосферы пришло только в самое последнее время и в полной мере осознано далеко не всеми [4].

Стали возникать многочисленные неправительственные экологические организации, движения «зеленых», стали создаваться правительственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды, увеличились расходы на эти цели, расширилось экологическое образование, от которого, по мнению академика Н.Н. Моисеева, зависит очень многое. Именно эффективное эколого-природоохранное образование является одним из важнейших условий успешного развития охраны природы. Еще в 1928 году известный зоолог и общественный деятель в области охраны природы в нашей стране А.П. Семенов-Тян-Шанский писал, что «широкая популяризация идеи охраны природы через печать и школу - лучший способ предотвратить разграбление природных ресурсов, изменить свойственное многим людям потребительское отношение к природе» [3].

Такое потребительское отношение к природе невозможно изменить, приняв какую-то определенную группу мер. Единственный выход - воспитание подрастающего поколения, обладающего экологическим сознанием и соответствующим поведением. От уровня эколого-приро-доохранной подготовки подрастающего поколения, его убежденности в необходимости совершенствования знаний, широкого эколого-природоохранного просвещения зависит общая экологическая культура населения, уровень которой в нашей стране остается пока очень низким.

Важное значение имеет эколого-природоохранная подготовка студентов средних специальных учебных заведений. К одним из обязательных профессиональных компетенций обучающихся на среднем уровне профессионального образования должны быть умения анализировать и прогнозировать экологические последствия принимаемых решений, а также использо-

вать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания.

Выпускники средних специальных учебных заведений, особенно обучавшихся по техническим специальностям, в своей профессиональной деятельности часто сталкиваются с вопросами переработки и использования природных ресурсов, утилизации отходов и многими другими природоохранными задачами. Поэтому успешное решение многих вопросов в области природопользования и охраны окружающей среды неразрывно связано с эколого-природо-охранной подготовкой специалистов на данном уровне профессионального образования.

В настоящее время во многих учебных заведениях, в том числе в системе среднего профессионального образования, реализуются образовательные программы специальных курсов природоохранного содержания. Большое значение в формировании нового мышления в отношении к природе имеет изучение общепрофессиональной дисциплины «Экологические основы природопользования», рассматривающей один из актуальных аспектов проблемы постиндустриального развития общества - объективную оценку состояния и оптимизацию использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства [1].

Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в состав цикла математических и общих естественнонаучных дисциплин среднего профессионального образования. Реализация образовательных программ данного курса направлена на формирование экологического мировоззрения и способности оценки профессиональной деятельности студентов с позиции охраны окружающей среды. Главной целью учебной дисциплины является формирование представлений специалистов о неразрывном единстве природы и человека, о необходимости учета влияния профессиональной деятельности на окружающую среду.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по техническим специальностям на изучение образовательных модулей математического и общего естественнонаучного цикла отводится 72 часа обязательных учебных занятий, из них на дисциплину «Экологические основы природопользования» можно отвести от 30 до 40 часов.

Изучение данной дисциплины должно базироваться на знаниях таких общеобразовательных предметов, как география, биология, химия и обществознание. Необходимо обратить внимание студентов на прикладной характер курса, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности. Поэтому при составлении рабочих программ рекомендуется до 30% времени учебной нагрузки отвести на проведение лабораторных работ и практических занятий.

Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» предусматривает последовательное и взаимосвязанное изучение вопросов экологии, природопользования и охраны окружающей среды. В программу курса должны быть включены следующие элементы содержания, направленные на формирование основных экологических понятий и компетенций природоохранного характера: экология как наука, экологические факторы; особенности взаимодействия общества и природы; природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования; размещение производства и проблема отходов; международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды; концепция устойчивого развития; понятие мониторинга окружающей среды; охраняемые природные территории; правовые и социальные вопросы природопользования; экологическое право [2, 6].

В процессе изучения учебного материала особое внимание должно быть уделено объяснению причин сложившейся экологической ситуации, последствий нерационального природопользования и необходимости защиты природы от загрязнения и разрушения в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений людей. В содержании программ должно быть предусмотрено изучение экосистем России, природоресурсного потенциала и вопросов экологической безопасности страны.

Серьезными экологическими проблемами планеты стали загрязнения окружающей природной среды, изменение физических, химических и биологических показателей биосферы и ухудшение здоровья человека. В силу актуальности данных аспектов экологической проблематики целесообразно, при отборе содержания программ курса, особое внимание уделить следующим элементам учебного материала: антропогенные воздействия на природу; экологический кризис и его признаки, глобальная экологическая проблема; основные загрязнители биосферы и их классификация; загрязнение атмосферного воздуха, природных вод и почвы; влияние человека на растительный и животный мир; способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами; экология и здоровье человека. Изучение данных тем должно быть сопровождено лабораторным практикумом и проведением семинарских занятий.

Чтобы учебный процесс был более вариативным, в образовательной практике рекомендуется применять методы активного обучения (круглые столы, дискуссии, метод составления интеллект-карт, проектирование, проблемное обучение и др). Для лучшего усвоения учебного материала при проведении занятий необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы, наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы), привлекать студентов к их изготовлению, а так же различные технические средства обучения и интернет.

В целях воспитания у студентов любви и бережного отношения к природе необходимо включать в содержание занятий экологические вопросы регионального и местного характера. Для активного привлечения студентов к пропаганде охраны природы рекомендуется практиковать проведение экологических акций, рейдов по очистке территорий, экскурсий в естественных экосистемах (лес, река, луг и др.), выпускать экологические газеты и другие издания (публикации в СМИ).

Экологическое образование и воспитание - целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного, ответственного отношения к природе. Формирование «экологического мышления», заключается в способности адекватно отображать в сознании реальные отношения с окружающей средой. Важную роль в этом процессе играет такой механизм как социализация обучающегося, направленная на формирование гармоничного отношения к обществу, окружающей среде и самому себе [5].

Главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний, а так же ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Для достижения этой цели в процессе изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» акцент учебной деятельности должен быть сосредоточен на формировании знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе «человек-общество-техника-природа» и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды.

Заключение

Осуществление экологизации современного образования - длительный, противоречивый процесс, который требует адекватного теоретико-методологического содержания [5]. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования является одной из первоочередных задач педагогической общественности.

Список литературы

1. Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник. - 7-е изд. перераб. и доп. / Э.А. Арустамов.

- М.: Дашков и К, 2005. 312 с.

2. Кодификатор содержания дисциплины «Экологические основы природопользования» цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин среднего профессионального образования. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования. URL: http:// www.i-exam.ru. (дата обращения 27.04.2015).

3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. - М.: Издательский центр «Академия»; 2001. 208 с.

4. Максаковский В.П. Географическая картина мира: общая характеристика мира / В.П. Мас-саковский. - М.: Дрофа, 2004. 496 с.

5. Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии / В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарта среднего профессионального образования. Приказы Министерства образования и науки РФ. URL: http://www.edu.ru/mon/ (дата обращения 27.04.2015).

References

1. Arustamov E.A. Prirodopol'zovanie [Nature management]. - Moscow: Dashkov and K, 2005. 312 p.

2. Kodifikator soderzhaniya discipliny [Codifier maintenance of discipline «Ecological bases of nature management» cycle of general mathematical and natural science disciplines of colleges]. URL: http://www.i-exam.ru. (accessed April 27, 2015).

3. Konstantinov V.M., Chelidze Y.B. Ekologicheskie osnovy prirodopol>zovaniya [Ecological bases of nature management]. - Moscow: Academy, 2001. 208 p.

4. Maksakovskii V.P. Geograficheskaya kartina mira: obshchaya harakteristika mira [Geographic picture of the world: a general description of the world]. - Moscow: Drofa, 2004. 496 p.

5. Solomin V.P., Vasiliev T.V. Teoriya i metodika obucheniya ehkologii [Theory and methods of teaching of ecology]. - Moscow: Academy, 2009. 208 p.

6. Federal>nyj gosudarstvennyj obrazovatel>nyj standart srednego professional>nogo obrazovaniya [The federal state educational standards of secondary vocational education. Ministry of Education and Science]. URL: http://www.edu.ru/mon/ (accessed April 27, 2015).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Белозеров Евгений Александрович, магистрант кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей

Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики ул. Некрасова, д. 35, г. Уссурийск, Приморский край, 692508, Россия e-mail: logos.82@mail.ru

Куприн Александр Витальевич, ученый секретарь, кандидат биологических наук Заповедник « Уссурийский» ДВО РАН

ул. Некрасова, д. 1, г. Уссурийск, Приморский край, 692519, Россия

e-mail: kyprins@mail.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3595-6257

DATA ABOUT THE AUTHORS

Belozerov Evgeny Alexandrovich, undergraduate student, department of geography, ecology and children health protection

Far East Federal University, School of pedagogic Nekrasova st., 35, Ussuriisk, 692508, Russia e-mail: logos.82@mail.ru

Kuprin Alexander Vitaljevich, academic secretary, candidate of biological sciences Ussuri Nature Reserve FEB RAS Nekrasova st., 1, Ussuriisk, 692519, Russia e-mail: kyprins@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.