Научная статья на тему 'Экологическое образование и Просвещение в проектной деятельности студентов и школьников'

Экологическое образование и Просвещение в проектной деятельности студентов и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПОЛНЕНИЕ / ПРОЕКТ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ACCOMPLISHMENT / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Вера Валентиновна

Эта статья исследует возможности для внедрения экологических проектов в Самаре, чтобы решить задачи экологического образования и просвещения для студентов и школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN THE PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS AND PUPILS

This article explores the possibilities for implementation of environmental projects in Samara city to solve the tasks of environmental education and enlightenment for students and pupils.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и Просвещение в проектной деятельности студентов и школьников»

УДК 378

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

© 2012 В.В.Соловьева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 25.05.2012

Эта статья исследует возможности для внедрения экологических проектов в Самаре, чтобы решить задачи экологического образования и просвещения для студентов и школьников. Ключевые слова: Экологическое образование, выполнение, проект.

Понимание универсальной значимости экологического образования в России сложилось в 70 - 80-х гг. прошлого столетия. Тогда были сформулированы и его основные принципы:

междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоциа-нально-волевых начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Общей задачей экологического образования сегодня является формирование экологического сознания личности. Эта задача базируется на уровне трех основных положений: формирование адекватных экологических представлений; формирование отношения к природе; формирование умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой1.

В образовательных стандартах вузов решение этих задач предусмотрено не только во время аудиторных занятий, но и в период учебных практик по ботанике, зоологии, экологии, в проектной деятельности студентов. В условиях г. Самары есть широкие возможности для реализации экологических проектов с целью решения задач экологического образования и просвещения.

Главным ориентиром при решении задачи формирования адекватных экологических представлений является формирование у личности понимания единства человека и природы. В урбаноэкосистемах есть множество примеров, показывающих эту связь. Во-первых, это рукотворные объекты. Так с конца XIX в. в городе Самара существуют пруды, созданные человеком, многие сохранили живописный

ских наук, профессор. E-mail: solversam@mail. ru

Деребо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д.: 1996.

вид до настоящего времени, но большинство из них превратились в свалки бытового мусора. На этом примере можно решать такую задачу экологического образования как формирование отношения к природе.

Сегодня лишь несколько из 20 водоемов в городе имеют рекреационное, эстетическое и образовательное значение2. Большинство имеет очень неприглядный вид. Экскурсии на живописный и ухоженный водоем, а потом посещение неблагоустроенного пруда позволяют на контрастных примерах показать важность воспитания бережного отношения к природе. Здесь имеет место такой аспект, как деятель-ностное отношение к природе, поскольку благоприятные экологические условия сохранились только на тех водоемах, которые благодаря усилиям ученых и населения взяты под охрану администрацией города, то есть, объявлены памятниками природы. Однако и это мероприятие не всегда результативно, так, несмотря на охраняемый статус, по решению администрации был уничтожен водоем - памятник природы на ул. И.Булкина. Это говорит о существовании проблемы охраны рукотворных водоемов в городе3.

Проблема состояния и охраны водоемов в г. Самаре имеет не только практический, но и гуманитарный аспекты, которые очень важно раскрывать в содержании проектной деятель-

2

Матвеев В.И., Гейхман Т.В., Соловьева В.В. Самарские пруды как объект ботанических экскурсий: Уч. пособие. - Самара: 1995; Матвеев В.И., Соловьева В.В. Экологическое обучение студентов и школьников во время экскурсий на пруды г.Самары // Биология и экология в системе современного педагогического образования: Матер. Межвуз. научн.-практ. Конф. - СПб.; Ставрополь: 1994. - С. 176 - 177.

3

Матвеев В.И., Соловьева В.В. Проблемы охраны и рекреационного использованияводоемов г. Самары и пути их решения// Методология и методика научных исследований в области естествознания: Матер. Всерос. Научно-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Л.В.Воржевой. - Самара: 2006. - С. 240 - 249.

Соловьева Вера Валентиновна, доктор биологиче-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(4), 2012

ности. Известно, что окружающая среда влияет на человека не только в отношении его физического здоровья, но оказывает существенное воздействие на формирование духовных качеств личности - доброты, милосердия, сопереживания. Поэтому после совместных экскурсий и в заключении проекта делается вывод о том, что финансовые и материальные вложения в благоустройство не дадут видимого результата до тех пор, пока у детей и взрослых сохранится потребительское отношение к природе. В связи с этим, параллельно с ландшафтным обустройством водоемов необходимо воспитывать экологическую культуру. Участники экологических проектов приходят к единому мнению, что начинать это надо с раннего возраста. Поэтому очень важно сегодня решать проблемы социальной экологии, научить современное поколение по-новому строить свои отношения с окружающей средой.

Известно, что большую работу по формированию системы умений и навыков взаимодействия с природой, развитию экологического сознания детей и подростков проводят педагоги г. Самары, выпускники нашего вуза. С проектами «Озера Самары» и «Экологический мониторинг прудов г. Самары» они стали лауреатами Всероссийских экологических конкурсов в г. Москве «Вода на Земле» (1996) и «Человек на Земле» (2005). Полные желания обратить внимание взрослых, городской администрации на проблему сохранения озер, школьники под руководством педагогов создают проекты по их реабилитации. Так, например, учащиеся МОУ № 152 г. Самары под руководством педагогов, подготовили «Проект детского экологического парка «Чистое озеро», целью которого было благоустройство территории около пруда на ул. Ивана Булки-на. Ученики МОУ № 67 разработали «Проект благоустройства пруда около Экономического университета». В 2005 году ученики МОУ № 90 успешно защитили «Проект реабилитации пруда на ул. Мирной Промышленного района г. Самары». В 2006 году названные выше работы стали призерами «Стокгольмского Юниорского Водного конкурса», проводимого под патронажем королевской семьи Швеции и направленного на улучшение качества воды во всем мире.

Таким образом, решение задачи воспитания бережного отношения к природе и экологической культуры носит комплексный характер.

Уровень экологического сознания и культуры детей и взрослых пока еще низок. Особенно важно учитывать гуманитарный аспект проблемы, когда она решается на профессиональном уровне. Ее правовые и экономические аспекты во многом зависят от степени экологического сознания специалистов-профессионалов, принимающих конкретные решения. Поэтому экологическое образование имеет базовое значение в решении проблемы охраны водных объектов в городе (см. рис.1).

Последовательное и комплексное использование социально-правовых и экономических механизмов на основе экологических принципов продвинет нас в решении проблемы бережного отношения к объектам природы и сохранения водоемов. Студенты и школьники могут принимать в этом посильное участие в виде проектной деятельности.

Объектом экскурсий и совместных экологических проектов студентов и школьников по краеведческому воспитанию могут служить городские парки. Практически все парки города пригодны для решения образовательных задач. Гармоничное сочетание искусственных и природных комплексов городского ландшафта обеспечивает экологические, функциональные и эстетические качества жизненной среды. Так, подчеркивая экологическую и эстетическую роль парков, в одном из совместных экологических проектов студентов и школьников было выяснено их просветительское значение. Например, изучение флоры нескольких парков г. Самары показало, что они содержат 123 вида растений, из них 4 вида из отдела Голосеменные и 119 видов из отдела Цветковые. Кроме того, в парке отмечено 8 видов лишайников. Парки посещают школьники близлежащих учебных учреждений, которые во время экскурсий знакомятся с богатством и разнообразием растительного мира, получают сведения о практическом значении растений и необходимости бережного отношения к ним.

Таким образом, разнообразные виды проектной деятельности способствуют формированию умений и навыков взаимодействия с природой. Конечным результатом, кроме содержания самого проекта, могут служить многочисленные творческие работы учащихся: рисунки, фоторепортажи, видиосъемка, экологические плакаты, сочинения о любимом уголке природы, стихи и экологические сказки.

Сохранение водных экосистем

Создание экологических парков

Благоустройство водоемов

Соблюдение статуса ООПТ

Экологическая паспортизация водоемов

I

Мониторинг водоемов

Экологические

Благоустройство водоемов

Привлечение средств ТО и ЧП

Правовые

Экологическое воспитание

Воспитание экологической культуры

Основные проблемы охраны водоемов

s \

Развитие

экологического

сознания

V У

Экономические

Бережное отношение к природе

Экологическое образование

I

Формирование экологического мышления

Рис.1. Основные проблемы охраны водоемов

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND ENLIGHTENMENT IN THE PROJECT ACTIVITY

OF STUDENTS AND PUPILS

©2012 V.V.Solovyova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article explores the possibilities for implementation of environmental projects in Samara city to solve the tasks of environmental education and enlightenment for students and pupils. Keywords: Environmental education, accomplishment, project.

Vera Valentinovna Solovyova, Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Botany, general biology, ecology and bioenvironmental education. E-mail: solversam@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.