Научная статья на тему 'Экологический мониторинг внутренней среды образовательного учреждения как функция экологического менеджмента'

Экологический мониторинг внутренней среды образовательного учреждения как функция экологического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ENVIRONMENTAL MONITORING / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бударь Сергей Юрьевич, Васильковская Ольга Вячеславовна

Статья посвящена актуальным вопросам управления образовательным учреждением с позиций экологического менеджмента. Важнейшей составляющей последнего является экологический мониторинг, то есть комплексная система, анализирующая внутренние экологические показатели деятельности учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бударь Сергей Юрьевич, Васильковская Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental monitoring of the internal context of the educational institution as a function of environmental management

Article is devoted to the management of the educational institution from the standpoint of environmental management. The most important component of the latter is environmental monitoring. It is a complex system that analyzes the internal environmental indexes of the institution performance.

Текст научной работы на тему «Экологический мониторинг внутренней среды образовательного учреждения как функция экологического менеджмента»

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Бударь С.Ю., Васильковская О.В.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

как функция экологического менеджмента

Управление современного образовательного учреждения (далее - ОУ) происходит в условиях постоянно изменяющихся факторов внешней среды и сопряжено с решением многочисленных сложных задач. Поэтому эффективность деятельности учебных заведений в значительной степени зависит от разнообразия применяемых методов управления, которые могут обеспечить гибкость, инновационность и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Экологический менеджмент в общем понимании - это комплекс мер по оптимизации качества среды, в которой находятся обучающиеся и работают научные сотрудники и преподаватели. Система экологического менеджмента в образовательном учреждении предполагает разрешение внутренних и внешних экологических проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы и обучения.

Современной тенденцией является тот факт, что организации, включая и образовательные учреждения, ограничиваются лишь решением вопросов о воздействии своих элементов производства на окружающую среду. Между тем, говоря о производительности труда, эффективности деятельности работников, имидже и репутации учреждения, нельзя забывать о внутренней среде организации. Именно внутренняя среда организации оказывает наибольший вклад в успешность деятельности учреждения.

Экологический мониторинг представляет собой комплексную систему, анализирующую внутренние показатели деятельности учреждения, и состоит из наблюдений за состоянием зданий, помещений и прилегающей территории к образовательному учреждению; оценки и прогноза изменений состояния параметров внутренней среды под воздействием антропогенных факторов и факторов окружающей среды [1, c. 20].

Показатели состояния внутренней среды организации могут служить базой для определения точек экологического риска в деятельности учреждения. В свою очередь, «на основе информации о проблемных в экологическом отношении зонах осуществления деятельности в образовательном учреждении строится матрица ответственности системы экологического менеджмента» [5, c. 104]. То есть, экологический мониторинг является действенным механизмом разработки задач экологического менеджмента и служит базой для последующего принятия управленческих решений.

Структура качества жизни базируется на трех компонентах:

• удовлетворение потребностей населения - физиологические, социальные, экономические, культурные и т.д.;

38

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014

• условия жизни, включающие характеристики социальной среды, состояния природной и искусственной среды, созданной человеком;

• виды деятельности, осуществляемые человеком и включающие труд, быт, отдых и др. [4, с. 42].

Экологический мониторинг затрагивает все три указанных области, что позволяет говорить о влиянии данной деятельности на представление о качестве жизни в ОУ.

В России экологический мониторинг образовательной среды проводится на уровне определения пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических норм, качества водопроводной воды, уровня освещенности в помещениях. Как правило, данные исследования проводятся в средних общеобразовательных школах и в дошкольных образовательных учреждениях и осуществляют их специалисты по контролю за деятельностью образовательных учреждений.

На данный момент системно экологический мониторинг не осуществляется ни в высших, ни в средних, ни в дошкольных образовательных учреждениях. Но для улучшения качества жизни обучающихся и работников ОУ необходимо непрерывно осуществлять внутренний мониторинг экологической обстановки.

Если за рубежом включенность процессов экологической оценки среды труда и обучения в систему параметров «качества жизни» обучающихся и персонала ОУ является органичной и описанной документально, то в РФ до сих пор комплекс экологических параметров образовательной среды существует в значительной степени лишь формально.

Так, в англоязычных источниках понятие «качество жизни» интерпретируется как система критериев при определении требований к зданиям, помещениям и дизайну внутренней среды в целом, которые должны учитываться при создании «школы будущего» [11, c. 258]; к качеству универсального критерия эффективности программ экологической устойчивости образовательных учреждений [9]; к комплексу показателей жизни человека, на уровень качества которых могут оказать влияние конкретные вещества и определенные технологии [10].

В отечественных исследованиях качество жизни часто остается на уровне концепций и программ, но не трактуется как область прикладных исследований на базе организаций различных отраслей.

В результате исследований было выявлено несколько групп факторов окружающей среды, влияющих на производительность труда и самочувствие работников, на что обращают внимание и ответственные за охрану труда в организациях лица [1, с. 21]. Данные направления оценки были апробированы в ходе комплексного мониторинга внутренней среды НОУ ВПО «Международный инновационный университет» в течение трех месяцев 2013 года (октябрь - декабрь). Особенностью проводимых мероприятий явилось то, что субъектами экологического мониторинга выступили обучающиеся и преподаватели.

Схема оценки параметров внутренней среды состояла из следующих компонентов:

1. Оценка качества воды, используемой для питья и в гигиенических целях:

• наличие очистного оборудования (проверялось его наличие и уровень загрязнения «на конце трубы» или в источнике загрязнения);

39

• внешний вид воды (цветность, прозрачность, наличие осадка и т. п.);

• субъективные показатели (запах, влияние на состояние кожного покрова, самочувствия и т. п.);

• химический анализ воды (при обращении к помощи специалиста);

• осуществляется ли закупка питьевой воды (если да, то из каких источников -природных или из водопровода с очищением промышленным способом) и др.

2. Оценка качества воздуха:

• температура воздуха в помещении должна быть комфортной (от+18 °С до +24 °С). Слишком холодный воздух может вызвать сонливость, простудные заболевания, иммунологические расстройства; слишком теплый - уменьшение работоспособности, простудные заболевания, повышенную утомляемость;

• насыщенность кислородом и ионами азота;

• естественная вентиляция — если она наличествует, то следует оценить качество воздуха, поступающего из окружающей среды; этот показатель не может считаться положительным, если вентиляционные окна выходят на оживленную автостраду;

• влажность — показатель, влияющий на состояние кожи, слизистых оболочек. Если студенты или преподаватели замечают, что дома или в университете у них сохнет кожа рук и лица или появляется беспричинный кашель, но эти явления проходят через некоторое время, как только данное помещение покидается, то, скорее всего, дело именно в недостаточном уровне влажности;

• искусственная вентиляция, кондиционирование, увлажнение— имеются ли соответствующие технические приспособления и если— да, то какого техникоинновационного уровня, срока давности;

• механическая загрязненность— пылевая или специфическая для данной профессиональной деятельности;

• наличие посторонних примесей (взвесей, запахов).

3. Оценка параметров освещенности помещений:

• определение вида используемых искусственных источников освещения;

• интенсивность естественного света;

• индивидуальное освещение рабочего места;

• внедрение программ энергосбережения (осуществляется ли замена средств освещения и электроприборов на более экономичные и безопасные в плане последующей утилизации);

4. Оценка наличия специальных мест для отдыха и приема пищи:

• необходимо их отделение от рабочей зоны механическими заграждениями;

• они должны соответствовать нормам санитарной гигиены;

• обязательный перерыв на обед и время отдыха (зависит от требований, предъявляемых к профессии работника) и т. п.

5. Оценка степени загрязненности окружающей среды в целом:

• механическое загрязнение (имеется ли система раздельного хранения отходов, как часто проводится выемка мусора и т. п.);

• химическое загрязнение;

• шумовое (в том числе, из-за внешнего шума);

40

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2014

• электромагнитное (количество оргтехники на 1 м3, время работы на компьютере. Особенно вредно электромагнитное воздействие для беременных женщин, детей и пожилых людей);

• радиационное;

• наличие специальной рабочей одежды и т. п.

6. Оценка видов и состава отходов организации— способы утилизации бытового мусора, пищевые отходы, макулатура, особо опасные отходы и т. п.

Данный список исследуемых компонентов может изменяться в зависимости от целей и задач проводимых изысканий в определении качества внутренней среды.

По итогам комплексного исследования необходимо составить отчет, который будет отражать систему существующих проблем и проявлять ясность относительно того, какие действия необходимо предпринять, чтобы проблемы нейтрализовать или минимизировать. Наиболее точно оценить экологические риски можно в том случае, если провести опрос или попросить заполнить таблицу с экологическими параметрами среди большого количества студентов и в особенности сотрудников. Многие исследуемые параметры воспринимаются весьма субъективно, поэтому и оценка должна содержать в себе как можно больше данных.

Экологический менеджмент позволяет на системных основаниях внедрять проекты совершенствования состояния окружающей среды и внутренней среды организаций. Но совершенно необязательно обладать специальными знаниями для того, чтобы оценить реальные угрозы своему самочувствию, здоровью обучающихся и сотрудников. Представляется, что приведенный комплекс оценочных действий позволит разработать ряд управленческих решений, направленных на совершенствование экологического состояния внутренней среды ОУ и внедрить систему экомониторинга на самоуправляемой основе.

Помимо решения задач минимизации негативного воздействия на окружающую среду, внедрение системы экологического менеджмента способно вывести учреждение образования на новый уровень организации управленческой деятельности в целом. Рассмотрение задач управления под углом концепции устойчивого развития приводит к необходимости анализа и переосмысления всей системы менеджмента, в результате чего выявляются дублирующие функции, неэффективные или вовсе лишние звенья в структуре, достигаются экономические результаты вследствие рационального использования ресурсов. Характерные для любого хозяйствующего субъекта функции, связанные с выполнением санитарных требований и норм, требований пожарной безопасности, с обеспечением здоровья обучающихся, педагогов и персонала, в контексте аспектов экологического менеджмента становятся предсказуемыми и управляемыми. Это приводит к использованию экологически безопасных материалов в отделке помещений, к «внедрению современных технологий очистки воды, экономии всех видов энергии, снижению рисков аварий и профессиональных заболеваний» [6, c. 6]. Представляется, что вовлечение преподавателей, обучающихся, других заинтересованных лиц в регулярный мониторинг экологических аспектов способствует распространению экологических знаний, формированию экологического мышления, сохранению окружающей среды, что способствует реализации миссии

41

любого образовательного учреждения.

Поскольку экологический менеджмент для образовательных учреждений является инновацией, то опыт реализации экологических проектов представляется особенно ценным для изучения и распространения в качестве лучших практик, в том числе, в сфере экологического мониторинга качества внутренней среды ОУ.

Литература

1. Апевалова З.В. Гуманитарные технологии управления окружающей средой: Уч. пособ. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 44 с.

2. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Качество жизни// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №9. С. 126-128.

3. Куликова Т. А. Особенности взаимосвязи культуры труда и качества жизни// Проблемы современной экономики. 2012. №2 (42). С. 470-473.

4. Методика оценки качества жизни/ Под ред. Л. А. Кузьмичева, М. В. Федорова, Е. Е. Задесенца М.: ВНИИТЭ, 2000. 48 с.

5. Соломин В. П., Роговая О. Г., Апевалова З. В., Тимченко В. В. и др. Система экологического менеджмента в педагогическом вузе/ Под общ. ред. проф. В. П. Соломина и доц. О. Г. Роговой. СПб.: ООО«Книжный Дом», 2008. 208 с.

6. Соломин В. П., Тимченко В. В., Апевалова З. В., Титова Д. Ю., Роговая О. Г. и др. Экологиче-ский менеджмент образовательных учреждений: концепции, система, модели сетевого взаи-модействия/ Под ред. проф. В. П. Соломина и доц. З. В. Апеваловой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 255 с.

7. Субетто А. И. Качество непрерывного образования: логика развития и проблемы: Лекция в Санкт-Петербургской государственной академии последипломного педагогического образования. СПб.: СПГАППО, 2005. 75 с.

8. Титова Д. Ю. Актуальные подходы к экообразованию в контексте концепции устойчивого развития// Образование и общество. 2013. №2. C. 67-70.

9. Coulson-Thomas C. Quality Leadership for Sustainability // Management Services. Vol. 57. №1. 2013. P. 14-22.

10. Roman C., Scripcariu L., Diaconescu R. M.Information Technologies in Public Health Management: A Database on Biocides to Improve Quality of Life // Iranian Journal of Public Health. Vol. 41. №6. 2012. P. 21-28.

11. Stringer A.; Dunne J., Boussabaine H. Schools Design Quality: A User Perspective // Architectural Engineering and Design Management. Vol. 8, №. 4. 2012. P. 257-271.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.