Научная статья на тему 'Экологический аспект формирования международной инвестиционной привлекательности российских компаний'

Экологический аспект формирования международной инвестиционной привлекательности российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ENVIRONMENTAL RATING COMPANY / ENVIRONMENTAL ASSESSMENT / MODERNIZATION OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков Павел Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы определения понятия «инвестиционная привлекательность», использования экологической аргументации в конкурентной борьбе за международные инвестиции. Необходимость привлечения ресурсов для обеспечения процесса развития обязывает предприятие-реципиент быть инвестиционной привлекательной для инвестора. Именно по этой причине, на первый план выходит понятие инвестиционной привлекательности сложного интегрального понятия, которое возникло относительно недавно в связи с развитием такого направления экономических исследований, как инвестиционный анализ. Каждое предприятие, ориентированное на устойчивое развитие бизнеса и привлечение иностранных инвестиций, осуществляет капитальные вложения в природоохранные мероприятия, которые позволяют не только внедрить здоровье сберегающие технологии, но и делают предприятие более конкурентоспособным. Все больше предпринимателей понимают, что пренебрежение экологической оценкой деятельности, несоблюдение природоохранных требований увеличивает риски, ведет к снижению экономической ценности компаний и искажению цены акций. А это неизбежно приводит к падению их инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF FORMATION OF INTERNATIONAL INVESTMENT ATTRACTIVE RUSSIAN COMPANIES

The questions of the definition of "investment attractiveness" of the environmental argument in the competition for international investment. The need to attract resources for enterprise development requires the recipient to be the investment attractive to the investor. For this reason, in the foreground the concept of investment attractiveness a complex of the integral concept, which emerged recently in connection with the development of such areas for economic research, as investment analysis. Each enterprise focused on sustainable business development and attraction of foreign investment, making capital investments in environmentalnye activities that can not only implement a health-saving technologies, but also make the company more competitive. More and more businesses understand that the neglect of environmental assessment activities, environmental non-compliance increases the risk, reduces the economic value of companies and distort stock prices. This inevitably leads to a decline in their investment appeal.

Текст научной работы на тему «Экологический аспект формирования международной инвестиционной привлекательности российских компаний»

УДК 339.9 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Поляков П.А.

В статье рассматриваются вопросы определения понятия «инвестиционная привлекательность», использования экологической аргументации в конкурентной борьбе за международные инвестиции. Необходимость привлечения ресурсов для обеспечения процесса развития обязывает предприятие-реципиент быть инвестиционной привлекательной для инвестора. Именно по этой причине, на первый план выходит понятие инвестиционной привлекательности - сложного интегрального понятия, которое возникло относительно недавно в связи с развитием такого направления экономических исследований, как инвестиционный анализ. Каждое предприятие, ориентированное на устойчивое развитие бизнеса и привлечение иностранных инвестиций, осуществляет капитальные вложения в природоохранные мероприятия, которые позволяют не только внедрить здоровье сберегающие технологии, но и делают предприятие более конкурентоспособным. Все больше предпринимателей понимают, что пренебрежение экологической оценкой деятельности, несоблюдение природоохранных требований увеличивает риски, ведет к снижению экономической ценности компаний и искажению цены акций. А это неизбежно приводит к падению их инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, экологический рейтинг предприятия, экологическая оценка, модернизация производства.

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF FORMATION OF INTERNATIONAL INVESTMENT ATTRACTIVE RUSSIAN COMPANIES

Polyakov P.A.

The questions of the definition of "investment attractiveness" of the environmental argument in the competition for international investment. The need to attract resources for enterprise development requires the recipient to be the investment attractive to the investor. For this reason, in the foreground the concept of investment attractiveness - a complex of the integral concept, which emerged recently in connection with the development of such areas for economic research, as investment analysis. Each enterprise focused on sustainable business development and attraction of foreign investment, making capital investments in environmental-nye activities that can not only implement a health-saving technologies, but also make the company more competitive. More and more businesses understand that the neglect of environmental assessment activities, environmental non-compliance increases the risk, reduces the economic value of companies and distort stock prices. This inevitably leads to a decline in their investment appeal.

Keywords: investment attractiveness, environmental rating company, environmental assessment, modernization of production.

Подъем мировой экономики происходит в основном за счет стремительного роста динамично развивающихся стран, в том числе России, на фоне отставания развитых государств. В 2010 году впервые более половины общемирового объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) было направлено в экономику динамично развивающихся стран, что свидетельствует об интересе инвесторов к растущему внутреннему потреблению на этих рынках. Несмотря на то что Китай по-прежнему лидирует, соперничающим с ним странам удалось сократить разрыв в

плане инвестиционной привлекательности. При этом показатель России в данной области в период с 2005 по 2011 год практически удвоился. В 2010 году Россия привлекла 37 млрд. долларов США в виде ПИИ.

Согласно данным Ernst & Young European Investment Monitor за 2011 год, Россия заняла в 2010 году четвертое место среди европейских стран по уровню инвестиционной привлекательности.

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед российскими предприятиями, является расширение возможностей привлечения внешнего финансирования для решения вопросов выхода из кризиса и дальнейшего роста.

Ключевую роль в инвестиционном процессе играют инвесторы, поскольку именно они непосредственно осуществляют целевое вложение собственных, заемных или привлеченных средств в различные инвестиционные проекты. Вопрос выбора инвестором объекта вложения инвестиций остается одним из основных для понимания такой значимой экономической категории, как инвестиционная привлекательность - одного из основных индикаторов возможности предприятия вызвать интерес у потенциального инвестора.

Существует много определений инвестиционной привлекательности.

Так, Дворников М.А. под инвестиционной привлекательностью понимает систему принятых на предприятии мер, которые стимулируют привлечение инвестиций различных форм. В связи тем, что предприятия привлекают инвесторов различных типов, инвестиционная привлекательность в этом случае является целым комплексом взаимосвязанных мероприятий, делающих компанию привлекательной для окружающих. [1]

Глущенко М.Е. предлагается следующая формулировка рассматриваемого понятия: инвестиционная привлекательность предприятия - это экономическая характеристика хозяйствующего субъекта, которая определяет целесообразность вложения капитала, отражает достигнутый и потенциальный уровень развития предприятия, основываясь на оценке наиболее значимых для инвестора характе-

ристик: финансовой, производственной, инновационной, социальной, экологической и др. [2]

В диссертационной работе Ахмятжанова Т.З. предложена модель формировании оценки инвестиционной привлекательности, основанная на многофакторности проводимого анализа. При этом, совокупность факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, по его мнению, можно представить следующим образом (рис.1). [3]

Рис. 1. Факторы, определяющие оценку инвестиционной привлекательности

Таким образом, учитывая комплексный характер, инвестиционная привлекательность предприятия включает в себя показатели всех видов, имеющих значение для инвестора: финансовые, рыночные, кадровые, ресурсные, территориальные, инновационные, социальные, экологические.

На последнем аспекте остановимся подробнее.

Экологический рейтинг предприятия зависит от показателей, характеризующих экологические аспекты его деятельности. Так, в Государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2011 году» приведен ранжированный перечень предприятий по показателям выброса/сброса загрязняющих веществ в окружающую среду - загрязнения атмосферного воздуха (тыс. т) и сброса загрязненных сточных вод в водные объекты (млн. м3) [4].

В 2005-2007 г.г. опубликованы три выпуска справочника «Социальноэкологическая ответственность и рейтинги российского бизнеса», в котором приводятся экологические рейтинги крупнейших российских компаний и предприятий [5]. По каждому предприятию и компании приведены показатели потребления воды, загрязненных стоков, выбросов в атмосферу, выхлопных газов автотранспорта, образования отходов, нарушенных земель и земель занятых застройкой, дорогами, свалками. Каждая компания по этим показателям сопоставлена со средним уровнем аналогичных воздействий в экономике России. Данные предприятий и компаний, открывших свою экологическую статистику приведены на "белых" страницах. Оценки для непрозрачных компаний размещены на "серых" страницах. Общее число оцениваемых предприятий в выпуске 2007 г. достигло 2000.

Особое значение имеет экологическая оценка предприятия при рассмотрении инвестиционных проектов. Еще в октябре 1989 г. Всемирный банк сформулировал собственную политику в отношении экологической оценки. В соответствии с данной политикой классификация инвестиционных проектов осуществляется на стадии отбора их для финансирования. Каждому инвестиционному проекту присваивается одна из четырех категорий, которая зависит от характера и степени его воздействия на окружающую среду [7].

В соответствии с политикой Всемирного банка, Международная финансовая корпорация (IFS), входящая в группу Всемирного банка, разработала т.н. «Прин-

ципы экватора» - пакет рекомендаций по управлению природоохранными вопросами, связанными с финансированием инвестиционных проектов. Согласно «Принципам экватора», инвестиционные проекты на сумму 50 и более млн. долларов подразделяются на три категории: А, В и С, т.е., высокую, среднюю и низкую степень риска нанесения ущерба окружающей среде. Если инвестиционному проекту присваиваются категории А или В, его реализаторы должны предоставить гарантии того, что последствия данного инвестиционного проекта не противоречат «Принципам экватора» и политике IFS в целом [8].

В 2005г. к данной инициативе присоединились десять ведущих международных банков (ABN AMRO Bank, Barclays, Citigroup, Credit Lyonnais, Credit Suisse Group, HVB Group, Rabobank, Royal Bank of Scotland, WestLB AG и Westpac Banking Corporation).

В связи с вышесказанным, любое предприятие, ориентированное на устойчивое развитие бизнеса, должно думать не только расширении производства и увеличении прибыли, но и о внедрении на предприятиях здоровье сберегающих технологий.

В качестве примера эффективной природоохранной деятельности остановимся на природоохранных мероприятиях РУСАЛа: Красноярском алюминиевом заводе (КрАЗ), Братском алюминиевом заводе (БрАЗ), Новокузнецком алюминиевом заводе (НкАЗ), Богословском алюминиевом заводе (БАЗ), Североуральском бокситовом руднике (СУБР). [9]

Так на КрАЗе завершен первый этап модернизации, стоивший более 360 млн. долларов. В ее рамках введена в промышленную эксплуатацию новая газоочистная установка, внедрены системы автоматической подачи глинозема в электролизном производстве. Все это привело к снижению удельных выбросов вредных веществ на тонну произведенного алюминия. На Саяногоском алюминиевом заводе (САЗе) и Хакасском алюминиевом заводе (ХАЗе) действует сухая газоочистка. Оба завода работают в рамках утвержденных нормативов ПДВ. Кроме того, увеличен срок службы электролизеров, что позволило уменьшить объем отходов

производства. На БрАЗе мероприятия по совершенствованию производственной системы привели к уменьшению выбросов в атмосферу на 6 %.

Вкладывая сотни миллионов долларов в достижение экологической стратегии, РУСАЛ тем самым добивается решения сразу нескольких масштабных задач. Во-первых, резко улучшаются условия труда на заводах, и, одно временно, людям обеспечивается нормальная комфортная жизнь в регионах - ведь сотрудники РУСАЛа дышат тем же воздухом, что и прочие россияне. Во-вторых, модернизация сама по себе снижает затраты, себестоимость продукции и делает РУСАЛ более конкурентоспособной. В-третьих, предприятия, получив новые системы и технологии, будут работать гораздо дольше (это очень важно, так как многие из них были построены много лет тому назад), и, следовательно, создаются дополнительные гарантии сохранения рабочих мест. Таким образом, средства, инвестированные в модернизацию, в том числе и экологическую, работают на компанию, ее имидж в глазах инвесторов и, как следствие, на ее инвестиционную привлекательность.

Использование экологической аргументации в конкурентной борьбе, в итоге, должно привести ее участников к уменьшению негативного антропогенного воздействия, улучшению качества окружающей среды, снижению показателей эколого-экономического ущерба. Активную экологическую политику проводят сегодня все больше компаний России, так как они осознают экологические последствия своей производственной деятельности и стремятся к постоянному снижению своего негативного воздействия на окружающую среду. Все больше предпринимателей понимают, что пренебрежение экологической оценкой деятельности, несоблюдение природоохранных требований увеличивает риски, ведет к снижению экономической ценности компаний и искажению цены акций. А это неизбежно приводит к падению их инвестиционной привлекательности.

Список литературы

1. Дворников М. А. Методы формирования инвестиционной привлекательности предприятий-заемщиков. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 2009.

2. Глущенко М.Е. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий жилищной сферы. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. Новосибирск, 2010.

3. Ахмятжанов Т.З. Учетно-аналитические аспекты оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий (на материале рыбопромышленного комплекса). Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. М., 2009.

4. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды

Российской Федерации в 2010 году»//Сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации. ЦКЪ:

http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1265

5. Социально-экологическая ответственность и рейтинги российского бизнеса: Справочник. Вып. 1, 2, 3. М.: Международный Социально-экологический Союз, Независимое экологическое рейтинговое агентство при содействии Международного Банка Реконструкции и Развития, 2005-2007.

6. Черп О.М., Винниченко В.Н., Хотулёва М.В., Молчанова Я.П., Дайман С.Ю. Экологическая оценка и экологическая экспертиза. www.ecoline.ru

7. Чернышов В.И., Фролова Л.В. Экологическая оценка инвестиционных проектов и программ Мирового банка реконструкции и развития // Экологическая экспертиза. Обзорная информация. М.: ВИНИТИ. 2005. №1. С.31-37.

8. www.rbsys.ru

9. Андреев С. В. В природу инвестировать выгодно// Дискуссия. №8 октябрь 2010.

References

1. Dvornikov M.A. Metody formirovaniya investicionnoi privlekatel'-nosti predpriyatii-zaemschikov [Methods for investment attractiveness of borrowing enterprises]. M., 2009.

2. Gluschenko M.E. Analiz investicionnoi privlekatel'nosti predpriyatii jilischnoi sfery [Analysis of investment attractiveness of the housing sector]. Novosibirsk, 2010.

3. Ahmyatjanov T.Z. Uchetno-analiticheskie aspekty ocenki investicionnoi privlekatel'nosti rossiiskih predpriyatii (na materiale rybopromyshlennogo kompleksa) [Accounting and analytical aspects of the evaluation of investment attractiveness of Russian companies (based on the fishing industry)]. M., 2009.

4. http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1265

5. Social'no-ekologicheskaya otvetstvennost' i reitingi rossiiskogo biz-nesa [Social and environmental responsibility and ratings Russian business]. M.: Mejdunarodnyi Social'no-ekologicheskii Soyuz, Nezavisimoe ekologicheskoe reitingovoe agentstvo pri sodeistvii Mej-dunarodnogo Banka Rekonstrukcii i Razvitiya, 2005-2007.

6. Cherp O.M., Vinnichenko V.N., Hotuleva M.V., Molchanova Ya.P., Daiman

S.Yu. Ekologicheskaya ocenka i ekologicheskaya ekspertiza [Environmental assessment and environmental assessment]. www.ecoline.ru

7. Chernyshov V.I., Frolova L.V. Ekologicheskaya ekspertiza. Obzornaya informaciya. M.: VINITI. 2005. №1. pp.31-37.

8. www.rbsys.ru

9. Andreev S. V. Diskussiya, no. 8 October (2010).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Поляков Павел Анатольевич, аспирант кафедры "Мировая экономика и международный бизнес"

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Ленинградский проспект, 49, г. Москва, 125993, Россия

economist1985@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Polyakov Pavel Anatolevich, postgraduate student

Financial University under the Government of the Russian Federation 49, Leningradskiy Prospect, Moscow, 125993, Russia economist1985@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.