Научная статья на тему 'Экологические знания как основа подготовки учителя к экологическому образованию школьников'

Экологические знания как основа подготовки учителя к экологическому образованию школьников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
829
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ШКОЛЬНИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДА / ФОРМИРОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ECOLOGY / FUTURE TEACHER / PUPIL / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL VALUES / PROTECTION OF ENVIRONMENT / NATURE / FORMATION / ATTITUDE TOWARD NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бобоева Зебо Субхоновна

В статье рассматривается проблема формирования экологического знания у студентов будущих учителей, подчеркивается, что проблема профессионального становления учителя, способного осуществлять экологическое образование, приобретает в данное время все большее практическое и социально экономическое значение. Определены методы и пути, которые должны стать обязательной составляющей содержания экологического обучения будущих учителей. Автором предлагается изучение факторов, влияющих на эффективность применения технологии научно просветительской деятельности студентов в деле экологического образования школьников. Сделаны выводы, что готовность будущих учителей к экологическому образованию школьников возможна лишь на базе философского осмысления всеобщих законов бытия и мышления, познания и овладения законами общественного развития, знания об экологических последствиях жизнедеятельности человечества и мерах по охране окружающей нас природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological knowledge is as a core of teachers training to ecological education of schoolchildren

The article deals with the description of formation of ecological values among students and future teachers. The article mainly stresses the issues of professional development, particularly the formation of ecological education. Ecological education gains practical social and economic importance nowadays. The methods and the means which can be the required content of the ecological education for future teachers have been determined. The author supposed the need of studying the factors influencing on the effective application of scientific and educational activity technology of the students in the regards to ecological education of the students. The author concludes that the readiness of future teachers to ecological education of school children is possible on the base of philosophical comprehension of general laws of objective reality, thinking possessing the laws of social development, knowledge about ecological consequences of human activity in regards to environmental protection.

Текст научной работы на тему «Экологические знания как основа подготовки учителя к экологическому образованию школьников»

УДК 57.026 З.С. БОБОЕВА

ББК 28.081

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях современного научно-технического прогресса воздействие человека на природу непрерывно увеличивается, внося в биосферу многообразные, и в том числе необратимые, изменения. Быстро растет степень загрязнения атмосферы и гидросферы. Резко нарушен и общий биологический круговорот веществ: кислорода, углерода, азота и фосфора. В эти естественные круговороты человек включил искусственные синтетические вещества (полиэтиленовые пленки, гербициды и др.), которые по своим свойствам несовместимы с природной средой.

За последние 500 лет при участии человека истреблено две трети покрывающих Землю лесов, только за последние 100 лет безвозвратно утрачено 40% существовавших на планете лесных массивов (на лес приходится только 20% суши).

Дождевой тропический лес - один из главных источников кислорода атмосферы, а вырубка его продолжается со скоростью 30 га/мин. Если его уничтожение будет продолжаться такими темпами, то через 40-50 лет тропического леса вообще не останется на Земле. В этой связи количество кислорода биосферы в атмосфере уменьшается ежегодно на 10-12 млрд, тонн, а объем углекислого газа в окружающей среде увеличивается на 10-12 млрд, тонн (12).

Изменилась фауна и флора планеты. Полностью уничтожены человеком редкие и ценные виды растений и животных, а еще большее количество видов находится под угрозой исчезновения.

С учётом сложившихся обстоятельств и важности этой проблемы для нашей страны постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля 2015 года, № 178, принята «Государственная комплексная программа развития экологического воспитания и образования населения Республики Таджикистан на период до 2020 года» (5), которая представляет собой систему приоритетных целей, задач и принципов и составляет основу государственной политики Республики Таджикистан в области экологического образования и просвещения, а также определяет основные направления ее реализации и формирования экологической культуры общества.

В связи с этим, проблема профессионального становления учителя, способного осуществлять экологическое образование, приобретает в данное время все большее практическое и экономико-социальное значение.

Формирование готовности будущего учителя к экологическому образованию школьников не может строиться на произвольных началах, поскольку осуществление экологического образования требует обеспеченности социальной, психолого-педагогической, научно-теоретической подготовки будущего учителя, что способствует формированию научного мировоззрения о взаимоотношении человека и природы и ответственного отношения к окружающей среде. Одной из актуальных проблем философии является проблема взаимоотношения человека и природы. Проблема отношения человека к природе является одним из конкретных выражений основного вопроса философии в категории бытия и мышления, о взаимодействии материального и духовного мира. Характер взаимодействия человека с природой в последние десятилетия вызывает возрастающее беспокойство. Ученые все чаще высказывают мысль о том, что технически развитое общество губит природу, ту среду, в которой оно существует. Поэтому на протяжении всей истории люди пытались в большей или меньшей степени установить согласие с окружающей средой, чтобы обезопасить условия своего существования.

Основа марксистского анализа отношений человека к природе есть исследование практической производственной деятельности человека, посредством которой он регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. К.Маркс характеризует отношения человека к природе через его деятельность, имеющую общественное содержание, ибо "только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой деятельности; только в обществе природа выступает как основа его собственного бытия" (9,218).

Материалистическая точка зрения в отношении человека и природы всегда искала объективные, земные причины, последовательно отстаивая положения о связи изменений природной среды с действительностью, а именно, с человеком и обществом. "Только общество, -

писал Энгельс, - способно установить гармоническое сочетание своих производительных сил по единому общему плану, может ... устраивать внешнее отравление воздуха, воды и почвы" (9. 307308).

Сама "природа есть непосредственный предмет науки о человеке," в связи с чем, как считал К. Маркс, необходимо изучать человека в глубокой взаимозависимости общественных наук и всего естествознания, а "впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука" (9,124-125).

Рассматривая взаимосвязь человека с природой, К. Маркс особо выделяет трудовую деятельность человека, без которой вообще не существует общественной жизни и благодаря которой возник сам человек, как общественное и мыслящее существо (10,486). Впервые на роль труда как решающего фактора в истории становления человека указал Ф. Энгельс. Он показал, как в процессе труда формировались черты человека, отличающие его от животного, которые позволили господствовать человеку над природой (10, 495).

К. Маркс, анализируя вопрос о том, что представляет собой труд, характеризует его как процесс, который совершается между человеком и природой, и в ходе этого процесса человек своей деятельностью влияет на обмен веществ между собой и природой. Так же К. Маркс отмечает, что "воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее", человек в процессе этой деятельности "изменяет свою собственную природу" (10). Следовательно, любое воздействие на природу, в конечном результате, отражается на самом человеке.

Проблема "человек-природа" с точки зрения своего самого общественного содержания фиксирует противоречие, которое возникает с появлением человека. С одной стороны, человек есть "часть природы," и в качестве "живого природного существа", наделенного природными жизненными силами, он нуждается в природе и не может жить вне его, не принимая участия в жизни природы (11,162-163). С другой стороны, "Человек - не только природное существо, он есть человеческое природное существо", такой продукт природы, который не может быть объяснен только из нее самой, он снимает природную необходимость в ее непосредственной форме, преобразует природные условия своего существования в исторически созданные (11,164).

Собственно, осмысление отношения человека и природы с самого начала принимает форму проблемы именно потому, что отношение это объективно существует как живое противоречие: человек осуществляет "обмен веществ" с природой, выходя за пределы чисто природного существования, вступая в такое отношение к природе, которое противопоставляет его всей природе; его естественная связь с природой может осуществляться лишь как общественно созидаемая связь. Итак, он реализует свою природность в том самом отношении, в котором он формулирует себя как не сводимое к природе существо.

Условием его единства с природой является его отличие от нее, и чем сильнее отличие, тем глубже и богаче единство. Это противоречие, хотя оно в своем «чистом виде» выявляется лишь на уровне философского рассмотрения, существует реально, эмпирически, в конкретных формах связи человека с природой. Оно коренится в том существенном обстоятельстве, что отношение человека к природе опосредствуется орудиями и средствами труда, которые аккумулируют в себе социальный опыт и социальную историю, а, следовательно, реализуют человеческую связь с природой в форме, развивающей человека как человека. Это опосредование актуальной деятельности опытом «рода», откладывающимся в ее предметных условиях, в теле культуры, составляет решающий фактор человеческой истории, ее отправной (фактически и логически) пункт и непреходящее основание. За средствами труда стоят отношения людей друг к другу, определенные социальные формы деятельности. Связь человека с природой - это всегда общественно-историческая связь, осуществляющаяся в развитии и смене конкретных социальных организмов. Отсюда следует, что какую бы отвлеченную и фантастическую форму ни принимали вопросы о человеке, природе и их отношениях «вообще», за этими абстракциями всегда прячется конкретное социально-историческое содержание, они всегда есть способ осознания людьми их действительных жизненных отношений.

Проблему взаимоотношений человека и природы невозможно анализировать без таких понятий, как биосфера, окружающая среда.

Чтобы правильно сформулировать понятие о биосфере у подрастающего поколения, необходимо глубоко знать и уметь объяснить основные объективные законы биосферы.

Биосфера - это жизненная среда человека. Ее основные компоненты - климат, почва, минеральные вещества, вода, растительный покров, животный мир - стали теми объектами (ресурсами), которые он изучает и использует для своей жизнедеятельности.

На современном этапе, когда в центр биологической науки поставлена охрана природы, а человек - реальная и управляющая сила экосистемы биосферы, на первый план выходят экологические проблемы.

Анализ научной литературы показал, что экологизация общества является требованием цивилизованного развития XXI века, связанного с обращением эффективных форм организации взаимоотношений человека с биосферой, и ее охрана является объектом исследования.

Человек и биосфера неотделимы друг от друга, они единое целое. И не только потому, что человек черпает у природы все блага для цивилизованного существования, для развития. Человек и сам есть высшее звено природы.

Взаимоотношения между человеком и средой его обитания приобрели столь глобальные масштабы, затрагивающие не только биосферные, но и планетарно-космические связи, что перед нами встала задача формирования целостного подхода к интерпретации отношений "человек-природа".

Большой вклад в развитие учения о взаимоотношениях человека и природы внес академик В.И. Вернадский. Основу его учения составило понятие биосферы как целостной оболочки Земли, населенной жизнью и качественно преобразованной живым существом планеты. Идея о биосфере возникла на основе осознания глобальной функции организмов на нашей планете. Новое понятие потребовалось для того, чтобы отразить в теории качественно новое состояние земной поверхности, как источника энергии, процессов не только в живой, но и в значительной части неживой природы, Жизнь в биосфере выполняет важную функцию организации окружающего вещества, делая его активным. В свете учения о биосфере все ее компоненты предстают как закономерно возникающие и необходимым образом связанные друг с другом обменными процессами. Каждый компонент выполняет вполне определенную и незаменимую для данного состояния функцию в поддержании системы. Сколько-нибудь существенное изменение любого из компонентов рано или поздно отражается на остальных и обуславливает, соответственно, их изменение. За счет этого обеспечивается саморегуляция биосферы и закономерный характер ее изменений во времени (4, 2).

Воздействие человека на окружающую природу коренным образом меняется на наших глазах, считал В.И. Вернадский. Лик планеты - биосфера - химически резко изменяется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Изменяется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры XX в. все более резко стали изменяться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства- Сверх того, человеком создаются новые виды и расы животных и растений" /66, 357/. В целом биосфера характеризуется большой устойчивостью к внешним воздействиям, она находит отражение в том, что биосфера способна претерпевать глубокие изменения своей структуры, при которых протекание основных процессов остается не нарушенным. Человек и человеческое общество являются составной частью биосферы и всецело зависят от ее ресурсов (3, 383).

В.И. Вернадский пришел к выводу, что на земной поверхности самой мощной силой, приводящей в движение атомы, является совокупность живых организмов. Все живое вещество планеты вовлечено в биологический круговорот, выполняя глобальную роль рассеивания и концентрации элементов в тех или иных частях земли, осуществляя глобальный биохимический круговорот. И чем богаче биологическое разнообразие, тем стабильнее процессы круговорота, тем устойчивее биосфера в целом (2, 130).

Сохранение биологического разнообразия - непременное условие сохранения и развития естественных экологических систем, существование всей жизни в целом, а потому человечество практикует устойчивое развитие общества и природы, чтобы сохранить планету для будущих поколений. В этой связи экологическое образование школьников должно осуществляться в направлении охраны биосферы, что будет способствовать эффективному осуществлению требований «Государственной комплексной программы развития экологического воспитания и образования населения Республики Таджикистан на период до 2020 года».

XXI век характеризуется как век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает масштабы воздействия человека на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологических.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных

ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов, а чистый воздух становится дефицитом; на земле уже не возможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные элементы. Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения к природе.

Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе. Необходимо перейти от потребительско-технологического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, нужен целый ряд соответственных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии и производства, всеобщая экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла; разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важное значение, поиск новых, эффективных и максимально безвредных источников энергии. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является необходимость экологизировать не только естествознание, но и наше сознание, мышление, все происходящее рассматривать в совокупности его влияния на человека.

Таким образом, подготовка будущих учителей к экологическому образованию школьников возможна лишь на базе философского осмысления всеобщих законов бытия и мышления, познания и овладения законами общественного развития, знание об экологических последствиях жизнедеятельности человечества и мерах по охране окружающей нас природы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андерсон, Дж.М. Экология и наука об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек / Дж.М. Андерсон. - Л.: Гидрометеоиздат, 1985.- 165 с.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера /Отв. ред. Б.С.Соколов, А.А. Ярошевский / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1989. - 262 с.

3. Вернадский В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. - М.: Мысль, 1967. - 376 с.

4. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетарное явление / Отв. ред. А.Л. Яншин / В.И. Вернадский - М.: Наука, 1991. - 270 с.

5. Государственная комплексная программа развития экологического воспитания и образования населения Республики Таджикистан на период до 2020 года. Душанбе.2015.

6. Государственная экологическая программа Республики Таджикистан на 2009-2019 годы. Душанбе. 2009.

7. Давыдов, Г.А. Проблемы соотношения человека и природы/ Г.А. Давыдов //Философские проблемы глобальной экологии.- М.: Наука, 1983.- С.11-28.

8. Закон Республики Таджикистан «Об охране природы» (в редакции Закона от 13 июня 2007г. №284). Душанбе.2007.

9. Маркс, К. Соч., 2-е изд. Т.1. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Наука, 1967.- 721 с.

10.Маркс, К. Т.20. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Наука, 1967. - 422 с.

11.Маркс, К. Т.42. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Наука, 1967. - 312 с.

12.Охрана окружающей среды: Проблемы просвещения /Под ред. Воронова А.Г. - М.: Прогресс, 1983.-352 с.

REFERENCES:

1. Anderson, J.M. Ecology and Environmental Science: biosphere, ecosystems, human / J.M. Anderson. - L.: Gidrometeoizdat, 1985.-165p.

2. Vernadskiy, V.I. Biosphere and noosphere / Executive Ed. B.S.Sokolov, A.A. Yaroshevskiy / V.I. Vernadskiy. - M.: Science, 1989. - 262p.

3. Vernadskiy, V.I. Biosphere / V.I. Vernadskiy. - M.: Thought, 1967.- 376p.

4. Vernadskiy, V.I. Scientific thought as a planetary phenomenon / Executive Ed. A.L. Yanshin, /V.I. Vernadskiy. - M.: Science, 1991. - 270p.

5. The State complex development program of environmental education and upbringing of the population of the Republic of Tajikistan for the period up to 2020 Dushanbe. 2015.

6. The State Environmental Program for 2009-2019 Dushanbe. 2009.

7. Davydov, G.A. The problems of relations between human and nature / G.A. Davydov // Philosophical issues of the global ecology. - M.: Science, 1983.- 11-28p.

8. The Law of the Republic of Tajikistan «On Environmental Protection» (in the edition of the Law June 13, 2007 №284). Dushanbe. 2007.

9. Marx, K. Writings, second edition. V.1 K. Marx, F. Engels. - M.: Science, 1967.- 721 р.

10. Marx, K. V.20 / K. Marx, F. Engels. - M.: Science, 1967.- 422 р.

11. Marx, K. V.42 / K. Marx, F. Engels. - M.: Science, 1967.- 312 р.

12. The Environmental Protection: The problems of education /Under the editorship of Voronova A.G. -M.: Progress, 1983. - 352p.

Экологические знания как основа подготовки учителя к экологическому образованию школьников

Ключевые слова: экология, будущий учитель, школьники, экологические знания, экологическое образование, экологическое воспитание, охрана окружающей среды, природа, формирование, отношение к природе.

В статье рассматривается проблема формирования экологического знания у студентов -будущих учителей, подчеркивается, что проблема профессионального становления учителя, способного осуществлять экологическое образование, приобретает в данное время все большее практическое и социально-экономическое значение. Определены методы и пути, которые должны стать обязательной составляющей содержания экологического обучения будущих учителей. Автором предлагается изучение факторов, влияющих на эффективность применения технологии научно-просветительской деятельности студентов в деле экологического образования школьников.

Сделаны выводы, что готовность будущих учителей к экологическому образованию школьников возможна лишь на базе философского осмысления всеобщих законов бытия и мышления, познания и овладения законами общественного развития, знания об экологических последствиях жизнедеятельности человечества и мерах по охране окружающей нас природы.

Ecological knowledge is as a core of teachers training to ecological education of schoolchildren

Keywords: ecology, future teacher, pupil, ecological knowledge, ecological education, ecological values, protection of environment, nature, formation, attitude toward nature.

The article deals with the description of formation of ecological values among students and future teachers. The article mainly stresses the issues of professional development, particularly the formation of ecological education. Ecological education gains practical social and economic importance nowadays. The methods and the means which can be the required content of the ecological education for future teachers have been determined.

The author supposed the need of studying the factors influencing on the effective application of scientific and educational activity technology of the students in the regards to ecological education of the students.

The author concludes that the readiness of future teachers to ecological education of school children is possible on the base of philosophical comprehension of general laws of objective reality, thinking possessing the laws of social development, knowledge about ecological consequences of human activity in regards to environmental protection.

Сведения об авторе:

Бобоева Зебо Субхоновна, соискатель Института развития образования Академии

образовании Республики Таджикистан (Республика Таджикистан, г.Душанбе), E-mail: bo boeva. z@mail. ru

Information about the author:

Boboeva Zebo Subhonovna, а Researcher, Institute of education development of the Academy of education of Tajikistan (Republic of Tajikistan,Dushanbe), E-mail: boboeva.z@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.