Научная статья на тему 'Экологические приоритеты международного движения по охране природной среды в начале ХХI века'

Экологические приоритеты международного движения по охране природной среды в начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
759
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернышева В. В.

Анализируется процесс международной деятельности по сохранению окружающей природной среды. Обозначен перечень приоритетных экологических проблем начала ХХI в. Намечены пути реализации идеи устойчивого развития мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические приоритеты международного движения по охране природной среды в начале ХХI века»

В.В. ЧЕРНЫШЕВА

Экологические приоритеты международного движения по охране природной среды в начале ХХ1 века

Анализируется процесс международной деятельности по сохранению окружающей природной среды. Обозначен перечень приоритетных экологических проблем начала ХХ1 в. Намечены пути реализации идеи устойчивого развития мирового сообщества.

Активный международный процесс изучения влияния антропогенной деятельности на природную среду планеты, начавшийся во второй половине XX в. с создания информационной базы по фактическому состоянию природной среды, в настоящее время направлен на поиск новой модели мировой цивилизации, с помощью которой можно было бы реализовать идею экоразвития.

Практика составления прогнозов развития мирового сообщества продолжает действовать и в настоящее время. Теперь это хорошо организованный, научно обоснованный подход к оценке влияния процессов развития международного сообщества на природную среду нашей планеты (глобальную геосистему), сопровождающийся разработкой и реализацией мероприятий природоохранного характера на международном уровне.

За почти сорокалетний период была проделана достаточно большая и кропотливая работа по изучению биосферы в условиях интенсивного развития науки и техники и разработке практических мер по улучшению ее состояния. Этот период можно разделить на пять этапов.

Первый - этап инициирования процесса, начавшийся с анализа динамики мирового развития и выводов о «пределах роста мирового сообщества». Начало было положено заседаниями Римского клуба (их было четыре), где были заслушаны доклады о фактическом состоянии окружающей среды, истощении природных ресурсов, проблемах продовольствия и прогнозах развития общества в условиях возникших экологических проблем. Собравшиеся на первом заседании клуба ведущие экономисты, финансисты и математики мира (организатор - один из экономических директоров компании «Фиат» А. Печчеи) поставили перед собой цель - оценить тенденции и последствия развития мирового сообщества с точки зрения достаточности ресурсов. Впервые в истории человечества прозвучали такие понятия, как «грядущий экологический кризис», «пре-

делы роста мирового сообщества», «экологический коллапс», «антропогенное воздействие». Результатом деятельности участников Римского клуба стала не только серия фундаментальных работ по анализу динамики мирового развития (Дж. Форрестер. «Мировая динамика», 1971 г.; Д. Медоуз. «Пределы роста», 1972 г.; «Человечество у поворотного пункта», 1974 г.), но и математические модели поведения современных технических, социальных, экономических и экологических систем.

Основные выводы, к которым пришли участники клуба, оказались совершенно неожиданными: необходимо ограничивать темпы развития мировой экономики (идея «ограниченного роста»), в противном случае ряду регионов мира грозит серия кризисов, основными признаками которых будут резкое увеличение численности населения, рост уровня техногенных загрязнений окружающей среды, нехватка природных ресурсов, промышленных и продовольственных товаров.

В Организации Объединенных Наций выводы Римского клуба и предлагаемые пути выхода из грядущего коллапса вызвали интерес, прогнозы были проверены и уточнены. И в 1971 г. на Комиссии ООН по окружающей среде и развитию были приняты программы природопользования, энерго- и ресурсосбережения, продовольственные программы, программы мер по планированию семьи, разработаны программы по охране окружающей среды в развитых странах. Так завершился первый этап в развитии международного природоохранного движения.

На втором этапе были созданы международные структуры, занимающиеся вопросами состояния окружающей среды, разработкой программ исследований и моделей развития мирового сообщества, ставившие целью изучение влияния антропогенного воздействия на окружающую природную среду и создание информационной базы данных о состоянии биосферы в целом.

При ООН были созданы структурные подразделения, занимающиеся координацией мероприятий, регулирующих взаимоотношения человека и биосферы. Начало исследованиям в этой области положила Конференция ООН по окружающей среде, которая состоялась в Стокгольме в 1972 г. и объединила 113 государств. Здесь была сформулирована идея экоразвития и принята декларация, в которой странам было предложено реализовать идею экологически ориентированного прогресса. Для реализации этой идеи было необходимо: обобщить информацию и составить долгосрочные прогнозы развития мирового сообщества; разработать технологии прогнозирования состояния биосферы; изучить возможности регламентации природных комплексов с последующим выбором экологической ориентации в целях сведения к минимуму антропогенного давления; организовать международное сотрудничество в решении проблем экоразвития.

Специально созданная при ООН структура - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - должна была заниматься разработкой рекомендаций по наиболее острым экологическим проблемам (опустынивание, сокращение запасов пресной воды, вырубка лесов; утрата ценных видов животных и т.д.). В этот период начала действовать и первая долговременная программа «Человек и биосфера», состоящая из 14 основ-

ных научных проектов комплексного исследования по социально-экологическим вопросам. Ее цель - изучение антропогенного влияния на мезо-экосистемы планеты (тропическую и субтропическую зоны; леса умеренной зоны и Средиземноморья; пастбища, саванны и луга; ресурсы озер, болот, рек, дельт и прибрежные районы; горные и тундровые экосистемы); решение проблем рационального использования островных экосистем; выполнение экологической оценки последствий борьбы с сельскохозяйственными вредителями; изучение влияния на человека и окружающую среду основных видов инженерно-технических работ; исследование экологических аспектов использования энергии городских систем; анализ реакции адаптивной, демографической и генетической структуры народонаселения на преобразования окружающей среды; изучение последствий загрязнения окружающей среды для биосферы в целом. Благодаря этой программе было положено начало сбору огромного количества информации по фактическому состоянию природной среды на планете, выявлены особенности антропогенного и техногенного стресса в различных регионах.

В 1983 г. была создана еще одна достаточно эффективная управленческая структура - Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В ее задачи входили разработка долгосрочных стратегий и рекомендаций по выбору наиболее эффективных путей реализации намеченных планов, рассмотрение способов и средств их выполнения, выявление общих подходов при решении глобальных задач в области экологии и охраны окружающей среды [16].

В 1987 г. увидел свет отчет МКОСР («Наше общее будущее»), где была показана невозможность решения экологических вопросов без учета экономических, социальных и политических проблем. Таким образом, была декларирована необходимость поиска новой модели мировой цивилизации, где можно было бы реализовать идею экоразвития.

После того как Генеральная Ассамблея ООН опубликовала отчет МКОСР, в мировом сообществе вошло в обиход понятие «устойчивое развитие» - развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения людей не ущемляет возможностей (через исчерпание ресурсов и деградацию природной среды) будущих поколений.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялось очередное заседание МКОСР, где собрались эксперты и члены правительств 172 стран. Был принят ряд документов, ставивших своей целью реализацию идеи устойчивого развития мирового сообщества: «Декларация Рио по окружающей среде и развитию», «Повестка дня на XXI век», «Рамочная конвенция по изменению климата», «Конвенция о биоразнообразии», «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов».

В «Повестке дня на XXI век» правительствам стран-участников было рекомендовано принять национальную стратегию устойчивого развития на основе решений МКОСР-92 - обеспечение социально надежного экономического развития, осуществление мероприятий по охране ресурсов, окружающей среды в интересах будущих поколений. По оценкам комиссии на реализацию всего комплекса мер потребуется свыше

600 млрд долл. США, из них 125 млрд должно было представить мировое сообщество [14].

Россия подписала все принятые на заседании МКОСР документы, США - только «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов». Отказ подписать «Конвенцию о биоразнообразии», например, был мотивирован тем, что право интеллектуальной собственности не позволяет передавать другим (слаборазвитым странам) экотехнологии.

Одним из фундаментальных достижений Международной комиссии по окружающей среде и развитию было признание, что мировое сообщество должно отказаться от экономического стереотипа, рассматривающего неограниченный рост общества (во всех отношениях, в том числе и в техническом) как прогресс. Но, как показало время, остались нерешенными вопросы источников финансирования программ.

В целом на разработку и реализацию проектов, управляющих процессом долговременного изучения окружающей среды, накопление информационной базы данных о состоянии биосферы и создание крупномасштабных моделей развития общества по основным социально-экономическим (мировым) системам ушло десятилетие.

Третий этап развития международного экологического движения, начавшийся в середине 80-х гг., можно назвать этапом постановки задач практического направления. В 1986 г. Международный координационный совет в реализуемые программы ввел новые научные направления: управление ресурсами, испытывающими антропогенное воздействие; изучение реакции человека на экологические стрессы; изучение проблемы затратности в использовании ресурсов; вопросы экологического образования; продовольствия и сельского хозяйства; охраны лесов и животного мира.

К концу XX в. международным сообществом были приняты документы, характеризующие основные направления по снижению уровня деградации окружающей среды и обосновывающие необходимость комплексного подхода к процессу мирового развития.

В этот период практика реализации конкретных решений по охране природной среды планеты носила разнообразный характер. Это были единичные международные проекты, такие как ограничение выбросов в атмосферу оксидов серы (как источника кислотных дождей), запрещение использования веществ, истощающих озоновый слой, решение проблем чистой питьевой воды. Так, проблема питьевой и пригодной для использования в сельском хозяйстве воды - одна из наиболее острых в Китае. По мнению экспертов ВОЗ проблема загрязнения воды в этой стране стоит очень остро. Причины - нерациональное ее использование и экстенсивное индустриальное строительство. В Китае только 2% населения имеет возможность употреблять в пищу неопасную для здоровья воду. В качестве решения этого вопроса Всемирный Банк уже более 10 лет выделяет Китаю безвозмездную финансовую помощь. Для этой страны проблема воды тесно связана с проблемами роста урожайности на поливных полях. Бесконтрольное внесение химических, биологических добавок, удобрений и гербицидов практически привело многие источники воды в стране

к гибели. Кроме того, массовое строительство по льготным кредитам небольших сельских ГЭС, цветников, рыбных прудов, парников, плантаций фруктов, глубинных колодцев, водных каналов, дамб вызывает дополнительную нагрузку на водные ресурсы. В стране введена специальная программа «Чистая вода», опубликованы проекты транспортировки чистой воды в Китай из северных регионов России и Аляски [7-9, 15, 17-20].

Реализацию идеи устойчивого развития власти 80 европейских городов претворяют через программу «Местная повестка дня на XXI век» и Программу по сохранению естественной среды Habitat (Стамбул, 1996). На Первой Европейской конференции, состоявшейся в мае 1994 г. в Оль-борге (Дания), были определенны основные задачи и подписана Хартия европейских городов по устойчивому развитию (Ольборгская хартия). Организатором конференции выступил Международный совет по локальным экологическим инициативам (ICLEI), который взял на себя ответственность за подготовку проекта Хартии совместно с Министерством городского развития и транспорта земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия). В Хартии отражены идеи и формулировки, предложенные большим числом участников. В качестве спонсоров конференции выступили Европейская комиссия и город Ольборг [2, 5, 6, 10].

Вторая Европейская конференция по устойчивому развитию городов состоялась 8 октября 1996 г. в Лиссабоне (Португалия). На этой конференции при участии 1000 представителей местных и региональных властей из всех уголков Европы были заслушаны доклады о состоянии процесса реализации программы «Местная повестка дня на XXI век» в 35 европейских странах.

Хартией было определено, что местные власти при поддержке муниципальных лидеров будут являться основными действующими лицами при осуществлении процесса устойчивого развития. Основная цель деятельности - наведение «порядка в собственном доме» путем проведения переговоров, создания систем планирования, определения приоритетных проблем и методологий оценки, разработки программ действий. В качестве основных инструментов были выбраны: интеграция вопросов экологии в социально-экономическое развитие муниципальных объединений, улучшение здоровья и качества жизни населения; составление EMAS и экологического бюджета; применение методологий оценки воздействия на окружающую среду и распространение их на социальные процессы, здравоохранение и экономику; повышение информированности и образованности населения в области экологии; повышение уровня профессиональной подготовленности чиновников и групп местного сообщества, внедрение образовательных экологических программ в детских садах, школах, университетах.

В Хартии важное место отводится партнерству с соседними муниципалитетами (создание союзов «Север - Юг», «Запад - Восток», экологического побратимства для совместного принятия мер по защите климата, вод, почв, биоразнообразия) [1, 2, 4, 5, 13].

Наряду с позитивными мерами по реализации устойчивого развития выяснились и причины, ограничивающие возможности внедрения природоохранных мер. Так, программы охраны окружающей среды (ПООС),

внедренные в ряде стран еще к середине 80-х гг., показали, что при сохранении высоких темпов экономического развития существуют серьезные ограничения, не позволяющие решать вопросы экологического порядка. К примеру, резко снижает конкурентную способность производимой продукции введение очистных сооружений, стоимость которых может составлять 60% стоимости основных фондов предприятия, с чем непосредственно столкнулась Япония при реализации экологических проектов. Другой тип ограничений проявляется в необходимости подключения к очистной индустрии дополнительных мощностей (например, электростанций, требующих дополнительного топлива), также загрязняющих природную среду. К концу 80-х гг. по этим причинам мусороперерабатывающие предприятия своей техногенной нагрузкой полностью поглотили экономический эффект от переработки мусора.

Таким образом, несмотря на то что определенные результаты по снижению техногенного воздействия на природную среду были достигнуты, стала очевидной необходимость некой единой, постоянно действующей системы реализации природоохранных мероприятий. Но надежного механизма решения поставленных задач на тот момент так и не было найдено. После заседания МКОРС в Рио-де-Жанейро был сделан еще один вывод: какие бы глобальные и актуальные для мирового сообщества задачи ни стояли перед ЮНЕП, решение некоторых из них приводило в тупик из-за отсутствия надежных механизмов их реализации, таких как финансирование и регулирование вопросов интеллектуальной собственности.

Стало понятно, что необходимо найти такие механизмы (надежные и постоянно действующие, а не опирающиеся на добрую волю инициативных групп) по решению глобальных экологических проблем, которые бы работали независимо от обстоятельств.

Четвертым этапом в международном движении по охране окружающей среды можно считать поиск действенных механизмов по реализации идеи устойчивого развития. Проблемы экологического характера, которые остаются актуальными в начале XXI в., были определены Международной комиссией по охране окружающей среды и развитию на заседании в 2002 г. К ним были отнесены [16]:

- влияние загрязнения окружающей среды на состояние природной среды и здоровье человека (органические загрязнители);

- вопросы истощения биологических ресурсов (сохранение биоразнообразия);

- изменение климата (ограничение антропогенных и техногенных выбросов в атмосферу парниковых газов);

- опустынивание (деградация) земель;

- контроль над трансграничными перемещениями опасных отходов и их удалением;

- биобезопасность (ограничение) перемещения на планете живых генетически модифицированных или измененных организмов (ГМО, ГИО);

- введение квот на выбросы в атмосферу;

- разработка механизмов реализации поставленных задач природоохранного характера на международном уровне.

Начало XXI в. можно считать отправной точкой в длительных поисках реальных механизмов, позволяющих регулировать процесс охраны окружающей среды в рамках мирового сообщества. Первые пробные и весьма обнадеживающие решения состоят в попытке согласования правил международной торговли ВТО и правовых норм охраны природной среды.

Основные положения, действующие до настоящего времени и определяющие меры в области торговли с целью защиты окружающей среды, вошли в содержание ГАТТ еще в 1994 г. Несмотря на то что к этому моменту уже были признаны и приняты международным сообществом выводы о деградации природной среды и необходимости комплексного подхода к мировому развитию, они не повлияли на политику Всемирной торговой организации в отношении учета требований охраны природы. Проблемы защиты окружающей среды начали частично регулироваться правилами и соглашениями ВТО (Марракеш, Сингапур, Женева, Брюссель, Доха) благодаря усилиям международных, межправительственных, правительственных и общественных экологических организаций. Эти вопросы были подняты также на Всемирном саммите по устойчивому развитию в 2002 г. в Иоханнесбургской декларации и включены в разработанные ООН документы.

ВТО предоставляет техническую помощь по многим аспектам процедур присоединения, не затрагивая широкого круга других проблем, в том числе и экологических. Возможность взаимосвязи между торговлей, устойчивым развитием и охраной окружающей среды становится очевидной и является требованием сегодняшнего дня.

Одним из последних официальных документов ВТО, имеющих важное значение при учете требований к защите природы, является Декларация министров (Доха, 9-14 ноября 2001 г.), в 6 пункте которой говорится: «... программы защиты и поддержки открытой и равноправной системы международной торговли, защиты окружающей среды и перехода к устойчивому развитию могут и должны дополнять друг друга» [1,

4, 13, 16].

Центральной темой переговоров на Конференции по проблематике защиты окружающей среды были отношения между действующими правилами ВТО и торговыми обязательствами по многосторонним природоохранным соглашениям, а также сокращение или ликвидация тарифных и нетарифных барьеров в отношении товаров и услуг, связанных с защитой окружающей среды. Однако сложности внедрения такого механизма реализации природоохранных мер на международном уровне существуют из-за противоречий между целями устойчивого развития, включающими вопросы охраны окружающей среды, и правилами ВТО. Во-первых, это заложенный в правила организации принцип «эскалации товаров», снижающий таможенные пошлины на сырье, взимаемые развитыми странами. На готовую продукцию, производимую из этого же сырья на месте в этих же странах, они выше. Поэтому становится нецелесообразным выпускать готовую продукцию, в результате теряются рабочие места и воз-

можности экономического развития. Страны-поставщики сырья вынуждены наращивать рост добычи сырья, что приводит к истощению минеральных и природных ресурсов, дополнительному загрязнению окружающей среды и увеличению количества образующихся и требующих утилизации отходов. Убрав из правил ВТО принцип «эскалации товаров», можно значительно повлиять на сохранение окружающей среды. Во-вторых, это противоречия между целями устойчивого развития и доступом на рынки. В параграфе 16 Декларации министров (Доха) говорится: «Мы признаем, что целью переговоров должно стать соглашение по обязательствам участников уменьшить или по возможности отменить тарифы и нетарифные барьеры, в частности по продуктам, представляющим интерес для экспорта развивающихся стран». Речь может идти о том, что к нетарифным барьерам можно отнести и экологическое законодательство. По сути дела, ставится задача преодоления нетарифных барьеров для упрощения проникновения товаров на рынки. По этим вопросам имеется много разногласий и внутри ВТО, особенно между развивающимися и развитыми странами. Многие развивающиеся страны ставят в вину развитым использование экологического законодательства для защиты своих внутренних рынков, что особенно очевидно на примере так называемых «норм по производству и обработке» (РРМ), которые касаются воздействия добывающей и обрабатывающей промышленности на окружающую среду. Такое воздействие относится не только к странам, производящим продукт, иногда оно приобретает региональный и даже глобальный характер через миграцию птиц и животных, биоразнообразие, загрязнение вод, глобальное потепление. Развивающиеся страны хотят начать переговоры по отмене решений ВТО, касающихся РРМ, т.к. они ограничивают импорт продукции из другой страны, если воздействие на окружающую среду распространяется на страну-импортер. Некоторые развивающиеся страны сами принимают вышеупомянутые РРМ, направленные против развитых стран [1, 3, 15, 16]. Третий момент - это вопросы взаимодействия окружающей среды и торговли, которым не уделяется должного внимания, хотя окружающая среда влияет на экспорт и импорт в зависимости от ее качества.

В настоящее время дискуссии в рамках международного сообщества по вопросам сохранения биоразнообразия являются лишь частью поиска компромиссных решений по согласованию правил торговли и принципов ответственности государств за причинение трансграничного вреда биоразнообразию и компенсации ущерба природной среде.

Вполне вероятно, что к середине XXI в., когда появятся реальные механизмы, позволяющие превентивно решать вопросы защиты природной среды, международное сообщество вступит в этап реализации принципа устойчивого развития.

В этой связи в последнее время особое место в международном движении за сохранение природной среды занимают страны Тихоокеанского региона. В частности это связано и с подписанием Киотского протокола. Так, в международной конференции, прошедшей в Сиднее и посвященной проблемам загрязнения атмосферы Земли, приняли участие представители США, Индии, Китая, Японии, Республики Кореи и Авст-

ралии. На долю этих стран приходится 48% мировых выбросов парниковых газов. США и Австралия в свое время отказались подписать Киотский протокол, выполнение условий которого, по их мнению, нанесет ущерб экономическому развитию этих государств. А Китай и Индия, которые считаются развивающимися странами, не обязаны соблюдать ограничения, установленные этим протоколом. Таким образом, данный регион становится потенциально опасным для биосферы планеты в плане регулирования уровня загрязнения атмосферы. Кроме этого, Дальневосточный регион имеет специфические проблемы в области охраны окружающей среды и связаны они, прежде всего, с особенностями развития стран АТР. Особый интерес представляет бурно развивающийся Китай, для которого экологические кризисы на протяжении последних двух столетий были связаны с высокой демографической нагрузкой на занимаемую территорию. Это односторонний земледельческий уклон сельского хозяйства, распашка Лессового плато, массовое сведение лесов, проблемы истощения и загрязнения ресурсов пресной воды. Главные же проблемы связаны с истощением земельных и водных ресурсов и загрязнением атмосферы. Часть территории Китая находится в пределах Азиатского центра деградации окружающей среды. Эрозии здесь подвержено более 30% всех земель. Только в результате водной эрозии по разным оценкам страна ежегодно теряет от 3 до 5 млрд т почвы. Большой ущерб земельным ресурсам наносят наводнения. В Китае площадь легко затопляемых земель достигает 24 млн га. Серьезно стоит вопрос загрязнения обрабатываемых земель твердыми промышленными отходами, ежегодный объем которых достиг уже 600 млн т. Пахотные земли также испытывают мощную нагрузку от чрезмерного применения пестицидов и минеральных удобрений. Площади, ежегодно подвергающиеся воздействию кислотных дождей, в Китае составляют 27%.

Условия бурного экономического развития, а также ситуация быстрого увеличения абсолютного прироста населения породили еще несколько дополнительных экологических проблем. Это чрезмерное использование природных ресурсов и формирование в структуре промышленности «грязных» производств. К началу ХХ! в. уже около 60% населения страны проживало в экологически неблагоприятных условиях и 25% из них - на территориях, требующих кардинальных мер по улучшению экологической обстановки. По данным международных организаций из 20 наиболее загрязненных городов мира 10 приходятся на Китай. Прямые экономические потери от загрязнений на рубеже XX и XXI вв. составили 10 млрд юаней в год, ежегодные потери зерна - 5-6 млн т [7,

11, 15].

Учитывая то, что Китай ведет активную торговлю и обмен ресурсами с прилегающими странами, проблемы экологического характера носят трансграничный характер и затрагивают интересы соседних стран.

Япония и Республика Корея, в отличие от Китая, только начинающего решать свои экологические проблемы, имеют сложившуюся и хорошо отлаженную экономику, где цену благоприятной природной среде знают и многое делают для ее сохранения. Достаточно вспомнить установленные в Японии вдоль автомагистралей отсосы с последующей очи-

сткой загрязненного выхлопами воздуха. В этой стране на единицу ВВП тратится в 2,5 раза меньше сырья и энергоресурсов, чем в США. В то же время доля Японии в загрязнении атмосферы углекислым газом составляет всего лишь 4%. И это при том, что доля ВВП от мирового уровня -14%, а в США этот показатель приближается к 30%, здесь только среднее душевое использование бензина в 7 раз больше, чем для всей планеты.

В Японии требования к качеству жизни влияют на потребительский спрос, а через него на экологизацию хозяйственной деятельности. Качество товаров и экологичность способов их производства в соответствии с установленными нормами и практикой их контроля повышаются из года в год. В результате в Японии в последнее время стала очень популярна экологически чистая продукция, и этот факт тоже играет свою положительную роль в приоритетности вопросов охраны окружающей среды. Учитывая особенности географического положения Японии, можно говорить о достаточно низком уровне угрозы загрязнения для биосферы в целом (в частности, выбросов в атмосферу). Хотя следует отметить, что здесь вывоз экологически грязных технологий за пределы страны - активно практикующийся способ решения собственных экологических проблем.

Что же касается России, то самые грандиозные идеи по развитию российского Дальнего Востока - это идеи строительства на ее территории нефтепровода и международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг. После распада СССР возить грузы по восточному и западному побережью Каспийского моря стало невыгодно и небезопасно. Транссибирская магистраль сейчас обеспечивает только 1% перевозок между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. МТК Север-Юг может стать практически единственным экономически выгодным транспортным мостом, связывающим Россию с Ираном и Индией, а Индию и Иран - со странами Северной и Северо-Западной Европы. Объем перевозок по этому маршруту оценивается в 250 млрд долл. США в год. Примерно 15% грузов может следовать через Россию. Только оплата транзита может приносить в российский бюджет ежегодно 300 млн долл. США. По словам В.И. Якунина, после модернизации Транскорейской магистрали и организации прямого железнодорожного сообщения с Республикой Корея станет возможным создание коридора Азия-Европа. И это позволит успешно конкурировать с морскими маршрутами перевозки грузов через Суэцкий канал.

Развитие транспортной и сервисной инфраструктуры, связывающей Закавказье и Ближний Восток с Россией, Японией и Китаем (и, кроме того, порты Черного моря, Средиземноморья и Персидского залива - с терминалами российского Приморья) будет сопряжено с новыми особенностями экологических проблем, которые могут возникнуть как при строительстве, так и при эксплуатации объектов. Это, прежде всего, нарушение целостности почвенного покрова при строительстве самой дороги в зонах с низкой способностью почв к самовосстановлению, вероятность техногенных аварий с разливами нефти и выбросами токсичных веществ, перевозка которых по МТК не исключена.

Активное международное движение за охрану природной среды берет свое начало из выводов, полученных в результате заседаний Рим-

ского клуба, цели которых не носили экологического характера. Это была прежде всего оценка возможностей сохранения темпов производства внутри компании и наращивания прибыли, поэтому и изучалась достаточность природных ресурсов и особенности рынка сбыта. Маловероятно, что для компаний-производителей эти цели изменились. Заключение о «пределах роста» с этой точки зрения можно понимать и как сигнал к принятию мер по перераспределению природных ресурсов, что, как показывает опыт нашей страны, имело место. Российская Федерация до сих пор испытывает участь страны-поставщика сырья. Достаточно сравнить темпы экономического развития России, экспортирующей свои ресурсы за рубеж, и темпы развития Китая, ввозящего их в свою страну. Поэтому, решая экологические вопросы, не следует забывать и об интересах страны, определяющих ее безопасность.

Нельзя не отметить и еще один факт, в котором просматривается определенная тенденция: попытки решения экологических проблем нередко порождают новые. Так случилось и с одним из направлений по решению продовольственных проблем путем создания генетически модифицированных сельхозпродуктов, устойчивых к воздействию вредителей или обладающих способностью к длительному хранению, спровоцировавшим появление еще одной не менее опасной экологической проблемы, обозначенной как биобезопасность. Думается, что относиться к подобному вторжению следует крайне осторожно, иначе уже к середине XXI в. оно принесет свои непредсказуемые плоды.

Литература

1. Вклад Глобального экологического фонда (ГЭФ) в осуществление Повестки дня на XXI век. Документы. Сайт ГЭФ. - Режим доступа: www.gefweb.Org [Дата обращения 15.02.07].

2. Города Европы на пути к устойчивому развитию. Ольборгская хартия. - Режим доступа: http://sukraine.kharkov.ua/olborg_hart.html [Дата обращения 20.01.07].

3. Дисембаев Р. Устойчивое развитие / Р. Дисембаев. - Режим доступа: http://www.ecopress.kz/ecopress/ecopravda/2002/EP [Дата обращения 07.03.07].

4. Доклады ГЭФ для Генеральной Ассамблеи. Глобальный экологический фонд, 2000. Сайт ГЭФ. - Режим доступа: www.gefweb.Org [Дата обращения 18.02.07].

5. Документы по устойчивому развитию населенных пунктов и городской инфраструктуры. Сайт ООН. - Режим доступа: www.un.org /russian/documen/gadocs/25spec, www.unchs.org [Дата обращения

15.02.07].

6. Забелин С. Глобализация или устойчивое развитие / С. Забелин, Д. Кортен, Д. Медоуз, X. Норберг-Ходж , К. Шуберт. - М.: СоЭС, 1998. - 85 с.

7. Курбатов В.П. Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология / В.П. Курбатов. - М.: ИВ РАН, 1996. - 195 с.

8. Курбатов В.П. Опыт решения экологических проблем в Китае / В.П. Курбатов // Российский экономический журнал. 1996. № 7. С. 101-108.

9. Ларин В. Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия / В. Л. Ларин. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - 283 с.

10. Лиссабонский план действий: от хартии к действиям. - Режим доступа: http://www.ihst.ru/~biosphere/03-3/Lissabon.htm [Дата обращения 05.02.07].

11. Максаковский В.П. Экологические проблемы Китая. - Режим доступа: http://geo.1september.ru/articlef.php.12.2006 [Дата обращения

11.02.07].

12. Малевич И. А. Внимание, Китай / И. А. Малевич. - М.: Харвест; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 320 с.

13. Орхусская Конвенция. Руководство по осуществлению. Европейская Экономическая Конвенция ООН. - Режим доступа: www.ua org/russian/documen/centre/decl-con.Htm [Дата обращения 20.01.07].

14. Повестка дня на XXI век. Женева, 1993. - 218 с.

15. Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая: сокр. пер. с кит. / Сюй Дисинь. - М.: Прогресс, 1990. - 229 с.

16. Тексты конвенций и деклараций по окружающей среде. - Сайт ООН. Режим доступа: www.un.org/russian/documen/gadocs/25spec, www.unchs.org [Дата обращения 12.02.07].

17. Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы / М.Л. Титаренко.

- М.: Республика, 1999. - 256 с.

18. Хартия Земли. - Режим доступа: www.earthcharter.org [Дата обращения 22.02.07].

19. Цукерман М. Не бойтесь дракона / М. Цукерман. - Режим доступа: http://inosmi.ru/stories [Дата обращения 15.01.07].

20. Экологические проблемы прибрежных морских вод Китая. - Режим доступа: http://china.kulichki.com/news/2003/02/00015.shtml [Дата обращения 25.02.07].

© Чернышева В.В., 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.