Section 6. Finance law
Barkhudarova Margarita Romanovna, National Research University, graduate student, the Faculty of Law E-mail: [email protected]
Environmental taxes on the example of Norway
Abstract: This article considers the issues on environmental taxes in Norway. More specifically the author covers four categories of environmental taxes, which are energy taxes, transport taxes, pollution taxes and resource taxes.
Keywords: environmental taxes, energy taxes, transport taxes, pollution taxes, resource taxes.
Бархударова Маргарита Романовна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», студентка магистратуры факультета права E-mail: [email protected]
Экологические налоги на примере Норвегии
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, посвященные экологическим налогам в Норвегии. Более подробно автор освещает четыре категории экологических налогов: энергетические налоги, транспортные налоги, налоги на загрязнение окружающей среды и ресурсные налоги.
Ключевые слова: экологические налоги, энергетические налоги, транспортные налоги, налоги на загрязнение окружающей среды, ресурсные налоги.
Мир не стоит на месте: меняется климат, при- экологии планеты видимый отпечаток, нашла рода, развивается наука, промышленность. Вме- свое отражение в положениях Киотского протесте с тем меняется и окружающая среда. Ни для кола к Рамочной конвенции ООН об изменении кого не секрет, что сейчас наша планета испыты- климата. Финансовое регулирование экологиче-вает процесс глобального потепления. В большей ского вопроса со стороны государства находит степени происходит это из-за того, что в первую свое выражение в применении особых инстру-очередь люди думают о своей выгоде, ставя «здо- ментов, какими могут являться: ровье» планеты на второе место. Проблемы за- • экологические налоги, введенные для изме-грязнения окружающей среды уже давно пере- нения цент и, таким образом, политики потреби-стали быть вопросом одного государства. Страны телей и производителей;
всего мира борются с данным процессом. Необ- • торговые разрешения, введенные для сни-
ходимость решения вопроса экологической без- жения выбросов (квоты на выбросы CO2, квоты
опасности государств и создание механизма, ко- на вылов рыбы;
торый будет уменьшать и сдерживать негативное • экологические взносы, введенные чтобы по-
влияние выбросов в слои атмосферы, наносящих крыть расходы на экологические службы;
• экологические субсидии и льготы, созданные для стимулирования развитий новых технологий с высоким уровнем защиты окружающей среды;
• схемы ответственности и компенсации, цель которых — обеспечить возмещение последствий опасной деятельности [1, 130].
Одним из самых эффективных способов защиты окружающей среды является построение налоговой системы таким образом, чтобы простимулировать общество в использовании щадящих для природы технологий применяя, в том числе, усиление налоговой нагрузки на загрязняющие производства. Платежи, выплачиваемые такими производствами, называются экологическими налогами.
Стоит сделать акцент на самом термине «экологический налог». Мы привыкли, что название налога отражает объект налогообложения, например, налог на прибыль, налог на имущество физических лиц. Однако когда речь заходит об экологическом налоге, мы теряемся в догадках. Связано это с тем, что в разных странах под данным термином понимаются разные налоги, установленные государством, так, например, в Норвегии существует налог на выброс углекислого газа, налог на оксиды азота и сборы за территорию для того, чтобы способствовать эффективному и быстрому освоению потенциальных месторождений, а также чтобы продлить срок службы уже существующих, в США существует налог на очистку нефтяных пятен на водоемах, налог на энергоносители в Нидерландах и т. д.
Директорат по налогам и таможенным сборам Норвегии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения:
• энергетические;
• транспортные;
• платежи за загрязнения;
• платежи за размещение отходов;
• налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям;
• налог на шумовое воздействие;
• платежи за пользование природными ресурсами [2, 131].
Из данного перечня возможных платежей можно сделать вывод о том, что термин «эколо-
гические налоги» не раскрывает объект налогообложения. Данный термин является собирательным для всех платежей, целью которых служит защита окружающей среды. Особенностью данного налога является то, что в его состав входят несколько объектов обложения. Стоит отметить, что объекты имеют разную экономическую и правовую природу. Так, например, объектом налога на выброс двуокиси углерода является двуокись углерода, объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые и т. д. В данном примере налог на выброс двуокиси углерода имеет природу экологических платежей, в то время как налог на добычу полезных ископаемых имеет природу, характерную для рентных платежей- платежей за пользование недрами, однако оба налога являются экологическими [3, 127-128].
Так как в разных странах существуют разные налоги, Евростатом было выделено четыре основных категории налогов, связанных с защитой окружающей среды. Это было сделано с целью унификации и возможностью проведения сравнительного анализа таких налогов. Выделяют следующие основные категории:
• энергетические налоги;
• транспортные налоги;
• налоги на загрязнение окружающей среды;
• ресурсные налоги.
Энергетические налоги. Данная группа налогов включает налоги на энергетические продукты, которые используются как для передвижных так и для непередвижных целей. Самым важным налогом в передвижных целях считается бензин и дизель. Энергетическими продуктами в непередвижных целях являются нефтяное топливо, природный газ, уголь и электричество. Налоги на углекислый газ включаются в группу энергетических налогов, а не в группу налогов на загрязнение окружающей среды, по нескольким причинам. Чаще всего они связаны с другими энергетическими налогами и не могут быть разделены в национальных счетах государства. Другой причиной является то, что данный вид налогов может заменять какой-либо энергетический налог. Если обратиться к ранее приведенной мною классификации экологических налогов, данной
Директоратом по налогам и таможенным сборам Норвегии, можно заметить, что классификация является более подробной. Связано это с тем, что Норвегия уделяет большое внимание проблеме загрязнения окружающей среды и предпринимает все необходимые меры для ее улучшения. В связи с этим, упомянутые мною выше причины отнесения налога на выброс углекислого газа в группу энергетических налогов являются неактуальными и в Норвегии разделение таких налогов по разным группам является возможным. По аналогии с налогом на выброс углекислого газа также можно рассмотреть и налог на выброс оксида серы. По унифицированной классификации Евростата он также относится к группе энергетических налогов. В связи с этим образовалась «традиция» северных стран, согласно которой данные налоги относят к группе энергетических [4, 46-48].
Транспортные налоги. Данная группа налогов в большинстве случаев связана с правом собственности и использованием автотранспортных средств. Налоги на другие транспортные средства, например самолет, яхта, и похожие транспортные услуги, например постоянно курсирующий чартер или рейс, предусмотренный расписанием), также включаются в данную группу, если они соответствуют общему определению налогов, связанных с защитой окружающей среды. Транспортный налог может быть как единовременным в случае с импортом или продажей транспорта, так и ежегодным, например налог с владельцев транспортных средств. Налог на бензин, дизельное топливо и другие транспортные горючие включены в группу энергетических налогов.
Налог на загрязнение окружающей среды. В данную группу входят налоги на измеренные или предполагаемые выбросы в воздух и воду, а также на твердые отходы и шум. Исключением из правил является налог на углекислый газ, который включается в группу энергетических налогов. Как упоминалось ранее, данная классификация была создана Евростатом, а так как Королевство Норвегия в Евросоюз не входит, данная классификация не всегда полностью соответствует ее налоговой системе. В связи с этим следует отметить, что Директорат по налогам и таможенным
сборам Норвегии выделяет другие группы, где платежи за размещение отходов и налог на шумовое воздействие являются отдельными группами.
Ресурсные налоги. Ресурсные налоги — это налоги на извлечение природных ресурсов, кроме нефти и газа, так как платежи данного вида имеют рентный характер. Данная группа налогов ставит перед собой определенные проблемы. Нет точного ответа на вопрос- наносится ли ущерб природе при извлечении природных ресурсов, однако в общей практике принято считать, что извлечение природных ресурсов может привести к загрязнению и почвенной эрозии. Интересен тот факт, что в Норвегии вообще не существует такой группы. Директорат Норвегии выделяет платежи за пользование природными ресурсами, однако в эту группу входит налог на добычу полезных ископаемых, что Евростат выносит за рамки данной группы.
Еще одной особенностью экологических платежей является их функция. Большинство ученых в данной области считают, что основная идея применения налоговых инструментов-это попытка установить зависимость между суммами отчислений предприятий в бюджеты и степенью вреда для окружающей среды, наносимыми этими предприятиями. Экологические платежи принято считать фискальным инструментом, так как чаще всего, их роль- это увеличение дохода бюджетов. То, что фискальная роль данных платежей в Норвегии велика, очевидно и бесспорно. Любой налог также может играть и регулирующую функцию, и считается, что фискальная функция все же превалирует над регулирующей. Однако, на мой взгляд, особенностью экологических налогов в Норвегии является то, что такие налоги в первую очередь выполняют регулирующую функцию. Это значит, что цель налогов в данном государстве не получить как можно больше дохода в казну, а оказать воздействие на какие-либо процессы, если за природные ресурсы приходится платить достаточно много, то у потребителя возникают стимулы к их рациональному использованию. Стоит заметить, что в Норвегии сильно развито животноводство, оно дает около 80% от всей продукции сельского хозяйства, а также Норвегия занимает 12 место
по уровню вылова рыбы. Именно поэтому государству так важно сохранить экологию своей местности. Для подкрепления точки зрения автора также следует отметить, что налоговой базой по экологическим налогам выступают именно сами загрязняющие вещества, и если следовать логике государства, оно устанавливает налоги с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ и отходов, благодаря чему уменьшается налоговая база по данным видам налогов и бюджет Норвегии получит меньше доходов. Получается, что эффективность налога тем выше, чем меньше поступления от его взимания. Это говорит о том, что в Норвегии экологические налоги выполняют больше регулирующую функцию, чем фискальную.
Одним из важных принципов функционирования налоговой системы является нецелевой характер налога. Это означает, что при уплате налога налогоплательщик не знает на какие цели пойдут
средства, которые он уплачивает. Однако, по мнению автора, суть экологических налогов состоит в возмещении ущерба, причиненного природе, а значит, средства, полученные при взимании их в качестве налогов, должны идти на мероприятия по улучшению экологической ситуации в стране. То есть характер экологических налогов является целевым. Когда в 2012 году в Норвегии стоял вопрос о снижении налога на топливо, норвежцы поддержали данную идею, однако после того, как было заявлено, что данный вид налога будет идти на определенные мероприятия по сохранению природы, многие изменили свое мнение. Дело в том, что жители Норвегии доверяют своему государству и проводимой им политике, и хотят не только поддержать, но и улучшить уровень экологии своей страны. Это, безусловно, заставляет всех нас задуматься о том, что мы можем сделать для нашей планеты.
Список литературы:
1. Гражданкина О. А., Гражданкин В. А., Киркеева Л. И., Шапошникова С. В. Экологические налоги в странах Европейского союза//Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — Барнаул: «Алтайский государственный аграрный университет», 2013. - № 6 (104). С. 130-133.
2. Жуманова Д. Т. Экологические налоги: опыт зарубежных стран//Проблемы современной экономики. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2010. - № 1-3. С. 130135.
3. Дмитрук М. Н. Особенности экологического налога как правовой формы взимания платы за при-родопользование//Вестник БДУ Серия 3. История. Экономика. Право. - Минск: Белорусский государственный университет, 2006. - № 2. С. 125-130.
4. Чернявская Н. В., Клейман А. В. Экологические налоги в зарубежных странах: вопросы примене-ния//Международный бухгалтерский учет. -М.: ООО «Издательский дом Финансы и Кредит», 2015. - № 30 (372). С. 42-51.
5. Naess E. M., Smith T. Environmentally related taxes in Norway/Statistics Norway. Division for Environmental Ststistics, 2009. - № 5. P. 23.