Научная статья на тему 'Экологические аспекты технологического образования'

Экологические аспекты технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Л. А.

В статье раскрыт потенциал технологического образования с точки зрения формирования экологических умений и компетенций школьника. Отмечается, что формирование экологических компетенций позволит ребенку выработать экологически безопасный стиль поведения в окружающей среде, дающий возможность действовать, не причиняя ущерба окружающей природе и обеспечивая собственную экологическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты технологического образования»

УДК 347

Л.А. Зятева

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыт потенциал технологического образования с точки зрения формирования экологических умений и компетенций школьника. Отмечается, что формирование экологических компетенций позволит ребенку выработать экологически безопасный стиль поведения в окружающей среде, дающий возможность действовать, не причиняя ущерба окружающей природе и обеспечивая собственную экологическую безопасность.

Ключевые слова: экологические компетенции, экологическое образование, технологическое образование, экологический проект

Начало XXI века отличается заметной активизацией в разработке экологических проблем в целом и, в частности, вопросов экологического образования и воспитания.

В последние годы все отчетливее проявляется тенденция отказа от частности, экологии как биологической дисциплины. Значительное число исследователей, как за рубежом, так и в нашей стране опираются на идеи неклассической экологии (А.И. Су-бетто) - интегративной науки, базирующейся на всем философско-методологическом фундаменте, ориентированном на разрешение экологических проблем в глобальном и региональном измерениях. Они избирают комплексный подход к сфере экологического образования, рассматривая его не только в естественнонаучном, но и социальном плане.

Решение основных задач экологического образования с позиций неклассической экологии повлекло за собой выдвижение новой парадигмы образования, получившей название экологической или эко-гуманитарной парадигмы и стимулировало появление работ, связанных с исследованием личности, формированием экологически заданных свойств и качеств, которые проявляются в отношениях с окружающей средой, представляющих позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и возможностей природы.

Результативность экологического образования обеспечивается развитием у школьников экологических компетенций - общей способности совершать экологически обоснованные действия в специфических ситуациях. Экологические компетенции основываются на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в процессе образования.

В рамках международного проекта «Среднее образование в Европе» была определена некоторая совокупность ключевых компетенций, характеризующих качество выпускников [7, с. 156-160]. Среди них можно выделить и ряд компетенций, отражающих качество экологической подготовки, в частности, компетенции, определяющие

- умение видеть важность политического, экономического и экологического окружения, в котором происходит обучение и работа;

- способность оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

- возможность использовать новые технологии взаимодействия с окружающей средой.

Опираясь на совокупность общеучебных компетенций, этот список можно конкретизировать за счёт компетенций, реализующих возможности и умения

- связывать экологические сведения, полученные из различных учебных предметов, упорядочивать их;

- учитывать амортизационные параметры среды к любым видам воздействия (отдых, строительство дорог, организация свалок и т.п.);

- прогнозировать последствия принимаемых экологических решений;

- моделировать и реализовывать реальные экологические проекты.

Исходя из сказанного, понятно, что осуществить воспитание экологически безопасной личности в традиционной «школе памяти», опирающейся на знания, умения и навыки, не удаётся. Перевод экологических знаний в экологические компетенции возможен только в процессе технологического образования, целью которого является развитие каждого человека как субъекта, способного принимать обоснованные решения, критически мыслящего, открытого изменениям, ориентированного на оптимальную стратегию взаимодействия с окружающей средой, умеющего творить экологичную среду обитания, представляющую собой не только источник опасностей и несчастья, но и радости.

Учебная деятельность, сопряжённая с новой технологической направленностью, требует от учащихся разнообразных усилий, но и представляет столь же разнообразные возможности для активной творческой деятельности. Школа при таком подходе становится «школой самостоятельной работы», «школой действия», благодаря чему происходит «технологизация» различных видов человеческой деятельности. Эти положения напрямую затрагивают и экологическую деятельность, поскольку, соединяя в себе природо- и культурообразующие функции, технология оказывается связанной со всей системой «природа - практика- человек - наука». Высокий уровень экологической компетентности придает человеку необходимые ему уверенность, оптимизм, стойкость, облагораживает его контакты и отношения с окружающим миром, в том числе и с природным окружением.

Кроме того, технологический компонент выполняет роль связующего звена между естественнонаучным и общественно-гуманитарным знанием. Отсутствие такого звена приводит к крайностям в образовании либо в сторону излишнего усиления естественнонаучной подготовки, либо в сторону чрезмерной гуманитаризации. В экологическом образовании и та, и другая крайности ведут к нежелательным последствиям. Так, традиционное видение экологии как сугубо естественной дисциплины привело к чрезмерному прагматизму при изучении экологических вопросов в курсе школьного образования. Воспитательные аспекты отошли при таком подходе на задний план, а ведущие позиции заняли прагматические проблемы сохранения природы ради возможности длительного использования природных ресурсов. Излишняя же гуманитаризация экологического образования влечёт за собой введение в учебные планы новых интегрированных курсов, имеющих экологическую направленность. Несмотря на серьёзность этико-экологических вопросов, обсуждаемых на таких занятиях, их результативность невелика. Во-первых, перегрузка учебного плана вызывает излишнюю утомляемость, и на экологических занятиях, которые обычно проходят в конце учебного дня, уровень восприятия и усвоения сведений оказывается низким. Но, главное, словесные методы обучения, преобладающие во время этих уроков, не обеспечивают высокой эффективности. Именно технологическое образование позволяет осуществить формирование практической готовности учащихся к творческой и гармоничной преобразующей деятельности, способности грамотно и безопасно функционировать в окружающей среде, умения общаться с современными средствами труда. Интегрирующую роль технологи-

ческого образования в экологизации современного образовательного процесса можно выразить в виде схемы:

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНОЛО П1ЧЕ- КЛЮЧЕВЫЕ

ПОТЕНЦИАЛ БАЗОВЫХ СКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАНИЕ. КОМПЕТЕНЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ

БЕЗОПАСНЫЙ

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Естественнонаучный ОБРАЗО- Способность пони- Участие в экологи-

цикл: ВАТЕЛЬ- мать важность эконо- ческих проектах по

экология НАЯ мического и экологи- улучшению микро-

биология ческого окружения района, села, города

астрономия ОБЛАСТЬ и т.п.

химия Способность исследо-

Старшие физика и др. "ТЕХНО- вать новые технологии Самостоятельная

классы Гуманитарный ЛОГИЯ" взаимодействия со экодизайнерская

цикл: средой деятельность в клас-

литература Способность прогно- се и дома

обществознание

история зировать последствия Организация

МХК и др. экологических реше- экологической

ний деятельности

Способность модели-

ОБРАЗО- ровать экологические

ВАТЕЛЬ- проекты

НАЯ ОБ- Л ДГПк

Естественнонаучный /1 /Ач. 10 "ТЕХНО- Способность осозна- Участие в экологиче-

цикл: ЛОГИЯ" вать значение окру- ских проектах по

экология жающей среды для улучшению терри-

ботаника жизнедеятельности тории школы

зоология человека

химия Экодизайнерская

Сред-нее физика и др. Способность извле- деятельность под

звено кать знания о нормах руководством учите-

Гуманитарный экологически безо- ля

цикл: пасного поведения

литература Природоохранная

русский язык Способность участво- деятельность

история вать в принятии эко-

ИЗО и др. логически безопасных Здоровый образ

решений жизни

Естественнонаучный Способность воспри- Выработка привычек

цикл: нимать окружающий экобезопасного

природоведение мир через наблюдение поведения

окружающий мир

Гуманитарный цикл: Способность оцени- Соблюдение гигие-

Нача- Чтение вать поведение в при- нических норм

льная русский язык роде Уход за расгениями

школа музыка и животными

и др. Способность высказы-

вать свое мнение о

природе

Экологические аспекты достаточно явно прослеживаются в формулировке целей и задач технологического образования, предполагающих в частности:

- изучение перспективных безотходных технологий по преобразованию материалов, энергии и информации;

- изучение методов борьбы с загрязнением окружающей среды;

- обеспечение безопасности труда;

- формирование экологической культуры в творческой преобразовательной деятельности;

развитие стремления к здоровому образу жизни [7, с. 88-89].

Сформулированные цели и задачи определяют место экологической компоненты в содержании технологического образования.

Практически каждый блок-модуль содержания ориентирован на рассмотрение экологических проблем.

Так, в содержание блока «Основы технологической культуры» включены понятия экологии и экологически устойчивого развития общества, раскрыты направления защиты окружающей среды от вредного воздействия и особенности экологических общественных движений, охарактеризованы способы проведения экологического мониторинга и экологической экспертизы окружающей среды.

Изучая блок «Технологическая среда жизнедеятельности человека и общества», учащиеся анализируют особенности взаимодействия биосферы, социосферы, техносферы, ноосферы и место человека системе этого взаимодействия, а также изучают основы здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности человека в технологической среде.

Блок «Преобразовательная деятельность человека» дает возможность познакомить учащихся с экологическими свойствами преобразуемого вещества, а также позволяет ввести понятия информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде.

В блоке «Технологические процессы» учащиеся знакомятся со спецификой садоводства и лесоводства, ландшафтного дизайна и т.п.

Эти сведения станут основой экологической компетентности будущего специалиста- профессионала.

Успешное решение основных задач технологического образования обеспечивается за счёт специфических методов. Ведущим методом и основной единицей технологического образования является творческая проектная деятельность учащихся.

Под творческой проектной деятельностью школьников понимается интегратив-ный вид деятельности по созданию изделий или услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость. Данное определение созвучно пониманию экологической деятельности, цель которой - создание благоприятной для жизни человека среды обитания посредством ее реального улучшения на основе учета принципов экологической безопасности. Несомненно, такая

деятельность представляется значимой как для человечества, так и для каждого индивида. Поэтому построение экологической деятельности на основе метода проектов представляется целесообразным и необходимым.

Кроме того, функции проектной деятельности напрямую связаны с формированием таких личностных качеств, которые и позволят ребенку творчески и безопасно взаимодействовать с окружающим природным и предметным миром. В частности, проектная деятельность учащихся

- формирует навыки самостоятельной ориентации в окружающей среде;

- активно развивает у учащихся основные виды мышления, в том числе экологическое и технологическое мышление;

- сохраняет и усиливает стремление самостоятельно созидать окружающую среду, позволяет ученику осознавать себя подлинным творцом собственной среды обитания;

- укрепляет физическое здоровье, психическое состояние и эмоционально-волевую сферу личности;

- усиливает воображение, являющееся мощным стимулом рождения новых идей, альтернативных решений, что в будущем явится основой инновационного мышления, лежащего в основе экологически безопасных способов поведения;

- способствует развитию специальных способностей: способности искать новые, оригинальные способы решения экологических проблем; способности предвидеть несколько различных путей предотвращения экологической опасности и выбрать наиболее эффективный; способности прогнозировать последствия принимаемых экологических решений; способности распределить этапы предстоящей экологической деятельности в оптимальной последовательности; способности соотнести уровень собственных экологических знаний, умений и экологической активности с экологическими ориентация ми общества.

Включение школьников в процесс проектной деятельности экологического содержания обуславливает формирование перечисленных выше способностей и, за счет этого, облегчает становление экологических компетенций школьников.

Большинство педагогов, как стоящих у истоков внедрения этого метода в педагогическую практику, так и продолжающих его разработку сегодня [5, с, 14-15], видят в нем эффективное средство подготовки инициативного, энергичного, компетентного человека. Использование проектного метода дает возможность определять цели собственной деятельности, отвечающей как потребностям общества, так и собственным интересам личности, самостоятельно выбирать пути и разрабатывать модели достижения поставленных целей. Существовало множество интерпретаций метода проектов, но все авторы сходились в одном: главная воспитательная задача заключалась в отборе вместе с учениками важнейших, наиболее отвечающих интересам детей проблем и совместной работе над их решением.

Мы считаем экологический проект такой формой деятельности, при которой возможно свести к минимуму вред, наносимый природе, а также реализовать идею выработки творческого, созидательно ориентированного мировоззрения и на его основе безопасного стиля экологической деятельности.

В основе любого экологического проекта должна лежать ясная и простая для понимания идея, подкрепленная доступной сырьевой базой, наличием необходимого уровня профессионализма, обеспечивающего учет специфики подросткового возраста, так как именно в таком возрасте ребята особенно активно включаются в практическую деятельность экологического характера.

Значительным потенциалом для осуществления экологических проектов обладают народные промыслы, имеющие богатую предысторию в России. Они являются в максимальной степени экологически чистыми производствами и при этом предусматривают весьма бережное отношение к природе, предоставляющей для работы воспро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изводимые ресурсы. Сегодня появились новые направления работы с природными материалами (флористика, корнепластика, лесная скульптура, работа с соломкой и т.п.). Они также как и традиционные промыслы способствуют формированию экологически безопасного поведения.

Ручные операции, совершаемые в процессе освоения народных промыслов, становятся внутренним элементом творческого акта, доступного как человеку, владеющему навыками этой деятельности, так и тому, кто лишь только начинает ее. В сознании ребенка возникает уважение к деятельности творца, к труду художника. К тому же, при внедрении данных направлений работы с природными материалами в образовательный процесс не нужны значительные финансовые затраты, а сырьевой базой может выступать территория школы и микрорайона или, в случае необходимости, ближайших пригородов. Перечень материалов довольно обширен, поэтому, исходя из местных условий, всегда можно подобрать материал для проекта. Этапы технологического процесса изготовления изделий из природных материалов не слишком отличаются от этапов изготовления изделий из бумаги и ткани, с которыми школьники хорошо знакомы. Особого внимания требует подготовительный этап (сбор и подготовка материалов к работе), поскольку именно на этом этапе реализуются умения безопасно действовать в природной среде.

Чрезвычайно популярными среди школьников являются проекты, позволяющие им включиться в деятельность по освоению и преобразованию окружающей их среды, в частности школьных помещений.

Преображение обыденной среды в нечто неожиданное всегда несет в себе элемент праздника, а использование в интерьере школы природных элементов позволяет сократить денежные затраты на оформление коридоров и классных комнат. Эти положения лежат в основе проектов по преобразованию школьной среды, таких как «Школа моей мечты», «Самый экологичный класс», «Любимый уголок школы» и т.п.

В рамках таких проектов возможны самые разнообразные формы экологического дизайна. Например, при помощи растений оформляются сменные настенные композиции в вестибюле и коридорах, отражающие специфику времен года. Вьющиеся растения, размещенные по бокам оконных проемов, позволяют с успехом заменить дорогие гардины, которые к тому же ослабляют освещенность помещений. Для оформления лестниц и подлестничных пространств, которые обычно оказываются особенно неуютными и неприглядными уголками школы, также подойдут природные материалы, например, причудливо изогнутые сучья и корни деревьев. Изготовляя композиции для интерьера, ребята учатся принимать технические решения, возникающие под влиянием живых структур, стремятся следовать вечным природным формам.

Школьные здания, оформление которых велось в рамках экологических проектов, сохраняются лучше, так как все школьники-участники проектов говорят о личной ответственности за созданную ими среду обитания.

Постепенно от проектов по освоению и усовершенствованию школьного пространства необходимо переходить к преобразованию более обширной среды, например, территории микрорайона, села или малого города. Такой переход позволит подчеркнуть общественную ценность выполняемой работы и значимость участия каждого школьника в конкретном экологическом проекте.

В качестве примера можно привести проект «Прощание с новогодней ёлкой», который может быть реализован в начале второго учебного полугодия. Цель проекта -очистить территорию своего проживания от ёлок, которые выбрасываются жителями после новогодних праздников, и тем самым обезопасить её, так как засохшие деревца и ветви становятся предметом детских шалостей, а значит, источником потенциальной опасности.

В рамках проекта возможно провести целый ряд конкурсов. Так, в конкурсе «Кто больше» оценивалось количество собранных ёлок; конкурс «Самый дружный

класс» предполагал участие в проекте всех школьников, их умение распределить обязанности, правильно оценить возможности и способности каждого участника; задачу конкурса «Кто быстрее» составляла способность ребят быстро, правильно, но главное, безопасно очистить стволы ёлочек от ветвей.

Помимо утилитарной задачи по очистке среды постоянного обитания, данный проект позволяет решить целый ряд воспитательных задач. В частности, конкурсы «Гость из сказки» и «Зимняя композиция» способствуют раскрытию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, поскольку в ходе этих мероприятий демонстрируются поделки из природных материалов, основу которых составляют ветви ели. Критериями в этих конкурсах следует считать оригинальность замысла, высокое художественное исполнение, готовность описать технологию составления композиции и т.п.

Конкурс «Необычное - в обычном» позволит показать возможность нетрадиционного использования объектов окружающего мира, которые кажутся нам абсолютно бесполезными. Например, ствол ёлки, опиленный так, чтобы на нём осталась только одна ветка, очищенная от коры, может использоваться как барометр. Необходимо лишь нанести градуировку и прикрепить его вертикаль к стене, расположив в тени под открытым небом. С наступлением ненастья веточка - «стрелка» будет опускаться вниз, а при наступлении ясной погоды - подниматься вверх.

Наконец, тот факт, что полученные в ходе проекта материалы будут использованы в процессе оформления школы, позволяет реализовать принципы непрерывности и систематичности, являющиеся определяющими при организации процесса воспитания.

В процессе реализации данного проекта необходимо предоставить ребятам максимально возможную свободу действий. Ученикам стоит дать право выбора способа и пути деятельности, например, они должны сами определить район поиска ёлок, самостоятельно решить, кому и в каком конкурсе участвовать и т.д. Роль организаторов проекта состоит в соблюдении требований, традиционно предъявляемых к проектной деятельности, её этапов, координации действий всех участников и, что самое главное, обеспечении способов безопасного поведения школьников во время работы над проектом. Но их вмешательство в процесс реализации проекта должно быть минимальным, поскольку лишь самостоятельное выполнение разнообразных действий составит основу формирования способности безопасно действовать в окружающей среде и обеспечит эмоциональную при в л екател ь но сть творческого проекта для его участников.

Таким образом, выделение экологических аспектов технологического образования позволит сформировать не только готовность к экологически безопасной деятельности в окружающей среде, но и способность к такой деятельности, что поможет человеку обеспечить личную защиту от экологических и техногенных опасностей и избежать негативного влияния на окружающие объекты природного мира.

In the article the author expands on the potential of technological cducation in general and cducational sphere "Technology" in parücular from the point of view of forming students' environmental skills and expertise. The development of environmental expertise will make it possible for children to acquire ecologically safe behaviour in the environment which enables them to act without causing damage to nature and provide their personal eco-logical safety.

The key words: environmental expertise, environmental education, technological education, environmental project.

Список литературы

1. Актуальные проблемы экологии на рубеже третьего тысячелетия и пути их решения. Материалы Международной научно-практической конференции. Брянск, 1999.

2. Зятева JI.А. Формирование экологически безопасной личности в современной технологической среде // Тэхналапчная адукацыя. 2003. Вып. 1.

3. Зятева Л.А. Экологически безопасный тип отношения к природе как характеристика технологического этапа развития культуры // Технологическое образование школьников: состояние, проблемы, перспективы. Брянск, 2002.

4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. Мозырь, 2000.

5. Плохова М.Г., Фрадкин Ф.А. О методе проектов // Магистр. Март, 1992.

6. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М., 1998.

7. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование / культурно-технологическая концепция развития общества и образования /. Брянск, 2001.

8. Экологическое образование для устойчивого развития. Сборник научных трудов. Барнаул, 1997.

Об авторе

Л.А. Зятева - канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуапзк^и@ mail.ru.

УДК 371

М.В. Ретивых

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

В статье раскрывается содержание шести периодов становления и развития метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. На основе сравнительного анализа выявлены сходства и различия в обосновании и трактовки метода проектов отечественными и зарубежными учеными. Сделан вывод о возрастании значимости проектного метода обучения в современных условиях. Ключевые слова: проект, проектирование, метод проектов, классификация, период, периодизация.

Ведущей тенденцией в современном образовании является его гуманизация, которая предполагает создание необходимых условий для разностороннего развития личности. Личностно-ориентированная педагогика заключается в последовательном отношении педагога к обучающемуся как самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития.

Обеспечить реализацию задачи развития свободной личности позволяет метод проектов, который известен в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике уже более 100 лет.

Несмотря на широкое внедрение метода проектов для образования в целом, возникает необходимость совершенствования проектного обучения на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта, который позволяет выявить сходства и различия между трактовкой и применением метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. Этим обусловлена актуальность настоящей статьи.

В настоящее время в истории становления и развития метода проектов выделяется шесть периодов [5].

Первый период (конец ХЕХ - начало XX вв.) - это период зарождения предпосылок метода проектов, который связан с пересмотром взглядов на систему общего образования, обоснованием гуманистического подхода в воспитании и обучении детей и развивающей концепции образования.

В России одним из первых, кто заинтересовался этим вопросом был Л.Н. Толстой, который, изучив теорию «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо, трактовал образование как создание условий для самопроизвольного раскрытия качеств при «осторожной» роли учителя. На основе этих идей Н.В. Чехов и К.Н. Вентцель - наибо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.