Научная статья на тему 'Экологические аспекты подготовки будущих учителей физической культуры'

Экологические аспекты подготовки будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая подготовка / экологическая направленность личности / пе дагог физической культуры / региональный экологический туризм / ecological preparation / ecological orientation of the person / the teacher of physical training / regional ecological tourism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарин Денис Николаевич

В статье рассматриваются вопросы экологической подготовки будущих педагогов физи ческой культуры; анализируется эффективность влияния на исследуемый процесс средств реги онального экологического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING

This article considers the questions of the development of ecological orientation of the future teachers of physical culture; the influences to investigated process of the resources of regional ecological tourism is analyzed.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты подготовки будущих учителей физической культуры»

УДК 378.18

Самарин Д.Н.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются вопросы экологической подготовки будущих педагогов физической культуры; анализируется эффективность влияния на исследуемый процесс средств регионального экологического туризма.

Ключевые слова: экологическая подготовка, экологическая направленность личности, педагог физической культуры, региональный экологический туризм.

Экологический кризис, последствия которого мировое сообщество ощущает на себе в последнее время, заставляет переосмыслить взаимоотношения человека с окружающей средой и направить педагогические усилия на обеспечение экологической подготовки будущих профессионалов.

В современных условиях экологическая подготовка специалистов, выступая основой нравственности и решения многочисленных вопросов практической жизни людей, является основополагающим стержнем построения системы образования в целом. Во всех звеньях подготовки будущих специалистов, в общем, и будущих педагогов, в особенности, так или иначе, присутствуют экологические аспекты.

В этом ракурсе особую значимость приобретает процесс развития мотивов, формирования ценностно-смысловой сферы личности, которые выражаются в ответственном отношении к природе, владении определенными экологическими знаниями и умениями, эмоциональной отзывчивости к событиям и явлениям окружающей среды, желании активного участия в улучшении и защите окружающей среды. Экологическая подготовка будущих педагогов физической культуры осуществляется на основе педагогического содействия, помощи и поддержки со стороны преподавателя. Отсюда возникает проблема разработки и реализации системы педагогических воздействий, обеспечивающих развитие экологической направленности студента, определяющей его экогуманистическое мировоззрение и ориентирующей на постоянную реализацию экологических ценностей в профессионально-педагогической деятельности.

Значительный педагогический потенциал в развитии экологической направленности будущего педагога физической культуры заложен в реализации возможностей регионального экологического туризма.

Согласно Закону Российской Федерации «О туризме» под экологическим туризмом понимаются путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов.

Особую роль экологического туризма заключается в его большой социальной значимости и исключительной устойчивости как вида человеческой деятельности к воздействию неблагоприятных экономических факторов.

Экологический туризм неотделим от экологического просвещения и экологического образования. Это особый вид туристической отрасли, который подразумевает в первую очередь общение с природой, познание ее объектов и явлений, активный отдых на природе. Познавая природу, туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Само появление экотуризма и его развитие объясняется стремлением свести к минимуму негативные изменения окружающей среды. Понятие «среда» приобретает определенный смысл зависимости от центрального субъекта системы - организма, сообщества, человека, социума, цивилизации. Среда, окружающая человека, - понятие антропоцентрическое, показывающее, что речь идет об условиях жизни человека или населения с учетом территориальных характеристик.

Со студентами, будущими педагогами физической культуры, мы использовали традиционную форму туризма - походы (экотуры), которые организовывали своими силами во вне-учебное (каникулярное)время.

Методической основой организации экоту-ров выступила группа педагогических методов, направленных на развитие рефлексивного отношения студентов к окружающему социопри-родному окружению на основе экогуманисти-ческой парадигмы.

Метод образной картины. Его применение позволяет воспроизвести такое состояние чело-

века, когда восприятие и понимание им изучаемого объекта как бы сливаются и происходит его целостное, нерасчлененное видение.

Метод экологических ассоциаций. Он заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными объектами в контексте поставленной перед участниками проблемы. Этот метод направлен на обобщение и углубление знаний студентов о причинно - следственных связях между явлениями и процессами в природе, что очень важно для понимания будущим педагогом физической культуры значимости влияния сил природы на состояние физического, психического, духовного здоровья человека. Данный метод может использоваться для выявления аналогии между какими-либо естественными проявлениями природных существ и соответствующими сторонами жизнедеятельности человека. Например, экстраполирование модели поведения животного на особенности выполнения человеком каких-либо спортивных упражнений.

Метод художественной презентации природных объектов - заключается в исследовании этих объектов средствами искусства, реализуемого на основе сочетания информации естественнонаучного характера с содержанием произведений литературы, изобретательного искусства, музыки. Особенно важно отметить, что такое эмоционально окрашенное познание стимулирует субъектно-личностную значимость мира природы.

Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки студентом самого себя в изучаемые объекты окружающего мира. Посредствам чувственно - образных и мысленных ассоциаций человек «переселяется» в исследуемый объект, почувствовать и познать его изнутри, что способствует углублению субъективных представлений об этом объекте.

Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа студентами своих действий и поступков, направленных на социоприродное окружение с точки зрения эколого-педагогической целесообразности. Данный метод способствует осознанию будущими педагогами значимости своего поведения с точки зрения тех живых существ, «интересы» которых оно затрагивает, что имеет важное значение для формирования мотивации индивидуальных способов эколого-сооб-разного взаимодействия с миром природы. Так,

например, мы задавали студентам вопрос в рамках реализации данного метода: «В средствах массовой информации сообщается, что для постройки олимпийских объектов в г. Сочи под угрозой уничтожения находится уникальный лесной массив. Как Вы считаете: цель в этом случае оправдывает средство?»

Метод экологической эмпатии связан с актуализацией чувства сопереживания состояния природного объекта, а также проявления сочувствия к нему.

Метод ритуализации экологической деятельности заключается в ритуализации ритуалов и традиций, связанных с социоприродной деятельностью. Ритуализация, основанная на символизации экоцентрической идеологии, обуславливает выбор студентом стратегии соучастия, сотрудничества с миром природы. Важным условием реализации метода является наличие соответствующей символики (эмблема, девиз, иерархии (звания), устава и т. д.).

Метод экологических экспедиций заключается в педагогической актуализации будущих контактов студента с миром природы. Метод предполагает предварительную подготовку к встрече с природными объектами, психологический настрой на социоприродный контакт с тем, чтобы соответствовать «требованиям», предъявляемым миром природы к субъектам общения. Например, перед походом в лес педагог объясняет участникам правила «лесного этикета».

Использование данного метода, наряду с вышеперечисленными, способствует становлению субъект - субъектных отношений, развитию эмоционально-эстетического и ценностно-смыслового компонентов экологической направленности личности будущего педагога физической культуры.

Основными признаками экологического эффекта такого тура являлись:

- охрана природы, сбор и экологическая переработка мусора;

- строгая локализованность всех элементов тура: привалов, лагерей и т. д.;

- включение в маршруты экологических троп, памятников природы, музеев, выставок и т. д.;

- экологичность пищевого рациона, содержащего местные продукты;

- уважение к культурным традициям региона и его жителей;

- посильное участие туристов в решении местных экологических проблем;

- активное использование различных форм физической культуры, спорта (любительского), оздоровительных процедур и физической рекреации.

В процессе туров (походов) со студентами применяются следующие типы элементарных рекреационных занятий, направленных на развитие компонентов экологической направленности личности будущих педагогов физической культуры:

а) пешеходные прогулки (по лесу, вдоль водоемов, прогулки к культурно-историческим достопримечательностям);

б) лесной скрыто-рекреационный промысел (сбор ягод, грибов, лекарственных растений);

в) активный отдых на воде (плавание, отдых с использованием плавсредств, дайвинг);

г) сплав по рекам на гребных туристических средствах (сплав на плотах, байдарках, резиновых лодках, каяках);

д) катание на велосипедах;

е) лыжные прогулки (лыжные походы зимой);

ж) экскурсионные (знакомство с природными достопримечательностями и объектами);

з) лечебно-оздоровительные (походная баня, солнечные ванны);

и) активно-оздоровительные (занятия любительским спортом, соревнования: волейбол, армрестлинг и т. п.).

Во время похода будущий педагог физической культуры проникается пониманием того, какие возможности для восстановления и укрепления здоровья несут в себе экологическая деятельность, общение с природой, правильно организованный активной отдых. Таким путем постепенно укрепляется потребность, ценностное отношение к взаимодействию с природой.

Для развития экологической направленности личности будущих педагогов физической культуры в экологическом туризме должны присутствовать следующие содержательные составляющие:

- познавательная (информационная);

- эмоционально-эстетическая (красота природы, впечатления, эмоции);

- спортивно-оздоровительная (активный отдых, физическая рекреация).

Важным моментом является соблюдение оптимального соотношения этих компонентов. Так, чрезмерное увлечение информационной составляющей может вызвать утомление сту-

дентов, ибо на каникулах они вряд ли готовы воспринимать большие объемы информации. Здесь общение с природой в основном должно осуществляться через активный отдых и творческие формы развлечений.

В нашем экспериментальном исследовании приняли участие студенты Оренбургского государственного педагогического университета. В рамках плана работы туристического клуба данного вуза они были приглашены в походы и к участию в различных туристических мероприятиях.

Перед организацией каждого похода студенты экспериментальной группы, участвующие в нем, получали соответствующие задания. Для непрерывного отслеживания своих достижений, размышлений и впечатлений от общения с природой каждому студенту необходимо было вести дневник, который, по нашему мнению, является одним из эффективных инструментов в познании и совершенствовании себя. Во время ведения дневника студент погружался в непосредственную практическую деятельность по познанию себя как части Природы, Космоса, в ходе которой происходила работа по формированию его самосознания, в целом, и экологического самосознания, в частности [1].

Таким образом, в процессе занятий экологическим туризмом студенты получали задания анализировать свои ощущения и впечатления во время походов, стоянок и т. д. Эти чувства, являясь предметом анализа, фиксировались в дневниковых записях.

Каждый вид туризма имеет специфический набор форм и видов занятий, каждое из которых содержит основное движение, связанное с получением некого набора ощущений как на физической уровне, так и на уровне высшей нервной деятельности. Тонко и слабо уловимое сочетание между удовольствием ощущений и удовольствием впечатлений и составляет особенность того иного вида оздоровительного занятия и построенного на его основе вида туризма. Несмотря на обилие описаний разного вида походов, восхождений, заплывов это сочетание физических ощущений и духовного состояния остается, как правило, вне обсуждения и анализа самим занимающимся. Дневниковые записи способствовали устранению данного недостатка.

В качестве примера приведем перечень тех ощущений, на которые указывают студенты в своих дневниках.

Ощущение от собственного физического усилия. Как правило, имеются ввиду аэробное или циклическое усилие. Цикличность обеспечивается естественной сменой и поочередной работой разгибателей и сгибателей мышц предплечья (при описании ощущений во время сплава по реке). В движении участвуют, кроме мышц предплечья плечевые мышцы, кисть (обеспечивающая доворот лопасти до нужного угла), а также мышцы спины и ног (выполняющие роль опоры, рычага для усилия рук).

Ощущение от скольжения. Как правило, эти ощущения нелегко поддаются описанию студентами. Скольжение лежит в основе многих рекреационных занятий (лодка, лыжи, коньки, доска для серфинга), и связано с природой человека: обреченный на прямохождение, он привыкает двигаться толчками с постоянными колебаниями центра тяжести и сотрясением всего опорно-двигательного аппарата. Поэтому любое скольжение способно доставлять удовольствие, особый «кайф» (сленговое выражение студентов).

Ощущение от встречного ветрового потока, обтекающего гребцов, лыжников, которое может быть комфортным в жаркую погоду и бодрящим в прохладную.

Ощущение от неизбежных мелких брызг, слетающих с лопастей весла впереди сидящего гребца, которые также могут доставлять удовольствие в жару и доводить до озноба в прохладную погоду.

Студент Николай С. после байдарочного похода в своем дневнике описывал разнообразие впечатлений, которые разделил на визуальные (зрительные), звуковые и осязательные. Естественно, каждым участником туристических походов впечатления переживаются в совокупности и при этом индивидуально.

Так, Николай верное подмечает, что восприятие окружающего пространства у туриста-водника зависит от посадки байдарке: передний гребец видит отдаленную перспективу, ось его взгляда повторяет все изгибы извилистого русла. Второй и третий пассажир байдарки воспринимают окружающий ландшафт боковым зрением, во всяком случае, на крейсерском ходу и при значительном усилии. Однако, как отмечает Николай, о скудости зрительных ощущений говорить не приходится: вода отражает переменчивое небо, а в солнечную погоду на ней играют блики, развивающиеся от погружения весла на тысячи мелких «осколков».

При описании звуковых впечатлений на воде будущие педагоги физической культуры отмечали, что водный маршрут - настоящая лечебница для изможденного грохотом городских улиц человека. «В перерывах, во время отдыха на воде, когда байдарки встают в ряд и гребцы «сушат весла», можно услышать абсолютную тишину, нарушаемую только стекающими с весел капельками воды и легким шелестом прибрежных трав, - это симфония, с которой могут сравниться не многие, созданные человеком», - так описывает свои впечатления о водном походе Павел В.

Приведем еще одно описание индивидуальных впечатлений от занятий экологическим туризмом после похода на одну из самых высоких гор Уральского хребта. Его дает студентка института физической культуры и спорта ОГПУ Люция Ш.

«Восхождение на вершину горы Большой Иремель стало самой захватывающей частью нашего маршрута. Предвкушение увидеть что-то доселе неизвестное и сказочно-незабываемое подгоняло моих товарищей и меня все быстрее и быстрее вперед.

Это все-таки трудное испытание даже для физически развитых, но привыкших к удобству и теплу вузовских аудиторий студентов. Грязь под ногами, торчащие из под земли корявые корни деревьев, камни покрытые мхом, подъем в гору - малая часть того, что мы преодолели, осваивая нелегкий путь горного туриста.

Стройные сосны сменились корявыми и замшелыми елями, которые заметно теряли сантиметры при приближении к подножию Иремеля. Наконец, лес поредел и вскоре совсем закончился. И вот он - герой приданий и легенд Большой Иремель! Преодолев на едином дыхании подъем по огромным скользким валунам, мы оказыаем-ся на вершине. Дух захватывает от открывшейся картины - величия хребтов. Ни сколько хватает обзора - везде горы, горы, горы.

Что испытывает человек, впервые поднявшийся на большую высоту и обозревающий мир вокруг себя? Мне кажется - он чувствует себя королем мира. Ни больше, ни меньше. Это потрясающее ощущение - видеть нашу Землю во всем ее просторе, ощущать ее жизнь и масштабность, сравнивать то, что видишь, с городской жизнью и понимать, что закрывшись в своих бетонных коробках, мы теряем ту связь с природой, которая нам необходима... на второй план уходит вся усталость, голод и другие негатив-

ные эмоции. Есть только ты и этот огромный мир, и хочется кричать от счастья и делиться им со всеми окружающими.

Ветер носится как сумасшедший, сбивая все и вся на своем пути. И уже нет возможности оставаться наверху, и приходится прощаться с этим великолепием природы. Дорога обратно всегда корче, но вместе с радостным чувством возврата домой не покидает ощущение грусти. Хочется вернуться вновь в эти места, и еще и еще раз насладиться пейзажем, посмотреть на маленькие ели, макушки которых согнулись под натиском разгульного ветра, увидеть задорно бегущий ручей. Потихоньку возвращается усталость, но ощущение познания мира не проходит, и бежать через все эти коряги становится намного проще.

Для многих студентов выезд на Ирмель -первый шаг к осознанию выбранной профессии. Становится понятно, насколько интересна и в тоже время трудна она. Хочется надеяться, что ошибившихся нет в своем выборе единицы. Остальные нашли своей путь!»

Будущие педагоги физической культуры пришли к выводу, что дневник несет в себе гуманистическое начало, содействует сохранению психического здоровья, достижению адекватной самооценки.

Приведенные выше записи наглядно свидетельствуют, что даже за один поход студенты получают массу положительных эмоций, обогащаются их представления о природе родного региона, укрепляется чувство единения с ней, делаются более прочными отношения со своими товарищами. Будущие педагоги задумываются о своем профессиональном и жизненном предназначении; так складывается система их экологических ценностей.

Таким образом, в процессе экспериментальной работы нашло подтверждение наше предположение об эффективном влиянии регионального туризма на развитие экологической направленности будущих педагогов физической культуры.

20.06.2011

Список литературы:

1. Галькиева З. Х. Формирование экологического мировоззрения студента в воспитательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2008. - 24 с.

2. Жаустов А.П., Редина М.М. Новое в высшем экологическом образовании России // Экология и жизнь. - 2009. -№1(86). - С.39-43.

3. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 256 с.

4. Растоскуев В.В. Разработка учебных курсов для экологического образования //Проблемы непрерывного экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2010. - С.84-87.

5. Савостин Н. М. Нетрадиционные средства физической рекреации в структуре свободного времени учителя сельской школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2007. - 23 с.

Сведения об авторе: Самарин Денис Николаевич, старший преподаватель кафедры теории и практики физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета 460000, город Оренбург, ул. Советская, д. 19, тел. 89225436869, [email protected]

UDC 378.18 Samarin D.N.

The Orenburg state pedagogical university; [email protected]

ECOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING

This article considers the questions of the development of ecological orientation of the future teachers of physical culture; the influences to investigated process of the resources of regional ecological tourism is analyzed.

Key words: ecological preparation, ecological orientation of the person, the teacher of physical training, regional ecological tourism.

Bibliography:

1. Galkieva Z.Kh. Formation of ecological outlook of the student in the educational environment of high school: The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences - Orenburg, 2008. - 24 p.

2. Zhaustov A.P. Redina M.M. New in the higher ecological formation of Russia//Ecology and life. - 2009. - №1(86). - P.39-43.

3. Colobovskiy E.Yu. Ecological tourism and tourism ecology: the manual. - М.: Academy, 2006. - 256 pp.

4. Rastoskuev V.V. Working out of training courses for ecological formation//Problems of continuous ecological formation: materials of the First All-Russia scientifically-practical conference with the international participation, on March, 31st, 2010 Ekaterinburg: USTU. - Ekaterinburg: UPI, 2010. - P.84-87.

5. Savostyn N.M. Nonconventional means of a physical recreation in structure of free time of the teacher of rural school: The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences - Chelyabinsk, 2007. - 23 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.