УДК 378.18
Самарин Д.Н.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются вопросы экологической подготовки будущих педагогов физической культуры; анализируется эффективность влияния на исследуемый процесс средств регионального экологического туризма.
Ключевые слова: экологическая подготовка, экологическая направленность личности, педагог физической культуры, региональный экологический туризм.
Экологический кризис, последствия которого мировое сообщество ощущает на себе в последнее время, заставляет переосмыслить взаимоотношения человека с окружающей средой и направить педагогические усилия на обеспечение экологической подготовки будущих профессионалов.
В современных условиях экологическая подготовка специалистов, выступая основой нравственности и решения многочисленных вопросов практической жизни людей, является основополагающим стержнем построения системы образования в целом. Во всех звеньях подготовки будущих специалистов, в общем, и будущих педагогов, в особенности, так или иначе, присутствуют экологические аспекты.
В этом ракурсе особую значимость приобретает процесс развития мотивов, формирования ценностно-смысловой сферы личности, которые выражаются в ответственном отношении к природе, владении определенными экологическими знаниями и умениями, эмоциональной отзывчивости к событиям и явлениям окружающей среды, желании активного участия в улучшении и защите окружающей среды. Экологическая подготовка будущих педагогов физической культуры осуществляется на основе педагогического содействия, помощи и поддержки со стороны преподавателя. Отсюда возникает проблема разработки и реализации системы педагогических воздействий, обеспечивающих развитие экологической направленности студента, определяющей его экогуманистическое мировоззрение и ориентирующей на постоянную реализацию экологических ценностей в профессионально-педагогической деятельности.
Значительный педагогический потенциал в развитии экологической направленности будущего педагога физической культуры заложен в реализации возможностей регионального экологического туризма.
Согласно Закону Российской Федерации «О туризме» под экологическим туризмом понимаются путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов.
Особую роль экологического туризма заключается в его большой социальной значимости и исключительной устойчивости как вида человеческой деятельности к воздействию неблагоприятных экономических факторов.
Экологический туризм неотделим от экологического просвещения и экологического образования. Это особый вид туристической отрасли, который подразумевает в первую очередь общение с природой, познание ее объектов и явлений, активный отдых на природе. Познавая природу, туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Само появление экотуризма и его развитие объясняется стремлением свести к минимуму негативные изменения окружающей среды. Понятие «среда» приобретает определенный смысл зависимости от центрального субъекта системы - организма, сообщества, человека, социума, цивилизации. Среда, окружающая человека, - понятие антропоцентрическое, показывающее, что речь идет об условиях жизни человека или населения с учетом территориальных характеристик.
Со студентами, будущими педагогами физической культуры, мы использовали традиционную форму туризма - походы (экотуры), которые организовывали своими силами во вне-учебное (каникулярное)время.
Методической основой организации экоту-ров выступила группа педагогических методов, направленных на развитие рефлексивного отношения студентов к окружающему социопри-родному окружению на основе экогуманисти-ческой парадигмы.
Метод образной картины. Его применение позволяет воспроизвести такое состояние чело-
века, когда восприятие и понимание им изучаемого объекта как бы сливаются и происходит его целостное, нерасчлененное видение.
Метод экологических ассоциаций. Он заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными объектами в контексте поставленной перед участниками проблемы. Этот метод направлен на обобщение и углубление знаний студентов о причинно - следственных связях между явлениями и процессами в природе, что очень важно для понимания будущим педагогом физической культуры значимости влияния сил природы на состояние физического, психического, духовного здоровья человека. Данный метод может использоваться для выявления аналогии между какими-либо естественными проявлениями природных существ и соответствующими сторонами жизнедеятельности человека. Например, экстраполирование модели поведения животного на особенности выполнения человеком каких-либо спортивных упражнений.
Метод художественной презентации природных объектов - заключается в исследовании этих объектов средствами искусства, реализуемого на основе сочетания информации естественнонаучного характера с содержанием произведений литературы, изобретательного искусства, музыки. Особенно важно отметить, что такое эмоционально окрашенное познание стимулирует субъектно-личностную значимость мира природы.
Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки студентом самого себя в изучаемые объекты окружающего мира. Посредствам чувственно - образных и мысленных ассоциаций человек «переселяется» в исследуемый объект, почувствовать и познать его изнутри, что способствует углублению субъективных представлений об этом объекте.
Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации самоанализа студентами своих действий и поступков, направленных на социоприродное окружение с точки зрения эколого-педагогической целесообразности. Данный метод способствует осознанию будущими педагогами значимости своего поведения с точки зрения тех живых существ, «интересы» которых оно затрагивает, что имеет важное значение для формирования мотивации индивидуальных способов эколого-сооб-разного взаимодействия с миром природы. Так,
например, мы задавали студентам вопрос в рамках реализации данного метода: «В средствах массовой информации сообщается, что для постройки олимпийских объектов в г. Сочи под угрозой уничтожения находится уникальный лесной массив. Как Вы считаете: цель в этом случае оправдывает средство?»
Метод экологической эмпатии связан с актуализацией чувства сопереживания состояния природного объекта, а также проявления сочувствия к нему.
Метод ритуализации экологической деятельности заключается в ритуализации ритуалов и традиций, связанных с социоприродной деятельностью. Ритуализация, основанная на символизации экоцентрической идеологии, обуславливает выбор студентом стратегии соучастия, сотрудничества с миром природы. Важным условием реализации метода является наличие соответствующей символики (эмблема, девиз, иерархии (звания), устава и т. д.).
Метод экологических экспедиций заключается в педагогической актуализации будущих контактов студента с миром природы. Метод предполагает предварительную подготовку к встрече с природными объектами, психологический настрой на социоприродный контакт с тем, чтобы соответствовать «требованиям», предъявляемым миром природы к субъектам общения. Например, перед походом в лес педагог объясняет участникам правила «лесного этикета».
Использование данного метода, наряду с вышеперечисленными, способствует становлению субъект - субъектных отношений, развитию эмоционально-эстетического и ценностно-смыслового компонентов экологической направленности личности будущего педагога физической культуры.
Основными признаками экологического эффекта такого тура являлись:
- охрана природы, сбор и экологическая переработка мусора;
- строгая локализованность всех элементов тура: привалов, лагерей и т. д.;
- включение в маршруты экологических троп, памятников природы, музеев, выставок и т. д.;
- экологичность пищевого рациона, содержащего местные продукты;
- уважение к культурным традициям региона и его жителей;
- посильное участие туристов в решении местных экологических проблем;
- активное использование различных форм физической культуры, спорта (любительского), оздоровительных процедур и физической рекреации.
В процессе туров (походов) со студентами применяются следующие типы элементарных рекреационных занятий, направленных на развитие компонентов экологической направленности личности будущих педагогов физической культуры:
а) пешеходные прогулки (по лесу, вдоль водоемов, прогулки к культурно-историческим достопримечательностям);
б) лесной скрыто-рекреационный промысел (сбор ягод, грибов, лекарственных растений);
в) активный отдых на воде (плавание, отдых с использованием плавсредств, дайвинг);
г) сплав по рекам на гребных туристических средствах (сплав на плотах, байдарках, резиновых лодках, каяках);
д) катание на велосипедах;
е) лыжные прогулки (лыжные походы зимой);
ж) экскурсионные (знакомство с природными достопримечательностями и объектами);
з) лечебно-оздоровительные (походная баня, солнечные ванны);
и) активно-оздоровительные (занятия любительским спортом, соревнования: волейбол, армрестлинг и т. п.).
Во время похода будущий педагог физической культуры проникается пониманием того, какие возможности для восстановления и укрепления здоровья несут в себе экологическая деятельность, общение с природой, правильно организованный активной отдых. Таким путем постепенно укрепляется потребность, ценностное отношение к взаимодействию с природой.
Для развития экологической направленности личности будущих педагогов физической культуры в экологическом туризме должны присутствовать следующие содержательные составляющие:
- познавательная (информационная);
- эмоционально-эстетическая (красота природы, впечатления, эмоции);
- спортивно-оздоровительная (активный отдых, физическая рекреация).
Важным моментом является соблюдение оптимального соотношения этих компонентов. Так, чрезмерное увлечение информационной составляющей может вызвать утомление сту-
дентов, ибо на каникулах они вряд ли готовы воспринимать большие объемы информации. Здесь общение с природой в основном должно осуществляться через активный отдых и творческие формы развлечений.
В нашем экспериментальном исследовании приняли участие студенты Оренбургского государственного педагогического университета. В рамках плана работы туристического клуба данного вуза они были приглашены в походы и к участию в различных туристических мероприятиях.
Перед организацией каждого похода студенты экспериментальной группы, участвующие в нем, получали соответствующие задания. Для непрерывного отслеживания своих достижений, размышлений и впечатлений от общения с природой каждому студенту необходимо было вести дневник, который, по нашему мнению, является одним из эффективных инструментов в познании и совершенствовании себя. Во время ведения дневника студент погружался в непосредственную практическую деятельность по познанию себя как части Природы, Космоса, в ходе которой происходила работа по формированию его самосознания, в целом, и экологического самосознания, в частности [1].
Таким образом, в процессе занятий экологическим туризмом студенты получали задания анализировать свои ощущения и впечатления во время походов, стоянок и т. д. Эти чувства, являясь предметом анализа, фиксировались в дневниковых записях.
Каждый вид туризма имеет специфический набор форм и видов занятий, каждое из которых содержит основное движение, связанное с получением некого набора ощущений как на физической уровне, так и на уровне высшей нервной деятельности. Тонко и слабо уловимое сочетание между удовольствием ощущений и удовольствием впечатлений и составляет особенность того иного вида оздоровительного занятия и построенного на его основе вида туризма. Несмотря на обилие описаний разного вида походов, восхождений, заплывов это сочетание физических ощущений и духовного состояния остается, как правило, вне обсуждения и анализа самим занимающимся. Дневниковые записи способствовали устранению данного недостатка.
В качестве примера приведем перечень тех ощущений, на которые указывают студенты в своих дневниках.
Ощущение от собственного физического усилия. Как правило, имеются ввиду аэробное или циклическое усилие. Цикличность обеспечивается естественной сменой и поочередной работой разгибателей и сгибателей мышц предплечья (при описании ощущений во время сплава по реке). В движении участвуют, кроме мышц предплечья плечевые мышцы, кисть (обеспечивающая доворот лопасти до нужного угла), а также мышцы спины и ног (выполняющие роль опоры, рычага для усилия рук).
Ощущение от скольжения. Как правило, эти ощущения нелегко поддаются описанию студентами. Скольжение лежит в основе многих рекреационных занятий (лодка, лыжи, коньки, доска для серфинга), и связано с природой человека: обреченный на прямохождение, он привыкает двигаться толчками с постоянными колебаниями центра тяжести и сотрясением всего опорно-двигательного аппарата. Поэтому любое скольжение способно доставлять удовольствие, особый «кайф» (сленговое выражение студентов).
Ощущение от встречного ветрового потока, обтекающего гребцов, лыжников, которое может быть комфортным в жаркую погоду и бодрящим в прохладную.
Ощущение от неизбежных мелких брызг, слетающих с лопастей весла впереди сидящего гребца, которые также могут доставлять удовольствие в жару и доводить до озноба в прохладную погоду.
Студент Николай С. после байдарочного похода в своем дневнике описывал разнообразие впечатлений, которые разделил на визуальные (зрительные), звуковые и осязательные. Естественно, каждым участником туристических походов впечатления переживаются в совокупности и при этом индивидуально.
Так, Николай верное подмечает, что восприятие окружающего пространства у туриста-водника зависит от посадки байдарке: передний гребец видит отдаленную перспективу, ось его взгляда повторяет все изгибы извилистого русла. Второй и третий пассажир байдарки воспринимают окружающий ландшафт боковым зрением, во всяком случае, на крейсерском ходу и при значительном усилии. Однако, как отмечает Николай, о скудости зрительных ощущений говорить не приходится: вода отражает переменчивое небо, а в солнечную погоду на ней играют блики, развивающиеся от погружения весла на тысячи мелких «осколков».
При описании звуковых впечатлений на воде будущие педагоги физической культуры отмечали, что водный маршрут - настоящая лечебница для изможденного грохотом городских улиц человека. «В перерывах, во время отдыха на воде, когда байдарки встают в ряд и гребцы «сушат весла», можно услышать абсолютную тишину, нарушаемую только стекающими с весел капельками воды и легким шелестом прибрежных трав, - это симфония, с которой могут сравниться не многие, созданные человеком», - так описывает свои впечатления о водном походе Павел В.
Приведем еще одно описание индивидуальных впечатлений от занятий экологическим туризмом после похода на одну из самых высоких гор Уральского хребта. Его дает студентка института физической культуры и спорта ОГПУ Люция Ш.
«Восхождение на вершину горы Большой Иремель стало самой захватывающей частью нашего маршрута. Предвкушение увидеть что-то доселе неизвестное и сказочно-незабываемое подгоняло моих товарищей и меня все быстрее и быстрее вперед.
Это все-таки трудное испытание даже для физически развитых, но привыкших к удобству и теплу вузовских аудиторий студентов. Грязь под ногами, торчащие из под земли корявые корни деревьев, камни покрытые мхом, подъем в гору - малая часть того, что мы преодолели, осваивая нелегкий путь горного туриста.
Стройные сосны сменились корявыми и замшелыми елями, которые заметно теряли сантиметры при приближении к подножию Иремеля. Наконец, лес поредел и вскоре совсем закончился. И вот он - герой приданий и легенд Большой Иремель! Преодолев на едином дыхании подъем по огромным скользким валунам, мы оказыаем-ся на вершине. Дух захватывает от открывшейся картины - величия хребтов. Ни сколько хватает обзора - везде горы, горы, горы.
Что испытывает человек, впервые поднявшийся на большую высоту и обозревающий мир вокруг себя? Мне кажется - он чувствует себя королем мира. Ни больше, ни меньше. Это потрясающее ощущение - видеть нашу Землю во всем ее просторе, ощущать ее жизнь и масштабность, сравнивать то, что видишь, с городской жизнью и понимать, что закрывшись в своих бетонных коробках, мы теряем ту связь с природой, которая нам необходима... на второй план уходит вся усталость, голод и другие негатив-
ные эмоции. Есть только ты и этот огромный мир, и хочется кричать от счастья и делиться им со всеми окружающими.
Ветер носится как сумасшедший, сбивая все и вся на своем пути. И уже нет возможности оставаться наверху, и приходится прощаться с этим великолепием природы. Дорога обратно всегда корче, но вместе с радостным чувством возврата домой не покидает ощущение грусти. Хочется вернуться вновь в эти места, и еще и еще раз насладиться пейзажем, посмотреть на маленькие ели, макушки которых согнулись под натиском разгульного ветра, увидеть задорно бегущий ручей. Потихоньку возвращается усталость, но ощущение познания мира не проходит, и бежать через все эти коряги становится намного проще.
Для многих студентов выезд на Ирмель -первый шаг к осознанию выбранной профессии. Становится понятно, насколько интересна и в тоже время трудна она. Хочется надеяться, что ошибившихся нет в своем выборе единицы. Остальные нашли своей путь!»
Будущие педагоги физической культуры пришли к выводу, что дневник несет в себе гуманистическое начало, содействует сохранению психического здоровья, достижению адекватной самооценки.
Приведенные выше записи наглядно свидетельствуют, что даже за один поход студенты получают массу положительных эмоций, обогащаются их представления о природе родного региона, укрепляется чувство единения с ней, делаются более прочными отношения со своими товарищами. Будущие педагоги задумываются о своем профессиональном и жизненном предназначении; так складывается система их экологических ценностей.
Таким образом, в процессе экспериментальной работы нашло подтверждение наше предположение об эффективном влиянии регионального туризма на развитие экологической направленности будущих педагогов физической культуры.
20.06.2011
Список литературы:
1. Галькиева З. Х. Формирование экологического мировоззрения студента в воспитательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2008. - 24 с.
2. Жаустов А.П., Редина М.М. Новое в высшем экологическом образовании России // Экология и жизнь. - 2009. -№1(86). - С.39-43.
3. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 256 с.
4. Растоскуев В.В. Разработка учебных курсов для экологического образования //Проблемы непрерывного экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2010. - С.84-87.
5. Савостин Н. М. Нетрадиционные средства физической рекреации в структуре свободного времени учителя сельской школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2007. - 23 с.
Сведения об авторе: Самарин Денис Николаевич, старший преподаватель кафедры теории и практики физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета 460000, город Оренбург, ул. Советская, д. 19, тел. 89225436869, [email protected]
UDC 378.18 Samarin D.N.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected]
ECOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING
This article considers the questions of the development of ecological orientation of the future teachers of physical culture; the influences to investigated process of the resources of regional ecological tourism is analyzed.
Key words: ecological preparation, ecological orientation of the person, the teacher of physical training, regional ecological tourism.
Bibliography:
1. Galkieva Z.Kh. Formation of ecological outlook of the student in the educational environment of high school: The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences - Orenburg, 2008. - 24 p.
2. Zhaustov A.P. Redina M.M. New in the higher ecological formation of Russia//Ecology and life. - 2009. - №1(86). - P.39-43.
3. Colobovskiy E.Yu. Ecological tourism and tourism ecology: the manual. - М.: Academy, 2006. - 256 pp.
4. Rastoskuev V.V. Working out of training courses for ecological formation//Problems of continuous ecological formation: materials of the First All-Russia scientifically-practical conference with the international participation, on March, 31st, 2010 Ekaterinburg: USTU. - Ekaterinburg: UPI, 2010. - P.84-87.
5. Savostyn N.M. Nonconventional means of a physical recreation in structure of free time of the teacher of rural school: The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences - Chelyabinsk, 2007. - 23 pp.