Научная статья на тему 'Экологически безопасные транспортные средства для карьеров'

Экологически безопасные транспортные средства для карьеров Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
355
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРУТОНАКЛОННЫЙ КОНВЕЙЕР С ПРИЖИМНОЙ ЛЕНТОЙ / КРУТОНАКЛОННЫЙ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЬ / ТРУБЧАТЫЙ КОНВЕЙЕР / КАРЬЕР

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шешко О. Е.

Приведено экологическое обоснование применения новых транспортных средств крутонаклонных конвейеров с прижимной лентой, крутонаклонных межуступных перегружателей и ленточных трубчатых конвейеров при транспортировании горной массы из карьеров и на поверхностном комплексе предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологически безопасные транспортные средства для карьеров»

УДК 622.013.364.2 О.Е. Шешко

ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КАРЬЕРОВ

Приведено экологическое обоснование применения новых транспортных средств - крутонаклонных конвейеров с прижимной лентой, крутонаклонных межуступных перегружателей и ленточных трубчатых конвейеров при транспортировании горной массы из карьеров и на поверхностном комплексе предприятий.

Ключевые слова: экологическая безопасность, крутонаклонный конвейер с прижимной лентой, крутонаклонный перегружатель, трубчатый конвейер, карьер.

Открытый способ добычи твердых полезных ископаемых характеризуется значительно более высокими техникоэкономическими показателями и значительно более безопасными условиями труда по сравнению с подземным. Затраты на добычу полезных ископаемых при открытом способе на большинстве предприятий в 2—3 раза ниже, а производительность труда рабочих в 2,5—3,5 раза выше.

Столь высокие экономические показатели открытого способа добычи связаны с возможностью использования на карьерах крупного, мощного и высокопроизводительного оборудования. Поэтому удельный вес открытого способа при добыче угля достиг почти 65 %, при добыче руд черных и цветных металлов — более 80 %, горно-химического сырья — почти 100 %, а строительные горные породы уже давно добываются только открытым способом.

Превалирующее значение открытого способа, очевидно, сохранится и в перспективе.

Вместе с тем применение открытых горных работ связано с масштабным нарушением земной поверхности и воздействием на состояние подземных вод и атмосферы.

Подготовка горных пород к выемке на карьерах осуществляются, в основном, проведением массовых взрывов, являющихся мощным источником выброса в атмосферу большого количества пыли и газов. Объем массового взрыва составляет 2 млн. м3 взорванных горных пород. За один массовый взрыв выбрасывается в атмосферу 100-250 т пыли и 6000-10000 м3 вредных газов. Пылега-

зовое облако при этом выбрасывается на высоту 150-300 м и в своем развитии оно может достигать высоты 16 км, распространяясь по направлению ветра на расстояние до 14 км. Объем пылегазового облака достигает 15-20 млн. м3, концентрация пыли составляет 680 - 4250 мг/м3.

Вещества, выбрасываемые при массовых взрывах, разносятся ветром на значительные расстояния, загрязняя прилегающие территории, в том числе и жилые массивы, где концентрация вредных газов и пыли иногда превышает предельно допустимые. Для массовых взрывов характерно вторичное выделение газов из взорванной горной массы, продолжающееся в отдельных случаях 10-15 ч. Максимальная концентрация окиси углерода во взорванной горной массе достигает 15-17 %, и превышение предельно допустимой концентрации наблюдается до 100 и более часов. Выделение газов усиливается при выемочно-погрузочных работах, при этом газы выделяются как из развала, так и из породы, находящейся в ковше экскаватора, кузове автосамосвала или думпкаре.

Запыленность воздуха при погрузочно-разгрузочных работах и в кабине экскаватора, и в забое в некоторых случаях достигает концентрации 30-45 мг/м3 .

При транспортировании карьерных грузов особенно большое загрязнение атмосферы имеет место при эксплуатации автотранспорта, который является передвижным источником газов и пыли. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработанными газами, с которыми выделяются такие вредные компоненты, как окись углерода, окислы азота.

Дизельные двигатели выбрасывают в большом количестве сажу, которая в чистом виде нетоксичное вещество. Однако частицы сажи, обладая высокой адсорбционной способностью, несут на своей поверхности молекулы и частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсичных веществ на человека, возрастающих с увеличением влажности и при понижении температуры окружающего воздуха.

По мере увеличения пробега автомобиля происходит изменение регулировочных параметров системы питания и зажигания. При этом токсичность отработавших газов значительно (в 2-3 раза) возрастает. Автомобильные дороги на карьерах (особенно грунто-

вые и щебеночно-гравийные) занимают одно из первых мест в балансе выделения пыли в карьере. На их долю приходится 70-90% всей выделяемой пыли.

Большое количество пыли сдувается из открытых поверхностей при транспортировании угля, песка, другой мелко раздробленной и неувлажненной массы. Большое запыление имеет место в пунктах разгрузки и при перегрузке горной массы из одного вида транспорта в другой [1].

Значительное выделение пыли и газов связано с открытыми поверхностями откосов и отвалов, хвостохранилищ, дробильносортировочными, агломерационными и обогатительными фабриками, базами производственных автомашин и автотракторной техники, ремонтными заводами и цехами, котельными и энергетическими установками.

Пылевые выбросы пылящих поверхностей распространяются в приземленном слое атмосферы и формируют повышенный уровень запыленности воздуха на значительных расстояниях от этих объектов.

Например, на ОАО «Лебединский ГОК» доля пыли, улавливаемая аспирационными установками, составляет 87,4%, а концентрация ее на границе санитарно-защитной зоны составляет 45% ПДК, рис.1.[2]

На различных предприятиях доля воздействия отдельных технологических процессов на загрязнение воздушной среды сильно отличаются друг от друга, но, как правило, на транспортирование, особенно автотранспортом, приходится 40-60% общих выбросов вредных веществ. Причем эта величина возрастает с увеличением глубины карьера. Вместе с тем автомобильный транспорт остается лидирующим видом транспорта не только в глубоких карьерах.

Расширение и ужесточение современных требований к охране окружающей среды и освоению недр поставили на повестку дня необходимость использования на горных предприятиях новых видов транспортных машин, резко снижающих загрязнение окружающей среды при эксплуатации. Современный уровень машиностроения предоставляет большие возможности в этой области.

Для глубоких карьеров в качестве подъемного звена это крутонаклонные конвейеры с прижимной лентой (КНК).

50%

40%

30%

0%

N0

S0

□ Пыль

□ SO

□ N0

1

Загрязняющие вещества

Рис. 1. Концентрация загрязняющих веществ на границе санитарнозащитной зоны ОАО «Лебединский ГОК»

Существующие системы технологического транспорта особенно на глубоких карьерах обуславливают резкое увеличение длины транспортирования на подъём, и чрезвычайно усиливают негативное воздействие на окружающую среду. КНК не только на порядок снижают длину транспортирования и упрощают транспортную трассу, но и значительно улучшают экологическую ситуацию горного предприятия. Характерно, что размеры максимальных кусков груза аналогичны транспортируемыми ленточными конвейерами.

Горная масса при транспортировании герметично закрыта между грузовой и прижимной лентами [2, 3]. Последнее обстоятельство обуславливает эффективность таких конвейеров во многих случаях, когда особенно требуется избежать пыления при транспортировании: промышленные площадки, цементные заводы, городское строительство, транспортирование золы и так далее.

Конструктивная схема дает возможность создания типовых модульных и нестандартных схем подъема КНК с прижимной лентой, обеспечивающих минимальное количество перегрузок, представляющих собой, как правило, дополнительный очаг выделения вредных веществ [3].

Высокая эффективность применения КНК с прижимной лентой подтверждается практикой применения на карьере а) б)

Рис. 2. Крутонаклонные конвейеры с прижимной лентой: а) подъем КНК медной руды (на высоту 95 м) на карьере «Майданпек», б) перегружатель с КНК на карьере «Мурунтау»

«Майданпек» (Сербия), где был установлен КНК производительностью 4000 т/ч на высоту подъема 95 м под углом наклона 35,5°. На карьере удалось в 3 раза сократить число автосамосвалов, а ежегодная экономия составила 12 млн. долларов. Эти результаты были достигнуты практически на первом крупном образце КНК без опыта его проектирования, создания и эксплуатации (рис. 2, а)

Фактором, определяющим необходимость перехода на КНК, наряду с экономической целесообразностью является допустимая концентрация вредных веществ в рабочей зоне карьера.

Большинство вредных веществ имеют однонаправленное действия на организм человека и на природу, поэтому их концентрация суммируется. Суммарное отношение концентраций вредных вещества и пыли (Сі) к их предельно допустимой величине

V Сі -

' ‘ ПДК не должно превышать определенной величины.

Расчеты показали, что в определенных условиях глубина, при достижении которой необходима установка КНК может составлять 270, 120, 90 и даже 30 и 60 метров. В этих условиях позитивную роль могут играть передвижные межуступные перегружатели с КНК. Межуступный перегружатель после установки стационарно-

го конвейера или удлинения его может перемещаться на нижележащие горизонты.

В настоящее время межуступный перегружатель КНК-30 производительностью 3500 т/ч производства ОАО «Азовмаш» (Украина) установлен на концентрационном горизонте карьера «Мурун-тау» и осуществляет подачу руды на расположенный на высоте 30 м наклонный конвейера действующего комплекса ЦПТ. [4]

В проекте реконструкции ряда предприятий (Ковдорский, Оленегорский ГОКи и др.) уже стоит вопрос об установке КНК. В настоящее время находится в эксплуатации ~ 200 КНК на карьерах, шахтах и наиболее экологически неблагоприятных производствах: цементные заводы, дробильно-сортиро-вочные фабрики (фирмы “Continental Conveyor & Equipment Company”, “Dos Santos International”, “MAN Takraf” и др). Экологическая чистота установок позволила применять их в пределах городов и населенных пунктов.

Расчетные значения основных параметров КНК при производительностях Q = 5000-10000 м3 /ч на высоту подъема 100м представлены в табл. 1.

Анализируя таблицу, можно заметить, что длина каждого из двух контуров КНК (Lк) более чем в два раза меньше, чем длина ленточного конвейера уже при угле наклона в=40°, суммарная мощность (N) практически одинакова и только масса металлоконструкции (G) больше на 25-30%.

В последние годы, в различных отраслях промышленности, в том числе и горной, всё более широко применяются ленточные трубчатые конвейеры (ЛТК). Этот тип конвейера успешно применяется для транспортирования угля, дроблёной руды, гипса, цемента, зерна, биомассы, удобрений, химических материалов и т.д.

Особенность ленточного трубчатого конвейера (ЛТК) состоит в том, что конвейерная ленты сворачивается в трубу, а её края образуют в верхней части трубчатой поверхности зону перекрытия (края ленты перекрывают друг друга внахлёст), в которой находится транспортируемый груз.

По сравнению с традиционными ленточными конвейерами ЛТК имеют неоспоримые преимущества: отсутствие вредных Таблица 1

Значения параметров ленточного конвейера и КНК

Ленточный подъемный конвейер (в = 18°, LK = 647.2 м)

Q т/ч 5000 6000 7000 8000 9000 10000

в м 1.2 1.4 1.4 1.6 1.6 1.8

N кВт 1779 2147 2488 2840 3181 3534

G т 141 183.2 196 222 235 262

КНК ф=40°£к = 311 м)

в м 1.6 1.6 1.8 2.0 2.0 2.25

N кВт 1213/594 1444/ 711 1681/ 830 1928/ 949 2158/ 1066 2397/ 1185

Ш т 183 237 254 288 305 340

КНК (в = 55°, Lк = 244.2 м)

N кВт 1127/ 1341/ 1562/ 1790/ 2005/ 2227/

681 816 952 1088 1223 1359

Ш т 176 228 246 277 293 327

Рис. 3. Трубчатый конвейер, установленный на поверхностном комплексе горного предприятия в Англии

Таблица 2

Наиболее протяжённые трубчатые конвейеры, эксплуатируемые в горной промышленности

Длина, км Место установки Фирма производитель Производительность, т/ч

2,1 км Home stake Mining, USA Krupp Robins 300 т/ч;

2,3 км Huainan Coal Mining M.P, China Krupp Robins 800 т/ч;

2,5 км AES Barbers Point, Inc, USA. Krupp Robins 1100 т/ч;

2,8 км Jordan, Phosphate, India, Koch, Austria 1250 т/ч;

3,4 км Utah, Fuel Company, USA Krupp Robins 1250 т/ч;

3,4 км Indo Gulf Copper Smelter, In- Conveyor Kit 1800 т/ч;

5,0 км Fluor Daniel -Lagoven, USA Krupp Robins 300 т/ч.

воздействий на окружающую среду транспортируемых грузов, возможность создания пространственной конфигурации трассы конвейера с изгибами в горизонтальной и вертикальной плоскостях, отсутствие перегрузок, являющихся сильными источниками загрязнения окружающей среды.

ЛТК имеют возможность транспортировать грузы под углом до 30° к горизонту и одновременно на верхней и нижней ветвях конвейера. Но такие конвейеры применимы только для мелкокусковых сыпучих грузов [5].

Трубчатый конвейер, установленный на поверхностном комплексе предприятия в Англии, представлен на рис. 3.

На поверхностном комплексе ОАО «Лебединский ГОК» уже много лет трубчатый конвейер успешно транспортирует железные окатыши. Длина конвейера превышает километр, имеются повороты трассы и подъемы. Производительность установки 900 т/ч, размер транспортируемых окатышей — 0-32 м.

Данные о наиболее крупных установках трубчатого конвейера приведены в табл. 2.

Таким образом, в настоящее время имеются возможности применения транспортных средств в карьерах, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

1. Астахов А.С., Малышев Ю.Н., Пучков Л.А., Харченко В.А. Экология: горное дело и природная среда: Учеб. для вузов.-М.: Издательство Академии горных наук, 1999.

2.Леонов А.С., Черкащенко Н.А. Природоохранная деятельность ОАО «Лебединский ГОК» Горный журнал. - М., 2007. - №7.

3. Кучерский Н.И., Мальгин О.Н., Сытенков В.Н., Ларионов Е.Д.., Иоффе А.М., Шелепов В.И. Эффективность проектируемого комплекса ЦПТ - руда с крутонаклонным конвейером для карьера «Мурунтау». Горный журнал. - М., 2005. -№11.

4. Сытников В.Ю., Филиппов С.А., Сытников А.Н. Крутонаклонные перегружатели — одно из основных направлений перевооружения глубоких карьеров. Эксперт-техника. Информационно-аналитический журнал, 2008, №1.

5. Галкин В.И., Дмитриев В.Г. Трубчатые конвейеры для горной промышленности. Ж. Горное оборудование и электромеханика, 2009, №1. Н5ы=1

O.E. Sheshko, Candidate of economic sciences, docent,

Moscow State Mining University

ECOLOGICALLY SAFE TRANSPORT VEHICLES FOR OPEN-CAST MINES

In the article the ecological substantiation of application of new transport vehicles - sandwich belt high angle conveyors, high angle interbench reloaders and pipe conveyors is given when transporting rock mass from open-cast mines and at the surface complex of the enterprises.

Key words: ecological safety, sandwich belt high angle conveyor, high angle interbench reloader, pipe conveyor, open-cast mine.

Коротко об авторе _______________________________________________

Шешко G.E. - кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономика природопользования»,

Mосковский государственный горный университет,

Moscow state mining university, Russia, ud@msmu.ru

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.