Научная статья на тему 'Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности'

Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1419
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП / ECOLOGICAL PATH / RECREATIONAL ACTIVITY / ECOLOGICAL EDUCATION / ORGANIZATIONAL TECHNIQUES OF ECOLOGICAL PATHS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Маладаева Ольга Климентьевна, Цырендоржиева Татьяна Баировна

В статье рассматриваются вопросы методики организации экологических троп как особой формы экологического образования, а также анализируется функционирование тропы в процессе оптимизации рекреационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Маладаева Ольга Климентьевна, Цырендоржиева Татьяна Баировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ECOLOGICAL PATH» AS THE FORM OF ECOLOGICAL EDUCATION AND OPTIMIZATION OF RECREATIONAL ACTIVITY

The article deals with the questions of organizational techniques of ecological paths as a special form of ecological education. The work analyses the functioning of the path in the way of optimization of recreational activity.

Текст научной работы на тему «Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности»

О.К. Маладаева, Т.Б. Цырендоржиева. Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности____________________________________________________________________________________

ltaLiktxijkt ^ 0,012niktZikt - Зш j=1

Экономико-математический анализ предполагает использование дополнительной экономической информации о структуре и свойствах полученного продукта, которую получают наряду с определением объемов добычи минерального сырья на предприятиях и в регионах в ходе решения поставленной задачи и реализации цели

Елтошкиня Наталья Валерьевна - кандидат географических наук, доцент Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, 674038, г. Иркутск, тел.: 79501103522.

E/tosAkina JVata/ia Va/erievna- candidate of geography sciences, assistant professor of Irkutsk State Agricultural Academy, 674038, Irkutsk, ph.: 79501103522.

"1,к,1 (91)

эффективного использования минерально-

сырьевого потенциала.

Литература

1. Немчинов В.С. Экономика и математические методы. -М.: Наука, 1995.

2. Немчинов В.С. Экономико-математические методы и модели. - М.: Мысль, 1976.

УДК 37:502.7

О.К. Маладаева, Т.Б. Цырендоржиева

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы методики организации экологических троп как особой формы экологического образования, а также анализируется функционирование тропы в процессе оптимизации рекреационной деятельности.

Ключевые слова.' экологическая тропа, рекреационная деятельность, экологическое образование, методика организации экологических троп.

O.K. Maladaeva, T.B. Tsyrendorzhieva

«ECOLOGICAL PATH» AS THE FORM OF ECOLOGICAL EDUCATION AND OPTIMIZATION OF RECREATIONAL ACTIVITY

The article deals with the questions of organizational techniques of ecological paths as a special form of ecological education. The work analyses the functioning of the path in the way of optimization of recreational activity.

Key words: ecological path, recreational activity, ecological education, organizational techniques of ecological paths.

В настоящее время в условиях все более усиливающегося прессинга на территории важным является поиск таких форм взаимодействия с природной средой, которые бы не только удовлетворяли потребность населения в восстановлении духовных и физических сил, но и выполняли экологические воспитательные функции. Такой формой, по нашему мнению, является экологическая тропа.

Экологическая тропа - это маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную, историческую ценность. На тропах отдыхающие и туристы получают информацию о природных объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения [2].

Назначение тропы - охрана природы через непосредственное экологическое образование, воспитание, обучение, знакомство с конкретны-

ми задачами охраны природы в данной местности. Организованное использование экологических троп, влияние на поведение посетителей во время пребывания на экологических тропах становятся инструментом, с помощью которого можно добиваться реализации девиза: «используя - охраняй», «охраняя - используй». Основные задачи экологических троп:

- показать и объяснить значение природы для жизни человека;

- закрепить в сознании учащихся важность проблемы охраны природы с точки зрения социальных, экологических и экономических выгод от охраны природы;

- создать условия для отдыха на природе, удовлетворить эстетические потребности в общении с природой;

- выработать умение наблюдать за природой, за ее изменениями под влиянием человека;

- формировать экологическую культуру, экологически ответственное поведение по отношению к окружающей природе [3].

Большая часть экологических троп расположена в пределах лесных массивов и может быть отнесена к рекреационной деятельности, происходящей в лесах, - рекреационному лесопользованию. Лес привлекает самые различные группы посетителей. Рекреанты имеют возможность не только использовать лесной массив для отдыха и туризма, но и способствовать сохранению и восстановлению уникальных лесных природных ландшафтов.

В целях совершенствования рекреационного лесопользования возможно разделение участков леса на зоны в зависимости от площади участка

[4].

Площадь участка до 5 га - зона концентрированного отдыха с полным общественным сервисом. Здесь обустраиваются небольшие участки для пикников, игр. Места для пикников должны иметь естественные очертания. Площадки для игр могут быть связаны с особенностями ландшафтов: ручьи, камни, уложенные для перехода через них.

Площадь до 15 га - зона рассредоточенного отдыха. Здесь прокладываются тропы, связывающие отдельные участки леса между собой. По возможности они должны быть круговыми, оборудованы местами кратковременного отдыха, туалетами. В начале каждой тропы расположен аншлаг, содержащий информацию о продолжительности тропы, ее назначении (прогулочно-эстетическое, научное, воспитательное, обучающее и т.д.), времени прохождения тропы, основных достопримечательностях тропы, времени их осмотра и др.

Площадь от 50 до 75 га - зона без общественного обслуживания. Тропы могут быть объединены в дорожно-тропиночную сеть. Здесь могут быть выделены уголки первозданной природы для наблюдения за животными, птицами, растениями, места изысканных природных ландшафтов, особенных деревьев. В пределах таких дорожно-тропиночных сетей возможна организация пеших туристских походов, спортивного ориентирования. Планирование троп должно учитывать формы и очертания элементов ландшафта - важнейшего фактора, влияющего на восприятие человеком окружающей среды. Обязательны предупредительные знаки о трудных для прохождения участках тропы, опасности нападения гнуса, клещей - переносчиков клещевого энцефалита, а также оборудование кратковременных стоянок из расчета 1520 минут отдыха через каждый час пути. Стоян-

ки размещаются вблизи достопримечательных мест (обнажения коренных пород, останцы, озера, ручьи и др.) [3].

При создании проектов экологических троп необходимо научно-информационное обеспечение, включающее изучение реакции природной среды в зоне тропы на разные виды антропогенного воздействия (мониторинговые наблюдения); определение предельно допустимой нагрузки на тропу; изучение целевых групп потребителей; необходимость планирования троп и организации их использования с учетом возрастных, социальных, профессиональных особенностей людей; определение рекреационной емкости тропы; разработка и осуществление биотехнических мероприятий по повышению устойчивости и сохранению естественного облика природных комплексов в зоне тропы; регулирование режима использования участков и объектов тропы; внедрение программ экологического образования в подготовку экскурсоводов и гидов [3].

Формирование экологической культуры возможно при создании условий целенаправленной работы на экологической тропе: изучения объектов и явлений природы в естественной для них среде, оценки результатов взаимодействия человека и природы, овладения навыками экологически грамотного поведения в природном окружении, развития умения пропагандировать идеи охраны природы [1].Специалистами разработана методика работы на экологической тропе, включающая следующие этапы:

1. Технология создания учебной экологической тропы:

- прокладывание тропы;

- уточнение объектов экологической тропы;

- создание искусственных моделей природных объектов;

- информационное оснащение тропы.

2. Проведение занятий на экологической тропе.

3. Просветительский этап.

Нормы экологического образования закрепляются в деятельности, организованной на экологической тропе. Экологическая тропа дает возможность оптимизировать рекреационную деятельность в условиях экологических ограничений, влияет на нравственность, состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому.

Литература

1. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2004. - 496 с.

2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-

справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.

3. Рященко С.В., Богданов В.Н., Романова О.И. Региональный анализ рекреационной деятельности. - Ир-

А.В. Молчанова, А.В. Турунхаев. Естественное восстановление природных ландшафтов при открытой разработке месторождений в Забайкалье_______________________________________________________________________________________________

кутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО 4. Цырендоржиева Т.Б. Территориальные рекреационные РАН, 2008. - 143 с. комплексы Республики Бурятия. - Улан-Удэ: Изд-во

Бурят. гос. ун-та, 2007. - 159 с.

Цырендоржиева Татьяна Баировна - кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: oletan35@list.ru

Маладаева Ольга Климентьевна - кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры математических и естественных наук БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: maladolga@bk.ru

TsyrendorzAieva Tatyana Bairovna - cand. of geography science, assistant professor of physical geography of BSU, 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a, e-mail: oletan35@list.ru

Ma/adaeva OgaK/imentievna-cand. of geography science, assistant professor of department of mathematics and natural Science, BSU, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, e-mail: maladolga@bk.ru

УДК 911.2 (571.54)

А.В. Молчанова, А.В. Турунхаев

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В ЗАБАЙКАЛЬЕ

В статье рассматриваются особенности стабилизации физико-географических ландшафтов, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.

Ключевые слова: природные ландшафты, влияние открытых разработок, рекультивация, сукцессия.

A.V. Molchanova, A.V. Turunhaev NATURAL RECOVERY OF PHYSICAL LANDSCAPES AT OPEN-CAST MINING OF FIELDS IN ZABAIKALIE

The article deals with the features of stabilization ofphysical-geographic landscapes, broken at digging of minerals by open mean.

Key words: physical landscapes, influencing of open-cast minings, recultivation, succession.

При открытой разработке месторождений используется значительная территория, на которой располагаются разрезы, отвалы, вскрытые выработки, подъездные пути, различные гидротехнические и производственные сооружения. Отчужденные земельные площади используются под активные промышленные сооружения (полигоны отработки, подготовительные выработки, плотины, канавы, действующие дороги, забойные линии электропередач и др.), под неактивные сооружения (отработанные разрезы, отвалы, старые плотины, канавы, дороги и др.) и под производственные, жилищные и культурнобытовые сооружения. Нарушение природных ландшафтов, вызванное ведением горных работ, может быть полным или частичным. Полное нарушение сопряжено с уничтожением растительного и почвенного покрова на больших площадях пойм, склонов и террас, а частичное - с деградацией почв и разрушением растительного покрова. Практически все исследованные нами объекты были расположены в пределах старых участков разработки долинных россыпей, где горные работы ведутся и в настоящее время. Полное нарушение природных долинных ландшафтов наблюдалось на участках длительного

использования дражной техники. Частичное нарушение отмечалось на полигонах, где россыпные месторождения поступили в эксплуатацию сравнительно недавно с использованием только промприборов.

Процесс полного восстановления нарушенных земель рекультивации подразделяется на два этапа. Первый этап - техническая или горнотехническая рекультивация, включающая работы по выполаживанию откосов выработок, планировке отвалов, нанесению плодородного слоя, мелиоративные и другие работы [1]. Второй этап включает биологическую рекультивацию, агротехнические и мелиоративные работы по восстановлению нарушенного плодородия после завершения на них горнотехнической рекультивации и их возвращению для сельскохозяйственного и лесохозяйственного пользования.

На всех полигонах исследуемой территории двух районов степень восстановления нарушенных земель путем рекультивации была крайне незначительна или же полностью отсутствовала. На некоторых полигонах недавней отработки проводилась горнотехническая рекультивация в начальной стадии. Биологический этап рекультивации отсутствовал полностью как на выра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.