Научная статья на тему 'Экологическая опасность, связанная с проблемой твердых бытовых отходов на территории республики Саха (Якутия)'

Экологическая опасность, связанная с проблемой твердых бытовых отходов на территории республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
553
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ (ТБО) / ЗДОРОВЬЕ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / ЗАКОНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / SOLID MUNICIPAL WASTERS (SMW) / ECOLOGICAL SAFETY / HEALTH / EXTREME NORTH / LAWS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильева Г. С.

Статья посвящена решению проблемы твердых бытовых отходов на территории республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Васильева Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL DANGER ASSOCIATED WITH THE PROBLEMS OF SOLID MUNICIPAL WASTES AT THE TERRITORY OF REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)

Solving problems of solid municipal wastes at the territory of Republic Sakha (Yakutia) are considered in this paper.

Текст научной работы на тему «Экологическая опасность, связанная с проблемой твердых бытовых отходов на территории республики Саха (Якутия)»

УДК 504.61:502:911.37:502:37.03:614.7:66.02

Г.С. Васильева

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ПРОБЛЕМОЙ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Кафедра экологии Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова (Якутск)

Статья посвящена решению проблемы твердых бытовых отходов на территории республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: экологическая безопасность, твердые бытовые отходы (ТБО), здоровье, Крайний Север, законы, образование

ECOLOGICAL DANGER ASSOCIATED WITH THE PROBLEMS OF SOLID MUNICIPAL WASTES AT THE TERRITORY OF REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)

G.S. Vasilyeva Ecology chair of Yakutsk state University by M.K. Ammossov, Yakutsk

Solving problems of solid, municipal wastes at the territory of Republic Sakha (Yakutia) are considered, in this paper.

Key words: ecological safety, solid municipal wasters (SMW), health, Extreme north, laws, education

В настоящее время загрязнение окружающей среды, связанное с хозяйственной деятельностью человека, становится одним из важнейших экологических факторов, определяющих возможный

уровень здоровья человека. Воздействие человека на природную среду в городах принимает масштаб экологической опасности. Одним из тяжело решаемых вопросов локального загрязнения явля-

ются отходы — неотъемлемая часть жизнедеятельности человека и общества. Проблема безотход-ности производства пока далека от своего решения [1, 6]. К отходам, имеющим большие объемы и представляющим экологическую опасность, относятся обычный бытовой мусор (твердые бытовые отходы — ТБО) и отходы промышленных производств (промышленные отходы).

Сложившаяся в республике Саха (Якутия) ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью ныне живущих и будущих поколений республики. Кроме того, регионы Крайнего Севера, расположенные в зоне вечной мерзлоты, имеют свою специфику по своим физико-географическим и климатическим условиям, что усугубляет негативное воздействие из-за хрупкости экологической емкости территории.

Ежегодно в республике образуется около 200000 тонн отходов. Особую тревогу вызывает накопление на свалках и на производственных территориях токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества отходов, общее количество которых достигло 150 т. Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 500 га пригодных для использования земель, не считая площади земель, заваленных стихийными многочисленными несанкционированными свалками. По данным МУП Спецавтохозяй-ство, в г. Якутске каждый день на полигон по Ви-люйскому тракту вывозится около 38 тонн ТБО и 92 тонны промышленных отходов, осадков из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на полигон Хатын-Юряхского шоссе. Кроме того, не учтены предприятия, имеющие временные места складирования отходов, и несанкционированные свалки, которых вокруг и внутри города невообразимое количество.

Официальная свалка города Якутска была заложена пятнадцать лет назад, и накопленные за эти годы отходы стали самопроизвольно возгораться. Роза ветров имеет направление ветра в сторону города, учитывая котловинное расположение селитебной зоны, можно представить, как и чем дышит население. Руководство города озадачено поисками размещения нового полигона для ТБО. Одним из вариантов было предложено вынесение свалки на 24 км Вилюйского тракта в места расположения дачных участков. Но при этом не проведены экологическая экспертиза и опрос общественного мнения. К сожалению, вопрос строительства мусороперерабатывающего завода пока не ставится из-за отсутствия финансовых возможностей.

По этим причинам проведение долгосрочной политики в области обращения с отходами как никогда актуально.

В январе текущего года в республике произошло одно событие, которое в принципе, если не считать официальных источников, осталось незаме-

ченным — был принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении» [3]. На первый взгляд он не имеет прямого воздействия на экологическую безопасность, но значение принятого документа трудно недооценить. «Целью настоящего закона является создание правовой основы для разработки и осуществления государственной политики в области экологического образования и просвещения, а также условий для ее реализации в Республике Саха (Якутия)» — так записано в преамбуле.

Необходимо констатировать, что специалисты и руководители, отвечающие на предприятиях, в городском хозяйстве, в муниципальных образованиях за утилизацию ТБО, имеют весьма слабое представление об экологии и охране окружающей среды, и тем более о влиянии на здоровье человека. Конечно, те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно имеют отношение к той или иной опасности в силу требований законодательства стараются следовать предписаниям и стандартам. В связи с этим, проведение и организация всевозможных семинаров и курсов является одним из действенных механизмов ликвидации безграмотности и воспитание ответственности лиц, имеющих отношение к экологической безопасности. И в решении этой задачи одной из важных статей этого закона, на наш взгляд, является статья 17 «Об экологической подготовке руководящих работников и специалистов», в которой говорится о том, что «... ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности».

Понятно, что среди экономических мер поощрения и стимулирования природо-охранной деятельности в какой бы то ни было сфере, предприятия выберут те, которые способны обеспечить как экологичность производства, так и минимальность затрат. Второе в данном случае будет являться более приоритетным и весомым.

Таким образом, вышеупомянутый Закон РС (Я) «Об экологическом образовании и просвещении», хоть и является законом непрямого действия по предотвращению экологической опасности, тем не менее, дает возможность через просвещение и образование влиять на изменение менталитета руководителей и специалистов в пользу сохранения и улучшения окружающей нас среды. В целях предотвращения вредного воздействия разного вида отходов на здоровье населения и окружающую природную среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья 24 июня 1998 года был принят Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» [2], который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления. К сожалению, и этот закон является законом непрямого действия, и его реализация предполагает применение множества под-

законных актов как ведомственного, так и регионального характера, что затрудняет как их исполнение, так и контроль над ним [4].

На сегодняшний день в республике отсутствует специальный орган, на который были бы возложены функции определения основных целей и путей решения проблемы отходов; проведение единой научно-технической политики и организация выполнения фундаментальных и поисковых НИР; организация разработки нормативных и методических документов; функции заказчика федеральных и республиканских программ; проведение государственной экспертизы объектов; мониторинг отходов и информационное обеспечение; подготовка предложений по финансированию работ по отходам; осуществление государственного контроля над соблюдением законов, нормативов и требований по реновации (восстановлению) отходов.

Для приведения в действие всего механизма работы с отходами необходима разработка и принятие на региональном уровне подзаконных актов, которые должны детализировать соответствую-

щие процедуры и операции с учетом их влияния на такую составляющую, как здоровье человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеев Р.В Основные проблемы формирования и ведения федерального классификационного каталога отходов / Р.В. Валеев, А.З. Ощепко-ва, М.С. Гайгеров // Экология и промышленность России. - № 1. - 2000. - С. 10-12.

2. Закон РФ «Об отходах производства и потребления». - 1998.

3. Закон РС (Я) «Об экологическом образовании и просвещении».

4. Комментарий к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления».

5. Павлова З.С. На наших обширных свалках есть, где развернуться «Имабе Иберика» / З.С. Павлова // Республика Саха. - 12 марта 1997.

6. Родионов А.С. Экологический рынок -концепция XXI века / А.С. Родионов // Экология и промышленность России. - 1996. - № 12. -С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.