Научная статья на тему 'Экологическая маркировка продукции в контексте повышения экологической безопасности общества'

Экологическая маркировка продукции в контексте повышения экологической безопасности общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2216
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ / ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ / ECOLOGICAL MARKING / ECOLOGICAL FEATURES OF PRODUCTION / MARK OF CONFORMITY / MARK OF MARKET CIRCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ферару Г. С.

Современная экологическая производственная политика предприятий одним из своих действенных подходов в целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду должна предполагать дифференциацию выпускаемой продукции с точки зрения экологической приемлемости. Реализация данной задачи в производственной деятельности предприятия возможна посредством осуществления процедуры экологической маркировки, позволяющей выявить среди группы однородной продукции ту, которая на всех стадиях жизненного цикла имеет меньшее воздействие на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL MARKING OF PRODUCTION IN CONTEXT OF RISE OF SOCIETY'S ECOLOGICAL SECURITY

Enterprises' contemporary ecological industrial policy should assume differentiation of put out production from the point of view of ecological acceptance as one of its effective approaches with a view to minimize negative influence on the environment. Realization of this task in industrial activity of an enterprise is possible by means of ecological marking in the group of similar production that allows to determine production that influences the environment to a lesser extent at all stages of a life cycle. In the world practice, one of the tools of different companies' ecological policy is ecological marking of production oriented at market development and encouragement of working out of goods with improved ecological parameters finally contributing to a rise of the society's ecological security.

Текст научной работы на тему «Экологическая маркировка продукции в контексте повышения экологической безопасности общества»

УДК 613.2:574

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА ПРОДУКЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА

© 2006 г. Г. С. Ферару

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Вступление мирового сообщества в третье тысячелетие знаменуется резким усилением антропогенного, главным образом техногенного, давления на окружающую среду. Необходимость осмысления сложившейся ситуации выдвигает экологическую проблематику на одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности. Становится все более ясным, что человечество должно переходить к экологически ориентированному социальному развитию, при котором экономический рост должен измеряться в понятиях не только количества, но и качества, которое в конце концов трансформируется в количественный вид. Так, по данным ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде), в незагрязненной среде производительность труда возрастает на 10—15 %, а производственные расходы, наоборот, снижаются на 60 % [1].

Одним из инструментов экологической политики фирм в мировой практике выступает экологическое маркирование продукции, ориентированное на развитие рынка и направленное на поощрение разработки товаров с улучшенными экологическими параметрами, которое в целом способствует повышению экологической безопасности общества.

Экологическое маркирование — это процедура присвоения экологического знака продукции, обладающей определенными экологическими преимуществами перед аналогами в пределах определенной группы однородной продукции. Экологическое маркирование является добровольным и может быть использовано общественными или частными агентствами.

Задачи экологической производственной политики состоят в дифференциации существующих продуктов с точки зрения экологической приемлемости, в замене или отказе от «вредных» для природы продуктов, инноваций или их составляющих посредством переориентации производственного процесса на требования, отвечающие целям охраны окружающей среды.

В процессе производства продукции необходимо учитывать, что высококачественные продукты отличают следующие уровни экологического качества:

1) высокое качество основной полезности товара — приемлемость потребления, долговечность, способность к техническому обслуживанию, пищевая ценность, вкус, внешний вид;

2) экологическое качество продукта в целом — отсутствие содержания вредных веществ; его использование, применение или потребление не приводит к возникновению остаточных материалов, и условия эксплуатации не оказывают значительного отрицательного воздействия на природную среду;

3) экологическое качество производства — обеспечиваются минимизация использования материалов и энергии, замена дефицитного

Современная экологическая производственная политика предприятий одним из своих действенных подходов в целях, негативного воздействия на окружающую среду должна предполагать дифференциацию выпускаемой продукции с точки зрения экологической приемлемости. Реализация данной задачи в производственной деятельности предприятия возможна посредством осуществления процедуры экологической маркировки, позволяющей выявить среди группы однородной продукции ту, которая на всех стадиях жизненного цикла имеет меньшее воздействие на окружающую среду. Ключевые слова: экологическая маркировка, экологичность продукции, знак соответствия, знак обращения на рынке.

^

сырья и энергии на сырье и энергию, имеющиеся в достаточном количестве, снижение выбросов (сбросов) и отходов всех видов;

4) экологическое качество устранения отходов — применяются продукты, пригодные к рециклированию (вторичному использованию) благодаря отказу от сопряженных материалов, проблемных с позиции их рециклирования, или посредством применения материалов, для которых уже существует система рециклирования [4].

Для оценки экологичности продукции рассматривается и определяется степень ее воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла продукта: от добычи сырья для его производства до окончательной утилизации. Основная цель экологической маркировки — выделение среди группы однородной продукции той, которая на всех стадиях жизненного цикла имеет меньшее воздействие на окружающую среду. В конечном итоге цель мероприятий по присвоению экологического знака — организация соревнования между группами продуктов, наносящих ущерб окружающей среде.

Экологическая маркировка — один из видов экологической декларации. Маркировка может иметь форму знака, графического изображения, может быть представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного публичного объявления. Стандарты запрещают использовать экологическую маркировку с нечеткими, неконкретными формулировками, такими, например, как «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая», «зеленая», «благоприятная для природы» и т. п.

Экологический знак присваивается на три года. После истечения этого срока критерии пересматриваются с учетом развития новых технологий, появления нового продукта с подобными функциями (но меньшим воздействием на окружающую среду) или новой информации о состоянии окружающей среды и изменении рыночных условий. Экологический знак может быть присужден только продуктам, оказывающим меньшее негативное экологическое воздействие по сравнению с другими продуктами, выполняющими те же функции.

Согласно международному стандарту ИСО 14020 выделяют три типа экологической маркировки: 1) маркировка знаком, присвоенным по результатам сертификации продукции третьей стороной; 2) маркировка, основанная на самодекларации:производи-тель может маркировать продукцию особым знаком;

3) маркировка, сходная с маркировкой по первому типу, но связанная с определенной количественной информацией о характеристиках экологичности на стадиях жизненного цикла изделия.

В соответствии с принципами экологической маркировки экологические знаки и декларации должны быть точными, проверяемыми, уместными и не вводящими в заблуждение. Информация по характерам

экологичности продукции и услуг в декларации представляется потребителю непосредственно производителем. Экологическая маркировка и декларация основываются на научной методологии, которая включает рассмотрение жизненного цикла продукции, оценку экологического риска, обеспечение воспроизводства результатов испытаний. Информация в экологической маркировке должна быть доступна для заинтересованных сторон, ее процедуры и критерии не должны создавать дополнительных препятствий в торговле, дискриминации в приобретении отечественных или иностранных изделий и услуг.

В программы экологической маркировки включают: перечень групп однородной продукции, имеющих право на маркировку; критерии экологической чистоты; функциональные характеристики продукции; порядок сертификации продукции; требования периодического пересмотра программ; источники финансирования программ экологической маркировки; методы испытаний и верификации результатов; периодическую проверку соответствия продукции критериям.

Продукт может быть лишен экологического знака, если производитель предоставил неверные сведения об экологических параметрах своего товара, злоупотребил какими-либо полномочиями, связанными с присуждением экологического знака, если впоследствии экологическое качество продукта перестало соответствовать критериям экологической чистоты или появилась новая, неизвестная ранее информация о пагубном воздействии этого товара на окружающую среду.

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» выделяет два вида маркировки: знак соответствия и знак обращения на рынке [3].

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национального стандарта. В первом случае сертифицированные объекты могут маркироваться знаком системы добровольной сертификации соответствия в установленном этой системой порядке. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации. Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном вышеназванным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение этого знака, который не является специальным защищенным и наносится в

информационных целях, устанавливается Правительством Российской Федерации. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Знаки соответствия подтверждают качество продукции и встречаются чаще всего на сертификатах, таре и упаковке. В странах Европейского союза (ЕС) в качестве такового принят единый знак «СЕ». Основой единой экологической маркировки в соответствии с требованиями ЕС является знак, который может быть выполнен в двух цветах (зеленом и голубом), а также черным по белому или белым цветом на черном фоне.

Комиссия ЕС основными критериями использования знака «СЕ» определила следующие:

• знак должен применяться исключительно для идентификации соответствия существующим директивам и поэтому полностью заменяет все национальные законодательства, относящиеся к этой области;

• он должен означать или показывать, что продукция и/или производитель соответствует (исполняет) существующим требованиям и что производитель (импортер или третье лицо) провел необходимые действия по оценке соответствия и продукция может быть размещена на рынке без ограничения;

• должен проставляться на продукцию, но особыми директивами может разрешаться на упаковке или сопроводительной документации;

• должен проставляться при соответствии продукции всем существующим требованиям, относящимся к ней. Если продукция подпадает под действие нескольких директив, то проставление знака будет означать соответствие всем затрагиваемым директивам. Лица, ответственные за проставление знака, должны обеспечивать исполнение всех директив;

• не должен указывать на директивы и/или стандарты, которым соответствует продукция. Эта информация должна содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах;

• знак «СЕ» не означает соответствия особой процедуре оценки соответствия, но когда третья сторона вовлечена в одну из частей производственной фазы этой процедуры, рекомендуется этой третьей стороне следом за «СЕ»-знаком проставлять свой штамп (знак, клеймо), указывая на ее участие. Знак должен содержать две последние цифры года простановки;

• так как знак «СЕ» означает соответствие законодательству, национальные знаки соответствия европейским и национальным стандартам остаются, но они не могут отражать соответствия законодательству европейского сообщества.

Таким образом, «СЕ» — единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам европейского сообщества. Процедура оценки соответствия европейским нормам может проводиться как производителем продукции, так и организациями, уполномоченными ЕС. В настоящее время «СЕ» — знаки соответствия директивам ЕС — становятся фактором конкурентоспособности. Они свидетельствует о высоком качестве продукции и пристальном внимании к вопросам безопасности и экологичности продукции.

Знаки экологичности условно можно разделить на три основные группы.

1. Знаки, отражающие безвредность для окружающей среды изделий в целом или их отдельных свойств. Они могут применяться и для обозначения предметов и устройств, используемых для охраны природы, а также в качестве экологических символов. Наиболее известными в этой группе являются германский «Голубой ангел», «Белый лебедь» (Скандинавские страны), японский «Эко-знак» и другие (все знаки представлены на внутренней стороне задней сторонки обложки журнала).

2. Знаки и надписи, призывающие к охране окружающей среды, и знаки, обозначающие изделия, поддающиеся повторному использованию или полученные в результате вторичной переработки. Их очень много, но наиболее распространены те, которые представляют замкнутый цикл, обозначающие систему «создание — применение — утилизация» с указанием материала, из которого произведено данное изделие. В соответствии с требованиями Директивы ЕС всякая упаковка должна маркироваться следующими знаками (см. рис. на обложке):

— повторное или многоразовое использование;

— подлежит вторичной переработке («петля Мебиуса»);

— частично или полностью произведена из вторично переработанного сырья (ВПС) с указанием его процентного содержания.

При необходимости для идентификации материала упаковки и облегчения сортировки на нее наносятся цифровые или буквенные обозначения, расположенные чаще всего в центре (но иногда ниже) знака, позволяющие установить тип материала.

3. Знаки, призывающие к охране окружающей среды, которые чаще всего встречаются на упаковке потребительских товаров. Их смысл сводится к призыву не сорить, поддерживать чистоту и сдавать использованные изделия на вторичную переработку, опуская их в соответствующие мусорные сборники (см. рис.).

4. Знаки, предупреждающие об опасности изделия или предмета для окружающей среды. Например, для обозначения веществ, представляющих опасность для морской фауны и флоры при их перевозке водными путями. К ним относится, скажем, знак «Опасно для окружающей среды» (используется законодательством ЕС).

В мировом хозяйстве сертификация продукции на ее соответствие международным экологическим стандартам приобретает все большее значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную экологическую политику, имеет тенденцию к быстрому росту. Формируется активно развивающийся мировой рынок экологически чистой продукции. В 2003 году мировой объем его составил 25 млрд долларов. Ежегодные темпы роста в развитых странах составляют 20—30 % [4]. Так, в 2002 году продажи экологически чистой продукции в США составили 11,7 млрд долларов, или 1,8 % от общего объема рынка продуктов питания. В США поддержанное общественным мнением и государством экологически чистое питание, развиваясь с 1970-х годов как антипод фаст-фуда, сегодня привлекает большой поток покупателей (около 25 % жителей США употребляют экологически чистую продукцию), с успехом завершив переход от формата частных лавочек к сети специализированных супермаркетов [5].

Правительства развитых стран активно поддерживают экопроизводство, т. к. оно способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта, помогая тем самым решать экономические и экологические проблемы. Сегодня 32 страны мира имеют утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию, 9 занимаются их внедрением, 15 разрабатывают такие стандарты [6].

Россия является пока аутсайдером на рынке экологически чистой продукции. Основным фактором, тормозящим развитие данного рынка в нашей стране, является отсутствие государственных стандартов на такую продукцию. А отсутствие четкого определения понятия «экологически чистый продукт» и массовая несанкционированная маркировка ведут к дискредитации самого понятия среди потребителей. Поэтому в ГОСТ Р 51074-97 по согласовании с Минздравом России был внесен пункт о том, что использование продукта или товара такой характеристики, как «экологически чистый», не допускается, поскольку в России пока не разработаны критерии оценки экологичности.

Несмотря на запреты, сегодня на прилавках российских магазинов можно встретить множество продуктов с пометкой «экологически чистый». Это различные кисломолочные продукты, питьевая и минеральная вода, крупы, продукция из сои, мясо и пр. Данное явление стало возможным по причине правовой «нестыковки» отдельных формулировок ГОСТа. Так, в том же ГОСТе есть пункт, который гласит, что предприятия, желающие позиционировать свой продукт как «экологически чистый», «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов» и т. п., могут сослаться на свой собственный, разработанный ими стандарт, либо указать нормативный документ, позволяющий идентифицировать свойства продукта. ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования» устанавливает, что использование в наименовании

товара характеристик «экологически чистый», «изготовленный без применения вредных веществ», «радиационно безопасный» и других аналогичных утверждений разрешается лишь при указании в научно-технической документации изготовителя методов контроля данных характеристик и подтверждении их компетентными органами

Кроме того, экологическая маркировка в России на сегодняшний день очень часто не проставляется из-за отсутствия единого государственного подхода к решению этой проблемы. При этом существует масса правовых актов, затрагивающих этот вопрос в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации и рекламы, а также государственные стандарты, нормативные документы Министерства природных ресурсов и Знак соответствия Госстандарта РФ.

И все же, несмотря на инертность, процесс внедрения экомаркировки на российском рынке идет. Наиболее интенсивен он в столичных городах. Так, в Москве система добровольной экологической маркировки продуктов питания введена с 2004 года. Знак представляет собой эмблему с зеленым дубовым листом, падающей на него голубой каплей и надписью «Московский экологичный продукт». Эта программа реализуется, во-первых, с целью прекращения беспредела неправомерных и вводящих в заблуждение экознаков и заявлений, которые в последние годы наводнили московский рынок. По данным департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, в 2003 году на 30 % упаковок соков и воды в пластиковых бутылках, поступивших на потребительский рынок столицы, были незаконно нанесены экологические знаки [2]. Теперь за подделку экологической маркировки будут штрафовать на 5—200 МРОТ (500—20 000 рублей). Во-вторых, программа нацелена на создание единого доступного знака, определяющего принадлежность продукта к категории «эко». Марку смогут получить только товары, сертифицированные Госсанэпиднадзором. Они должны иметь натуральное происхождение либо быть произведены из натурального сырья — без применения ГМ-технологий, стимуляторов роста и откорма, пестицидов, антибиотиков, минеральных удобрений, гормональных препаратов, а также иметь пониженное содержание различных химических веществ. Например, в одном литре молока, признанного безопасным, содержится 0,5 мг свинца. А в его экологичном аналоге доля этого металла не может превышать 0,05 мг. Конкретные цифры зависят от требований безопасности, установленных к продуктам питания для детей раннего возраста.

В той же Москве департамент природопользования и защиты окружающей среды ввел систему экологической маркировки автозаправочных станций, предусматривающую контроль за соблюдением экологических требований к качеству топлива.

Санкт-Петербургский экологический союз реализует программу «Экология и Человек», удостоенную

Европейской премии Джованни Маркора, одним из проектов которой является внедрение экомаркировки для продукции широкого спроса. Знак с многообещающим названием «Листок жизни» предполагается проставлять на товарах, технология изготовления и состав которых соответствуют европейским нормам. Разработчики называют его аналогом «Белого лебедя» и «Голубого ангела».

Обеспечить потребителю безопасность и уверенность в качестве приобретаемых товаров ставит своей целью образованная в городе на Неве ассоциация диетологов. Как сообщил ее президент, заместитель начальника управления продовольственного комплекса Санкт-Петербурга Олег Кузьмин, в это независимое добровольное объединение входят крупные промышленные и торговые предприятия, специалисты Военно-медицинской академии, Ленинградского военного округа, горадминистрации, главные диетологи города и области.

Ассоциация планирует проводить экспертно-аналитические обзоры продукции, реализуемой на рынке, организовать научно-исследовательскую работу по клинической апробации экологически чистых продуктов и пищевых добавок, внедрять в производство высокие технологии по переработке сельхозпродукции. Кроме того, участники нового объединения учреждают специальный знак для маркировки качественной экологически безопасной продукции (в известной степени повторяющий идею «Лебедя», отмечающего лучшие продовольственные товары в Финляндии). Первым значительным проектом ассоциации станет программа «Продукты питания отечественных производителей

— Вооруженным силам России».

На сегодняшний день среди знаков, встречающихся на территории России и применяемых в существующих системах сертификации и прочих системах одобрения (рекомендации) по экологическим требованиям, можно встретить:

• знак соответствия Системе обязательной сертификации;

• экологический знак Международного экологического фонда;

• экологический сертификат;

• знак «Свободно от хлора» и др.

При всей сложности получения экологического сертификата его наличие выгодно бизнесу. Грамотное использование маркетинговых возможностей такого сертификата может увеличить объемы продаж на 10—15 % при условии, что главным убеждающим приемом будет являться логотипная идея, сопровождающая процесс продажи продукции: «Заплатив более высокую цену за экологичный продукт, вы голосуете за будущее своих детей, т. к. производство таких продуктов требует чистой земли, воздуха, сырья, а также безвредных технологий и производств».

Таким образом, влияние экологических факторов на возможности конкуренции, на развитие международной торговли и экспортного производства становится одной из доминант XXI века. Страны, имеющие наиболее жест-

кие экологические стандарты, оказываются наиболее конкурентоспособными. Экологическая маркировка, наряду с выполнением чисто информационной роли, становится средством рекламы и конкурентной борьбы, способствуя обеспечению экологической безопасности общества. Именно поэтому проблемы экологической маркировки должны занять свое место среди первоочередных задач отечественной экономики. В связи с этим особое внимание должно быть уделено совершенствованию системы экологической сертификации и стандартизации, увеличению числа национальных компаний, сертифицированных на соответствие международным экологическим стандартам ИСО 14001 и Схеме экоменеджмента и аудита (в России в 2003 году таких организаций было всего 48 против почти 14 000 в Японии и свыше 4 000 в Германии [7]).

Список литературы

1. Ибатуллин У. Г. Система экологического менеджмента как инструмент осуществления эффективной природоохранной политики / У. Г. Ибатуллин // Экономика природопользования. — 2003. — № 5. — С. 71—79.

2. Горшков Д. В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России / Д. В. Горшков // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 6.

— С. 15—29.

3. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 52 (Ч. 1). — С. 5140.

4. Терешина М. В. Развитие принципов экологического управления в агробизнесе / М. В. Терешина // Экономика природопользования. — 2004. — № 5. — С. 44 — 53.

5. The National Organic Program. — USDA, 2002.

6. The World of Organic Agriculture 2004. Statistics and Emerging Trends / Helga Willer and Minou Yusseft (Eds).

— IFOAM Publication, 6th, revised edition, 2004.

7. www.14000.ru

ECOLOGICAL MARKING OF PRODUCTION

IN CONTEXT OF RISE OF SOCIETY’S ECOLOGICAL

SECURITY

G. S. Feraru

Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk

Enterprises’ contemporary ecological industrial policy should assume differentiation of put out production from the point of view of ecological acceptance as one of its effective approaches with a view to minimize negative influence on the environment. Realization of this task in industrial activity of an enterprise is possible by means of ecological marking in the group of similar production that allows to determine production that influences the environment to a lesser extent at all stages of a life cycle.

In the world practice, one of the tools of different companies’ ecological policy is ecological marking of production oriented at market development and encouragement of working out of goods with improved ecological parameters finally contributing to a rise of the society’s ecological security.

Key words: ecological marking, ecological features of production, mark of conformity, mark of market circulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.