Научная статья на тему 'Экологическая культура и культура устойчивого развития как один из компонентов профессионализма педагога нового типа'

Экологическая культура и культура устойчивого развития как один из компонентов профессионализма педагога нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура и культура устойчивого развития как один из компонентов профессионализма педагога нового типа»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА НОВОГО ТИПА

Е. В. Васина, канд. биол. наук, заведующая лабораторией ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Л. В. Гоидаева, канд. пед. наук, доцент ГОУ «КРИРПО»

Обеспечение постоянного повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений при уважении нашего общего наследия (планеты, на которой мы живем) является одной из наиболее важных целей человечества. Для этого мы должны постоянно учиться: изучать самих себя, наши потенциальные возможности и их пределы, наши взаимосвязи, общество, нашу окружающую среду и мир.

Еще в 1987 году Всемирная миссия ООН по окружающей среде представила отчет «Наше общее будущее»; тогда впервые было введено понятие «устойчивое развитие». Под устойчивым развитием понимается гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие, процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, ориентация научнотехнического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

В декабре 2002 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 57/254, в соответствии с которой было провозглашено Десятилетие образования в интересах устойчивого развития, охватывающее 2005-2014 гг. Десятилетие образования в интересах устойчивого развития по своей концептуальной основе, связи с окружающей средой и культурой затрагивает практически все аспекты жизни и открывает новый этап — этап экологического образования для устойчивого развития. Методолог современного образования профессор В. А. Кобылянский считает: «Экологическое образование должно занимать приоритетное место в государственной политике и во всей общественной жизни» [1].

Сегодня проблемы экологического образования в России объективно стали приоритетными. 30 апреля 2012 года утверждены Основы государственной политики в области экологического

Е. В. Васина Л. В. Гоидаева

образования РФ на период до 2030 года, где поставлена задача формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания. Согласно указу Президента РФ от 10.08.2012 № 1157, 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды. В связи с этим Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования разработан и утвержден план мероприятий, посвященных этому событию (www.krirpo.ru).

Образование для устойчивого развития требует переориентации учебных подходов: учебной программы и ее содержания, педагогических методов и способов проверки знаний, подготовки преподавателей и педагогических работников.

Совершенствование экологической подготовки педагогов-профессионалов — актуальная задача дополнительного профессионального образования. Методическое сопровождение вопросов, связанных с охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности, исследованием и апробацией накопленного опыта в области экологического образования в учреждениях профессионального образования — одно из направлений деятельности ГОУ «КРИРПО». Проектируя экологический контент на дополнительную подготовку педагога-про-фессионала, мы создаем условия для внедрения ФГОС нового поколения.

В рамках Года охраны окружающей среды в институте реализована дополнительная образовательная программа «Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в учреждении профессионального образования», которая содержала модуль: «Экологическое образование и здоровье». В качестве лекторов были приглашены ведущие ученые Кузбасса: доктор пед. наук, профессор, директор ботанического сада А. Н. Куприянов, доктор биол. наук, профессор Кемеровской медицинской академии Л. В. Начева. Для слушателей курсов были организованы занятия в Институте экологии человека СОРАН, посещение Музея угля, что позволило значительно расширить диапазон эколого-крае-ведческих знаний профессионально-педагогических работников о Кузбасском угольном бассейне.

В целях экологического просвещения широкого круга специалистов институтом регулярно проводятся вебинары на такие темы, как «Экологические проекты — приоритетное направление социального проектирования. Медиалани-рование. Работа со СМИ», «Природа как фактор профилактики социальных заболеваний молодежи», тематические консультации по вопросам экологического воспитания обучающихся и охраны окружающей среды.

Экологическое образование на данном этапе строится с учетом смены образовательной парадигмы в целом и представляет собой переход от передачи знаний и навыков, необходимых для жизни в современном обществе, к опережающей модели образования, направлено на освоение экологической компетенции, в результате чего повысится экологическая компетентность обучающихся и педагогов.

С целью определения уровня подготовки специалистов в области природопользования, повышения качества экологического образования для обучающихся учреждений профессионального образования, выявления наиболее одаренных и талантливых студентов в области экологии, согласно планам ГОУ КРИРПО и работы совета директоров учреждений профессионального образования СПО Кемеровской области, была проведена олимпиада по дисциплине «Экологические основы природопользования» среди студентов образовательных учреждений СПО Кемеровской области.

Олимпиада проходила 19 апреля 2013 на базе ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж». Соревновались команды из 23 средних специальных учебных заведений Кузбасса, занявшие призовые места в городских или кустовых олимпиадах по соответствующей дисциплине. Команда состояла из двух человек, соответственно всего в олимпиаде участвовало 46 обучающихся.

Сотрудниками Анжеро-Суд-

женского политехнического колледжа совместно со специалистами ГОУ «КРИРПО» была проведена подготовительная работа к олимпиаде, включающая разработку заданий и создание условий для проведения. Задания олимпиады были составлены

Обладая свойством интеграции, экологическое образование представляет универсальный инструментарий, направленный на формирование педагога новой школы. В институте работает инициативная группа педагогических работников ОУ СПО «Экология. Образование. Здоровье. Профессия» (руководитель Л. В. Гридаева). Участники группы работают в сети Интернет, привлекают внимание широкой общественности к экологическим проблемам региона, участвуют в экологических проектах, организуют акции, являются дипломантами экологических конкурсов регионального и всероссийского уровней.

в соответствии с примерной программой дисциплины «Экологические основы природопользования», включали теоретический и практический аспекты. Третья часть задания была представлена творческим домашним заданием «Разработка и презентация экологического буклета». Буклеты разрабатывались командами и заранее предоставлялись в оргкомитет олимпиады. На олимпиаде каждая команда представляла свой буклет. Защита буклетов проходила очень интересно. В этом конкурсе команды смогли реализовать свой творческий потенциал, было много достойных работ и презентаций. Ознакомившись с выполненными олимпиадными заданиями, жюри, в состав которого входили педагогические работники образовательных учреждений, сотрудники компании «АСФАРМА», сотрудники ГОУ «КРИРПО», ученые Кузбасса, возглавляемое Л. И. Малышевой — директором Анже-ро-Судженского политехнического колледжа, определило победителей. Первое место заняла команда Беловского педагогического колледжа, второе — команда из Аграрного колледжа (п. Школьный Прокопьевского района), третье место разделили команды из двух образовательных учреждений: Прокопьевского промышленно-экономического техникума и Сибирского политехнического техникума (г. Кемерово).

Команда Анжеро-Судженского политехнического колледжа выступала вне конкурса и набрала максимальное количество баллов. Отмечен высокий уровень подготовки студентов данного колледжа Журбенко Виталия и Гаевого Василия. В личном зачете места распределились следующим образом: первое место — Прокудина Анна, ГОУ СПО «Аграрный колледж», п. Школьный Прокопьевского района; второе место — Пермяков Константин, ГБОУ СПО «Киселевский горный техникум»; третье место — Подколзина Ана-

стасия, ГОУ СПО «Сибирский политехнический техникум», г. Кемерово.

В рамках олимпиады прошла презентация Красной книги Кузбасса, которую представил один из авторов и редакторов книги — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии и экологии Кемеровского государственного университета Николай Васильевич Скалон. В холле колледжа проходила выставка картин «Природа Сибири» члена Союза художников России, преподавателя Кемеровского художественного училища Евгении Николаевны Юмановой.

Коллектив Анжеро-Судженского политехнического колледжа достойно встретил участни-

ков олимпиады и гостей. Была подготовлена интересная концертная программа, презентация колледжа, вкусный обед, все участники остались довольны. В целом олимпиада прошла на достаточно высоком уровне, обучающиеся продемонстрировали хороший уровень знаний по дисциплине «экологические основы природопользования».

При этом отмечено, что экологическое образование молодежи основано на междисципли-

нарном подходе и должно пронизывать всю учебную программу, а не являться ее отдельным предметом.

Система знаний специалиста, сочетающая в себе специальные (функциональные) и социальные (экстрофункциональные) знания, определяет так называемый конечный продукт: специалиста нового уровня. Важное значение приобретает специфика технологии обучения студентов на осно-

ве междисциплинарного проектирования. Метод экологического проектирования реализует педагогический потенциал общеобразовательных и профессиональных дисциплин, направленных на формирование личности специалиста. Целью данного метода является формирование экологического сознания, компетенции, ответственного отношения к своим действиям в будущей профессиональной деятельности и в быту, а также осознание новых точек зрения, пониманий, установок и мышления в плане решения существующих экологических проблем в разных экономических отраслях современного производства. Творческие проекты педагогических работников ОУ профессионального образования реализуют данное направление деятельности обучающихся Кемеровской области. В связи с этим был проведен областной конкурс проектов «Экологическая культура в образовательном учреждении» среди педагогических работников учреждений профессионального образования Кемеровской области. Задачами конкурса явилось привлечение внимания педагогических работников профессионального образования к проблеме формирования экологической культуры обучающегося в процессе профессиональной подготов-

ки; повышение компетентности профессионально-педагогических работников в области экологического образования и здоровьесберегающих технологий; разработка и внедрение новых форм и методов организации работы по экологическому воспитанию молодежи в учреждениях профессионального образования; стимуляция творческой активности профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования; осуществление непрерывности и преемственности экологического образования подростков и молодежи; приобщение к экологическому движению населения Кемеровской области, привлечение внимания общественности к проблемам сохранения,восстановления и охраны окружающей среды региона.

На конкурсе были представлены работы из 19 образовательных учреждений профессионального образования Кемеровской области. Нужно сказать, что жюри конкурса было трудно выбрать победителя, поскольку в основном были достойные работы, представляющие собой реализованные проекты, безусловно, приносящие огромную пользу не только образовательному учреждению, но и всему населенному пункту. Первое место занял образовательный проект «Будущее планеты в руках молодежи», авторы — Марина Евгеньевна Максименкова, зав. дневным отделением, и Татьяна Ивановна Маркевич, методист ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг».

Еще одно первое место жюри отдало Светлане Павловне Кропотовой, методисту ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум», — за образовательный проект «Родники».

Второе место заняла программа по экологическому воспитанию обучающихся «Сделаем мир лучше», автор — Наталья Александровна Наумова, ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг». На третьем месте оказалось два проекта: «Формирование эко-

логической культуры обучающихся училища во внеурочной деятельности» Анастасии Юрьевны Куколевой, преподавателя биологии ГОУ НПО ПУ № 74, п. Ижморский; «Формирование экологической культуры студентов» ГАОУ СПО КО КузТАГиС, Натальи Михайловны Чернышовой, преподавателя спецдисциплин, Людмилы Александровны Сыскаевой, зав. библиотекой ГАОУ СПО КО КузТАГиС. В конкурсе была заявлена номинация «Самый оригинальный проект», победителем в которой стала работа Галины Владимировны Горшковой, воспитателя детского сада № 6 «Родничок» города Мариинска (социального партнера Мариинского педагогического колледжа), «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста». По итогам конкурса планируется издание электронного сборника работ, лучшие проекты размещены на сайтах: www.krirpo.ru (на странице «Экологическая безопасность»), www.ecodelo.org.

Представленные мероприятия направлены на формирование экологической компетенции педагогических работников и обучающихся и опираются на богатый опыт работы учреждений профессионального образования области, где экологическая направленность является приоритетной и развивается в русле разработанных программ, охватывающих как образовательный процесс, так и внеурочную деятельность. Целью экологического образования в профессиональном обучении является подготовка экологически образованных, компетентных, квалифицированных специалистов. Как отмечает Д. Исламов, «важнейшим направлением развития и стабильности в регионе является модернизация профессионального образования — подготовка специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, в том числе для новых видов экономической деятельности — нефтехимии, добычи метана, туризма». Данные виды экономической деятельности связаны с активным использованием природных ресурсов. Поэтому экологическая составляющая профессионального образования должна стать источником производства опережающих технологий.

1. Кобылянский В. А. Философия экологии. — М.: Академический Проект, 2010. — 632 с.

2. Формирование экологической культуры

в ФГОС нового поколения. 2012: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара (610 ноября 2012 г., Санкт-Петербург). — СПб.: Крис-мас+, 2012. — 336 с.

3. http://portal.unesco.org/education/en/tile.

Представляем вашему вниманию два интересных проекта конкурса «Экологическая культура в образовательном учреждении».

Образовательный проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития воспитанников № 6 «Родничок» (г. Мариинск), социальный партнер ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж».

Г. В. Горшкова, старший воспитатель МБДОУ № 6 «Родничок», г. Мариинск

Зависимость человека от природы и природы от масштабов, форм и направлений деятельности человека существовала на всех этапах развития истории. В наши дни эта зависимость обнаруживается крайне драматическим образом, ставя под угрозу саму возможность существования человеческого общества. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Человеческое общество должно соблюдать законы природы, поменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен научиться осознанно воспринимать целостность окружающего мира, видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы вообще и окружающей его природы в частности.

Сформировать правильное отношение дошкольников к природе, ее явлениям и объектам можно только на примерах, которые они наблюдают повседневно: дети могут полюбить и научиться беречь лишь то, что их непосредственно окружает.

Экологическое воспитание детей через природу родного края значительно облегчает воспитательную работу, делает ее содержательнее, так как природа выступает здесь «не каким-то

придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды, где ребенок рождается, живет, познает окружающую действительность и самого себя, учится восприятию красоты природы, ее гармонии».

Осознание этого положения, а также многолетний опыт углубленной работы по вопросам экологического воспитания дошкольников актуализировали разработку проекта по созданию экологической тропы в детском саду, отражающей особенности экосистемы родного края — Кузбасса. При разработке проекта учитывались следующие педагогические принципы:

1. Принцип эстетичности: объекты подобраны так, что вызывают у детей эмоциональный отклик, желание рассматривать и любоваться.

2. Принцип разнообразия: объекты отличаются друг от друга по составу, внешнему виду и способам исследования.

3. Принцип доступности: все объекты доступны для посещения; содержание деятельности, организованной на тропинке, понятно детям.

4. Принцип научности: при составлении плана работы учитывались психолого-физические особенности дошкольников. Вся информация является достоверной, научной, адаптированной к конкретному возрасту.

5. Принцип последовательности: знания даются детям от простого к сложному. С каждой группой увеличивается количество объектов, посещаемых и изучаемых детьми.

6. Принцип деятельностного подхода. Дошкольники не просто созерцают, не просто наблюдают за явлениями природы, но еще и исследуют, ставят эксперименты, через практическую деятельность устанавливают связи и закономерности.

Целью проекта явилось создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста развитие экологической культуры на основе постижения природы родного края.

Условия реализации цели проекта:

1. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и развития детей.

2. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специаль-

ный, психолого-педагогический и методический аспекты.

4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

5. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

Были поставлены следующие задачи:

• Формировать у детей представления о природном мире области, развивать интерес к нему средствами экологической тропы.

• Учить воспринимать природу как самоценный субъект, видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом организме.

• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

• Научить оценивать воздействие человека на природу.

• Формировать позитивный практический опыт взаимодействия с окружающей природой, природосозидающие умения и навыки.

• Формировать у детей экологически грамотное поведение.

• Формировать чувства близости к природе и сопереживания всему живому, бережное отношение к природе.

• Способствовать познавательному развитию ребенка, формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края — Кузбасса.

• Воспитывать у ребенка любовь к природе, родным местам.

• Способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

• Повысить экологическую просвещенность родителей.

• Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

В проекте принимали участие педагоги, дети и родители, он был реализован в течение 2012/13 учебного года.

На подготовительном этапе проекта изучалась методическая литература по вопросу экологического воспитания дошкольников, определялись проблемы, разрабатывались стратегии реализации проекта. Диагностика сформированности природоведческих знаний и умений дошкольников свидетельствует о его достаточном уровне. Но на практике наблюдается ситуация, когда ребенок знает, как поступить правильно, но реально ведет себя иным

образом, т. е. происходит расщепление поведения на соответствующее заученным нормам и неадекватное им реальное. Объясняется это несоответствием полученных знаний и подтверждающих их практических наблюдений, отсутствием представлений о схеме практической природосозидающей деятельности. Это убеждает в необходимости использования такой экологической воспитательной модели, которая базируется на формах непосредственного общения детей с природой родного края, с природой, которая с ними рядом. Такой эффективной экологической моделью является экологическая тропа.

Экологическая тропа должна выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.

На подготовительном этапе также проводилось детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы. Выделены наиболее интересные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, о них дети могут получить устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.) информацию.

Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы включало воссоздание фрагментов разных растительных сообществ, сообществ животного мира, характерных для Сибири, с целью ознакомления детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами Кузбасса.

На тропе устанавливаются информационные щиты и знаки. Они эстетически привлекательны и помогают организовывать движение воспитанников по маршруту. Используются следующие типы информационных текстов и знаков:

• общий указатель и схема тропы;

• правила поведения на природе;

• лозунги и призывы;

• сведения об отдельных природных объектах и явлениях;

• сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;

• поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;

• экологические дорожные знаки и указатели.

Мдршругл экологическом тропы.

• © Щ

ЛВК' ^ е> тле;::

Акмсн аМим'ыпк

ИНИм

® <в

‘««И1Ч 4 *

V_________________________^

Картосхема экологической тропы:

1. Цветник. 2. Питомник. 3. Редкие растения (Красная книга Кузбасса) 3. Огород. 4. Зеленая аптека. 5. Березовая роща. 6. Птичий дворик. 7. Родник у реки Кия

В целях организации эффективной работы с использованием экологической тропы необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• пополнить оборудование для исследовательской деятельности во время проведения экскурсий;

• составить картотеки, оформить альбомы, создать гербарии, коллекции природных материалов;

• пополнить инвентарь для трудовой деятельности в цветниках и на огороде;

• в зимнее время изготовить кормушки и иметь запасы корма для зимующих птиц.

Для организации воспитательно-образовательной работы по реализации проекта «Экологическая тропа» требуется углубленная методическая работа с кадрами, позволяющая педагогам овладеть методикой экологического воспитания, новыми технологиями, повысить свое мастерство в этой области. В годовой план включены следующие методические мероприятия: педсовет «Экологическая культура педагога — ведущий фактор в становлении начал экологической культуры»; семинар «Инновационный подход к экологическому образованию в детском саду»; семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников по экологии», ряд консультаций по методике экологического воспитания детей.

Чтобы полноценно осуществлять экологической развитие детей, необходимо вести работу в тесном контакте с семьями воспитанников, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отноше-

ния к объектам растительного и животного мира. Для повышения экологической грамотности родителей запланированы и проведены мероприятия по экологической тематике (конференция «Войди в природу другом»; дни открытых дверей с целью ознакомления родителей с системой организации экологического воспитания в ДОУ; экскурсия на экологическую площадку «Двор природы» музея им. Чивилихина; семинар-практикум «Использование лекарственных растений для оздоровления детей», конкурсы рисунков и поделок и др.).

Методистами ОУ был составлен план работы на экологической тропе и разработаны рекомендации по работе с детьми на каждом объекте экологической тропы. План включал такие циклы, как «Деревья и кусты», «Золотой луг»,

«Огород», «Цветник», «Ягодник», «Зеленая аптека», «Птичий дворик». На каждом этапе тропы уделялось внимание интеграции образовательных областей: чтение стихов, рассказов, разучивание песен, прослушивание музыки П. И. Чайковского, рисование, дидактические игры, сбор опавшей листвы, лепка, изготовление поделок из природного материала, отгадывание загадок, чтение сказок, рассматривание гербариев, изготовление аппликаций, КВН с родителями «Флора родного Кузбасса», сбор лекарственных растений. С целью закрепления знаний о родном крае, воспитания любви к родному краю, родному городу было запланировано итоговое совместное мероприятие «Кузбасс — родной мой край».

На основном — практическом — этапе состоялся выбор хозяина тропинки — «Лесови-чок». Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, он изображается на всех табличках, в частности на начальной точке (где он встречает ребят) и на последней (где он прощается с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках.

Был составлен паспорт экологической тропы с указанием всех ее объектов и историческими сведениями об окружающей среде. Маршрут тропы был следующим: тропа идет по территории детского сада. Состоит из участков: березовая роща (старые деревья), яблоневая аллея, питомник (плодово-ягодные кустарники), птичий дворик, полянка лекарственных трав («Зеленая апте-

ка»), редкие растения Сибири, клумбы, цветники, огород, участки для труда и отдыха, выходя за территорию, тропа ведет к роднику у реки Кия.

Для каждого экскурсионного объекта на маршруте было разработано оформление и описание. Установлены щиты с плакатами и знаки о правилах поведения в лесу и охраны природы. На участке «Красная книга Кузбасса» можно встретить редкие, охраняемые растения.

Особое значение для детского сада имеет участок «Родник». У берега реки Кия есть маленький родник, ключ, бьющий из-под земли. Именно он дал название детскому саду «Родничок». Название очень гармонично и многозначно: символ начала большого жизненного пути, чистоты и непрерывной связи с природой. Педагогический коллектив вышел с инициативой

о благоустройстве подходов к роднику и, благодаря местному предпринимателю, место было расчищено, родник огорожен и теперь в летний зной любой жаждущий напиться может легко набрать родниковой воды. В его сооружении заложен большой смысл: напоминание детям о необходимости сохранения уникальных объектов природы.

На участке «Питомник» растут малина, вишня, черноплодная рябина, красная и черная смородина, земляника. Наблюдения и уход за данными кустарниками помогают обобщить представления детей об ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека.

«Птичий дворик» представляет собой аккуратно оформленный, прочно укрепленный столб со скворечником, на котором в зимнее время расположены кормушки, внизу устроены поилки, наполненные водой.

Постоянный контакт с обитателями птичьего дворика способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать, готовности проявлять гуманное отношение к птицам.

На заключительном этапе была проведена диагностика экологической воспитанности дошкольника как ценностного отношения к природе и определение ее уровневых проявлений; оценен уровень знаний воспитанников природных особенностей родного края.

Анализ результатов работы по реализации проекта за 2012/13 учебный год показал положительную динамику изменения отношения детей к природе:

• на достаточно высоком уровне сформированы основы экологической культуры у детей, правильного отношения к объектам и явлениям окружающей природы;

• дети активно проявляют желание осуществлять практические действия по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования в рамках реализации проекта «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам» эффективна.

Программа по экологическому

воспитанию ГОУ НПО

«Профессиональный лицей» № 49*

«Сделаем мир лучше!»

Н. А. Наумова, заместитель директора по УВР,

ГОУ НПО ПЛ № 49, г. Кемерово

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями, ответственностью, экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимо-

* ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»

отношений с окружающей средой — природной и социальной. Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности обучающихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Программа «Сделаем мир лучше!» создана с целью способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии и развитию умений находить способы их решения, подготовить обучающихся к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к окружающему миру.

Задачами программы является создание условий:

- для формирования целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля — наш дом), воспитания ценностных ориентаций и отношений к ней;

- обучения методам познания окружающего мира;

- воспитания эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, формирования умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активного присвоения нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

- выработки чувства ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

- становления личного опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать обучающимся общечеловеческие ценности гуманистического характера:

- понимание жизни как высшей ценности;

- универсальных ценностей природы,

- ответственности человека за судьбу био-сферы,природы.

Средствами экологического образования можно создать условия для формирования следующих ключевых компетентностей:

• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина по охране и защите природы своей страны);

• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

Особое значение приобретает экологическое образование во внеурочной деятельности обучающихся, целью которой является закрепление первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетическое восприятие природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности.

Реализация программы носит системный комплексный характер и рассчитана на 3 года.

II этап. Практический.

Срок реализации —

ноябрь 2011 года - май 2014 года.

1. Реализация программы и ее проектов.

2. Осуществление промежуточного контроля и экспертизы реализации программы.

III этап. Заключительный.

Срок реализации — июнь 2014 года.

1. Мониторинг уровня сформированности ответственного отношения обучающихся к проблемам экологии.

2. Подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы.

3. Трансляция полученных в рамках реализации программы результатов (на семинарах, конференциях и т. д.) и тиражирование накопленного опыта.

Этапы программы

I этап. Подготовительный.

Срок реализации —

сентябрь - октябрь 2011 года.

1. Изучить инновационные материалы об экологическом воспитании и методах работы в данном направлении.

2. Разработать и обсудить структуру и содержание программы. Провести экспертизу разного уровня и подготовить к утверждению окончательного варианта программы.

3. Познакомить педагогический коллектив лицея с содержанием программы, этапами ее реализации.

4. Подготовить диагностические пакеты для проведения мониторинга уровня сформированности ответственного отношения к окружающей среде у обучающихся.

Содержание программы

«Сделаем мир лучше!»

Характерно, что природа в деятельности обучающихся выступает:

- объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома;

- реальным пространством, где протекает деятельность;

- окружающей средой — в занятиях спортом, путешествиях;

- объектом и предметом художественного изображения — в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений обучающихся к действительности, учебное учреждение организует трудовую, познавательную, художествен-

ную, туристско-краеведческую и спортивно-оздоровительную деятельность. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

Основные направления реализации

программы «Сделаем мир лучше!»

1. Клуб «В защиту природы» — работа клуба направлена на организацию лекторской группы из числа обучающихся лицея, проводящих лекции, беседы с лицеистами; выпускающих информационные бюллетени об экологических проблемах окружающей среды; организующих акции на уровне образовательного учреждения «Чистота — залог успеха», сбор макулатуры «Ненужную бумагу — на нужное дело».

2. Цикл мероприятий, направленных на формирование у обучающихся лицея осознания эстетических ценностей окружающей среды:

- конкурс фотографий и фотоколлажей;

- конкурс рисунков;

- конкурс листовок и плакатов;

- конкурсы различного уровня, направленные на пропаганду эстетики окружающей среды

3. Участие в акциях различного уровня (городские, областные, всероссийские), способствующих осознанию результативного участия в бережном отношении к окружающей среде: «Чистая река — чистые берега», дни экологической безопасности, день земли, неделя добра, субботники, озеленение территории лицея и т. д.

4. Сотрудничество с организациями города, пропагандирующими экологическое направление, приютом для бездомных животных.

5. Организация мероприятий, пропагандирующих охрану окружающей среды на уровне групп. Мероприятия планируются в соответствии с планом работы лицея и этапами реализации программы, проводятся руководителями групп.

6. Волонтерский отряд «Добрые руки». Отряд создан на базе лицея. Актив отряда систематически привлекает к сотрудничеству практически всех обучающихся лицея. В течение года добровольно участвовали в различных акциях свыше 500 обучающихся.

Условия выполнения программы

Важнейшим условием выполнения программы «Я сделаю мир лучше» является активное привлечение к разработке и реализации программы обучающихся лицея, сотрудничеству с молодежными и общественными организациями, дея-

тельность которых направлена на формирование экологической культуры населения, привлечение к реализации программы кадров, заинтересованных в экологическом воспитании обучающихся. Одним из важных факторов получения положительного результата является создание условий для системной реализации программы — приобретение саженцев для реализации проекта «Лицейский парк», рабочей одежды для волонтеров и участников экологических акций и т. д.

Предполагаемый результат:

- четкое осознание обучающимися необходимости бережного отношения к окружающему миру;

- рост информированности обучающихся по вопросам экологических проблем современности и нахождения пути их разрешения;

- увеличение числа реализованных социальных проектов в области экологии на уровне лицея (проектирование лицейского парка);

- динамика мотивации ответственного отношения к окружающей среде среди обучающихся профессионального лицея № 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнение программы экологического воспитания «Сделаем мир лучше!»

28 апреля 2012 года обучающиеся и работники нашего лицея стали участниками Всероссийского субботника. Всего в субботнике участвовало около 300 человек.

18 апреля 2012 года группа волонтерского отряда лицея «Добрые руки» (Юркин Денис, Абраменко Мария, Белякова Екатерина, Левин Вячеслав, Юсупов Эльдар, Залагаева Дарья, Кри-вова Ирина, Корнев Игорь, Королев Александр, Шатина Настя, Артемьева Дарья) под руководством Натальи Николаевны Кошкаровой принимала участие в акции «Речной патруль», которая проводилась в рамках Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» под общим девизом «Оберегай!». Цель проведения

акции — привлечение внимания молодежи к экологическим проблемам, а также формирование экологической культуры граждан. Акция проходила на озере Красном. Ребята убирали прилегающую территорию и берег озера.

18 апреля 2012 года волонтеры под руководством мастера производственного обучения Л. В. Метцгер в рамках Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» благоустраивали территорию лагеря «Солнечный».

ющихся экологическую ответственность, мотивацию обучающихся с пользой проводить свободное время, формировать социальные компетенции.

17 марта 2013 года в лицее состоялся день здоровья. Активисты лицея распространяли листовки, пропагандирующие здоровый образ жизни, выпустили тематическую стенгазету, радиопередачу. День завершился спортивным соревнованием между педагогами и обучающимися лицея.

Стало хорошей традицией участие во Всероссийской акции «Неделя добра». В этом году в лицее прошли минутки «Добро спасет мир» (беседы с обучающимися по теме милосердия)

Лицеисты приняли участие в акции «Равнодушию^ЕТ» 23.04.2013 волонтерами лицея был проведен рейд «Чистота» в доме инвалидов

13 сентября 2012 волонтерский экологический отряд лицея «Добрые руки» (под руководством Н. Н. Кошкаровой) принял участие в областной акции «Речной патруль», проходившей в рамках Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности». Ребята наводили порядок на берегу о. Красное и были поощрены благодарственным письмом Кемеровского центра молодежных инициатив за активное участие в добровольческой экологической акции «Чистая река — чистые берега», активную жизненную позицию и желание сохранить красоту окружающей нас природы.

14 ноября 2012 года волонтерский отряд лицея «Добрые руки» в очередной раз организовал благотворительную акцию в поддержку бездомных животных «Путь домой». Ребята приобрели корм для собак, собрали деньги, купили игрушки для щенков.

В лицее сложилась традиция два раза в год проводить акцию «Чистота — залог успеха». Каждая группа выбирает тему по пропаганде защиты окружающей среды, ЗОЖ. Ребята выпускают стенгазеты, придумывают и распространяют листовки, проводят флеш-мобы, информационные пятиминутки среди сверстников, выпускают тематические радиопередачи, снимают и транслируют социальные тематические видеоролики, собирают макулатуру. Это дает возможность развивать в среде обуча-

и престарелых. Ребята убрали территорию дома инвалидов, вымыли окна. В наведении порядка на территории и в корпусе дома инвалидов приняло участие 44 лицеиста-волонтера. 25.04.2013 волонтеры лицея собрали комнатные растения на сумму 3 тыс. рублей и подарили их дому-интернату инвалидов и престарелых. В данном мероприятии участвовало 20 волонтеров.

В течение мая 2013 года лицеисты принимали самое активное участие во Всероссийской акции по наведению порядка в городе и на территории образовательного учреждения. Всего в акции было задействовано свыше 450 обучающихся. В планах лицеистов организовать проектирование и благоустройство лицейского парка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.