Научная статья на тему 'Экологическая компетентность будущего специалиста: сущность, содержание и особенности развития в многонациональном вузе'

Экологическая компетентность будущего специалиста: сущность, содержание и особенности развития в многонациональном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ENVIRONMENTAL IDENTITY / FUTURE SPECIALIST COMPETENCE / MULTICULTURAL LEARNING ENVIRONMENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагарин А.В. Мудрак С.А.

Рассмотрена экологическая компетентность как системное интегративное личностное образование. Раскрыты особенности его развития в поликультурной профессионально-образовательной среде высшего учебного заведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гагарин А.В. Мудрак С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALIST: ESSENCE, CONTENT AND ESPECIALLY DEVELOPMENT IN MULTICULTURAL HIGH SCHOOL

Considered ecological competence as system integrative personal education. Disclosed its development in multicultural training environment of higher education.

Текст научной работы на тему «Экологическая компетентность будущего специалиста: сущность, содержание и особенности развития в многонациональном вузе»

Литература

1. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // К.А. Абульханова. - М.: Психологический журнал, 2009. Т. 30. №1. С. 32-43.

2. Агапов В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. // В.С. Агапов. - М.: Институт молодежи, 1999.

3. Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: дис. ... докт. психол. наук. - Москва, 1999.

4. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. // Б.Г. Ананьев. - М. : Директ-Медиа, 2008.

5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - М.: ИПРАК, Спб.: Алетейя, 2003.

6. Выготский Л.С. // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984 гг., Т.1. - 487 с., Т.2., Т. 3. - 368 с., Т.4.

7. Давыдов В.В. Теории развивающего обучения. // В.В. Давыдов. М: ИНТОР, 1996.

8. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды // С.Л. Рубинштейн. Основы онтологии, логики и психологии.- М.: Наука, 1997.

9. Стахнева Л.А Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии: дис. ... докт. психол. наук. - Сочи, 2005.

© Мишина М.М., 2011

Гагарин А.В. Мудрак С.А.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ4

Gagarin A.V. Mudrak S.A.

ECOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALIST: ESSENCE, CONTENT AND ESPECIALLY DEVELOPMENT IN MULTICULTURAL HIGH SCHOOL

Рассмотрена экологическая компетентность как системное интегративное личностное образование. Раскрыты особенности его развития в поликультурной профессионально-образовательной среде высшего учебного заведения.

4

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-06-00938а.

Ключевые слова: экологическая компетентность личности, будущий специалист, поликультурная образовательная среда, высшее учебное заведение.

Considered ecological competence as system integrative personal education. Disclosed its development in multicultural training environment of higher education.

Keywords: environmental identity, future specialist competence, multicultural learning environment, higher education institution.

Углубление экологического кризиса, нарастание противоречий между потребительской сущностью технократического общества и природными возможностями нашей планеты, между антропоцентрической направленностью современной цивилизации и кризисом духовности современного человечества приводит к возникновению актуальной потребности в развитии экологического сознания, поднятии экологической культуры и экологической компетентности будущих специалистов. Экологи, психологи, педагоги, акмеологи, философы, общественные деятели видят выход из сложившейся ситуации в создании условий для воспитания и развития у подрастающего поколения экологоориентированной направленности личности.

Процессы глобализации в современном мире приводят к усилению взаимодействия и взаимозависимости представителей различных этносов, национальностей и культур. Экономические, политические, межкультурные связи, основанные на взаимопонимании и толерантности, помогают решать, в том числе, и экологические проблемы.

На этом фоне актуальным становится изучение особенностей формирования национального экологического сознания жителей разных стран. А в аспекте психолого-акмеологической парадигмы - знание уровня и сущностных характеристик развития их экологической компетентности как интегрального показателя профессионализма и сформированное™ черт экологоориентированной личности.

Поликультурное образовательное пространство многонационального вуза, а в перспективе реализация программы академической мобильности студенчества, становятся важнейшими факторами повышения эффективности развития экологического сознания студента и формирования высокого уровня развития экологической компетентности будущего специалиста. Поэтому на сегодняшний день для психологической науки очень актуальна задача разработки теоретических и методологических основ, а также проведение эмпирических исследований процесса развития экологической компетенции студента в многонациональном вузе.

В рассмотрении сущностных особенностей экологической компетентности личности мы опирались на психологические, акмеологические и педагогические работы в данной области. Прежде всего, на труды, в которых рассматриваются категории «компетенция» и «компетентность» [10,11,15,16]; на психолого-акмеологические исследования профессиональной, коммуникативной и психологической компетентности как важных условий развития профессионализма личности и деятельности [2,3,4,5], а также конкретных разновидностей профессиональной компетентности, входящих в структуру профессионализма [1, 6,9,14].

Компетентностный подход - это не просто изменения в подходе к стандартам в образовании, движение от знаний к компетенциям, но использование компетенций как своеобразной основы, факторов развития субъективно-личностных потенциалов учащихся.

В предлагаемой работе мы придерживаемся подхода, в котором под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Соответственно, под компетентностью - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности (способность личности к интеграции знаний, умений и навыков, способов их использования в изменяющейся среде).

Отличительной чертой экологической компетентности выступает ее реальное проявление в практической экологоориентированной деятельности, в конкретной экологической ситуации. По мнению большинства исследователей, быть экологически компетентным - это экологически целесообразно действовать в любой сфере жизнедеятельности (учебной, профессиональной, здоровьесберегающей и т.д.) на основе полученных ранее знаний и опыта.

Экологическая компетентность может и должна рассматриваться как владение человеком экологической компетенцией как ключевой, общеобразовательной, предметной.

Исходя из понимания компетенции личности как совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, и компетентности как владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающего его личностное отношение к ней и предмету деятельности, под экологической компетентностью мы понимаем интегральное свойство и критерий проявления экологоориентированной личности.

Экологическая компетентность есть интегральный феномен в системе экологоориентированной личности.

В определенной мере уточняя и расширяя различные подходы к определению структуры экологической компетентности личности, мы выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, эмоционально-волевой, рефлексивный компоненты, содержательная характеристика которых представлена ниже, а также соответствующие интегральные критерии экологической компетентности будущего специалиста.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает сочетание интересов, потребностей, ценностных ориентации, побуждающих к осуществлению экологоориентированной профессиональной деятельности; наличие экологически значимых качеств личности (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность, инициативность, принципиальность и др.), определяющих осознанное освоение специалистом экологоориентированных ценностей как ценностей: ориентированных на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой и общечеловеческими экологическими проблемами как их следствием, и обусловливающих характер практического применения экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, отношения к окружающему природному миру и поведения в нем; осознание необходимости сохранения природной среды как высшей ценности; убежденность в собственной причастности к защите и улучшению окружающей среды; понимание общественной и личностной значимости экологоориентированной профессиональной деятельности; потребность активного участия в экологоориентированной (в частности природосохранительной) деятельности; ответственность за результаты профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта; стремление и готовность к постоянному экологическому

самообразованию. Важной составляющей мотивационно-ценностного компонента является потребность в осуществлении экологоориентированной деятельности, добровольном, осознанном участии в ней, наличие чувства ответственности за ее результаты. Отношение к такого рода деятельности служит одним из показателей сформированности ответственного отношения к окружающей среде.

Когнитивный компонент предполагает сформированность системы экологических знаний (мировоззренческих, естественнонаучных, нормативно-правовых, практических), выступающих ориентировочной основой для экологоориентированной профессиональной деятельности. Система знаний, входящих в когнитивный компонент экологической компетентности служит основой для осознания проблем взаимодействия общества и природы; понимания целостной экологической картины мира, что способствует объяснению связей и зависимостей в экосистемах, осознанию роли и места человека в системе мироздания; овладения экологически безопасными приемами и способами жизнедеятельности, способствующими решению экологических проблем; формирования ценностных установок по отношению к природе, к собственной экологоориентированной деятельности. В рамках компетентностного подхода экологические знания необходимо рассматривать в качестве средства не только осуществления экологоориентированной профессиональной деятельности, но для процесса социализации личности, профессионального самосовершенствования и т.д.

Эмоционально-волевой компонент включает способность к эмоциональному переживанию во всех аспектах взаимоотношений с природой (в рамках профессиональной деятельности, образования, отдыха и т.д.). Важное значение имеет эмоционально-ценностное отношение человека к природе, экологическим проблемам как глобального, так и регионального уровня, которое выражается в сознательном либо бессознательном единении человека с природой, ее гармонией и целостностью, в переживании радости от ощущения гармонии природы и страдания от ее ущербленности, уничтожения красоты.

Деятельностно-поведенческий компонент в структуре экологической компетентности предполагает владение умениями по практическому применению экологических знаний в профессиональной деятельности в целом, в решении конкретных экологических проблем, в практическом улучшении состояния окружающей среды, в частности; собственный практический опыт экологоориентированной деятельности, в содержание которой следует включить все аспекты взаимодействия человека со средой обитания, в том числе связанные с рациональным решением экологической проблемы, экологизацией общественного производства, всей социальной сферы. При этом понятие «экологоориентированная деятельность» не подменяет понятия «взаимодействие с природой», поскольку это, прежде всего, материальная деятельность людей по сохранению и улучшению окружающей природы, экологизации производства, созданию экологически безопасных технологий, а также духовная деятельность, связанная с формированием экологической культуры. Экологоориентированная деятельность может носить и нос ит познавательный и преобразовательный характер. В первом случае в ее результате происходит познание объектов, процессов, взаимосвязей в окружающей социально- природной среде, во втором - преобразование природы, общества, самого человека.

Рефлексивный компонент включает способность к самооценке отношения человека к окружающему природному миру, среде обитания и жизнедеятельности, собственной готовности к осуществлению экологоориентированной профессиональной деятельности, ее результатов, опыта социального и профессионального; стремление и готовность к самообразованию, самопознанию

(внутреннего мира, в том числе самого себя как неотъемлемой части природы), саморазвитию личности.

Представленная структурно-содержательная характеристика позволяет сформулировать интегральные критерии экологической компетентности личности и адекватные им показатели сформированности ее у будущего специалиста:

мотивационно-ценностный критерий (устойчивость интереса к экологическим проблемам, наличие потребности в повышении уровня экологических знаний, мотивация экологоориентированной деятельности, в том числе профессиональной, преобладающий характер личностно значимых экологоориентированных ценностей и

др.);

когнитивный (объем, осознанность, прочность экологических знаний; владение рациональными приемами поиска и обработки экологической информации, способами принятия экологоориентированных решений в профессиональной деятельности, а также в конкретных экологических ситуациях);

деятельностно-практический (готовность к преобразованию окружающего природного мира на основе опыта использования экологических знаний, умение проектировать и воплощать идеи экологической целесообразности в профессиональной и других видах деятельности, творчески решать реальные экологические проблемы, опыт практической экологоориентированной, в том числе природосохранительной деятельности и др.);

рефлексивный (рефлексивные приемы личности, самоанализ отношения к окружающему природному миру и самому себе как неотъемлемой его части, оценка собственной готовности к осуществлению экологоориентированной профессиональной деятельности, ее результатов, в т.ч в рамках социального и профессионального опыта; духовное стремление к самообразованию и саморазвитию).

Характерной чертой нашего времени является усиление межэтнических взаимодействий. Сегодня в России учатся представители многих стран и народов. И от того, как складываются процессы их взаимодействия, взаимной адаптации зависит климат студенческих отношений, продуктивность обучения, будущие контакты между представителями разных стран и континентов. Расширение знаний об особенностях этнической стереотипизации создает благоприятную почву для укрепления взаимопонимания. Экологическое сознание является значимым системообразующим фактором этноса [17]. А этнопсихологическая проблематика может занять особое (даже исключительное) место в судьбе экологической психологии. Так как позволяет определить психологические различия между разными этносами в их связи с социальными, культурными, экономическими и экологическими переменными.

Принципиальное значение для продуктивного развития экологической компетентности как интегрального образования личности студентов разных национальностей (т.е. качественного позитивного изменения уровня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, эмоционально-волевого, рефлексивного компонентов) возможно в условиях активного включения студентов в различные виды социальных взаимодействий, в частности в рамках совместной экологоориентированной деятельности, создание соответствующей профессионально-образовательной среды.

Специально организованная (экологоориентированная и поликультурная) среда есть профессионально-образовательная среда вуза в социальном (преподаватели и другие студенты), естественном природном, экологизированном и акмеологизированном предметном и технологическом компонентах которой отражена ее экологичность, полиэтничность, акмеологичность. Указанные характеристики предполагают соответствующие типы социальных взаимодействий (экопсихологических, полиэтнических, акмеологических)

Экологичность рассматриваемой среды определена возможностью организации экологоориентированной деятельности студентов максимально разнообразной по формам организации и различной по целевой направленности для преподавателя и студента, по видовой структуре, по условиям и уровням организации; осуществляемой студентами и преподавателями в процессе непосредственного взаимодействия с природой; выступающей ведущим условием развития экологического сознания их личности с учетом информационно-познавательного, аффективно-оценочного, коммуникативно-поведенческого, ценностно-нравственного аспектов.

Полиэтничность изучаемой среды заключается в создании в рамках социальных взаимодействий ее субъектов комплекса факторов и условий для толерантного межэтнического взаимодействия. В данном случае понятия «экологической компетентности», «этнокультурной компетентности» и «этнической толерантности» находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой единую сущность. Этнопсихологогизация и этнопедагогизация такого рода среды есть один из инструментов построения не только частных компонентов профессионального образования, но и его общей экологизации, ведущей к актуализации студентами ценностей собственной национальной и освоению ценностей мировой экологической культуры в целом, и в частности профессионально-экологической культуры, важнейшим проявлением которой является экологическая компетентность. В этой связи на первый план выходят методы народной педагогики, учет национально-психологических особенностей и специфики взаимодействия человека с природой в рамках того или иного этноса, национальных традиций и культуры экологического воспитания личности, профессионала.

Рассмотрение процессов формирования и развития экологической компетентности личности будущего специалиста в свете этнопсихологических особенностей дает возможность определить, имеются ли качественные и количественные различия в характеристиках экологической компетентности у представителей различных народов и стран, взятых в один период обучения и в условиях одного поликультурного образовательного пространства.

Уровень и характер развития экологической компетентности студента, безусловно, зависит от сформированности начального уровня, который был до поступления в вуз. Начальный уровень задан особенностями культурного и экологического воспитания в стране рождения и предыдущего проживания, зависит от традиционных духовных ценностей и контекста, национально-культурных особенностей восприятия природы и способов взаимодействия с ней. Возможно возникновение парадоксального феномена, когда изначально невысокий уровень экологической рефлексии и когнитивной наполненности экологической компетентности быстро преодолевается и компенсируется за счет высокой экологической чувствительности представителей определенных национальностей, где технократическое сознание еще не стало доминантным.

Полиэтничность студенческой среды способствует усилению понимания у будущих специалистов важности экологической проблематики в мировом масштабе, а также заостряет понимание экологических вопросов собственной страны. Проживание вдали от родины, оторванность от привычного окружения и пространства, ностальгический эмоциональный фон приводят к обострению ценностно-смыслового компонента экологической компетентности, повышению значимости вопросов, вязанных с благосостоянием и сохранением природных богатств родного края.

Таким образом, с одной стороны, создается возможность для раскрытия еще непроявившихся экологических интересов и способностей студентов, и развития уже проявившихся; для развития способности студентов быть субъектами своего познавательного, личностного и профессионального развития, в том числе в

экологических областях знаний и умений; для индивидуального развития экологического сознания. И этом заключается акмеологичность среды - она ориентирована на адаптацию к индивидуальным особенностям каждого студента; это комплекс возможностей для развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и духовно-нравственной сфер личности, ее социализации и эффективной реализации личностного потенциала, проявления субъектности в различных сферах жизнедеятельности. Такая среда предоставляет свободу выбора для ее субъектов, ориентирована на принципы развивающего образования, на субъект -субъектное взаимодействие, организацию акмеологической поддержки акмеориентированного саморазвития студентов.

С другой стороны - у студентов разных национальностей формируется мультикультурная идентичность (социальная, этническая, надэтническая) и этнокультурная компетентность, что позволяет успешно адаптаптироваться в полиэтнической среде.

Тогда, поликультурная и экологоориентированная профессионально-образовательная среда может быть представлена как комплекс влияний и условий для эффективного развития экологической компетентности студентов разных национальностей посредством их включения в межкультурное взаимодействие в рамках соответствующей экологоориентированной деятельности.

Литература

1. Бакиров Т.С. Оптимизация процесса формирования экологической культуры старшеклассников: Автореферат дис. ... канд. пед. наук (13.00.01). - Казань, 2006.

2. Бодалев А.А Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. 1998.

3. Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. - М.: Изд-во РУДН, 2010.

4. Гагарин А.В. Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-педагогические и психолого-акмеологические аспекты развития / А.В. Гагарин, Е Л. Базаров. - М.: Изд-во МААН, 2007.

5. Гагарин А.В. Психолого-акмеологические принципы, детерминанты и технологии развития экологической компетентности будущих специалистов / А.В. Гагарин, Е.Л. Базаров //Проблемы современной высшей школы: Межвузовский сборник научных трудов / Науч. ред. В.И. Казаренков. - М.: РУДН, МАНПО, 2008. С. 78-83.

6. Гайнуллова Ф.С. Формирование экологической компетентности у будущих учителей

начальных классов в условиях вуза: Дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). - М., 2004.

7. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. Учебное пособие. - М.: РИО МГГУ им. М.А, Шолохова, 2008.

9. Даниленкова В.А. Формирование экологической компетенции у студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). - Калининград, 2005.

10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

11. Зимняя И.А Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

12. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография /- М.: Изд-во РУДН, 2008.

13. Картавых М.А. Профессиональная экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация// Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2010.№ 2 (23). С 32-35.

14. Наумова И.М Становление экологической компетенции будущего инженера в образовательном пространстве диалога культур :Дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). - Москва, 2006.

15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

17. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. №2. С.41-47.

© Гагарин А.В., 2011. © Мудрак С.А., 2011.

Дамадаева А.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Damadaeva A.S.

PROFESSIONALLY IMPORTANT FEATURES OF THE INDIVIDUAL SPORTSMENS: GENDER ASPECT

Статья посвящена проблеме профессионально -важных качеств личности спортсменов разного пола. В ходе исследования было показано, что спортивная успешность определяется психологическими характеристиками, которые являются отчасти сходными, отчасти различными у мужчин и женщин. Большое значение в достижении высокого профессионализма в спорте имеют качества, являющиеся маскулинными (за исключением «феминных» специализаций, в которых спортивная результативность зависит от психологической феминности, у женщин - в большей, а у мужчин - в меньшей степени).

Ключевые слова: спорт, гендер, профессионально -важные качества, маскулинность, феминность.

The article deals with the problem of professionally important qualities of the individual sportsmen of different sex. The study showed that sport success is determined by the psychological characteristics that are partly similar, partly different^ for men and women. Great importance in achieving the high level of professionalism in sport has the ^ features that are masculine (except for "feminism" majors, in which athletic performance depends on the psychological femininity, for women - more and men - to a lesser extent).

Key words: sport, gender, vocational-important qualities, masculinity, femininity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.