Научная статья на тему 'Экологическая безопасность:понятие, проблемы и перспективы правового обеспечения'

Экологическая безопасность:понятие, проблемы и перспективы правового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8884
1252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВО / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тонков Е. Е., Туранин В. Ю.

В статье проводится анализ сущности понятия «экологическая безопасность», предлагается его авторская дефиниция, исследуются существующие проблемы правового обеспечения экологической безопасности в современной России и предлагаются возможные пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the essence of the concept of "environmental security" offered his definition of the author investigates the existing legal problems of environmental safety in modern Russia and possible ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Экологическая безопасность:понятие, проблемы и перспективы правового обеспечения»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ СеРия Философия. Социология. Право.

ЩШ 2015. № 2 (199). Выпуск 31

УДК 340.130.53, 349.6

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ1

Е.Е. ТОНКОВ 11 В.Ю. ТУРАНИН 21

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

1) e-mail: ETonkov@bsu.edu.ru

e-mail: Turanin@bsu.edu.ru

В статье проводится анализ сущности понятия «экологическая безопасность», предлагается его авторская дефиниция, исследуются существующие проблемы правового обеспечения экологической безопасности в современной России и предлагаются возможные пути их устранения.

Ключевые слова: экология, экологическая безопасность, право, правовое обеспечение.

Развитие современной России неразрывно связано с ростом промышленности, техники и наукоемких технологий, что актуализирует проблему обеспечения экологической безопасности. Отметим, что данная проблема имеет глобальные масштабы. Все чаще на государственном уровне звучат дискуссии по поводу совершенствования санитарных правил, очистки водоемов, вторичной переработки отходов, сохранения водных ресурсов. Постепенно приходит понимание того, что без сбережения природных богатств, контроля в экологической сфере невозможно формирование здоровой нации.

В этом контексте важно обратить внимание на само понятие «экологическая безопасность», проанализировать его существующие дефиниции и, возможно, попытаться представить свое понимание данной важнейшей правовой категории. Отметим, что в настоящее существует несколько подходов к трактовке экологической безопасности. Приведем лишь некоторые из них. К примеру, в Экологическом энциклопедическом словаре данное понятие определяется как «любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду»2. Отметим, что краткость этого определения, безусловно, оставляет нераскрытыми некоторые важные аспекты экологической безопасности. С точки зрения Н.Ф. Реймерса, экологическая безопасность - это: «1) совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству; 2) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово (может без серьезного ущерба адаптироваться) человечество»3. В Толковом словаре по охране природы определяется, что экологическая безопасность - это «положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения»4, в словаре «Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности», понятие «экологическая безопасность» трактуется как «состояние защищенности личности, общества и Государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф»5.

На законодательном уровне определение понятия «экологическая безопасность» сформулировано в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 1 данного закона, экологическая безопасность - это «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычай-

1 Статья подготовлена в рамках задания № 2014/420 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России, код проекта: 322.

2 Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь / И.И.Дедю. Кишинев, 1990. С.344.

3 Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы / Н.Ф.Реймер. - М., 1994. С.156.

4 Толковый словарь по охране природы. М., 1995. С.186.

5 Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Спб., 2001. С.133

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

ных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий»6. Обратим внимание и на определение данного понятия, которое содержится в Модельном законе об экологической безопасности, принятом на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 22-18 от 15 ноября 2003 года). В статье 1 данного Модельного закона определяется, что экологическая безопасность - это «система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени»7.

Проанализировав существующие научные и нормативные позиции, мы пришли к выводу, что понятие «экологическая безопасность» должно рассматриваться, прежде всего, в контексте национальной безопасности России. При этом, безусловно, мы нисколько не умаляем международный характер данного понятия. И все же, с точки зрения национальной безопасности, экологическую безопасность необходимо рассматривать как систему политических, правовых, экономических, технологических и организационных мер, направленных на формирование состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, в целях укрепления национальной безопасности Российской Федерации. С нашей точки зрения, существующее определение данного понятия в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» необходимо скорректировать в рамках предложенного нами варианта.

Обеспечение экологической безопасности должно являться ведущим трендом развития современной России. При этом безопасность в экологической сфере должна быть неразрывно связана с проводимой экономической, социальной, культурной, образовательной, идеологической политикой. В настоящее время становится все более актуальным вопрос: существует ли у правовых средств обеспечения экологической безопасности в современной России потенциал для развития? С нашей точки зрения, такой потенциал существует, но для его полноценного раскрытия необходима система новых организационно-правовых мер, основой реализации которых является совершенствование нормативно-правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Нарастающие проблемы экологической безопасности нашей страны приобретают огромное значение. На состояние экологической безопасности России негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие экологически неблагополучных регионов. Это усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов. Повышается стратегический риск исчерпания запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча многих стратегически важных полезных ископаемых. Для устранения данных угроз необходима, в том числе, и прочная юридическая основа.

Отметим, что общие положения рационального природопользования и охраны окружающей среды закреплены в статьях 9, 42, 58, 71 Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства от 31 августа 2002 г. № 1225-р8. В них изложены основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды, но нет плана действий и механизма его реализации. В связи с этим продолжается обсуждение вопросов разработ-

6 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.

7 Модельный закон об экологической безопасности, принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 22-18 от 15 ноября 2003 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/901898830 (дата обращения: 17.02.2015).

8 Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.09.2002, № 36, ст. 3510.

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

ки системы официальных документов, раскрывающих суть и последовательность государственной экологической политики.

В настоящее время приходится констатировать, что правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации все еще находится на стадии формирования. Исходя из нашего понимания экологической безопасности, считаем, сто сущность правового обеспечения экологической безопасности заключается в разработке и применении необходимых юридических средств для создания и реализации системы политических, правовых, экономических, технологических и организационных мер, направленных на формирование состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, в целях укрепления национальной безопасности Российской Федерации.

Раскрытию потенциала правового обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации мешает, в том числе, и слабая стратегическая проработка решений основных экологических вопросов. Следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства. Составной частью провозглашенных гражданских прав является право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом право на благоприятную окружающую среду - это фундаментальное право, обеспечивающее достойное качество жизни населения. Составляющим элементом реализации данного права является обеспечение экологической безопасности, основанное на соблюдении правил рационального природопользования и охраны окружающей среды. Однако рациональное природопользование и охрана окружающей среды должны рассматриваться не только как способы реализации субъективных экологических прав, но и как неотъемлемые части национальной безопасности. В этой связи, особую актуальность приобретает совершенствование нормативно-правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, заключающееся в формировании эффективной системы правовых актов, регулирующих данные отношения. Вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды в последнее время активно обсуждаются в российском научном сообществе, однако практические (нормативные) решения в указанной сфере не имеют четко выраженного системного характера. Именно поэтому в статье 9 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года определяется, что одной из основных задач государственной политики в области экологического развития является совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической без-опасности9.

В этой связи, для обеспечения экологической безопасности России необходимо использование определенной совокупности новых эффективных юридических средств. Прежде всего, следует разработать ответственный и долгосрочный Национальный план действий в области рационального природопользования и охраны окружающей среды на период до 2030 года, в котором необходимо представить:

- результаты анализа состояния окружающей природной среды и государственной экологической политики;

- концепцию совершенствования экологической политики Российской Федерации.

Без его принятия любые отдельные достижения в области обеспечения экологической безопасности будут ненадежны. Определить степень их достаточности невозможно без соотношения со всей картиной экономического роста и социального развития страны.

Кроме этого, необходимо разработать базисный правовой акт в сфере рационального природопользования - Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в тексте которой следует отразить:

9 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Документ опубликован не был. При поиске использовалась СПС «Консультант Плюс».

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

- результаты анализа состояния системы экологической безопасности Российской Федерации;

- цель, основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

- основные направления и механизмы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

- ожидаемые социально-экономические, политические и правовые результаты от реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации.

Отметим, что в настоящее время назрела и необходимость систематизации экологического законодательства, которая должна быть осуществлена, в первую очередь, в форме кодификации. Экологическое законодательство не имеет своего правового «ядра» - единого кодифицированного акта, на основе и в развитие которого можно было бы формировать стройную нормативную систему, регулирующую экологические отношения, определяющую экологическую безопасность государства. В этой связи, актуальным юридическим трендом является разработка и последующее принятие Экологического кодекса Российской Федерации. Отметим, что такая практика активно существует в европейских странах, примером здесь может служить Экологический кодекс Франции.

Таким образом, в настоящее время необходим новый взгляд на содержание понятия «экологическая безопасность», основанный на его раскрытии с позиции национальной безопасности России. Кроме этого, нужна оптимизация правового обеспечения экологической безопасности на основе совершенствования нормативно-правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Это позволит сформировать условия для сохранения и защиты окружающей природной среды, ликвидации негативных экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности российского общества и государства.

1. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь [Текст] / И.И.Дедю. - Кишинев, 1990. - 406 с.

2. Модельный закон об экологической безопасности, принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 22-18 от 15 ноября 2003 года) [Текст] // URL: http://docs.cntd.ru/document/90i898830 (дата обращения: 17.02.2015).

3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Текст] / / Документ опубликован не был. При поиске использовалась СПС «Консультант Плюс».

4. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» [Текст] / / Собрание законодательства РФ, 09.09.2002, № 36, ст. 3510.

5. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы [Текст] / Н.Ф.Реймер. - М., 1994. - 367 с.

6. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности [Текст]. - Спб., 2001. - 136 с.

7. Толковый словарь по охране природы [Текст]. - М., 1995. - 191 с.

8. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.

ENVIRONMENTAL SECURITY: CONCEPTS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF LEGAL SUPPORT

Список литературы

The article analyzes the essence of the concept of "environmental security" offered his definition of the author investigates the existing legal problems of environmental safety in modern Russia and possible ways to overcome them.

Key words: ecology, environmental security, law, legal support.

1) e-mail: ETonkov@bsu.edu.ru

e-mail: Turanin@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.