Научная статья на тему '«Его испепелял талант. . . » (о жизни и смерти В. М. Шукшина)'

«Его испепелял талант. . . » (о жизни и смерти В. М. Шукшина) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
676
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М.ШУКШИН / НЕНАСИЛЬСТВЕННАЯ / НАСИЛЬСТВЕННАЯ СМЕРТЬ / ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА / V.M. SHUKSHIN / NONVIOLENT / A VIOLENT DEATH / AN ISCHEMIC HEART DISEASE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неделько Н. Ф.

35 лет назад закончилась земная жизнь В.М.Шукшина. Он, как метеор, пронесся над горизонтом и ворвался в «плотные слои атмосферы» всего нашего искусства, и также стремительно оборвался его полет в человеческом мироздании. В статье анализируются нелепые и абсурдные версии о насильственной смерти большого художника. Отдается предпочтение официальной версии смерти В.Шукшина от заболевания ишемической болезни сердца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«He was incinerated by talent...» about life and death of V.M. Shukshin

A 35 years ago terrestrial life of V.M. Shukshin has ended. He, as a meteor, was carried by over horizon and has rushed into «atmosphere dense beds» all our art, and also his fl ight in a human universe has promptly broken. In the article ridiculous and absurd versions about a violent death of the great artist are analyzed. Th e preference of the offi cial version V. Shukshin death from disease an ischemic heart trouble is given.

Текст научной работы на тему ««Его испепелял талант. . . » (о жизни и смерти В. М. Шукшина)»

Сибирский медицинский журнал, 2010, № 2

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© НЕДЕЛЬКО Н.Ф. — 2010

«ЕГО ИСПЕПЕЛЯЛ ТАЛАНТ...» (О ЖИЗНИ И СМЕРТИ В.М.ШУКШИНА)

Н.Ф. Неделько

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В.Малов, кафедра судебной медицины, зав. — д.м.н., проф. Ю.С. Исаев)

Резюме. 35 лет назад закончилась земная жизнь В.М.Шукшина. Он, как метеор, пронесся над горизонтом и ворвался в «плотные слои атмосферы» всего нашего искусства, и также стремительно оборвался его полет в человеческом мироздании. В статье анализируются нелепые и абсурдные версии о насильственной смерти большого художника. Отдается предпочтение официальной версии — смерти В.Шукшина от заболевания — ишемической болезни сердца.

Ключевые слова: В.М.Шукшин, ненасильственная, насильственная смерть, ишемическая болезнь сердца.

«HE WAS INCINERATED BY TALENT...» ABOUT LIFE AND DEATH OF V.M. SHUKSHIN

N.F. Nedelko (Irkutsk State Medical University)

Summary. A 35 years ago terrestrial life of V.M. Shukshin has ended. He, as a meteor, was carried by over horizon and has rushed into «atmosphere dense beds» all our art, and also his flight in a human universe has promptly broken. In the article ridiculous and absurd versions about a violent death of the great artist are analyzed. The preference of the official version — V Shukshin death from disease — an ischemic heart trouble is given.

Key words: V.M. Shukshin, nonviolent, a violent death, an ischemic heart disease.

«...Шукшин останется нашей совестью. Он не мог жить «со стороны», он сгорал в каждом созданном им образе, сердце было болеющее, ранимое. Оставил на земле «незримый, долгий след», завещал любить правду, выискивать и обретать ее в нашей духовной жизни».

Г.Бурков

по-другому. Эта шукшинская способность, инаковость вызывала, с одной стороны, восхищение, но одновременно — и страшную зависть, ревность коллег [24].

От цензуры Шукшин страдал, как никто другой. Мало кто знает, что после первого успешного фильма «Живет такой парень» следующей постановкой Шукшина должна была стать «Точка зрения. Сказка о пессимисте и оптимисте». В этом ярком сатирическом произведении он бичевал штампованную мертвую мысль, которая уродовала и деформировала жизнь. Это был хоть и глубоко зашифрованный, но все-таки серьезный выпад против советской идеологии. Сценарий зарубили самым беспощадным образом коллеги — кинематографисты [24].

Главный замысел, который Шукшин вынашивал с первых же лет работы в кино, — это фильм о «Степане Разине». Он буквально «болел» им. Г.Бурков, друг Шукшина писал: «Казалось, его разорвет от той могучей силы энергии души, таланта, которая скопилась и готова выплеснуться наружу, воплотиться в фильме» [5].

Рассчитывая на административную помощь Бондарчука, Шукшин согласился играть роль солдата-бронебойщика Лопахина в его фильме по роману М.Шолохова «Они сражались за Родину». Как актеру ему вовсе не хотелось сниматься. Но Бондарчук поставил условие: сначала фильм, а потом Степан Разин.

«Разин для меня — вся жизнь!» — скажет однажды Шукшин.

У Шукшина много было недоброжелателей и врагов. Коллеги по киноискусству не могли простить сибирскому мужику в кирзовых сапогах, что заставил потесниться всех их, имеющих лауреатов, маститых, забронзове-лых. Они гнобили Шукшина все годы. Писали «наверх» разгромные закрытые рецензии. По их рекомендации

В этом году 25 июля исполнилось бы 80 лет со дня рождения одного из наиболее ярких деятелей отечественной культуры — Василия Макаровича Шукшина. В этой необыкновенной, уникальной личности органически сочетался многогранный талант блестящего актера, писателя, режиссера и сценариста. При чем во всех сферах своей деятельности Василий Макарович смог добиться выдающихся успехов: фильмы с его участием пользуются неизменным успехом у телезрителей, рассказы включены в школьную программу, режиссерские работы [прежде всего «Калина красная» и «Печки-лавочки»] стали классикой кинематографа.

Во ВГИК Шукшин пришел Василием Шукшиным и всю свою жизнь оставался самим собой. В какие бы условия не ставила его судьба, Шукшин оставался Шукшиным. Как отмечал С.Бондарчук [4], «Его коренной чертой было первородство, которое необычайно редко встречается».

У него [Шукшина — Н.Н.] была мощная корневая система, она питала его и сделала тем, кем он стал: Шукшиным... » — писал М.Ульянов.

Важной чертой таланта Шукшина, — как говорил С.Герасимов, — это было «единство дарований».

В.Шукшин всегда был неким перпендикуляром к столичной кинематографической жизни, что вызывало очень серьезный конфликт, — рассказывает В.Фомин, историк кино, сотрудник НИИ киноискусства. — Московская тусовка уже тогда была прозападной, а Шукшин был ярким патриотом, человеком от земли, от народа. Еще до поступления во ВГИК он прошел такие университеты — работал в колхозе, на стройке, служил на флоте, был учителем, стал секретарем райкома комсомола... Шукшин чувствовал себя в Москве изгоем. Он и говорил, и писал, и думал, и переживал происходящее

«безбожно кастрировали» «Печки-лавочки», «Калину красную». В 1971 г они предали Шукшина и поставили крест на мечте всей жизни Шукшина — картине «Степан Разин».

Ю.Скоп [18] рассказывает, что С.Герасимов заспин-но поставил подножку Шукшину, убийственно понятно сформулировал для ЦК КПСС расстрельный приговор главной работе выдающегося русского мастера. Он — художественный руководитель и неформальный царь и бог Киностудии им. Горького — сообщил на Старую площадь, что Разин в вульгарной трактовке Шукшина разрушает привычный советскому народу стереотип атамана-разбойника и позволит воспринимать его как сознательного бунтаря против государственной власти.

Фильм «Степан Разин» запускался дважды. И каждый раз постановку запрещали: слишком необычный и опасный был замысел — открытый призыв к бунту, к восстанию. Разина зарубина не цензура Госкино, а коллеги Шукшина — С.Ростоцкий, Т.Лиознова, директор студии Г.Бритиков, которые считали фильм слишком кровавым, а фигуру самого Разина — дегероизирован-ной [24].

С.Викулов [6] восхищался удивительной работоспособности и, главное, творческой результативности Шукшина, потому что она просто не укладывалась в представление обычных человеческих возможностей. Шукшин одновременно снимался в кино, писал сценарии, «пробивал» их на студии, подбирал актеров, сам ставил фильмы и сам же играл в них главные роли... Но вместе с восхищением иногда в наших разговорах проскальзывала еще неосознанная по всей грозной неотвратимости тревога: «Ведь он же просто горит, а не живет...». Тем более, что мы знали: здоровье у него неважное.

Ссылаясь на авторитет секретаря Союза кинематографистов Марьямова, зам. Директора Дома кино Лось заявил мне [А.Заболоцкому, — Н.Н.] лично, что здоровье у Шукшина было на волоске, что врачи знали — жить ему недолго [3].

Во время съемок фильма Бондарчука Шукшин переутомлен был сверх всякой меры. Днем снимался в знойных, прокаленных солнцем донских степях, в условиях максимально приближенных к боевой обстановке, а по ночам, работая над рукописью, много курил и поглощал кофе в неимоверных количествах. Таким образом, как отмечал Шукшин, он «угнетал себя до гения». Съемки его выматывали. Таскать противотанковое ружье было не под силу даже земляку А.Ванину. Шукшин сетовал: «съемки тяжелые в такую жару, да и каюта давит своими стенками — воздуха не хватает».

Во время перерыва между съемками, сидя в гримерной, Шукшин стал что-то рисовать гримом на сигаретной пачке. «Что это ты рисуешь?» — спросил Бурков. «Да вот видишь, — показал он. — Горы, дождь, облака, ... в общем, похороны». Бурков отругал друга и отнял пачку со страшным рисунком. По другим данным, Шукшин ответил, что он нарисовал... «Смерть в тумане».

Как и все по-настоящему талантливые люди, Шукшин вечно сомневался в себе. Незадолго до смерти он писал: «Никогда, ни разу в своей жизни, я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо и плохо. Хорошо — не позволил сшибить себя; плохо — начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками... Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения... Ничего, болезнь не так уж и страшит: какое-то время можно будет идти на карачках». Надо только представить, какие разрушающие страсти кипели в надорванной непосильной работой душе Шукшина, которые привели его к преждевременной смерти.

В письме родной сестре Наталье на смерть ее мужа Шукшин писал: «...Таля, как глубоко содрогнулось мое сердце твоим горем, как неповторимо я почуял дыхание смерти. Я глубоко и сразу понял вдруг, что смерть — это дело всех нас... То ли жизнь глупа, то ли мы еще не со-

всем поняли ее истинного смысла — горько... Живые должны жить... Мертвых на земле больше, чем живых. И если нам подчиниться закону мертвых, то надо складывать руки, и спокойно уходить из жизни. Но живые диктуют нам свой закон — живи!... Мы все где-то ищем спасения... Мое — в славе. Я ее, славу, упорно добиваюсь. Я добьюсь ее, если не умру раньше... Я хочу, чтобы меня похоронили на нашей горе... по-русски, с отпеванием, с причитаниями...».

Как отмечает Е.Черносвитов [23], через душу и боль Шукшина прошли слова этого письма. Смерть — удел, смерть — спасение, смерть — слава... и суета сует. А главное — любовь к матери, родине, земле, крови своей, народу. Любовь русского и по-русски. И смерть тоже... по-русски.

Думал ли Шукшин, что эти напряженные, до предела насыщенные творчеством дни и ночи, когда он снимался в фильме у Бондарчука — последние?

Вот его рабочие записи: «Силы, силы уходят. Не думал, что это когда-нибудь произойдет со мной. Ужасно грустно. В башке полно замыслов». «Я — сын, я — брат, я — отец... Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно — уходить». «И что же смерть? А листья зеленые. [И чернила зеленые]».

Скорее всего, Шукшин думал вообще о постижении смысла жизни и смерти, об умирании как таинстве, но не думал умереть так скоро. Но и на долгую жизнь не рассчитывал. Он чувствовал приближение роковой черты — своей смерти. Отсюда — неуемная жажда работать не покладая рук, не жалея себя. Он загонял себя. Самосжигал. Саморазрушал..

«Все искушения гашу работой», — говорил Шукшин. Рассвет его не сваливал в кровать: кофе и сигареты, и вперед!

В последнее время Шукшина не покидало предчувствие смерти. Он был уверен, что мужчины его рода умерли не своей смертью. У него были все основания предполагать, что его собственная смерть тоже будет внезапной и непредсказуемой. Отправляясь на съемки фильма у Бондарчука, он очень переживал — только бы вернуться домой... Не вернулся.

В.Шукшин не был суеверным человеком. Однако 1 октября, в его последний вечер, произошел такой случай. Он с друзьями — актерами поехал в баню к станичнику П.Захарову. Въезжая на машине во двор, они случайно задавили кота хозяина. Шукшин расстроился: «Не к добру это. Должно быть горе какое-то приключится». Как оказалось, он был прав... Ночью и грянуло несчастье, больно поразившее всю Россию.

П.Захаров вспоминает, что в последний раз Шукшин приехал с Н.Губенко и Бурковым. Василий Макарович парился мало. Я спросил его: «Чего так?». А он: «Мочи нет». В этот вечер артисты матч футбольный смотрели... Шукшин попросил по пути на теплоход заехать на почту. Домой звонил, не дозвонился, в машину вернулся расстроенный... К часу ночи добрались до теплохода [21].

«В последний вечер выглядел [Шукшин, — Н.Н.] усталым, вялым. Все не хотел уходить из моей каюты — жаждал выговориться. Вдруг замолкал надолго...», вспоминал Бурков [9].

Так вышло, что Г.Бурков был последним, кто видел Шукшина живым, и первым, кто видел его мертвым. Вот, что он рассказывал кинооператору А.Заболоцкому: «Вечером в бане были. Посидели у кого-то из местных в доме... Кошку задавили... Тягостно было. В каюте кофе попили. Поговорили, поздно разошлись. В 4-5 часов утра мне что-то не спалось, я вышел в коридор, там Макарыч стоит, держится за сердце [первый приступ стенокардии. — Н.Н.]. Спрашиваю: «Что с тобой?» — «Да вот режет сердце, валидол уже не помогает. Режет и режет...Нет ли у тебя чего покрепче валидола?. Стал я искать, фельдшерицы нет на месте, в город уехала... нашлись у кого-то капли Зенленина. Он налил их без меры, сглотнул, воды выпил и ушел... Утром на послед-

нюю досъемку ждут. Нет и нет, уже 11 часов, — в 12-м зашли к нему, а он на спине лежит, не шевелится» [3].

В то же время своему другу А.Панкратову-Черному, Бурков поведал совершенно другую историю: «Жора Бурков, — говорил мне, что он не верит в то, что Шукшин умер своей смертью. Василий Макарович и Жора в ту ночь стояли на палубе, разговаривали, и так получилось, что после этого разговора Шукшин прожил всего 15 минут [?. — Н.Н.]. Василий Макарович ушел к себе в каюту веселым, жизнерадостным... Потом Бурков рассказывал, что в каюте чувствовался запах корицы, который бывает, когда пускают особый «инфарктный» газ...» [13, 22]. Бурков просил друга обнародовать эти сведения только после его смерти.

Ю.Соловьев [19], который за Шукшина доигрывал роль Лопахина, в своих воспоминаниях ссылается на слова вахтенного матроса. К нему перед утром спустился Шукшин, и спросил, нет ли у него чего-нибудь от сердца. Был валидол. «Мне валидол уже не помогает», — грустно сказал ему Шукшин, но взял то, что было, вернулся в каюту...

Т.Пономарева [16] в своей книге приводит следующий факт: «Ночью крик — Светка — помреж завопила... Вбежали мы в каюту, а он [Шукшин. — Н.Н.] лежит... рубаха чуть расстегнута на груди, рукой за сердце держится...».

В.Белов [3] вспоминал, что через несколько лет судебно-медицинский эксперт объяснил мне шукшинскую смерть именно стенокардией, а еще... злоупотреблением кофе...

Н.Дранников, председатель Волгоградского филиала Центра В.М.Шукшина, житель станицы Клетской вспоминал, что в качестве понятой следователем Клетской прокуратуры В.Марахтановым была приглашена бывшая партизанка Е.Я.Платонова. Она рассказывала, что когда они приехали на «Дунай», все в каюте было разбросано... А сам Шукшин лежал скорчившись... А еще вызывают подозрение у станичников чистые сапоги... Кто и зачем смыл меловую пыль с сапог, гадают наши казаки [21].

Т.Пономарева [16], С.Хрусталева [21] приводят весьма «интересные» факты, противоречащие рассказу Дранникова. Приехала убитая трагическим известием понятая Платонова со следователем на теплоход. Зашли в каюту. «Василь Макаровича я там не увидела, — вспоминала понятая. — На столе рукопись лежала... между листов фотографии детей и жены Шукшина».

Позже было установлено, что Платонову завели совсем в другую каюту. Спрашивается, зачем понадобилась следователю такая подмена обстоятельств происшествия? Ответа нет.

Л.Федосеева-Шукшина [в 1976 г в память о своем муже она выполнила обещание и поменяла фамилию и стала Шукшиной.-Н.Н.]ссылается на посмертные фотографии, на которых Шукшин лежит, будто спит. Но есть и другие фотографии в музее киностудии им. Горького, директором которого является М.Волоцкий. На этих фотографиях он распластан. Тело Шукшина сброшено на пол [? — Н.Н.], в каюте настоящий беспорядок, все перерыто. И огромное темное пятно на правой половине лица [14, 25].

Об этих же фотографиях упоминает и М.Шукшина. На одной из них Шукшин лежит на кровати: умер во сне, остановилось сердце, на второй — он стоит на коленях перед кроватью, голова упала на руки. «Я всегда жила мыслью, что папа умер из-за болезни сердца, поскольку курил, пил в больших количествах кофе и много работал» — заявляет дочь Шукшина [20].

Об этих же посмертных фотографиях упоминает Дранников, Хрусталева[21] Пономарева [16], Заболоцкий [3].

А.Заболоцкий [3] в своих воспоминаниях приводит весьма важную и содержательную информацию какого-то неизвестного ему Алексея: «...Мы группа эвакуации прибыли в начале 4-го и должны были перевезти

тело Шукшина в Волгоград. Уже на «Дунае» нам велено было оставить его в каюте до приезда врачей. Он лежал ничком [лицом вниз. — Н.Н.] поперек койки. Мы положили его нормально, сняв верхнюю одежду и сапоги. Тело было полуокоченевшее... закрыли его одеялом, а сапоги и тапочки поставили там, где они стоят на снимках, опубликованных в печати и в вашей книге [в книге

A.Заболоцкого. — Н.Н.].

Исходя из этой информации следует, что Шукшин после первого сердечного приступа, после приема валидола и капель Зеленина каким-то образом оказался в каюте в одежде, лежащим на кровати лицом вниз [по-видимому, у него был второй приступ стенокардии. — Н.Н.]. Вот поэтому правая половина лица, передняя поверхность туловища располагались поперек кровати, кисти рук около лица или под ним, коленные суставы касались пола. Это подтверждается свидетельствами Л.Шукшиной [огромное темное пятно на лице], М.Шукшиной [папа стоит на коленях перед кроватью, голова упала на руки...], Н.Дранникова [Шукшин стоит на коленях перед кроватью, голова упала на руки... ] и др.

Таким образом, судя по посмертным фотографиям, «до приезда врачей» [обычно на место обнаружения трупа выезжает один судебно-медицинский эксперт или врач-эксперт. Об этом почему-то во всех доступных нам источниках не упоминается] Шукшин был сфотографирован в той позе, которую мы описали выше. Затем его раздели и положили нормально, т.е. на спину, укрыв простыней и одеялом. И снова сфотографировали.

На фотографиях опубликованных в книге Заболоцкого, в газете «Жизнь», в газете «Комсомольская правда» и др., Шукшин изображен не сразу [как отмечают Н.Мурга и И.Акимов] после того, как его обнаружили мертвым, лежащим поперек кровати в одежде и сапогах, а после того, когда его раздели, сняли сапоги и положили на кровать.

На этих фотографиях Шукшин лежит [как бы спит] на кровати на спине, левая половина лица покоится на подушке, руки согнуты в локтевых суставах, кисти и предплечья расположены на груди.

Что касается сапог, то получается, что Шукшин не снимал с себя сапоги и не занимался чисткой их, а с него [мертвого] сняли их и поставили на то место, где они зафиксированы на снимке.

По поводу огромного пятна на лице следует отметить, что оно с судебно-медицинской точки зрения, скорее всего, является результатом посмертных изменений трупа. Во всяком случае, это не результат травмы, т.к. в «Заключении эксперта» экспертами отмечено, что каких-либо повреждений при исследовании трупа не обнаружено.

Учитывая факты, изложенные основным свидетелем Бурковым, а также вахтенным матросом, помощником режиссера, неизвестным человеком по имени Алексей и посмертные фотографии, нам представляется возможным реконструировать обстоятельства происшествия и смерти Шукшина на теплоходе «Дунай».

В ночь с 1 на 2 октября съемочная группа отмечала присуждение очередной Государственной премии

B.Тихонову. Это единственное, в чем сходятся все свидетели той трагической ночи. В остальном все рассказывают о последних часах жизни Шукшина по-разному. Одни говорили, что Шукшин из станицы добрался до теплохода к часу ночи. Затем со всеми смотрел хоккей. Трансляция матча закончилась очень поздно. После этого пили кофе с Бурковым. По другим данным, Шукшин рано вернулся из станицы, закрылся в своей каюте, подальше «от соблазна» — все знали, что он не пьет.

Ночью Шукшин, по-видимому, работал над рукописью, как всегда курил и пил кофе. В это время у него внезапно возник сердечный приступ [острый приступ стенокардии — состояние, связанное с коронарной недостаточностью в виде острой ишемии миокарда и выражающейся приступом болей за грудиной. — Н.Н.]. Он принимает валидол, но он ему не снимает боли в

области сердца [наличие валидола у Шукшина, по-видимому, свидетельствует о том, что и ранее подобные приступы были у него. — Н.Н.]. Тогда он, держась рукой за левую половину груди, выходит на палубу и спускается к вахтенному матросу, прося его о помощи... Затем Шукшин встречается с Бурковым на палубе, жалуется ему на загрудинные боли [очень жаль, что в то время не было врача или фельдшера, который бы снял приступ нитроглицерином, измерил АД, ввел внутривенно необходимые препараты. — Н.Н.].Нашли где-то капли Зеленина и дали Шукшину [эти капли применяют при нарушениях сердечной деятельности невротического характера, сопровождающиеся брадикардией (замедлением ритма сокращения сердца). — Н.Н.].

Затем все происходило, по-видимому, так как описывает В.Коробов [11,12]. Зашли в каюту Шукшина. — «Знаешь, — сказал Василий Макарович, — я сейчас в книге воспоминаний о Некрасове прочитал, как трудно и долго помирал, сам просил у Бога смерти...». Бурков предложил другу остаться у него. Шукшин посмотрел на вторую кровать, заваленную книгами, бумагами, вещами, и сказал Буркову, чтобы он шел спать, отказываясь от его предложения.

Проснулся Бурков часов в 10. Зашел в каюту Шукшина, который лежал на левом боку [здесь просматривается явное противоречие в отношении позы умершего Шукшина, о чем мы упоминали выше. — Н.Н.]. Что-то в его позе показалось Буркову «не таким». Но он прогнал от себя нехорошую мысль. Взял заварку и вышел. Подойдя вновь будить Шукшина, Георгий заметил, что он лежит в той же позе... Бурков легонько дотронулся до него и ощутил неестественный холодок. Он уже все понял, но не хотел и не мог понимать... Вышел на палубу и встретил Н.Губенко. Он вошел в каюту, стал будить Шукшина, пытаясь нащупать пульс. Шукшин был мертв.

Как известно, тело Шукшина было доставлено в Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы [ВОБСМЭ], где ассистентом кафедры судебной медицины П.Е. Шиковым и судебно-медицинским экспертом А.Ф. Никулиным в присутствии студентов было произведено исследование трупа.

Врачами была установлена категория [ненасильственная смерть] и причина смерти — острая сердечнососудистая недостаточность. Люди, не сведущие в судебной медицине, ссылаясь на этих же врачей, впоследствии говорили уже о другой причине смерти — «табачная и кофейная интоксикация».

Эксперты, которые исследовали сердце Шукшина, констатировали, что оно было полностью изношено [болезненно изменено. — Н.Н.]. Это было сердце столетнего старика. С таким сердцем он должен был умереть в 40, а не в 45 лет.

Несвоевременный уход из жизни великого художника на пике популярности породил множество версий, слухов, вымыслов о причине, категории и роде смерти Шукшина.

Как отмечает Т.Пономарева [16], на вскрытие В.Шукшина специально из Москвы прилетел профессор Г.Г.Автандилов и все материалы забрал с собой в столицу.

Мы связались с профессором [письмо от Г.Автандилова находится в архиве автора.- Н.Н.]. Оказывается, что он никакого отношения не имел к исследованию тела Шукшина и в то время находился в Москве.

Н.Мурга, И.Акимов [15]отмечают, что почти никто из близких не верит, что Шукшин умер естественной смертью. С судебно-медицинской точки зрения естественная, физиологическая смерть наступает от старческой дряхлости либо физического или физиологического недоразвития. Естественная смерть, наступающая в качестве закономерного исхода прожитой жизни, встречаются очень редко. Так, что понятие «естественная смерть» к обстоятельствам смерти Шукшина неприемлемо.

Спустя 22 года после смерти В.Шукшина Л.Шукшина в интервью «желтой газете» впервые делает сенсационное заявление: «Я уверена: в ту ночь произошло убийство». Одновременно это ее утверждение прозвучало в телевизионной передаче «Момент истины». При этом она ссылается на список родственников мужа, которые погибли насильственной смертью, на огромное темное пятно на его лице, на якобы помытые кем-то сапоги, которые были расположены не на том месте, на «бардак», «хаос», «беспорядок» в каюте.

Накануне 80-летнего юбилея В.Шукшина Л.Шукшина вновь смело заявляет, что ее мужа убили. Ей вторит дочь Маша: «Я уверена, что отца убили».

В окружении семьи Л.Шукшиной [за исключением О.Шукшиной. — Н.Н.] поговаривают, что она и ее дочь задумываются об эксгумации останков Шукшина [15].

После смерти В.Шукшина, — как отмечает Л.Шукшина, — ей было не до расследований [ей тогда многие говорили, что произошло убийство], она сама оказалась на краю смерти и даже подумывала о самоубийстве. Потом хотела постричься в монахини. Только дети остановили...

Но это было тогда, давно. А почему же она в настоящее время, не ознакомившись с материалами дела по факту смерти Шукшина [с протоколом осмотра места происшествия, с «Заключением эксперта», с результатами дополнительных исследований] делает такие опрометчивые, бездоказательные выводы об убийстве своего мужа? Ведь она имела и имеет законное право через следователя ознакомиться с этими документами.

В интервью А.Заозерской [7] младшая дочь Шукшина Ольга по поводу версий о насильственной смерти своего отца отвечает: «К сожалению тема об убийстве В.Шукшина эксплуатируется в желтых изданиях, и это скверно. Хуже всего, что к ней причастны и близкие люди Василия Макаровича. Я слышала много предположений — кому помешал Шукшин и как его «убрали», но от них у меня только болит голова... Но я буду бороться с теми людьми, которые на смерти Шукшина начнут делать сенсацию».

Как отмечает Л.Шукшина, В.Шукшин никогда не жаловался на сердце. Перед съемками фильма Бондарчук устроил его на обследование в самую лучшую клиническую больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. При этом она ссылается на электрокардиограммы [ЭКГ], которые хранятся у нее. «Там все слава Богу» [3, 15, 25].

По поводу ЭКГ вообще следует сказать, что показания ее действительны лишь на момент исследования, а не в динамике. ЭКГ покоя достоверно отражает частоту сердечных сокращений, но не позволяет диагностировать общее функциональное состояние сердца. Даже в момент инфаркта миокарда ЭКГ покоя может быть нормальной. Гораздо информативнее ЭКГ с нагрузкой, а также УЗИ сердца, при этом врач может диагностировать патологические изменения миокарда, клапанов сердца и сосудов, распознать признаки сердечной недостаточности и т.д. Современное оборудование позволяет разглядеть проблемы, связанные с сердцем, в самом зачатке, на стадии предболезни. К сожалению, по-видимому, комплекс этих исследований у Шукшина не был проведен, и врачи сказали ему: «Сердце у тебя крепкое, пока кофе пей, а курить лучше бросай»!

Следует также не забывать, что по своей натуре Шукшин был страдающим, все близко принимающим к сердцу и переживающим в себе одиноким человеком. Не зря его современники говорили, что «Шукшин — обнаженная справедливость!», у Шукшина действительно «больная душа!».

После смерти В.Шукшина недоброжелатели пытались опорочить его имя, ссылаясь на то, что он злоупотреблял алкоголем. Но его жена, друзья и коллеги утверждают: хотя в молодости Шукшин «добре поддавал», но в последние 8 лет бросил пить раз и навсегда.

Причем произошло это после того, как он в нетрез-

вом виде чуть не потерял дочку Машеньку, и после разговора с доктором, который лечил С.Есенина. Тогда он дал клятву — не пить. Шукшин умел брать себя в руки в схватке с «зеленым змием». Все, что касалось семьи, детей, было для него свято.

В.Шукшин говорил: «Только сам я без лекарств, кузнец своего тела. Надо обуздать себя». Причем относился к этому весьма серьезно, не давая себе ни малейших поблажек. Даже будучи в Чехословакии, не попробовал знаменитого пражского пива. А в гостях у Шолохова не выпил, когда хозяин дома поднял тост в его честь. Шолохов тогда очень обиделся на Шукшина.

О своем отце вспоминает его дочь Маша: «Папа очень сильно пил. Когда отец напивался, его иногда по три дня не могли найти... Из-за алкоголя в нем пробуждалась ужасная агрессия, он часто дрался на улице. Исход был один — папа оказывался в кутузке. Его учитель М.Ромм частенько его вызволял. Но после моего рождения папа ни грамма, ни на один праздник не пил.

Так сильно нас любил» [1].

В настоящее время существуют две версии о смерти

В.Шукшина: первая — официальная и общепринятая, утверждающая, что смерть писателя наступила от заболевания, и вторая — отравление его «инфарктным» газом [убийство].

Первым кто заговорил об убийстве [отравлении] Шукшина был Бурков. И тут же по стране поползли слухи и вымыслы о насильственной смерти писателя.

А.Заболоцкий [3] неоднократно просил Буркова рассказать ему о последней встрече с Шукшиным. При этом он постоянно нервничал, и всякий раз излагал совершенно другой ход событий. Он уклонялся, чего-то не договаривал... А может быть он кого-то боялся?

Общественность не восприняла всерьез версию Буркова, рассказанную им Панкратову-Черному. Ну кто же поверит человеку, который способен так выдумывать и менять свои «показания»; к тому же всем было известно, что Георгий крепко пил. А на вечерах памяти Шукшина он обычно упивался вусмерть.

Загадочных моментов, а вместе с тем и слухов, составляющих тайну смерти Шукшина, известно предостаточно. Но нет объективных объяснений ни одного из них. Все они лишены каких-либо обоснованных выводов, голословны, сенсационны, выдуманные.

А.Заболоцкий [3] упоминает об одном композиторе [почему он не называет его фамилию, остается только гадать. — Н.Н.], который напористо шел на контакт с Шукшиным. Сделав провокационный шаг, он дал ему почитать «Протоколы сионских мудрецов». Улетая на последнюю досъемку в станицу Клетскую, Шукшин оставил их мне с условием — читать и помалкивать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим писатель В.Зорин [8] допускает, что «некто» в ту ночь искал эти «протоколы» в каюте Шукшина. Не найдя их, он ударил спящего писателя...

На наш взгляд, это совершенно бредовая выдумка, которая не подтверждается никакими фактами, тем более результатами исследования тела Шукшина.

Как вспоминает М.Шукшина [21] Бурков ей рассказывал, что за несколько дней до смерти Шукшина на палубе теплохода появился какой-то незнакомый человек.

И никто не знал, откуда он и с какой целью шляется по кораблю. А исчез он сразу после смерти писателя.

Л.Шукшина [16] также рассказывала, что видела этого человека, который буквально «пас» Шукшина в Москве. Потом он вдруг появился на теплоходе. Она не может до сих пор простить Бондарчуку, что он знал, кто этот человек, откуда появился, но так и не сказал ничего...

Киновед Ф.Раззаков [26]приводит весьма интересную информацию о Бондарчуке. Он был уверен, что Шукшина убили «инфарктным» газом, который неизвестные запустили в его каюту [в приватных разговорах Бондарчук говорил следующее: «Васю убили, и я даже знаю, кто это сделал»]. Кто были эти неизвестные, не называлось, но сведущие люди догадывались, что ими вполне могли быть... представители прозападной группировки из властных структур.

Писатель В.Белов [3] безапелляционно заявляет, что зловещих признаков отравления Шукшина имелось много. При этом он ссылается на «показания» Буркова.

В связи с этим следует вспомнить, что Белов еще в 1989 г. приложил руку к «расследованию» и предложил развеять настоящие факты о трагическом уходе из жизни [самоубийстве] великого русского поэта С.Есенина. Ему первому пришла в голову бредовая мысль — что «пора снять с него клевету о самоубийстве». В интервью одной из газет Белов заявил: «Я утверждал и утверждаю, что Есенин был убит... » Очень жаль, что Белова поддержали писатель В.Г.Распутин и художник И.С.Глазунов.

Что касается «зловещих признаков отравления» у В.Шукшина, как заявляет Белов, то по нашему мнению, это обычная голословная словесная манипуляция «специалиста», не сведущего в области токсикологии. С судебно-медицинской точки зрения это можно назвать одним словом — бред. Такого рода писания гораздо легче находят дорогу к читателям «желтой прессы».

В.Шукшин, дескать, водки напился и потом в бане угорел... [версия — отравление угарным газом]; Шукшин умер из-за тромба в ноге, который распарил перед этим в бане [версия — тромбоэмболия легочных артерий]; сердце у Шукшина остановилось от... испуга, когда он увидел ночью лицо преследователя [?. — Н.Н.], припавшего к стеклу его каюты; стрельба из газового оружия во время «потасовки» в каюте между Шукшиным, Бурковым и «порученцем» [А.Заболоцкий] [газовое оружие предназначается для временного физического или психического поражения живой цели токсическими веществами. — Н.Н.]; «кто-то» ударил по голове спящего писателя [версия — тупая механическая травма головы] [8].

Таким образом, на наш взгляд, все вышеперечисленные немыслимые, абсурдные предположения не соответствуют действительности и находятся в вопиющем противоречии с официальным документом — «Заключением эксперта», где отмечено, что каких-либо телесных повреждений, следов инъекций при исследовании тела Шукшина не обнаружено. О конкретной причине смерти писателя мы уже отмечали выше.

В связи с вышеизложенными нелепыми слухами и абсурдными предположениями о причине и роде смерти Шукшина, мы считаем правомочным высказать свою точку зрения по этому поводу.

Мы располагаем результатами гистологического исследования сердца Шукшина, которые были нам представлены П.Е.Шиковым, зам. Начальника ГУЗ ВОБСМЭ, принимавшим участие во вскрытии тела писателя [документ находится в архиве автора. — Н.Н].

Исходя из этого документа, следует, что у В.Шукшина были выявлены — стенозирующий атеросклероз сосудов сердца, в крайней степени выраженности дистрофические изменения миокарда, контрактурные повреждения миофибрилл, признаки мерцательной аритмии.

Если говорить о конкретной нозологической форме заболевания, то у Шукшина была — острая ишемическая болезнь сердца (ИБС).

Согласно литературным данным [2], анализ лечения ИБС в целом показывает, что она в абсолютных случаях протекает как хроническое заболевание, а острая ИБС представляет собой лишь его фазу. По сути своей ИБС является результатом срыва адаптационных процессов в коронарной системе, возникших в ответ на комплекс внешних и внутренних воздействий, вышедших за рамки физиологической нормы. Прогрессирование ИБС происходит при усиливающейся недостаточности коронарного кровообращения, наступающей в результате постепенного нарастания стеноза [сужения. — Н.Н.] венечных артерий и связанных с этим обменных нарушений.

Наиболее частым симптомом при атеросклерозе венечных артерий и возникающей на этом фоне ИБС является стенокардия напряжения, которая характеризуется чаще всего наличием болевых ощущений в об-

ласти сердца. О приступе стенокардии у Шукшина мы упоминали выше.

Следует особо подчеркнуть роль «факторов риска» в развитии ИБС у Шукшина. Этих факторов у него было предостаточно: избыточное курение и чрезмерное употребление кофе в больших количествах, особенно по ночам, когда он работал над своими рукописями, нарушение режима сна и отдыха, постоянное психоэмоциональное напряжение.

Наличие одного или нескольких факторов риска в течение известного времени является показателем повышенной вероятности развития симптомов острой коронарной недостаточности. Последняя является своеобразным пусковым механизмом целой цепи сложных реакций, приводящих к ишемии [местное малокровие, вызываемое закупоркой или сужением питающей сердце артерии. — Н.Н.] миокарда при ИБС.

Причиной острой ишемии миокарда и стенокардии может быть спазм коронарных артерий. В подавляющем большинстве случаев морфологической основой стенокардии является атеросклероз этих сосудов.

Нередко внезапное прекращение кровотока по главным ветвям коронарных артерий ведет к быстрой остановке сердца с картиной фибрилляции желудочков. Чаще всего смертельный исход обусловлен кардиоген-ным коллапсом (острой сердечно-сосудистой недостаточностью).

При скоропостижной смерти во время приступа стенокардии, как правило, наблюдается венозное полнокровие всех внутренних органов, в большинстве случаев развивается (как осложнение) острый отек легких, который мы не можем исключить у Шукшина.

Таким образом, подводя итоги изложенному выше, следует заключить, что у Шукшина была скоропостижная, по категории ненасильственная смерть. Причиной смерти его явилась ИБС, сопровождавшаяся приступами стенокардии и острой коронарной недостаточностью и осложненная, по-видимому, отеком легких.

При судебно-химическом исследовании крови и мочи этиловый алкоголь не обнаружен.

Как отмечает П.Шиков, по факту смерти В.Шукшина неоднократно допрашивался следователями прокуратуры Волгоградской области, что было связано с жалобами родственников о возможном отравлении писателя. В результате проверки материалов дела следственными органами, по-видимому, ничего не было выявлено, что указывало бы на насильственную смерть (убийство) Шукшина.

Что касается эксгумации, то с судебно-медицинской точки зрения, это сущая нелепица, это самое мерзкое издевательство над памятью В.Шукшина. Спрашивается, а какова целесообразность проведения эксгумации, если было произведено судебно-медицинское исследование трупа и было установлено, что смерть В.Шукшина ненасильственная и наступила от заболевания? Зачем тревожить останки, когда прошло столько лет?

По-нашему мнению, нельзя эксгумировать останки В.Шукшина без достаточных оснований, например, только потому, что некомпетентные в вопросах медицины и судебной медицины родственники не согласны с заключением экспертов о причине и категории смерти.

Резюмируя, следует сказать, что эксгумация останков В.Шукшина и их судебно-медицинская экспертиза, на наш взгляд, является нецелесообразной, а с нравственной точки зрения — кощунственной.

В настоящее время «нам не хватает Василия Шукшина как честного, никогда, ни при какой погоде не ломавшего голос художника, скроенного, составленного от начала до конца из одних болей, порывов, любви и таланта русского человека, как сына России, который нес в себе все ее страдания и хорошо понимал, что для нее полезно и что губительно».

За 35 лет после его смерти «ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы: Народ, Правда, живая Жизнь... не отменяется, не отменится никогда тяжкая служба русского художника: «виждь и внемли» (В.Распутин).

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргументы и факты. — 2007. — №48. — С.17.

2. Бедрин Л.М., Загрядская А.П., Кедров В.С. и др. Судебномедицинская диагностика скоропостижной смерти от ишемической болезни сердца. — Горький, 1975. — 160 с.

3. Белов В., Заболоцкий А. Тяжесть креста. Шукшин в кадре и за кадром. — М.: Советский писатель, 2002. — 176 с.

4. Бондарчук С.Ф. Желание чуда. — М.: Мол. Гвардия, 1984. — 220 с.

5. Бурков Г. Хроника сердца. — Москва — Вагриус, 1998. — 320 с.

6. Викулов С. Шукшин, Будни, праздники //Лит. Газета. — 1979. — № 30. — С.6

7. Заозерская А. Близкие люди //Труд — 7. — 2009. — 23 июля.

8. Зоркин В. Встреча с Василием Шукшиным //Сибирь. — 2007. — № 322/1. — С.166-179.

9. Карпова В.М. Талантливая жизнь. Василий Шукшин — прозаик. — М.: Советский писатель, 1998. — 304 с.

10. Колыванова М. Мария Шукшина сняла фильм о знаменитом отце //КП Иркутск. — 2009 . — № 109. — С. 14.

11. Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 420 с.

12. Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. — М: Молодая гвардия, 1999. — 405 с.

13. Кравченко А. Александр Панкратов-Черный теперь еще и поэт //Аргументы и факты. — 1997. — № 48. — С.10.

14. Личное дело гражданки Шукшиной //Комсомольская правда. — 1993. — 13-19 декабря.

15. Мурга Н., Акимов И. Тайна смерти Шукшина //Жизнь. — 2009. — № 30. — С. 8.

16. Пономарева Т. Потаенная любовь Шукшина. — М.: Алгоритм, 2001. — 317 с.

17. Распутин В. Твой сын, Россия, горячий брат наш... //В.М.Шукшин. Мгновения жизни. — М.: Молодая гвардия, 1989. — С. 5-10.

18. Скоп Ю.С. Приговор Стеньке Разину //Лит. Газета. — 2009. — № 30. — С. 5.

19. Соловьев Ю. Возвращение к Шукшину //Звезда. — 1981. — № 2. — С. 111-125.

20. Улевич О. В год смерти Шукшина у него должен был родиться сын // Комсомольская правда. — 1999. 23 июля.

21. Хрусталева С. «И после непременной бани, чист перед Богом и тверез, взял да и умер он всерьез, решительней, чем на экране...» // Комсомольская правда. — 1999. — 2 октября. — С 8-9.

22. Цыганов А. Прорваться в будущую Россию: Тайна последнего часа В.Шукшина //Лит. Россия. — 1999. — № 30. — С.

23. Черносвитов Е.В. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. — М.: Современник, 1989. — 237 с.

24. Шигарева Ю. Обожженный властью //Аргументы и факты. — 2009. — № 30. — С.22.

25. «Экспресс газета». — 1996. — №28; № 34.

26. Ягункова Л.Д. Василий Шукшин: Земной праведник. — М.: Алгоритм: Эксмо; 2009. — 320 с.

Адрес для переписки: 664003 г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ Неделько Николай Фёдорович — доцент, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.