Научная статья на тему 'Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания'

Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
886
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИСГАРМОНИЧНАЯ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЪ / PROFESSIONAL EXHAUSTION / EGO-IDENTITY / DISCORDANT EGO-IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Наталья Юрьевна

Представлены результаты исследования профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека (Солдатовой Е.Л.). Посредством корреляционного и факторного анализа определена структура профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ego-identity in the structure of professional exhaustion

In this article are presented examinations of professional exhaustion in the term of concept of dynamics ego-identity in normative crisis of individuaFs development of grow-up person. The structure f professional exhaustion was determined with the help of correlation and factual analysis

Текст научной работы на тему «Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания»

Общая психология, психология личности, история психологии

УДК 159.944 ББК Ю941

ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Н.Ю. Андреева

Представлены результаты исследования профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека (Солдатовой Е.Л.). Посредством корреляционного и факторного анализа определена структура профессионального выгорания.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, эго-идентичность, дисгармоничная эго-идентичность.

Профессиональная деятельность оказывает серьезное влияние на все стороны жизни взрослого человека и развитие личности. Одним из проявлений отрицательного воздействия профессии на личность является феномен профессионального выгорания.

Наиболее подверженной возникновению профессионального выгорания среди специалистов различных социальных профессий является категория педагогов. Учитель включен в профессиональную деятельность, характеризующуюся высокими эмоциональными нагрузками. Среди многих особенностей и трудностей педагогической работы часто выделяют ее высокую психическую напряженность [2, 8]. Многие исследователи отмечают, что профессиональная деятельность с годами вносит изменения во внутренний эмоциональный мир учителя [1, 4, 5].

Профессиональное выгорание рассматривается, с одной стороны, в терминах состояния и определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки [3, 6], с другой стороны - в терминах процесса и понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом [9].

В теоретическом плане требует обоснования проблема изучения профессионального выгорания как системного качества, поэтому необходимы определение и конкретизация составляющих профессионального выгорания,

выделение системообразующего фактора и сведение их в единый теоретический конструкт. Профессиональное выгорание имеет специфическую динамику, связанную с нормативными кризисами развития личности с профессиональным развитием, на разных этапах которого «обогащается» деструктивными новообразованиями.

Личность развивается, проходя этапы стабильности и нормативных кризисов развития личности. Согласно концепции динамики эгоидентичности в нормативных кризисах развития личности (Е.Л. Солдатова), каждый возрастной этап открывается нормативным кризисом развития личности, переструктуриро-ванием социальной ситуации развития. Изменения объективной составляющей социальной ситуации развития связаны с новыми социальными отношениями, в которые вступает личность. В связи с задачами этапа перестраивается и субъективная составляющая социальной ситуации развития - личность пересматривает систему ценностей, собственные жизненные цели, отношение к жизни, коллегам и т. д. Тем качеством, которое позволяет личности интегрировать себя в меняющихся отношениях, является эгоидентичность (рефлексивная составляющая социальной ситуации развития), которая имеет специфическую динамику, актуализируется и пересматривается в кризисах развития личности [7].

Исследовать профессиональное выгорание в рамках концепции динамики эгоидентичности в нормативных кризисах развития личности - значит рассмотреть систему отношений личности, которая включает в себя социальные отношения (объективная составляющая социальной ситуации развития), отношение к себе, жизни, делу, коллегам, систему ценностей, жизненных целей (субъективная составляющая - свойства личности), отношение к себе меняющемуся (рефлексивная составляющая - эго-идентичность). Педагог с профессиональным выгоранием неуспешен в отношениях, не принимает себя, свое настоящее, испытывает внутриличностные конфликты. Чтобы предупредить или снизить профессиональное выгорание, педагогу необходимо выстраивать гармоничную систему отношений как социальную ситуацию развития, адекватную задачам этапа, тем самым, обеспечивая сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Мы исходим из того, что профессиональное выгорание включает в себя обязательный структурный элемент — дисгармоничную эгоидентичность и совокупность относительно устойчивых свойств (личностную тревожность, неуверенность в себе, низкую рефлексивность, конфликтность, агрессивность), состояний (истощенность жизненных сил, тревогу и депрессию, внутриличностные конфликты), возникающих в процессе профессионального развития и в результате дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности.

Цель исследования - выявить роль эгоидентичности в структуре профессионального выгорания; определить принципы и подходы к психологической коррекции профессионального выгорания педагогов через развитие автономной эго-идентичности.

Поставленная цель определила решение следующих задач:

1. Сравнить особенности профессионального выгорания, выраженного в деформированных свойствах и негативных состояниях личности, статусы и структуру эгоидентичности, рефлексивность у педагогов в фазах профессионального выгорания.

2. Выявить связи между особенностями профессионального выгорания и структурностатусными особенностями эго-идентичности.

3. Выделить факторную структуру профессионального выгорания.

Основными методами исследования явились: психодиагностические методы, количественные методы обработки эмпирических данных (критерий ср* Фишера, корреляционный анализ, факторный анализ).

Обсуждение результатов исследования

1. В скрининговом исследовании выраженности уровня профессионального выгорания приняли участие 250 педагогов начальных классов общеобразовательных учреждений с разным педагогическим стажем - женщины 24-54 лет со стажем от 2 до 32 лет с высшим образованием (в том числе 100 педагогов экспериментальной группы - ЭГ и 99 педагогов контрольной группы - КГ).

С помощью «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко изучалась выраженность (сформирован-ность) трех фаз эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) и соответствующих им симптомов (напряжение: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия; резистенция: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций, эмоционально-нравствен-ная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей; истощение: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения).

В ходе обработки данных были получены следующие результаты:

1. Уровень выраженности профессионального выгорания (сформированность фаз выгорания по В.В. Бойко):

- у 27,6 % обследованных педагогов был диагностирован сформировавшийся синдром профессионального выгорания («эмоционально выгоревшие» педагоги) (69 человек);

- у 52 % педагогов та или иная фаза профессионального выгорания находится в стадии формирования («эмоционально выгорающие» педагоги)(130 человек);

- 20,4 % педагогов не демонстрируют выраженности профессионального выгорания (51 человек).

В двух группах педагогов: ЭГ (с выраженными симптомами выгорания) и КГ (без симптомов выгорания) была проведена диагностика уровня тревожности, степени истощенности жизненных сил, наличия внутри-

личностных конфликтов, деформированных свойств личности, статусов и структуры эгоидентичности и уровня рефлексивности.

В результате сравнения данных, полученных по всем методикам в выделенных группах педагогов - имеющих и не имеющих симптомы выгорания с использованием критерия Ф* Фишера выявлены статистически значимые различия в выраженности всех показателей. Так, на уровне статистической значимости р<0,001 были выявлены различия в выраженности тревожности, истощенности жизненных сил, наличии внутриличностных конфликтов, автономной, диффузной и предрешенной эго-идентичности, шкал ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, психастении и рефлексивности, а на уровне статистической значимости р<0,01 выявлены различия в выраженности показателей гипомании, на уровне статистической значимости р<0,05 - различия в выраженности показателей шизоидности.

Проведенное скрининговое исследование позволяет сделать вывод о том, что для педагогов с выраженными симптомами выгорания в большей мере, чем для педагогов без симптомов выгорания, характерны личностная тревожность, истощенность жизненных сил, внутриличностные конфликты, деформированные свойства личности (склонность к тревоге, неуверенность в себе, агрессивность, конфликтность), диффузный и предрешенный статусы эго-идентичности, рефлексивность недостаточно развита (такие особенности характерны для предкритической или собственно критической фаз кризиса развития личности). Эти испытуемые не склонны обращаться к анализу своей деятельности, поступков других людей. Потребность в анализе причинно-следственных связей своих действий в прошлом, настоящем и будущем у них либо си-

туативна, либо акцентирована на прошлом или будущем.

2. Сравнение особенностей профессионального выгорания и статусов и структуры эго-идентичности у педагогов в разных фазах профессионального выгорания

Выборку испытуемых для экспериментального исследования составили педагоги с выраженным выгоранием.

У педагогов в разных фазах профессионального выгорания выявлены специфические особенности профессионального выгорания, деформированные свойства личности, предрешенная и диффузная эго-идентичность, недостаточно развитые рефлексивные способности.

По мере развития профессионального выгорания от фазы напряжения к фазе резистен-ции, а затем - к фазе истощения, у педагогов увеличивется личностная тревожность (р<0,05, р<0,001 соответственно), истощенность жизненных сил (р<0,001) и внутриличностные конфликты (р<0,05, р<0,01) (рис. 1).

Различия в показателях свойств личности между группами педагогов в фазах напряжения и резистенции и в фазах резистенции и истощения статистически значимы по шкалам ипохондрии (р<0,05, р<0,01 соответственно), депрессии (р<0,01, р<0,001), истерии (р<0,01), психопатии (р<0,01, р<0,001), паранойяльно-сти (р<0,01, р<0,001), психастении (р<0,01, р<0,01), шизоидности (р<0,05, р<0,05). Группу педагогов в фазе истощения отличают самые высокие показатели по всем перечисленным шкалам (рис. 2).

У педагогов в процессе развития профессионального выгорания все больше проявляются такие деформированные свойства личности, как медленная приспособляемость, пассивность, покорность власти, потеря равнове-

жизненных сил конфликт

В Напряжение И Рези стен ция Ш Истощение

Рис. 1. Показатели особенностей профессионального выгорания в группах педагогов с разными фазами выгорания

сия в социальных конфликтах (шкала ипохондрии), склонность к тревоге, робость, сензи-тивность, неуверенность в себе (шкала депрессии), избегание ответственности, уход в болезнь, поверхностность чувств и интересов (шкала истерии), агрессивность, конфликтность, обидчивость, злопамятность (шкала психопатии и паранойяльности), тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения (шкала психастении), эмоциональная холодность, отчужденность в межличностных отношениях (шкала шизоидности).

Статистический анализ данных фиксирует значимые различия между группами педагогов в разных фазах по статусам эгоидентичности (р<0,05). Самые высокие значения по показателям предрешенной и диффузной эго-идентичности отмечены в группе педагогов, находящихся в фазе истощения

(рис. 3). Полученные данные подтверждают, что по мере развития профессионального выгорания у педагогов наблюдается увеличение предрешенной и диффузной эгоидентичности, то есть педагоги находятся в пролонгированном кризисе.

При сравнении показателей рефлексивности и ее видов в группах педагогов с разными фазами профессионального выгорания были выявлены значимые различия у педагогов, находящихся в фазах резистенции и истощения, по показателям рефлексивности и ее видам - рефлексии настоящей деятельности и будущей деятельности (р<0,05). Самые низкие значения по этим показателям отмечены у педагогов, находящихся в фазе истощения (рис. 4).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе развития профессио-

В Напряжение □ Резистенция 0 Истощение

Рис. 2. Показатели свойств личности в группах педагогов с разными фазами профессионального выгорания

эго-идентичность идентичность

Н Напряжение О Резистенция ЕЗ Истощение

Рис. 3. Показатели статусов эго-идентичности в группах педагогов с разными фазами профессионального выгорания

К 1ш

Ж

Рефлексивость Рефлексия настоящей деятельности Рассмотрение будущей деятельности

ОРезистенция □Истощение

Рис. 4. Показатели рефлексивности в группах педагогов с разными фазами профессионального выгорания

нального выгорания педагогам становится все сложнее поставить себя на место другого и регулировать собственное поведение, они в меньшей степени склонны обращаться к анализу своей деятельности, своих действий в настоящем и будущем, в меньшей степени склонны планировать и прогнозировать возможные последствия. Это подтверждает, что педагоги находятся в пролонгированном кризисе развития личности, для которого характерен низкий уровень рефлексивности.

Можно сделать вывод о том, что по мере развития профессионального выгорания у педагогов повышаются показатели выгорания, деформированных свойств личности, предрешенной и диффузной эго-идентичности, снижается уровень рефлексивности. Педагоги находятся в пролонгированном кризисе развития личности (в предкритической и собственно критической фазах кризиса).

3. Корреляционные связи между уровнем и особенностями профессионального выгорания и эго-идентичностью

Следующим шагом исследования было выявление корреляционных связей между профессиональным выгоранием и структурностатусными особенностями эго-идентичности с целью выявления структуры профессионального выгорания.

Корреляционные плеяды (рис. 5) отражают статистически значимые положительные связи показателей предрешенной и диффузной эго-идентичности с показателями уровня профессионального выгорания, тревожности, истощенности жизненных сил, внутрилично-стного конфликта, свойств личности.

Наибольшее количество значимых положительных связей выявлено между показателями диффузной эго-идентичности и уровнем, особенностями выгорания, деформированными свойствами личности (шкалы опросника «Мини-мульт»). Предрешенная эго-идентич-ность коррелирует с показателями шкалы ги-

помании («Мини-мульт») и симптомами выгорания.

Это свидетельствует о том, что для личности в предкритической фазе нормативного кризиса (с предрешенной эго-идентичностью) характерны симптомы выгорания (неудовлетворенность собой и расширение сферы экономии эмоций) и такие свойства, как активность, поверхностность и неустойчивость интересов, нехватка выдержки и настойчивости. Для личности в собственно критической фазе (с диффузной эго-идентичностью) характерны фазы профессионального выгорания, тревожность, истощенность жизненных сил, внутри-личностные конфликты, высокая сензитив-ность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность, конфликтность, обидчивость, возбудимость, пренебрежение социальными нормами и ценностями, злопамятность, тревожность, нерешительность, боязливость, эмоциональная холодность, отчужденность в межличностных отношениях.

Более подробный анализ позволил выявить многочисленные положительные связи показателей диффузной и предрешенной эгоидентичности шкал «СЭИ-теста» с показателями выгорания, а также отрицательные корреляции - с уровнем рефлексивности и ее видами.

Таким образом, находит подтверждение гипотеза, что именно диффузная и предрешенная эго-идентичность является системообразующим фактором в структуре профессионального выгорания.

4. Исследование факторной структуры профессионального выгорания

Была определена структура профессионального выгорания. Фактор 1 «Диффузная и предрешенная эго-идентичность» (диффузная эго-идентичность (0,932), осознанность собственных ценностей (диффузная эгоидентичность) (0,924), принятие настоящего (диффузная эго-идентичность) (0,912), напря-

----------- р<0,05

----------- р<0,01

----------- р<0,001

Рис. 5. Корреляционные плеяды показателей предрешенной и диффузной эго-идентичности

с уровнем и особенностями выгорания

жение (0,851), соответствие себе (предрешенная эго-идентичность) (0,850), принятие настоящего (предрешенная эго-идентичность) (0,845), эмоциональная зрелость (предрешенная эго-идентичность) (0,843), осознанность собственных ценностей (предрешенная эгоидентичность) (0,839), соответствие себе (диффузная эго-идентичность) (0,789), ответственность за выбор (диффузная эгоидентичность) (0,786), неудовлетворенность собой (фаза напряжения) (0,671), рефлексивность (-0,657), осознанность жизненного пути (предрешенная эго-идентичность) (0,656), истощенность жизненных сил (0,636), эмоциональная зрелость (диффузная эгоидентичность) (0,626), расширение сферы экономии эмоций (фаза резистенции) (0,598), самодостаточность (диффузная эго-идентич-

ность) (0,553), осознанность жизненного пути (диффузная эго-идентичность) (0,538), эмоциональная отстраненность (фаза истощения) (0,525), самодостаточность (предрешенная эго-идентичность) (0,491), личностная отстраненность (деперсонализация) (фаза истощения) (0,471), ответственность за выбор (предрешенная эго-идентичность) (0,434)).

Фактор 2 «Личностная дисгармония и отсутствие автономии» (самодостаточность (автономная эго-идентичность) (-0,784), психопатия (0,776), шизоидность (0,640), па-ранойяльность (0,631), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (фаза резистенции) (0,444), автономная эгоидентичность (-0,416)).

Фактор 3 «Тревожно-депрессивные состояния» (тревога и депрессия (фаза напряже-

ния) (0,749), психастения (0,718), депрессия (0,701), ипохондрия (0,687), истерия (0,680), рефлексия настоящей деятельности (-0,627), внутриличностный конфликт (0,619), ответственность за выбор (автономная эгоидентичность) (-0,573), рефлексия общения (-0,532)).

Наибольший вес имеет фактор «Диффузная и предрешенная эго-идентичность». В связи с этим профессиональное выгорание определяется в большей степени диффузной и предрешенной эго-идентичностью, напряженностью, неудовлетворенностью собой, низкой рефлексивностью, истощенностью жизненных сил, эмоциональной незрелостью, зависимостью, недостаточной осознанностью собственных ценностей и своего жизненного пути.

Факторный и корреляционный анализ позволили выявить структуру профессионального выгорания и экспериментально подтвердить теоретически смоделированный конструкт профессионального выгорания, где системообразующим фактором является дисгармоничная эго-идентичность.

Выводы

1. В разных фазах профессионального выгорания наблюдаются тревожность, истощенность жизненных сил, внутриличностный конфликт, деформированные свойства личности, предрешенная и диффузная эгоидентичность, недостаточно развитые рефлексивные способности. По мере развития профессионального выгорания (от фазы напряжения к фазе резистенции, затем к фазе истощения) у педагогов усиливаются особенности выгорания, деформированные свойства личности, предрешенная и диффузная эгоидентичность, снижается уровень рефлексивности. Педагоги находятся в пролонгированном кризисе развития личности (в предкрити-ческой или собственно критической фазах).

2. Профессиональное выгорание взаимосвязано с диффузной и предрешенной эгоидентичностью, которые являются системообразующим фактором в структуре выгорания. В случае дисгармоничного прохождения нормативного кризиса развития личность приобретает дисгармоничную эго-идентич-ность, которая включает в себя диффузную и предрешенную эго-идентичности и проявляется в профессиональном выгорании.

3. Факторная структура профессионального выгорания включает три фактора: фактор 1 «Диффузная и предрешенная эго-идентич-

ность», фактор 2 «Личностная дисгармония и отсутствие автономии», фактор 3 «Тревожнодепрессивные состояния». Наибольший вес имеет фактор «Диффузная и предрешенная эго-идентичность». Корреляционный и факторный анализ позволил выявить структуру профессионального выгорания и подтвердил теоретически смоделированный конструкт профессионального выгорания, в котором профессиональное выгорание рассматривается как совокупность дисгармоничной эгоидентичности (диффузной и предрешенной эго-идентичности), относительно устойчивых свойств личности (личностная тревожность, неуверенность в себе, низкая рефлексивность, конфликтность, агрессивность) и состояний (истощенность жизненных сил, тревога и депрессия, внутриличностные конфликты), возникающих в процессе профессионального развития и в результате дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности, где системообразующим фактором является дисгармоничная эго-идентичность. В связи с этим профессиональное выгорание определяется в большей степени показателями диффузной или предрешенной эгоидентичности личности.

Литература

1. Бачков, И. В. «Особенности профессионального самосознания студентов педвуза и работающих учителей» / ИВ. Бачков // Проблемы профессиональной социализации личности: коллективная монография. - Кемерово, 1966.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер.

- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

3. Клюева, Н.В. Технологии работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С. 19.

4. Митина, Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: учебное пособие для практических психологов/Л.М. Митина. - Кемерово, 1992.

5. Митина, Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика /Л.М. Митина // Школа здоровья. - 1995. -№ 1. - С. 25-42.

6. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы /В.Е. Орел //Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. — С. 90-101.

7. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 267 с.

8. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессионалъ-

ной дезадаптащи учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. -1994. —№6.—С. 57-64.

9. Maslach, С. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about in / C. Maslach, M.P. Leiter. — San Francisco, С A: Jossey-Bass, 1997.

Поступила в редакцию 14 июля 2010 г.

Андреева Наталья Юрьевна. Старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии Челябинского государственного педагогического университета: 89642431359.

Natalya Yu. Andreeva. Assistant of professor of department «Theoretical and applied psychology» of the Chelyabinsk State Pedagogical University: 89642431359.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.