Научная статья на тему 'ЕГЭ в современной Российской системе образования'

ЕГЭ в современной Российской системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2000
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / UNIFORM STATE EXAM / THE EDUCATION SYSTEM / INFORMATION AND EDUCATION PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомичева Татьяна Леонидовна, Рыжук Максим Ю., Ниматулаев Магомедхан Магомедович

Статья описывает актуальную проблему развития системы вступительных испытаний в ВУЗы. Авторы считают, что существует острая необходимость «настроить» ЕГЭ так, чтобы экзамен стал объективным и единственным испытанием для абитуриента при поступлении в ВУЗ, для чего необходимо создать информационно-образовательную поддержку системе Единого государственного экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомичева Татьяна Леонидовна, Рыжук Максим Ю., Ниматулаев Магомедхан Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CSE in contemporary Russian education system

The article describes the urgent problem of development of the system of entrance examinations to universities. The authors believe that there is an urgent need to «adjust» USE so that the exam was the objective and the only test for the student to enroll in college, what you need to create informative and educational support system, the Unified State Exam

Текст научной работы на тему «ЕГЭ в современной Российской системе образования»

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

УДК 371.27(045)(470+571)

Ф76

Т.Л. Фомичева, М.Ю. Рыжук, М.М. Ниматулаев

ЕГЭ в современной российской системе образования

Как нужно изменить ЕГЭ, чтобы экзамен стал объективным и единственным испытанием для абитуриента при поступлении в ВУЗ?

Аннотация. Статья описывает актуальную проблему развития системы вступительных испытаний в ВУЗы. Авторы считают, что существует острая необходимость «настроить» ЕГЭ так, чтобы экзамен стал объективным и единственным испытанием для абитуриента при поступлении в ВУЗ, для чего необходимо создать информационно-образовательную поддержку системе Единого государственного экзамена.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен, образовательная система, экзамен, информационно-образовательный портал.

Abstract. The article describes the urgent problem of development of the system of entrance examinations to universities. The authors believe that there is an urgent need to «adjust» USE so that the exam was the objective and the only test for the student to enroll in college, what you need to create informative and educational support system, the Unified State Exam.

Index terms: Uniform State Exam, the education system, exam, information and education portal.

Эксперименты по внедрению системы ЕГЭ проводились, начиная с 2001 года, а обязательным экзамен стал в 2009 году, за это время единый государственный экзамен претерпел ряд значительных изменений: менялась структура заданий, их сложность, постоянно дорабатывались и совершенствовались правила и процедура сдачи экзамена. Однако с самого момента своего появления ЕГЭ вызвал бурю разговоров о своей роли в современной образовательной системе. Российских разработчиков единого госэкзамена в чем только не обвиняли: от копирования неудачного опыта зарубежных коллег до подрыва национальной безопасности России. Все это, конечно, небезосновательно, но нельзя, однако, не признать, что ЕГЭ имеет и ряд положительных моментов. Так, например, система единого госэкзамена позволяет абитуриентам подавать документы, необходимые для поступления в ВУЗ по почте, а значит, миллионам школьников не приходится ехать в другой город лишь для того, чтобы отдать несколько бумаг в приемную комиссию. Более того, ЕГЭ свел к минимуму возможность субъективной оценки знаний школьника проверяющим: система проверки части «С» предусматривает параллельную и независимую проверку работы экспертами. А в случае, если результаты проверки расходятся более чем на два балла, работа отдается на проверку третьему эксперту, оценка которого и выставляется в протокол [1].

Однако страсти по поводу сдачи ЕГЭ вспыхивают каждый год с новой силой. Складывается впечатление, что в последние несколько лет стало уже «доброй традицией» в преддверии сдачи экзамена устраивать различные провокации. Так, недавно в новостных порталах появились сообщения о том, что российские ВУзы в срочном порядке изменили перечень ЕГЭ, необходимых для поступления. Это вызвало широкий общественный резонанс, абитуриенты и их родители были обеспокоены необходимостью в срочном порядке менять выбранные предметы и срочно готовиться к новым. Однако Государственная Дума и Минобрнауки поспешили сообщить, что их распоряжения касаются только будущего года, более того, министр образования Фурсенко А. А. заявил в интервью корреспонденту радиостанции «Эхо Москвы», что министерство потребует от всех вузов вернуться к списку экзаменов, определенных до 1 февраля 2011 года. А те ВУЗы, которые не подчинены Минобрнауки, также получат уведомления из органов власти, которым подчиняются, о том, что необходимо вернуться к порядку и списку экзаменов, установленных до 1 февраля 2011 года [2].

Однако, даже, несмотря на своевременную и адекватную реакцию властных структур на сложившуюся ситуацию, вся эта суета наверняка существенно попортила нервы школьникам. Конечно, все хорошо, что хорошо кончается, однако, на наш взгляд, отвлекать абитуриентов от подготовки к конкретным предметам и пугать очередными реформами далеко не лучшая помощь в подготовке к одному из самых тяжелых испытаний в жизни современного российского школьника.

Важнейшим элементом справочной, информационной и образовательной поддержки ЕГЭ должно стать разработка общероссийских и специализированных информационно-образовательных порталов. Информационно-образовательные ресурсы, составляющие контент такого рода порталов должны создаваться с учетом основных нормативных актов, таких как государственные образовательные стандарты, учебные программы дисциплин, перечня обязательных учебных изданий по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов.

Тем не менее, ЕГЭ - это реальная возможность для огромного числа абитуриентов со всех уголков России поступить в самые престижные высшие учебные заведения наше страны. И хотя идея Единого государственного экзамена сама по себе не лишена здравого смысла, на сегодняшний день и система ЕГЭ, и сам экзамен далеки от совершенства. Поэтому вопрос о необходимости дальнейшего развития отечественной системы образования и по сей день стоит ребром и является предметом оживленных дискуссий на самых различных уровнях.

С помощью развитой системы ЕГЭ можно попытаться решить проблему личностно ориентированного обучения, когда результатом обучения должно стать общее развитие школьника в соответствии с его потребностями и возможностями, созданием условий для самообразования и самореализации.

Список литературы

1. Абрамов А. М. «Краткая история объединения выпускного экзамена со вступительным» от 04.08.2008 (электронный ресурс): http://www.ng.ru/ideas/2008-04-08.

2. РИА Новости «Минобрнауки потребует от вузов отменить изменения в перечне ЕГЭ» от 12.05.2011 (электронный ресурс): http://www.rian.ru/edu_priem.

32

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.