Научная статья на тему 'Эффекты глобализации: региональные тенденции на примере вузов Нижнего Новгорода'

Эффекты глобализации: региональные тенденции на примере вузов Нижнего Новгорода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарычева М. Г.

Настоящая статья обобщает опыт нижегородских высших учебных заведений с точки зрения их участия в профессиональной деятельности, имеющей отношение к процессам глобальной интеграции. Дается описание теоретических подходов к феномену глобализации в контексте института высшего образования. Анализируется взаимосвязь между региональными вузами и процессами, описываемыми в категориях глобализации, исходя из известного концепта глокализации, а также конкретные аспекты адаптационных стратегий региональных вузов к процессам глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарычева М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effects of Globalization: Regional Tendencies through Examples of Nizhny Novgorod Institutions of Higher Education

The present article synthesizes experience of the higher educational institutions in Nizhny Novgorod from the point of view of their participation in professional activities related to the processes of global integration. Theoretical approaches to the phenomenon of globalization in the context of the institution of higher education are described. The interrelationship between regional higher educational institutions and the processes, described in terms of globalization based on the known concept of globalization, are analyzed, as well as concrete aspects of higher educational institutions ’ adaptation strategies to the processes of globalization.

Текст научной работы на тему «Эффекты глобализации: региональные тенденции на примере вузов Нижнего Новгорода»

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭФФЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА*

М.Г. Макарычева, доцент кафедры политологии и международных отношений Нижегородского лингвистического университета

Настоящая статья обобщает опыт нижегородских высших учебных заведений с точки зрения их участия в профессиональной деятельности, имеющей отношение к процессам глобальной интеграции. Дается описание теоретических подходов к феномену глобализации в контексте института высшего образования. Анализируется взаимосвязь между региональными вузами и процессами, описываемыми в категориях глобализации, исходя из известного концепта глокализации, а также конкретные аспекты адаптационных стратегий региональных вузов к процессам глобализации.

The present article synthesizes experience of the higher educational institutions in Nizhny Novgorod from the point of view of their participation in professional activities related to the processes of global integration. Theoretical approaches to the phenomenon of globalization in the context of the institution of higher education are described. The interrelationship between regional higher educational institutions and the processes, described in terms of globalization based on the known concept of globalization, are analyzed, as well as concrete aspects of higher educational institutions ’ adaptation strategies to the processes of globalization.

по России, так и в Нижегородском регионе состоит в том, что сложившаяся система лицензирования и аттестации вузов не дает устойчивых гарантий качества образования и определенных преимуществ аккредитованным вузам в борьбе за ресурсы и потребителей. По сути, государственные вузы вынуждены реагировать на те же внешние импульсы, с которыми сталкиваются и коммерческие высшие учебные заведения, не имеющие лицензий, но в то же время более автономные от Министерства образования.

Положение государственных вузов серьезно осложняется еще и тем, что, приспосабливаясь к новой ситуации на рынке образовательных услуг, они сохраняют практически неизменными старые институциональную структуру и систему принятия решений. Иными словами, вуз как институт вынужден вписываться в новые рыночные механизмы образовательного процесса, опираясь на старый управленческий каркас, устоявшуюся вузовскую иерархию (иногда напоминающую клановую) и незыблемые основы административного хозяйствования.

Административная структура вузов как проблема

Ситуация, сложившаяся на рынке образовательных услуг Нижнего Новгорода, во многом отражает общероссийские тенденции. В настоящее время на региональном образовательном рынке действуют 15 государственных и 5 негосударственных высших учебных заведений, 12 филиалов государственных и 18 филиалов негосударственных вузов. Из государственных статус университета имеют 5 учреждений, академии — 7, института— 3. Из негосударственных вузов Нижнего Новгорода по лицензии работают лишь 3 учебных заведения. Подготовка в целом ведется по 170 специальностям, из которых 60 % составляют специальности технического профиля (сказывается «оборонная» образовательная направленность Нижнего Новгорода, сложившаяся еще во времена Советского Союза), 13 — гуманитарного, 12 — экономико-управленческого, 8 % — естественно-научного профиля.

Парадоксальность ситуации на рынке образовательных услуг как в целом

* Статья подготовлена по результатам одноименного исследовательского проекта, поддержанного программой «Развитие социальных исследований образования в России» (Европейский университет Санкт-Петербурга и фонд Спенсера).

© М.Г. Макарычева, 2004

ІІІІІІІІІІІІИ № З,

Возникает противоречие: с одной стороны, вузы (в значительной мере под воздействием извне и из-за потребности укрепить свою финансовую базу) принимают новые правила игры на рынке образования и вынуждены не просто приспосабливаться к новым условиям, а конкурировать, бороться за ресурсы и потребителей, с другой — институциональная система вуза практически не меняется и не реформируется. На новые вызовы приходится отвечать, опираясь на старую систему, которая весьма активно сопротивляется необходимым институциональным внутренним реформам. Именно в этом состоит основное институциональное противоречие процесса подключения вузов к глобализационным тенденциям.

Таким образом, одним из решающих факторов, объясняющих причины слабой адаптации нижегородских вузов к процессам глобализации в образовательной сфере, можно считать недостаточное реформирование системы управления вузом. В нижегородских вузах это особенно ярко проявляется:

— в неадаптированности управленческих структур к рыночным условиям в сфере образования, в результате чего практически отсутствуют примеры реальных структурных перестроек в управлении вузом;

— отсутствии современных менед-жеров-управленцев, которые заменили бы собой образовательных администраторов старой формации;

— замедленной реакции на изменения внешней среды, нечеткости управленческих процедур и функций;

— отсутствии навыков стратегического планирования;

— преимущественном ориентировании на достижение краткосрочных целей, имеющих финансовое выражение.

Статичная структура менеджмента не позволяет вузам достойно конкурировать в географически и содержательно расширяющемся образовательном пространстве. Отсутствие подвижек в реформировании управленческих структур можно объяснить и слабым интересом к этому со стороны профессорско-препо-

давательского состава, который практически не проявляет серьезных критических настроений. Внутренняя вузовская солидарность, являющаяся формой социального конформизма, серьезно замедляет процессы реформ в управлении.

Некоторые западные фонды осознали серьезность данной проблемы и стараются помочь в реорганизации старой модели руководства вузами. В частности, корпорация Карнеги поддерживает две программы: одна предполагает интенсивные тренировочные программы для администраторов, управляющих российскими университетами, а другая позволяет менеджерам западных университетов обучать их российских коллег новым механизмам управления вузами1. Однако на региональном уровне изменения в системе управления вузами пока мало заметны.

Административные иерархии и сетевые коммуникации университета как института

Роль государства в управлении вузами до сих пор является проблемой, открытой для обсуждения. Концептуальная сложность этой проблемы состоит в том, что ужесточение контроля за образовательной деятельностью со стороны федеральных министерств и ведомств приводит к сужению поля для самостоятельных действий и решений вузов, а само государство может превратиться в тормоз для развития транснациональных межуниверситетских связей2. Отсутствие же контроля со стороны государства за деятельностью вузов (особенно финансовой) приводит к возникновению огромных диспропорций в «официальных» зарплатах вузовских руководителей и рядовых преподавателей, а также — при дословном понимании тезиса «зарабатывайте, как можете» — к понижению качества образовательных услуг.

Практика показывает, что в условиях ужесточающейся конкуренции за ограниченные ресурсы внутривузовские управленческие структуры «консервируются» в смысле сохранения, а в некоторых случаях и усиления административ-

ной иерархии. С точки зрения международного сотрудничества это ведет к тому, что институциональные гранты иностранных фондов приносят ощутимую материальную выгоду преимущественно управленческим структурам или вузовской бюрократии. Рядовые преподаватели, не имеющие высокого административного статуса в вузовской иерархии, могут выступать лишь в роли технических исполнителей на условиях (организационных и материальных), предлагаемых не столько грантодающей организацией, сколько своим непосредственным начальством. Как правило, распределение средств институциональных грантов внутри вуза находится под сильным воздействием личных симпатий и антипатий, а также групповых (корпоративных и клановых) интересов, что не может не сказаться на качестве реализуемых проектов.

Что же касается индивидуальных проектов, реализуемых отдельными преподавателями, то работа над ними в лучшем случае рассматривается как личное дело того или иного вузовского ученого, а в худшем — становится раздражающим фактором, вызывающим неприятие и негативную реакцию со стороны коллег и административного аппарата. При этом возможности индивидуальной грантовой деятельности в последнее время сокращаются. Приоритет в распределении финансовых средств грантодающие организации все больше отдают институтам и организациям в ущерб индивидуальным грантам. Такой дисбаланс приводит к большим издержкам качества интеллектуального продукта и бюрократическим сложностям3. Сказанное, на наш взгляд, следует иметь в виду тем иностранным фондам, которые выступают за приоритет институциональных грантов в ущерб индивидуальным либо групповым.

Ученые, занимающиеся индивидуальной проектной деятельностью, чаще бывают востребованы за границей, чем в своих вузах или регионах. В этих условиях для многих вузовских преподавателей, интенсивно занимающихся проектной деятельностью, единственным вы-

ходом становится создание независимых исследовательских организаций в виде некоммерческих партнерств, способных выступать в качестве самостоятельного юридического лица при взаимоотношениях с иностранными фондами. Их преимущество (по сравнению с университетами) состоит в отсутствии бюрократического слоя, взимающего административную ренту с реализуемых проектов, в большей простоте бухгалтерских расчетов и в гибких условиях контрактной работы, позволяющей привлекать на временной основе специалистов любого профиля.

Налицо, таким образом, институциональные противоречия между иерархической, консервативной структурой университетов и «горизонтальной», мобильной моделью «эпистемологических сооб-ществ»4. В основе этого конфликта лежит нежелание многих вузов принять на вооружение концепцию многоуровневой, равноправной системы сотрудничества в научной сфере, взамен чего навязывается модель взаимоотношений, основанная на принципах лояльностей — институциональных, профессиональных, корпоративных, групповых и т.д. В связи с этим преподавателям приходится искать возможности адаптации к заданным рамкам господствующих отношений в сфере высшего образования. Реальным решением в сложившихся условиях стало бы изменение внутренних механизмов функционирования университетов.

Региональные практики международных форм сотрудничества в условиях глобализации высшего образования

Международные проекты сотрудничества в области высшего образования на региональном уровне бывают нескольких категорий:

— совместные, направленные на реформирование вузовских структур и модернизацию административного управления университетов;

— образовательные (разработка новых учебных курсов, образовательных

модулей и программ дистанционного образования, совместная подготовка аспирантов и докторантов);

— сетевые межвузовского сотрудничества, направленные на повышение академической мобильности и взаимное признание образовательных программ;

— содействующие повышению студенческой мобильности в условиях глобализации высшего образования;

— нацеленные на создание культурно-образовательных центров, открытых с помощью посольств зарубежных государств и неправительственных организаций (в настоящее время в Нижнем Новгороде открыто 8 подобных центров — немецкий, шведский, японский, австрийский, турецкий, французский, американский, британский).

С точки зрения эффективности одной из проблем является практика многих (если не большинства) иностранных фондов, действующих в России, по распределению солидных денежных сумм вне рамок открытых конкурсов проектов. Понятно, что грантодающим организациям удобно и комфортно выделять средства известным им по предыдущему опыту работы реципиентам, однако такая модель имеет очень существенные издержки:

— у многих потенциальных гранто-получателей, не вхожих в узкий круг приближенных к тому или иному фонду, создается стойкое впечатление эксклюзивности и непрозрачности отношений между отдельными российскими организациями и их спонсорами, а то и неформального деления российских претендентов на привилегированные и «обычные» категории;

— российские организации, привыкшие к получению финансирования в результате личных, кулуарных договоренностей с западными функционерами, обращают слабое внимание на качество реализации проектов и организацию коммуникации с другими российскими коллегами, поскольку не поставлены в ситуацию конкуренции с другими возможными претендентами;

— возрастает значимость субъективных, основанных на личных симпати-

ях и антипатиях, критериев оценки проектов и их результативности.

Новые подходы к образовательному процессу

Государственные вузы являются доминирующими субъектами на нижегородском рынке образовательных услуг. В них обучается около 115 тыс. чел., в том числе 56,5 тыс. на очной, более 47,0 тыс. на заочной и 10,7 тыс. чел. на вечерней форме. Наиболее яркими проявлениями новых подходов в образовательной практике нижегородских вузов выступают нижеследующие.

1. Предоставление на широкой основе платных образовательных услуг

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», который снял ограничение на количество студентов, принимаемых государственными вузами на платной основе, набор студентов-«платников» существенно возрос. В 2003 г. государственные вузы Нижнего Новгорода обучали на платной основе 27 % студентов очного обучения, 51 — студентов-ве-черников и 68 % студентов заочной формы обучения. Столь высокий процент коммерческих студентов на вечернем и заочном отделениях объясняется желанием большой части потребителей получить второе высшее образование. Отчасти это служит косвенным следствием процессов глобализации высшей школы в смысле постепенного утверждения в обществе лозунга «образование через всю жизнь». Первое высшее образование часто является необходимым, но не достаточным социальным капиталом для пропуска в высшие социальные слои, и только второе оказывается непосредственно связанным с профессиональной сферой деятельности. Переориентация выпускника вуза с одной сферы деятельности на другую вызывает и расширение рынка второго высшего образования, и соответственно увеличение количества платных студентов, предпочитающих заочную и вечернюю формы обучения.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Другим (связанным с тем, что было сказано выше) проявлением воздействия глобализационных процессов на нижегородский образовательный рынок стала тенденция превращения высшего образования из элитного в массовое, что выразилось в значительном увеличении числа обучающихся на платной основе сту-дентов-очников. Большая доступность образования (в том числе и в элитных нижегородских вузах) расширяет потребительские возможности. Ценовой диапазон предлагаемых образовательных услуг весьма широк: от 12 000 руб. в архитектурно-строительном до 40 000 руб. в лингвистическом университете. Но качество образования при этом определенно страдает в силу ряда обстоятельств:

— отсутствия конкурсного отбора на платные места. Студентами становятся все, кто в состоянии профинансировать свое обучение. Уровень довузовской подготовки большей части коммерческих студентов, как правило, не слишком высок, что затрудняет образовательный процесс в таких группах (преподаватели вынуждены снижать планку требований) и отрицательно сказывается на общем качестве выпускников из среды платных студентов;

— непропорционального роста количества преподавателей и количества принимаемых на платной основе студентов. Увеличение нагрузки преподавателей, как правило, происходит без увеличения оплаты их труда;

— нежелания руководства вузов отчислять студентов-платников на основании неудовлетворительной учебы. Подобная практика сложилась в Нижнем Новгороде практически на всех «элитных» специальностях. Выпускающие кафедры не в состоянии изменить такую политику вуза, которая имеет под собой чисто финансовую основу и направлена на удержание неуспевающих студентов в своих рядах, что также снижает качество выпускников и неблагоприятно сказывается на имидже вуза.

В то же время можно отметить и контртенденцию, которая проявляется в стремлении ряда вузов сохранить селективность высшего образования в усло-

виях роста его массовости. Большая часть престижных нижегородских вузов рассматривает селективность образования исходя, в основном, из прагматичных интересов. На бюджетные места вузы стараются принимать школьников из специализированных школ и гимназий, которые связаны с ними соответствующими договорами о сотрудничестве. Так, например, для Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) подшефным является лицей № 13 с углубленным изучением иностранных языков, гуманитарные факультеты Нижегородского государственного университета (ННГУ) ориентированы на сотрудничество со школами № 48 и 25, технические — особенно заинтересованы в абитуриентах из физико-математического лицея № 1. Такая практика приводит к тому, что концепция селективности еще более укрепляется и «вместо идеального рынка мы получаем множество локальных взаимных монополий»5. При этом, конечно же, следует понимать, что стремление к селективности образования объясняется, в числе прочих, и чисто коммерческими интересами вуза, когда школьникам подшефных учреждений предоставляются дополнительные («эксклюзивные») услуги, включая неоднократные репетиционные экзамены, обучение в воскресных школах при вузе и занятия с «надежными» репетиторами.

2. Расширение набора специальностей и специализаций

Несмотря на то что высшее образование становится более доступным для основной массы потребителей, спрос на «элитное» образование не исчезает. Престижность вуза определяется при этом не строгими формальными критериями, а внешними оценками потребителей в виде рейтинговых показателей. По мнению специалистов, критериями качества образования, по которым следует проводить его оценку, являются содержание образования, уровень подготовки специалистов, трудоустройство выпускников, профессорско-преподавательский состав, информационно-методическое

обеспечение, материально-техническая база, используемые образовательные технологии, научная деятельность6.

С точки зрения подобного подхода к потребительскому спросу к «элитным» вузам в Нижнем Новгороде можно отнести Нижегородский государственный лингвистический университет (особенно в связи с массовым спросом на владение иностранными языками), Нижегородскую государственную медицинскую академию (НГМА) (которая демонстрирует стабильно высокие конкурсы на протяжении всех лет существования вуза), Нижегородский государственный университет (особенно экономические и юридические специальности) и Нижегородский коммерческий институт. Многие вузы, такие как Нижегородский филиал Высшей школы экономики (ВШЭ), Международный институт экономики, права и менеджмента (МИЭПМ), не дотягивают до «элитности» по ряду показателей, среди которых — уровень профессорско-преподавательского состава (ВШЭ), уровень маркетинговых и рекламных усилий по формированию должного имиджа вуза (МИЭПМ).

Дополнительным механизмом повышения конкурентоспособности вузов и одновременно источником получения дополнительной прибыли на региональном рынке является открытие престижных специальностей, которые пользуются повышенным потребительским спросом. Поскольку в предоставлении своих услуг вузы чаще всего ориентируются не на конечного потребителя (фирмы, предприятия), а на промежуточного (абитуриенты и их родители), то ориентация услуг направлена на определенные образовательные потребности именно этой категории. Удовлетворение массового потребительского спроса заставляет вузы стихийно открывать новые специальности и специализации, практически не ограничивая количественный прием на них. В результате возникает кризис перепроизводства по некоторым специальностям. В Нижнем Новгороде на протяжении 1997—2003 гг. проявляется устойчивый интерес к гуманитарным и экономико-управленческим специальностям и

направлениям. Самый большой конкурс в 2003 г. был на экономико-управленческие (почти 10 чел. на 1 бюджетное место) и гуманитарные (8,9 чел. на 1 место) специальности.

Распределение приема студентов по специальностям в 2003 г. носило следующий характер (%):

— экономико-управленческие — 21,5,

— строительные — 17,9,

— гуманитарные — 15,0,

— педагогические — 16,0,

— технические — 12,2,

— естественно-научные — 6,5,

— медицинские — 2,7,

— сельскохозяйственные — 2,1,

— прочие — 6,0 %.

Повышенный спрос на экономикоуправленческие специальности, а также на гуманитарные направления (РЯ и международные отношения) привел к тому, что большое количество нижегородских вузов расширили перечень предлагаемых специальностей, учитывая потребительский спрос. Например, специалистов бизнес-сферы готовят в Нижнем Новгороде в 11 государственных вузах. Именно в сфере экономических и юридических специальностей на сегодняшний момент и наблюдается проблема перепроизводства. Фактически это означает, что надежные механизмы обратной связи между вузами и рынком труда отсутствуют, равно как и система обратной связи руководства вузов с выпускниками в целях ознакомления с результатами их последующего трудоустройства, а также анализа их востребованности на региональных трудовых рынках. Маркетинговый анализ внешней среды вуза (особенностей регионального развития, сложившейся ситуации на рынке труда, оценок кадрового потенциала, соответствия потенциала вуза требованиям регионального рынка) помог бы кардинально решить подобные проблемы.

Увеличение набора специальностей и специализаций создает широкую конкурентную среду на региональном рынке образовательных услуг, что должно приводить к повышению качества предоставляемого продукта. Однако на практике это часто не происходит. Можно выделить

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

следующие причины снижения качества подготовки выпускников по новым специальностям в нижегородских вузах:

— количественный прием на открывающиеся специальности, как и методика преподавания, чаще всего не продуман;

— нередко новые специальности лицензируются вузами в отсутствие необходимых преподавателей, которые в состоянии обеспечить образовательный процесс на высоком уровне;

— структурные изменения не успевают за расширением направлений подготовки студентов. Чаще всего эта проблема касается создания выпускающих профильных кафедр, ответственных за новые направления, которые, однако, вузам не всегда удается вовремя сформировать (например, в НГЛУ отсутствует кафедра журналистики, в то время как первый выпуск студентов этой специальности уже прошел).

3. Программы обучения для иностранных студентов

Весьма достоверным критерием качественного образования является спрос на него со стороны граждан высокоразвитых стран, который в настоящее время в Нижнем Новгороде весьма невелик. Поэтому говорить о превращении региональной образовательной сферы в предмет экспорта пока еще слишком рано. Это тем более печально в свете реального приближения России к вступлению в ВТО, которая включила образование в список услуг, предоставление которых будет регулироваться специальными положениями. Мировой рынок образовательных услуг, по прогнозам экономистов, к 2005 г. достигнет 90 млрд дол. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. В ситуации, когда основная конкуренция в сфере предоставления образовательных услуг развернулась между странами ЕС, Америкой и Японией (где обучаются свыше 4/5 всех иностранных студентов7), на долю России остаются в основном выходцы из стран СНГ и государств Азии, Африки и Латинской Америки. Но даже и на этом рынке мы несем существенные потери,

поскольку доля студентов из ближнего зарубежья постоянно уменьшается за счет оттока граждан Грузии и Украины, предпочитающих обучаться в странах ЕС и Северной Америки. Доля российских вузов на международном рынке образовательных услуг составляет 2,5 %, что, по мнению специалистов, не соответствует значительному образовательному потенциалу России.

Специализация иностранных студентов, обучающихся в Нижегородском регионе, распределяется следующим образом (%):

— врач — 33,3,

— инженер — 29,2,

—гуманитарные специальности — 11,0.

Наибольшее количество иностранных студентов обучает в настоящий момент медицинская академия. Факультет обучения иностранных граждан НГМА был открыт в 1992 г. За 11 лет факультет выпустил 130 врачей — граждан стран дальнего зарубежья, 32 клинических ординаторов и подготовил 1 кандидата медицинских наук. В 2003/04 учебном году в НГМА обучалось 274 студента из 24 стран мира. Самый большой приток иностранных слушателей и студентов — из Шри-Ланки и Малайзии (более 80 чел.).

Вслед за медицинской академией программы для обучения иностранных студентов стал разрабатывать Нижегородский государственный университет, причем с гораздо большей ориентацией на страны Северной Америки и ЕС. С 1994 г. в ННГУ действует «Программа русского языка, истории и культуры», в рамках которой дважды в год в Нижний Новгород для обучения приезжают группы американских и канадских студентов (всего за этот период было принято 150 студентов и 53 преподавателя из вузов Коалиции христианских колледжей и университетов США и Канады).

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) ведет обучение иностранных студентов по 6 специальностям. Для их успешной адаптации в ННГАСУ действует Центр предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан, где

студенты проходят курс русского языка, так как обучение в вузе ведется исключительно на русском. Примерно на таких же принципах развивает обучение иностранных граждан Волжская государственная академия водного транспорта, которая также на первом этапе предлагает интенсивный курс русского языка, а на втором — обучение по выбранным специальностям (тоже только на русском языке).

Тот факт, что большинство вузов Нижнего Новгорода, предоставляющих свои образовательные услуги международной аудитории, пока не могут предложить иностранным студентам обучение на языках, отличных от русского, затрудняет продвижение образовательных услуг на международный рынок. Для успешной конкуренции вузы должны предлагать курсы, которые читались бы на языках международного общения. Большой прорыв в этом направлении осуществлен в НГМА, где с 1998 г. преподавание осуществляется с интенсивным использованием английского языка. ННГУ пытается приобщать к обучению иностранцев только преподавателей, владеющих английским языком на высоком уровне, но таковых, как правило, не хватает, поэтому приходится обращаться к переводчикам, что, несомненно, затрудняет процесс прямого общения преподавателей и студентов. На общем фоне выделяется Нижегородский государственный лингвистический университет, где, по понятным причинам, проблем с языковой подготовкой преподавателей обычно не возникает. Однако следует учитывать, что большая часть программ для иностранных студентов в НГЛУ нацелена все же на обучение русскому языку, а по остальным направлениям гуманитарных дисциплин иностранные студенты обучаются довольно редко (не более 10 студентов в год).

В качестве другой причины относительно низкого коэффициента иностранных учащихся в нижегородских вузах следует назвать непродуманную линию поведения руководства вузов по их привлечению (отсутствие эффективной РЯ-стратегии, недостаточное освещение деятельности вузов на сайтах, слабые

дальнейшие связи со своими выпускниками). Все эти недочеты приводят к тому, что основными потребителями образовательного продукта нижегородских вузов являются выходцы с Ближнего Востока и африканских стран. Ни один из вузов Нижнего Новгорода не учреждает собственных стипендий для обучения иностранных студентов, хотя подобная практика уже существует в вузах некоторых экс-социалистических стран (в частности, Польши), заинтересованных в пропаганде своих образовательных и исследовательских возможностей. Усиливающаяся коммерциализация российского высшего образования, тем не менее, недостаточно подталкивает субъектов регионального рынка образовательных услуг к поиску эффективных механизмов повышения спроса на свою продукцию на международном уровне. Связано это отнюдь не с дефицитом финансовых средств и отсутствием инвестиций в образование, а в первую очередь с плохой маркетинговой и рекламной деятельностью нижегородских вузов, что негативно сказывается на международной конкурентоспособности учебных заведений.

Перспективы развития вузовских

учебно-академических сообществ в регионах России

Подводя итоги, можно сформулировать ряд обобщений, отдельные из которых имеют практическую направленность.

1. Необходимы более эффективные усилия по включению нижегородских вузов в глобальные связи. Только глобализация знания позволит избежать превращения нижегородских вузов в провинциальные учебные заведения. Ректоратам вузов важно найти разумные пропорции между индивидуальностью и институциональной кооперацией, между сохранением региональной специфики и более глубоким вовлечением в процессы глобализации.

2. Нужно внедрять новые управленческие технологии в учебно-академическую сферу, иными словами, научиться управлять интеллектуальным капита-

лом в регионе для расширения профессиональных горизонтов.

3. Требуется дебюрократизация учебно-академического пространства. Это касается взаимоотношений как внутри вузов, так и по линии «вузы — министерство».

4. Необходимо регулярно производить оценку деятельности вуза с привлечением внешней экспертизы. Такого рода «интеллектуальный аудит» по критериям, соответствующим глобальным стандартам, может стать важным элементом адаптации вузов к усиливающейся конкуренции.

5. Важно поддерживать продолжение процессов диверсификации высшего образования в регионе с сохранением индивидуальности каждого вуза. Для этого следует правильно расставлять приоритеты и при выборе линии стратегического развития, и при распределении средств финансирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Для региональных вузов остро стоит проблема институциональной интеграции. Нижегородским вузам не свойственно корпоративное единство, что приводит к практическому отсутствию универси-

тетского лобби на уровне регионального процесса принятия решений. Учебно-академические сообщества должны осознать себя как «группы интересов» и начать отстаивать эти интересы на различных этажах власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Российскую науку и образование поддерживают МИОНы // ИФ «Новости гуманитарных технологий» (http://www.gtnews.ru/cgi/news/ view.cgi?goto=16681).

2 См.: Aviezer Tucker. Higher Education on Trial Introduction // EECR. 2000. Vol. 9, № 3.

3 См.: Evaluation of the Strengthening Economic Think Tanks Programm. A USAID Programm Cooperative Agreement № 118-A-00-99-00142-00. Moscow, Russia. November 29, 2001.

4 См.: Наука получать. Центр стратегических разработок. Северо-Запад (http://www.csr-nw.ru/ publications.php?code=337).

5 Щукин Я. Реформа образования и либералы // Неприкосновенный запас. 2001. № 5 (19).

6 См.: Шафранов-Куцев Г.Ф., Деревнина А.Ю. Качество образования в стратегии управления классическим университетом // Экономика. Социология. Менеджмент. Образовательный портал (http://ecsocman.edu.ru/db/msg/145363).

7 См.: Шереги Ф., Дмитриев Н., Арефьев А. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Сайт ЦСИ ПФО (http://antropotok.archipelag.ru/ text/ad12.htm).

Поступила 01.06.04.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

А.А. Темербекова, доцент кафедры алгебры, геометрии и МПМ, директор Центра дополнительного образования Горно-Алтайского государственного университета

В статье дается характеристика природно-климатических, экологических, социально-экономических особенностей Республики Алтай, рассматривается их влияние на формирование образовательной среды региона. Доказывается, что особенности Республики Алтай (многонациональный состав и низкая плотность населения; преобладание аграрного сектора производства; достаточно сложные природно-климатические условия; высокая экологическая напряженность; многообразие национальных и религиозных традиций и обычаев и др.) существенно влияют на формирование социального фундамента республики.

A description of natural, climatic, ecological, socioeconomic peculiarities of the Altai Republic and their influence on formation of the academic environment of the region is given in the article. The particular features of the Altai Republic (multi-national population and low population density, predominance of agricultural produce sector, adverse weather and climate conditions, growing ecological problems, wide variety of ethnic and religious traditions and customs, etc.) make a considerable impact on formation of the republic’s social base.

Республика Алтай — «российский зон и культурных миров. Известным во

Тибет»— находится в центре Евразии на всем мире, особо охраняемым террито-

стыке нескольких государств, природных риям республики (Алтайский и Катун-

© А.А. Темербекова, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.