Научная статья на тему 'Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников'

Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4914
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СРЕДСТВО / ПРИЕМ / COGNITIVE INTEREST / YOUNGER SCHOOL STUDENT / MEANS / RECEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна, Калюлина Виктория Алексеевна, Минаева Елена Викторовна

В данной работе на основе анализа современных психолого-педагогических исследований обобщены средства и приемы формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы, эффективность которых экспериментально доказана. Авторами статьи раскрыто современное понимание познавательного интереса, акцентировано, что проблема его формирования у младших школьников освещается преимущественно фрагментарно. Определено, что в большинстве работ изучены возможности учебной деятельности как средства формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов, обобщены условия, обеспечивающие, по мнению современных исследователей, позитивное влияние учебной деятельности на познавательный интерес детей. Сделан вывод, что в качестве эффективных средств формирования познавательного интереса у младших школьников наряду с учебной выступают проектная и внеучебная деятельности. В рамках каждого вида деятельности выделены конкретные приемы, актуализирующие и развивающие познавательный интерес у учащихся начальных классов. Отмечена практическая значимость материалов статьи, необходимость дальнейшего изучения проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective tools and techniques of formation of cognitive interest at younger school students

In this work on the basis of the analysis of modern psychology and pedagogical researches means and methods of formation of cognitive interest at pupils of elementary school whose efficiency is experimentally proved are generalized. Authors of article have disclosed modern understanding of cognitive interest, is accented that the problem of his formation at younger school students is covered mainly fragmentary. It is defined that in the majority of works possibilities of educational activity as means of formation of cognitive interest at pupils of initial classes are studied, the conditions providing, according to modern researchers, positive influence of educational activity on cognitive interest of children are generalized. The conclusion is drawn that at younger school students along with educational act as effective remedies of formation of cognitive interest design and nonlearning activity. Within each kind of activity the concrete receptions staticizing and developing cognitive interest at pupils of initial classes are allocated. The practical importance of materials of article, need of further studying of a problem of formation of cognitive interest at younger school students is noted.

Текст научной работы на тему «Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 70-73.

удк 373.3 Н. В. Иванова, В. А. Калюлина, Е. В. Минаева

Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников

В данной работе на основе анализа современных психолого-педагогических исследований обобщены средства и приемы формирования познавательного интереса у учащихся начальной школы, эффективность которых экспериментально доказана. Авторами статьи раскрыто современное понимание познавательного интереса, акцентировано, что проблема его формирования у младших школьников освещается преимущественно фрагментарно. Определено, что в большинстве работ изучены возможности учебной деятельности как средства формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов, обобщены условия, обеспечивающие, по мнению современных исследователей, позитивное влияние учебной деятельности на познавательный интерес детей. Сделан вывод, что в качестве эффективных средств формирования познавательного интереса у младших школьников наряду с учебной выступают проектная и внеучебная деятельности. В рамках каждого вида деятельности выделены конкретные приемы, актуализирующие и развивающие познавательный интерес у учащихся начальных классов. Отмечена практическая значимость материалов статьи, необходимость дальнейшего изучения проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников.

Ключевые слова: познавательный интерес, младший школьник, средство, прием

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017

No. 6 (30). pp. 70-73. kix/i w i-\/a/i

N.V. Ivanova, V.A. Kalyulina, E.V. Minayeva

Effective tools and techniques of formation of cognitive interest at younger school students

In this work on the basis of the analysis of modern psychology and pedagogical researches means and methods of formation of cognitive interest at pupils of elementary school whose efficiency is experimentally proved are generalized. Authors of article have disclosed modern understanding of cognitive interest, is accented that the problem of his formation at younger school students is covered mainly fragmentary. It is defined that in the majority of works possibilities of educational activity as means of formation of cognitive interest at pupils of initial classes are studied, the conditions providing, according to modern researchers, positive influence of educational activity on cognitive interest of children are generalized. The conclusion is drawn that at younger school students along with educational act as effective remedies of formation of cognitive interest design and nonlearning activity. Within each kind of activity the concrete receptions staticizing and developing cognitive interest at pupils of initial classes are allocated. The practical importance of materials of article, need of further studying of a problem of formation of cognitive interest at younger school students is noted.

Keywords: cognitive interest, younger school student, means, reception.

качестве одной из основных характеристик выпускника начальной школы, заявленной в федеральном государственном стандарте начального общего образования, названа любознательность, активность и заинтересованность в познании мира [16, с.7]. Достижение данного требования ФГОС, а также обеспечение положительного отношения к учению и освоения образовательной программы невозможно без целенаправленного формирования у младших школьников познавательного интереса. В настоящий момент в психолого-педагогической науке понимание сущности познавательного интереса не ограничивается его рассмотрением как значимого мотива учения, познавательный интерес трактуется более широко как интегральное личностное образование, выражающее субъектное отношение человека к получению новых знаний об объективной окружающей действительности [1, 2, 9]. В большинстве психолого-педагогических публикаций освещается одно из направлений, средств, методов, приемов формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов. Таким образом, информация по проблеме представлена преимущественно фрагментарно. Целью нашей работы является обобщение средств и приемов формирования познавательного интереса у младших школьников, эффективность которых доказана экспериментально. Для реализации поставленной цели были рассмотрены и проанализированы диссертационные психолого-педагогические исследования, публикации в профильной периодической печати.

В первую очередь, по результатам анализа отметим, что в преобладающем большинстве работ раскрыты богатые возможности учебной деятельности для формирования у младших школьников познавательного интереса. Эффективность учебной деятельности как средства формирования познавательного интереса, по мнению современных авторов, связана с соблюдением ряда условий:

• построение активных взаимоотношений учителя и учащихся в ходе учебного процесса, организация совместной детской деятельности [2, 9],

• осуществление учебного процесса с учетом оптимального уровня развития учащихся [7],

• применение индивидуального подхода на уроках [6],

• поддержание эмоциональной атмосферы в классе [7],

• создание на уроках проблемных ситуаций [11];

• отбор содержания, требующего от детей поиска недостающей и интересующей их информации [10],

• сочетание в процессе обучения упражнений аналитического, конструктивного и

продуктивного характера [8];

• увеличение степени самостоятельности учащихся в решении учебных задач [10].

Приемы формирования познавательного интереса в рамках учебной деятельности в начальной школе весьма вариативны: уроки путешествия, творческие задания на предметном материале, прием драматизации, дидактические игры, деловые игры, интерактивные игры, анаграммы, философские задачи, различные головоломки и другие.

Так, А.А. Павлова и Г.С. Щеголева предлагают формировать познавательный интерес у младших школьников на уроках русского языка с помощью сочинений лингвистических миниатюр. По результатам экспериментального исследования авторов, работа над сочинениями лингвистической тематики не только позволяет обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о тех или иных языковых понятиях и явлениях, развивает речь учащихся, но и способствует повышению деятельного познавательного интереса к изучению русского языка [10].

А.С. Мазниченко рекомендует при изучении нового материала по русскому языку использовать формат урока экскурсии (путешествия). Автор утверждает, что данный прием способствует актуализации и систематизации знаний учащихся, привлекает внимание детей к нестандартным словам, особенностям их строения, а форма экскурсии способствует развитию кругозора учащихся, что помогает формировать познавательный интерес младших школьников [7].

С.А. Сидорова предлагает использовать дидактические игры для развития познавательного интереса, приводя примеры грамматических игр и занимательных упражнений, используемых на уроках русского языка [13].

Во-вторых, в качестве одного из эффективных средств формирования познавательного интереса учащихся начальных классов многие авторы предлагают использование проектной технологии. Включение младших школьников в проектную деятельность дает возможность учитывать интересы ребенка в ходе выбора темы проекта, реализовать его творческий потенциал, развивает умение пользоваться различными источниками, что помогает формировать познавательный интерес. Проектная деятельность может реализовываться на всех уроках в начальной школе. Так, например, А.С. Скифова предлагает использовать проектную технологию для формирования познавательного интереса к чтению литературы. Автор детально рассматривает такой проект как «Творчество любимых писателей» [14]. Н.Н. Замошникова в диссертационном исследовании доказывает эффективность проектной деятельности на уроках математики как средства развития познавательного интереса младших школьников [3]. Г.В. Алябушева, Н.В. Иванова рассматривают развивающий потенци-

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

ал междисциплинарных и внеурочных проектов для становления познавательного интереса у учащихся начальных классов [1, 4,5]. В качестве эффективных приемов формирования познавательного интереса младших школьников в рамках проектной деятельности на основе анализа литературы можно отметить: мозговой штурм, декомпозицию темы, запрос о помощи в решении социальной или практической проблемы, сбор информации по теме проекта у экспертов, специалистов (работников музея, библиотекарей, учителей-предметников), составление и проведение детьми интервью, анкетирования.

В-третьих, в отдельных исследованиях раскрыты возможности формирования познавательного интереса младших школьников посредством внеурочной деятельности. В работе М.С. Якимовой в качестве приема активизации и целенаправленного развития познавательного интереса в рамках внеурочной деятельности представлены экскурсионные занятия на разном фактическом материале и с вариативной демонстрацией экскурсионного объекта. Отметим, что экскурсии рассматриваются автором как «особый вид познавательной деятельности учащихся, который направлен на самообразование и саморазвитие» [15, с. 123].

В диссертационном исследовании П.И. Семеновой доказана эффективность внеурочных коллективных воспитательных дел для формирования познавательных интересов младших школьников [12]. При этом автор подчеркивает необходимость осуществления содержательного структурирования воспитательного дела в опоре на источники добывания информации (научно-справочную, художественную и учебную литературу). Так, в качестве примера П.И. Семенова указывает, что воспитательное дело «Праздник Рукодельницы» может основываться на русской

народной сказке «Рукодельница и Ленивица». Более усложненный вариант воспитательного дела создается при одновременном использовании разных познавательных источников, например в создании логической основы темы дела «Праздник Птиц» могут быть использованы произведения В. Гауф «Рассказ о Калифе-аисте», Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», Э. Шим «Соловей и вороненок».

Таким образом, проведенный нами анализ современных психолого-педагогических исследований отечественных авторов позволил установить, что в качестве эффективных средств формирования познавательного интереса у младших школьников выступают учебная деятельность (при выполнении ряда условий ее организации), проектная деятельность и внеурочная деятельность. В каждом из названных видов деятельности возможен целый спектр приемов, актуализирующих и развивающих познавательный интерес у детей.

Материалы статьи могут способствовать осмыслению современными педагогами вариативности подходов к формированию познавательного интереса у младших школьников, мотивировать к их апробации.

Подводя итоги, считаем важным подчеркнуть, что проблема формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов, в силу своей сложности и многоаспект-ности оставляет большое проблемное поле для своего дальнейшего рассмотрения. В качестве перспективных и актуальных направлений нашего исследования мы выделяем экспериментальное изучение возможностей технологии развития критического мышления и технологии «Образ и мысль» как средств формирования устойчивости и глубины познавательного интереса у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.

2. Булатова О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С.78-81.

3. Замошникова Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2006. 23 с.

4. Иванова Н.В. Организация разновозрастной проектной деятельности с участием младших школьников // Начальная школа. 2012. № 7. С. 63-66.

5. Иванова Н.В. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами проектной деятельности // Психология обучения. 2012. № 10. С. 52-60.

6. Колесова О.В. Индивидуальный подход к развитию речи младших школьников // Нижегородское образование. 2016. № 4. С. 48-52.

7. Мазниченко А.С. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в процессе изучения словообразования // Начальная школа. 2011. № 7. С. 44-49.

8. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000. 22 с.

9. Найн М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. 25с.

10. Павлова А.А., Щеголева Г.С. Сочинение лингвистической тематики как средство формирования интереса к изучению русского языка // Начальная школа. 2012. № 7. С. 34-38.

11. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 17с.

12. Семенова П.И. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной воспитательной работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. 18 с.

КЗ. Сидорова С.А. Игра как средство повышения интереса к урокам // Начальная школа. 2009. №1. С. 83-87.

1С; Скифова А.С. Творчество любимых писателей // Начальная школа. 2011. №7. С. 33-35.

15. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 122-124.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 33 с.

REFERENCES

1. Alyabusheva G. V. Development of cognitive interests of younger school students in design activity. Abstract Diss. Ped. Sci. Moscow, 2011. 23 p.

2. Bulatova O.V. Cognitive interest in structure of the general ability to the doctrine at younger school age. Elementary school plus before and after. 2009. No. 11. pp. 78-81.

3. Zamoshnikova N.N. A method of projects in training in mathematics as a development tool of cognitive interest of younger school students. Abstract Diss. Ped. Sci. Chita, 2006. 23 p.

4. Ivanova N.V. The organization of uneven-age design activity with participation of younger school students. Elementary school. 2012. No. 7. pp. 63-66.

5. Ivanova N.V. Formation of educational motivation of younger school students means of design activity. Training Psychology. 2012. No. 10. pp. 52-60.

6. Kolesova O.V. Individual approach to development of the speech of younger school students. Nizhny Novgorod education. 2016. No. 4. pp. 48-52.

7. Maznichenko A. S. Formation of cognitive interest at Russian lessons in the course of word formation studying. Elementary school. 2011. No. 7. pp. 44-49.

8. Minayeva E.V. Formation of the internal action plan at children of younger school age: Abstract Diss. Psychol. Sci. Nizhny Novgorod, 2000. 22 p.

9. Nayn M.V. Formation of cognitive interests of younger school students in joint educational activity. Abstract Diss. Ped. Sci. Magnitogorsk, 2004. 25 p.

10. Pavlova A.A., Shchegoleva G.S. Composition of linguistic subject as means of formation of interest in studying of Russian. Elementary school. 2012. No. 7. pp. 34-38.

11. Pastushkova M.A. Formation of cognitive interests of younger school students in educational activity: Abstract Diss. Ped. Sci. Moscow, 2009. 17 p.

12. Semyonova P.I. Formation of cognitive interest at younger school students in after-hour educational work: Abstract Diss. Ped. Sci. Cheboksary, 1999. 18 p.

13. Sidorova S.A. Game as means of increase in interest in lessons. Elementary school. 2009. No. 1. pp. 83-87.

14. Skifova A. S. Works of favourite writers. Elementary school. 2011. No. 7. pp. 33-35.

15. Yakimova M.S. Development of cognitive interest in younger school students in extracurricular activities. Historical and social and educational thought. 2012. No. 4. pp. 122-124.

16. Federal state educational standard of the primary general education. Moscow, Education, 2011. 33 p.

Информация об авторах Иванова Наталья Валентиновна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: ivanova30nv@yandex.ru

Калюлина Виктория Алексеевна

(Россия, Нижний Новгород) Студент. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: viktoria.kalylina.ru@yandex.ru

Минаева Елена Викторовна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: eminaeva69@mail.ru

Information about the authors

Ivanova Natalia Valentinovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, associate professor of the Department of Рsychology and Pedagogy of preschool and primary education. Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: ivanova30nv@yandex.ru

Victoria Alekseevna Kaljulina

(Russia, Nizhny Novgorod) Student. Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: viktoria.kalylina.ru@yandex.ru

Minaeva Elena Viktorovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences, associate professor of the Department of Рsychology and Pedagogy of preschool and primary education Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University). E-mail: eminaeva69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.