Научная статья на тему 'Эффективность воспитательного процесса в формировании нравственных качеств студентов средствами этнопедагогики'

Эффективность воспитательного процесса в формировании нравственных качеств студентов средствами этнопедагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ЛИЧНОСТИ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морданова Светлана Мугтасимовна

Отражены пути решения и актуальность назревшей в наше время проблемы. Раскрыт потенциал формирования нравственных качеств студентов путем использования средств этнопедагогики, проанализированы основные аспекты воспитательного процесса в учебных учреждениях Республики Казахстан, освещены вопросы исследования по исследуемой теме. Охарактеризован образовательный процесс в учебном учреждении, приведены соответствующие плану мероприятия, способствующие формированию нравственных качеств. Приведены результаты исследования по формированию нравственных качеств средствами этнопедагогики.В качестве обсуждения результатов исследования рассматриваются точки зрения ученых на формирование интеллектуальной элиты Казахстана как активного проводника межкультурных контактов и межэтического диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS IN FORMING THE MORAL QUALITIES OF STUDENTSBY ETHNOPEDAGOGICAL TOOLS

Topicality of the problem and possible solutions are discussed. The potential of forming moral qualities by means of ethnopeadgogical tools is shown, the main aspects of educational process in educational institutions of the Republic of Kazakhstan are analyzed. Educational process in the college is characterized, suitable arrangements to the action plan of forming the moral qualities by means of ethnopedagogy are listed. Research outcomes on the formation of moral qualities via ethnopedagogical tools are presented. Opinions of scholars on the formation of intellectual elite in Kazakhstan as an active conductor of cross-cultural contacts and inter-ethnic dialogue are discussed.

Текст научной работы на тему «Эффективность воспитательного процесса в формировании нравственных качеств студентов средствами этнопедагогики»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 37 04 D°I 10.7442/2071-9620-2015-1-129-135

ББК 74.480.0

С.М. Морданова

(Костанайский социально-технический колледж, г. Костанай, Республика Казахстан)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Отражены пути решения и актуальность назревшей в наше время проблемы. Раскрыт потенциал формирования нравственных качеств студентов путем использования средств этнопедагогики, проанализированы основные аспекты воспитательного процесса в учебных учреждениях Республики Казахстан, освещены вопросы исследования по исследуемой теме. Охарактеризован образовательный процесс в учебном учреждении, приведены соответствующие плану мероприятия, способствующие формированию нравственных качеств. Приведены результаты исследования по формированию нравственных качеств средствами этнопедагогики.

В качестве обсуждения результатов исследования рассматриваются точки зрения ученых на формирование интеллектуальной элиты Казахстана как активного проводника межкультурных контактов и межэтического диалога.

Ключевые слова: Ассамблея народа Казахстана, этнопедагогика, этнокультура, общекультурный интеллект личности, этнопедагогическая среда, толерантность.

EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS IN FORMING THE MORAL QUALITIES OF STUDENTS BY ETHNOPEDAGOGICAL TOOLS

Topicality of the problem and possible solutions are discussed. The potential of forming moral qualities by means of ethnopeadgogical tools is shown, the main aspects of educational process in educational institutions of the Republic of Kazakhstan are analyzed. Educational process in the college is characterized, suitable arrangements to the action plan of forming the moral qualities by means of ethnopedagogy are listed. Research outcomes on the formation of moral qualities via ethnopedagogical tools are presented. Opinions of scholars on the formation of intellectual elite in Kazakhstan as an active conductor of cross-cultural contacts and inter-ethnic dialogue are discussed.

Key words: Assembly of the People of Kazakhstan, ethnopedagogy, ethnic culture, cultural intelligence, personality, ethnopedagogical Wednesday, tolerance.

го

<u с о

X

S.M. Mordanova I

(Kostanay, Social-Technical College, Kostanay, Republic of Kazakhstan)

m I— о

<u

О

m

о

<u

ro ^

о °

<u m

IT I—

О о

cx <u

о я

о ьг 1_

0 X

1 _0 -0 X Ц X

<U <u

£ °

s rn

У ^

2 * Ш

5 £

° £

^ Я

g a.

<u

-& о -&

О m

го ш

0

1

го ч

о

о

Напряженность в межнациональных отношениях обнаружила ограниченность прежних представлений о нерушимой дружбе народов [1]. В современных условиях воспитание нравственных качеств внутри учебного учреждения и формирование их у будущего гражданина, живущего в согласии с представителями других национальностей, - очень важная задача, так как студенты - это многонациональная социальная группа. Они входят в жизнь с определённым уровнем знаний и умений, которые в последующем становятся для них важным ориентиром в процессе общения в разнонациональных коллективах.

Существенно значима в данное время проблема совершенствования морально психологической обстановки в полиэтническом коллективе в процессе приобщения студентов к ценностям общества, создания условий для реализации нравственного поведения, основой которого являются национальные и общечеловеческие ценности. Молодежная среда более всего подвержена негативному воздействию экстремистской идеологии [2]. Несмотря на то, что все сферы жизнедеятельности учебного учреждения проецируются на межнациональные отношения, воспитании патриотизма и ответственности, педагогические механизмы управления этими процессами исследованы недостаточно. Учебные заведения исследованием этой проблемы занимаются недостаточно, но педагогическая наука не предлагает вариантов решения назревшей проблемы. По мнению И.З. Глик-мана, распространенная воспитательная работа давно уже приобрела явно дидактический характер, слабо разработаны основные подходы в решении вопросов воспитательной работы в многонациональных ученических коллективах [3]. А.Е. Дружинина считает, что «образовательные учреждения .... традиционно характеризуются интолерантностью, направленностью на формирование. нормативных представлений о социуме, поведении в нем и ценностях» [4].

В конкурентной борьбе за влияние на обучаемых педагоги проигрывают улице, телевидению и даже криминальным группировкам, так как в своей воспитательной деятельности они смещают акцент с формирования педагогизиро-ванных общностей на проведение воспитательных мероприятий для студентов. Но, очевидно, что данные мероприятия (их количество, направленность, форма, содержание) вторичны и оказывают серьёзное воспитывающее влияние на студента лишь тогда, когда тот ощущает свою общность с теми, кто проводит или олицетворяет собой эти самые мероприятия. Обобщая сказанное, приходим к выводу, что воспитательный эффект колледжа станет гораздо большим, если в рамках организуемых им различных видов внеучебной деятельности педагогом и обучаемым будут осуществляться такие мероприятия, которые станут основанием формирования нравственных качеств.

Мы, актуализируя данный вопрос, приведем доказательное утверждение Л.И. Маленковой: «для всех времен и народов воспитание - важнейшее явление духовной жизни», основной целью современного воспитания должно стать открытие «человеческого в человеке» [цит. по 3]. Решить эту задачу можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающего поколения прогрессивные традиции народов Казахстана, сопоставляя различные педагогические системы.

Изменения, которые происходят в культурной, политической и общественной жизни Республики Казахстан требуют от учебных заведений постоянного совершенствования своей работы. Как подчеркивается в документах Правительства и Министерства образования и науки Республики Казахстан, в эпоху стремительного экономического роста необходимо повышать уровень педагогического образования для воспитания здорового, культурного, высоконравственного подрастающего поколения. В

статье 11 Закона «Об образовании» Республики Казахстан задача воспитания определяется как формирование прочных основ нравственности [3]. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии». Не случайно в Программе «Казахстан-2030» в качестве приоритетного направления выделяется формирование нового типа членов общества: ответственных, энергичных, высокообразованных, хорошо владеющих казахским, русским и английским языками, обладающих прекрасным здоровьем, являющихся патриотами своей процветающей, быстрорастущей страны. В Законе о молодежной политике Республики Казахстан уделяется большое внимание приобщению молодежи к духовной культуре своего народа, укреплению атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе, которые должны сформировать у молодого поколения чувство гордости за свою страну.

Одним из главных инструментов национальной политики стала созданная в 1995 году Ассамблея народов Казахстана, объединяющая «820 этнокультурных объединений», которую назвали «вну-триказахстанской моделью ООН». Их руководители входят в состав АНК, а также малых ассамблей, 46 этносов имеют свои этнокультурные центры.

В 2011 году принято положение «Об Ассамблее народа Казахстана», одна из задач которой - разработка и реализация мер в сфере межэтнической толерантности и общественного согласия, развитие государственного и других языков народа Казахстана. Казахстанская модель строится на принципах дружбы, согласия, толерантности и совместного достижения стратегических целей. Разработан проект Стратегии развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года. Как указал Н.А. Назарбаев, «межнациональные отношения в Казахстане в сфере культуры не существуют в абстрактном пространстве политической теории. Они реализуются, по крайней мере, на четы-

рех уровнях - в межличностных отношениях, на уровне организованных через национально-культурные центры этнических групп, что получило логическое завершение в деятельности Ассамблеи народов Казахстана, на уровне общенациональных государственных структур, законодательно достаточно четко отрегулированных и на уровне региональных и субрегиональных культурно - цивилиза-ционных, в частности, особенно распространенных в казахстанских условиях ислама и христианства.

На наш взгляд, одним из условий эффективности формирования нравственных качеств является использование средств этнопедагогики. Как все народы «.равноценны именно своей непохожестью друг на друга, как инструменты мирового оркестра культуры.», так и все национальные системы воспитания, устанавливая разные приоритеты в целях и средствах воспитания, являются не равноценными, но одинаково необходимыми для развития всего социума через оптимизацию отношений личности и общества.

Формирование нравственных качеств в русле этнопедагогики изучалось в диссертациях Ж.С. Хасановой, С.К. Абильдиной, УМ. Абдигапбаро-вой, А.А. Аманжоловой, Л.А. Булетовой, Ж.Т. Сарыбековой, А.Ж. Утешевой. Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного воспитания нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Педагогические традиции разных народов исследовались в работах ученых В.С. Болбас, М.М. Гаса-нов, Е.В. Кокшарова, Б.А. Александровой, З.П. Васильцовой, Г.С. Виноградова, О.П. Фетисовой, Р.С. Исрафилова, С.П. Бе-ловоловой; В.П. Анискова, В.Т. Афанасьева, А.П. Беликовой, Н.А. Миненко, А.В. Мордовской.

Однако, несмотря на разнообразие аспектов рассмотрения, затрагивающих вопросы формирования нравственных качеств студентов, проблема формирования морально-этических норм в процес-

го о

о ф

^

о

го

ч

ф

с

0

1

го т н о

ч

ф

О

т

о

ф

5 Ь

т н

0 ф

Т

го

^

X .0

1

_0

5 ф

ф

о ш го

I

го т о

о

О т

се учебно-воспитательной деятельности в колледжах не стала предметом специального изучения. Наблюдается пробел в использовании потенциала и возможностей внеурочной работы. Вместе с тем ,вопросы формирования нравственных качеств обучаемых на основе этнопе-дагогики исследованы недостаточно, а педагогический опыт народа, средства, формы и методы еще не стали предметом серьезного изучения в воспитании студентов в рамках программы колледжа.

Проанализировав образовательный процесс в учебных учреждениях, делаем вывод, тождественный утверждению З. Нигматова «во внеклассной работе использование традиций, идей и опыта народной педагогики носит эпизодический характер», но, согласно И.Н. Полынской, обращение к национальной культуре и искусству - это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить её к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей всё живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку». Мы согласны с утверждением В.Н. Клепикова «во внеклассной деятельности мы непосредственно входим на ценностно-смысловой уровень, где знания, умения и навыки приобретают личную значимость для ребенка» [цит. по 2].

Чтобы иметь более чёткое представление (на констатирующем этапе) о роли и месте формирования нравственных качеств средствами этнопедагогики был проведён опрос 120 преподавателей. Исследование показывает, что 10% из них применяют средства этнопедагогики в целях формирования нравственных качеств учащихся от случая к случаю; 45% смогли частично раскрыть сущность понятия «формирование нравственных ка-§ честв средствами этнопедагогики».

Проведённое исследование говорит о о том, что недооценка преподавателями ^ эффективности средств этнопедагоги-Ь ки является причиной недостаточного

внимания к воспитанию нравственных качеств и развитию личности. Каждое педагогическое воздействие важно направлять не только на нравственное совершенствование студентов, но и на получение данных об их нравственном развитии и эффективности педагогического стимула.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Сказанное обуславливает актуальность на практико-методическом уровне исследования - необходимостью рассмотрения сущности формирования нравственных качеств средствами эт-нопедагогики в учебно-воспитательном процессе, недостаточной реализацией возможностей средств этнопедагогики, и, как следствие, - потребностью в разработке модели, которая, по мнению Е.А. Гнатышиной, является «способом получения объективно новой информации об исследуемом явлении с помощью построения вспомогательной системы знаково-символических средств» и обеспечивает формирование [4, с. 164] нравственных качеств личности в образовательном процессе, что связано с нерешенностью данной проблемы в педагогической теории и практике.

В ходе исследования нами выявлено, что в экспериментальных учебных заведениях воспитание осуществляется разными методами, средствами, но нет системы в формировании нравственных качеств средствами этнопедагогики, не охвачены все направления учебно-воспитательного процесса колледжа.

Анализ практического опыта воспитательной работы по формированию нравственных качеств средствами этно-педагогики экспериментальных колледжей показал систематическое проведение внеклассных мероприятий. Но часто мероприятия не несут познавательного смысла, студенты являются зрителями, не желая участвовать в процессе проведения, лишь небольшая часть обучае-

мых, которые входят в актив, принимают участие в организации.

В рамках исследования нами спроектирована программа формирования нравственных качеств средствами этно-педагогики и внедрена в воспитательный процесс Костанайского социально-технического колледжа.

На формирующем этапе исследования после проведенной целенаправленной работы на основе построенной модели формирования нравственных качеств средствами этнопедагогики у студентов возрос интерес к изучению народных традиций и обычаев, устного народного творчества. Обучаемые принимали активное участие в мероприятиях, проводимых Домом Дружбы, в национальных праздниках, с интересом изучали историю, культуру, разных народов, усвоили значение нравственных категорий «ответственность», «патриотизм», «толерантность», включились в разные виды деятельности, овладели поликультурными, коммуникативными компетенциями, увеличилось количество студентов, овладевших государственным языком. Освоение нравственного опыта народа, овладение знаниями родного языка, истории, культуры своего и других народов содействовало воспитанию толерантности, патриотизма и ответственности за свои поступки по отношению к представителям других национальностей. Все это указывает на повышение уровня сформированности нравственных качеств студентов средствами этно-педагогики, их самостоятельности.

Использование средств этнопедаго-гики охватили все сферы воспитательного процесса колледжа. В учебном заведении сложилась система: классные часы, внеклассные мероприятия, возрождение национальных праздников. В плане воспитательной программы отражаются и учитываются этнические, культурные, бытовые особенности национальностей, проживающих на территории Республики Казахстан. В этом отношении стало традицией проведение национальных

праздников, конкурсов. В них участвует большое количество студентов, чаще всего они бывают приурочены к какому-то событию или календарной дате (День Независимости, День национальной валюты, Наурыз, День Баян - Сулу и Козы - Корпеша). Систематически проводятся экскурсии, тематические вечера, различные конкурсы, встречи.

Сохранению национальной идентичности, формированию толерантности и ответственности студентов способствовало их «погружение» в этнокультурную и этнопедагогическую среду, создаваемую на научно-практических конференциях, проводимых в Костанай-ском социально-техническом колледже. В рамках проведения исследования Костанайский социально-технический колледж сотрудничает с областной Ассамблеей и Домом дружбы города Кос-танай, в котором зарегистрировано 17 национально-культурных центров. В процессе экспериментальной работы обучаемые принимали участие и посещали все мероприятия, проводимые центрами. Студенты приняли участие в конкурсе «Мисс Ассамблея», цель которого: показать не столько красоту девушки каждой национальности, сколько интересные обычаи и традиции, творческие номера, связанные с культурой своего народа, и владение родным языком. В целях воспитания патриотизма Домом Дружбы был проведен конкурс на знание казахского языка среди лиц некоренной национальности. Воспитанию казахстанского патриотизма, национального и гражданского самосознания, развитию активной жизненной позиции подрастающего поколения, пропаганде межнационального и межконфессионального мира и согласия в Казахстане способствовала и диалоговая площадка на тему «Дорога мира и согласия», в которой участвовали представители различных конфессий, член научно-экспертного совета Ю.А. Бонда-ренко, представители этнонациональных культурных общин областной Ассамблеи народа Казахстана, представители

го о

о ф

^

о

го

ч

ф

с

0

1

го т н о

ч

ф

О

т

о

ф Ь

т н

0 ф

Т

го

^

X .0

1

_0

5 ф

ф

о ш го

I

го т о

о

О т

молодежной областной Ассамблеи народа Казахстана (Морданова С.М., На-биева З.Р.). Воспитанию толерантности способствовал и областной фестиваль кавказской культуры, организованный азербайджанским национальным центром «Бирлик» при поддержке Управления культуры акимата Костанайской области и областной Ассамблеи Казахстана. Круглый стол на тему: «Толерантная личность как идеал гражданского общества», проведенный в группах первого курса позволил выявить и решить вопросы и проблемы взаимопонимания и взаимоотношения среди студентов, которые были решены в ходе проведения психологического тренинга «Мы дружбой народов сильны» и учебных тренингов по оценке, анализу и прогнозированию социально-политической ситуации в регионе и стране, по формированию толерантного сознания. Формированию патриотизма и толерантности способствовали и спортивные соревнования, проводимые национальными культурными центрами в дни знаменательных праздников (День Независимости, День единства, День Победы).

Заинтересовала обучаемых и встреча с представителями разных национальностей, воевавших в Афганистане, проведенная молодежным крылом татаро-башкирского центра «Дуслык» в День вывода советских войск из Афганистана. Круглый стол с лидерами молодежных крыльев национально-культурных центров (Мордановой С., Ким М.), побывавших на молодежных форумах в Казани (Республика Татарстан), Сеул (Корея), Астане, Караганде, Актюбе, Павлодаре, Усть-Каменогорске (Республика Казахстан), конференции в Евразийском университете, затронули важные проблемы в задачах формирования нравственных качеств. Традицией стало участие в националь-2 ном празднике Сабантуй, национальных я праздников Грачиная каша и Курбан -о Байрам. Задачи Сабантуя направлены на ^ сохранение традиций, развитие нацио-Ь нальной культуры, гуманизацию образо-

вания, воспитание нравственных качеств подрастающего поколения.

Воспитательный потенциал в формировании нравственных качеств студентов несут ставшие традиционными праздники: «День Независимости», «На-урыз», «День единства», - в процессе подготовки к которым студенты не только узнают обычаи и традиции различных народов, но и изучают виды национальных костюмов, блюда, готовят творческие номера (поздравления на родном языке, танцевальные композиции, исполнение народных песен).

Условия в Казахстане идеально подходят для воспитания личности, аккумулирующей нравственные отношения в обществе. Это повышает ответственность среднего специального образования за будущее Казахстана. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи формирования нравственных качеств. Студенческая среда - это одна из наиболее интенсивных зон межкультурных контактов. Именно в колледже встречаются представители самых разнообразных этнических групп, и вступают в контакт различные системы мировосприятия и миропонимания. Значит, образовательное пространство становится «школой» для обучаемых, в котором они анализируют событийные явления, существующие в реальности: конфликты между людьми, угрозы мирной жизни, учатся сотрудничеству и толерантному взаимодействию.

Таким образом, в современном обществе возникает необходимость в организации работы по формированию нравственных качеств, включающей возможность общения с представителями этнокультурных объединений, сочетающей знания в области национальных культур, осознания себя как гражданина Республики Казахстан, ориентации на нравственные качества, в частности толерантности, ответственности, патриотизма, способности к межэтническому диалогу.

Библиографический список:

1. Даумова Б.Б. Проблема формирования толерантности и диалогичности в поликультурной образовательной среде // Билим-Образование. 2010. №3. С. 120.

2. Гасанов М.М. Этнокультурный диалог как средство воспитания студенческой молодёжи // Педагогика. 2009. № 9. С. 60.

3. Гликман Н.З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. 2010. № 5. С. 260.

4. Гнатышина Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: монография. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 424 с.

5. Дружинина А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. 2011. № 6. С. 17.

Поступила 05.03.15

Об авторе:

Морданова Светлана Мугтасимовна, преподаватель общеобразовательного отделения Костанайского социально-технического колледжа (Республика Казахстан, г. Кос-танай, ул. Тарана, д. 118Б), smordanova@inbox.ru

Для цитирования: Морданова С.М. Эффективность воспитательного процесса в формировании нравственных качеств студентов средствами этнопедагогики // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 1. С. 129-135

References:

1. Daumova B.B.The problem of forming tolerance and dialogue in policultural education environment . Bilim-Obrazovanie. 2010. № 3. P. 120. [in Russian]

2. Gassanov M.M. Ethnicultural dialogue as the tool of students education .Pedagogika. 2009. № 9. P. 60. [in Russian]

3. Glikman N.Z. Praktical aspect of moral education. Narodnoie obrazovanie. 2010. №5. P. 260. [in Russian]

4. Gnatyshyna E.A. Competence based management training teachers of vocational education. SPb.: OOO «Knizhyi dom», 2008. [in Russian]

5. Druzhinina F.E. Fountation of tolerant ralations in educational commucaton. Vospitanie shkolnikov. 2011. № 6. P. 17. [in Russian]

co

<D С

о

x

го со н о

ч

ф

сх о m о

About the author:

Mordanova Svetlana Muttagasimovna, Teacher, Department of General Education, Social-Technical College, (118 B, Str. Tarana, Kostanay, Republic of Kazakhstan), smordanova@ inbox.ru

For citation: Mordanova S.M. Efficiency of educational process in forming the moral qualities of students by ethnopedagogical tools // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 1. P. 129-135

<d

Ï3 m h

о ф

Т

го

и ^

i—

0 X

1 _0 -û i

с; i

<и ф

го о о

ф j

о сх

о m го сх

ф

i

го m о ü

о

О m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.