Научная статья на тему 'Эффективность управления бизнес-образованием в высшем учебном заведении'

Эффективность управления бизнес-образованием в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / BUSINESS EDUCATION / MANAGEMENT / EFFICIENCY / EDUCATIONAL INSTITUTION / CORPORATE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базелюк В.В., Попова Е.А.

Бизнес-образование представлено в понятиях теории управления. Обоснованы структурные компоненты его рефлексивной культуры. Особое внимание уделено дидактивным параметрам технологизации обучения, личностному развитию будущих менеджеров в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базелюк В.В., Попова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MANAGEMENT OF BUSINESS EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Business education is presented in terms of management theory. The structural components of its reflexive culture are substantiated. Special attention is paid to the didactic parameters of technologization of training, personal development of future managers in higher education.

Текст научной работы на тему «Эффективность управления бизнес-образованием в высшем учебном заведении»

УДК 378

Попова Е.А., Базелюк В. В.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕМ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Бизнес-образование представлено в понятиях теории управления. Обоснованы структурные компоненты его рефлексивной культуры. Особое внимание уделено дидактив-ным параметрам технологизацин обучения, личностному развитию будущих менеджеров в высшем учебном заведении

Ключевые слова: бизнес-образование, менеджмент, эффективность, управление, учебное заведение, корпоративная личность

A A Ä

Popov а Е.А., Bazelyuk V.V.

EFFECTIVE MANAGEMENT OF BUSINESS EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Business education is presented in terms of management theory. The structural components of its reflexive culture are substantiated. Special attention is paid to the didactic parameters of technologization of training, personal development of future managers in higher education.

Keywords: business education, management, efficiency, management, educational institution, corporate personality.

& & A

Введение. В последние годы, определяемые наличием кризисных явлений в рамках национальной экономики, область профессиональной подготовки специалистов в высшей школе все более обращает на себя внимание Речь прежде всего идет о процессах перестройки биз-нес-образования с учетом современных требований и реалий мирового экономического развития[5]

Ключевая задача - повысить качество подготовки будущих спортивных менеджеров в процессе экономизации образовательного процесса и подготовки специалистов по принятию управленческих решений [1] Руководители организаций предпринимательского типа (ОПТ) должны стать эффективными предпринимателями с установкой в своей работе на деловой успех (чтобы называться бизнесменом, нужно научиться управлять произ-

водственно-коммерческой и финансовой деятельностью, улавливать различные изменения в окружающей среде, влияющие на направленность корпоративного менеджмента).

Встает вопрос резкого повышения требований к профессиональной подготовке будущих менеджеров, что, в свою очередь, вызывает необходимость пересмотра подходов к бизнес-образованию, учету социокультурных особенностей и традиций в формировании творческой личности, исходя из ценностных установок профессиональной культуры. Все это органически связано с педагогическим менеджментом вуза, его способностью отражать в своей деятельности мировые тенденции развития предпринимательства и управления, менять отношение к технологиям обучения, воспитания и развития, адаптируя их к современным требованиям к образовательному процессу.

Подчеркивая актуальность рассматриваемых нами вопросов, отметим также, что прошли те времена, когда высшие учебные заведения были стабильными государственными монополистами. Теперь они не менее других организаций предпринимательского типа (тех, для кого готовят своих выпускников) озабочены поиском источников финансирования и конкурентной борьбой. В этих вызванных жизнью условиях их успех во многом зависит от эффективной педагогической деятельности в системе бизнес-образования [4].

Важна также и активная деятельность вузов в создании собственного рынка услуг, что обеспечивается прежде всего способностью поднять уровень знаний и навыков своих педагогических менеджеров и руководителей на новую высоту, учитывать пожелания работодателей в отношении того, чтобы выпускники умели критически мыслить, находить решения и комплексно подходить к решаемым задачам в сфере бизнес-образования.

На основании изучения опыта работы высшей школы, анализа научной литературы сформулирована проблема настоящего исследования, которая определяется противоречием, состоящим, с одной стороны, в возрастающей потребности общества в совершенствовании профессиональной подготовки будущих корпоративных менеджеров в аспекте соответствующей организации управленческого общения между преподавателем и студентами, а с другой стороны, с неразработанностью педагогических условий осуществления этого процесса на практике.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

- социальным заказом общества, адаптирующегося к рыночным отношениям и приверженностью высшей школы к традиционному обучению специалистов, не способствующему развитию предпринимательского мышления и подготовке студентов к успешному осуществлению производственно-коммерческой деятельности;

- требованиями рынка к профессиональным и личностным качествам предпринимателя и недостаточной разработанностью педагогических технологий, направленных на удовлетворение данных требований,

- потребностью определения педагогических условий управленческого общения по активизации процесса подготовки корпоративной личности к предпринимательской деятельности и их размытостью в практике обучения

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили необходимость всестороннего анализа культурологических аспектов управленческого педагогического общения как фактора подготовки студентов к предпринимательской деятельности [3].

Особый акцент при этом нами обращается на принципы бизнес-образования; методы освоения экономической культуры в высшем учебном заведении (в рамках бизнес-образования корпоративной личности); средства, используемые в процессе бизнес-образования; организационные формы данного вида образования в высшем учебном заведении

Методы и организация исследования Использованы эмпирические и теоретические методы исследования (прежде всего анализ и синтез).

В нашем исследовании мы опирались на научные подходы Ю.В Громыко, С.Д. Не-верковича, А. А. Поповой и Г.П. Щедровиц-кого в сфере формирования культуры рефлексивного мышления и технологии обучения в системе бизнес-образования в высшем учебном заведении. Особую роль также играли разработки в сфере технологии педагогической деятельности: В В Журавлев, П И Образцов, ГК. Селевко и др.

Объектом настоящего исследования являются государственные учебные заведения, функционирующие в условиях динамично развивающихся рыночных отношений в промышленно развитом регионе

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления конкуренцией высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Цель исследования заключается в разработке теоретико-концептуальных и практических положений технологизации обучения в системе бизнес-образования.

Указанная цель предопределила основные задачи исследования:

- исследовать теоретико-практические аспекты бизнес-образования;

- выявить особенности педагогической деятельности в системе бизнес-образования;

- разработать рекомендации по педагогическому управлению бизнес-образовани-ем в высшем учебном заведении.

Результаты исследования. На рисунке 1 представлена схема технологизации обучения в понятиях теории управления бизнес-образованием. Прежде всего речь идет о связи в системе «преподаватель - студент» (при наличии определенных каналов данной связи)

Обратная связь большой системы, представленной на рисунке 1, оценивает эффективность не только адаптационной, но и компетентностной модели специалиста экономиста-менеджера (с субмоделями профессиональной, процедурной, оперативной, личностной). Речь при этом идет о следующих элементах технологии обучения: презентация идей, творческие проекты, кейсы, портфолио, ролевые модели, обучение в командах. Особая роль

отводится проблемному обучению и бал-льно-рейтинговой системе подготовки кадров для той или иной сферы национальной экономики

На рисунке 1 указана также обратная связь малой системы. О сути ее и будет идти речь далее. И прежде всего это касается дидактических основ бизнес-образования (Таблица 1) Прежде всего это его принципы, методы, средства и формы.

Средства, используемые в процессе бизнес-образования, можно условно представить следующими группами: упражнения интеллектуального плана (порядка), факторы образования корпоративной личности, средства формирования установки на деловой успех [7] В этой связи термином «средство» мы обозначаем совокупность действий, реализуемых в образовательной деятельности в соответствии с названными ранее принципами и методами освоения экономической культуры личностью.

В таблице 1 названы также принципы, методы и формы бизнес-образования и формирования корпоративной личности, реализующей на практике полученные знания в высшем учебном заведении Их группировка также представлена нами по принципу от «общего к специфическому».

В качестве обобщения результатов нашего исследования отметим следующее.

1. Бизнес-образование - постижение смысла экономической культуры индивидом (личностью), в основе которой лежат ценности предпринимательской деятель-

Обратная связь большой системы

Указание _ Преподавательский состав • „ Обучающиеся в вузе Результат ^

2 „

¿ к Обратная связь

малой системы

Рис. 1. Технологизация обучения в понятиях теории управления; 1 и 2 - информационный и управляющий каналы прямого воздействия в системе бизнес-образования

Таблица У Дидактические параметры бизнес-образования

Параметр Содержательный аспект

1. Принципы Общие социально-экономические принципы бизнес-образования Общеметодические принципы бизнес-образования Специфические принципы бизнес-образования

2 Методы Общепедагогические методы Методы педагогического управления Специфические методы подготовки

3. Средства Средства интеллектуального плана (основные средства) Факторы образования творческой личности (вспомогательные средства) Установочные факторы (дополнительные средства)

4. Формы Лекционные формы обучения и воспитания Практические и семинарские занятия Самостоятельная работа студентов

ности, целями которой является получение прибыли, развитие собственного дела или ответственность или инициативность в системе корпоративного менеджмента [2]

Подчеркнем также: сколько культурных ценностей в рамках последнего, столько и видов бизнес-образования, получаемо-

го в рамках высшего учебного заведения (и прежде всего магистратуры и аспирантуры).

Подготовка к предпринимательской деятельности с позиций бизнес-образования -это технологический процесс, предусматривающий обязательное применение приемов преподавания, имеющих характер четко

i 1 г 2 г 3 г 1 4 г

Аксеологиче- Когнитив- Процессуально- Управле нческо-

скии ны и ком- технологиче- регулятивныи

компонент понент ский компонент компонент

Рис. 2. Структурные компоненты рефлексивной культуры бизнес-образования; 1-2-3-4-модельные параметры рефлексивной культуры в рамках данного образования

выверенных операций и действий Речь идет об определенном искусстве (и мастерстве), направленном на достижение делового успеха. Говоря иначе, технология обучения в бизнес-образовании представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно решать педагогические задачи с гарантированным качеством.

2 Педагогическая деятельность в системе бизнес-образования имеет свои особенности. Эффективность применения технологий обучения в вузе характеризуется ростом уровня профессиональной культуры за определенный промежуток времени (при этом качество обучения определяется уровнем достигнутых результатов и их соответствием предъявляемым стандартам). Дидактические средства обучения в бизнес-об-разовании подразумевают многообразие, гибкость, инновационность, ориентацию на практический учет реалий деятельности субъектов экономических отношений [6]. Проблема эффективности обучения бизнесу в сфере предпринимательской деятельности решается с позиций различных подходов: системного, деятельностного, управленческого, инновационного, культурологического, личностно-ориентированного.

В свете отмеченного интерес представляют структурные компоненты рефлексивной культуры бизнес-образования (рисунок 2) Имеется в виду следующее

Аксиологический компонент раскрывает рефлексивную культуру педагога как владение совокупностью педагогических ценностей. В ее структуре можно выделить следующие группы профессионально-педа-гогических ценностей: ценности - цели и ценности-средства.

Когнитивный компонент связан с теоретической и практической готовностью спортивного педагога к рефлексивной деятельности и отражает достигнутый уровень развития рефлексивных знаний, тенденцию их осмысления. В модели рефлексивной

культуры педагога он выполняет функцию своеобразного теоретического базиса, необходимого для выполнения рефлексивной деятельности.

Процессуально-технологический компонент. Наличие таких показателей, как способность к педагогическому творчеству, прогнозированию собственной тренерской деятельности, умение ее организовать, умение решать педагогические задачи и находить выход из проблемных ситуаций, умение проектировать нестандартные средства их решения, создание творческих методик, способность к формированию собственных инновационных элементов рефлексивной деятельности предполагают создание предпосылок для реализации процессуально-технологического компонента рефлексивной культуры тренера, что, в свою очередь, подтверждает неразрывные связи культуры и деятельности.

Управленческо-регулятивный компонент рефлексивной культуры призван поддерживать равновесие в системе рефлексивной деятельности, уменьшать влияние дестабилизирующих факторов в среде, тем самым удерживая и сохраняя инвариантность педагогических ценностей. Помимо этого, данный компонент выполняет связующую функцию между двумя «кооперирующими деятельностями», одна из которых представляет завершенный вариант с промежуточным результатом и выступает образцом для другой деятельности, а в результате их кооперации происходит перестройка формы деятельности (перенормирование).

Простейшим вариантом нормы в рефлексивной деятельности являются внутренняя и внешняя цели. Внутренняя цель осознается и формируется непосредственно самой личностью, ею осуществляется понимание и регуляция между различными компонентами деятельности как системы, происходит осознание, учет и выработка отношения к внешним целям и воздействиям, в результате чего они могут приобрести, а могут и не приобрести внутреннюю значимость для

личности, далее совершается выбор последующей деятельности. Внешняя цель формируется в зависимости от заказа на результат деятельности.

3 В процессе исследования разработаны рекомендации по педагогическому управлению бизнес-образованием в высшем учебном заведении. Формирование готовности студентов к предпринимательской деятельности происходит только при условии организации такой учебной деятельности, когда общение преподавателя и студентов носит управленческий характер при сохранении субъект-субъектной формы взаимодействия и отношений сотрудничества и партнерства. Подготовка студентов к осуществлению бизнеса проходит успешнее лишь при соблюдении следующих условий: формирование, осмысление и принятие студентами целей обучения; их ориентация в ценностях физкультурно-спортивной деятельности; установление партнерских отношений между студентами и педагогами. Критериями, позволяющими определить уровень готовности личности корпоративного менеджера к предпринимательской деятельности, являются: осознание целей предпринимательской деятельности, инновационный характер учебной деятельности; деловой стиль взаимодействия, владение технологией решения учебных задач со стороны ППС вуза, факультета и кафедры.

Заключение

1 Совокупность принципов бизнес-об-разования корпоративной личности отражает функциональный потенциал, социальные потребности и основные правила реализации структурных полномочий экономической культуры направленным использованием ее ценностей. Это три вида принципов, которые последовательно отражают общесоциальную, общеметодическую и специфическую направленность данного вида образования, обеспечивающего максимальную эффективность корпоративной деятельности и дальнейшего роста мастерства корпоративной личности

2. Успешная реализация процесса станов-

ления корпоративной личности и ее экономической культуры обеспечивается всей совокупностью общепедагогических и специфических методов, а также методов педагогического управления бизнес-образовани-ем в высшем учебном заведении Все эти методы и соответствующие им средства обеспечения наглядности способствуют пониманию и успешности формирования экономического образа мышления, основой которого являются ценности организационной и деловой культуры.

3. Эффективность формирования корпоративной личности и ее экономической культуры обеспечивается всей совокупностью адаптированных к бизнес-образованию средств. Это основные средства, направленные на интеллект, а также вспомогательные и дополнительные средства. Преимущества последних состоят главным образом в формировании ценностного отношения к организационной и деловой культуре, в оптимизации процесса овладения соответствующими ценностями, в повышении интереса и формировании на этой основе установки на деловой успех.

4. Система форм организации рассматриваемого нами процесса отражает единство обучающих, воспитывающих и развивающих взаимодействий в отношении формирования корпоративной личности и ее экономического образа мышления. Она позволяет оптимизировать соотношение и определить преимущественную направленность содержания названных форм в реализации социально и личностно значимых потребностей и способностей с позиций компетентностного подхода. Данные формы, имеющие явно выраженный адаптационный и рекреационный эффект, нацелены на формирование отраслевого потенциала на основе содержания комплекса педагогических условий для обеспечения эффективного и качественного бизнес-образования в высшем учебном заведении.

5. Бизнес-образование нами рассматривается как комплексное решение трех задач подготовки специалистов в вузе: инфор-

мационной, операционной, а также задачи, связанной с формированием гражданской позиции корпоративной личности (и прежде всего рефлексии и экономической культуры) Необходимость решения этих задач учитывалась нами при проведении мониторинга эффективности и качества бизнес-образования в высшем учебном заведении (в рамках его дидактической концепции)

В завершение отметим, что под методикой понимается установление конкретных закономерностей обучения, воспитания и развития корпоративной личности. Это также система принципов, методов, средств и форм овладения студентами необходимыми для своей дальнейшей жизнедеятельности компетенциями в сфере корпоративного менеджмента

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Вейнберг А. Д Новые бизнесмены России Реформы образования менеджеров / Пер с англ. Нью-Йорк: Либерти, 1996 159 с

2. Журавлев В.В. Культура педагогической деятельности в бизнес-образовании. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 201 с.

3. Методология социально-экономических и общественных систем. Магнитогорск: МГТУ, 2015. 140 с.

4 Попов АН. Культура управления в организациях пред пр и н и мател ьс ко го типа мик-ро- и макроуровня / А. Н Попов, Н. П. Виноградова. Костанай: КСТУ, 2009. 108 с.

5 Попова A.A. Экономика образования. Часть вторая. М : РАО, 2018 302 с

6. Экономика образования. Часть третья. Миниэкономика образования. М.: РАО, 2018. 248 с.

7. Эффективные инструменты познания культуры управленческой деятельности: Сборник трудов по результатам школы-семинара профессора А.Н. Попова Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. 131 с.

REFERENCES

1 Вейнберг А. Д Новые бизнесмены России Реформы образования менеджеров / Пер с англ Нью-Йорк, Либерти, 1996. 159 с.

2. Журавлев В.В. Культура педагогической деятельности в бизнес-образовании. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 201 с.

3. Методология социально-экономических и общественных систем. Магнитогорск: МГТУ

2015. 140 с.

4 Попов А Н. Культура управления в организациях предпринимательского типа мик-ро- и макроуровня / А. Н Попов, Н. П. Виноградова. Костанай: КСТУ, 2009. 108 с.

5 Попова А А Экономика образования. Часть вторая М:РАО,2018. 302с.

6. Экономика образования. Часть третья. Миниэкономика образования. М.: РАО, 2018. 248 с.

7. Эффективные инструменты познания культуры управленческой деятельности : сборник трудов по результатам школы-семинара профессора А.Н. Попова. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

2016. 131 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОПОВА Елена Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики промышленности и управления проектами Высшей школы экономики и управления ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», г. Челябинск E-mail: 73519045153@yandex.ru

БАЗЕЛЮ К Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры современных образовательных технологий ИОДО ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», г Челябиеск

E-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.