Научная статья на тему 'Эффективность самостоятельной работы студентов при обучении немецкому языку в высших учебных технических заведениях'

Эффективность самостоятельной работы студентов при обучении немецкому языку в высших учебных технических заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фактор успешности / мотивационная установка / языковая компетенция / алгоритм упражнений / навыки самостоятельной деятельности
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the factors with which the students" self-activity while learning German is the most effective are analyzed.

Текст научной работы на тему «Эффективность самостоятельной работы студентов при обучении немецкому языку в высших учебных технических заведениях»

УДК 378.147

ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЯХ

И.В. Г иренко, преподаватель, ХНАДУ

Аннотация. Анализируются факторы, при которых самостоятельная деятельность студентов при обучении немецкому языку, может быть максимально успешной.

Ключевые слова: фактор успешности, мотивационная установка, языковая компетенция, алгоритм упражнений, навыки самостоятельной деятельности.

Введение

Проверка знаний и умений студентов является такой же необходимой составной частью процесса обучения, как и объяснение нового материала и выполнение разнообразных упражнений, направленных на закрепление знаний и на развитие соответствующих навыков и умений по данному предмету. Проверка и учёт знаний является очень важной составной частью обучения иностранному языку.

При разработке методики учёта и контроля знаний и навыков по иностранному языку наиболее трудными оказываются:

1) определение удельного веса устных и письменных форм работы на уроках иностранного языка и при самостоятельной подготовке студента;

2) определение удельного веса и взаимосвязи фронтального и индивидуального опроса и их наиболее эффективных форм;

3) выработка рациональных приёмов проверки качества выполнения домашних заданий.

Анализ публикаций

Современным подходам к преподаванию иностранного языка в высших учебных заведениях всегда уделяется много внимания, особенно эффективным приемам активного обучения и совершенствования управления самостоятельной учебной деятельностью студентов с учетом достижений современных методик. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская считают, что в основе обучения иностранному языку должен лежать коммуникативный системно-деятельностный подход, так как он представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесен-ное обучение иностранному языку как средству

общения [1]. В результате такого подхода к обучению иностранному языку определяющими являются способы и приемы управления учебной деятельностью студентов на занятиях с преподавателем и в самостоятельной работе. При этом самостоятельная деятельность студентов рассматривается как «неотъемлемая и составная часть общей деятельности».

Т.Ю. Тамбовкина уделяет в своей статье внимание современным требованиям к усилению «автономии» (самостоятельности) обучаемых, которая создает условия и возможности для проявления инициативы. Учебная самостоятельность позволяет студенту «самому управлять процессом собственного образования», контролировать и оценивать уровень своей языковой компетенции, «осознавать личностную ответственность за принятые решения и результаты обучения» [2].

П.Б. Гурвич относит самостоятельную учебную деятельность студентов к основным общеметодическим принципам организации обучения иностранным языкам [3]. Автор считает, что при самостоятельном выполнении домашнего задания к каждому уроку значительно возрастает «показатель иноязычной активности обучаемого», что приводит к улучшению условий обучения иностранному языку.

По мнению З.М. Цветковой, самостоятельная учебная деятельность обучаемого является «необходимой составной частью процесса обучения» и должна быть направлена на закрепление знаний и на развитие соответствующих навыков и умений по иностранному языку. Положительная сторона этого приема заключается в том, что она повышает ответственность студентов за свои знания и развивает их волю [4].

Цель и постановка задачи

В педагогической литературе подчеркивается, что от умения организовать самостоятельную учебную деятельность студентов по изучению иностранного языка зависит качество подготовки будущего специалиста. Успешность такого вида учебной деятельности может быть достигнута в том случае, если обучить студентов приемам выполнения самостоятельных заданий, к каждому самостоятельному заданию разработать систему инструкций и опор. При этом важную роль отдается регулярности подготовки, мотивационным установкам и языковой компетенции.

Стимулирование самостоятельной деятельности студентов по изучению немецкого языка

Равноценность аудиторной и самостоятельной учебной деятельности может стать реальностью только при определённых условиях. Выполнение домашних заданий не всегда дает желаемые ре-зультаты,поскольку во многих случаях студентам предлагаются не те задания, не так как следовало они сообщаются, объясняются и контролируются.

Самостоятельное выполнение заданий студентом предусматривает использование определенных компетенций с целью успешного завершения ряда действий в конкретной области с определенными целями и соответствующим продуктом. Задания могут варьироваться и требуют большего или меньшего количества речевых действий. Они могут быть творческими (например, написание сочинения, изложения, реферата), игровыми (например, решение кроссвордов), базироваться на обмене информацией (участие в дискуссии, выступление с докладом, чтение писем и отправление ответов по электронной почте) и т.п. Степень сложности задания может быть различной: как совсем простой или, наоборот, чрезвычайно сложной. Для большей вероятности успешности выполнения самостоятельного задания студентам могут быть предложены и промежуточные задания [3].

Эти виды деятельности направлены на привлечение того, кто изучает язык, к реальному общению: они имеют смысл для студентов только в том случае, если являются целесообразными и посильными. Только при таком условии преподаватель может получить ожидаемый результат. Виды самостоятельной языковой деятельности также должны по возможности носить коммуникативный характер. Необходимо, чтобы студенты понимали эту деятельность, обсуждали ее и выражали свое понимание с целью достижения коммуникативной цели. Акцент необходимо сделать на успешности выполнения любого задания.

Можно обеспечить эффективное самостоятельное выполнение домашнего задания, активизируя сначала компетенции того, кто изучает язык. Например, во время постановки задачи или опре-

деления целей можно ввести необходимые лингвистические элементы, связав их с предыдущими знаниями или опытом, с целью активизации соответствующих когнитивных схем и оказывать содействие по планированию и подготовке выполнения задания [5]. Таким образом сокращается удельный вес процедуры выполнения и контроля, увеличивая шанс успешного самостоя-тель-ного выполнения задания как в количественном, так и в качественном плане.

Самостоятельное выполнение задания - это сложная процедура, которая предусматривает стратегическую взаимосвязь целого набора факторов, обусловленных компетенциями того, кто изучает язык, и характером задания. Подходы к одному и тому же заданию или виду деятельности могут значительно отличаться в зависимости от индивидуальности студента. Как следствие, трудности при выполнении поставленной перед ним задачи и стратегий, которые он выбирает для ее выполнения, являются результатом комбинации определенных факторов (общих и коммуникативных), которые входят в состав его компетенции и его индивидуальных особенностей, а также условий и противоречий, в которых выполняется задание. Поэтому преподавателю иностранного языка трудно с уверенностью прогнозировать степень трудности или простоты задачи, особенно при индивидуальном подходе к языковой компетенции обучаемых. При этом приходится определять средства для дифференциации и гибкости, для осознания и выполнения задания в соответствии с определенной учебной ситуацией [3]. Различный уровень компетенции обучаемых следует учитывать при анализе потенциальной трудности поставленного перед ними задания. Понятность и доступность задания облегчают его выполнение.

Повышение личной мотивации к самостоятельному выполнению задания может возникнуть в том случае, если самостоятельное задание адекватно реальным требованиям. Внешняя мотивация также играет определенную роль, например, в случае, когда успешное выполнение задания просто необходимо, чтобы сохранить или повысить в коллективе личностный статус или в условиях со -ревнования, или ради вознаграждения. Одним из важнейших факторов, который учитывается при определении адекватности поставленной задачи или необходимых изменениях его параметров, является уровень развития лингвистических ресурсов студента: уровень фонологических, лексических и грамматических навыков и умений, необходимых для успешного самостоятельного выполнения домашнего задания.

Домашнее задание в целом и отдельные его упражнения должны быть нацелены, прежде всего, на будущее [3]. Это означает, что большая часть упражнений домашнего задания должна быть нацелена на непосредственную конкретную

подготовку к одному из наиболее трудных заданий предстоящего урока. Это исключает необходимость «начинать урок с опроса». Опрос проводится, где домашнее упражнение необходимо как средство для преодоления трудностей соответствующего узлового упражнения. Однако, поскольку в методике ничего нельзя абсолютизировать, не все упражнения домашнего задания должны быть включены в последующий урок в качестве подготовки к какому-то его этапу. Вполне возможно, что работа над некоторыми упражнения домашнего задания может опрашиваться на следующем уроке традиционно. Выполнение домашнего задания не должно вызывать серьезных затруднений, поэтому предполагает подготовку к нему в конце предыдущего урока. Последнее упражнение урока в таких случаях может представлять собой опережающее выполнение фрагмента наиболее трудного домашнего задания с пояснениями преподавателя. При этом важное место занимает формирование типичных приёмов и действий - своеобразного алгоритма шагов выполнения соответствующего вида упражнений, которыми студенты часто не владеют. Как только появляется новый вид упражнений или условия практиковавшегося вида чем-то усложняются, тут же вновь должна расширяться подготовка к домашнему заданию в конце урока. Таким образом, вырисовывается наличие трёх важных этапов для успешного самостоятельного выполнения домашнего задания:

1) наличие упражнений в конце предыдущего урока для объяснения и предварения трудностей домашнего задания;

2) само домашнее задание, в основном подготавливающее то, что будет на следующем уроке;

3) совпадение опроса домашних упражнений с конкретной подготовкой к новому узловому упражнению на следующем уроке.

Остановимся теперь на самом домашнем задании. Первое требование к нему - это обязательное включение хотя бы одного письменного упражнения в домашнюю работу к каждому занятию. Необходимость такого требования определяется, прежде всего, тем, что в каждом акте письма синтезируется действие всех анализаторов, поскольку письмо неразрывно связано с внутренним про-говариванием. Что же касается устных упражнений домашнего задания, решающую роль может сыграть установка на выполнение их вслух. Такими упражнениями могут быть вопросно-ответные упражнения, упражнения на формирование вопросов, утверждений, упражнения на пересказ учебного текста - всё это должно быть выполнено вслух дома в речи обычной громкости. Ломка стереотипа студента выполнять домашние зада-

ния «в тиши» предполагает, прежде всего, твердую последовательную позицию преподавателя. Эффективность значительной части домашних упражнений прямо зависит от многократности их выполнения в убыстряющемся темпе до синхронности. Это относится к любым грамматическим и лексическим упражнениям, так как убыстрение темпа выполнения существенно влияет на формирование навыков. К таким домашним упражнениям можно заранее определить контрольное время их выполнения, а элемент занимательности обеспечивается тем, что опросу на следующем уроке придаётся характер состязания.

Выводы

Равная успешность домашних заданий и аудиторной работы по изучению немецкого языка посту -лирована при условии соблюдения трёхфазово-сти, в которой первая фаза - это введение, объяснение и обучение рациональным приёмам выполнения домашнего задания на предшествующем занятии, вторая фаза - домашнее выполнение с помощью тщательно продуманного методического аппарата опор и подсказов в соответствующем режиме: выполнение вслух, доминирующая роль письменного элемента, многократность с убыстрением темпа до синхронности и, наконец, третья фаза - придание опросу характера конкретноподготовительного упражнения к одному из узловых заданий следующего урока. Эти принципы должны значительно улучшить условия обучения иностранному языку как в аудитории, так и при самостоятельной работе студента.

Литература

1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная кни-

га преподавателя иностранного языка. -Минск: Изд-во «Вышэйшая школа», 1999. -522 с.

2. Тамбовкина Т.Ю. Автономия учащихся как

основа развития совершенного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. - 2004. - №3. - С.41-45, 78-80.

3. Гурвич П.Б. О четырех общеметодических

принципах организации обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.

- 2004. - №1. - С.24-28.

4. Цветкова З.М. Некоторые вопросы контроля и

учета // Иностранные языки в школе. - 2004.

- №7. - С.3-7.

5. Школаева С.Ю., Шерстюк О.М. Сучасш шдхо-

ди до викладання шоземних мов // 1ноземш мови. - 2001. - №3. - С.49-67.

Рецензент: В.А. Подминогин, профессор, к.фи-лол.н., ХГУ «НУА».

Статья поступила в редакцию 17 мая 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.